Поэтому раз он такой же человек и у него такая же природа, что же тут удивительного, что беднягу одолела страсть и он согрешил? Ведь он не ангел, а всего лишь живой человек из кожи и плоти. Разве власть и положение делают его выше человеческой природы? Конечно, нет. Так чем же мне соблазняться, из-за чего беспокоиться? Мне-то зачем лезть в такой грех ? Только из-за того, что он согрешил? И почему я должен осуждать кого-то? Мне лучше скрывать и прятать его грех. Во-первых, чтобы не узнал какой-нибудь другой христианин, не соблазнился и не согрешил. Во-вторых, чтобы о нем не услышали язычники и еретики, не радовались, не осуждали нашу православную веру и не хулили Христа, подобно тому как Давид призвал евреев не объявлять об убийстве Саула и Ионафана, дабы не услышали инородцы и не радовались: «Не рассказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалона, чтобы не радовались дочери Филистимлян, чтобы не торжествовали дочери необрезанных» ( 2Цар.1:29 ). В-третьих, если я скрою грех брата, то и Бог скроет мои собственные грехи. Как сказал авва Пимен, если мы спрячем грех брата, то и Бог спрячет наши. В-четвертых, кто не разглашает, но скрывает грехи своих духовных отцов, патриархов, архиереев, священников, духовников и священноучителей, тот, повторяю, уподобляется двум добрым сыновьям Ноя – Симу и Иафету, которые не только не пожелали объявить другим, но, даже взглянув на наготу своего отца Ноя, отвернувшись, подошли к нему спиной и укрыли плащом, дабы не они сами и никто другой не увидел его: «Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего» ( Быт.9:23 ). Поэтому они получили благословение своего отца по плоти Ноя: «Благословен Господь Бог Симов... да распространит Бог Иафета» ( Быт.9:26–27 ). Точно так же кто скрывает прегрешения своих духовных отцов, получает благословение и от них, и от Самого Бога. И напротив, кто по своей неумеренности публично объявляет и разглашает прегрешения своих духовных отцов, тот подобен Хаму, тому развращенному сыну Ноя, который не только стоял и видел наготу отца, но и рассказал об этом братьям, за что и получил отцовское проклятье, став рабом своих братьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

11, 3-13). В глубине композиции можно различить внутреннюю часть храма с прекрасным полом и неким престолом, сокрытым под разукрашенным пологом. Рис. 10 Ап. Иоанн измеряет храм, надпись над двумя мучениками: Енох, Илия. Фото автора 2014 г. Надпись 11: И дана мне трость, подобная жезлу, и сказал ангел: встань и измерь храм Божий, и дам двум свидетелям моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней (11, 1-3) 12-я сцена: Жена и дракон (Откр. 12, 1-17) Левую часть занимает светящаяся женщина, стоящая прямо. Согласно авторитетнейшим отцам она олицетворяет вечный символ Церковь. Например, Андрей Кесарийский отвергает мнение некоторых отцов, которые считали Жену символом Богородицы. Св. Андрей цитирует мнение знаменитого древнего толкователя Апокалипсиса - Мефодия Патарского который говорит, что Жена - это Церковь, в болях рождающая спасаемых «народ духовный - Сион мужеского рода». Жена облачена в солнце, увенчана двенадцатью звездами и ступает на перевернутый полумесяц. Она страдает муками рождения младенца мужского пола, которому надлежит пасти народы жезлом железным. Напротив Жены изображен семиглавый дракон, который желает проглотить рожденного младенца. Но дитя взято к престолу Бога, а Жене даны крылья большого орла, чтобы она скрылась в пустыне «в свое место», где ей приготовлено место на 1260 дней (в продолжении времени, времен и полу-времени). Дракон взбешен, и из его пасти исходит водная река (подчиненные ему народы), чтобы потопить ее, а его хвост занимает правый верхний регистр поверхности росписи. Земля разверзается и поглощает реку. Дракон идет на брань с оставшимися от семени Жены (православными христианами). Рядом два ангела с мечом нападают на дракона витая над его головами, одновременно два других ангела поднимают Христа-младенца в полотне на небеса к Богу, где виден пустой украшенный престол, приготовленный для него. Согласно толкованиям многих Отцов, под дитем понимается «народ духовный» - верующие, под пустыней - мир чуждый Христа, море - волнующиеся народы, земля - народы в культурном отношении, потоки воды - стремление народов 560].

