Аскетический идеал христианства и его осуществление в монашестве южных славян Игумен Варфоломей (Денисов), кандидат богословия День славянской письменности и культуры традиционно называют церковно-государственным праздником. Именно в нём Церковь и государство нашли точки соприкосновения в осмыслении нашей истории. Но в то же время нужно заметить, что в этой оценке ставятся разные акценты, и это связано со спецификой существования данных институтов. Государство ставит перед собой цель внешнего обустройства жизни человека, а Церковь заботится о внутреннем преображении души. В богословской и святоотеческой литературе мы можем встретить множество образов, в которых раскрывается универсальная форма взаимодействия Церкви и государства. К одному из самых удачных примеров можно отнести образ сосуществования души и тела. Человек, согласно христианскому вероучению, должен заботиться как о душе, так и о теле, которое, по словам апостола Павла, есть храм Духа Святаго ( 1Кор.6:19 ). Но в большей степени важно попечение о душе, мир которой требует совершенствования через внутреннее усилие воли человека. Христос призывает: ищите же прежде Царства Божия и правды Его ( Мф.6:33 ). Забота о душе человека и есть первостепенная задача Церкви. Церковь с её духовным потенциалом становится стержнем государства, его духовной опорой. Говоря о миссии святых Кирилла и Мефодия, мы должны отдалиться от светской утилитарной оценки их заслуг. Святые братья осуществляли свою миссию не с целью приобщить непросвещённые народы к византийской цивилизации, а в первую очередь с целью евангельской проповеди . Донести весть о воскресшем Христе и было главной задачей славянских просветителей. Миссия есть неотъемлемое свойство Церкви, которое основывается на словах Христа: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все Дни До скончания века ( Мф.28:19–20 ). Но благая весть предполагает не только её принятие, не только веру в воскресшего Христа, как это утверждают протестанты, но и внутренние волевые усилия для преодоления своей греховности и для достижения идеала святости. Эта внутренняя работа воли человека, укрепляемая благодатью Святаго Духа, дарованной в силу искупительной жертвы Господа Иисуса Христа, и есть сердцевина христианского аскетического учения. Без аскетизма христианство превращается в отвлечённую философию, с положениями которой можно соглашаться или оспаривать их истинность.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Бестелесность промежуточного состояния. Писание учит нас, что после смерти душа покидает тело и переходит в духовный мир, где ожидает воскресения. Апостол Павел пишет: «мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» ( 2Кор. 5:8 ). Во-вторых, размышляя о смерти, Павел поясняет: «влечёт меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» ( Флп. 1:23 ). «Души» тех, кто принял мученическую смерть, пребывают на небесах, сохраняя сознательное существование. «И когда Он [Христос] снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божье и за свидетельство, которое они имели» ( Отк. 6:9 ). Иисус обещал раскаявшемуся злодею на кресте, что тот сможет познать блаженство в самый день своей смерти: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23:43 ). Даже Моисей и Илия, умершие за много столетий до того, находились в полном сознании, участвуя в беседе о смерти Христа, когда явились Ему на горе Преображения ( Мф. 17:3 ). И даже бестелесные души нечестивых остаются в сознании. Ибо зверь и лжепророк, живыми брошенные в озеро огненное ( Отк. 19:20 ), осознают свои муки и спустя «тысячу лет» ( Отк. 20:10 ). Нигде в Писании нет ни малейшего намёка на то, чтобы душа после смерти переходила в другое тело, как утверждают адепты реинкарнации. Она просто переходит в духовный мир, где ожидает воскресения. После бестелесного состояния приходит воскресение. Теория реинкарнаций гласит, что после смерти душа вселяется в ещё одно тело. А в Библии сказано, что, напротив, после смерти то же самое физическое тело становится нетленным при воскресении умерших (см. воскресение Христа: свидетельства). Вместо последовательности обречённых на смерть тел душа получает то же самое тело, которое умерло, но уже воскрешённое навеки. Вместо представлений о человеческой личности как находящейся в теле душе, доктрина воскресения утверждает представления о единстве души и тела каждого человеческого существа. В то время как реинкарнации сводятся к процессу совершенствования, воскресение есть переход в совершенное состояние. Реинкарнации – это промежуточные состояния, когда душа стремится выйти из тела и соединиться с Богом; а воскресение – это окончательное состояние, в котором единая человеческая личность, душа и тело, приобщается к благодати Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

