В Тамбове состоялось пленарное заседание региональных XXVII Питиримовских духовно-образовательных чтений 30 ноября 2022 г. 10:03 29 ноября 2022 года по благословению митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия в Тамбовском государственном академическом драматическом театре состоялось пленарное заседание региональных XXVII Питиримовских духовно-образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Пленарное заседание было подготовлено и проведено Тамбовской епархией при поддержке Правительства Тамбовской области, Управления образования и науки Тамбовской области, Управления культуры и архивного дела Тамбовской области, Межрегионального центра возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение», Тамбовского института повышения квалификации работников образования. Перед официальным открытием пленарного заседания в фойе театра были развернуты экспозиции: книжная выставка из фондов Тамбовской епархиальной библиотеки «Духовный выбор личности, общества, семьи и государства в условиях глобальных вызовов современности» и выставка «Святые покровители учащих и учащихся». Пленарное заседание региональных XXVII Питиримовских духовно-образовательных чтений началось с молитвы «Царю Небесный» в исполнении хора студентов Тамбовской духовной семинарии, Гимна Российской Федерации, а также молитвы «Отче наш» в исполнении камерного хора им. С.В. Рахманинова. Участниками пленарного заседания стали представители администрации Тамбовской области, руководители органов исполнительной власти Тамбовской области, руководители органов местного самоуправления, руководители и сотрудники силовых ведомств, руководители муниципальных центров по духовно-нравственному воспитанию, руководители и педагоги образовательных организаций, педагоги и студенты учреждений высшего и среднего профессионального образования, священнослужители Тамбовской епархии, преподаватели и студенты Тамбовской духовной семинарии. С приветственным словом к участникам пленарного заседания обратились: митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий; председатель Тамбовской областной Думы Е.А. Матушкин; прокурор Тамбовской области А.Ю. Гулягин; и.о. ректора Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина П.С. Моисеев. Ректор Тамбовского института повышения квалификации работников образования Т.В. Мирзаева огласила приветственное слово врио начальника Управления образования и науки Тамбовской области Т.П. Котельниковой.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Метлик И.В., д.п.н. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе//М., 2012, с. 44. Платонов Г.В. и Косичев А.Д. Проблема духовности личности (состав, типы, назначения)//Вестник Московского университета. Серия «Философия ». 1998, 2, с. 14-22. Верховский С.С. Бог и человек.//Москва, 2004, с. 263. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе//Метлик И.В., Галицкая И.А., Ситников А.В. М.: ПРОГРЕСС, 2012. С. 45. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе//Метлик И.В., Галицкая И.А., Ситников А. В. М.: ПРОГРЕСС, 2012. С. 45. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещении, 2009. С. 21-22. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе//Метлик И.В., Галицкая И.А., Ситников А.В. М.: ПРОГРЕСС, 2012. С. 44. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе//Метлик И.В., Галицкая И.А., Ситников А.В. М.: ПРОГРЕСС, 2012. С. 45. Комментарии ( 1): Игорь, Севастополь 20 апреля 2017г. 10:55 По автору, абсолютная идея (Гегель) - некая абстракция. Автору, вероятно, неизвестно, что Дух, если не конкретен, то - абстрактный. А в конкретике Дух , равно и Христос, - служат. И Гегель учит, что абсолютная идея, конкретная, всегда связана с социальным развитием общества. Абсолютная идея содержит сознание как предмет, в предмете которого, в свою очередь, мир , природа, бытие осознается как предмет сознания. Вот откуда идет понятие - материя: предмет как предмет. Во-первых, сознание обнаруживает мир, как вне я, а во-вторых, обнаруживает, что это является осознанным. В первом случае - предмет чувств, во втором - предмет сознания в самом сознании и для сознания. Предмет мира осознанный (как предмет сознания) и есть материя. То есть все, что мы воспринимаем в ощущении и мысли, но если это остается не осознанно в духе - материя.

