Возникновение Н. н. связано с московским Синодальным училищем церковного пения и деятельностью Смоленского (директор с 1889), В. С. Орлова (регент Синодального хора с 1886) и А. Д. Кастальского (педагог уч-ща с 1887 и помощник регента). В нач. 90-х гг. XIX в. здесь появилась потребность в певч. репертуаре, к-рый, с одной стороны, соответствовал бы облику и древним богослужебным традициям Успенского собора Московского Кремля, где пел на службах Синодальный хор, а с другой - давал бы возможность для исполнения художественного пения в духовных концертах. Первые же произведения Кастальского - гармонизации традиц. распевов ( знаменного , болгарского , киевского , греческого , сербского , московского Успенского собора и др.; 1896-1898) в новом стиле, по видимости не очень далеко ушедшем от опытов т. н. строгого стиля у предшественников, но тем не менее необычном и отчетливо «русском»,- вызвали интерес у прихожан Успенского собора и у консерваторских музыкантов. К муз. творчеству в русле Н. н. присоединились ученики старших классов уч-ща братья А. Г. Чесноков и П. Г. Чесноков , бывш. певчий и выпускник курсов для взрослых певчих Синодального хора при уч-ще А. В. Никольский и педагог теоретических дисциплин В. С. Калинников . Переехав по окончании С.-Петербургской консерватории в Москву, духовно-муз. произведения начал писать А. Т. Гречанинов . Дебютом С. В. Рахманинова в этой области стал духовный концерт (запричастный стих) «В молитвах неусыпающую Богородицу» (1893). По просьбам Смоленского, профессора Московской консерватории в 1889-1901 гг., духовную музыку начали сочинять как молодые авторы, так и уже состоявшиеся композиторы: М. М. Ипполитов-Иванов , А. А. Ильинский , А. Б. Гольденвейзер, А. Н. Корещенко , Д. В. Аллеманов (впосл. священник, протоиерей), свящ. (впосл. протоиерей) В. М. Металлов . В 1906 г. свящ. М. Лисицын дал яркую характеристику музыке Кастальского (эти слова можно отнести к произведениям и других московских авторов Н. н.), связав ее с традицией пения в кремлевском Успенском соборе, где можно было услышать «унисонное пение, украшенное подголосками и случайно, как искры брошенными аккордами… Творчество… А. Д. Кастальского развилось из этого зерна… но в этом есть своя красота, свое единство…» (см.: РДМДМ. Т. 2. Кн. 2. С. 876-877).

http://pravenc.ru/text/2577821.html

Глава 22. Русь и Византия в конце Х в. 521 К концу X в. языческая Россия порывалась к Византии всеми необузданными влечениями своей беспокойной природы. Столица империи не раз дрожала перед русскими полками. Составилось убеждение, перешедшее в мистическую литературу, что городу не устоять и что в конце концов он будет взят Русью. В многочисленных церквах наполненного святынями Цареграда читали акафист Богородице, восхваляя оказанную против русских помощь и умоляя о спасении против новых нападений. Святослав дал новое направление походам руси на Константинополь, показав, что при лучших обстоятельствах можно подойти к Константинополю с суши, и притом с болгарами. Но Русь врывалась в Византию не только своими завоевательными стремлениями, она давала о себе знать и некоторыми человечными сторонами: желала во что бы то ни стало установить правильные торговые сношения, выхлопотать привилегии для обмена своих произведений на греческие, интересовалась устройством быта и в особенности верой. Что же думала тысячелетняя империя и ее мудрые патриархи, цари и вельможи об юном народе, который так настойчиво привлекал к себе внимание их? Уж не в том ли вся тайна дипломатии византийской – подкупать и вооружать один варварский народ против другого и строить свое благо на погибели слабейших? Нет, Византия нашла другие средства укротить Русь. Она медленно шла к своей цели и без оружия достигла того, что Русь принесла ей повинную голову и поступилась своими широкими политическими притязаниями. В византийской литературе я не знаю более изящного выражения той мысли, что культура и духовные преимущества нации в конце концов всегда возобладают над варварством и дикой силой, как следующее место просвещеннейшего эллина XII в. Михаила Акомината. Приводимые слова имеют в виду латинян, завоевавших Константинополь и Грецию в 1204 г. «Запустели города, в которых водились хоры муз и властвовала фемида и процветала философия. Но нам не следует предаваться унынию и ограничиваться сетованиями. Те, которые считают себя нашими повелителями, столько же понимают в словесном искусстве, как ослы в музыке. А мы не будем забывать философии и не перестанем украшать себя добродетелью и образованностью: в этом мы найдем действительное средство властвовать над нашими повелителями, как над дикими зверями. Захватив крепости и замки, они думают повелевать посредством насилия, отнимая у нас имущества и пищу. Но там не может быть надежного и прочного господства, где победители не обладают ни природными, ни приобретенными преимуществами. Никто же не скажет, что львы, леопарды или волки властвуют над людьми, хотя бы они когтями и зубами достигали того же, чего и наши повелители. И никогда не удастся им вполне победить нас, хотя бы они присвоили себе все наши стяжания, хотя бы оставили нас нагими или коснулись бы самой плоти нашей!»