В Законе заповеди — преимущественно внешние. Они предписывают: «делай» или «не делай». Это в подлинном смысле закон, регулирующий внешние, социально значимые поступки человека. Христос же говорит уже не о делах, а о более глубинном первичном уровне. Он обращается не к тому, что человек делает, а к тому, что он есть. Отсюда — забота о чистоте даже тайных помыслов (Мф 5:28) и сердца (Мф 5:8), о всецелой чистоте человека (Мф 5:29-30). Вместо делай Ветхого Завета Новый Завет говорит будь! «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:48). И «блаженства» — это внутреннее состояние духа, устроение духовной жизни. Это мы видели на примере духовной нищеты. Еще более очевидно это из того, что блаженны плачущие, кроткие, алчущие правды, милостивые, чистые сердцем. «Блажен» — по-еврейски ашре. В библейском контексте это слово часто получает оттенок «быть спасенным». Таким образом, утверждение блаженства нищих не является просто прославлением их. Ашре ани («блажен нищий») означает, что сама мечта анавим исполнилась: они мечтали о том Дне, когда Яхве будет жить со своим народом — и вот поистине с нами Бог. Остаток Израиля со времен пророка Осии знал, что пришествие Бога к нему потребует его собственного преображения и переплавки. О том, какими должны стать эти процессы, до каких невероятных пределов должны раздвинуть они эгоцентрический мирок «ветхого человека», и говорят последующие поучения Спасителя. «Говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф 5:20). Но масштабы, в которых праведность Христовых учеников должна превзойти праведность книжников и фарисеев, совершенно невероятны. И понятно, что неоднократно среди слушателей Христа зарождался ропот. «Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин 6:60) В Нагорной проповеди Христос лишь начинает приоткрывать тайну Своего учения, всю полноту которого Он раскроет апостолам на Тайной Вечере. «Пребудьте во Мне, и Я в вас.

http://pravmir.ru/nishhie-duxom/

Во второе воскресенье после дня Сошествия Святого Духа – Пятидесятницы – мы празднуем память Всех святых, в Земле Российской просиявших. Их великое множество, у них разные судьбы, разные призвания, разные подвиги, но всех их объединяет одно: почувствовав в своей духовной жизни радость Пасхи, они смогли оказаться верными свидетелями этой пасхальной радости в дни трудностей, страданий и даже мучительной смерти. Их кровью обильно полита наша родная земля. Имена многих из них, в том числе – многих тысяч мучеников XX столетия, для нас остались неизвестными. Но их молитвы, их пример помогают нам преодолевать самые тяжелые испытания и так проходить свою земную жизнь, чтобы она была достойна вечности и будущего преображенного мира – Царства Небесного. 2006 год 97. Святые Первоверховные апостолы Петр и Павел Апостол Петр был рыбаком, а апостол Павел – ремесленником с хорошим религиозным образованием. По-разному они жили. Апостол Петр имел семью, и жена была верной его спутницей в проповеди слова Божия у разных народов. Павел не был женат. По-разному они пришли ко Христу. Петра ко Христу привел его брат Андрей, которого Господь первым призвал на апостольство. До своего призвания апостол Андрей был учеником святого Иоанна Крестителя, но когда услышал его слова об Иисусе Христе: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин.1:29 ), то нашел брата своего Симона и сказал ему: Мы нашли Мессию, что значит: Христос ( Ин.1:41 ). И привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр) ( Ин.1:42 ). Слово кифа – еврейское, соответствует греческому петр – камень. Узнав в Иисусе Христа Сына Божия, Петр всем своим горячим сердцем полюбил Его. Был в духовной биографии Петра и страшный момент отречения от своего Божественного Учителя. Перед страданиями Христа, на которые Он шел добровольно, зная все наперед, Петр поклялся Ему в верности даже до смерти: Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь ( Мф.26:33 ). Но вот настала трудная минута, и Петр испугался признаться перед иудейскими начальниками, что он ученик Христа, и трижды отрекся от Него. Придя же в себя, он заплакал горько и ушел со двора.