Доклад. Минувшего генваря 18 дня сего 740 года Святейший Синод требовал от меня в Коллегию Экономии подтверждения об отпуске от той Коллегии положенной на штат Святейшему Синоду денежной суммы, 738 года на сентябрьскую треть да на 739 год и на канцелярские расходы, всего 15 327 рублей 89 ½ копеек, по которому требованию Коллегия Экономии от меня и подтверждена, велено от отпуске той суммы в непродолжительном времени учинить по указам Её Императорского Величества. А в доношениях из той Коллегии написано: в оной-де Коллегии подлежащих на дачу Святейшему Синоду доходов в жалованье имеется в наличестве только 1582 рубля 96 ¾ копеек, которые-де в вышепомянутую требуемую сумму в Московскую синодального правления Канцелярию и отпущаются, а достальных-де денег отпустить не из чего, ибо-де подлежащая на штат Святейшему Синоду сумма 738 года на сентябрьскую треть и на весь 739 год употреблена в другие расходы, а именно: по указам Её Императорского Величества из Кабинета на дело в Туле ружья и по присланным же Её Императорского Величества из Святейшего Синода и из Синодальной Канцелярии указам на прочие расходы, а ныне-де тех сборов денег в Коллегии Экономии не имеется; а по присланным же из Коллегии Экономии по Синодальным, Дворцовому и Казённому Приказам доимки, которые Приказы были в ведомстве Святейшего Правительствующего Синода, 24 292 рубля 57 ½ копеек, да начётных на приходчиках и расходчиках 8042 рубли 89 ½ к., итого 32 335 рублей 47 копеек. Того ради Её Императорского Величества Кабинету нижайше представляю, что на вышеписанную Святейшему Синоду дачу в жалованье требуемой суммы Коллегии Экономии отпустить ныне не из чего, ибо подлежащая к отпуску тому Синоду в жалованье сумма употреблена, как выше показано, по указам Её Императорского Величества из Кабинета, из Святейшего Синода, из Синодальной Канцелярии, а в доимку запущено и подьячие не считаны в ведомстве Святейшего Синода; а ежели из наличных других сборов выдать означенную требуемую сумму, то будет остановка в других расходах, а особливо претерпят нужду грузинские духовные персоны и богадельные нищие, и в содержании госпиталя будет недостаток; того ради не соизволено ли будет требованную на штат Святейшему Синоду сумму отпускать, сколько когда из вышеписанной доимки будет в приходе, и о вышеписанном Её Императорского Величества от Кабинета нижайше прошу об указе; а по каким указам и на какие расходы определённая Святейшему Синоду сумма во употреблении, о том для лучшего рассмотрения при сем нижайше прилагаю ведомость.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В указе Сенату от 15 апреля 1738 г. говорится, что коллегия должна «быть под ведением Сената, а Синоду от сего времени той коллегии не ведать, понеже в оной коллегии состоят сборы и другие экономические дела, которые подлежат к ведению Сената, а духовных дел, какие бы могли касаться до Синода, не бывает»  . По всем делам, касавшимся Коллегии экономии, Святейший Синод обязан был обращаться к Сенату. Независимая от Святейшего Синода, Коллегия экономии начала хозяйничать в церковных имениях хуже татар, как жаловался позднее архиепископ Арсений Мацеевич. Налоговый гнет усугублялся из–за сложности системы сбора. Коллегия экономии требовала налоги в виде подушной подати, в то время как на местах практически сбор производился по дворам. Как следствие, возникали ни с чем не сообразные и непосильные поборы. Так, в 1744 г. в Ростовской епархии на церковных землях при 4412 дворах числилось 16 527 тягловых крестьян, которые все были «заопределенные» и должны были платить Коллегии экономии 4000 руб.  В продолжение 1740 г. все «определенные» церковные имения были переданы в ведение коллегии. «Таким образом, коллегия с 1738 г. оказалась учреждением, от которого почти всецело зависело имущественное положение Церкви»  . Указ от 2 января 1739 г. определял, что управлению Коллегии экономии подлежат даже «после духовных персон оставшие пожитки, и деньги, и всякие вещи». Тем самым отменялась статья 61 «Прибавления» к «Духовному регламенту», согласно которой наследство монахов передавалось Святейшему Синоду  . Самостоятельная деятельность коллегии, особенно всемогущей при Анне Иоанновне, не принесла никаких выгод казне. В 1738 г. налоговые недоимки одной Синодальной области исчислялись в 40 000 руб., тогда как общие недоимки всех епархий в 1732 г. составляли, как уже упоминалось, только 81 000 руб. При императрице Анне Иоанновне была создана даже особая Доимочная канцелярия, наделенная чрезвычайными полномочиями, деятельность которой оказалась не менее пагубна для казны государства, чем пресловутой Тайной канцелярии императрицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