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Е. Кустовский, Н. Потемкина Содержание Предисловие Основные принципы распевания богослужебных текстов в современном осмогласном обиходе Условные обозначения, принятые в данной публикации Библиография Труды по музыкальной медиевистике и исследования по русскому церковному пению Список нотных публикаций, содержащих обиход гласов     Предисловие Создание учебного пособия по осмогласию – дело непростое. Во-первых, фиксируя осмогласие как систему, претендующую на полноту и объективность, постоянно следует иметь в виду, что эта фиксация действительна только для конкретного исторического периода, точнее говоря – для нашего поколения клиросных церковнослужителей. Во-вторых, свод гласовых напевов, реально бытующих в современном московском обиходе, гораздо полнее и разнообразнее приведенных в публикации вариантов. Обиход осмогласия имеет гораздо более протяженную и извилистую историческую стезю, чем авторская церковная музыка. Он является основным музыкальным языком церковного служения. Само понятие гласа в его наиболее развитой форме включало в себя множество характеристик, утраченных в современности. Глас подразумевал не только единство мелодических интонаций, но и высотность звучания, характер пения, и даже (и это главное!) обладал определенными духовно-значимыми характеристиками. Полнота осмогласия являлась выражением всей полноты жизни человека в церковном богослужении. Высота подвига преподобного Иоанна Дамаскина , завершившего, по сути, становление осмогласия, заключается прежде всего не в гимнографической и музыкальной гениальности, но главное – в личном примере жизни по осмогласию , т. е. в полном растворении себя как личности в полноте церковнослужения. Так было в Византии. Так было в России в эпоху знаменного пения, о чем свидетельствуют многочисленные исследования по этому периоду. Однако задачей этого предисловия является более внимательное рассмотрение жизни гласового обихода в русской церковной музыке с конца XVIII века. Глас до XVIII века воспринимался как система попевок – мелодических формул. Каждому гласу была свойственна своя сумма попевок. Некоторые попевки могли встречаться в нескольких гласах, другие – только в одном из гласов. С конца XVIII века термин «глас» стал обозначать набор мелодий для пения песнопений разных жанров. Такое понимание сохранилось до настоящего времени. Существуют напевы для стихир, тропарей, кондаков, ирмосов, прокименов каждого из восьми гласов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Жизнь и духовные поиски протоиерея Алексея Потокина Протоиерей Алексий Потокин родился в 1956 году в Москве. Окончил в 1979 году МФТИ. Работал в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) им. Жуковского. В 1986 окончил аспирантуру ЦАГИ. Крещение принял в 1982 году. В 1990 рукоположен в диаконы, в 1991 — в священники. Служил в храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно. С 1997 — помощник настоятеля. С 2012 по состоянию здоровья за штатом. Женат, имеет дочь и троих сыновей. — Отец Алексий, я знаю, что вы выросли в интеллигентной семье… — Слово «интеллигентный» скорее относится к поведению, а не к образованию. Родители мои и дедушки-бабушки вышли из совершенно разных социальных слоев: по линии отца все родственники были из народа, с Волги, а по линии матери — дворяне. Родители проектировали и строили здания, отец был директором института по проектированию высших учебных заведений – ГИПРОВУЗа. Огромное количество вузов по всему Советскому Союзу построено им, за границей он тоже строил. Люди творческие, родители и меня с детства дрессировали — учили играть на фортепиано, французский я начал изучать раньше, чем в школу пошел. Точно так же дрессировали брата, который моложе меня на 9 лет. К языкам он оказался способнее, французский знает в совершенстве. Такая у родителей была установка, и я считаю, что она правильная. Ребенок от семи лет и до совершеннолетия называется отрок, то есть слуга. Его можно и нужно дрессировать, помня при этом, что когда он вырастет, может отказаться от всего, чему его учили. Почему дрессировать? Да потому что мне не нравилось учиться музыке, я ругался, проклинал родителей, но в более солидном возрасте, ближе к тридцати годам, я от души их поблагодарил: всё, что они заставляли меня делать, мне пригодилось. Но объяснить ребенку, что ему это в будущем пригодится, невозможно! Это делается через силу. Главная польза от таких занятий  — ребенок учится трудиться, а труд я считаю главным талантом человека. Легко трудиться, когда тебе нравится, гораздо важнее уметь трудиться, когда это тебе не нравится, тяжело, когда нет аргументов, зачем и для чего. Сейчас от всех только и слышишь: да это мне не нужно, нигде не пригодится. Всё нужно!

