В наше время появилась возможность стереть искусственную границу между светским и духовным искусством. Когда у меня появилась мысль написать «Страсти по Матфею», то моим намерением было создать некий синтез, с одной стороны, баховской традиции, характерной для Запада, с другой традиции русского церковного пения. То есть, идея заключалась в том, чтобы взять баховскую форму, традиционную для протестантской церкви трехсотлетней давности, и наполнить ее православным содержанием, которое составили богослужебные тексты Православной Церкви. Ведь в богослужении Православной Церкви есть нечто похожее на «Страсти» Баха: это совершаемая в канун Великой Пятницы служба Двенадцати Евангелий, когда читаются евангельские отрывки о Страстях Христовых вперемежку с речитативами чтеца и хоровыми песнопениями. Однако мое сочинение предназначалось не для православного храма, а для концертного зала. Именно поэтому я использовал не только хор, но и струнный оркестр. Западный религиозный опыт отличается от восточного, православного. Это отличие особенно остро ощущается в восприятии Страстей Христовых. Для западной традиции характерно эмоциональное их восприятие, что отразилось и в живописи, и в музыке эпохи Возрождения. На западных изображениях Распятия Христос представлен страдающим, с открытыми, поднятыми к нему глазами. На православных иконах Распятия Спаситель изображен уже умершим: страдание, мучения, агония оставлены как бы «за кадром». Таково же и восприятие Страстей Христовых в литургических текстах Православной Церкви: они говорят о страданиях и смерти Спасителя, но при этом подчеркивают, что на кресте страдал Сам воплотившийся Бог, и Его страдание неотделимо от Его Божественной славы, а смерть неотделима от Воскресения. Жанр «Страстей» не предполагает чтение истории о Воскресении Христовом. И в моих «Страстях по Матфею» читается только евангельский рассказ о страданиях, смерти и погребении Христа. Но тема Воскресения является одним из лейтмотивов, как в богослужебных текстах, легших в основу либретто сочинения, так и в музыке. В этой музыке есть лиризм и трагизм, но эмоциональное начало не является определяющим. Главным для меня было дать возможность слушателю пережить историю Страстей Христовых через призму их православного восприятия. Это музыкальное произведение написано ad maiorem Deam gloriam, и посвящено оно Тому, Кому я служу всю свою сознательную жизнь Иисусу Христу как Богу и человеку.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1444437...

Свет в звуках. Патриарший конкурс церковных хоров: итоги, перспективы и мнения участников. 6 грудня 2022 р. 15:32 Завершился II Патриарший фестиваль духовной музыки «Свет Христов». В этом году он был посвящен 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. В фестивале приняли участие хоровые коллективы из 51 епархии Русской Православной Церкви. Впечатлениями о состязании хоров и его итогах с обозревателем «Журнала Московской Патриархии» поделился член жюри профессор Московской духовной академии и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, член Союза композиторов РФ Николай Денисов ( 12, 2022 , PDF-bepcuя ). — Николай Григорьевич, нужны ли сегодня фестивали с определением лучших церковных певческих коллективов? Зачем, на ваш взгляд, их проводить, ведь редко кто из музыкантов встает на клирос, стремясь утвердиться в глазах коллег или продемонстрировать собственные профессиональные амбиции? — Чтобы ответить на ваш вопрос, необходимо кратко вспомнить предысторию хоровых конкурсов в мире православной музыки. Этой осенью в Польше состоялся 41-й фестиваль «Гайнувские дни церковной музыки». Да, именно Польская Православная Церковь еще в социалистические годы сделала первые шаги по организации хоровых фестивалей, где жюри надлежало определить лучшие коллективы, состоящие из профессиональных музыкантов. В маленьком польском городке Гайнувка за эти десятилетия побывали православные хоры со всех континентов. Фестиваль вызвал острейший интерес к православной музыке у католиков; они узнали и полюбили ее! Теперь это главное событие в Гайнувке, которого с нетерпением ждут горожане и жители окрестностей. Более того, со временем оно разделилось на два самостоятельных события: второй фестиваль, под названием «Гайнувка в Белостоке», также проходит ежегодно и посвящен современной православной хоровой музыке. На эти конкурсы в соседнюю Польшу в числе прочих регулярно приезжали белорусские хоры. Неудивительно, что у них возникла идея организовать нечто похожее у себя на Родине.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5983372...