46 Коллегия была высшей инстанцией управления и суда духовного. Посредством коллегии были исполняемы и все распоряжения правительства по делам церковным. По возобновлении греко-унитской иерархии, император Александр I учредил для унитов 2-й департамент коллегии. Председателем этого департамента при мне был греко-унитский митрополит, добрый старик Булгак. Он не был польским патриотом, потому что в его понятиях сознание действительной пользы края не могло совпадать с теми фантазиями, которые впоследствии развились между учениками Виленского университета; он не был и фанатиком религиозным, может быть, потому, что воспитывался в Риме, а не у польских иезуитов. Членом коллегии был некоторое время архимандрит из Волыни, а асессорами от каждой епархии по одному священнику из белого духовенства. В прежнее время, по безгласности малообразованных асессоров и по незнанию ими русского языка и порядка делопроизводства, заправлял делами коллегии прокурор обоих департаментов, поляк Кшижановский, очень долго служивший в этой должности и пользовавшийся щедрыми даяниями богатого римско-католического духовенства и богатых базилианских монастырей. Прибыв в Санкт-Петербург, я нашел Иосифа Семашко (нынешнего митрополита виленского) уже три года служившим в звании асессора коллегии и успевшим освободить 2-й департамент коллегии от самоуправства прокурора. Семашко хорошо знал русский язык, он ознакомился с делами, будучи членом Луцкой унитской консистории, и сам собственноручно писал резолюции в настольном регистре, чего прежние члены не делали. Асессоры белого духовенства сердечно примкнули к Семашко, который притом снискал уважение и доверие митрополита Булгака. Я помню, как иногда прокурор, пробуя дать желанное направление делам, доказывал по-своему и злился, но Семашко стоял крепко на своем, и на все возражения прокурора отвечал: «Если вам не нравится решение, пишите протест». Но резолюции Семашко, всегда основанные на фактах и на законе, были притом так ясны, что прокурор не мог к ним придраться и всегда пропускал решения нашей коллегии без протеста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/yu...

Подканцеляристов Копиистов Изложенное распределение дел подписали генерал-лейтенант Волков, ст. сов. Иван Тимофеев , полковник Д. Овцын, кол. сов. Иван Исупов и ассессор Артемий Козьмин 256 . Как видно из позднейшего дела, это распределение было произведено в связи со следующими обстоятельствами. 29 декабря 1737 г. Последовал В. указ составить каждой коллегии для себя инструкцию, подобно новой инструкции Камер-Коллегии, в которой обозначить 1) производящиеся дела; 2) чтобы не всякое дело решали все члены сообща, а некоторые дела единолично; 3) чтобы сокращены были в делах многоплодные выписки; 4) уничтожены излишние реестры и записки, которыми одна волокита наносится; и эти проекты представить прямо на утверждение, не дожидаясь остальных коллегий. В силу этого Коллегия Экономии приступила к составлению проекта, но не успела окончить, как по резолюции 25 апреля 1740 г. все заопределенные вотчины были отданы Коллегии Экономии. Тогда именно, 25 сентября 1740 г., дела Коллегии Экономии и были расписаны на 4 экспедиции. Затем 21 июня 1741 г. заопределенные вотчины снова были отданы духовным властям и проект инструкции вновь остановился. Между тем, 16 января 1742 г. по журнальному определению Коллегии Экономии ее дела были вновь распределены по экспедициям так, что под надзором полк. Овцыну постановлено было быть в Греко-Латинской Академии, сов. Исупову – богадельни, Хрущову – Госпиталь, Козьмину – Черно-грязский двор и пашня и синодальный житный двор. Затем 20 сентября 1742 г., по предложению прокурора Чаплыгина, состоялось новое распределение четырех экспедиций между названными четырьмя членами Коллегии Экономии без расписания самих дел. Поэтому такое, по настоянию Чаплыгина, и было выполнено 18 ноября 1743 г. 257 и осуществлено на практике 258 . Присутственное время в коллегиях и их канцеляриях было строго определено указами. Президенты и члены должны были являться к 8 часам утра и оставаться до 2 часов дня, а в случае надобности присутствовать еще с 4 до 7 часов вечера. Отсутствие или запоздание записывалось прокурорами или секретарями, а где прокуроров не было, в особые дневные журналы, которые в виде еженедельных ведомостей доходили даже до Государыни 259 . Секретари находились в канцеляриях с 8 часов утра до 10 вечера, сменяясь два раза – до полудня и после обеда 260 . За выход из присутствия раньше срока полагалось взыскание 261 . В 1738 г. велено было учредить в канцеляриях дневное и ночное дежурство секретарей или протоколистов, или регистраторов, или даже простых канцеляристов, где старших чиновников на это не доставало 262 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