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Во второй части книги Иезекииля повествуется о будущем восстановлении Израиля. Смысл откровений о восстановлении, которые получал пророк Иезекииль, относился уже не к одному еврейскому народу и не к ближайшему будущему, но ко всему человечеству и к конечным временам. Поэтому если первая часть книги пророка Иезекииля по преимуществу исторична, то вторая насыщена эсхатологическим содержанием и имеет сходство с образами Апокалипсиса. Уже в самом начале пророчеств о восстановлении святой Иезекииль указывает, что есть это восстановление. Это не обретение государственной независимости и могущества – это преображение, духовное обновление личности человека. «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой, и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» ( Иез.36:26–27 ). В этих словах от Лица Бога утверждается, что восстановление – отнюдь не простое историческое событие, но духовное обновление. Здесь много общего с апокалипсическим «се, творю все новое» ( Откр.21:5 ). Затем война с Гогом, которую созерцает в Духе пророк Иезекииль, также изображена подобно показанной в Апокалипсисе. Наконец, явственные черты вечности присутствуют в образе созерцаемого святым пророком Иезекиилем храма: поток живой воды, льющийся из него, который все оживляет и обновляет на своем пути, видит и новозаветный Тайнозритель ( Иез.47:1–12 и Откр.22:1–2 ). Как книгу, так и жизнь святого пророка Божия Иезекииля можно назвать нисхождением и последующим восхождением: нисхождением – в самую глубину падшего мира, восхождением – к Свету вечности и Царства Божия. Известно, что святой Иезекииль был также чудотворцем. Однажды при столкновении евреев с Халдеями он совершил чудо, подобное Моисеевому: по его молитве воды реки Ховар расступились и дали путь евреям, – те были спасены, преследующие же их халдеи погибли под водами. Также он наслал на впавших в идолопоклонство еврейских переселенцев различных ядовитых животных, которых впоследствии, сжалившись, удалил молитвой. Он избавил израильтян от голода, умиравших возвращал к жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Душа есть самодвижущее, она движет собою. Это значит, что в ней движущий момент отличен от движимого, что движущее имеет движимое как свой объект. Другими словами, душа всегда должна иметь тело. Или есть душа, тогда есть и тело; или тела нет, тогда нет и никакой души. Так как сейчас у нас мало охотников признавать душу в ущерб телу, то я не буду развивать эту аргументацию. Замечу только, что существует не только одно физически-чувственное тело. И не только теософия и разные «естественные» религии признают разные типы телесности, но учение о разных типах телесности представляет и неотъемлемую принадлежность христианства. Христос явился ученикам по воскресении «дверем затворенным» (Ев. Иоан. ХХ, 19 ), и тем не менее тут же «Он показал им руки и ноги и ребра свои» (20), а Фома даже касался ран Христовых (27). В другой раз Иисус является посреди учеников так внезапно, что ученики, «смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа» (Ев. Лyku XXIV, 37 ). Иисус опять показывает им руки и ноги и говорит: «Это – Я Сам; осяжите меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (39), и даже принимает пищу (41–43). Явно, что евангельская интуиция говорит здесь не просто о физическом теле. Наконец, учение о воскресении плоти уже с полной очевидностью говорит о разных типах тела. «Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные, но иная слава небесных, иная земных» ( 1Kop. XV, 39–40 ). «Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное « (44). Будущее тело будет «во еже быти ему сообразну телу славы Его « ( Фuл. III, 21 ). «Создание от Бога имамы храмину нерукотворенну, вечну на небесах в жилище наше небесное облещися желающе» ( 2Kop. V, 1–2 ). И т. д. Я бы даже сказал, что ни один христианский догмат невозможен без особой мистико-мифологической натурфилософии. Вознесение Христа на небо, очевидно, возможно только как результат некоего физического преобразования Его тела. Преображение на Фаворе есть учение об умном теле. Схождение Духа Св. в виде огненных языков также возможно лишь благодаря особой организации пространства и материи. Сюда же относятся такие факты, как взятие на небо пророка Илии и Богоматери. Наконец, и сама София, Премудрость Божия, есть также не что иное, как особого рода тело. – Итак, душа и дух всегда предполагают тело, так или иначе организованное. VI. индивидуализме и социализме,

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

