Вместо предисловия Современная православно-русская жизнь волнуется бурным ветром сектантских учений. От имени Христа Спасителя, от имени Апостолов сектанты приносят нашим простецам самые неожиданные и грубые «подделки» под Евангелие, а народ наш часто недоумевает и не может понять: что за люди «нововеры», чем они от нас отличаются и почему их рассуждения и верования мы считаем пагубными, еретическими и противными истине Христовой? На эти вопросы современной религиозно-церковной жизни, волнуемой сектантской пропагандой, предлагаемая книжка и дает ответы, изложенные в начальных пятнадцати уроках. Уроки изложены так, что они могут быть изучаемы народом и детьми на внебогослужебных беседах, на миссионерских курсах и в школах. Они же могут быть предметом церковных поучений. Если пастырь или учитель основное содержание предлагаемых уроков внедрит в сознание народа, он сделает ему предохранительную противосектантскую прививку. Поэтому изучение вопросов: кто мы христиане православные? Чем отличаемся от сектантов? Почему отличаемся? Что такое спасающая нас Церковь Божия, за которой мы так послушно идем в своей вере? – надобно считать введением ко всякому учительному миссионерству среди народа. Эти вопросы потому должны войти в курс пастырской проповеди повсеместно. На этом основании автор надеется, что его «Уроки» окажутся весьма пригодными для современного православно-церковного оглашения народа во всех углах нашей родины. Они могут по нужде, заменить собой в деревнях священника, а для священников – миссионера, как показателя того, каким родом следует вести «народно-миссионерские курсы». Благослови же, Господи, новый труд наш Своею Милостью и прими его от нас «в воню благоухания», как жертву, за 19-летнее не бесплодное миссионерство во славу Твою! Автор. Накануне Благовещения, 1913 г. Урок первый. Почему мы называемся «Православными христианами»? Господи благослови! Жителям больших городов, местечек и селений известно, что ныне нам звать себя просто христианами нельзя. Христианская Церковь всюду выделила из себя людей, не желающих веровать так, как веровали всегда Святые Отцы наши. «Отделяющиеся» же от Церкви люди, вместо того, чтобы звать себя «еретиками» и «сектантами» по имени своих учителей, стали рекламировать себя перед другими заманчивыми названиями. Оттого, примерно, в Петербурге, идете вы по улице, – и вдруг в глаза вам бросится объявление, что здесь собираются для богослужения и на молитву «евангельские христиане»; в другом месте сходятся будто бы «библейские христиане» для той же цели, а в третьем – «духовные христиане». Дальше известно, что некоторые «христиане» зовут себя католиками, реформатами, англиканами, пресвитерианами и т. д. Явно, что, при таком религиозном дроблении людей, в наше время и добрым ученикам Господа зваться просто христианами нельзя. А потому мы, чтобы обозначить свою духовную природу и вместе чтобы отличить себя от лже-христиан, называемся христианами православными.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Глава XIX. О таинстве св. миропомазания I. Св. Дионисий Ареопагит : «Есть и другое священнодействие, подобообразное тому (Евхаристии): начало вожди наши нарицают его таинством освящения мира... Тому, над кем совершено священнейшее священнодействие богорождения, совершительное помазание миром дарует вселение богоначального Духа» (Писан. муж. Апост., т. 1, стр. 127 и 138). II. Св. Кирилл Иерусалимский : «Сподобившись сего святого миропомазания, именуетесь вы христианами, оправдывая имя сие возрождением. Ибо прежде, нежели сподобились вы сей благодати, не были в подлинном смысле достойными и сего наименования, но приближались только к тому, чтобы вам быть христианами» (3-е тайноводст. слово, § 5, изд. 1855 г., стр. 366). III. Св. Феофил Антиохийский : «Имя Христа значит помазанника, – имя приличное, приятное... Мы потому называемся христианами, что помазываемся Божественным елеем» (Посл. к Автолику, кн. 1-я, 11, п. 12). IV. Тертуллиан : «По исшествии из купели, мы помазываемся благословенным помазанием, по древнему чину, как обыкновенно помазываемы были на священство елеем из рога,... так помазан и Христос Духом от Бога Отца... Так и в нас помазание, хотя происходит телесно, но приносит плод духовный, подобно тому, как и в крещении совершение его бывает телесно, поколику мы погружаемся, но действие духовное, поколику мы освобождаемся от грехов. За тем возлагается рука, чрез благословение призывающая и привлекающая Святого Духа» (О крещении гл. 6 и 7-я). V. Св. Киприан Карфагенский : а) «Необходимо также тому, кто крещен, быть и помазану, чтобы, приняв помазание, он мог соделаться помазанником Божиим и иметь в себе благодать Христову. Крещенные же помазываются елеем, освященным на алтаре, где совершается евхаристия; но кто не имел ни алтаря, ни церкви, тот не мог освятить и вещества елея. А если, как известно, у еретиков невозможно ни освящение елея, ни совершение евхаристии, то не может у них быть и духовного помазания» (т. I, стр. 276, пис. 57-е к Януарию). б) «Те, кои уверовали в Самарии... получили законное и церковное крещение.... но только то, чего им недоставало, сделано было Петром и Иоанном; именно: молитвою и возложением, на них рук призван был и снизошел на них Дух Святой. Это самое делается теперь и у нас: крещаемые в церкви представляются начальникам церкви и нашею молитвою и возложением рук приемлют Духа Святого и запечатлеваются Господнею печатью» (т. I, стр. 289, пос. 60-е).