Это мастер Дионисий. «Из дошедших до нас монументальных росписей рассматриваемой эпохи, наиболее показательным является ансамбль сохранившихся полностью фресок Ферапонтова монастыря, выполненных Дионисием с сыновьями в 1501 году. Основной строй росписи Дионисия – это внутренняя просветленность, умиленность бытием, благословение мира, это задушевная теплота, глубокое сочувствие человеку и человеческому, душевный строй, столь родственный настроениям проповедей Франциска Ассизского и живописи итальянского треченто, готических художников Сиены, Пизы, Венеции. Образы, созданные художником, не угнетают, не принижают, не устрашают зрителя, но скорее возвышают человека, вызывают к нему симпатию и любовь, пробуждая не ужас, а надежду. Моральный пафос Дионисия – в мотивах оправдания, прощения, заступничества, искупления, исцеления страждующих». «Дионисий – прямой наследник Рублева, но вместе с тем у него собственно «готический» элемент явственно превалирует над «классическим». Он несравненно ближе утонченному эллинизму Праксителя, чем идеальному миру памятников Периклова века, с которыми в какой-то степени перекликается величавое искусство Рублева. Уже не пластика, не созерцание, но музыка и лирический порыв составляют подлинную основу живописи Дионисия»... «В XV веке в России появляются и разрабатываются иконы, воплощающие в живописных образах песнопения: «О Тебе радуется», «Похвала Богоматери», «Да молчит всякая плоть», «Достойно есть» и др., прославляющие благость, полные пафоса соборности, объединения всего живого – от человека до зверя и растения. Эти радостные гимны прекрасному бытию впервые (из дошедших до нас) появляются на стенах храмов и росписях Дионисия в Московском Успенском соборе и Ферапонтовой монастыре. Больше того, в основу системы своих росписей Дионисий кладет не «историческое» и не логико-догматическое следование, а развертывает основной (2-ой) их ряд, как сюиту иллюстраций к акафисту Девы Марии, так что даже привычные сцены «Благовещения», «Сошествия во ад» и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

«Пято–шестой» собор (692 г.) рекомендовал художникам отходить от символов раннего христианского искусства, таких как Агнец, и заменилъ их тем, что они предвосхищали: человеческим лицом Христа. Образ нового Иерусалима, который лежит в основе иконы, «не имеет нужды ни в солнце, ни в луне… ибо слава Божия осветила его» (Откр 21:23). Поэтому и в иконе свет не исходит из точно определенного источника, он присутствует повсюду, не отбрасывая тени, все кажется освещенным им изнутри. Композиция иконы строится по принципу обратной перспективы: линии не сходятся в одной «конечной точке», на горизонте, где обрывается падшее, разделяющее и порабощающее пространство, они расширяются в сиянии, от славы к славе. Когда икона изображает какую–либо сцену, она связывает в литургической одновременности те моменты, которые, будучи в реальности удалены друг от друга, здесь соседствуют друг с другом. Так, на иконе Рождества Христова мы видим ангелов, возвещающих пастухам радостную весть, путешествующих верхом волхвов, Младенца, лежащего в пещере (и это уже предвосхищение сошествия во ад Страстной субботы), того же Младенца на руках повитух, купающих Его в почти крестильной купели и т. д. Икона обладает не только учительной ценностью, но и «таинственной», которая скрепляет печатью благословение Церкви. Она также открывает богословию иную перспективу, нежели понятийная, она являет слово на невертуальном уровне. Искусство иконы хорошо известно западной традиции, по крайней мере, до треченто (XIV в.). В последующие века Запад, который открывает, исследует и освобождает человеческое, предпочитает этому искусству преображения то, что я назвал бы искусством исхода, в котором выражается поиск, тревога, чувственность, но и прозрения человечества. И эти прозрения иногда спонтанно вновь обретают дух иконы, это мы видим в разные эпохи от Фра Анжелико до Рембрандта и Руо. Сегодня Запад переживает упадок религиозного искусства, которое превратилось в сентиментальное и пиетистское, но это открывает иконе путь в католические храмы и даже в протестантские кирхи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