http://pravmir.ru/pravoslavie-byilo-posl...

Заключение. Глоссолалия в пятидесятницу Мы видели, что для обозначения глоссолалических явлений апостол пользуется музыкально-гимнологическими терминами и что это пользование более широко, чем, сколько можно подозревать с первого раза. Понятно, что музыкально-гимнологические термины могли прежде всего и служить для обозначения музыкально гимнологических явлений и что глоссолалию можно считать одним из видов такого рода явлений. Всякое пение, если не всегда бывает глоссолалией, то, так сказать, всегда более наклонно представлять из себя глоссолалию вследствие неразборчивости слов, из которых состоит песнопение. Поэтому лица, предполагающие, что сущность глоссолалии заключалась в говорении на иностранных языках или экстатических явлениях, невольно и иногда незаметно отступают от этого своего основного воззрения и переходят к речам о гимнах и музыке, – что, конечно, не вполне вяжется ни с иностранными языками, ни с экстазом. Такого рода незаметные, а иногда, может быть, и не вполне сознательные, переходы встречаются, как у древних, так и у новых толкователей. Выше было сказано, что Ириней, говоря о событии в пятидесятницу, утверждал, что ученики «воспевали гимн Богу», хотя бы и omnibus linguis inspirantes 532 . Подобные же мнения встречаются и у других церковных писателей. Объясняя 1Кор. 13:1 , Феодорит, признающий глоссолалию за говорение на иностранных языках, в «языках ангелов» признает однако гимны: апостол «называет языками ангелов не чувственные (языки), но некоторые мысленные, которыми ангелы воспевают (μνοσι) Бога всех и на которых говорят между собою. Ибо слышал их (ангелов) и Исаия, воспевающих (μνοντων)» и проч. 533 . Таким образом, уже в сочинениях древних церковных писателей мы встречаем некоторую двойственность воззрений на глоссолалию, которую, с одной стороны, они признают говорением на иностранных языках, а с другой – говорят, что она состояла в произнесении или пении гимнов. Подобная же двойственность свойственна воззрениям и позднейших экзегетов. Протестантский ученый Шультесс, написавший ученое, но сухое и скучное сочинение на латинском языке «О харизмах Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Дать человеку почитать духовную книгу выше, чем дать кусок хлеба голодному... " 11.09.2007 472 Время на чтение 14 минут Гость нашего портала - один из самых известных московских священников, настоятель храма Сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище (г. Москва ), создатель и руководитель издательства Сестричества им. Свт. Игнатия Ставропольского и " Чтения для русских детей " . - Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, о Вашем отношении к чтению и к книгам! Насколько любовь к чтению повлияла на Вашу жизнь? - Меня сформировала любовь к чтению. Я научился читать рано, лет в пять. И когда примерно через год мы с родителями переехали из провинции в Подмосковье и я узнал, что такое библиотека, то сразу же туда записался. А поскольку это был первый класс советской школы, 1967 год, и кроме школы и гуляния с друзьями я не был занят практически ничем, я стал очень активно ходить в библиотеку. Мне нравилось разглядывать книги, перебирать их, смотреть картинки. В том поселке, где мы жили в Подмосковье, в библиотеку мало кто ходил, поэтому книги были всегда в наличии. В детстве я все свое свободное время старался читать, тем более что телевизор появился только классе в третьем. И интересен-то он мне особо не был - чтение было интересней того, что передавалось в то время по телевизору: рассказы о достижениях хлеборобов и фильмы типа " Я шагаю по Москве " . Такая любовь к чтению осталась на всю жизнь. Юность также прошла в чтении, правда, поменялся репертуар. Уже в 15-16 лет меня стали интересовать различные философские вещи, научная фантастика... - Когда у Вас появился интерес к духовным книгам, христианской литературе? - К сожалению, никаких духовных, религиозных книг в советских библиотеках найти было невозможно, и религия была для меня закрытой темой. Да и вообще я считал, что с этим все решено и что это какая-то глупость. Зато был интерес к различным контркультурам: вместе с любовью к рок-музыке возник интерес к различным протестным философским, молодежным движениям. А когда я попал в систему хиппи, вдруг выяснилось, что все там - люди верующие. Мне открылся целый пласт самиздата, книг собственно религиозного значения: по восточной философии, софийской мудрости. Естественно, попалось мне и Евангелие, и христианская литература. С тех пор я старался читать мудрые книги, в которых искал ответы на вопросы духовного порядка.