271. О музыке и духовных ораториях Жизнь народа, жизнь государства, общество неудержимо движутся по пути истории. Сближение одного народа с другим, взаимное их влияние, в наше время идет так быстро, как и не могли мечтать наши предки. Лишь только в одной стране появится то или другое изобретение, усовершенствование, как оно становится достоянием всего мира. То же в области идей. От них не отгородишься никакими стенами. Это сознано уже и в области законодательства. Вместо безусловных запрещений, коими оно довольствовалось еще так недавно, дается свобода, ограждаемая, но в то же время и ограничиваемая разумными мерами в своих пределах, дабы ее проявление не было на самом деле злоупотреблением. В такое время Церковь должна особенно внимательно наблюдать за всеми явлениями в области нравственной и идейной жизни общества, которое обычно рвется вперед, перенимая у других народов новые, а иногда и – там, у сих народов, – уже устаревшие идеи и перенося их на нашу родную почву. И если бы наше общество не отрывалось от родных заветов доброй старины, если бы наше развитие крепко держалось родных корней в народном миросозерцании, то само оно, это общество, и заботилось бы, так сказать, об обрусении чужих идей, о том, чтобы, воспринимая чужое, прилагать к нему свою русскую мерку, одухотворять его русским духом, оставляя в нем только то, что можно назвать общечеловеческим. До известного открытия Петром Великим «окна в Европу», это так и было: русский человек, воспринимая чужое, умел его усвоять так, что оно становилось его родным, становилось достоянием его духа народного и обогащало его духовную сокровищницу. Всего виднее это на родном нашем Православии, на тех его внешних формах, обрядах, в каких оно проявляется в нашей церковно-народной жизни. Мы приняли его от греков, но оно стало нашей родной стихией, слилось с нашим народным духом до такой степени, что неправославный уже на половину и нерусский. Но значит ли это, что мы – «огречились»? Напротив, греческая вера стала нашей родной верой, слилась с нашей душой, да так крепко, что мы как будто и родились искони православными. Наш Добрыня, наш Микула и другие герои нашего эпоса, по истории как будто язычники, в народном же представлении являются истыми православными христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

  ОСТОРОЖНО, УЛЬТРАКУЛЬТУРА! " Светлое будущее " и мрачное настоящее рок-миссионерства Антон Тарасюков   Недавно появились ответы на публикацию моей статьи " Демоническая музыка как путь к лже-православию " . Это статьи рок-музыканта Павла Старостина и главного редактора газеты " Рок Арена " Павла Красносельцева, опубликованные на литературно-апологетической страничке Галины Ал, а также её собственный отклик . Для начала скажу, что рокеров сатанистами я нигде не называл. То, что рок-музыка является сатанизмом в духовном плане, ещё не означает, что все её любители непосредственно сатанисты. Поклонники рока находятся под устойчивым демоническим воздействием: агрессия, направляемая рок-исполнителями, как во вне, так и во внутрь, на себя; поиск неизвестно чего, хаос, смятение, дух саморазрушения, пронизывающий и музыку и тексты. Одним словом, то, от чего хотелось бы отвести реальных рокеров и потенциальных, подготовленных работами игумена Сергия (Рыбко), дьякона Андрея Кураева и прочих деятелей рок- " миссионерства " . Для всех, кто сталкивался с рок-текстами, очевидны следующие положения в идеологии рока: с одной стороны, там культивируется автономность личности, с другой – выражается протест против всего, что этому препятствует. Рокеры выступают против любого подавления индивидуальности, каждого проявления системы. Данные " любители правды " обличают всех, навешивая ярлыки лжецов и лицемеров: от любимой девушки до политиков и президентов. Проведём аналогию, которая поможет нам выявить духовную сущность настоящего явления. В своём труде " Книга закона " основатель современного сатанизма Алистер Кроули выразил главный принцип провозглашаемого им учения: " Делай, что хочешь: в этом весь Закон " . К тому же призывает рок-музыка. Поэтому она и есть сатанизм. От общероссийской газеты " Рок Арена " и " неформалов " Тольятти прозвучал следующий аргумент: " Этому " специалисту " по рок-музыке (то есть мне. – А.Т. ) даже и неведомо, что существует множество музыкальных стилей в рок музыке, отличающихся один от другого " . И приводится неполный список направлений рока.