Каухчишвили Н. П. А. Флоренский и итальянское Треченто. Studia Slavica Hung. Budapest, 1989. 35 (12). P. 4559. Каухчишвили H. M. Теория имен П. А. Флоренского и древнерусский ономастикой в художественной литературе XIX в. Русский язык за рубежом. М., 1992. 1. С. 8489. Кольман Е. Против новейших откровений буржуазного мракобесия. Большевик. 1933. 12. С. 8896. Копелиович А. Мир Флоренского. Простор. 1990. 10. С. 190194. Кравец С. Л. Место эстетики в философии Павла Флоренского. Общественная мысль: Исследования и публикации. 1993. Вып. III. С. 3149. Крючков Д. Московское любомудрие. Книжный угол. 1918. ?, С. 1417. Купченко В. П. Поэт и священник (К истории взаимоотношений М. Волошина и П. Флоренского ). Acta Universitatis Szegediensis de Attiia Jozef nominatae. Szeged, 1988. T. 19[a]. S. 263269 (ср.: Минувшее. Париж, 1988. Т. 6. С. 325333). Левин И. Д. 19011984. «Я видел Флоренского один раз...». Вопр. философии. 1991. 5. С. 6065. Предисл. к публ. Ю.И.Левина. С.5860. Лежнева В. В. Критика попыток реанимации современным православием идей П. Флоренского о нравственном идеале. Научный атеизм: Идеал и мировоззрение. Пермь, 1988. С. 8894. Лепачин В. В. Статья «Термин» П. А. Флоренского. Acta Universitatis Szegediensis de Attiia Jozef nominatae. Szeged, 1986. T. 18. С 227231. Лихачев Д. С. Об авторе. Декор, искусство. М., 1982. 1. С. 25. Лосев А. Ф. В поисках смысла. Вопр. литературы. 1985. 10. С. 205231 (о Флоренском см.: с. 212, 217 сл.). Лосев А. Ф. Вспоминая Флоренского. Лит. учеба. 1988. 2. С. 176179. Лосев А. Ф. П. А. Флоренский по воспоминаниям Алексея Лосева . Контекст-90. М., 1990. С. 624. М. Л. Письма о русском богословии. Церковная правда. Берлин, 1914. С. 422429; 1916 (заключит, номер). Мишина Н. Русский Леонардо. Правда. 26. 01. 1989. 26. С. 6. Модестов Е. Г. (Б. И. Иванов ). Флоренский и его советские годы. Мосты. 1959. 2. С. 419434. Молок Ю. А. «Словарь символов» Павла Флоренского: Некоторые маргиналии. Сов. искусствознание. М., 1990. Вып. 26. С. 322343.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

А вот йогов и учеников Рерихов, теософии Блаватской, вот этих я знал. Они посходили с ума, буквально в больницу попали, кто повесился, кого убили, семьи пораспадались, подсели на тяжелую наркоту, один умер от неправильно сваренного " винта " , это всё точно, я думаю, как-то связанно. Связанна их злая судьба и их увлечения и верование. Тут ведь как... Что русскому хорошо, то немцу смерть. Там в Индии, они тысячи лет на этой волне гоняют и им не вредит, в Ганге вон купаются в костях и пепле мертвецов и ничего. Но приедет индус сюда, искупается в Москва реке и умрет. У нас есть православное благочестие. Это лучше. Владислав 3 июля 2015, 09:09 На мой взгляд, статья недостаточно тонко различает отпадение от Божественного и неисповедимость путей Господа. Но на всё воля Твоя, Господи! И в этой связи хочется процитировать Евангелие от Матфея (5:43-48): " Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего (Лев.19:18). А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, ду будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный " . гость 26 июня 2015, 22:10 Для Олега Романа и других: Среди спортсменов есть много православных, если Вы их не знаете, то это не значит, что их и вовсе нет. По поводу занятий йогой или что-либо брать из неё и пр. ереси: скорее всего вы просто невнимательно прочли статью Валерия Духанина. Ведь ясно же написано - нельзя прилепляться к чуждому, иначе смерть. К Богу прилепимся, к Господу нашему Иисусу Христу. Если б Валерий Духанин описал те ужасы и мучения, проблемы с головой, в личной жизни и пр., которые испытывают люди после занятий этой самой йогой - то здравомыслящий человек бежал бы от этого, сжег бы брошюры и книги. Просто нужно собрать эдакий сборник случаев из жизни, " послевкусие от йоги " , тогда посмотрим на " добровольцев " охочих до йогических практик, валеологических - их бы и след простыл.

