Народ Православный, состоящий за малым весьма исключением из бывших Униатов, нашёл я также, благодарение Всевышнему, весьма удовлетворительно утверждённым в принятом Православии. Нынешний обзор в первый раз делан был мною с полною свитою и отличным певчим хором. 20 раз в 18 разных местах, совершал я архиерейское служение, при многочисленном собрании духовенства и необыкновенном стечении народа, едва в половине, а иногда только в третьей части вмещавшегося внутри храмов Божиих. Невиданные до того в сих странах красота, великолепие и знаменательность архиерейского служения всех, даже самых иноверцев, исполняли чувством благоговения. После ректора семинарии посещал и я лично духовные училища. Они находятся в положении весьма удовлетворительном и вполне соответствуют надеждам, которые от них ожидаются для окончательного преобразования воссоединённого духовенства. О сём всём, в согласность существующих правил, долгом поставляю донести Святейшему Правительствующему Синоду. Литовской консистории, от 18 декабря за 3555 о принятии мер к более правильному и быстрому ходу консисторских дел Я весьма часто замечаю по консистории медленный ход дел и не исполнение в своё время даже распоряжений высшего начальства, так что вынужденным нахожусь наблюдать самому за ходом дел и давать консистории многочисленные подтвердительные предложения. Это было неоднократно поставляемо на вид секретарю консистории: но я не могу не видеть в том и небрежности самих членов, имеющих в своём ведении особые части, на которые распределяются дела консисторские. Поставив это на вид консистории, предлагаю оной: принять нужные меры к более правильному и быстрому ходу производящихся в оной дел и в соблюдении самых сроков, положенных правилами для течения сих дел, возложив на членов, заведующих столами, чтобы они, по крайней мере, раз в месяц пересматривали со столоначальниками, каждый по своему столу, все дела по тому столу производящиеся, дабы их не оставлять в забвении и давать им законный ход или исполнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В ряду государственных установлений она занимает место равное с губернскими присутственными местами и состоит исключительно в ведении Синода, под непосредственным начальством архиерея. Порядок отправления дел, управление и суд в церкви определяются Уставом. От Синода она получает указы и представляет ему рапорты или от имени присутствия за подписью всех членов, или от имени архиерея за его подписью. От епархиального архиерея консистория получает предложения и резолюции. С высшими государственными установлениями консистория сносится через Синод или Обер-прокурора Синода (представлениями, отношениями). С равными учреждениями консистория сносится отношениями, а подведомственным ей лицам и учреждениям даёт указы. Консистория по своему устройству, состоит из присутствия и канцелярии. Присутствие составляют духовные лица присвитерского сана (5–7). Члены консистории избираются епархиальным архиереем из духовных лиц, заслуживающих доверия по образованности, опытности и правдолюбию, утверждаются они Синодом. Состав консистории много зависит от епархиального архиерея. Архиерей может устранить члена консистории от присутствия по делу, которому он прикосновенен или от которого он отводится по законным основаниям. Далее, он может удалить члена, подвергшегося ответственности по обвинению до рассмотрения дела судом. Наконец, епархиальный архиерей может назначить временно присутствующего, донеся об этом Синоду. Сами члены могут устранить одного из своей среды. Все члены имеют одинаковое значение и разделяются на штатных и нештатных; первые получают жалование. Председателя нет. Канцелярия консистории состоит под начальством секретаря из определённого штатом количества столоначальников и канцеляристов. Все чиновники консистории имеют права государственной службы, получают чины, ордена, пенсию по представлению архиерея. Занятия канцелярии расписываются по родам дел, распределённых с утверждением архиерея по отделениям. Каждый отдел по именем особого стола вверяется особому наблюдению одному из членов консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