http://moral.ru/rock-now.htm

В то же время побудительный мотив для нашего форума — это безусловное желание жить в мире и взаимном уважении, свободно руководствуясь своими духовными представлениями, выдержавшими испытание временем. Надо иметь в виду, что саммит будет следовать многолетней, проверенной модели межрелигиозного диалога, исключающей «смешение вер», сомнительные молитвенно-обрядовые эксперименты, жаркие богословские и политические диспуты. Духовные лидеры, которые примут участие в нашей встрече, сознают уникальность своих убеждений и полны решимости сохранить их во всей целостности, при этом не нарушая мира и стремясь к сотрудничеству на общее благо. Надеюсь, что саммит сможет обратиться с добрым посланием к миру, где все больше царят страдания, вызываемые желанием жить без веры и совести, руководствуясь лишь греховными страстями. Дай Бог, чтобы этот призыв был услышан. — Есть ли положительные сдвиги по вопросам преподавания «Основ православной культуры» в государственных школах и введения института полкового духовенства? Кто является главным противником этих инициатив? — Общественная дискуссия о преподавании «Основ православной культуры» в общеобразовательных школах ведется уже давно. К сожалению, многие противники этого предмета неверно понимают позицию нашей Церкви или намеренно ее искажают. Нас обвиняют в стремлении силами светской школы расширить свою паству. В общественное сознание упорно внедряется мысль о том, что «Основы православной культуры» — это Закон Божий, который Церковь намерена преподавать чуть ли не в обязательном порядке. На самом же деле речь идет о предмете культурологического цикла, преподаваемом на добровольной основе профессиональными педагогами. Иметь возможность прослушать такой курс — это значит реализовать право будущего гражданина и просто образованного человека на необходимый объем знаний об историческом, духовном и культурном наследии родной страны. Ведь вне религиозного контекста невозможно понять всю сложность нашей истории. Без понимания духовных основ жизни народа немыслимо всерьез рассуждать о русской литературе, живописи, музыке. Возьмите, например, любой альбом по древнерусскому искусству, изданный в годы атеистического диктата. К каким уловкам, неуклюжим натяжкам и умолчаниям приходилось прибегать редакторам подобных изданий для того, чтобы вывести из-под внимания читателя очевиднейшее — величайшую духовную традицию, сделавшую возможным появление шедевров преподобного Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия и бесчисленного множества иконописцев, имена которых история не сохранила для нас! То же самое можно сказать и о русской литературе, архитектуре, музыке.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202957...