http://bogoslov.ru/article/5325114

Участники имеют возможность подать заявки по следующим проектным направлениям: образование и воспитание; социальное служение; культура; информационное. В рамках этих направлений определен ряд приоритетных тем. К ним, в частности, относится тема наставничества. Ключевая идея номинации — содействие развитию социально-значимых качеств личности детей, подростков и молодежи на основе укрепления духовных связей между поколениями, сохранения и преемственности традиционных духовно-нравственных ценностей, правил и норм поведения в обществе. На конкурс будут приниматься проекты, направленные на создание новых форм и распространение лучших практик наставничества (в образовательной, досуговой, просветительской, социокультурной сферах жизнедеятельности), на распространение успешных практик просвещения и воспитания подрастающего поколения (формирование сообществ активных граждан разного возраста, объединенных духовно-нравственными ценностями и идеалами, преумножение нематериального этнокультурного национального достояния, укрепление единства народа через продвижение духовно-нравственных традиций), на информационное сопровождение наставнической деятельности (создание медиапродуктов, в том числе печатных и электронных средств массовой коммуникации, видео- и радиопроектов, публикаций и сюжетов в прессе). К числу приоритетных относится также тема воспитания детей в духе любви к своей семье и духовно-нравственным традициям, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей в обществе. Проекты в этой номинации отвечают таким целям, как воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций, создание условий для духовно-нравственного развития семьи на основе православных ценностей. Данной теме соответствуют инициативы, направленные на укрепление нравственного авторитета семьи и родительства в современном обществе; на содействие патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи; на развитие творческих способностей детей и молодежи, в том числе с особыми потребностями (театры, фестивали, кружки и др.); на продвижение в общественном пространстве информации о традиционных духовно-нравственных ценностях; на защиту исторической правды, сохранение исторической памяти и преемственности поколений в России и странах канонической ответственности Русской Православной Церкви; на создание условий по созданию программ и методик для школьников с использованием семейных подходов образования и воспитания.

http://patriarchia.ru/db/text/6001517.ht...

- Марина Владимировна, в чем задача курса, который начался 15 февраля? - Мы пригласили учителей школ и дошкольных учреждений Кронштадта, чтобы познакомить их с некоторыми новейшими тенденциями в системе образования России. В частности с теми, которые вызваны к жизни изменениями в новой редакции Закона об образовании, в котором появилась новые категории " духовно-нравственное развитие личности " , " формирование духовно-нравственной личности " . Второй важный момент - исполнение приоритетов доктрины образования, принятой в 2000 году, как план до 2025 года. В ныне действующей доктрине существует следующая позиция: " Стратегические цели образования связаны со стратегическими целями развития страны " . И далее эти цели перечисляются: преодоление социально-экономического и духовного кризиса; достижение высокого качества жизни народа; сохранение статуса России как великой державы в области культуры, образования и высоких технологий; обеспечение высокого социально-экономического и духовного развития. Наш курс должен помочь педагогам понять педагогические методы, посредством которых можно реализовывать программы по духовно-нравственному просвещению. В других регионах России накоплено много опыта, мы хотим его изучать и осмысливать. - Как Вы оцениваете состояние дел в духовно-нравственном воспитании молодежи? - К сожалению, категория " духовность " достаточно сложно находила себе путь в образовании. Долгое время она была просто вычеркнута из жизни. И до сих пор ее очень по-разному трактуют. Только что я приехала из Тюмени, где проходили Рождественские образовательные чтения (вслед за известными Международными Рождественскими чтениями в Москве). Что же там обсуждалось? Главной проблемой нашего общественного сознания сегодня является связь между категорией " духовное развитие " или " духовно-нравственное воспитание " и содержанием религиозной традиции. Ведь кто-то отождествляет духовно-нравственное воспитание с религиозным, кто-то - противопоставляет. Я полагаю, что отождествлять духовное воспитание с религиозным неправильно. Но и если будем игнорировать религиозную традицию, никакого духовного воспитания не получится.

http://ruskline.ru/analitika/2008/04/02/...

Сегодня в российском обществе много говорится о духовно-нравственном воспитании. В 2007 и 2008 гг. в посланиях президента Федеральному Собранию Российской Федерации было сказано: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность, и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров». В 2009 г. в рамках проекта разработки государственных образовательных стандартов второго поколения Российской академией образования был представлен проект «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования», в котором духовно-нравственное воспитание было заявлено одной из ключевых задач современной государственной политики Российской Федерации. Но при этом следует заметить, что консенсус в определении духовно-нравственного воспитания в светском научном и педагогическом сообществах на сегодняшний день пока отсутствует. Будучи заимствованным из сферы религиозной жизни, термин «духовность» сегодня широко употребляется в нерелигиозных смыслах, что приводит к определенным сложностям в концептуализации этого, одного из первичных для понимания Бога и человека, понятия в секулярной модели мира. По этой причине под духовно-нравственным воспитанием чаще всего понимается нравственное воспитание, «где словом духовность лишь подчеркивается его позитивная значимость» . При этом совершенно упускается из вида, что «духовное» в первичном, религиозном понимании этого термина — это не просто высшее и идеальное в человеке, соответственно, «духовность» — не просто набор лучших качеств в человеке, как считают профессора Московского университета Платонов Г.В. и Косичев А.Д.,  а «дух» — не Гегелевская абсолютная идея, а бытийная реальность. «Дух», как и «Истина», отвечает не на вопрос «что?», а на вопрос «кто?». «Бог есть дух, и поклоняющиеся ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан. 4:24), — говорит нам Воплотившийся Сын Божий в Новозаветном откровении. Из этих слов мы ясно видим, что не только Бог есть дух, но дух также присущ и человеческой природе. Поэтому христианская антропология совершенно определенно различает в человеке духовную и телесную природу, определяя ее как двухсоставную, в отличие от природы Ангелов. При этом в самой духовной природе человека христианская антропология, в отличие от светской, различает душевное и духовное в собственном смысле этого слова.