В марте прибыл и новый секретарь. Столько чувствительное изменение состава Консистории поколебало авторитет члена Консистории протоиерея Крастилевского, дотоле господствовавшего в Консистории, по причине весьма хороших способностей своих, по причине опытности своей в делах, в особенности же по причине неограниченной доверенности, которую питал к нему Преосвященный Иоанникий. Страх к Крастилевскому несколько ослабел в прежних членах, и член протоиерей Сухарев, кандидат Московской академии, лице характера правдивого, до сих пор безмолвствовавший, начал с пользою для дела подавать голос свой. Но способности Крастилевского и знание дел, именно Кавказского края, не могли не привлекать внимание прочих членов и секретаря к его мнениям. Вслед за вниманием начала привлекаться и доверенность, тем более что ректор и инспектор, занятые Семинариею, не могли уделять для дел Консистории столько времени, сколько эти дела требуют для основательного рассмотрения их. Превосходство в знании дела пред прочими членами, врожденная хитрость, доходящая до коварства, снова доставляли Крастилевскому первенство и преобладание в Консистории и доставили бы его, если бы не было другой власти, его ограничивающей и обуздывающей. В делах оказалось ощутительным столкновение, для многих приметное: хитрый Крастилевский едва усматривал, что его противодействие становится приметным, как немедленно прибегал к уклончивой уступчивости. Но эта, при известных случаях уступчивость, не могла изменить общего направления, и столкновение сделалось ощутительным в самой административной цели, в цели нравственной и духовной. Исправление Крастилевского оказалось невозможным: удаление его из Консистории оказалось необходимым. От Края Епархии до другого края слышались жалобы и вопли на него; духовенство, привыкшее в течение десятков лет видеть в нем неограниченного властелина, трепетало пред ним. В сем 1858 году оно, хотя и заметило ограничение его во влиянии и действиях, однако не доверяло этому состоянию ограничения, необычному для Крастилевского, и, зная из опыта его стойкость, ожидало с минуты на минуту вступление его в обычные ему права самовластия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

209 В указе от 31 декабря 1744 г. члены консисторий названы «присудствующими консистористами», а члены духовных правлений – «присутствующими управителями». Те и другие в том же указе названы: «судящими», «властями». Книг. указов л. 27, 28 на обороте. 210 По примеру приходского сельского духовенства и консисторские чиновники, а также чиновники духовных правлений, объезжали ведомство свое, собирая новь. Таковые сборы производились и в настоящем столетии, как приводилось нам лично это видеть. 215 15) Пункты от консистории с доклада: преосвящ. Афанасию с его резолюциями: 1. О разобрании ветхих церквей и вместо их о заложении и о строении вновь благословению в силу правил надлежит быть архиерейскому: об оных делах в отсутствии вашего преосвященства в случае прошениев консистории что чинить? Представлять нам и ожидать нашей резолюций. 2 Когда о освещении новоотстроенных церквей требовать будут благословения (которое зависит от вашего архипастырства) тогда консистории как поступать? И оное освящение кому именно чинить и святые антиминсы от кого получать? и колеблющиеся в церквах святые престолы по надлежащему чиноположению кому исполнять? О всем представлять нам, а антиминсы получать от ростовскаго протопопа. 3. О исправлении ветхостей церковных яко то перекрышка кровель, обитие глав жестью, переправка полов и протчаго к тому приличествующее, кроме святаго престола, дозволение по прошениям консистории чинить ли? Дозволяю консистории. 4. Требуют многих приходских и ружных церквей священники и прихожане выдачи для собрания в здешней епархии от христолюбцев доброхотнаго подаяния ради исправления разных церковных ветхостей сборных книг: оныя книги от консистории давать ли на коликое время? Давать по разсмотрению и по прошествии срочнаго времени щитать и на что употреблять будут деньги требовать известия. 5. Священникам случаются быть разные недоуменные случаи и духовныя погрешности, об оном наставлении и исправлении требовали от духовников и по случаю дела и с докладу архиерейскаго, а ныне оное кому поручено будет?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

синод от 3-го августа 1854 года. 212 См. в приведенном деле всеподданнейшее прошение Лебедева на имя Государя от 12-го июля 1855 года, а также письма его к Карасевскому от 12-го июля 1855 года, от 5-го августа 1855 года и от 16-го августа 1855 года. 231 См. указ св. синода, 28-го февраля 1846 года, также указы 30-го октября и 4-го мая того же года. 233 См. в канцелярии обер-прокурора св. синода дело 1845 года под 33, по жалобе секретаря пензенской духовной консистории Ошанина на неповиновение ему чиновников и на предание его преосвященным уголовному суду. 235 Дело той же канцелярия и того же года под 38, по рапорту секретаря пензенской консистории о неправильном удержании у него епархиальным начальством жалования за время бытности в болезни. 