Духовность – главная потребность человека Беседа с музыкантом Владимиром Симичем (Сербия) Владимир Симич, руководитель группы «Белый холст» В последнее время появляется все больше музыкальных групп, исполняющих традиционную – народную и духовнуюмузыку. Одну из них основал Владимир Симич . Владимир не только музыкант, руководитель группы «Белый холст» . Он и делает музыкальные инструменты сам в своей мастерской. О традиции и национальной идентичности, о потребности духовного самоопределения, о любви к музыке шел разговор музыканта с корреспондентом журнала «Православие» Сербской Православной Церкви . – Группа «Белый холст» стала известна благодаря игре ее участников на редких музыкальных инструментах. Как появилась идея играть на кавале – старинном сербском инструменте? – Мы считаем годом основания нашей группы 1997 год. Тогда я познакомился с иеромонахом Лазарем (Стойковичем) – в то время он был еще мирянином, – который и научил меня делать кавал и играть на нем. Мы стали собираться, чтобы играть и петь просто так, для души. Что это было рождением нашей музыкальной группы, мы поняли уже гораздо позже. В первый состав входили отец Лазарь, Елена Йованович, Наташа Симич – моя жена, Василий Секулич и я. Мы все пели в Византийском церковном хоре святого Иоанна Дамаскина. Наш интерес к византийской духовной музыке дал толчок и занятиям народной музыкой. Потом состав группы поменялся, пришла Анастасия Остоич – еще одна солистка, кто-то покидал группу. Наше первое выступление состоялось в 1998 году, когда диакон Ненад Илич, организатор празднования 800-летия монастыря Хиландар, пригласил нас сыграть на нем. Тогда у группы еще не было названия, и мы приняли то, которое предложил отец диакон, – «Исконные» (так назывался журнал, который он тогда издавал). А через полгода появилось название «Белый холст». Конечно, новое имя благословил основатель группы отец Лазарь, «окрестив» нас им. – Расскажите что-нибудь об инструментах, которые вы используете. – Мой самый любимый инструмент – кавал. Кавал – духовой инструмент, с древней историей, может быть даже один из древнейших. Это длинная деревянная трубка без мундштука. Звук кавала удивительный. Его звучание сразу же создает атмосферу церковную, настраивает на молитву, даже когда на нем играют мирскую, нецерковную музыку. Техника игры на кавале особая, во многом близка той, которую использовала и византийская духовная музыка.

http://pravoslavie.ru/4768.html

Е.В. Герцман Содержание К читателю Пролог Беседа I. Ангельская прелюдия Видение Захарии Небесные гимны на земле Пророчество с музыкой Беседа II. Задолго до евангелистов У древних стен Песнь Моисея и Мариам Воспоминания о псалмопевце Освящение двух храмов Беседа III. Четыре евангельских эпизода Въезд в Иерусалим Хоровод Погребальная песня Беседа IV. Агапы Письмо Плиния Младшего У терапевтов Триада апостола Павла Духовное жертвоприношение Беседа V. Песнопения над пустыней Святой Антоний и другие Смирение страстей Жизнь с псалмодией Рождение певчего Беседа VI. Гонения Оргия ненависти Духовная опора Чудо преображения Под сводами катакомб Беседа VII. За пределами храма В труде В частной жизни После Миланского эдикта В спорах с еретиками Уцелевшие реликвии Гимн Святой Троице Беседа VIII. Противостояние «Не будьте идолопоклонниками...» От нравов к музыке Долой предметы нечестивых обрядов! Труба судьбы Для примирения прошлого и настоящего Беседа IX. Во время божественной литургии Диалог с Богом Между молитвами Музыка и слово Звуковые потоки Хор «Аллилуия» «Ломаные мелосы» Эпилог Публикации приводящихся в книге христианских и языческих источников Новые издания по дисциплине «История музыки» и смежным дисциплинам     В учебнике рассмотрены исторические свидетельства, раскрывающие особенности музыкальной жизни христиан первых пяти столетий. Осуществлена попытка восстановить отдельные фрагменты общей картины развития музыки, являвшейся одной из многочисленных граней жизни раннехристианских общин. Учебник написан в увлекательной и доступной для понимания форме. Учебник предназначен студентам высших учебных заведений, аспирантам и преподавателям, а также всем интересующимся. К читателю Название предлагаемой книги не следует понимать буквально, как рассказ о христианской музыке только I века, когда были созданы канонические евангелия и послания Нового Завета. Нас будут интересовать исторические свидетельства, которые способны пролить свет на особенности музыкальной жизни христиан первых пяти столетий. Понять музыкальную жизнь той эпохи по одному первому столетию для нас, находящихся от нее на столь громадном историческом удалении, просто невозможно, так как от первого столетия не сохранилось почти никаких конкретных свидетельств, кроме нескольких эпизодических заметок, к тому же не поддающихся однозначному толкованию. От II века их уцелело несколько больше, но не настолько, чтобы на их основе пытаться нарисовать определенную картину. Самые существенные свидетельства дошли до нас из III – V веков. Только собрав весь комплекс данных, разбросанных по памятникам, создававшимся в течение пяти столетий, можно выявить некоторые характерные черты христианской музыки начального периода ее развития.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

