А прошедшего Марта 11-го дня в присланном в Святейший Правительствующий Синод из Сената ведении написано: по оному Его Царского Величества именному указу и по приговору Правительствующего Сената велено, что по табелю со оных бывших патриарших, и архиерейских, и монастырских вотчин в определённые места положено, и в то число что на тех вотчинах какой доимки и зачем, также по окладу и новоположенных сборов что в сборе быть надлежит в Правительствующий Духовный Синод из Камер-Коллегии велено при доношении послать известие, о чём из Сената в Камер-Коллегию и указ послан. Да о присылке оных же ведомостей с подлинным о всём известием из Святейшего Правительствующего Синода в Камер-Коллегию указы посланы Марта 1-го, Мая 3, 12-го чисел. И по оным указам в Правительствующий Духовный Синод из Камер-Коллегии присылаются перечневые ведомости, которые к настоящему окладного дела правлению ниже мало следуют, а подлинных приходных окладных и доимочных книг в Правительствующий Духовный Синод не прислано. Святейший Правительствующий Синод, слушав сей выписки, приговорили: подлинные приходные, окладные и доимочные книги со всякими подлинными обстоятельствы для оного вотчинного правления в Правительствующий Духовный Синод из Камер-Коллегии прислать в самой скорости, понеже за неприсылкою оных книг не толико что к сборам правления, но и основания в Правительствующем Духовном Синоде оного всего окладного и прочего дел учинилась остановка, и о том в Камер-Коллегию послать указ. 114 (94). – 5 Июня. О невмешательстве Сената в дела, подлежащие ведению Святейшего Синода. Правительствующий Сенат в ведении от 26 Мая 1721 года 94 изъяснил: по Его Великого Государя указу Правительствующий Сенат по поданным из Правительствующего Духовного Синода ведениям приказали: определённым из того Синода мирским судиям к делам раскольническим, ежели в которой губернии и провинции что до кого касатися будет, быть по посланным от них указам послушным; а положенные деньги с тех раскольщиков, которые будут собираться по окладу вдвое, те отсылать в Штатс-Контор Коллегию, а штрафы по духовным делам имать в Правительствующий Духовный Синод, а в Камер и в Штатс-Контор Коллегии рапортовать; и Правительствующему Духовному Синоду о том ведать и чинить по Его Великого Государя указу, а в Камер и в Штатс-Контор Коллегии и в губернии и провинции о том же указы из Сената посланы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По своему значению и правам все государственные коллегии были, как известно, равны между собою. Все они принимали указы только от государя и Сената. Но в последнем отношении коллегиям было предоставлено следующее весьма важное преимущество: «буде Сенат о каком деле что повелит, а коллегиум усмотрит, что то его величества указам и высокому интересу противно, – то государственному коллегиуму не должно того вскоре исполнять, но представлять о том Сенату» 111 . Если же Сенат подтверждал свой прежний указ, то коллегия уже должна была его немедленно исполнить, но вместе с тем донести о том государю под опасением в противном случае строгой ответственности 112 . Затем каждой коллегии предоставлено было право делать представления прямо государю, а также и Сенату, «если коллегия что усмотрит к произведению какой государственной пользы» 113 . Кроме того велено: «дела сомнительныя и какого изъяснения требующия не скоро спешить вершением, но или Сенату докладывать или справиться откуда надлежит» 114 . Предоставляя коллегии важную власть в делах государственного управления, Петр грозит каждому за всякий непочтительный отзыв о них тяжким наказанием: «яко помешателю добрых порядков и общего покоя, такожде яко противнику и неприятелю его величества воли и учреждения» 115 . Что касается духовной коллегии, то в сфере своей специальной деятельности по смыслу регламента она является таким же высшим безапелляционным учреждением, каким правительствующий Сенат в своей сфере. Именной высочайший указ об учреждении этой коллегии гласил: «Повелеваем всем верным нашим всякого чина духовным и мирским иметь сие за важное и сильное правительство и у него крайния дел духовных управы решения и вершения просить и судом его определенным довольствоватися и указов его слушать во всем под великим за противление и ослушание наказанием против прочих коллегий. Должна же есть коллегия сия и новыми впредь правилами дополнять регламент свой, яковых правил востребуют разные разных дел случаи; однакож делать сие должна коллегия дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