237 См. в канцелярии обер-прокурора, св. синода дело 1844 года под 215 по просьбам секретаря пензенской консистории Ошанина об увольнении его от службы. 239 См. в канцелярии обер-прокурора св. синода дело 1844 года, под 215 по просьбам секретаря пензенской консистории Ошанина об увольнении его от службы. 241 См. в св. синоде дело по доносам секретаря пермской консистории Архарова о существующих в тамошней консистории беспорядках и о произвольных – неправильных распоряжениях преосвященного Аркадия по управлению епархией, и по жалобам Архарова на притеснения, делаемые ему преосвященным и проч., и в этом деле рапорты Архарова графу Протасову от 11-го и 27-го июля 1848 года. 243 Учитель пермской семинарии Вешняков был аттестован Аркадием в послужных списках неодобрительно за то, что был вхож в дом Архарова. Здесь, кстати, расскажем о стараниях Аркадия запятнать его в общественном мнении и повредить его репутации, чтобы видеть, до какой степени преосвященный был изобретателен и искусен в науке мщения. Однажды приезжает к Аркадию с обыкновенною рапортичкою о состоянии семинарии её инспектор. Аркадий с печально-таинственным видом спрашивает инспектора, знает-ли он о распространившемся в городе слухе, что учитель семинарии Вешняков болен дурною болезнью? Тот отвечает, что не знает.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В области епархиального управления он принял меры к тому, чтобы Консистория, Епархиальный Училищный Совет, Епархиальный Миссионерский Совет и Попечительство о бедных духовного звания действовали не изолированно, но взаимно объединялись бы и согласовались во всех своих административных отправлениях. Консистория с первых дней его святительствования в Харькове стала предметом особливого его внимания и забот. Он изыскал средства для её капитального ремонта и устройства в ней квартиры секретаря. Заботясь об улучшении материального положения служащих в консистории чиновников, он нашел средства для построения большего и удобного здания под квартиры для всех служащих в консистории, чего нет еще пока ни в одной епархии. Близко следя за делопроизводством консистории, он достиг особенной быстроты и исправности в консисторских работах. Для Присутствия Консистории он установил особые распорядки, обусловливающие непрерывность и своевременность действий его. При объездах епархии он с глубокой скорбью видел ветхие храмы, но еще больше болел душой об отсутствии храмов в отдаленных хуторах; поэтому он предпринимал все меры к постройке новых храмов в захолустных уголках епархии и открытью новых приходов, причем сам всегда входил во все подробности таковых дел. За время его святительствования в Харьковской епархии уже выстроено до 50-ти новых храмов и открыто 32 новых прихода. Будучи по обыкновению своему весьма требователен к монашеской жизни обителей, Владыка Арсений при посещении их с силой обличал непорядки и внушал монашествующим исполнять свои обеты и быть в безусловном послушании своим начальникам. В особливую ему заслугу надобно поставить то, что он всегда настойчиво призывал монастыри Харьковской епархии к развитию миссионерской и, особенно, благотворительной деятельности. С его благословения в монастырях ведутся миссионерские беседы как с монашествующими, так и с богомольцами. Относительно монастырской благотворительности Высокопреосвященный Владыка 18 октября 1906 года дал консистории предложение: «В настоящее время в консистории ведется дело, касающееся нескольких монастырей Харьковской епархии; благовременным нахожу поднять вопрос об организации при наших монастырях благотворительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

471 . Для дел, поступающих в Генеральную Консисторию в то время, когда нет юридики, и требующих принятия каких-либо предварительных мер, а равно и для тех, которые должны быть представляемы в Министерство Внутренних Дел без особого заключения, Президент и Вице-Президент имеют еженедельные заседания и делают надлежащие распоряжения; они же собирают надлежащие справки и назначают сроки для явки просителей или ответчиков. В отсутствии Президента или Вице-Президента, или же когда между ими произойдет разногласие, назначается Министерством Внутренних Дел, на сей токмо раз, чрезвычайный светский или духовный член Евангелическо-Лютеранского исповедания. 472 . Составляющиеся в Генеральной Консистории из взысканий по налагаемым штрафам или за неправильные апелляции и из других сего рода доходов денежные суммы отсылаются ежегодно, по усмотрению и распределению ее, в кассы Проповеднических вдов и сирот. 