заслуженный артист России Алексей Пузаков ЖМП 6 июнь 2011 /  16 июня 2011 г. Алексей Пузаков: В основе духовной музыки - слово Современная интерпретация богослужебных песнопений в храме и на концерте — неисчерпаемая тема для споров в церковной среде. Год назад было принято решение возродить знаменитый Московский Синодальный хор, который должен был стать своего рода эталоном в области литургического пения. О традиции и творчестве, а также о том, каковы тенденции развития духовной музыки сегодня, «Журналу Московской Патриархии» рассказал регент хора заслуженный артист России Алексей Пузаков.   — Алексей Александрович, какие задачи стоят перед вновь созданным Синодальным хором в первую очередь? — Наше главное предназначение — продолжать традиции русского богослужебного пения. И это не только исполнение классического репертуара. Сейчас прошло уже более 20 лет с того момента, как разрешили исполнять духовные песнопения свободно. Настало время постепенно собирать воедино всё то, что было сделано регентами, певчими и композиторами за этот период. Ведь многие композиторы не только хорошо знают православную музыку, но и сами стали членами Церкви, накопили достаточно мастерства и опыта, в том числе духовного. Поэтому мы обязательно включаем в репертуар нашего хора лучшие сочинения современников, поем их за богослужением. После революции Синодальное училище и Синодальный хор были упразднены. Сначала несколько десятилетий духовная музыка была полностью под запретом, затем ее потихоньку стали включать в свой репертуар светские хоры, но литургический текст в них заменялся стихами советских поэтов. Последние годы Церковь старается возродить то, что, казалось бы, было полностью потеряно. В советское время занимались этим в основном светские музыканты. Конечно, певцы, которые не живут литургической жизнью, не знают особенностей церковной службы или знают ее только теоретически, подходят к богослужебной музыке как к любой другой светской, но на тех порах и такие решения были прорывом. Кстати, интерес к русской духовной музыке очень обогатил в те годы академическую культуру. Такие композиторы, как Альфред Шнитке, Георгий Свиридов, Арво Пярт и другие, создали десятки замечательных произведений, тематически и по своему музыкальному языку тесно связанных с русской духовной культурой. Такие сочинения хоть и не предназначены для исполнения в храме, но являются духовными по своей сути.

http://e-vestnik.ru/culture/muzykalnyy_k...

