ред. А.А. Титов Указатель имен личных, названий географических и предметов 20 А. Авдеев (Овдеев), Алексей, дьяк судн. дворцов. прик. 312, 318. Авраамий , старец посельский 297, 314, 330. Авраамий , старец, чашник 310. Александровская слобода 321. Александр , старец 306. Александр , старец домовый, учужник-промышленник 320. Алексеевы : Василий, подьячий патриарш. дворцов. прик. 308; подьячий патриарш. дворцов. разр. 323. Гавриил, дьяк сыскн. прик. 305, 318, 324. Иван, дьяк пушкарск. прик. 323. Петр Григорьев, подьячий патриарш. дворцов, прик. 319, 322. Алексей св. митроп-т Всероссийский 25. Андреев , Яков, конюх стремянной 332. Андрей Первозванный , апостол 68. Андроник , старец, закощик 330. Анна , Матерь Пресв. Богородицы 75. Анна Михайловна , боярыня 61. Анофриев . См. Онуфриев . Антоновы : Влас, подьячий печати, прик. 316. Григорий, подклюшник. Уп. часто. Ардабьев , Василий, старый подьячий казен. дворца 323. Арнаутов , Иван, с. бояр. 322. Артемьев , Лука, подьячий поместн. прик. 321, 331. Астрахань , гор. 305. Афанасий , игумен Песочнаго м-ря 314. Б. Баженов , Афанасий, подьячий суднаго владим. прик. 324. Базыкины : Андрей, стряпчий домовых дел 60, 64, 65, 296, 306. Василий, подклюшник 52, 83, 130, 300. Байсаренов , Илья, конюх стряпчий 320. Баскаков , Матвей Григорьевич, дворецкий 51, 56, 60, 64, 65, 68, 120, 128, 130, 146, 149, 198, 226, 231, 233, 236, 239, 244, 278. Батыщики 180. Березицкий , Сергей, двор. патриарш. домов. 300. Берешковская слобода 115, 334. Бестужев , Иван Петрович, стольник 307. Бобынин , Терентий, молодой подьячий житнаго двора 305, 330. Богданов , Иван, подьячий судн. владим. прик. 323. Болдырева пустынь 331. Борисов , Степан, подьячий патриарш. разр. 335. Борняков , Иван, стольн., судья земск. прик. 310, 313, 325. Боровитиновы ; Козма, двор. патриарш. домов. 301, 309, 321, 327. Осип, двор. патриарш. домов. 300. Бронницы , село 335. Брянск , гор. 328. Бужениновы : Аксинья, вдова дворянина 301. Кондратий, двор. патриарш. домов. 301, 311, 327. Иван Иванович, двор. патриарш. домов. 301. Лукерья, вдова дворянина 301. Михаил 304. Булгаковы : Иван Степанович, двор. патриарш. домов. 301. Иосиф, монах, конюшенный 55, 79. Иосиф, монах, судия дворц. прик. 1, 209, 244, 251, 296, 303, 329, 331. Матвей, клюшник 53, 97, 300, 305, 306, 308. Бурков , Кирилл 331. Бутурлин , Иван Иванович, стольн. 65. Беляевы : Иван Васильевич, двор. патриарш. домов. 301. Семен Васильевич двор. патриарш. домов. 300.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Указатель имен А ввакум Петров, протопоп, идеолог старообрядчества, писатель – 386, 395, 396, 414, 418, 425, 431, 435, 446, 452, 453, 474, 478–481, 496, 497, 552, 625 Авессалом, сын царя Давида, библ. – 103, 220, 344, 611, 612 Авраам (Авраам Странноприимец), патриарх, библ. – 12, 81, 83, 93, 98, 132, 196, 198, 209, 215, 249, 323, 326, 333, 338, 472, 565, 597, 599, 604 Авраамий, волоколамский старообрядец – 385–388, 402 Авраамий, инок, писатель-старообрядец – 414 Авраамий (Аврамий), казначей, затем игумен Спасо-Воротынского монастыря – 8, 127, 245, 398, 534 Авраамий, монах юрьевецкого Успенского монастыря – 405 Авраамий, «раскольнический патриарх " » – 391 Авфония, «нечестивый еврей» – 614 Адам, первый человек, библ. – 93, 209, 332, 333, 584, 596, 599, 604 Адриан, паломник, спутник Иоанна Лукьянова – 21, 258, 397, 399, 509 Адриан, русский патриарх – 467, 579 Адриан (Андреян), волоколамский старообрядец (см. Авраамий) Адрианова-Перетц В.П., исследователь фольклора и литературы Древней Руси – 446, 448, 480, 496, 625 Азарий, св. – 7, 562 Аксаков И.