Ей, гряди, Господи Иисусе! ( Откр.22:20 ) Вся наша жизнь – это подготовка встречи с Господом. Если в человеке не происходит духовного очищения и преображения, встреча окончится печально. Верит человек в Бога или не верит, желает он или не желает, встреча обязательно состоится, он должен дать Богу ответ за все свои поступки и получить по заслугам: блаженство или осуждение. Приближается радостный и торжественный день Рождества Христова. Это праздник, когда в сердце каждого верующего христианина должен родиться Христос, когда в сердце должна затеплиться надежда, когда человека должна согреть любовь. В Евангелии мы читаем: «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям. Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение ( Лк.2:14 ). Удивительно, первыми весть о рождении Спасителя получили не цари и другие сильные мира сего, а простые пастухи. Иудейские законники презирали и унижали пастухов, потому что они в силу условий не могли соблюдать всех установлений Моисеева закона. Среди израильтян был такой обычай: когда в семье рождался сын, в эту семью собирались родственники и рождение ребенка отмечали песнопениями и весельем. Всего этого был лишен Спаситель, потому что для Его рождения не нашлось даже помещения, Он родился в пещере, куда в непогоду пастухи пригоняли скот. Великая тайна Боговоплощения была отмечена небесной музыкой, исполняемой ангелами. Святой Иоанн Богослов так описывает это необыкновенное событие: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины ( Ин.1:14 ). Благодать и истина – как они близки нам и в то же время как они недоступны! В молитве о благодати сказано, что это – сила, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая». Преподобный Антоний Великий говорит: «Молитесь, да дарует вам Бог благодать все ясно видеть и разуметь, чтобы вы верно могли различать, что добро и что зло». Источником и непосредственным началом благодати является Святая Троица. Каждому верующему христианину дается столько благодати, сколько он способен воспринять по своему достоинству и духовной чистоте. Благодатью Божией сохраняется и согревается весь видимый и невидимый мир. Именно благодать лежит в основе мистических процессов катарсиса – очищения, озарения, просветления и духовного созерцания. Святые отцы говорят, что благодать действует при благодарении, смирении, жертвенности, кротости и терпении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И все города царей сих и всех царей их взял Иисус и побил мечом, предав их заклятию, как повелел Моисей, раб Господень А всю добычу городов сих и весь скот разграбили сыны Израилевы себе; людей же всех перебили мечом, так что истребили всех их: не оставили из них ни одной души. Как повелел Господь Моисею, рабу Своему, так Моисей заповедал Иисусу, а Иисус так и сделал Таким образом Иисус взял всю эту нагорную землю и равнину и гору Израилеву» (Нав. 11, 10–16). Протестантский лозунг «только Писание» привел к такому принятию Библии, при котором Ветхий Завет не преображался в Новом, а механически соединялся с ним. Соответственно, война с индейцами получила у американских протестантов религиозную санкцию. Так протестантский буквализм в обращении с Библией дал религиозное основание геноциду коренного населения Америки . И где же гарантия, что протестанты, теперь из Америки переезжающие в Россию, будут тактично относиться к туземно-православной культуре? При неверном понимании даже Библия может стать опасной и для самого человека, и для окружающих… Возможность такого рода ошибки заложена в том, что человек и Библия не единосущны. Каждый из нас понимает Писание в меру своей испорченности или конгениальности ему. Вопрос интерпретации Библии есть и вопрос о понимании человеком своей собственной жизни. Каким видит себя человек — таким он видит свое отражение в Писании. Например, человек пережил некий опыт видения духовного света. Он стремится проинтерпретировать свой опыт через призму Библии. А в ней говорится о двух совершенно противоположных источниках духовного света: есть свет Преображения, свет Фаворский — а есть свет прельщения, понимаемый как свечение сатаны, принявшего вид ангела света (2 Кор. 11, 14). Так какой из этих двух феноменов вторгся в мою жизнь? Очень хочется узнать себя именно в самых высоких и чудесных библейских событиях. Что может быть поразительнее, чем данный апостолам дар Пятидесятницы? И что же удивляться, что множество секточек объявили себя соучастниками Пятидесятницы и владельцами ее дара.