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Слово на литургии в неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне 20/7 мая 1984 г. «Ты еси Бог наш. Разве Тебе иного не знаем, Имя Твое именуем...» Начиная с первого дня Св. Пасхи и кончая субботой пред праздником Пятидесятницы в православных храмах ежедневно звучит благовестие о первых временах бытия Церкви Христовой, – благовестие, которое содержится в книге Деяний Святых Апостолов. Сегодня апостольское чтение из этой книги повествует о событиях, с которыми связано самое наименование верующих во Христа Христианами. В городе Антиохии проповедь о Христе впервые была обращена к языческому населению. Имена тех пришельцев с острова Кипр и с берегов Северной Африки, которые были первыми благовестниками и языческой среде, нам неизвестны. Но Дееписатель говорит нам, что «была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу» ( Деян. 11:21 ). Духовным окормлением и воспитанием этой новой паствы с большим усердием занимались святые апостолы Варнава и Павел. «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» ( Деян. 11:26 ). В ближайшем и широком смысле слова христианами называют тех, кто принимают Евангелие Христово и стремятся быть последователями Христа в своей жизни. Однако история христианской религии показывает, что наряду с истинным учением о Христе существовали и ложные о Нем учения, что наряду с верными и всецело преданными Христу Его последователями нередко встречались христиане лишь по имени, но не по жизни. Именно по этой причине святые Апостолы, а после них многие святые Отцы и учители Церкви неоднократно и настойчиво увещевали верующих быть внимательными, испытывать «духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» ( 1Ин. 4:1 ), а с другой стороны, проверять самих себя, свою собственную жизнь, следуя апостольскому совету: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы? самих себя исследывайте» ( 2Кор. 13:5 ). Каковы же те признаки, которыми отличается подлинный христианин? Какой должна быть жизнь, достойная называться христианской?

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву Источник Настоящее «Предостережение» составлено около полутора столетий тому назад преподобным оптинским старцем Макарием (Ивановым) . Обращено оно к желающим проходить умную Иисусову молитву, но не имеющим к тому искусных наставников-руководителей. Однако в равной степени творение старца Макария может быть адресовано и всем христианам – как совет не искать в себе высоких духовных дарований и таких же состояний, а смиренно шествовать путем исполнения Христовых заповедей, положившись во всем на Божью волю. Приводя свидетельства великих отцов-подвижников, старец убеждает: несвоевременное стремление к «высокой», «созерцательной» жизни чревато прелестью, умоисступлением, а нередко не только душевной, но и физической гибелью. Вместе с тем, преподобный Макарий, сам опытно проходивший путь умного делания, ни в коем случае не стремится отвратить современных ему иноков и благочестивых мирян от спасительного и святыми отцами заповеданного моления именем Господа нашего Иисуса Христа. Он только утверждает: мера новоначального – молитва устная, не сопровождаемая никакими «художественными способами», сведения о которых содержатся в святоотеческих творениях. Очень определенно пишет об этом же в своих наставлениях об Иисусовой молитве современник старца Макария – святитель Игнатий (Брянчанинов) : «Новоначальные должны держаться при упражнении молитвою Иисусовою одного благоговейнейшего внимания, одного заключения ума в слова молитвы. (...) Вот тебе (новоначальный) завет мой: не ищи места сердечного. Не усиливайся тщетно объяснить себе, что значит место сердечное; удовлетворительно (в свое время) объясняется это одним опытом. Если Богу угодно дать тебе это познание, то Он даст в свое время. Занимайся исключительно молитвою покаяния со всею тщательностью; старайся молитвою принести покаяние» 1 . Также преподобный Макарий объясняет, в каком душевном устроении нужно совершать молитву Иисусову, какой при этом должна быть деятельная жизнь христианина и к стяжанию каких именно духовных плодов обязан стремиться молящийся именем Христовым. Полагаем, что «Предостережение» оптинского старца будет полезно и современным христианам, стремящимся к провождению духовной жизни, поможет избежать различных козней врага рода человеческого и не сделаться жертвой прелести или неправильного «мнения» о себе. Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