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Музыка Рахманинова позволяет нам почувствовать свои православные корни» Русский биограф Рахманинова из США 21.07.2023 599 Время на чтение 5 минут Источник: Православие.ру Валерия Ноллан Сергей Рахманинов – наверное, один из самых православных русских композиторов. Да, он никогда не служил в Церкви и не писал церковную музыку, но его Всенощное бдение многие по праву считают вершиной русского духовного искусства. О том, как Православие отражалось на идентичности великого композитора и почему американцы считают его своим, мы поговорили с профессором русистики и пианисткой из США Валерией Ноллан, которая недавно написала одну из немногих в Северной Америке биографий маэстро. Ее книга «Sergei Rachmaninoff: Cross Rhythms of the Soul» [Сергей Рахманинов: Перекрестные ритмы души] вышла в прошлом году. Сергей Васильевич Рахманинов – Валерия Валентиновна, почему вы заинтересовались творчеством Рахманинова как православного композитора? – Прежде всего, я сама – русский православный человек, и мне хотелось бы развивать понимание Православия. Можно сказать, я выросла с музыкой Рахманинова: мои родители, друзья, – мы все слушали его произведения, я играла их на фортепиано, выступала с ними. Православие определяет всю идентичность Рахманинова. В существующих биографиях композитора упоминания об этом полностью отсутствуют. Люди ничего не понимали ни в иконах, ни в литургии, ни в духовной музыке, ни в том, как живет православный человек. А ведь это определяет все – как мы молимся, как прощаемся, как встречаемся, как исповедаемся и причащаемся. Рядовым американцам все это незнакомо. И даже католикам. Один англоязычный биограф написал, что Рахманинов был неверующим. Это абсолютная неправда. Налицо полное непонимание Рахманинова, его русской идентичности и вообще Православия. У Рахманинова была очень трагическая жизнь, но и очень интересная. Он сумел преодолеть все препятствия – тут и перемена стран, и перемена культур, и перемена образа жизни. Это очень серьезные события.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/21/muzyka...

Закрыть itemscope itemtype="" > ...По образу и подобию Спасителя За что Кинчев наехал на Шевчука? 28.10.2005 644 Время на чтение 7 минут Интернет-чат с Константином Кинчевым на сайте " МК " побил все рекорды по количеству желающих пообщаться с музыкантом. Что объяснимо: лидер " Алисы " редко дает интервью, и вопросов к нему накопилось много. Были среди них и весьма неожиданные. - Ваша новая песня " Рок-н-ролл " получилась как ответ Шевчуку. Что сподвигло так пройтись по одному из бывших соратников? - Прежде всего: Шевчук остается соратником. Просто его заявление, что " рок-н-ролл - это я " , показалось мне дерзким и самонадеянным. Видимо, это и послужило поводом для песни... Это был чат-рекордсмен за всю историю " МК " ! За полтора часа, которые Константин Кинчев провел перед монитором компьютера, на внимание лидера " Алисы " претендовали более тысячи человек. Техника " висла " , а вопросов становилось все больше и больше. " Несмотря на злорадство прессы, у нас до сих пор неплохой рейтинг " , - шутил Костя, отбирая самые интересные послания. Фронтмен легендарной рок-группы был свеж, ироничен и остроумен. " ЗД " со своей стороны подшучивала, что в пику " татушной " " Не Верь, не Бойся, не Проси " из лексикона тюремной философии наконец появился достойный ответ от подлинно духовного человека - песня " Бойся, Проси и Верь " . По всему было видно, что Константин доволен новым альбомом " Алисы " , уверен в своих силах и готов к большому туру. Запретных тем для Кинчева, как выяснилось, нет, и, отвечая на добрую сотню вопросов, музыкант обсудил со своими поклонниками все: от православной философии до футбола и водки. " ЗД " предлагает самые интересные фрагменты чата. О музыке - Как совместить ваше изображение в виде врубелевского демона на обложке альбома с утверждением, что изгой - это Христос? - Есть некое по этому поводу смущение у меня. Песня " Изгой " о Спасителе. Альбом " Изгой " о всех тех, кто сделал осознанный выбор, пытаясь строить свою жизнь по образу и подобию Спасителя. Я из таких и поэтому дерзнул появиться так на обложке.