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/18/...

13-19). Стихи 20-23 содержат в себе важное учение о превознесении Воскресшего Христа, как Богочеловека превыше всякой твари и о покорении Ему всего существующего. Здесь мы видим возвеличение человеческого естества в лице нашего Спасителя, свидетельство о том, что Господь Иисус Христос, даже и как Человек, есть Царь и Господь неба и земли, ангелов и человеков. " И поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем " (ст. 22-23). Это учение о Господе Иисусе Христе, как о Главе Церкви, чрезвычайно важно. Как члены нашего тела составляют с головой один живой организм, так все верующие со Христом образуют также один телесно-духовный организм. Крестящиеся во Христа облекаются в Него, становятся одно с Ним. Поэтому Христос действует в христианах, как созидательная и живительная сила (еп. Феофан Затворник). От главы зависит вся жизнь тела — органическая и механическая. И в психологическом отношении голова, как вместилище мозга, главного органа умственной деятельности и внешних чувств, признается источником духовной жизни, руководящим началом ее. Это сравнение Апостола дает мысль о всецелой зависимости Церкви от Господа Иисуса Христа, о том, что Христос Сам руководит Своею Церковью. " Полнота Наполняющего все во всем " (ст. 23) — слова сии темноваты и дают разные мысли. Правильнее всего понимать эти слова так: Церковь есть духовный организм, в котором нет места, где бы не действовали Божественные силы Христовы. " Она полна Христом. Он ее наполняет всю " (еп. Феофан Затворник). Святой Златоуст объясняет, почему Апостол не ограничился назвать Церковь только Телом Христовым, а Христа ее главой: " чтобы ты, услышав слово главу, не принял его в значении только власти, но в смысле собственном, — не счел Его только начальником, но видел в Нем действительную главу, Апостол прибавляет: полнота (т.е. Церковь есть полнота) Исполняющего все во всем. Апостол считает как бы недостаточным название " главы " для того, чтобы показать родство и близость Церкви ко Христу " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

17) Кто может назваться духовным Гал.4:28–31 . «Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но как тогда рождённый по плоти гнал рождённого по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? «Изгони рабу и сына её, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной» ( Быт.21:10 ). Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной». Объясн. В Евангелии духовными называются те, которые помышляют о духовном и живут по духу: Рим.8:4–5 . Плод же духа: Гал.5:22–23 . Но кто повреждает слово Божие: 2Кор.2:17 , и превращает Писание: 2Пет.3:16 , тот не духовный, о котором говорит Евангелие, и, стало быть, несправедливо присваивает себе несоответствующее звание. Православные никого не притесняют в деле религии, но, по слову апостола, желают единства веры: Еф.4:3:13–14 , и умоляют заблуждающихся быть для Господа покорными всякому человеческому начальству: 1Пет.2:13–14 , а мнящие себя быть «духовными христианами» не только не выполняют этой апостольской заповеди сами, но ещё соблазняют и других простодушных людей, как бы забывая строгий приговор соблазнителям: Мф.18:6 . 18) О знании откровений Рим.8:1–2 . «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». Объясн. Говоря о знании об идоложертвенных яствах, апостол поясняет, что знание о них не так важно, ибо оно может надмевать, а противопоставляет этому знанию любовь, которая назидает: 1Кор.13:4 , и, в предупреждение самохвальства этим знанием, апостол говорит, что такое знание ничего не значит по сравнению с знанием, могущим открыться в будущем веке: 1Кор.13:12 . 19) Об учёности Мф.11:25 . «В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам». Объясн. Некнижность и необразованность не были необходимым условием для веры евангельскому учению: Господь Сам посылал мудрых и книжников: Мф.23:34 ; апостол Павел и Иосиф из Аримафеи были учёные: Деян.22:3:25, 29 ; Мк.15:43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