473 . Генеральная Консистория имеет свою печать с изображением государственного герба и надписью: печать Евангелическо-Лютеранской Генеральной Консистории. Все пакеты ее за сею печатью отправляются без платежа весовых денег. Глава восьмая. О судопроизводстве в Консисториях Отделение первое. Общие положения 474 . Суду Консисторий, как местных, так и Генеральной, подлежат только те дела, кои статьями 444,460 и 461 именно предоставлены их рассмотрению и решению. 475 . Ведомство какой-либо Консистории в судебном отношении не может быть распространяемо на дела, подлежащие другой Консистории или другому суду, хотя бы и был в ней по такому делу объявлен встречный иск, или же одна из спорящих сторон и даже обе по взаимному согласию (consensu expresso vel tacito) избирали ее для решения их дела (prorogatio necessaria vel voluntaria). 476 . Консистории обязаны отсылать в надлежащие светские присутственные места даже и те судебные дела, кои хотя и должны подлежать рассмотрению суда духовного, но не вообще, а лишь в некоторых частях; светские суды с своей стороны требуют по сим обстоятельствам дела заключение надлежащей Консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

5. -слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 23 Марта сего года за 1570, по ходатайству одного из Епархиальных Преосвященных о разъяснении порядка выдачи из духовных Консисторий метрических свидетельств. Приказали: По поводу обнаруженного в одной из духовных Консисторий подлога в метрических книгах и в видах устранения на будущее время возможности каких либо вообще злоупотреблений и неправильностей при выдаче метрических свидетельств, местный Преосвященный представил Г. Синодальному Обер-Прокурору о необходимости изменить существующий в подведомой ему, Преосвященному, Консистории порядок выдачи метрических свидетельств, в силу коего метрические свидетельства изготовляются на основании справок, выписываемых из метрических актов и ведаемых в метрический стол Консистории архивариусом оной за его подписью, причём выписанные из метрических книг справки архивариуса, а равно и самые метрические свидетельства, изготовленные по сим справкам, с подлинными метрическими книгами Присутствием Консистории не сличаются. Обсудив предложенное Г. Синодальным Обер-Прокурором означенное представление Преосвященного и имея в виду, что по закону (Уст. Дух. Конс. ст. 264) Консистории обязаны при разрешении прошений о выдаче метрических свидетельств прежде всего обращаться к подлинным метрическим книгам и выдавать метрические свидетельства лишь в том случае, если окажется, что запись в метрических книгах данного события не подлежит сомнению, Святейший Синод, признавая изъяснённый в представлении Преосвященного порядок выдачи метрических свидетельств на основании одних лишь справок архивариуса, без проверки и сличения сих справок самим Присутствием Консистории с подлинными метрическими книгами, из коих эти справки извлечены, несогласным, с существующими узаконениями и могущим вести к различным опущениям и даже злоупотреблениям, как это и случилось в одной из Консисторий, определяет: в устранение возможности каких либо вообще злоупотреблений и неправильностей при выдаче метрических свидетельств и в Консисториях других епархий, поручить Епархиальным Преосвященным неотложно-же сделать по вверенным им Консисториям распоряжение о том, что при выдаче метрических свидетельств Присутствие Консистории неопустительно всякий раз непосредственно само, а не ограничиваясь лишь справками архивариуса, учиняло тщательную проверку и сличение выдаваемых им метрических свидетельств с подлинными метрическими книгами. О чём и дать знать, для сведения и должного исполнения, по духовному ведомству циркулярными указами. Мая 20 дня 1895 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особенно сильно развито начало народного представительства в Сибинской митрополии. 60 светских лиц и 30 духовных, в качестве представителей от епархий церковной области, входят в состав Митрополичьего Синода или иначе Народно-церковного конгресса. Для выбора представителей, каждая епархия, по распределению епархиальной консистории, разделяется на округи, которые избирают по одному представителю из лиц светских, а духовенство двух соединенных округов избирает по одному представителю. Полномочия представителей сохраняются в течение 3 лет. Конгресс избирает членов в Митрополичью Консисторию. В народно-церковном собрании, для избрания митрополита, участвуют 120 депутатов от епархий, из которых половина приходится на епархию митрополита. В органах управления епархиального также значительная роль отведена народным представителем. Епархиальное Собрание составляют, кроме