VIII Покровские чтенияДиалог отечественных светской и церковной образовательных традиций мая 2007 Межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров» проводит 10-14 октября 2007 года VIII Покровские чтения... Межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения " Покров " проводит 10-14 октября 2007 года VIII Покровские чтения " Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций " по теме " Духовно-нравственное воспитание как фактор безопасности Российского государства " . Целью научно-практической конференции является обсуждение широкого круга вопросов, связанных с проблемой духовно-нравственного возрождения Российского общества и воспитания подрастающих поколений на основе традиций отечественной культуры. Для участия в конференции приглашаются преподаватели вузов, научные работники, учителя, военнослужащие, священнослужители, деятели образования и культуры, аспиранты, студенты, представители общественности Примерные вопросы для обсуждения: - Исторические традиции духовно-нравственного воспитания; - Духовно-нравственные основы безопасности семьи и детства; - Психолого-педагогические проблемы молодой семьи, проблемы демографии; - " Благодатная педагогика " : опыт работы; - Христианская психология как новый образ психологической науки; - Межвузовский творческий конкурс - как форма поддержки и развития духовно-просветительских и образовательных программ в вузах; - Патриотическое воспитание молодежи, студентов и курсантов; - Духовно-нравственное воспитание в условиях деструктивного влияния агрессивной информационной среды; - Православные подходы к профилактике различных зависимостей в молодежной среде; - Духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений как фактор профилактики экстремизма; - Душепопечительская деятельность как компонент духовно-нравственного воспитания; и др. Комплекс мероприятий, проводимых в рамках VIII Покровских чтений 1. 10 октября; Иоанно-Богословская конференция в Санкт-Петербургской Духовной академии 2. 11 октября; Пленарное заседание VIII Покровских чтений

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=182...

4.36.5. Патриаршим знаком великомученицы Варвары награждаются клирики и миряне за труды духовному возрождению России, труды по социальному обеспечению тружеников горнодобывающей отрасли и их семей, а также за труды по восстановлению и строительству храмов и монастырей. 4.36.6. Знак носится на левой стороне груди и при наличии других общецерковных наград Русской Православной Церкви располагается вслед Патриаршим знаком Материнства. 4.37. Положение о Патриаршем знаке «За труды по духовно-нравственному просвещению» 4.37.1. Патриарший знак «За труды по духовно-нравственному просвещению» учрежден указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла У-01/330 от 23 июня 2011 года. 4.37.2. Патриарший знак «За труды по духовно-нравственному просвещению» имеет одну степень. 4.37.3. Патриарший знак «За труды по духовно-нравственному просвещению» представляет собой позолоченный крест, каждая ветвь креста состоит из пяти рельефных лучей. Между лучами расположен орнамент. В центре знака – круглый медальон, покрытый синей эмалью, в центре которого изображено раскрытое Евангелие со словами на церковно-славянском языке «АЗЪ ЕСМЬ СВЕТЪ МИРУ», поверх которого находится восьмиконечный крест. Медальон обрамляет кольцо из белой эмали с надписью «СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ» внутри. В верхней части пятилучевого позолоченного креста расположено позолоченное изображение Патриаршей митры, в нижней – позолоченная Патриаршая монограмма. Материалы: латунь с позолотой, холодная эмаль. Размеры знака: ширина 70 мм, высота 70 мм. На оборотной стороне знака – приспособление для крепления. 4.37.4. Знак носится на левой стороне груди и при наличии других общецерковных наград Русской Православной Церкви располагается вслед Патриаршим знаком великомученицы Варвары. 4.37.5. Патриаршим знаком «За труды по духовно-нравственному просвещению» награждаются священнослужители и миряне за труды по духовно-нравственному образованию и воспитанию. 4.37.6. Награждение Патриаршим знаком «За труды по духовно-нравственному просвещению» производится на основании резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