В ст. 4 той же главы предлагается епископу «тайно у меньших церковников и аще кто иный удобный покажется спрашивать, как живут пресвитеры и диаконы» 90 . В ст. 8 сказано: «иные дела и поступки могут быть утаи­ваемы пред епископом... и о таковых тайно и искусно проведывать» 91 . Статья 10 гласит: «о правлении и поведении близких (аще где суть) монастырей лучше спрашивать в градах и селах от священства и мирян, нежели в самых монастырях о том же проискивать можно» 92 . Ст. 13 опре­деляет: «Да весть всяк епископ, какаовый он ни есть степеней, простой ли епископ или архиепископ или митропо­лит, что он духовному коллегиум, яко верховной власти под­чинен есть, указов оного слушать, суду подлежать и опре­делением его довольствоваться должен» 93 . Статья 15 опреде­ляет: «Должен будет всяк епископ дважды в год (или как укажет о сем коллегиум) присылать до коллегиум ре­порты, си есть извещения о состоянии и поведении епархии своей, все ли добре, или некое неисправление есть... Если бы изве­стил, что все добре, и отеинуду бы показалось, что нечто в епархии его деется суеверное, или явно богопротивное, епи­скоп бы, ведая тое, утаил и до Коллегиум не донес, то самого его позовет на суд к себе Коллегиум и, по доволь­ном уличении, подвержет его наказанию, яковое уставлено будет». 94 «Итак, обязанности епископов, – говорит автор упоминавшейся уже нами статьи в Рус. вести, за ноябрь 1891 г., – сведены в Регламенте к разного рода внешним действиям, способы выполнения которых самым подроб­ным и точным образом указаны в том же Регламенте. Даже поучения к духовенству и народу, которые вменя­лось епископам в обязанность говорить при об езде епар­хий, должны были быть сочинены в духовном коллегиуме, ««понеже не всяк епископ может чистое слово сложити»», вернее же для того, чтобы епископы не говорили при этом чего-нибудь лишнего, конечно, с точки зрения составите­лей Регламента» 95 . Если к приведенным выдержкам мы присоединим еще пункт 17 из отдела о епископах, который узаконяет, «чтобы епископы смотрели, хранятся ли по епархии его от пресвитерий и монахов и прочих должные оным заповеди, и чтоб имел на сие духовных фискалов; обаче, понеже сие не довольно есть, ибо и фискалы оные, дружа своим благодетелям или мзду емля, многое утаивают, того ради подобает епископу в год или два года единожды обыти и посетить епархию свою " 96 ; – то без малейшего затруднения можем согласиться с таким обобщением только что ци­тированного нами автора: «главнейшими обязанностями епи­скопов по Регламенту являются соглядатайство, тайное выслеживание и выспрашиванье и доношение духовному кол­легиуму, которому епископы отданы были в полную власть телом и душой» 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

XIX. Положение Св. Синода в ряду высших государственных учреждений Положение Святейшего Правительствующего Синода в ряду высших государственных учреждений определялось тем авторитетом, каким он пользовался в круге предоставленного ему ведомства. Эта мысль в именном указе об учреждении Духовной Коллегии выражена в таких словах: «повелеваем всем верным всякого чина духовным и мирским иметь сие за важное и сильное правительство и у него крайние дел духовных решения и вершения просить и судом его определенным довольствоваться и указов его слушать во всем под великим за противление и ослушание наказанием против прочих Коллегий». В главе «о епископах» особенно замечено: «да весть всякий епископ, какой он ни есть степени, просто ли епископ, или архиепископ, или митрополит, что он Духовному Коллегиуму, яко Верховной Власти, подчинен есть». Равным образом о законодательных правах Духовной Коллегии, учредительный указ гласил: «должна Коллегия сия и новыми впредь правилами дополнять регламент свой, яковых правил востребуют разных дел случаи; однако же делать сие должна Коллегия духовная не без нашего соизволения». Вообще подчинение Духовной Коллегии одной непосредственно и исключительно власти монарха, которому сам Бог повелевает повиноваться за совесть, устраняет возможность предположения о подчинении учрежденной на таких началах Коллегии какому-либо из посторонних для нее государственных учреждений. Тем не менее первоначальное наименование Синода «Духовным Коллегиумом» и приравнивание его в учредительном указе и регламент прочим коллегиям дают повод думать, будто Синод по первоначальному его учреждению поставлен ниже Правительствующего Сената и в отношениях к последнему обязан был соблюдать долг некоторой подчиненности. Подобное предположение, хотя и высказывается, но не имеет юридического основания. Дело в том, что в Духовном Регламенте и во всех вышедших из-под пера учредителя Духовной Коллегии актах, последняя по власти, силе и достоинству поставляется в равное, параллельное положение с Правительствующим Сенатом, деятельность, права и авторитет которого принимаются за готовую норму разъяснения отношений Святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В 1720-му году созрел план учреждения и устройства «Духовной Коллегии», Св. Правительствующего Синода для всей Русской Церкви. В начале 1720 г. окончательно составлен «Духовный