I. О Церкви Христовой Все вообще члены, составляющие Церковь , именуемую апостольскою, как сказано в Символе веры , называются внутри своего общества: Избранными: Пётр, апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным ( 1Пет.1:1 ). Христианами: «Целый год собирались они в церкви, и учили немалое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» ( Деян.11:26 ). Следовательно, напрасно присваивают себе упоминаемые здесь наименования те общины и отдельные лица, которые не входят в состав соборной и апостольской Церкви, утверждённой на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем ( Еф.2:20 ). Церковь Христова называется Соборной или, что тоже, Кафолической или Вселенской, потому что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времён и народов: «Где нет ни Еллина, ни Иудея, – ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного; но все и во всём Христос ( Кол.3:11 ). И Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют её» ( Мф.16:18 ). Такому духовному союзу или званию всех народов служит основанием единство веры, общий для всех способ богослужения, единство Божие, единство исповедания Иисуса Христа: «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» ( Евр.3:1 ). Единство способа оправдания, единство упования: «И Он (Иисус Христос) повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых. О Нём все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» ( Деян.10:42–43 ). Церковь Христова не есть какое-либо учреждение новое, неожиданно появившееся (как, например, появляются разные сектантские «евангелические», «баптистические» и т.п. общины, с противоборствующим Православной Церкви учением), но вечное, предопределённое свыше, при этом она полна и законна ( Еф.2:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

LIV. Сущность сектантства (По учению слова Божия) Люди отпадают от истинной веры и общения с Церковью Христовой, т.е. становятся сектантами, раскольниками и еретиками, по различным побуждениям и причинам извращая и искажая истинный смысл Божественного Откровения. Неблагоразумная ревность как причина сектантства. Так, – одни оставили Святую Церковь Христову, в которой они были возрождены Духом Святым и освящены божественной благодатью, несомненно, по ревности о своём спасении, но их ревность не была управляема благоразумием и пониманием духа Христова учения. О таковых именно вожаках сектантства писал святой апостол Павел римским христианам: «Свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» ( Рим.10:2–3 ). В наше время сказанное апостолом можно отнести, например, к скопцам. Оскопляя себя ужасным членовредительством, они едва ли чем иным руководствуются, кроме слепой и неразумной ревности о своём спасении и целомудренной жизни. Люди жалкие, достойные сострадания и скорби! Если они способны на такую жертву, как самооскопление, то, может быть, некоторые из них были бы способны и на великие подвиги христианские, если бы обладали благоразумием и пониманием духа Христова учения!.. Гордость и высокомерие сектантских лжеучителей. Таковы те вожаки сектантства, которые отпали от веры и единения с Церковью Христовой по своей гордости, высокомерию, тщеславию, чрезмерному самомнению, честолюбию, а нередко и ради корысти, по любостяжанию. «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, – пишет апостол Павел ученику своему Тимофею ( 1Тим.6:3–5 ), – тот горд, ничего не знает, но заражён страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры между людьми повреждённого ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких». По гордости же, высокомерию и заносчивости многие уклонялись и уклоняются от истинного пути ко спасению, думая, что они знают и понимают учение Божественного Откровения лучше и вернее, чем изъяснившие его мужи апостольские, отцы и учители Церкви Христовой. От такого высокомерия и самомнения апостолы часто предостерегали своих христианских слушателей и читателей. «Кто думает, что он стоит, – пишет апостол Павел коринфским христианам ( 1Кор.10:12 ), – берегись, чтобы не упасть». И римлян он увещевает от заносчивости и самомнения: «По данной мне благодати, – пишет он ( Рим.12:3 ), – всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил». «Кто думает, что он знает что-нибудь, – наставляет святой апостол и коринфян ( 1Кор.8:2 ), – тот ничего ещё не знает так, как должно знать» («Вера и Раз.»