8 знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего.  «Я отворил перед тобою дверь» – под этим следует понимать дверь вечного Христова Царства, а также тех земных путей, с которых оно начинается: истинной веры и благочестия, богоугождения и богопознания – вообще путей спасительной христианской жизни и деятельности. «и никто не может затворить ее» – вероятно, были какие-то причины – может быть, несовершенства, немощи и грехи людей, – могущие послужить основанием к закрытию двери.  «ты не много имеешь силы» – может быть, Филадельфийская церковь была малочисленна или сталкивалась с какими-то серьезными трудностями. Или даже сами филадельфийцы проводили не слишком высокую жизнь и не обладали особыми духовными дарованиями. Тем не менее они сохраняли верность Христу, и потому Господь оставляет для них дверь спасения открытой. 9 Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. «из сатанинского сборища» – см. комм. на 2, 9.  «придут и поклонятся пред ногами твоими» – речь, по-видимому, идет об обращении части иудеев ко Христу. В Послании священномученика Игнатия Богоносца к филадельфийцам мы находим упоминание о проблеме соотношения Ветхого и Нового Завета и о проповеди иудейства. Отсюда можно предположить, что в Филадельфии между христианами и иудеями существовало противостояние и велась религиозная полемика. Если это так, то слова Господа имеют следующий смысл: результатом противостояния с христианами станет добровольное обращение части иудеев ко Христу. К сожалению, о том, каким именно образом эти слова Господа исполнились в малоазийской Филадельфии, ничего достоверного сказать нельзя. 10 И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

9. Ныне же, познавше Бога, паче же познани бывше от Бога, како возвращаетеся паки на немощные и худые стихии, им же паки свыше служити хощете. 9. Ныне же, познав Бога, или лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам, и хотите еще снова поработить себя им? 10. Дни смотряете, и месяцы, и времена и лета. 10. Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. 11. Боюся о вас, еда како всуе трудихся в вас. 11. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас. Для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам? (4:9). Своими догматическими рассуждениями ап. Павел разъяснил, что подзаконное рабство, в сравнении с свободой христианства, ничем не отличается от рабского состояния язычников, потому что служение закону есть такое же служение стихиям, какое было у язычников. Иисус Христос искуплением подзаконных освободил и язычников от рабства «стихиям мира». Галаты, среди которых большинство были ранее язычниками, сделавшись христианами и получив такие близкие отношения к Богу, какими пользуются дети к своему отцу, должны были убедиться, что ни их «стихии мира», ни закон Моисеев ничего подобного не дают, и что, следовательно, равно безрассудно обращаться теперь и к языческой религии и к закону иудейскому. Поэтому настоящее увлечение служением закону для апостола явление совершенно непонятное и внушает опасение, как бы галаты совсем не потеряли то, что приобрели, сделавшис христианами. Человеку присуще стремление к совершеннейшему существу, к Богу. Посему искание Бога, искание такого идеала, стремление к которому удовлетворяло бы духовным требованиям человека, одинаково присуще людям всех времен и на всех ступенях развития. Все язычники, в том числе и галаты, бывшие язычниками, стремились познать Бога. В стремлении обнять ограниченным умом совершеннейше Существо, которого не представил собой ни один человек, лежит основной характер всех языческих религий. Но стремясь к познанию Бога, галаты не могли, однако познать Его и не знали Его, хотя, вследствие требования никогда не умирающего религиозного чувства, они создавали себе богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