Регламент» преосвященным Феофаном Прокоповичем ; 11-го февраля того же года он слушан и исправлен лично его величеством, 23 числа того же месяца читан в Сенате и «подписать собственною Его Величества рукою и приучившихся тогда в Санкт-Петербурге духовных и светских персон руками». Члены, назначенные в личный состав Св. Синода, вызваны в Петербург в декабре того же года и занимались приготовлением к открытию Св. Синода. Окончательное открытие его совершилось 14 февраля 1721 года 621 . После молебна в Троицком соборе в этот день его царское величество присутствовал в Синоде 622 . Ему поднесен был синодский доклад о разных предметах. Между прочими докладными пунктами Св. Синод испрашивает разрешения: «патриарши, архиерейские, и монастырские вотчины сборами и правлением, которые ведомы были в Монастырском Приказе, в одной Духовной Коллегии ведать ли? – Того ради, что оные от гражданских управителей пришли в скудость и пустоту; а Духовная Коллегия присягой обязалася как в верности, так и в искании интереса царского величества, против прочих коллегий не меньше. А в регламенте духовном положено, что такое правление надлежит до Духовной Коллегии». «И на оный пункт Его Величество всемилостивейшим подписанием собственные свои высокие руки резолюцию изволил учинить тако: быть по сему» 623 . Таким образом «по именному царского величества указу» в самый день открытия Св. Синода, «повелено: патриаршие, архиерейские и монастырские вотчины, которые ведомы были в Монастырском Приказе, сборами и правлением ведать в одном Духовном Синоде 624 . Св. Синод сообщил о монаршей воле ведением в сенат. Сенатский указ объявил во исполнение ее: «патриаршие, архиерейские и монастырские вотчины сборами и правлением ведать в Синоде, и с тех вотчин как доимочные с тех годов, как Его Царского Величества указы повелевают, так и повсегодно табельные, и сверх того по расположениям из Сената и из Камер-коллегии всякие положенные сборы, чрез посланных из Духовного Синода собирая, отсылать в Камер- и Штатс-контор коллегии» 625 . Но Св. Синод, как высшее церковно-правительственное учреждение, нашел неудобным ведать вотчинами без особого, подчиненного ему, учреждения. Он предпринял меры к установлению его, с разрешения государя. Государь, вскоре по открытии Св. Синода, отправился в -Ригу. Св. Синод отправил нарочно туда своего переводчика Розенблюта с докладными пунктами Его Величеству и поручил ему представить их Государю чрез кабинет-секретаря Макарова. В докладных пунктах Синод, между прочим, просит государя, чтобы повелено было определить в Монастырской Приказ для «вотчинного управления» Василья Ершова или полковника Плещеева 626 . Судьей Монастырского Приказа определен Ершов. Так восстановлен был Св. Синодом с разрешения государя в 1721-м году Монастырской Приказ с судьей во главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Впрочем о всех своих действиях визитатор представит коллегии обстоятельное донесение в своё время. Приказали: Объявив о сем Высочайшем Его Императорского Величества соизволении Вашему Преосвященству, поручить вам обозрение обеих епархиальных семинарий, как Белорусской, так и Литовской, согласно вышеозначенному наставлению, о чём дать (и даётся) Вам указ; – и о сем распоряжении коллегии уведомив указами управлявшего Белорусскою епархией епископа Иакова Мартусевича, председателя Литовской консистории Антония Тупальского, и правления епархиальных семинарий Белорусской и Литовской, довести об оном до сведения г-на состоящего в должности главноуправляющего духовными делами иностранных исповеданий статс-секретаря и кавалера Дмитрия Николаевича Блудова. Марта 1-го дня 1830 года. Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Греко-униатской духовной коллегии, его преосвященству Литовскому Греко-униатскому епархиальному епископу Иосифу Семашко . По указу Его Императорского Величества сия коллегия, слушав предложение г-на министра внутренних дел статс-секретаря и кавалера Дмитрия Николаевича Блудова, от 21 сего июня за 1196, в коем, давая знать, что Государь Император, соизволив на представление Греко-униатской духовной коллегии об отправлении Вашего Преосвященства на несколько месяцев для осмотра церквей епархии Литовской и устройства дел её, равно для обозрения семинарий, как Литовской, так и Белорусской, Высочайше повелел выдать вам из государственного казначейства на подъём и прогоны тысячу рублей; – г-н министр внутренних дел предложил коллегии Греко-униатской учинить надлежащие распоряжения к исполнению сего Высочайшего повеления, присовокупляя к сему, что он отнёсся к г-ну министру финансов об отпуске назначенных на подъём и прогоны тысячи рублей в Греко-униатскую духовную коллегию. При сем Ваше Преосвященство, желая поспешить отъездом, просили коллегию Греко-униатскую сделать распоряжение, чтобы Всемилостивейше назначенные вам на подъём и прогоны деньги, по получении оных из главного казначейства, прислать на ваше имя в Жировицы Гродненской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Предметы ведения Римско-Католической духовной коллегии касаются управления всеми делами Римско-Католической церкви, – ее имуществами и сношениями. В частности: 1) В Коллегии собираются и хранятся полные сведения о состоянии церквей, находящихся в пределах России. 