http://pravoslavie.ru/67749.html

Бог Всеправедный: Он в высшей степени справедлив. Каждый человек раньше или позже получит то, что он заслужил. Бог Всеблаженный, Он пребывает в вечном блаженстве и дает радость и блаженство любящим Его. В первом члене Символа веры Бог назван Вседержителем, потому что Он все существующее содержит в Своей силе и Своей воле. Слова «Творца небу и земли, видимым и невидимым» говорят о том, что все сотворено Богом, видимый мир и невидимый (или духовный, к которому принадлежат бесплотные духи- ангелы). Бог един по Своему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой – Троица единосущная и нераздельная. Это единство Трех, бесконечно любящих Друг Друга Лиц. Взаимное отношение между Лицами Пресвятой Троицы состоит в том, что Бог-Отец не рождается, не происходит от другого лица ; Сын Божий рождается от Бога Отца ; Дух Святой исходит от Бога-Отца . Все Три Лица Пресвятой Троицы, по существу и свойствам, совершенно равны между Собой: Бог-Отец есть истинный Бог, и Бог-Сын есть истинный Бог, так и Бог Дух Святой есть истинный Бог, но все три Лица это не три Бога, но единое Божество, единый Бог. Единство Святой Троицы − это тайна, непостижимая для человеческого ума. Мы веруем в нее, потому что так научил нас верить Господь Иисус Христос, Сын Божий. Посылая апостолов на проповедь, Он сказал: « Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Ду ха» (Мф.28:19). Второй член Символа веры И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Господь Иисус Христос есть Единородный Сын Божий, то есть единственный Сын Бога-Отца, рожденный из существа Отца. Как свет рождается от света, так от истинного Бога-Отца рождается истинный Бог-Сын. Сын Божий имеет ту же Божественную сущность, что и Бог-Отец (как говорит Символ веры, Сын «единосущен Отцу»). Сам Иисус Христос сказал: « Я и Отец – одно » (Ин.10:30). Бог-Сын родился от Бога Отца прежде всех веков, то есть до начала времени – изначально. Как Бог-Отец вечно существует, так вечно существует и Сын Божий, и вечно существует Дух Святой.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Евангельское чтение сегодняшнего дня повествует о том, как один законник, искушая Господа Иисуса Христа, спросил: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» (ст. 36). Законники составляли чуть ли не отдельное сословие в иудейском народе, это были люди, изучавшие закон Моисеев, Священное Писание, а часто и толкования старцев. Ничем, кроме изучения закона, они не занимались и считали себя большими его знатоками (сейчас бы мы сказали — специалистами). До сего дня в среде религиозных иудеев считается, что очень хорошо иметь в семье подобного законника. Состоятельные люди стараются одного из своих сыновей освободить от занятий каким-либо трудом для того, чтобы он проводил время только в изучении Священного Писания и Талмуда. Если же сыновей в семье нет вообще или они не проявляют к этому способностей, то иудеи стараются выдать замуж за законника одну из своих дочерей. До такой степени даже тоньше в среде иудеев (к сожалению, заблуждающихся) уважаемо звание законника. Законники часто понимали Священное Писание не по духу, а по букве. Формально они знали все, но в жизни применять эти знания не умели, а может быть, и не хотели. Однако они считали себя выше тех, кто закона не изучал. Люди, вращавшиеся в этой среде, друг друга знали, и потому им было известно, что Господь Иисус Христос специально не изучал закон. Поэтому-то один из этих законников спросил Его, какая наибольшая заповедь в законе (неизвестно, сделал он это по собственному желанию или по внушению тех, кто желал испытать, знает ли Спаситель закон). «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею ду-шею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (ст. 37–40). Несмотря на то что этот человек Господа иску шал, Господь этим пренебрегает и думает только о пользе тех, кто стоит вокруг Него и Его слушает, в том числе и о пользе самого законника. Он желал вразумить людей и потому пренебрег тем, что вопрос был задан горделиво.