Сергей Ефременко: Что такое православная рок-группа? Они на хоругвях играют, что ли? Лидер группы «Маркшейдер кунст» о музыке, жизни и искушениях православного рокера 12 декабря, 2015 Лидер группы «Маркшейдер кунст» о музыке, жизни и искушениях православного рокера Этот парень так свободно двигается на сцене и так зажигательно поет: «Проблем я не люблю совсем… Зачем проблемы, вообще, зачем». И говорит так же просто о совсем непростых вещах. О ненужном нынче пафосе в рок-н-ролле, позиции «don’t worry, be happy» и искушениях православного рокера – лидер группы «Маркшейдер кунст» (Санкт-Петербург) Сергей Ефременко. «Маркшейдер кунст» (нем. markscheider – горный инженер, kunst – искусство) – музыкальная группа, образованная в 1992 году студентами горного института в Санкт-Петербурге. Вначале музыканты отдавали предпочтение рокабилли, но потом в творчестве группы появились блюз, регги, латино, ямайские и этнические мотивы. Как и многие музыканты Петербурга, группа начинала на культовой площадке 90-х – в клубе «Тамтам» (Tamtam, ТаМтАт), организованном экс-виолончелистом группы «Аквариум» Севой Гаккелем. Лидер группы и автор песен Сергей Ефременко. Святой из «Тамтама» – Сергей, поскольку мы для православного портала берем интервью, то и первый вопрос соответствующий – как вы стали православным? – Всё сложилось постепенно. А как оно могло еще сложиться? Мы живем в Петербурге, на Васильевском острове, здесь у меня родились дети, здесь Андреевский собор, Смоленское кладбище. На Смоленке мы и крестили детей, а в Андреевский ходили в воскресную школу. Так получилось, что я встретил священников, которые произвели на меня очень приятное впечатление. И постепенно я понял, что если задавать себе вопросы и заниматься каким-то самосовершенствованием, то, наверное, где-то здесь. И понемножечку, посещая службы, читая какую-то литературу, – стал думать «а не поискать ли мне духовника?», «а как люди воцерковляются?» А вот вопросы «зачем мне это надо?», «что это мне даст?» – на второй план отошли. Мне кажется, надо сначала попробовать чего-то достичь, а потом уже размышлять, зачем это тебе надо. Тем более что ты этого всё равно понять не сможешь. Ты можешь это только почувствовать.

http://pravmir.ru/sergey-efremenko-chto-...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Русская богослужебная музыка XVIII-XX вв. 2600. Асмус М., диак.; Асмус Н. С. Диакон Сергий Зосимович Трубачев и его духовно-музыкальное наследие/М. В. Асмус , Н. С. Асмус//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 244– 247. 2601. Диксон Г. Из английских впечатлений о Русской Церкви и ее музыке/Пер. с англ.: Е. И. Коляда//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 231–237. 2602. Димитров С. Из истории русского церковного пения//ДМ. 1994. Вып. 1. С. 61–92. Рус. церк. музыка XVIII–XIX вв.: Петербургская капелла, московские композиторы. 2603. Духовская Т. Д. Придворный обиход и его влияние на современную церковно-певческую практику//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 532–538. 2604. Парийский Л. Н. Отношение П. И. Чайковского к вере и Церкви и его значение в русской церковной музыке//ВРЗЕПЭ. 1964. 45. С. 64–74; 46/47. С. 169–179. 2605. Парийский Л. Н. Памяти церковного композитора А. Д. Кастальского//ВРЗЕПЭ. 1965. 49. С. 46–54; 50. С. 116–127. 2606. Плотникова Н. Ю. Древнее церковное пение в переложениях прот. Петра Турчанинова//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 360–365. 2607. Плотникова Н. Ю. К вопросу о партесных гармонизациях знаменного роспева//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 231–234. 2608. Щуровская Н. А. Современная церковно-певческая традиция и нотные издания конца XIX – начала XX вв.//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 235–243. См. также 3131–3133. Церковная археология (храмы, святыни) См. также: Библейская история и археология 231– 239); Общая история Церкви 505–572); Литургика 2152–2284); Археография 2875–2878); История письменности. Палеография 2881–2891). 2609. Баталов А. Л. К вопросу о первой церкви Троицы на рву//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 75–81. 2610. Беляев Л. А. Археология русских монастырей и проблема их восстановления: Тез. докл. Прил.: Археология мон-рей христианского Востока//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 163–175. 2611. Воронов А. А. Богоявленский Троице-Сергиев монастырь в Московском Кремле: Проблемы эволюции планировки и застройки//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 56–74. 2612. Дмитриев В. В. Исследования инженерно-геологических условий памятников истории и культуры//РЧ, 7-е: Церковные древности. 1999. С. 177–195.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010