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл встретился с президентом Евангелической ассоциации Билли Грэма 28 октября 2015 г. 21:05 28 октября 2015 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в московском  Даниловом монастыре  состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с президентом Евангелической ассоциации Билли Грэма Уильямом Франклином Грэмом. Во встрече принял участие вице-президент ассоциации Виктор Гамм. Со стороны Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата в беседе также участвовал заместитель председателя  ОВЦС   архимандрит Филарет (Булеков) . Обращаясь к гостю, Святейший Патриарх Кирилл отметил, что основатель Евангелической ассоциации Билли Грэм не раз бывал в Москве, в том числе еще в советское время — в 50-е, а затем 80-е годы, когда он имел возможность обратиться к православным верующим в Богоявленском соборе в Елохове. «В начале 90-х годов к нам прибыло много различного рода миссионеров, в том числе из западных стран. Они стремились обратить православных в свою веру, и у нас возникла большая тревога по поводу отношений с западными христианами. Я вспоминаю состоявшуюся в то время встречу моего предшественника Патриарха Алексия II с Вашим отцом, — сказал гостю Предстоятель Русской Православной Церкви. — Патриарх рассказал ему о трудной ситуации в России и тяжелых чувствах, которые испытывала наша Церковь по поводу действий лжебратьев. И услышал от Вашего отца ответ, что ассоциация Билли Грэма никоим образом не станет идти по этому пути, но будет открыто развивать отношения с Русской Православной Церковью. И это обещание было исполнено». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с удовлетворением отметил добрые отношения Русской Церкви с Евангелической ассоциацией Билли Грэма, с благодарностью упомянув о совместной работе по оказанию гуманитарной помощи беженцам из Украины. В продолжение беседы Святейший Владыка затронул тему духовных основ современной западной цивилизации. «Русская Православная Церковь в период «холодной войны» очень активно развивала отношения с западными христианами, — напомнил Патриарх. — Мы тогда жили в непростых условиях в государстве, где господствовала атеистическая идеология, и воспринимали западную цивилизацию как цивилизацию христианскую. Мы высоко ценили те свободы, которые имели христианские церкви на Западе, и их влияние на общественную жизнь. Для нас западные христиане были братьями и сестрами, нашими союзниками».

http://patriarchia.ru/db/text/4258309.ht...

архимандрит Савва (Мажуко) Скачать epub pdf Христианство и религия Христианство начинается с откровения о Воплощённом Боге. Христос – это Автор нашего мира, Сочинитель, придумавший каждого из нас. Он добровольно и свободно решил разделить судьбу сотворённого Им мира, став причастным тварному бытию однажды и навсегда. Он не просто некий сверхъестественный Поэт, один из многих возможных создателей и выдумщиков, подобно тому, как в нашем мире есть множество писателей и художников, конструирующих свои «тварные миры». Евангелие говорит о том, что наш Бог – Автор самого авторства, Творец самого творчества, Он не один из многих богов и созидателей, Он Единственный. И самое главное откровение – это то, что Он – Любовь и Человеколюбец, и мы созданы по Его образу, а потому и наше естественное состояние – любовь и человеколюбие. Любовь к людям и миру Бог открывает не в словах и поучениях, а самим делом. Как говорит апостол Павел: Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками ( Рим. 5:8 ). Смерть и Воскресение Воплощённого Бога – реальная смерть и реальное воскресение – свидетельства Его Любви и откровение о нашей судьбе, потому что Он хочет сделать нас причастными Жизни Его нетварного мира, то есть причастными Жизни Божества. Однажды наш «выдуманный» мир вольётся в мир несотворенный, приобщится Жизни Божественной, и эта новая жизнь называется в Писании Царство Небесное. Но христиане уже здесь, в тварном мире, могут пережить и переживают залог полноты этой Жизни, разделяя жизнь Церкви. Христос пришёл в наш мир, чтобы создать Церковь . Христос – основатель Церкви. Но не религии. Церковь и христиане У меня на столе лежит небольшая книжечка, изданная в Петербурге в 1853 году. Автор – профессор Яков Космич Амфитеатров, известный и заслуженный духовный писатель. Книга называется «Беседы об отношении Церкви к христианам». И писатель, и его произведение вызывают у меня глубокое почтение, но речь сейчас не о содержании и идеях уважаемого богослова. Обратите внимание на название: «Беседы об отношении Церкви к христианам».