С., писатель и издатель – 484, 623, 624 Алевиз Фрязин, итальянский архитектор – 609 Александр, дьяк, писатель-паломник – 476 Александр, дьякон из Нерехты – 406 Александр, переводчик (см. Шкарлат Александр) Александр, старообрядческий священник 385 Александр, сын Симона Киринея – 99, 340, 608 Александр Македонский, царь Македонии, великий полководец – 592 Александр Михайлович , великий князь Тверской – 572 Александровский М., исследователь, историк церкви – 397, 620 Алексеев И., исследователь – 402, 415 Алексей, старец, старообрядец – 391 Алексей Комнин, византийский император – 569 Алексей Михайлович, русский царь – 424, 588, 621 Алексей Петрович, царевич, сын Петра I – 405, 585 Али, пророк – 607 Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря, древнерусский художник, св. – 570 Алкей, древнегреческий поэт – 616 Алферов (Ольферов) С.Т. – 16, 137, 253 Аммон, сын Лота и его дочери, библ. – 599 Аммон, сын царя Давида, библ. – 611

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Комедия о настоящей беде... «Борис Годунов» в постановке А.В.Грунтовского 06.11.2012 682 Время на чтение 11 минут В Петербурге в духовно-просветительском центре Александро-Невской Лавры состоялся премьерный показ фильма, зафиксировавшего спектакль «Борис Годунов» Театра народной драмы (Русский православный театр). Реж. А.В.Грунтовский (отмечен дипломом «За лучшую режиссуру» на 6-м православном театральным фестивале. В ролях: Григорий Отрепьев - Евгений Гуреев. Марина Мнишек - Елена Дельвер (диплом «За лучшую женскую роль»). Борис Годунов - Роман Тихомиров Хозяйка корчмы - Наталья Богданова Царевна Ксения - Лидия Скударева Царевич Федор - Федор Грунтовский Басманов - Петр Захаров Шуйский, Думный дьяк, отец Варлаам - Мирослав Николаев Воротынский, Пушкин , отец Мисаил - Павел Соколов Пимен, Патриарх, Юродивый - Андрей Грунтовский куклы - Владимир Матросов (диплом «За высокое мастерство в работе с куклами»). Этот театр играет в пространстве точки. Может быть, из-за малого пространства этой сцены, в прошлом Святодуховского храма (в Александро-Невской лавре, где отпевали Ф.М. Достоевского). Малое простанство сцены, однако, не ограничивает пространство действия, напротив, подчеркивает его бесконечность. Шекспировский аскетизм декоративных средств, именно малое пространство сцены усиливает основной эффект спектаклей, воссоздающих Запечатленные мгновения русской поэзии - на материале поэзии Пушкина, Есенина, Шергина, Шукшина, Рубцова. В спектакле «Борис Годунов» используется пространство площади сундука в центральной точке зрительской перспективы, в которой происходит действие, и пространство России, воображением зрителя уместившейся на подлинной географической карте, составленной царевичем Феодором Борисовичем и изданной в Амстердаме в 1613 году Гесселем Герритсом. Пушкин построил на этом историческом факте сцену «Царские палаты»: «Царевич, чертит географическую карту» - Чертеж земли московской; наше царство Из края в край. Вот видишь: тут Москва ,

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/07/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Памяти протоиерея Александра Меня Диакон Владимир Василик размышляет о творчестве протоиерея Александра Меня в связи с 20-летней годовщиной со дня его убийства 07.09.2010 2726 Время на чтение 7 минут Близится 20-летие со дня страдальческой кончины протоиерея Александра Меня . Как при жизни, так и по смерти он был и остается «знаменем пререкаемым». С одной стороны из либерального лагеря ему раздают похвалы, с другой стороны не менее силен хор тех, кто