2415 26 сентября 1726 года Второй Апартамент Синода получил наименование Коллегии Экономии Синодального Правления. 2416 Все эти узаконения, устанавливающие порядок управления церковными имениями, показывают, что русское правительство все более и более теряло различие между имениями церковными и казенными и делалось склонно сливать их в одно понятие. Предоставление заведывания ими св. Синоду —621— не препятствовало этому процессу. По заявлению самого св. Синода в его докладных пунктах Петру I, с передачей Синоду имений они переходили в учреждение государственное, не менее других коллегий считавшее себя обязанным заботиться об интересах Царского Величества. В царствование Анны Иоанновны в одном из указов 1738 года указанный взгляд русского правительства на церковные имения обнаруживается уже вполне ясно. Коллегии Экономии Синодального Правления указ этот определил «быть под владением Сената, а Синоду Коллегии той не выдать, понеже в оной Коллегии состоять сборы и другие экономические дела, которые правительство объявляло подлежащими ведению Сената, а духовных дел, какие могли бы касаться до Синода, не бывает». Если Синоду даже потребуется что-либо от Коллегии Экономии, то теперь он должен был сноситься об этом с Сенатом. 2417 По наступлению нового царствования верховная власть, уступая просьбам св. Синода, в 1744 году согласилась на уничтожение Коллегии Экономии и передачу доходов с вотчин в ведение св. Синода для употребления их по указаниям Петра Великого. Но в течение целых 13 лет такой порядок распоряжения доходами не оправдал ожиданий императрицы Елизаветы Петровны 2418 и 6 октября 1757 года, как это видно из ее указа Сенату, она вернулась к тому направлению, которое вело к слитию церковных вотчин с имениями казенными. Императрица, по объяснению, сделанному впоследствии Петром III в его указе 21 марта 1762 года, заботилась, чтобы духовный чин не был отягощен мipckuмu попечениями, но, чтобы всегда имел свободный мысли прилежать своему званию, при вступлении в которое он отвергается временных интересов для лучших забот о своей духовной жизни и вверенных его пастве людях.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— В 2014 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил состав «Коллегии войсковых казачьих священников» и «Положение о Коллегии войсковых казачьих священников». Коллегия войсковых казачьих священников при Синодальном комитете — это совещательный орган Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, созданный с целью принимать согласованные решения, направленные на воцерковление и духовное окормление нашего казачества. В состав Коллегии входят войсковые священники 11 реестровых казачьих войск. Необходимо отметить, что по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в 2014 году в состав Коллегии включены ответственные за духовное окормление казаков священнослужители Украины, Беларуси и Казахстана. К компетенции Коллегии относится разработка приоритетных направлений с учетом уставных целей и задач Синодального комитета, формирование стратегии развития, определение перспектив работы и решение иных вопросов, относящихся к ведению Синодального комитета. После утверждения «Коллегии войсковых казачьих священников» Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством было разработано и утверждено Высшим Церковным Советом Русской Православной Церкви «Положение о войсковом казачьем священнике». Данное положение разработано на основании Устава Русской Православной Церкви, Конституции Российской Федерации, Стратегии развития государственной политики РФ в отношении российского казачества до 2020 года, Федеральных законов «Об обороне», «О свободе совести и религиозных объединениях», «О государственной службе российского казачества». На основании Положения войсковой казачий священник координирует деятельность руководителей епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством, духовников казачьих обществ и кадетских казачьих корпусов на территории деятельности войскового казачьего общества. Также на войскового священника возложены такие задачи, как духовное просвещение и окормление членов войскового казачьего общества. Это организация и проведение катехизической деятельности среди казаков с тем, чтобы искоренять из казачьей среды суеверия, предотвращать отступление от Православия, забота об утверждении их в вере, приобщение казаков, а также членов их семей к участию в богослужениях и церковных праздниках.

http://pravmir.ru/mitropolit-stavropolsk...