Категория духовно-нравственное воспитание официально стала использоваться относительно недавно. В документах и риторике XVIII в. употреблялись понятия, соответствующие духовно-нравственным качествам, - благое поведение , совесть , честь , благочестие , делался упор на религиозные чувства. На протяжении 1800 - 1880-х гг., как отмечает М.И. Ивашко, процесс духовно-нравственного воспитания «в историографических источниках... назван как религиозное или религиозно-нравственное воздействие. В публикациях конца XIX - начала XX вв. его чаще всего определяли религиозно-нравственным воспитанием» с. 273]. Понятие нравственное воспитание также в ту пору присутствовало. Как пишет С.Э. Зверев, в 1825 г. вышел в свет учебник Я.В. Толмачева «Военное красноречие, основанное на общих началах словесности, с присовокуплением примеров в разных родах оного», глава III которого называлась «Нравственные качества подвластных воинов» с. 243]. В 1838 г. появилась книга А. Кислова «Военная нравственность» с. 263]. А.С. Сушанский в своем исследовании отмечает, что в XIX - начале XX вв. «используются термины «нравственное воспитание», «нравственный элемент в воспитании», «военный дух», «воспитание духовное», «нравственное образование войск». Духовно-нравственное понятие дается в частных категориях: литература духовно-нравственного содержания, духовно-нравственное состояние общества, коллектива и т.д.» с. 12]. В указанный период опубликуется целый ряд работ по нравственному воспитанию (Дебольскоий Н.Г. Философские основы нравственного воспитания. - СПб., 1880; Дебольский Н.Г. Мысли и заметки о нравственном воспитании//Пед. сб. - 1881. - Вып. 1, 2, 3; Енгалычев П.Н. Словарь физического и нравственного воспитания. - СПб., 1827 и др.). В 1908 г. вышел сборник «Военно-нравственные беседы с нижними чинами» Категория духовно-нравственное воспитание не использовалась и в советское время. Говорилось только о лишь нравственном формировании личности (например, исследования, касающиеся воспитания военнослужащих: Андреев В.И. Нравственное воспитание солдат и сержантов в подразделениях частей сухопутных войск: дис... канд. пед. наук. М., 1981; Беляков И.И. Методологический анализ взаимосвязи нравственного воспитания и самовоспитания в формировании личности советского воина: дис.... канд. фил. наук. М., 1981; Бондаренко В.Г. Проблема истины и морали и ее методологическое значение для нравственного воспитания советских воинов: дис.... канд. фил. наук. М., 1977 и др.). Понятие же духовность не вписывалось в марксистско-ленинскую идеологию и применялось весьма ограниченно.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/07/...

2. Одобрить опыт работы дошкольных учреждений, работающих в режиме региональных экспериментальных площадок по апробации программ духовно-нравственного воспитания дошкольников на ценностях православной культуры. 3. Епархиальным Отделам религиозного образования и катехизации: активно содействовать открытию региональных экспериментальных площадок по апробации программ духовно-нравственного воспитания в системе дошкольного образования, а также дошкольных образовательных учреждений и групп разного типа и вида, в т.ч. групп кратковременного пребывания, ориентированных в воспитании детей на традиционных духовно-нравственных ценностях; противодействовать закрытию православно ориентированных групп и детских садов на местах; предусмотреть в договорах о взаимодействии с органами управления образования организацию системы подготовки педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей, в т.ч. раннего и дошкольного возраста. 4. Отделу религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви: обобщить опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в системе дошкольного образования, накопленный в регионах в процессе экспериментальной апробации программ; обобщить региональный опыт дошкольных образовательных учреждений по организации игровой и досуговой деятельности и подготовить к изданию сборники с мультимедийным приложением; обратиться в Белгородскую и Старооскольскую епархию с предложением о проведении научно-практического семинара по духовно-нравственному образованию в системе дошкольного образования на опыте Белгородской области. 5. Министерству образования и науки РФ: принять во внимание письмо Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви о внесении изменений в «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.08 г. включив в него задачу «Духовно-нравственное развитие личности», в соответствии с законом РФ «Об образовании» и традициями российской педагогической науки и практики, а также предусмотреть в перечне видов дошкольных образовательных учреждений соответствующие приоритетные направления: «духовно-нравственное воспитание детей» и «этнокультурное».

http://patriarchia.ru/db/text/1062008.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Святая Троица» Андрея Рублева - детям К выходу в свет монографии «Религиозно-культурологические традиции иконописи в духовно-нравственном воспитании старшеклассников» 19.11.2014 729 Время на чтение 9 минут Вышла в свет монография петербургского педагога, кандидата искусствоведения, Виктории Олеговны Гусаковой «Религиозно-культурологические традиции иконописи в духовно-нравственном воспитании старшеклассников». Публикуем автора слово о книге. Настоящее издание «Религиозно-культурологические традиции иконописи в духовно-нравственном воспитании старшеклассников» посвящено рассмотрению дидактической роли иконописи, в частности, величайшей святыни России и памятника древнерусского искусства, иконы «Святая Троица» кисти Андрея Рублева в духовно-нравственном воспитании старшеклассников. Сегодня эта тема обретает особенную актуальность в связи с приоритетом духовно-нравственного развития и воспитания в сфере государственной политики Российской Федерации. «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования» . В современном российском обществе образование можно рассматривать многопланово: как способ трансляции культурно-исторического и научного опыта от одного поколения к последующему, и как фундамент для развития этого опыта, обеспечивающий успешное движение цивилизации. В таком случае назначение образования заключается в сохранении и передаче во времени базовых национальных ценностей, которые интегрируют ценности «семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий; российской гражданской нации; мирового сообщества» . Они определяют содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности, как сложного многопланового процесса, неотделимого от культурно-исторических и социальных вех. Духовно-нравственное воспитание позволяет не просто дать обучающимся знания о том, как следует выстраивать свою жизнь, чтобы реализовать свой личностный потенциал, а сформировать мировоззрение и развить гражданскую идентичность. «Ступень российской гражданской идентичности - это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России» .

