В другом месте Макарий Вел. говорит о действенном влиянии благодати на человека: с имеющий благодать, имеет иной ум, иной смысл и иную мудрость, нежели какова мудрость мира сего». 150 Благодатное преображение бывает не только в душе, но проявляется и в теле; именно оно становится более светлым, прозрачным, легким... „Когда кто соделается причастником Духа Святого, – пишет Никита Стифат , – и наитие его познает из неизреченного некоего Его в себе действа и благоухания, которое ощутимо обнаруживается даже и в теле, тогда в пределах естества пребывать таковый не может...... не чувствует он ни голода, ни жажды, ни других нужд естества». 151 Вся жизнь первых христиан и святых угодников Божиих – ясное доказательство победы нового духовного начала над космическими и историческими законами, вся жизнь их полна чудес. А первичное яркое свидетельство мощи духа человеческого – это преображение Иисуса Христа. Проф. Тареев не хочет никаких чудес и рекомендует покорно подчиняться природно-историческим законам. Очевидно, что он совершенно не считается с некоторыми текстами, совершенно игнорирует их. «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, – и она перейдет, и ничего не будет невозможного для вас». 152 «Именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей, и, если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы». 153 Где же здесь покорность естественному ходу вещей? Наоборот, жизнь «уверовавших» (во Христа) представляется регулируемою иными законами, сверхестественными; а природно-исторические законы не всегда можно считать богоустановленными, поскольку в историческом процессе участвует греховное человеческое начало: они иногда бывают просто напросто «дьявольскими штучками»; Да и сам г. Тареев в другом месте приходит к тому же выводу: «Если царство Божие, – пишет он в 1-м т., – действительно пришло в мир, то оно должно проявиться в действительной 154 власти духа над природою, в преображении тела, в освобождении души от всяких духов злобы, в уничтожении болезней, в победе над смертью . Иначе царство Божие было бы пустым призраком. 155 «Царство небесное (вечная жизнь), – пишет он в другом месте, – должно заквасить своим духом всё человечество, всю историю».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

В заключение ап. Петр пишет: «Сие кратко написал вам через Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите. Приветствует вас избранная подобно вам церковь в Вавилоне и Марк, сын мой. Приветствуйте друг друга целованием любви. Мир всем вам во Христе Иисусе. Аминь» (5:12–14). Второе послание Предсмертный завет . Это послание св. ап. Петр писал видно перед самой своей смертью. Он здесь говорит: «...Знаю, что скоро должен оставить храмину свою (т е., что скоро умру), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне» (1:14). Поэтому апостол считает необходимым напомнить христианским Церквам в Малой Азии все, чему он и другие апостолы учили о Христе. «Мы возвестили вам, пишет он, силу и пришествие Господа Иисуса Христа не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия» (1:16). Воспоминание о Преображении . Здесь же апостол Петр вспоминает о Преображении Господнем и о том, что сам он слышал тогда голос Бога Отца: «Сей есть сын Мой возлюбленный, в котором мое благоволение... И сей глас, принесшийся с небес, свидетельствует св. Петр, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» (1:17–18). Святость древних пророчеств . Но кроме личного свидетельства о Христе, как Сыне Божием, ев. апостол подтверждает истину Христова учения древнейшими пророческими писаниями, в которых в течение многих веков предсказывалось пришествие на землю Искупителя. Эти пророческие слова святы и истинны, ибо, говорит св. Петр, «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (1:21). Здесь же апостол Петр призывает христиан к духовному усовершенствованию «для познания Господа Иисуса Христа» и для того, чтобы делать «твердым их (христианские) звание и избрание» (1:10). «Таким образом откроется вам, – заканчивает ап. Петр эту часть послания, – свободный вход в вечное Царство Господа нашего Иисуса Христа» (1:11). О лжепророках . Но путь в Царствие Божие узок, сказал Христос, и немногие находят его. И это потому, что в жизни каждого человека бывает много соблазнов и искушений. Эти соблазны очень часто приходят от лжеучителей и лжепророков.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В-третьих, как собирательное понятие, которым обозначают совокупность членов, костей, тука (жира), плоти (мяса), крови и др. Подобные употребления этого термина встречаются и в Новом Завете, например: Мф.5:29: ...лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. Но новозаветная антропология вносит и нечто совершенно новое: " тело Христово " и " тело " как Церковь. Это новое употребление, конечно, начинается евангельским " сие есть Тело Мое " (Мф.26:26; Мк.14:22; Лк.22:19), но с наибольшей ясностью раскрывается в посланиях апостола Павла. 4.1.2. Понятие " тело " у апостола Павла В его антропологии тело становится мистическим объектом человеческого бытия - либо " смертным " и " греховным " , либо " чистым " и " духовным " . Рим.6:6: ...чтобы упразднено было тело греховное... 6:12: Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле... 7:24: Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? Может показаться, что святой апостол в принципе считал тело человека смертным и греховным. Но оказывается, что то же самое (с физико-химической точки зрения) тело может быть уже " храмом Святого Духа " : 1Кор.6:19: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа... Получается, что одно и то же физическое тело может быть, по апостолу, и греховным, тленным, смертным, и храмом Божиим, храмом Духа. Значит ли это, что тело претерпевает метаморфоз и становится иной физико-химической реальностью? Вовсе нет. В новом теле меняется его духовная, мистическая значимость. 1Кор.15:44: Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Апостол говорит о Таинстве Крещения, в котором человек " приобретает " духовное тело. " Приобретение " это есть тайна Боговоплощения. Бог ставший человеком преобразил его тело. Оно стало духовным во Христе, оставшись истинно человеческим по природе. Именно оно, по апостолу, есть источник телесного преображения. Эти слова нельзя понимать как указание на две сущности, тело души и тело духа. Речь апостола идет об одном человеческом теле, которое во Христе может, через Таинство Крещения и другие церковные Таинства, стать духовным, обоженным. Тайну этого преображения открыл в Себе Самом Богочеловек

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/307/...

В этом же веке своеобразным ответом Церкви на соблазн такого политического хилиазма стало развитие монашества. Из земного царства, в котором во всеуслышание звучали слова христианской проповеди, слова декларации христианских ценностей, началось бегство людей, стремившихся не на словах, а на деле осуществить евангельский идеал. Житие основателя монашества, Антония Великого , напишет епископ Александрийский Афанасий, которого преследовали придворные епископы. Христианские отшельники своей жизнью будут демонстрировать то, что спасение человека совершается через борьбу с грехом, которая совершается внутри человека, и никак напрямую не связана с политическими процессами и государством. Хилиастические воззрения как некий соблазн возникали и в последующее время жизни христианства. В своей земной истории Церковь постоянно сталкивается с проблемой сопряжения своей не-от-мирности с необходимостью преображающего мир присутствия в мире. Путь преодоления хилиастического соблазна – в примере Самого Иисуса Христа, провозгласившего истину о духовном Царстве, Царстве не от мира сего, созидание которого для каждого отдельного человека является не внешним актом, a сложным, длительным внутренним процессом преображения, преображения, путь к которому пролегает через Крест. 156 Изображение Вергилия, как своеобразного языческого пророка, предвозвестившего рождение Христа, имеется в приделе Благове- щенского собора Московского Кремля. 157 Вергилий Публий Марон. Буколики. Георгики. Энеида/Публий Вергилий Марон. M.: Художественная литература. 1979. 165 «И будет пастись волк вместе с агнцем и барс будет покоиться вместе с козлом, и теленок, и вол, и лев будут пастись вместе, и малый отрок будет водить их. И вол и медведь будут пастись вместе, и дети их будут вместе, и лев, как вол, будет есть плевы; и малый отрок возложит руку на пещеру аспидов и на ложе детей аспидовых, и они не сделают зла и не могут погубить кого-либо на Святой горе Моей». 166 «Вот Я отверзу гробы ваши и выведу вас из гробов ваших, когда изведу из гробов народ Мой, и дам вам дух и вы будете жить; и поставлю вас на земле вашей и познаете, что Я Господь».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возьмите, так вот просмотрите, что говорит Девора, что говорит Сарра, что говорит Рахиль, что говорит вот эта Анна или, понимаете, Мариам, сестра Моисея. А Божия Матерь! Сколько дал Господь им! «Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш. Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог вдения» ( 1Цар. 2:2–3 ). Знание – наше знание – отражает собой Божие всевдение, является отражением Божия всевдения. Поэтому к знанию стремиться, тем более религиозному знанию, необходимо. И чем больше вы будете заниматься этими вопросами, всем, что связано с Церковью, тем больше это будет вас образовывать и менять как личность. И вы сами не заметите, как под какой печатью, и лик- то внешний будет меняться. Вот я встретился сейчас с человеком, который закончил несколько лет назад курсы эти и преподаёт в школе, так у него и лик-то изменился. Я говорю: «Посмотри-ка, какой ты стал духовный человек. Вид-то какой у тебя просветлённый». Он говорит: «Вот, перенёс инфаркт, и, если бы не Господь, я не выжил бы, и Он дал мне выжить и силу дал, и я преподаю и не оставляю этого дела». А это происходит помимо уже : это невидимое действие благодати, которая преображает человека, изменяет его. Вот когда мы говорим о Преображении Господа, там никакого изменения быть не может – преображение относительно Христа мы должны понимать так: это открытие того, что доселе было невидимо Апостолам. Вот что такое Преображение Господне. Относительно нас – это изменение, изменение вплоть до внешности, когда человек вроде и тот же, а в то же время он другой – и тот, и в то же время другой. И у Апостола Павла сказано об этом, что, взирая не в зеркало, а на лик Христов, мы постепенно впитываем в себя Его черты, вот они передаются нам. Христоносным, богоносным становится и сам человек. Посмотрите, и вообще-то вот как верующих людей, по чему можно отличить от других? Всё это действие благодати. Дальше она говорит, что (6-й стих): «Господь умерщвляет и оживляет, низводит – во ад – в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает», – всё это «богатящиися отпусти тщи» – вот это всё перекликается с ней . И конец этой песни: «Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему [в оригинале Христу Своему] и вознесет рог помазанника [Христа в оригинале] Своего» ( 1Цар. 2:10 ), – вот эти слова считают мессианским пророчеством, относящимся не к царю, а ко Христу – к Помазаннику с большой буквы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

…Все, обессилевшее и поврежденное в Грехопадении, восстанавливается силой Божией в Новом Адаме, во Иисусе Христе. Следует принять жизнь Нового Адама, погрузиться в Его жизнь, в Его смерть, ибо тогда мы сможем вместе с ним и воскреснуть, и прославиться. «Вчера я был распят со Христом, сегодня — прославлен вместе с Ним; вчера умер со Христом, сегодня причастен Его воскресению; вчера я был погребен со Христом, сегодня — пробуждаюсь вместе с Ним от сна смерти», — пишет святитель Григорий Богослов . Наступает новая эпоха. Ветхое и испорченное в нас уступает место живительной силе Божией. Мы во Христе обретаем Спасение. Сам термин «спасение» (от греч. сотерио ) означает: я становлюсь целым, целостным, я достигаю (и мир достигает) полноты своего существования. Итак, для всего творения есть вечный и незыблемый замысел: достижение всей возможной для твари бытийной полноты. Достижение этой полноты возможно через преодоление греха в себе и в мире и через уподобление Иисусу Христу. «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом» (св. Афанасий Великий ). Мы говорим о преображении и обожении. Преображение – значит изменение. От прежнего, греховного, слабого – к новому: чистому, праведному, сильному силою Божией. Обожение – значит всецелая охваченность Богом, изобилие благодати, которая проявляется и в тебе, и в твоих делах. Апостол Петр говорит: «Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества» ( 2 Пет.1:4 ). Разве не удивительно, не дивно – сделаться причастниками Божественной природы?.. И не просто причаститься Божественности, а стать носителем ее, вместилищем благодати. Позволю себе выписать несколько строк из Нового Завета, которые покажут, что все, что мы говорим, – не богословские предположения, высказанные отцами Церкви в позднейшее время, но именно подлинное новозаветное учение. Итак: Христос «есть образ Бога невидимого» ( 2 Кор.4:4 ). И нам Бог «предопределил быть подобными образу Сына Своего» ( Рим.8:29 ). Мы должны «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф.4:24 ). (Этот «новый человек» – Христос.) Апостолы, святые трудились именно над тем, чтобы люди это поняли, изменились: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» ( Гал.4:19 ). Но преображение и богоподобие – не что-то легко достижимое. Это процесс. «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу…» ( 2 Кор.3:18 ) Но этот процесс увенчивается успехом уже при жизни здесь, на земле. Апостол Павел о себе сказал: «уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). Это же могут сказать и тысячи христианских подвижников всех эпох.

http://azbyka.ru/parkhomenko/o-preobrazh...