I. О Церкви Христовой Все вообще члены, составляющие Церковь , именуемую апостольскою, как сказано в Символе веры , называются внутри своего общества: Избранными: Пётр, апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным ( 1Пет.1:1 ). Христианами: «Целый год собирались они в церкви, и учили немалое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» ( Деян.11:26 ). Следовательно, напрасно присваивают себе упоминаемые здесь наименования те общины и отдельные лица, которые не входят в состав соборной и апостольской Церкви, утверждённой на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем ( Еф.2:20 ). Церковь Христова называется Соборной или, что тоже, Кафолической или Вселенской, потому что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времён и народов: «Где нет ни Еллина, ни Иудея, – ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного; но все и во всём Христос ( Кол.3:11 ). И Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют её» ( Мф.16:18 ). Такому духовному союзу или званию всех народов служит основанием единство веры, общий для всех способ богослужения, единство Божие, единство исповедания Иисуса Христа: «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» ( Евр.3:1 ). Единство способа оправдания, единство упования: «И Он (Иисус Христос) повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых. О Нём все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» ( Деян.10:42–43 ). Церковь Христова не есть какое-либо учреждение новое, неожиданно появившееся (как, например, появляются разные сектантские «евангелические», «баптистические» и т.п. общины, с противоборствующим Православной Церкви учением), но вечное, предопределённое свыше, при этом она полна и законна ( Еф.2:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

LIV. Сущность сектантства (По учению слова Божия) Люди отпадают от истинной веры и общения с Церковью Христовой, т.е. становятся сектантами, раскольниками и еретиками, по различным побуждениям и причинам извращая и искажая истинный смысл Божественного Откровения. Неблагоразумная ревность как причина сектантства. Так, – одни оставили Святую Церковь Христову, в которой они были возрождены Духом Святым и освящены божественной благодатью, несомненно, по ревности о своём спасении, но их ревность не была управляема благоразумием и пониманием духа Христова учения. О таковых именно вожаках сектантства писал святой апостол Павел римским христианам: «Свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» ( Рим.10:2–3 ). В наше время сказанное апостолом можно отнести, например, к скопцам. Оскопляя себя ужасным членовредительством, они едва ли чем иным руководствуются, кроме слепой и неразумной ревности о своём спасении и целомудренной жизни. Люди жалкие, достойные сострадания и скорби! Если они способны на такую жертву, как самооскопление, то, может быть, некоторые из них были бы способны и на великие подвиги христианские, если бы обладали благоразумием и пониманием духа Христова учения!.. Гордость и высокомерие сектантских лжеучителей. Таковы те вожаки сектантства, которые отпали от веры и единения с Церковью Христовой по своей гордости, высокомерию, тщеславию, чрезмерному самомнению, честолюбию, а нередко и ради корысти, по любостяжанию. «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, – пишет апостол Павел ученику своему Тимофею ( 1Тим.6:3–5 ), – тот горд, ничего не знает, но заражён страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры между людьми повреждённого ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких». По гордости же, высокомерию и заносчивости многие уклонялись и уклоняются от истинного пути ко спасению, думая, что они знают и понимают учение Божественного Откровения лучше и вернее, чем изъяснившие его мужи апостольские, отцы и учители Церкви Христовой. От такого высокомерия и самомнения апостолы часто предостерегали своих христианских слушателей и читателей. «Кто думает, что он стоит, – пишет апостол Павел коринфским христианам ( 1Кор.10:12 ), – берегись, чтобы не упасть». И римлян он увещевает от заносчивости и самомнения: «По данной мне благодати, – пишет он ( Рим.12:3 ), – всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил». «Кто думает, что он знает что-нибудь, – наставляет святой апостол и коринфян ( 1Кор.8:2 ), – тот ничего ещё не знает так, как должно знать» («Вера и Раз.»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