http://bogoslov.ru/article/5325114

В связи с этим одним из направлений развития катехизического служения на приходском, благочинническом и епархиальном уровне должно стать создание и обеспечение деятельности информационных ресурсов в интернет-пространстве, организация работы общедоступных библиотек и медиатек, издание и распространение духовно-просветительской литературы. Необходимо расширять практику изучения на приходах Священного Писания в форме библейских бесед и кружков. Изучение и обсуждение Библии в небольших группах под руководством священнослужителя или катехизатора-мирянина должно помогать прихожанам глубже понимать Слово Божие и руководствоваться им в своей жизни, а также содействовать возрождению и развитию церковно-приходских общин. Следует также проводить для прихожан внебогослужебные беседы, посвященные изучению Таинств и обрядов Православной Церкви. В больших приходах рекомендуется создавать консультативные службы по вопросам православной веры и церковной жизни, привлекая для этого служения как клириков храма, так и духовно просвещенных мирян. Современный опыт церковно-приходской жизни свидетельствует об эффективности индивидуальных просветительских бесед с заходящими в храм невоцерковленными людьми. Особого попечения требуют люди, которые пришли в храм из-за случившегося горя. В храмах рекомендуется размещать стенды с духовно-просветительской информацией, издавать и распространять общедоступные миссионерские, катехизические и духовно-просветительские материалы. Предметом особого пастырского попечения настоятелей приходов должно стать повышение уровня церковной грамотности сотрудников храма, а также забота об их духовно-нравственном совершенствовании. Рекомендуется организовывать для них соответствующие специфике их служения духовно-просветительские беседы, поощрять их к получению церковного образования, контролировать их отношение к прихожанам.Одной из важных форм современной церковной жизни являются паломнические поездки. Настоятелям приходов, сотрудникам паломнических служб и ответственным мирянам следует помнить, что экскурсионно-паломническая деятельность имеет большой духовно-просветительский потенциал, который необходимо правильно использовать для проповеди Слова Божия и наставления паломников в православной вере.

http://patriarchia.ru/db/text/1909451.ht...

« " Клевер лаборатория " — это молодая динамично развивающаяся образовательная площадка, имеющая образовательную лицензию. Сегодня на ней проходят повышение квалификации и постоянно присутствуют порядка 260 тысяч российских педагогов — это те учителя, которые реализуют программы по духовно-нравственному воспитанию детей по курсам " Основы религиозных культур и светской этики " и " Основы духовно-нравственной культуры народов России " , — рассказал митрополит Евгений. — Ярославский институт развития образования активно включился в сотрудничество. Сегодня педагоги Ярославской области проходят повышение квалификации, взаимодействуют методически с нашей платформой. Подписав это соглашение, мы ввели в правильную юридическую форму взаимоотношения Института развития образования и АНО " Клевер лаборатория " ». «Системная работа по повышению компетенций педагогических работников и управленческих кадров, а также специалистов различных сфер социальной практики на основе результатов совместной научно-методической, исследовательской и инновационной деятельности в области основ духовно-нравственной культуры народов России позволит нам использовать различные ресурсы современного образовательного пространства, популяризировать лучшие практики, совершенствовать формы и методы воспитания и образования детей и молодежи в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских ценностей», — отметила и.о. ректора Института развития образования Ярославской области Ирина Серафимович. В тот же день были подписаны соглашения о сотрудничестве между министерством образования Ярославской области и епархиями Ярославской митрополии  —  Ярославской , Переславской  и Рыбинской . Соглашение нацелено на сотрудничество сторон в рамках их компетенций в сфере образования, духовно-нравственного воспитания, выработки предложений по совершенствованию работы духовно-нравственной направленности. В торжественной церемонии приняли участие министр образования Ярославской области Ирина Лобода, митрополит Ярославский и Ростовский Вадим , епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин , епископ Переславский и Угличский Феоктист , а также митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений.

http://patriarchia.ru/db/text/6123033.ht...