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь; воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его» ( Пс. 95:1–8 ). Раньше Господу пел только один народ на земле – еврейский, а все остальные народы пели ложным богам – идолам и истуканам. С момента воскресения Христа начинается великая песнь, которая, по словам псалмопевца Давида, охватывает все народы земли – поэтому она и называется новой. Это песня искупленных, песня спасенных, как говорится у пророка Исаии: «Ибо день мщения – в сердце Моем, и год Моих искупленных настал» ( Ис. 63:4 ). В Книге Псалмов сказано: «Небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых» ( Пс. 88:6 ); «Пойте Госпо ду песнь новую; хвала Ему в собрании святых» ( Пс. 149:1 ). В то время человек пел Богу и просил Его о помощи, но Давид предсказал наступление времени, когда люди и Ангелы будут вместе петь Богу новую песнь. Святыми называются, после Бога, Ангелы и люди, которые собираются в единый хор. Мы видим, что это исполнилось. Святые говорят Богу: «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» ( Откр. 5:9 ). Люди из всех народов, языков выкуплены Богом, таким образом появляется собрание искупленных – абсолютно новый народ Бога. Они восхваляют Агнца, Который искупил их от грехов Своей кровью и заплатил за их беззакония Своими страданиями и смертью . Кровь невинная выкупила нас, Отец освободил нас от рабства диаволу, от наказания, которое лежало на всех людях. «И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» ( Откр. 5:10 ). Великое обещание – что христиане сделаются царями и священниками Богу – исполнилось. «Христос» в переводе с греческого языка значит «Помазанник», и все христиане участвуют в Его помазании. Мы – цари, призванные царствовать над новой вселенной, и мы уже получили царское помазание, но еще не вступили в свои права. Ведь и Давид был помазан на царство Самуилом еще задолго до своего реального воцарения.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Да радуется 220 небо и да веселится 221 земля, ибо по обетованию родилось на земле Божие небо 222 , сия Богоневестная. Неплодная питает грудью 223 младенца 224 Марию и радуется (этому) рождеству Иоаким, говоря: у меня родился из корня Давидова жезл 225 , из которого произрос цвет Христос. Это, действительно, чудо необыкновенное 226 . Слава и ныне, глас тойже 227 Обновися Адаме, радуйся Ево, веселися Давиде, благодушествуй Анно: ибо Мати Зиждителя твоего раждается преславно, ликует обновльшися вся земля, и радуется одеяна во одежду. Всяк язык ликуя да вопиет Марии: блажен дом Давидов, яко питает Питательницу Жи " зни нашея. Обновись, Адам; радуйся, Ева; веселись, Давид; благодушествуй Анна 228 , ибо преславно рождается Мать Создателя твоего; ликует 229 , обновившись, земля и радуется облеченная в одежду 230 ; всякий народ 231 , ликуя, да восклицает Марии: блажен дом Давидов, что питает Питательницу Жизни нашей 232 . Евангелие Лк. 1:39–49, 56 (зачало 4) Во дни оны, воставши Мариам иде в горняя со тщанием во град Иудов, и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет. И бысть яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея. И исполнися Ду " ха Свята Елисавет, и возопи гласом велиим, и рече: благословена Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего. И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне? Се бо, яко бысть глас целования Твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами во чреве моем. И блаженна веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа. И рече Мариам: величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди, яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребысть же Мариам с нею яко три месяцы и возвратися в дом Свой. В те дни Мария с поспешностью пошла в нагорную страну 235 , в город Иудин 236 , и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл 237 младенец в чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна уверовавшая, потому что совершится 238 сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой 239 о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды: что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребыла же Мария с ней около трех месяцев и возвратилась в дом Свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Духовный юбилейный год