XXXVI. О таинстве Елеосвящения Православное учение об елеосвящении как святом таинстве имеет для себя твёрдые основания и в Священном Писании и в данных истории. Предзнаменование этого таинства можно видеть в той власти, получив которую, апостолы, посланные Иисусом Христом на проповедь, «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк.6:13 ). Косвенно на это таинство указывает притча о милосердном самарянине ( Лк.10:30–37 ). Установление сего таинства, сделанное, конечно, по Божию повелению, видим в словах святого апостола Иакова: «болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:14–15 ). Слова «во имя Господне» указывают на особое повеление и власть, данную апостолам и их преемникам, к совершению таинства. Впрочем, связь этого стиха с последующими, прямой смысл и тон речи свидетельствуют, что апостол только напоминает исполнять то, что было уже всем известно, что он не устанавливает нового таинства, на что он, как служитель только и строитель тайн Христовых, и не имеет права; но напоминает христианам долг пользоваться спасительным источником благодати Христовой, который был им известен. Да апостолы и не проповедовали сами от себя ( Гал.1:11–12 ), а учили только тому, что заповедал им Христос ( Мф.28:20 ) и что внушал Дух Божий ( Ин.16:13 ); значит, и елеосвящение установлено Самим Господом. В таинстве елеосвящения, при помазании тела освящённым елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Напоминая христианам об этом таинстве в вышеприведённых словах, апостол Иаков ( Иак.5:14–15 ) ясно говорит: 1) что елеосвящение есть действие не только врачебное для тела, но и тайнодейственное для души, потому что посредством этого действия не только даруется восстановление от болезни, но и отпущение грехов, и 2) что совершать это таинство могут только пастыри-пресвитеры Церкви, чрез таинственное рукоположение уполномоченные на совершение таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   О том говорит Христос: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» И еще: «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф.25:40, 45). Отсюда видишь, христианин: 1) Каков союз и общение имеют христиане со Христом, подобно членам тела с главой. 2) Святая Глава — Христос. Святыне Его надобно приобщаться и членам Его — христианам, и творить святыню в страхе Божием. Иначе «какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор.6:14). Надо очиститься истинным покаянием и приносить плоды достойные покаяния, чтобы быть истинным христианином, живым членом Христовым, и так приобщаться святыне Его. 3) Сколь велико преимущество и блаженство христиан! Ибо что большее может быть для человека, как быть членом пренебесной Главы — Христа Царя? 4) Сколь тяжкий грех делают те христиане, которые христиан обижают, поскольку эта обида Самого Христа касается, что и говорить страшно; но так на самом деле и есть. 5) Отсюда утешение последует христианам, что Христос — Глава их — состраждет им в страдании, и все, что им ни делается, то Себе вменяет. 6) Постараемся же и мы, христиане, истинными быть христианами, и приобщимся святыни Христовой и блаженству истинных христиан. 18. Члены тела между собою    Что члены в теле, то и христиане между собой. Члены телесные составляют тело. Так и христиане составляют тело духовное. Члены в теле соединены и являются одним телом. Так и христиане соединены духовно и являются одним духовным телом. Члены в теле соединяются и связываются жилами. Так и христиане соединяются и связываются верой, духом и любовью. Члены в теле не делают друг другу вреда. Так и христиане не должны друг друга обижать и друг другу вредить. Члены в теле мирны и согласны между собой. Так и между христианами должен быть мир и согласие. Члены в теле друг другу помогают, друг друга защищают. Так и христиане должны друг другу помогать, друг друга защищать. Когда один член в теле страдает, то и прочие члены ему сострадают.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