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Православие и белорусская культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего» Доклад на пленарном зaceдahuu IX Белорусских Рожденственских Общеобразовательных Чтениях 27.11.2023 62 Время на чтение 10 минут Источник: Новогрудская епархия Ваше Высокопреосвященство, досточтимые отцы, братья и сестры, все высокое собрание! Всякая культура имеет религиозную основу. Поскольку любая культура представляет из себя систему жизненных ценностей человека и общества, а ценности определяются пониманием смысла жизни, места человека в мире, и, в конечном итоге, верою, то подобная зависимость очевидна. Принятие славянскими народами христианства, с его наднациональными идеалами и высшим нравственным законом, заложило основу для государственного единства Руси и предоставляло возможность приобщиться к великой культуре соседней Восточно-Римской империи. В истории нашей страны Православие явилось не просто религией, но и стало определяющим фундаментом формирования нашей культуры. За более чем тысячелетнюю историю произросли обильные плоды этого сеяния в литературе, архитектуре, живописи и музыке. Но Православие оценивает состояние культуры в первую очередь по нравственному состоянию человека и общества, а не по материальным проявлениям этой культуры, ее внешнему блеску. Прогресс культуры сознается Православием не как количественное умножение ее внешних материальных форм, но с точки зрения соответствия культуры ее служению единому на потребу, спасению души человека. Сегодня же мы являемся свидетелями и участниками противостояния, в котором на первый план выходят духовные и нравственные ценности. Апостол Павел свидетельствует, что «наша брань не против крови и плоти, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6,12). Это духовное противостояние имеет материальное выражение, как проницательно отметил великий русский писатель, а вместе с тем и наш с вами земляк Ф.М. Достоевский (род которого берет свое основание из Пинского уезда, где и до сего дня находится село Достоево): «Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Своей целью противник ставит изменение представления о человеке как таковом, о нормах, которые всегда оставляли в человеке неизменными его природу, личность, пол, семью и многое другое. Пожалуй, впервые в истории человечества нормой закона признается то, что традиционно считалось нарушением нравственных установлений. И выясняется, что глобальному распространению по всему миру этих новых ценностей мешают славянские народы.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/27/pravos...

Закрыть «Отсутствие хороших примеров — мука для общества» Человеку не свойственно жить в пустыне со зверями, но люди потому убегали и со зверями жили, потому что звери не грешат Протоиерей Андрей Ткачев   09:58 30.12.2023 319 Время на чтение 3 минуты Фото: Из интернет-источников « " С преподобным преподобным будешь, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранными избран будеши, и со строптивым развратишися " . В этих строчках дан некий духовный закон, знание которого нам помогает. В отрицательном смысле этот закон озвучил апостол Павел, говоря, что добрые обычаи растлеваются худыми нравами», - пишет в тлг-канале клирик храма святителя Василия Великого Патриаршего подворья в селе Зайцево Одинцовского района Московской области, проповедник и миссионер, телеведущий митрофорный протоиерей Андрей Ткачёв. «Человек, попадая в некую среду, противоположную по нравственным законам, не может долго сопротивляться. Он должен или убежать, или умереть, или стать таким, как окружающая среда, к сожалению. Трудно выйти здоровому душой и сердцем из камеры, где ты просидел много лет с отпетыми злодеями, каждый из которых является профессионалом, и каждый из которых похож на других по нечестивому образу жизни», - отметил священник. «Человек — это впитывающее существо. Если он духовен по-настоящему и является одним из тех сотен тысяч, о которых говорят, как об особых избранниках. И попадая в самые страшные логовища греха, они сами не осквернятся и других очищают, потому что у них Божественный огонь внутри. В большинстве же своём люди находятся в подвешенном состоянии: попадая к святым, освящаются, попадая к грешным — согрешают», - продолжил он. «Большинство людей плавающие. Попадёшь в общество высокообразованных людей, слушаешь, что они говорят, ничего не понимаешь, но со временем напитываешься, становится увлекательно, и уже слушать другие разговоры не так интересно. Попадёшь в другую компанию, нахватаешься всего, и уже дико чувствовать себя среди людей, разбирающихся в музыке или искусстве», - пишет протоиерей.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/30/ot...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010