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И как ребенок, не отдавая себе отчета, он выразил это желание первым попавшимся на язык словами: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». Иначе говоря, нам здесь так хорошо, что мы хотели бы навсегда остаться на этой горе и лицезреть Божественную славу Твою. Вот оно – доказательство бытия Божия! Не доводами человеческого рассудка постигается Бог , не отвлеченными логическими построениями доказывается Его бытие, не ум, а сердце человеческое – вот действительный, истинный источник Богопознания. Если человек не чувствует присутствия Бога в своем сердце, то и умом Его не признает. И наоборот: кто хоть раз в жизни своей испытал благотворную силу молитвенного единения с Богом, тот не может не верить в Бога, и никакими доказательствами нельзя его убедить в том, что нет Бога, Которого он чувствует всем своим существом. «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» ( Пс.52:2 ), – говорит святой пророк Давид. Нет Бога в сердце, нет Его и в уме. «Сердцем веруют к праведности, – подтверждает святой апостол Павел, – а устами исповедуют ко спасению» ( Рим.10:10 ). Кто из нас, верующих христиан, не испытал, подобно апостолу Павлу, отрадного чувства единения с Богом в молитве и Святых Таинствах? Когда человек всем двоим сердцем предается Богу, тогда он забывает все земное, временное и переносится в область такого блаженства, о котором, по словам апостола Павла, «не лет есть человеку глаголати» ( 2Кор.12:4 ), то есть нельзя выразить этого блаженного состояния человеческим языком. В наше время массового неверия в Бога слова апостола Павла: «сердцем веруют к праведности» ( Рим.10:10 ) – имеют особую силу и заслуживают исключительного внимания. Почему теперь многие не веруют в Бога? Да потому, что они никогда не переживали того блаженного состояния, того духовного восторга, который испытывали апостолы на горе Фавор, созерцая Божество Иисуса Христа. Им незнакомо состояние духовного единения человеческой души с Богом в молитве и Святых Таинствах, особенно в Таинстве Святого Причащения, когда верующий принимает Животворящие Таины Христовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

«Идущий за мною стал впереди меня» – эти слова побуждают нас к духовному восхождению, к тому, чтобы наше стремление к Богу возрастало, чтобы мы не успокаивались ни на каких достижениях и, ощущая себя последними рабами, имели ту силу дерзновения, которое позволяет и малому войску одерживать огромные победы. Мы с вами, дорогие братья и сестры, в духовной брани призываемся быть не просто пассивными свидетелями этой брани и не просто помогать кому-то побеждать, мы призываемся к духовной победе, к тому, чтобы вслед за Господом, от яслей, через спасительные Иорданские воды, через сораспятие и совоскресение удостоиться Небесного Царствия. В эти радостные дни Божественная благодать дается с избытком и проявляется особая милость. Попросим Бога о том, чтобы здесь и сейчас, в эти святые дни нам был дан залог Божественной благодати, которую мы бы во много раз преумножили, и чтобы вера в нашей душе не угасала, чтобы смирение в нас возрастало, а мужество, терпение, храбрость и дерзновение наполняли бы нашу жизнь – во славу Божию. Аминь. О сочетании закона и благодати 167 По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Лк. 2:21 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! В начале Нового года по старому стилю мы традиционно празднуем Обрезание Господне и память святителя Василия Великого . Обрезание Господне – это древний церковный праздник, удивительным образом подчеркивающий исключительное смирение Господа нашего Иисуса Христа, Который подчиняется ветхозаветным установлениям с тем, чтобы, по слову синаксаря, упразднить ветхозаветный чин. Господь наш Иисус Христос подчиняется закону с тем, чтобы стать выше закона и открыть новую благодатную эпоху в истории человечества. Богочеловек, пришедший в мир, мог, будучи Богом, не подчиняться ветхозаветным установлениям, однако Он как человек получает обрезание и имя Иисус, с тем чтобы подтвердить полноту Своей человеческой природы. Перед нами встает вопрос, как в течение всей нашей жизни сохранить сочетание закона и благодати, как нам, подобно Господу нашему Иисусу Христу, ни в чем не нарушить закон и в то же самое время всю свою жизнь наполнить Божественной благодатью. Праздник Обрезания Господня побуждает нас взглянуть на закон не как на то, что было Самим Спасителем отвергнуто, но как на то, что было Им принято и преображено ради нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010