2) Она имеет право общего надзора за правильным и успешным ведением дел в консисториях. 3) Она имеет и судебную власть: производить пересмотр решений консистории, рассматривает дела, поступающие по отзывам, апелляциям и протестам; является второй инстанцией по всем делам за исключением брачных и чисто церковных. Последние рассматриваются в 1-й инстанции, а 2-ая инстанция для них – консистория митрополита. 4) Она рассматривает и представляет Министру Внутренних Дел всякого рода предположения епархиальных начальств, требующие или нового закона, или какой-нибудь общей меры. Она же дает заключения по делам, касающимся Римско-Католической церкви. 5) Рассматривает все дела, по которым членам католической церкви необходимо войти в сношения с папой. 6) Заведывает общими капиталами и хозяйством Римско-Католической церкви; производит ревизии отчетов о денежных суммах, отпускаемых из государственного казначейства на содержание. 7) Производит дела о поступлении в монашество, о желающих принять веру Римско-Католической церкви. Все эти дела производятся в Коллегии на основании установленных законов. При Коллегии состоит прокурор, который назначается и увольняется Высочайшим приказом по представлению Министра Внутренних Дел. Прокурор имеет право при совещаниях и постановлениях Римско-Католической Духовной Коллегии давать заключения, указывать законы, которые могут быть применены к данному делу, делать предложения и, в случае непринятия их, входить с протестом. Прокурор представляет Министру Внутренних Дел ведомость о решенных делах. Таким образом Коллегия находится в известных отношениях к Министру Внутренних Дел. В составе Министерства Внутренних Дел есть Департамент Иностранных Исповеданий и в нем особое отделение для дел Римско-Католического исповедания. Все Высочайшие повеления, относящиеся до Римско-Католической церкви, поступают в Коллегию из Министерства Внутренних Дел, но по судебным делам Коллегия имеет отношение к Сенату.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

И Июня 23-го дня по Его Великого Государя указу и по сенатскому приговору велено осторожность и смотрение о тех заповедных лесах чинить, как Его Великого Государя именные указы повелевают, из Адмиралтейской Коллегии и определённым от той Коллегии; а для учинения граней и дорог к той работе о работных людях что принадлежит учинить расположение с тех мест, которые к тем работам прилегли поблизости, по рассмотрению Камер-Коллегии, и выслать оных работных людей, пропустя нынешнее летнее работное время, а именно с Октября месяца сего 721-го году. А Августа 23-го дня в поданном из Камер-Коллегии доношении написано: по Его-де Великого Государя указу посланы Санкт-Питербурхской провинции к воеводе и к камериру печатные указы, велено им по вышеписанному из Сената указу к комиссару Кафтыреву, который в Санкт-Питербурхской провинции и надсмотру заповедных лесов и для учинения межей и признаков, собрав, где надлежит, работников тридцать человек отослать, пропустя летнее время, а именно с Октября месяца сего 721-го году, дабы уездным людям не было какой тягости; того ради Камер-Коллегия доносит, ежели по расположению в то число работников взять с монастырских вотчин, дабы повелено было из Сената в Духовный Синод о учинении указа о даче работников писать. А по справке в Сенате Санкт-Питербурхской губернии в Шлютенбургском, в Копорском, в Ямбургском уездах какие патриарши, архиерейские и монастырские вотчины обретаются ль, о том в Сенате известия нет. И Августа 29-го дня сего 721-го году по Его Великого Государя указу и по сенатскому приказу велено с вышеписанного Камер-Коллегии расположения о сборе с монастырских вотчин, буде в вышеписанных уездах есть, и о высылке к той работе работников из Сената в Духовный Синод послать ведение. И Святейшему Правительствующему Духовному Синоду учинить о том по Его Великого Государя указу; а в Камер и в Адмиралтейскую Коллегии и в Санкт-Питербурхскую губернию о том же из сената указы посланы. Выборгской провинции бригадир и обер-комендант Иван Шувалов в доношении Святейшему Правительствующему Духовному Синоду от 8 Мая 1721 года изъяснил следующее: В прошлом 720-м году Июля 29 дня Царское Величество указал по именному Своему Великого Государя указу в Выборгской провинции поставление в пасторы и в другой духовный чин иметь так, как прежде сего бывало при владении Шведском, но токмо в верности, чтоб им коррешпонденции и шпионства не чинить, брать по них знатные добрые поруки тамошних обывателей, в которых они кирхах будут.