критически относится к его наследию и взглядам, высказываемым им. В их числе можно упомянуть протодиакона отца Андрея Кураева. Показателен раздел в его книге «Оккультизм и Православие» под названием «Заблудившийся миссионер». Нас разделяет, конечно, временная дистанция, хотя она и весьма мала, но мы отчасти уже можем приблизиться к трезвому взгляду на наследие отца Александра Меня. Мы уже можем приблизиться к пушкинскому летописному взгляду: «Так точно дьяк, в приказах поседелый, Спокойно зрит на правых и виновных, Добру и злу внимая равнодушно, Не ведая ни жалости, ни гнева». Что в отце Александре Мене привлекало? Привлекала, безусловная, его миссионерская открытость, его готовность проповедовать, его желание приобщить к вере Христовой многих и многих. О нем есть очень точное высказывание: «Отец Александр был миссионером среди самого дикого племени - советской интеллигенции». Автор этого высказывания, конечно, не знал, что бывают ещё более дикие племена, например, постсоветская буржуазия. Но высказывание точное. Многие обязаны отцу Александру своим воцерковлением, своим обращением к Христовой вере. Другое дело, что многие, которых он обращал к вере, к сожалению, потом отпали, потому что так и не стяжали должной укорененности и определительности в вере Христовой. К сожалению, интеллигентские и, не будем бояться этого слова, национальные революционные комплексы взяли верх над теми христианскими началами, которые пытался прививать отец Александр. Тем не менее, многие были ему многим обязаны. Хочется вспомнить бессмертные стихи Галича:

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/07/pam...

А.И. Никольский Минеи служебные месячные 323. Минея, месяц январь , в лист, 135 лл., в два столбца, полууставом XV–XVI вв., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–7 приписка скорописью: «Сия книга Минея церкви Покрова Богородицы на Шиленге». 324. Минея, месяц январь , в четвертку, 327 лл., полууставом XV–XVI вв., в кожаном тисненом переплете. 327 л. порван. Ha 1 листе приписка: «Сие Минеи дал в дом Пречистой да Николе чудотворцу от Троици из Сергиева манастыря Иасае бывшей владыка по собе и по своих родителех при строителе Селивестре лета 7078 (1570) июля и те 5 Минеи взяты у Троицы в Сергиеве манастыре у старца у Ондраяна у Заборовсково и всех Миней дано к Николе 6 во шти книгах». 325. Минея, месяц январь , в четвертку, 511 лл., полууставом нескольких почерков XVI в., в кожаном переплете. 7 лист позднее вставлен. На полях внизу листов 1–7 приписка: «Сия книга Минея церкви Николая что» ...». Между прочими под 14 января служба Савве Сербскому (274 об.–310 об.). 327. Минея, месяц январь , в четвертку, 339 лл., неполная, полууставом XVI в., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 48, 70 и 71. Рукопись начинается 1 января; нет службы 14 января. За службою 31 января следует служба 3 января. 328. Минея, месяц январь , в четвертку, 328 лл., полууставом XVI в., в кожаном переплете. Из служб славянским святым одна под 14-м января – Савве Сербскому (163 об.–178 об.). 329. Минея, месяц январь , в четвертку, без начала, 302 л., полууставом XVI в., с одною нижнею доскою переплета. На 302 л. запись полууставом: «Списана бысть сия книга Миния месяца декабря в 13 лета 7096 (1508)». Рукопись начинается с продолжения службы 1-го января. 330. Минея, месяц январь , в четвертку, неполная, 299 лл., полууставом XVI в., с разрисованными буквами, в порваном кожаном переплете. На полях внизу листов 1–6 приписка древнею скорописью: «Сия книга Вологодского уезда от церкви Николая чудотворца что в селе Туронтаеве». 