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/20/...

В Москве пройдет онлайн-конференция «Духовно-нравственное здоровье подрастающего поколения России» 19 мая 2007 г. 10:33 22 мая в РИА «Новости» пройдет онлайн-конференция руководства целевой комплексной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России». Каково духовно-нравственное состояние детей и молодежи России? Почему на стыке двух тысячелетий Россия оказалась перед лицом жесточайшего демографического кризиса? Как противостоять духовной агрессии и восстановить в молодежной среде традиционные духовно-нравственные ценности? Каково отношение самой молодежи к нравственному образу жизни? Как защитить наших детей от духовного распада? Существуют ли эффективные механизмы восстановления духовного здоровья молодежи и каковы они? На вопросы пользователей Интернета ответит иеромонах Киприан (Ященко), руководитель целевой комплексной Программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», ректор Института экспертизы образовательных программы и государственно-конфессиональных отношений, декан педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , кандидат педагогических наук. В ходе онлайн-конференции будет также официально открыт сайт Программы: www.dnkrus.ru . Программа «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» разработана силами Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и работает в России с 2006 года. При создании Программы поддержку оказали: Администрация Президента РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Российская академия образования, Учебный комитет при Священном Синоде Русской Православной Церкви, ряд образовательных и научных учреждений, представители ряда епархий, общественных и творческих объединений. Главная цель Программы — противодействие духовно-нравственной деградации населения России и самой уязвимой его части — детей и молодежи путем добавления в образовательную и просветительскую работу среди молодежи духовно-нравственного компонента.

http://patriarchia.ru/db/text/245432.htm...

1.7. Контроль знаний и аттестация учащихся по учебным предметам образовательной области " Духовно-нравственная культура " Текущий контроль знаний учащихся по всем учебным предметам образовательной области учебного плана " Духовно-нравственная культура " и аттестация по итогам учебной четверти (триместра), учебного года осуществляется в общеобразовательном учреждении на общих основаниях, как при изучении других основных учебных дисциплин. Приоритетную роль в оценке промежуточных результатов образования по всем предметам образовательной области должны иметь инновационные свободные формы оценки, участие детей в самодеятельной творческой, познавательной деятельности: различные конкурсы среди учащихся и групп учащихся, выступления, культурные мероприятия в школах и вне школ и т.п. Учитывая вариативный характер учебных предметов образовательной области " Духовно-нравственная культура " , их свободный выбор семьей обучающегося с начала каждого учебного года, а также направленность их содержания на духовно-нравственное становление личности ребенка в рамках определенной мировоззренческой и культурной традиции, результаты итоговой аттестации учащихся по всем учебным предметам образовательной области " Духовно-нравственная культура " выставляются в документы государственного образца о получении образования исключительно по желанию выпускника. 1.8. Условия допуска к преподаванию учителей по учебным предметам образовательной области " Духовно-нравственная культура " Учитывая направленность содержания учебных предметов образовательной области " Духовно-нравственная культура " на духовно-нравственное становление личности ребенка в рамках определенной мировоззренческой и культурной традиции, предусматривается особая процедура определения кандидатур учителей по данным предметам. Кандидатуры учителей по учебным предметам религиозной культуры определяются при условии: 1) согласия учителя преподавать данный учебный предмет; 2) наличия у него педагогической квалификации, необходимой для допуска к работе в качестве учителя в общеобразовательном учреждении; 3) наличия рекомендации от соответствующей религиозной организации, с которой государственным федеральным или региональным органом управления образованием (с учетом их компетенции) заключены соглашения о содержании и процедуре оформления такой рекомендации.