Для получения вторых скрижалей Моисей должен подняться на гору и там предстать пред Богом. Ягве Бог говорит пророку: взойди утром на гору Синай, и предстань предо Мною там на вершине горы ( Исх. 34:2 ). Прп. Максим Исповедник извлекает из этого мысль о необходимости стояния пред Богом для того, чтобы иметь ведение от Него и о Нем. Но и предстоящие пред Богом в разной степени сподобляются этого ведения, что зависит от степени их совершенства. Прп. Максим Исповедник : «Посвящающий себя ведению да утвердит стопы души своей пред Господом неподвижно, как сказал Бог Моисею: ты же здесь стань со мною ( Исх. 34:2 ). Ведать однакож подобает, что и между стоящими пред Господом есть различие, если не мимоходом читается любомудрыми следующее: суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, Дóндеже видят царствие Божие, пришедшее в силе ( Мк. 9:1 ). Ибо Господь стоящим пред Ним не всем всегда является во славе; но к тем, которые только вводятся на путь к Нему (новоначальным) приходит Он в виде раба, а тем, кои сильны следовать за Ним в восхождении на высокую гору Его Преображения, является в образе Божием, в коем Он был прежде бытия мира» св. Максим Исп., Умозрит. и деят. главы, 37]. Православное богослужение является сугубым стоянием пред Богом – духовным и телесным. И дух, и тело должны замереть пред Богом, течение реки жизни, суетная спешка – все должно остановиться. Народ вместе со священником предстоят престолу Божию, сам священник – предстоятель. Но никто не должен восходить с тобою... – Моисей должен был один предстать пред Богом, а Христос и из предстоящих только некоторых взял на гору преображения. Господь явился Моисею в облаке... и провозгласил имя Ягве. И прошел Ягве пред лицем его, и возгласил: Ягве, Ягве, Бог человеколюбивый... ( Исх. 34:5–6 ). Или, если вместе с LXX перейти на слово Господь, то получится: Господь... провозгласил имя Господа. И прошел Господь... и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый... В провозглашении Господом имени Господа и в явлении Его в облаке святые отцы усматривали указание на тайну Святой Троицы. Следует отметить, что при употреблении имени собственного Ягве () этот оттенок мысли ускользает. Тогда речь идет о том, что Ягве провозглашает Свое имя и возвещает о том, что Он, Ягве, есть Бог человеколюбивый и т.д. Если же перейти к слову Господь (κριος), то мысль о двух лицах появляется, или, будучи ранее сокрытой, проявляется. Какому из этих двух вариантов (появление или проявление) следует отдать предпочтение – судить трудно. Святые же отцы в Господе возглашающем имя Господа и являющемся в облаке явно усматривают тайну Св. Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Евангелие . Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова (Мф. 22,32). О Святой Троице сказано было в Ветхом Завете. (Собственная заметка.) Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое (Мф. 24, 9). Слово это относится ко всем христианам, которые жили в первые века христианства и будут жить в последнее время Церкви Христовой на земл. (Собственная заметка.) Евангелие от Марка, глава 9, стих 3. Во время Преображения Господа Иисуса Христа пред учениками Своими одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. Следовательно, при этом и вещество, неорганическая материя, и то преобразилось. Не есть ли это образ преображения всего видимого, вещественного мира, имеющего быть при Втором Пришествии Христовом, когда этот видимый мир сгорит и будет новое небо и новая земля? (Откр. 21, 1). (Собственная заметка.) Законы природы . Некоторые, даже по-видимому [на вид] верующие в Бога, не говоря уже о явных безбожниках, говорят: " Я признаю, что законы природы положены Богом, и потому-то не могу допустить их нарушения " . Бог-де не может нарушать установленного Им же Самим порядка. Можно бы ответить подобным лукаво мудрствующим так: " Удивительно! Точно Бог и человек существуют для ваших законов природы, а не законы природы — для целей Бога и блага человека. Старая фарисейская закваска, которой дан 1900 лет назад достойный ответ: " Сын Человеческий — Господин и субботы! " . Бог наш — Бог порядка и управляет миром посредством законов. Законы сами по себе не производят явлений в природе; они только регулируют, уравновешивают силы природы. В природе в этом видимом мире, действуют разные силы и низшие из них уступают высшим: физические — химическим, химические — органическим и, наконец, все вместе самым высшим, духовным. Без вмешательства высших сил низшие силы действовали бы в однообразно неизменном порядке. Но высшие силы видоизменяют, а иногда и приостанавливают действия низших. При [нрзбр.] таком закономерном подчинении низших сил высшим не отменяется ни один из законов природы. Так, например, врач изменяет ход болезни, человек изменяет лицо земли прорытием каналов и тому подобным. Бог не может ли производить того же самого в беспредельно более обширных [масштабах]? " (Душеполезное чтение. 1897. Август С. 671.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