О том, каким К. хотел видеть образовательный процесс в коллегиях, свидетельствует относящийся ко 2-й пол. 50-х гг. XVI в. устав некой коллегии, предположительно Пражской, Ингольштадтской или Кёльнской (Schulregeln der Ges. Jesu. 1887). Мн. положения из этого устава, созданного либо самим К., либо иезуитами, управлявшими коллегиями под его надзором, впосл. вошли в утвержденный в 1599 г. типовой устав для всех иезуитских коллегий «Распорядок обучения» (см. Ratio studiorum ). В уставе описываются обязанности руководителя-префекта (praefectus) коллегии, ее преподавателей и студентов. Префект коллегии должен был заботиться об организации учебного процесса, подбирать достойных преподавателей, закупать книги, следить за соблюдением устава и программы обучения. Устав предписывал, чтобы коллегия регулярно собиралась под председательством префекта для совместной молитвы, а также ежедневно - для общего урока церковного пения (Ibid. P. 155-159). На преподавателей возлагалась ответственность как за успешное освоение студентами учебной программы, так и за их возрастание в духовной жизни. Специально оговаривалось, что учителям не следует самим побуждать учеников к вступлению в орден иезуитов, однако при возникновении у способных учеников такого желания его надлежит осторожно поощрять (Ibid. P. 159). Из средневек. учебных уставов была заимствована система наказаний (в виде ударов розгами), к-рые учителя могли налагать на провинившихся студентов (Ibid. P. 160). Описываемый в уставе образовательный процесс строился по принципам педагогики гуманизма : студенты должны были овладеть греч. и лат. языками, познакомиться с сочинениями классических авторов (гл. обр. лат.) и комментариями к ним, освоить основы риторики. В рамках специального курса следовало читать Свящ. Писание с авторитетными толкованиями (Ibid. P. 163-167). От студентов коллегии устав требовал быть усердными в учебе, вести активную религиозную жизнь: они были обязаны участвовать в совместных ежедневных молитвах в коллегии, регулярно посещать храмы, не реже раза в месяц исповедоваться духовникам и исполнять их рекомендации (Ibid. P. 169; подробнее см.: Brodrick. 1935. P. 297-299; Haub. 2003. S. 36-39). В качестве эксперта в области духовного образования К. привлекался для консультаций по вопросам организации обучения в Римской коллегии, главном учебном заведении иезуитов.

http://pravenc.ru/text/1470217.html

Назначен членом греко-униатской духовной коллегии 1832 Нояб. 1. Именным Высочайшим указом, данным правительствующему Сенату, Всемилостивейше повелено ему быть Литовским греко-униатским епархиальным епископом, с оставлением и в должности члена коллегии 1833 Авг. 2. Осматривал обе греко-униатские семинарии и все духовные училища Белорусской и Литовской епархии по Высочайшему повелению 1833 в Июне. «В ознаменование Монаршаго благоволения и в награду ревностных и полезных трудов по управлению вверенной ему епархии» Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Анны первой степени 1833 г. Дек. 6. Обозревал обе греко-униатския семинарии и все духовные училища Белорусской и Литовской епархии, по Высочайшему повелению 1834      Мая 14. Объявлено особое Монаршее благоволение за замечание о состоянии и устройстве греко-униатских семинарий и за некоторые предположения по устройству оных       1834 г.      Авг. 7. Назначен присутствующим в комитете по униатским делам       1835 Мая 29. Назначен присутствующим в комитете духовных училищ 1835 Дек. 19. За «деятельное и полезное служение по управлению вверенной ему епархии и по должности члена коллегии греко-униатской» Всемилостивейше пожаловав алмазами украшенною панагией 1836 Янв. 1. Осматривал обе греко-униатские епархии и их духовно-учебные заведения, по Высочайшему повелению 1837 Апр. 30. Назначен председателем греко-униатской духовной коллегии 1838 Мар. 2 . В каковой должности состоял по 1843 Авг. 14. Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Владимира второй степени большого креста, «за отлично ревностные труды по коллегии и епархии, при успешной деятельности в восстановлении древних, свойственных греко-униатской церкви обрядов»       1838 Апр. 1. Всемилостивейше разрешено ему представляться Государю Императору вместе с членами святейшего Синода 1838 г. Апр. 12. «В ознаменование Высочайшего благоволения к отличным трудам его» Всемилостивейше пожалована ему пенсия по 600 р. ассигн. в год 1839 Март 17. По Высочайше утвержденному положению св. Синода, возведен в сан архиепископа, с оставлением в должности председателя духовной коллегии, бывшей греко-униатской, переименованной Белорусско-Литовскую 1839 Мар 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