наступает в «последние дни»: «[...] и как о чем Он сказал: «В [этот] год юбилея, [возвратитесь каждый во владение свое» ( Лев.25:13 ), относительно чего Он сказал: «Э]то есть [прообраз прощения:] всякий заимодавец простит то, что он дал взаймы [ближнему своему. Он не будет взыскивать с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено] прощение ради Бо[га» ( Втор.15:2 ). Истолкование: это] о последних днях и касается пленников, как [Он сказал: «проповедовать пленным освобождение» ( Ис.61:1 ). Истолкование этого...] [...] и они – наследие Мелхиседека, который вернет их. И освобождение будет провозглашено им, чтобы освободить их [от долгов] всех их беззаконий (11Q13 ii 2–6). Попутно автор пытается вычислить наступление «последних дней» и приходит к выводу, что они выпадают на «десятый юбилей» (строка 7). Далее он конкретизирует, что наряду с прощением грехов Богом личность, которую прообразует Мелхиседек, освободит людей из-под рабства диавола (Велиала): «но Мелхиседек осуществит отмщение Бож[иих] судов, [и в этот] день он освободит их от руки Велиала и от руки всех духов его жребия. К нему на помощь ‹придут› все боги [праведности; и он] один есть, к[то ...] все сыны Божии» (11Q13 ii 13–14). Здесь «богами» и «сынами Божиими» названы ангельские существа (ср. Пс.81:1 , использованный в строке 10). Наконец, дойдя в своем повествовании до кульминационного момента, автор рукописи раскрывает, что за символической личностью Мелхиседека кроется будущий избавитель Израиля, Мессия: «Это [...] – день [мира, о кото]ром Он сказал [... через Иса]ию пророка, который сказал: «[Как] прекрасны на горах ног[и] благовес[тника], возвещающего мир, благовест[вующего радость, проповедующего спасе]ние, [гово]рящего Сиону: «[воцарился] Бог твой»!» ( Ис. 52:7 ). И благовестник – Помазанник (Мессия) Ду[ха], как Дан[иил] сказал о [Нем: «до Мессии Владыки семь седмин» ( Дан.9:25 ). И благовестник] доброго, возвеща[ющий спасение], есть тот, о котором написано, что [...]» (11Q13 ii 15–20).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Любовь это есть ответ Возлюбившему, есть движение сердца навстречу и в благодарность любви Божией. «Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией» и это потому, что все это препобеждается «силою Возлюбившего нас». ( Рим.8:37. 38 ). Любовь Божия, след., нехолодный расчет и не сознание долга, а стремление души к союзу с Богом, стремление, выходящее из самой сущности ее и укрепляемое сознанием взаимной и незаслуженной любви Божией. Этим-то свойством истинной любви и объясняется постоянно встречающееся в Св. Писании и отеческой литературе, на взгляд ветхого человека пожалуй даже несколько соблазнительное, сопоставление или сравнение любви к Богу и общения с ним с любовью матери к детям и наоборот и особенно с любовью и общением плотскими. «Блажен, говорит Иоанн Леств., – кто приобрел такую же любовь к Богу, какую восторженный любитель имеет к своей возлюбленной. Кто истинно любит, тот непрестанно воображает лицо любимого и с удовольствием объемлет его внутренно. Таковой не может даже и во сне успокоиться от сильного желания, но и в это время занят мыслью о любимом. Так бывает в природе телесной; так бывает и в природе бесплотной. Некий, уязвленный любовью, сказал о себе (чему удивляюсь): «аз сплю» по требованию природы, а сердце мое бдит ( Nech. II. 5:2 ) по обилию любви (Ип. кн. 5:2)... Елень – душа желает и скончавается ( Пс.88:2 ) огнем любви ко Господу, как бы пораженная ядоносной стрелой». Вспомним кн. Песнь Песней, кн. пр. Осии и пр. и пр., – и все это вариации на ту же тему: любовь Божия должна достигать силы и свойства любви плотской. Как эта последняя не требование обстоятельств и не логическое заключение из понятия о том или другом человеке, а невольное и даже противовольное, побеждающее природу влечение к этому человеку, влечение, заставляющее любителя забывать о себе, о своем благе, и ду- мать только о возлюбленном и его благополучии, – такой же должна быть и наша любовь к Богу: она должна быть таким же жажданием Бога, таким же самозабвением или «упоением души», как называет ее И.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010