А мы? Мало ли у нас сквернословия, мало ли обжорства, пьянства, распутства, мало ли гордости, скупости, жадности, мало ли обмана для приобретения денег и других земных сокровищ? И неужели все это мы готовим для неба? Неужели все это свойственно христианину? И выходит поэтому, что по имени мы христиане, а на деле у нас много еще языческого. Дальше: язычник живет для себя, и только для себя. Христианин, напротив, помнит и о Боге и о своих ближних. Нам сказано: возлюби ближнего, как самого себя, не своих только выгод ищите, но и о близких помышляйте ( Мф. 22:39 ). О родных апостолом заповедано: кто о близких, особенно же о родных, не заботится, тот веры отвергся и хуже язычника, и даже о врагах нам поведано ( 1Тим. 5:8 ): любите врагов своих, благотворите ненавидящим вас, если голоден враг твой – накорми его, если жаждет – напой его ( Мф. 5:44 ; Рим. 12:20 ). А о старших, о начальниках, о пастырях духовных нам что заповедано? Заповедано повиноваться им, слушать их учение, заповедано не доверять собственному разуму, а веровать так, как учит Церковь Христова устами своих служителей. А о всех вообще сказано: воздадите всем должная... А мы? Мало ли у нас ссор, вражды, зависти, ненависти, мало ли осуждения, упорства, неповиновения? Куда же нам любить врагов, когда мы дома с близкими жить не умеем, – муж с женой, дети с родителями, пасомые с пастырями. И опять мы приходим к печальному выводу, что мы по сути язычники и только по имени христиане. Братие возлюбленные! Что пользы от дерева, когда на нем нет ни плодов, ни даже листьев? Какое удобство от реки, когда в ней нет ни капли воды? Точно так же, что пользы от того, что мы крещены и называемся христианами, а дел и мыслей, чувств христианских не имеем? Один из св. отцов говорить: если в источнике нет воды, то не должно и называть его источником; так, если у христианина нет добрых дел, то напрасно и звать его христианином. Спаситель сказал, что всякое дерево, не приносящее плода, посекают и бросают в огонь ( Мф. 3:10 и др.). Побоимся этого грозного определения. Постараемся быть христианами не по имени только, но и самым делом. Братие, говорит апостол, вы были некогда тьмою в язычестве, ныне же свет о Господе – в христианстве; ходите же, как дети света, а не тьмы, как служители добра, а не зла, как дети Бога, а не диавола. Ныне же отложите все прежнее языческое: гордость, гнев, злобу, блуд, чревоугодие, срамословие от уст ваших. Наши предки были язычниками и в язычестве имели много пороков, но они не знали закона Божия и в этом могли иметь оправдание; мы же знаем, что добро, что зло, и если не творим добро, то потому только, что не хотим. Но, поступая так, мы собираем себе гнев на день гнева, по слову апостола; ибо непреложно грозное прещение Спасителя: «раб, не знавший воли господина и не сотворивший, будет бит мало, а раб, знавший волю господина и не сотворивший, будет бит много» ( Лк. 12:47–48 ). Аминь. Труд учителя 42

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Александр О. 12 марта 2020, 20:33 Так мы и становимся осознанно христианами, в том числе и потому, что мы плохие, но хотим стать лучше. Я не могу сам в одночасье измениться. А играть в " хорошего " , это тоже грех, называемый лицемерием. Дух творит себе формы. И если я христианин, но дух во мне не соответствует моему званию,то я и буду и внешне неприветливым и внутренне плохим, пока не коснется меня Благодать Божья. Вот тогда под ее действием я и начну меняться в лучшую сторону. Но это может произойти и через 20 лет моего христианства,а может и не произойти никогда. Почему — это другой вопрос. Некорректно сравнивать нынешних христиан, с христианами первых веков гонений. Андрей 12 марта 2020, 20:33 Автору - большое уважение! Всегда от него здесь дeльhьie и yмhьie - я бьi даже сказал мyдpьie - mekcmьi. Да, невозможно обожиться, сначала не очеловечившись. Да, " из-за вас имя Божие хулится у язьiчhukob " . Все верно. Не в бровь, а в глаз! Сергей 12 марта 2020, 18:41 Михаил: " не задумываемся: для чего мы посещаем храм православный и вообще какой смысл нашей жизни " .................. Не соглашусь с Вами, Михаил. Мы же не просто " посещаем " храм Божий - мы в нём молимся и внимаем богослужению (даже если делаем это куда слабее, чем могли бы). А в богослужебных текстах пространно и во всех аспектах говорится, для чего мы в храме, и каков смысл нашей жизни. Не говоря уж о том, что если мы идём в храм - то идём по вере в Бога, а она как раз и указывает нам на смысл нашей жизни. Галина И. 12 марта 2020, 17:18 Спасибо вам, Сергей, за то, что вы любите Священное Писание, и ваши статьи всегда основаны на Божьем Слове, которое есть истина, " меч духовный обоюдоострый " . И далеко не всем оно нравится: колет да раздражает. Гораздо приятнее читать человеческие мудрствования, идущие порой вразрез с Писанием. Но мы - христиане, хоть и неважные, мы не из язычников. Наш Пастырь- Господь Иисус Христос. Да будет известно возмутившимся, что есть Дух Святой- Личность, и Он " дышит,где хочет " .И что Бог поставил в Церкви людей на различные служения, дал им разные дары(1Кор 12,28). Это Его св.воля. " Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать не то,что мы благовествовали вам, да будет анафема " (Гал.1,8).