«И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (ст. 2). Прежде чем попытаться объяснить, что это за свет, явленный в Преображении, как Господь преобразился и что, собственно, значит это божественное изменение, я хочу обратить внимание на некоторые подробности, приведенные другими евангелистами, поскольку каждый из них отмечает что-то свое. Апостол Марк описывает так: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белилыпик не может выбелить» ( Мк.9:3 ). Апостол Лука, рассказывая о Преображении, говорит: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» ( Лк.9:29 ). По-славянски: «И бысть егда моляшеся, видение лица Его ино», то есть, если перевести точно: «И сделался вид лица Его иным». Я думаю, что «иным» лицо Господа стало не только из-за сияния. Ведь мы знаем, как в зависимости от настроения облик человека иногда меняется настолько, что мы даже едва можем узнать нашего знакомого. Например, если у кого-то очень мрачное настроение, отчего лицо его нахмурено и искажено, мы говорим: «Тебя не узнать». Как и наоборот, когда у человека настроение чрезвычайно радостное, так что весь облик его изменяется, мы также говорим: «Тебя не узнаешь». Поэтому мы можем предположить, что вместе со славой, явленной в Спасителе ради учеников, лицо Его в еще большей степени изменилось необыкновенным образом. Если мы соединим описания трех евангелистов, получится следующее: «И стало видение лица Его иным, и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет, блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белилыцик не может выбелить». Даже по одному описанию вы можете себе представить, какое страшное видение предстало перед учениками. Страшное, но и сладостное. В этом описании говорится о том, что видели их глаза, из дальнейшего же текста открывается, что ученики чувствовали, ибо видение это было не столько для глаз, сколько для души. «И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (ст. 3–4). Словами «хорошо нам здесь быть» апостол Петр обнаружил то духовное упоение, ту сладость, какую испытывали ученики.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» ( 2Петр.1:16–18 ). То же славное событие раскрывается потом полнее в Евангелии. С трепетной радостью, подобно Петру на Фаворе, взывает Церковь в конце Литургии причастный стих: «Господи во свете лица Твоего пойдем, и о имени Твоем возрадуемся во веки». г) Богослужение в день Преображения Господня имеет ту особенность, что в этот день по окончании Литургии благословляются в притворе храма древесные плоды. «Предание сие, – говорится в уставе, – имамы от святых отец». Обычай освящать все Словом Божиим и молитвой есть, действительно, древнейший обычай христиан, перешедший к нам еще из Церкви ветхозаветной, а праздник Преображения Господня избран для благословения плодов, конечно, потому, что к сему времени они большей частью созревают. Церковь , благословляя приносимые плоды, от вещественных плодов возносит мысли наши к духовным и молит Бога, чтобы Он сделал нас причастниками Своего истинного винограда и украсил жизнь нашу Своими вечными и неотъемлемыми дарованиями. (См. «Троицкий Листок» 279). III. Принося в дар Господу плоды полей и вертоградов наших, не забудем, что мы все должны быть самыми плодоносными деревами в вертограде Господнем, который есть Церковь Божия. Святой царь Давид не напрасно благочестивого человека уподобляет древу, насажденному «при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое» ( Пс.1:3 ). Не напрасно и Сам Спаситель истинных учеников Своих сравнивает с гроздями или ветвями виноградными, кои, заемля от Него, яко божественной лозы, сок жизни, должны приносить плод мног. В противном случае, то есть в случае непринесения надлежащих плодов, каждой душе грешной угрожается извержением из вертограда и повержением в огонь, подобно как то делают и вертоградари с бесплодными древами. Так и должно быть непременно, ибо если для вертоградаря земного крайне неприятно, когда его малолетние труды над древом не приносят ему плода подобающего, то стократ огорчительнее для Вертоградаря Небесного, когда душа человеческая, стоившая Ему толикого попечения, – остается бесплодной.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010