http://religare.ru/2_49186.html

Совместная резолюция секции «Теологическое образование, духовно-нравственное воспитание и образование в современном вузе» и круглого стола «Место Православия в современном образовании» XVI Рождественских чтений 2 февраля 2008 г. 21:08 31 января в конференц-зале Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в рамках XVI Международных Рождественских чтений состоялась работа секции «Теологическое образование, духовно-нравственное воспитание и образование в современном вузе» и круглого стола «Место Православия в современном образовании». РЕЗОЛЮЦИЯ В результате обсуждения проблемы «Место Православия в современном образовании и в науке», а также проблем теологического образования духовно-нравственного воспитания в системе высшего и среднего образования участники круглого стола пришли к следующим выводам: О духовно-нравственном воспитании в средней и высшей школе 1. Партнерство государства и традиционных религий в сфере образования и воспитания является одним из важнейших факторов возвращения к духовным корням отечественной культуры и оздоровления нравственной атмосферы российского общества в силу значительного влияния традиционных конфессий на формирование духовно-нравственных ориентиров и мировоззренческих установок россиян. 2. Введение в средней школе образовательной области «духовно-нравственная культура» требует, прежде всего, масштабной подготовки кадров высшей квалификации по теологии. Основной задачей является создание научно-методической базы для подачи материала образовательной области в курсах школьных дисциплин, а также профессиональная переподготовка учителей-предметников. 3. Отсутствие самостоятельной научной отрасли «теология» в Номенклатуре ВАК РФ является дискриминацией теологов, которых выпускают почти 40 вузов страны, т.к. приводит к невозможности подготовки кадров высшей квалификации в указанной сфере и таким образом лишает выпускников-теологов научной и преподавательской перспективы, что противоречит правам человека, подписанной РФ Лиссабонской конвенции, Конституции РФ, нормам реализации программ высшего профессионального образования в РФ и, следовательно, должно быть устранено в кратчайшие сроки.

http://patriarchia.ru/db/text/359363.htm...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Исключение «Основ духовно-нравственной культуры народов России» из школьного курса подорвет не только культурное и духовное, но и политическое самосознание народа, считает патриарх Кирилл 2 мин., 27.03.2024 Исключение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) из программы общеобразовательных школ никак нельзя одобрить, т.к. без этого предмета подорвется культурное, духовное и даже политическое самосознание российского народа, такое мнение высказал Святейший Патриарх Кирилл. О проблемной ситуации с предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Предстоятель Церкви рассказал в своем докладе в среду 27 марта на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора. В начале патриарх Кирилл напомнил, что учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ввели в школьную программу именно по инициативе Русской Православной Церкви и в связи с договоренностями 2009 года между Предстоятелем Церкви и Президентом России. – А в феврале текущего года Министерство просвещения России издало приказ 109 об исключении с 1 сентября 2025 года из Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Вот так, взяли и исключили, – констатировал патриарх Кирилл. Святейший пояснил, что согласно упомянутому указу, теперь содержание предмета ОДНКНР станет составной частью курса «История нашего края» в 5-7 классах, т.е. из самостоятельного предмета перейдет в предмет «История нашего края». – Конечно, это приведет к значительному сокращению объема учебных часов, выделенных на изучение основ духовно-нравственной культуры и упразднению таких предусмотренных действующими правовыми нормами воспитательных и обучающих целей ОДНКНР, как «знание основных норм морали, нравственности, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человеческого общества» (приказ Министерства просвещения России от 17 декабря 2010 года 1897), – добавил Святейший.

http://foma.ru/iskljuchenie-osnov-duhovn...

В ЦФО планируется создать единое интерактивное информационное пространство в сфере духовно-нравственного воспитания Белгород, 24 сентября 2007 г. В одной из резолюций, принятых по итогам проходивших 17-19 сентября в Белгороде образовательных чтений Центрального Федерального округа с участием представителей региональных управлений образования, федеральных органов власти и епархий Русской Православной Церкви, провозглашается необходимость создания в субъектах ЦФО сети ресурсных центров и интернет-телевещания с целью «формирования единого интерактивного информационного пространства в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания». Данная резолюция, принятая на секции «Механизмы распространения опыта и информационного обеспечения программ духовно-нравственного воспитания», рекомендует «к широкому распространению в регионах ЦФО опыта Белгородской, Курской, Костромской, Смоленской, Тульской областей по разработке и реализации целевых региональных программ по духовно-нравственному воспитанию, интегрирующих задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания». В документе особо выделяется Белгородская область, среди прочего, за создание нормативно-правовой базы, координацию и взаимодействие органов власти, общественных организаций и епархии Русской Церкви, сообщает Благовест-инфо.   Кроме того, резолюция секции «Механизмы распространения опыта и информационного обеспечения программ духовно-нравственного воспитания» призывает «всемерно способствовать усилению роли общественных организаций в осуществлении программ духовно-нравственного и патриотического воспитания и взаимодействии с органами власти и епархиальными структурами Русской Церкви в субъектах ЦФО». По информации пресс-службы Белгородской епархии, общая итоговая резолюция образовательных чтений ЦФО содержит в качестве отдельного пункта обращение к педагогической общественности, которую участники чтений призывают выступить в поддержку сохранения регионального компонента школьных программ. 24 сентября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/24074.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010