каждому, смотря по достоинству и дистанциям их правления; 94 помощника казначеев, с содержанием от 60 руб. до 80 р. 71 копеек, содержания всем 2190 р., 120 солдат, на них 1440 руб., 14 человек офицеров для посылки при коллегии и конторе каждому по 150 руб. всего на эту организацию было отпущено 30 тыс. руб., из коих 3650 р., остававшиеся не расписанными по штату, разрешалось употреблять на строения, служащие к умножению экономии и доходов. В 1770 г. на основании указаний опыта, с одобрения Правительствующего Сената, произведены изменения в означенной организации: увеличено число казначеев 60 – 93; отменены помощники казначеев, как оказавшиеся излишними, после того, как крестьянам вменено в обязанность взимавшийся с них оброк самим отвозить в губернские и воеводские канцелярии, открыты четыре экономических правления, подсудных коллегии экономии в Ярославле, Казани, Ельце и Вологде для рассмотрения жалоб крестьян на казначеев и взаимных их тяжб, которых не могли решить казначеи, а также для удержания крестьян от взаимных споров и нанесения обид посторонним; увеличено число копиистов до 93, солдат до 186, число офицеров оставлено прежнее. 462 Проводим эти частности с мыслью, чтобы наглядно показать, как было обставлено рассматриваемое учреждение в его деятельности. Экономическим правлениям была дана особая инструкция, раздельно и в подробности разъяснявшая их права, обязанности и занятия. Применительно к числу правлений были распределены все церковные вотчины, исключая тех, которые по удобству находились в заведывании самой коллегии и её конторы. 463 Во главе каждого правления стоял главный эконом с товарищем из обер-офицеров, при них обширная канцелярия по штату. 464 Деятельность коллегии в отношении к синодальному ведомству сопровождалась составлением нескольких штатных положений по духовной части, получавших высочайшее утверждение частью по докладам самой коллегии, частью по представлениям Правительствующего Сената, а иногда Святейшего Синода. 465 Предприимчивость и забота коллегии экономии, по-видимому, более всего уходили на собственное её устройство и разветвление подчиненных органов.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

«Задача Экспертной коллегии Издательского Совета состоит в том, чтобы определить соответствие православному вероучению литературы, которую планируют распространять в Церкви» 9 апреля 2010 г. 15:22 В связи с созданием Коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета Русской Православной Церкви появились публикации в светской и церковной прессе, по-разному интерпретирующие деятельность этой церковной структуры. В интервью официальному сайту Русской Православной Церкви о принципах работы Коллегии рассказал научный редактор Издательского Совета, кандидат исторических наук диакон С. Зверев. — Какое правовое основание создания Коллегии? Деятельность Издательского Совета регулируется Уставом, утвержденном на заседании Священного Синода 10 октября 2009 г. (журнал 85) , а также решениями Святейшего Патриарха и Священного Синода и не противоречит законодательству РФ. Коллегия по рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета Русской Православной Церкви входит в структуру Совета и создана по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. Кто может обращаться в Коллегию за получением рекомендации к изданию? Обращаться с такой просьбой следует не в Коллегию, а в Издательский Совет, который выносит рассмотрение этого обращения на Коллегию; с подобной просьбой могут выступать и издательства, и авторы, если они желают, чтобы изданные ими книги реализовывались через церковную книжную сеть. Епархиальные издательства, монастыри и приходы должны иметь благословение епархиального архиерея или утвержденный им годовой план издательской продукции. Авторы должны указывать издательство, в котором будет издаваться книга. Является ли Коллегия «цензурным комитетом»? Ни в коем случае. Задача Церкви проповедь о Христе, свидетельство об Истине Христовой, развитие в человеке духовных и нравственных качеств. И это достигается не только через проповедь в храме, но и через чтение книг. Пришедший в храм в проповеди услышит ответы не на все волнующие его вопросы. Многое он узнает из книг; книга это продолжение церковной проповеди, и может ли она не соответствовать церковному учению? Конечно, нет. В связи с этим задача Коллегии состоит в том, чтобы определить соответствие православному вероучению литературы, которую планируют распространять в Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/1133890.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010