331. Минея, месяц январь , в четвертку, неполная 447 лл., полууставом XVI–XVII вв., в кожаном переплете. 1–5 листы порваны с ущербом для текста. На полях внизу листов: 2–33, 36–37, 39–41 две приписки скорописью: 1) «178 году декабря в 25 день дал сию книгу Минею месяц генварь в дом Всемилостивого Спаса и чудотворца Сергия думной дьяк Александр Степанович Дуров»; 2) «лета 7138 (1630) маия в 2 день по своих родителех а подписал на сей книге по ево приказу. Продал сию книгу месяц генварь приказу Казанского уезда подъячей Иван Шапкин тот жа староста Иван Лошаков. А яз диякон Федот руку приложил». Ha 447 л. еще приписка: «Продал сию книгу безмесной поп Марка а подписал сам своею рукою».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Это один из самых лучших проектов РНЛ» Протоиерей Геннадий Беловолов о цикле роликов «Русские герои» 26.12.2012 728 Время на чтение 4 минуты Просмотр сюжетов о русских героях , которые с недавнего времени стали размещаться на РНЛ, вызвал «много дум». Просматривая их, понимаешь, что наше национальное достояние - это отнюдь не АОО «Газпром», а наши святые и наши герои. Если о святых хранит память Церковь, напоминает о них публикациями их житий, то героям повезло меньше. К сожалению, мы видим факт практически полного забвения большей части русских героев. Это особенно понимаешь, когда смотришь эти небольшие ролики. Каждый, наверное, смотрит их с одной стороны с чувством восхищения и восторга – какие были люди! С другой стороны, присутствует чувство стыда и укора от того, что мы их не знаем. Надо признать, что фонд русского героизма сегодня забыт и не востребован. Это одна из наших национальных трагедий. Когда я смотрел эти фильмы, то не покидало чувство предательства по отношению к ним. Большинство из них пролили кровь, отдали жизнь, жертвовали всем беззаветно любя Родину. По сути это всё было сделано для нас, но мы о них не знаем. Хочется сказать, что это один из самых лучших и значимых проектов РНЛ. Это настоящий прорыв и открытие , которое, безусловно, носит общенациональный масштаб, потому что ничего подобного я, по крайней мере, не знаю на других информационных ресурсах. Если бы в нашем государстве было всё нормально с идеологией, то этот проект должен был идти на центральном телевидении как национальная программа. В уходящем году, который был объявлен годом русской истории, каждый день должен был бы начинаться с показа такого сюжета о русских героях. Представление о героях у нас страшно искажено. Большинство имен просто навязано людям. Например, если спросить о том, кого люди знают из помещиков, то большинство назовет пресловутую Салтычиху, которая порола крепостных. Естественно не упоминается, что она была строго осуждена и сослана на каторгу Императрицей Екатериной II. «В 1768 году рядом с Лобным местом у позорного столба стояла помещица Дарья Салтыкова - знаменитая Салтычиха, насмерть замучившая как минимум 138 своих крепостных. Пока дьяк зачитывал с листа совершенные ею преступления, Салтычиха стояла с непокрытой головой, а на ее груди висела дощечка с надписью " Мучительница и душегубица " . После этого ее отправили на вечное заточение в Ивановский монастырь». Если спросить о положительных героях, то и тут наследие советского периода дает о себе знать. Многие будут называть Павку Корчагина, Зою Космодемьянскую и Александра Матросова. Это и есть горизонт героизма в общественном сознании. То, что сейчас делает РНЛ, я бы сказал, просто раздвигает просторы и горизонты русской истории.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/12/26/et...