Введение Вхождение системы образования России в третье тысячелетие ознаменовано принятием трех программ: «Программы развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 годы», «Государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» и Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001–2005 годы)». Принятие названных документов возвестило о возвращении воспитания в сферу образования. «Программа развития воспитания в системе образования России» начинается со слов: «Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства». Отечественные традиции названы одной из основ обновления содержания и структуры воспитания. По-новому оценивается роль религии в истории России и признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека. Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. В «Программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации» одной из решаемых задач является формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и понимания роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну. Федеральная целевая программа «Молодежь России» среди основных целей называет духовно-нравственное воспитание молодежи, среди задач – создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, при этом уточняется, что особую роль играет изучение отечественной истории и культуры. В Концепции национальной безопасности подписанной президентом России 10 января 2000 года отмечено, что обеспечение национальной безопасности РФ «включает в себя защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

С появлением в учебных заведениях комнат духовно-нравственного воспитания, молельных комнат, домовых храмов, несомненно, у молодых людей проявится стремление побольше узнать о своей культуре, о православной вере, а затем самому стать исповедником этой веры. В последнее время у наших современников появился интерес к изучению своей родословной, и некоторые граждане с удивлением обнаруживают, что среди их родственников одно-два столетия назад были не только простые верующие христиане, но и священнослужители, и даже новомученики, причисленные к лику святых. Это заставляет людей многое переосмыслить в своей жизни, нередко становится толчком к изучению истории своего рода, православной отечественной культуры и приводит к вере. — Владыка, расскажите, пожалуйста, как строятся отношения с органами государственной власти, в частности областным Управлением образования и городскими департаментами образования? Какие имеются достижения на данном этапе сотрудничества? — На Тамбовской земле в последние годы налажено плодотворное соработничество епархии с органами государственной власти. Мы активно взаимодействуем с Управлением образования и науки Тамбовской области и городскими департаментами образования в рамках Соглашения о сотрудничестве в области духовно-нравственного просвещения детей и молодежи и развития системы образования в регионе. Тамбовской епархией совместно с Управлением образования области реализуется проект по лицензированию и государственной поддержке воскресных школ Тамбовской епархии как учреждений дополнительного образования. Создана региональная инфраструктура, помогающая обеспечить практическое проведение решений, принимаемых в процессе согласования позиций светских руководителей и Тамбовского епархиального управления. Кроме того, в форме областного государственного учреждения в регионе действует Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение», основной задачей которого является информационно-методическая и координационная деятельность по созданию непрерывной системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

В Сочи прошел III форум-фестиваль духовно-нравственной культуры «Покров» 15 ноября 2017 г. 19:25 10-11 ноября 2017 года по благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора в Сочи прошел III форум-фестиваль духовно-нравственной культуры «Покров», участниками которого стали священнослужители из разных регионов России и активисты молодежных движений, а также представители духовенства, ученых, преподавателей и общественность Кубани. Фестиваль прошел под эгидой Екатеринодарской епархии при поддержке администрации г. Сочи и при участии отдела религиозного образования и катехизации Екатеринодарской епархии. На фестивале огласили приветствие главы Кубанской митрополии митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора. 10 ноября, перед началом работы, состоялась пресс-конференция. Во встрече с прессой приняли участие руководитель епархиального ОРОиК протоиерей Александр Игнатов, благочинный Лазаревского округа г. Сочи протоиерей Дионисий Марчук, директор Центра дополнительного образования Московской духовной академии игумен Киприан (Ященко), заместитель министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Елена Воробьева, заместитель главы администрации г. Сочи Ирина Романец, председатель Общественной палаты г. Сочи Надежда Козлова. По словам организаторов, форум это, прежде всего, обсуждение и обмен опытом по проблемам состояния и развития духовно-нравственной культуры в современном обществе; возрождения духовности граждан, в том числе и детей, и молодежи через создание государственно-общественного механизма приобщения подрастающего поколения к культурно-историческим и духовно-нравственным традициям; выработка предложений по разработке региональной целевой комплексной программы духовно-нравственной культуры. В конференции «Нравственные ценности и будущее студенческой молодежи», состоявшейся в конгресс-зале санатория «Черноморье» и открывшей рабочую часть форума, приняли участие председатель Городского собрания Сочи Виктор Филонов, председатель Общественной палаты города Сочи депутат Надежда Козлова, депутаты ГСС Людмила Манцурова и Вачакан Аведян, сопредседатель форума протоиерей Александр Игнатов, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Екатеринодарской епархии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010