епископа, 60 депутатов от духовенства и мирян с полномочиями на 3 года. Для избрания их каждая епархия разделяется на 21 одинаковых по размеру округов. В каждом избирательном округе избирают три особых представителя, из которых один священник и два светских. Кроме того, епархиальная консистория назначает для каждого округа по два уполномоченных, одного духовного для духовенства и одного светского для мирян. Под председательством уполномоченного от консистории, священники, избрав комиссию из 2 членов и 1 секретаря, немедленно приступают к выборам, которые производятся открытой подачей голосов, а при желании одной трети избирателей – посредством закрытой баллотировки. Получивший большинство голосов считается выбранным и об избрании его сообщается епархиальной консистории. Для избрания же светского представителя церковные общины сходятся на приходские собрания и, по выбору из своей среды председателя, двух уполномоченных и одного секретаря, и приступают к выборам. Каждый избиратель сразу подаёт голос за двух представителей, при чем, обыкновенно, голоса подаются открыто, но при желании 20 избирателей производится закрытая баллотировка. Акт избрания, за подписью председателя, уполномоченного и секретаря с приложением печати одного из уполномоченных, передается другому уполномоченному от консистории. В назначенное время все уполномоченные от округов собираются вместе и приносят с со6ой запечатанные избирательные записки, которые, под наблюдением уполномоченного от консистории, проверяются и вносятся в протокол. Два лица, получившие большинство голосов, при чем в случае равенства дело решается жребием, провозглашаются представителями, в удостоверение чего им выдается свидетельство за подписью уполномоченного консистории. Для участия в выборах и права быть избранным в депутаты требуется принадлежность к православию, совершеннолетие, безукоризненное поведение и исполнение своих обязанностей по отношению к Церкви. Входящие в состав Епархиального Собрания депутаты, вместе с ним при освобождении кафедры, избирают нового епископа, а также и членов в епархиальную консисторию 181 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

В последнее время слышны повсюду жалобы на страшные злоупотребления в нижних присутственных местах (гражданских). Но что, если б эти жалующиеся посмотрели, что делается в духовных правлениях и консисториях? Верно они нашли бы, что земские и уездные суды в сравнении с ними то же, что ничтожный холерин в сравнении со злейшей холерою и поприумолкли бы со своими жалобами. Да, есть судебные места, где во имя закона попирается всякая правда, попирается так явно, так бесстрашно, так нагло, что и вообразить трудно; есть судебные места, [от] которых бежит всякий порядочный человек, о которых все говорят с презрением, самые названия которых обратились в притчу и позор, – это духовные правления и консистории. Что же особенно дурного в них? Там восседает глубочайшее невежество в отношении к правам и законам. Нет нужды, что члены консистории (о правлениях и говорить нечего; они ниже и позорнее всего, что можно только себе представить) – иереи-магистры 9 и протоиереи. Быть может некоторые из них и в состоянии написать проповеди , но юридического смысла и знания нет ни в одном, – говорим положительно и не боимся, что нас обличат во лжи. Чего бояться? Пусть любому члену, напр., Тверской консистории поручат разобрать сколько-нибудь серьезное дело, подвести нужные законы и составить определение, – тогда увидят, правду ли говорим мы. В консистории они то же, что головы в волостях: сидят и подписывают, что подадут им; или нет – выше голов, – исправляют грамматические ошибки, да переписывают резолюции заранее приготовленные. Но известно, что ничто так не надменяется как невежество: внешним quasi-beлuчueм оно старается прикрыть внутреннее ничтожество. Известно, что ничто так не завистливо к истинным достоинствам как невежество; известно, что ничто так не способно на все низости и мерзости как невежество – вот почему член консистории всегда представляет из себя такую личность, о которой и говорить невыносимо тяжело. Он доступен для полтинника, для целкового, для бутылки рому, для фунта чаю, и недоступен для лучшего иерея в епархии, если тот имел дерзость явиться ни с чем. Он друг и покровитель благочинного – отъявленнейшего грабителя, и неусыпный гонитель иерея честного, который не считает для себя необходимым толкаться без дела и нужды в передней консистории. Он, – но скажем коротко: цель всех его действий – взятки, во что бы то ни стало взятки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010