(из истории русской церковной мысли ) Слово «иосифляне» обычно напоминает страстную полемику между стяжателями и не стяжателями по вопросу о монастырских земельных владениях. Но уже двадцать лет тому назад о. Г. Флоровский заметил, что этот спор, начатый по настоянию Ивана III на соборе 1503 г. преп. Нилом Сорским , вовсе не был знаменательным для мировоззрения обеих сторон. Полемика об имениях вообще давно ушла в историю. Основные установки обеих сторон остаются, однако, важными и для нашего времени. Они часто определяют и наш подход к проблеме взаимоотношений церкви и мира. «Иосифлянская» идеология начала складываться, как это часто случается, еще до того, как сам преп. Иосиф Санин (1439–1515), основатель и игумен Волоцкого или Волоколамского монастыря, стал главой большого церковного движения. Уже в деятельности св. Пафнутия Боровского (ум. в 1477 г.), наставника самого Иосифа, выступают черты, характерные и для его ученика. Оба отличные хозяева и организаторы, оба сторонники строгой монастырской дисциплины, оба активно помогают страждущим мира, оба решительные защитники церкви. Св. Пафнутий, за свое осуждение отпада Московской Митрополии от Константинополя, даже попал в заключение. Другим предшественником, а позже союзником Иосифа Волоцкого , был архиепископ Геннадий Новгородский (арх. от 1484 до 1505), которому пришлось защищать церковь и от конфискаций церковных земель Иваном III и от разрушительной работы еретиков-жидовствующих. После присоединения Новгорода, уже в 1478 году, Иван III начал конфискацию церковных земель новгородской епархии. В 1487 г. арх. Геннадий раскрыл ересь жидовствующих. Еретики выступили против догмата св. Троицы, почитания Спасителя и святых, против икон и таинств. Они были особенно опасны ввиду того, что они не проповедовали открыто своей ереси, а действовали тайно, стремясь обратить в свою веру верхушки общества. Ряд представителей духовенства, в том числе может быть и сам митр. Зосима, примкнул к еретикам. Жена сына и наследника Ивана III Елена Волошинка и дьяк Ф. Курицын, глава московской дипломатии, тоже были соблазнены в ересь. Даже сам Иван III, не то по личным симпатиям, не то по государственным соображениям, поддерживал жидовствующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Из множества примеров молитвы святых за живых самый поразительный тот, по поводу которого установлен в России праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В житии св. Андрея так говорится об этом: «Некогда во время совершения всенощного славословия в храме во Влахернах (где хранилась риза Богоматери с омофором и частию пояса) пришел туда блаж. Андрей. Был там и Епифаний, один из его учеников, с ним. В четвертый час ночи блаж. Андрей видит своими очами величественную Жену, идущую от царских врат со страшною свитою, из коей честный Предтеча и сын грома поддерживали ее своими руками, а многие святые в белых одеждах предшествовали ей, иные последовали, поя гимны и духовные песни. Когда она приблизилась к амвону, преподобный, пришед к Епифанию, сказал: «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» – «Вижу, отец мой духовный!» отвечал тот. И когда смотрели, Она, преклонив Свои колена, молилась на долгий час, обливая слезами Свое боговидное и пречистое лице. Окончив здесь молитву, подошла к престолу и молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы сняла с Себя, блиставшее на подобие молнии, великое и страшное покрывало, которое носила на пречистой главе Своей, и держа его с великою торжественностию Своими пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи (святые Андрей и Епифаний) довольное время смотрели на сие распростертое над народом покрывало и блиставшую на подобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Ее, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с Собою, Она оставила благодать бывшим там». В житии св. Андрея не определено точно время, когда было ему видение; но видно, что оно было под конец его жизни; следовательно около половины X века, а не во время вторжения сарацын в греческую империю в 909 году. Праздник Покрова Богородицы установлен в России, а не в Греции: в греческих записях о жизни святых нет и намека на этот праздник в Греции. В России он установлен не позднее XII века (не позднее 1148 года). Замечательно, что видение Богоматери было св. Андрею, родом славянину, и праздник Покрова установлен и совершается в славянских землях. В самом же Царьграде, хотя не было этого праздника, но помнили видение, бывшее св. Андрею: во Влахернской церкви была икона Божией Матеря в том виде, в каком Она явилась св. Андрею. Дьяк Александр, в конце XIV века, путешествовавший в Царьград, пишет о Влахернской церкви: «Тута есть икона св. Богородицы, юже виде св. Андрей на воздусе за мир молящуся». (Из «Полного месяцеслова востока», архим. Сергия, т. II, часть 2 стр. 312 – 314).