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Введение Определение штундизма. – Общая характеристика рукописных данных о секте. – Краткие сведения о поездке в Херсонскую и Киевскую губернии в ее результаты. – Недостатки печатной литературы о штундизме. – Список более или менее выдающихся литературных произведений о секте. – Краткий разбор некоторых из них. – Задача исследования и план его. Настоящее исследование имеет своим предметом секту, известную под именем штундизма. Название это происходит от немецкого слова «die Stunde» – час и нисколько не характеризует секты с ее внутренней стороны. Под именем «штунде» известны братства, существующие в немецких колониях южной России, члены которых собираются в известные часы по воскресным дням в частных домах для чтения слова Божия и пения религиозных гимнов. Собрания эти происходят под наблюдением или же при непосредственном участии пасторов. На юге членов таких собраний называют «штундистами», «штундами», «штундовыми». Эти названия перешли и на наших южно-руссов, когда они начали посещать такие собрания и по образцу их стали устраивать свои собственные. Секту, образовавшуюся из таких лиц, называют «штундой», «штундовой», «штундом» или «штундизмом». Штундизм, возникший в среде простого народа, до сих пор еще не получил определенной физиономии: догматическая и нравственная стороны его учения не развиты. Отвергая церковную иерархию, таинства, обряды, св. предание, почитание креста Христова, икон и мощей, посты, – сектанты мечтают получить спасение при помощи непосредственного отношения ко Христу и благодати, при руководстве одним словом Божиим. Не придавая особенного значения теоретической стороне веры, они выдвигают на первый план ее практические требования – стремление жить по учению Евангелия, осуществление в своей жизни идеала христианина. Учение свое сектанты называют «евангельским исповеданием» «евангельской верой», а самих себя «духовными христианами», «истинными христианами», «обществом друзей Божиих», «обществом обращенных в новое русское братство», «братьями библеистами» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Введение Православный акафист как особая форма церковных песнопений по материалу и строю своего содержания принадлежит к области христианской церковной поэзии. Христианская церковная поэзия представляет собой вид поэзии, возникшей по образцам священной поэзии еврейской. Основатель христианства Господь Иисус Христос , в молитве Господней преподавший христианам образец молитвы, не оставил образца новозаветных песнопений. Во время последней пасхальной вечери, когда Им было установлено таинство Евхаристии, Он вместе с апостолами воспел обычные в этом случае ветхозаветные песнопения (см. Мф.26:30 ; Мк.14:26 ), то есть псалмы Давидовы, и Своим примером освятил их употребление в Христианской Церкви. Святые апостолы в богослужебных собраниях точно так же назидали верующих пением псалмов и других священных еврейских песней. В век апостольский, наряду с употреблением при богослужении псалмов и других ветхозаветных песнопений, начинают употребляться и песнопения новозаветные. Святой апостол Павел в Послании к Ефесянам, преподавая христианам наставления, между прочим пишет: «Πληροσθε ν Πνεματι, λαλοντες αυτοςν ψαλμος α μνοις α δας πνευματιας, δοντες αι ψλλοντες ν τ αρδα μν τ υρ» (исполняйтеся духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе [и поюще] в сердцах ваших Господеви ( Еф.5:18–19 ; ср. Кол.3:16 )). Святой апостол в указанных Посланиях к Ефесянам и Колоссянам различает виды церковных песнопений: псалмы, пения и песни духовные. Словом «псалмы» апостол, бесспорно, указывает на псалмы Давида. Под пениями μνοι, по объяснению преосвященного Филарета, архиепископа Черниговского 1 , профессора Е. Ловягина 2 , прот. Н. Флоринского 3 и А. Снегирева 4 , разумеются μνοι πατρων – песни ветхозаветных отцов. Таковы: благодарственная песнь Моисея, воспетая после чудесного перехода евреев чрез Чермное море, Поим Господеви, славно бо прославися ( Исх.15:1–19 ); обличительная песнь Моисея Вонми, небо, и возглаголю ( Втор.32:1–44 ); благодарственная песнь Анны, матери пророка Самуила, Утвердися сердце мое в Господе ( 1Цар.2:1–10 ); вдохновенная песнь пророка Аввакума Господи, услышах слух Твой и убояхся ( Авв.3:1–20 ); пророческая песнь о спасительных плодах пришествия Христова пророка Исайи От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже ( Ис.26:9–21 ); благодарственная песнь пророка Ионы, пробывшего три дня во чреве китове, и пропетая по чудесном избавлении Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему ( Иона2:3–10 ); песнь трех благочестивых отроков, воспетая в огненной пещи вавилонской, Благословен еси, Господи, Боже отец наших ( Дан.3:26–45 , Дан.3:52–90 ). Эти вдохновенные песнопения по своему духу и строю вполне родственны псалмам Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010