http://pravoslavie.ru/129213.html

В Византии целовались женщины с женщинами, мужчины с мужчинами. Конечно, это не такое целование, которое дают друг другу любящие супруги, это лишь символическое дружеское целование, и означает оно полное внутреннее примирение между христианами, намеревающимися участвовать в Таинственном Жертвоприношении. Для христианина — нет чужого, нелюбимого, тем более врага. Бывают, конечно, недоразумения и между христианами: поссорились супруги, какое-то напряжение во взаимоотношении между знакомыми… Но мы помним бескомпромиссное требование Христа: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой… и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5:23-24 ). Участвовать в Евхаристическом Таинстве со злобой в сердце невозможно! Для того чтобы дать нам последнюю возможность прогнать из сердца всякое недоброжелательство, и был введен этот обряд, который святитель Иоанн Златоуст называет «страшным», по своей ответственности: «Будем помнить, возлюбленные, и о страшном целовании друг с другом. Ибо это сплетает наши помышления и всех объединяет в одно Тело, потому что все мы участвуем в одном Теле. Соединим же себя в одно Тело, не тела соединяя друг с другом, но соединяя союзом любви души. Тогда мы сможем с дерзновением насладиться предстоящей Трапезы». И хотя сегодня обряда целования в наших храмах нет (за исключением некоторых, где возрождают эту древнюю традицию), мы должны внутренне примириться со всеми окружающими. Подходящее для этого время — время пения Символа веры. Ведь он и предваряется призывом диакона: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». Дав друг другу целование, священники берут пелену, покрывающую дискос и чашу, и колеблют ее над дарами. В это время они вслух читают (либо кто-то один, либо по очереди) Символ веры. Веяние пеленой символизирует животворное и благодатное веяние Духа Святаго во время Литургии… Диакон: «Станем добре, станем со страхом, вонмем. Святое приношение в мире приносити». В переводе на русский язык: «Станем хорошо, станем благоговейно и будем внимать. Святое возношение будем приносить с миром в душе».

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

В своих посланиях апостол не раз говорит о своем духовном отцовстве по отношению к различным лицам. О Тимофее Павел говорит: Он, как сын отцу, служил мне в благовествовании (Флп. 2:22). Проповедь Евангелия Иисуса Христа неразрывно связана с отеческим отношением Павла к основанным им общинам. Апостол уподобляет духовное наставничество заботе кормилицы о своих детях: Вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу (1 Фес. 2:7-8, 11-12). Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием (1 Кор. 4:15). Эти слова Апостола, обращенные к христианам Коринфа, свидетельствуют о том, что он стал отцом в силу возрождающего действия Евангелия, благодаря Христу, которому прежде последовал сам. Только безусловная вера в Воскресшего дает ему дерзновение призывать других к новому рождению во Христе. Духовное отцовство апостол понимает как призвание быть живым образом Христа для своих детей. Итогом же духовных отношений является рождение образа Самого Иисуса Христа в пасомых. Об этом Павел пишет христианам Галатии: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос (Гал. 4:19). Сосредоточенность всех устремлений святого апостола Павла в личности Спасителя является важнейшим принципом подлинного духовничества, и об этом всегда следует помнить. Порой встречаются духовники, которые подменяют единую цель духовного делания приведение душ человеческих ко Христу подчинением воли пасомых себе. В результате этого духовные чада, вместо того, чтобы возрастать во Христе, надолго или навсегда остаются младенцами в вере (1 Кор. 3:1). В Русской Православной Церкви, где в течение последних десятилетий миллионы людей вернулись в Церковь, эта проблема стала весьма актуальной. Реагируя на нее, Архиерейские Соборы последних лет неизменно обращали пристальное внимание на вопрос подготовки пастырей, вменяя им в обязанность постоянно повышать свой богословский и образовательный уровень.

http://patriarchia.ru/db/text/1549092.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010