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Москва. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве. Карта и ближайшие объекты Первые документальные свидетельства о подмосковной деревне Братцево относятся к XVII в. С 1618 г. хозяином Братцева являлся дьяк Александр Иванов, а с 1626 г. – астраханский воевода Алексей Зубов. В 1657 г. владельцем имения становится боярин Богдан Матвеевич Хитрово, крупный чиновник, военачальник, царедворец и просто богатый землевладелец. При нем в Братцево осуществляется крупное строительство, в том числе каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Алексея Божьего человека. В XIX столетии храм подвергся существенным перестройкам. Алексеевский придел сломали, на его месте выстроили новый, во имя Иоанна Златоуста. Алтарную часть увеличили пристройкой портика с четырьмя колоннами. С западной же стороны к церкви примкнула колокольня, под которой был вход в церковь. В начале XX в. князья Щербатовы, последние владельцы имения, добивались слома колокольни, требовавшей ремонта. Однако Императорская археологическая комиссия выступила против, и колокольня существовала до 1928 г. Храм был закрыт в начале 1930-х гг. В частично перестроенном здании храма в середине 1960-х гг. находилась фабрика по изготовлению красителей, затем склад. Богослужения в храме были возобновлены в январе 1993 г. Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве церковь (улица Саломеи Нерис, дом 4, корпус 2). Построена в 1672 г. на средства видного деятеля царствования Алексея Михайловича оружничего Богдана Матвеевича Хитрово, владевшего селом Куркино. Иконы для иконостасаа были созданы выдающимися иконописцами Оружейной палаты Григорием Зиновьевым, Федором Козловым, Никитой Павловцем, Иваном Филатьевым. Ныне эти святые образа являются частью коллекции Третьяковской галереи. Снаружи храм был украшен разноцветными изразцами, часть которых сохранилась в закомарах и на фасадах. Он имел шатровую колокольню, разобранную в 1920-е гг. В северном приделе был устроен престол во имя преподобного Алексия, человека Божиего, – небесного покровителя царя Алексея Михайловича. В 1780 г. село стало собственностью графа А.С. Строганова. В это время в Покровской церкви появился придел Сретения Господня.

http://sobory.ru/article/?object=03263

«На листе 2-м изображение Иисуса Христа, в левой руке держащего Евангелие, а правою благословляющего. По сторонам Его представлены два павлина. Изображение Спасителя и другие украшения значительно обветшали. На обороте в фигурных рамах, за которыми на полях изображены павлины и другие птицы, написано золотом предуведомление писца. «Великый в князих князь Святослав, вожделанием зело вожделав, держаливый владыка обавити покръвеныя разумы в глубине многостръпътьных сих книг премудраго Василия в разумех, повеле мне, немудруведню, прмену сътворити речи инако, набдяща тожьство разум его; яже аки бъчела любодельна с всякаго цвета псанию събрав акы во един сот в вельмысленое сердце свое проливает, аки сът сладок из уст своих пред боляры, на въразумение тех мысльм являяся им новый Птоломей, не верою, нъ желание паче и събора деля многочьстьныих божественных къниг всех, имиже и своя клети испълнь, вечную си память сотвори еже памяти вину восприяти (за неимением далее места, конец подписи дописан на лицевой стороне листа, пред изображением Спасителя). Буди христолюбивей души твоей во отъмьштение веньцем в непрьбрьдомый век веком аминь». В конце рукописи эта подпись повторена, с прибавлением в начале: «в лето 6581 написа Иоанн дьяк изборник сей великому князю Святославу». Но как в этом прибавлении все слова, начиная с «Иоанн» до «Святославу», так и встречающееся в самой подписи имя: «князь Святослав» писаны по скобленому; между тем год письма 6581-й означен первоначальною рукою и не потерпел изменения. Отсюда можно было догадываться, что рукопись первоначально была писана не для Святослава. Впоследствии найден был проф. Шевыревым, между рукописями Кириллова Белоезерского монастыря, список сего Изборника, где первые слова читаются так: «великий в царех Симеон», и все похвалы за любознательность и собирание книг относятся к лицу этого князя Болгарского, известного книголюбца. 1261 Отсюда видно, что русский переписчик 1073 года вполне перенес в свой список подпись болгарского списка, заменив только имя Симеона именем Русского князя, для которого списывал. И как «великим в князех» в России в 1073 году был сначала Изяслав, потом изгнавший его Святослав, и имя Святослава, как уже сказано, писано по скобленому, то очень вероятно предположение г. Шевырева, что рукопись первоначально была писана для Изяслава, потом уже досталась она Святославу, который и приказал повторить ту же подпись в начале рукописи, где его имя читается не по скобленому, и где изображен он сам со всем своим семейством.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010