4:23—24; ср. прим.). Что такое эти духовные жертвы? — Вообще жертвы добродетели. Добродетель для грешной природы человеческой так тяжела, должна сопровождаться таким подвигом, что, совершая ее, человек как бы жертву приносит Богу, подавляя греховные страсти, или вообще ветхого человека с деяньми его, для совершенствования человека духовного. Так святой апостол Павел умоляет христиан представить тела их в жертву живую Богу для разумного служения (Рим. 12:1), и это — не только единократно когда-либо, но постоянно и непрерывно (ср. Лк. 9:23). Все частные дела добрые: молитва, самоотвержение, дела милости и любви и проч. и проч. — все это суть жертвы духовные христианина Богу (ср. Евр. 13:15, 16; 1 Ин. 3:16; Флп. 4:18 и др.). Но так как все подобные жертвы, по немощи человеческой, не всегда и не вполне совершенны, то благоприятными Богу они могут быть только Иисусом Христом, по Его заступлению, силе, ходатайству, благодати и человеколюбию. Все эти жертвы обязан христианин как священник приносить и сам по себе, и чрез посредство установленного Христом чина священства, как особенного посредничества между Ним и верующими в Него для спасения их.     6Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. 7Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, 8о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.    6—8. Ибо сказано в Писании и проч.: дав наставление христианам устроять из себя дом духовный на живом камне, апостол снова обращается к этому образу камня и разъясняет понятие о нем, а вместе и доказывает истинность его указанием прямого пророчества Исаии, которое имелось в виду и при первом указании на камень живой в ст. 4. Слова Божии из Книги пророка Исаии (28, 16) приводятся не буквально по еврейскому тексту или по переводу Семидесяти, но свободно, с указанием только на их главный смысл и значение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

II, 4 – 6; 1Tuм. I, 3 – 4; VI, 4. 5 ; 2Tuм. II, 15. 16, 23 : Tum. III, 9 . 103 Правда, апостол о всех христианах говорил 1Kop. VIII, 1 : мы все имеем знание ( γνσιν) и о себе 2Kop. XI, 6 : хотя я и невежда в слове, но не в познании ( τ γνσει), но это мудрость не века сего, а премудрость Божия ( 1Kop. II, 6. 7 ). Для нас важны также наставления ап. Павла относительно порядка общественных собраний христиан ( 1Kop. XII-XIV ). Мы уже упоминали, что христиане первых времен накидали друг друга произведениями искусства – псалмами, славословиями и духовными песнями; но помимо того среди них обнаруживались в обилии чрезвычайные духовные дарования. Таким образом, когда они сходились, у каждого из них не только мог быть псалом, но и поучение, язык, откровение, истолкование ( 1Kop. XIV, 26 ). Среди коринфских христиан возникли споры о том, какое из духовных дарований выше. Ап. Павел в послании к ним разъясняет по этому вопросу, что различные духовные дарования подобны различным членам в теле и суть проявления одного и того же Духа, посему ни одно из них не должно быть пренебрегаемо, но что, вместе с тем, одни из них предпочтительнее других и именно превосходнее из них те, которые производят назидание. На этом основании апостол ставит дар пророчества выше дара языков. Вообще он наставляет коринфских христиан, чтобы все у них – псалом, поучение, язык, откровение, истолкование – все сие да будет к назиданию (ст. 26). Кто говорит на языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом. А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение (ст. 2. 3); посему пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками (ст. 5). Апостол выражает свою мысль весьма определенно: несомненно и в состоянии религиозного экстаза и экзальтации христианин получает назидание, но он назидает только себя и не назидает других, – и в себе самом он назидает только дух и не назидает своего ума, – ум его остается без плода (ст. 14)... Применяя наставление апостола к решению поставленного нами вопроса, мы можем сказать: если бы у христиан не было учительной проповеди, то, как бы ни были у них обильны средства духовного назидания, ум их оставался бы без плода.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_70388.html 20 ноября 2009 Патриаршее соболезнование в связи с гибелью священника Даниила Сысоева Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/940065.html Официальный сайт РПЦ МП Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с гибелью священника Даниила Сысоева, убитого накануне ночью неизвестным преступником. Ю. Сысоевой, родным, близким, причту и прихожанам храма святого апостола Фомы Выражаю искренние соболезнования в связи со смертью священника Даниила Сысоева, злодейски убитого в храме Божием. Отец Даниил был широко известен православным христианам не только столицы, но и многих других епархий. Его ревностные труды на ниве проповеди слова Божия, заботы по приобщению людей к вере Христовой, попечение о духовных нуждах молодежи снискали ему уважение собратьев пастырей и представителей общественности. Вместе с тем его твердая миссионерская позиция и вдохновенный образ отпечатывались в сознании людей, ищущих дорогу к храму, яркостью, эмоциональностью, глубиной явленной веры и упования на Господа. Он всегда был примером исполнения слов апостола, призывающего: " Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением " (1 Петр. 3:15). Господь призвал к Себе Своего верного служителя, даровав ему возможность явиться исповедником веры и мучеником за дело Евангельского Благовестия. Уповаю, что Победитель смерти, Господь наш Иисус Христос вчинит душу верного раба и служителя алтаря в селениях праведных, сопричтет его " к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах и к духам праведников, достигших совершенства " (Евр. 12:23). Молюсь ко Владыке мира, да укрепит Он сердца родственников, друзей и духовных чад погибшего пастыря и дарует им силы и мужество в постигшем испытании. Вечная память новопреставленному иерею Даниилу. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси РЕКЛАМА