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2.20. Содействие другим Коллегиям Калининградской митрополии в осуществляемой ими просветительской деятельности. 2.21. Создание комиссий, советов и т.д. для координации совместной деятельности в сфере образования и разработки планов совместных мероприятий с представителями государственной системы образования, а также между епархиями, входящими в состав Калининградской митрополии. 2.22. Способствование введению православных религиоведческих, духовно-нравственных, культурологических учебных курсов (предметов) и направлений воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных организациях Калининградской области. 2.23. Содействие созданию и функционированию, а также координирование вопросов обеспечения деятельности конфессиональных (православных) образовательных организаций (духовных, общеобразовательных, дополнительного образования, профессионального образования, воскресных (церковно-приходских) и т.д.) и курсов (епархиальных, межепархиальных, региональных, муниципальных и т.д.), а также факультетов, кафедр, центров, институтов и других структурных подразделений при действующих государственных и муниципальных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также учреждений профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов, направленных на реализацию деятельности в сфере духовно-нравственного образования. 3. Структура и членский состав Коллегии 3.1. Председателем Коллегии является руководитель (председатель) отдела религиозного образования епархии, епархиальным архиереем которой является управляющий Калининградской митрополией или должностное лицо, действующее на основании соответствующей доверенности управляющего Калининградской митрополией. В исключительных случаях решением Архиерейского совета Калининградской митрополии председателем Коллегии может быть назначен руководитель (председатель) отдела религиозного образования другой епархии, входящей в состав Калининградской митрополии. 3.2. Членами Коллегии являются руководители (председатели) отделов религиозного образования епархий, входящих в состав Калининградской митрополии, и специалисты этих отделов (по одному от каждого отдела), назначаемые руководителями (председателями) епархиальных отделов религиозного образования.

http://patriarchia.ru/db/text/4367200.ht...

Штат был действительно составлен и Высочайше утвержден 24 мая 1735 г. 765 . Главные основания его следующие. Из доходов Коллегии Экономии должно было ежегодно отпускаться по 5000 руб. в распоряжение Св. Синода, который хранил бы эти деньги в Казенном Приказе «до урочнаго приезду» Палестинских духовных персон, периодически повторяемого через каждые 5 лет, и тогда управление Киевской губернии должно было выдать приезжим прогоны и подводы до Москвы и на пропитание за счет К.Э.; в Москве они могли жить не более 6 недель, в течение которых им следовало выдать по 100 руб. на год Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому Патриархам за все пять лет вперед. В это время присланные духовные особы получали содержание и сохраняли его по истечении 6 недель в случае промедления выдачи им означенной милостыни. Константинопольскому патриарху положено было выдавать по 1000 руб. в год, пересылая их через Российского резидента в Константинополе и только такому патриарху, который получил престол по избранию, а не чрез симонию. Таким образом, на все предположено было расходовать по 1390 руб. 50 1/2 коп. ежегодно, а в каждые пять лет – 6952 руб. 52 1/2 коп. Грузинскому духовенству предположено было давать независимо от этой пятитысячной суммы из доходов Коллегии Экономии. Однако, Императрица обратила внимание, что испрашивалась ежегодная сумма в 5000 руб., а к расходу предполагалось лишь по 1390 руб. 50 1/2 коп. на год. Поэтому в своей резолюции, утверждая штат, она оговорила, что из Коллегии Экономии следует ежегодно выдавать лишь недостающую до 5000 руб. сумму, «чтобы на всякий год на такие расходы всегда 5000 руб. в Синоде было в готовности 766 , а Грузинским духовным персонам с их свитами жалованье давать, кроме оной пятитысящной суммы, из доходов той же Коллегии Экономии, и понеже по сему определению ежегодно только 1390 руб. 50 1/2 коп. в расходе быть имеют, а еще и другим монастырям дачи производить надлежит, того ради такожде оным монастырям сочинить штат в Синоде, и подробные дачи на оные монастыри производить из вышеписанной же пятитысячной суммы, а ежели в 6 годов оная сумма по определенным дачам не достанет, то сколько в добавку надлежит, отпустить того по требованию Синодскому из Коллегии Экономии».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010