http://religare.ru/2_70388_1_21.html

   Ты таковым христианам не подражай, «не ревнуй лукавым и не завидуй делающим беззако­ние, ибо они, как трава, скоро засохнут, и как зеленый злак, скоро отпадут» (Пс 36:1—2), — и не подражай таким, которые только о земном помышляют, но старайся по правилу Слова Божия жить, и будь в мире этом как «странник и пришелец» (1 Пар 29:15), если хочешь первей­шим делом спасение вечное иметь, и такую Божию благодать, поданную нам, благодарно принять, — и так спасешься.    5) Знаю я, что ты спросишь у меня: что значит быть странником и пришельцем в мире этом?    Ответ. Кто от отечества и дома удален и в чужой стране находится, тот странник там и пришелец, например, россиянин, находя­щийся в немецкой или турецкой земле, пре­бывает там как странник и пришелец. Так хри­стианин, от отечества небесного и дома Божия удаленный и в многобедственном мире этом находящийся, есть странник и пришелец. Странствующий человек на чужой земле все­го опасается. Так христианин, в мире этом живя, всего опасается и бережется, то есть: бесов, греха, прелести мира, злых людей; ему и родители, и сродники, и прочие знакомые, и все люди, помышляющее «о земном, а не о горнем» (Кол 3:2), подозрительны.    Странствующий человек ничего на чужой стороне недвижимого не заводит и не строит, то есть: ни домов, ни садов, ни прочего, разве нужное что, без чего невозможно и прожить. Так и для христианина истинного все вещи в мире этом — как недвижимость для странни­ка: честь, слава, богатство, золото, серебро, села, дома, пруды, сады, рощи, земля, кареты, кони, скот, одеяния и прочее, — словом, как оставляют недвижимость, покидая чужую страну, все он оставит в мире, и само тело. Об этом апостол святой так говорит: «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вы­нести из него» (1 Тим 6:7). Поэтому истинный христианин ничего в мире этом не ищет, кро­ме нужного. О чем апостол так говорит: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим 6:8).    Странствующий человек движимые вещи, как-то: деньги и товар, — в отечество свое пе­ресылает или везет. Для истинного христиани­на движимыми вещами в мире этом, которые он с собой взять может и на тот век перенести, являются добродетели: любовь, милосердие, терпение, кротость, целомудрие и прочее. Все это он старается собрать здесь, в мире живя, как духовный купец духовный товар, и на тот век перенести, и явиться с ними в отечестве своем небесном, и предстать Небесному Отцу. Об этом Христос наш увещевает нас: братия! «собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапыва­ют и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6:20—21).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Антиаскетический образ жизни угашает дух. А богатому, при полной возможности удовлетворения любого своего желания, неизмеримо труднее бороться с соблазнами, разрушающими душу (и тело), чем тому, кому эти соблазны и в голову даже придти не могут. Потому Христос и сказал: трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф 19 :23). Действительно, ему значительно сложнее нерассеянно молиться, не превозноситься и многое, многое другое, одним словом, ему очень трудно приобрести самое главное — смирение и происходящую от него любовь. Бедному смириться проще — сам образ жизни у него более способствует этому. Знаете, чем мы, церковные люди, иногда много погрешаем перед людьми состоятельными? Тем, что, соприкоснувшись с ними, ведем себя подчас не по-христиански — в том смысле, что льстим им, оправдываем их недолжные деяния, принимаем от них дары, даже тогда, когда точно знаем, что они приобретены нечестным путем, широко объявляем об их благотворительности — о других вещах даже говорить не хочется. Всем этим мы, вместо благодарности, только губим их души, когда должны бы сделать всё возможное, чтобы помочь их спасению. Мы, к сожалению, мало говорим с ними о духовных вопросах, не даем им знаний о сущности христианства, о православии как таковом, чем очень погрешаем перед ними и Богом, и потому — тяжелейшим образом пострадаем. Ибо тяжкий грех пользоваться богатством другого, не воздавая ему со своей стороны тем, что можем дать и чего он ждет от нас. Богатым нужно духовно помогать, это часто несчастные люди, они находятся в тяжелейших духовных условиях, им гораздо труднее не согрешить, чем прочим. Их благосостояние — дополнительный фактор риска в этом смысле. А. Ткаченко: Конечно, богатому труднее не согрешить, это верно. Но вот Господь подобную категорию бедствующих людей, почему-то не упомянул, когда говорил: алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня (Мф 25 :42–43). А ведь, следуя Вашей логике, Господь мог бы продолжить это Свое обличение и упреком к малоимущим христианам, не озаботившимся о духовном состоянии своих богатых собратьев.

http://foma.ru/bremya-zemnogo-bogatstva....

Божественный творческий процесс, начавшийся с сотворения мира, не прекращается на земле, и земное служение Сына Божия является его прямым продолжением. Сын Божий пришел для того, чтобы исполнить волю Отца – совершить дело, которое Отец поручил Ему ( Ин. 17:4 ). Но и у ученика Иисуса есть свое дело: оно заключается в том, чтобы веровать в Иисуса. Вера же предполагает не только убежденность в том, что Иисус есть Христос, Сын Божий, но и воплощение в жизнь того, чему Он научил Своих последователей. Исполнять слова Иисуса – значит исполнять волю Бога Отца. Тот, кто не только слушает, но и исполняет, подобен человеку, построившему дом на твердом основании. Этим основанием, фундаментом, камнем, который отвергли строители, но который сделался главою угла ( Мф. 21:42 ; Мк. 12:10 ; Лк. 20:17 ; Пс. 117:22 ), является Сам Иисус. А домом, согласно толкованию христианских авторов, является созданная Им Церковь . Об этом говорится в Первом послании Петра: Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое... ( 1Пет. 2:4–5 ). По словам Оригена , под благоразумным мужем, построившим дом свой на камне, понимается «Сам Господь, построивший Церковь на камне, то есть на собственной твердости и силе... Все гонения устремились на дом тот и ничего не достигли, ибо он был построен на камне» 464 . Гонения первых веков христианской эры стали для Церкви и ее членов испытанием на прочность. Сама Церковь как дом духовный, как Тело Христово, как совокупность всех верующих в их единении с Богом устояла, и врата ада не одолели ее ( Мф. 16:18 ). Однако отдельные члены Церкви не выдержали гонений. Слушая слова Иисуса, но не исполняя их, называя себя христианами, но не живя по-христиански, эти люди строили дом на песке. Пока не пошел дождь, не подули ветры и не разлились реки, их дом стоял, как казалось, достаточно прочно. Но когда начались гонения, устояли только те, кто строил свой дом на прочном фундаменте исполнения заповедей Иисуса. Если в эпоху благоденствия в Церкви сосуществуют номинальные и реальные христиане, то в эпоху гонений пространство для номинальных христиан предельно сужается и многие из них отпадают от Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010