– Если вы чтите гробы мучеников, которые утвердили веру тем, что терпеливо за нее пострадали, но сами не столько расположены собственным терпением, и, когда нужно, страданием доказать непобедимость веры, сколько мучить других за любимые вами мнения, то берегитесь; и сие расположение духа не столько вас не обнадеживает радостью, которую святые находили в страданиях, сколько вам угрожает горем, которое предвещено подражателям избивших пророков. Проповедь от 20 мая 1826 года Филарет посвятил другим весьма важным словам Спасителя, которые в Евангелии от Луки звучат так: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого: Возрадуетесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их» ( Лк.6:22–23 ). Это тоже очень трудно, и всякий христианин хоть раз думал о том, чтобы миновала его чаша сия. Пострадать за Христа – блаженство, но, может быть, можно прожить с верою и упованием во спасение и притом ни разу за Христа не пострадать?.. – Если ты истинный христианин, – говорил Филарет, – то ты верно не привязан душою ко временному благополучию; не пристрастен к земным наградам; поощряешь и утешаешь себя мыслию о награде небесной и вечной. В этом христианство остается одинокой религией, ибо все остальные религии говорят: будь прилежным верующим, и получишь вознаграждение уже здесь, на земле. Мало того, и некоторые христианские исповедания, особенно протестантского толка, начали склоняться к этому: будь благочестивым христианином, и тебе уже здесь, в этом бренном мире, воздастся, будешь благополучным и процветающим, прославленным в своем окружении. Филарет обличал это, называя не христианством, а ветхозаветностью или даже язычеством: – Кто управляется и одушевляется желанием только земной награды, тот есть земной ветхозаветник, далекий от совершенства духовного и от стяжания сокровища небесного. Кто делает добрые дела для временной корысти или для славы человеческой, тот еще не вышел из области язычества; он вырабатывает кумиры добродетелей на продажу или на зрелище, он восприемлет мзду свою от человеков, и потому небеса и Бог ничем более не должны ему... И если вы хотите держаться только естественного, то смотрите, не отпадаете ли чрез сие от благодатного, которое выше естественного...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Итак, дорогие братия и сестры, молитвенно прославляя сегодня святого евангелиста Иоанна Богослова, будем всегда помнить и исполнять его святые слова: «Дети, любите друг друга». Будем стремиться подражать в жизни святому апостолу, чтобы быть нам не на словах только христианами, а на деле, своей святой жизнью быть чадами Божиими и наследовать Царство Божие, уготованное от создания мира. Аминь. В день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры! Ежегодно  июня (по старому стилю) Святая Церковь ставит перед мысленным нашим взором двух столпов своих — первоверховных апостолов Петра и Павла и благоговейно, молитвенно прославляет их память. Одному из них сказал Христос: «Ты еси Петр, и на сем камни созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей». О другом сказал: «Он есть Мой. избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями». И это сказано о тех, один из которых настолько нетвердо верил, что отрекся от Христа при первом намеке на опасность, а другой, пылая злобой, гнал и мучил Церковь Христову, прилагая все силы к ее уничтожению. Отрекшийся от веры стал столпом ее, гонитель веры стал ее проповедником и насадителем. Вот величайшее чудо Божие, являющее нам преображение человеческого естества силой Божией благодати. Отчего же не преображает всех нас Господь так же, как преобразил Симона и Савла, сделав из них Петра и Павла? Господь готов преобразить каждого из нас, но хотим ли этого мы сами? Апостолы, хотя и слабы были в вере, но, сознавая эту слабость свою, молили Господа: «Умножь в нас веру». Павел, хотя и гнал по неразумию Церковь Божию, но пылал любовью к Богу же и думал служить Ему искоренением новых веяний, казавшихся противными Божией истине. Он алкал и жаждал правды и всю жизнь свою посвятил служению ей такой, какой она ему представлялась. Видя его искреннее усердие и ревность в желании служить истине, Господь и открыл ему истину; видя искреннее желание апостолов иметь крепкую веру, Господь и дал ее им.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

По словам Евсевия: «Это зрелище объяло ужасом как самого царя, так и все войско, которое само не зная куда, следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо. Константин находился, однако же, в недоумении и говорил сам себе: «что бы значило такое явление?» Но между тем как он думал и долго размышлял о нем, наступила ночь, Тогда во сне явился ему Христос Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе употреблять его для защиты от нападения врагов» ( Евсевий Памфил . Жизнь блаженного василевса Константина, 2-е изд., М.,1998, с.44). Царь повелел мастерам сделать изображение виденного креста. С этим знамением войско св. Константина у Мульвиева моста одержало победу над Максенцием. В 351 году было явление креста над Иерусалимом. Видение это описал святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский, в письме к императору Констанцию: «Во святые сии дни Святой Пятидесятницы, седьмого числа мая, около третьего часа, явился превеликий Крест из света составившийся, на небе над святою Голгофою, и протяженный даже до святой горы Елеонской; показавшийся весьма явственно не одному или двоим, но всем многочисленным жителям града и не так, как бы иной подумал, скоро протекший в мечтании: но чрез многие часы над землею очами видимый, и светозарным блистанием превосходящий лучи солнца» (Поучения огласительные и тайноводственные, М.,1991, с. 354–55). Виденный Вами над Торонто явление также надо воспринимать как знамением, которое Господь явил для укрепления в людях веры во всепобеждающую силу креста. Почему Бог только 2000 лет назад объявил о Себе? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря 1 . Уже первый человек, наш прародитель Адам, мог непосредственно общаться с Богом. «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт.2:15–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Впрочем, вы наверняка теперь задаетесь вопросом: кто такие святые? Кто такие святые? Святые – это люди, близкие Богу. С одной стороны, они такие же, как и каждый из нас. Но в один момент они серьезно задумались: «Для чего я живу на этом свете? К чему стремлюсь? Где буду потом?» В начале IV века в Сирии жил некий юноша Ефрем. Его родители были бедные, но они искренно верили в Бога. А Ефрем страдал раздражительностью, мог из-за пустяков вступать в ссоры, он предавался худым замыслам, но главное, стал сомневаться, что Бог заботится о людях. Однажды Ефрем запаздывал домой и остался ночевать возле стада овец с пастухом. Ночью волки напали на стадо. А утром Ефрема обвинили, что он подвел к стаду воров. Его посадили в темницу. Затем туда бросили еще двоих: одного обвиняли в прелюбодеянии, а другого – в убийстве, причем также безвинно. Ефрем много размышлял над этим. На восьмой день он услышал во сне голос: – Будь благочестив и уразумеешь Промысл. Перебери в мыслях, о чем ты думал и что делал и по себе дознаешь, что эти люди страждут не несправедливо. Ефрем вспомнил, как некогда со злым умыслом он выгнал из загона чужую корову и она погибла. Заключенные с ним поделились, что один участвовал в обвинении женщины, оклеветанной в прелюбодеянии, а другой видел тонувшего в реке человека и не помог. Ефрем решил с этой поры изменить свою жизнь. Все трое вскоре были отпущены на свободу. А Ефрем вновь во сне услышал голос: – Возвратись в место свое и покайся в неправде, убедившись, что есть Око, над всем надзирающее. Отныне Ефрем был крайне внимателен к собственной жизни, много молился Богу и достиг святости. Святые потому и стали святы, что, во-первых, увидели свою неправедность, удаленность от Бога. А во-вторых, они глубоко ощутили, что никакое добро невозможно совершить без Бога. К Нему они обратились всей душой. Им пришлось много бороться со злом, и прежде всего в самих себе. В этом – их отличие от обыкновенных героических личностей. Герои пытаются изменить мир путем внешней борьбы за справедливость. А святые влияют на мир путем внутреннего его преображения и начинают это преображение с самих себя. Если Петр I, хотя и был волевым человеком, сокрушался: «Усмирил стрельцов, осилил Софью, победил Карла, а себя превозмочь не могу», то святые сумели победить себя. Потому что они полагались на Бога. А кто может быть сильнее Бога? Его благодать искореняла в их душах все темное, а затем просветила их ум и сердце к видению удивительных тайн.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

2. Цитирую Вас (кстати, когда ко мне обращаетесь письменно, обращайтесь с прописной буквы – это же элементарная грамматическая культура): «Другими словами, другие тоже дают, но не так как наши, не самые наилучшие. Это вам кто-то говорил, или логически дошли? В азах этого точно быть не должно, хотя может быть вы у Меня (а здесь я за Вас поставил ударение, а иначе получается, что вещаете на письме, как Господь наш Иисус Христос. – Л.-м.) находили, но такие азы совсем не православные.» Савва, здесь и впрямь дело элементарной логики. Если утверждается, что только православные и церковные люди спасают свои души, то отсюда прямиком вытекает, что все остальные свои души губят. Но кто полномочен решать вопрос о том, кто и как спасает или губит свою душу? Только Господь на Страшном Суде! И кто такой грешный человек, чтобы за Него решать вопрос о судьбе душ иноверцев? Или без великого попущения Господа нынешнее многообразие религий, включая мировые? 3. Ещё Ваша цитата: «Еще один перл – Святые Отцы в Небесной Церкви спасли свои души до Страшного Суда, как и вообще святые люди. Сперва думал это что-то, пробовал понять это что? Может дефиниция какая? Потом пробовал понять это о чем? Громко, ничего не скажешь, но логично ли? Святые Отцы и святые люди вообще.» Это у Вас тут какая-то логическая окрошка. (Отчасти из-за грамматических дефектов, а без грамматической культуры текста о логике лучше вообще не рассуждать: грамматика текста – базис, а его логика – смысловая надстройка!) Имею в виду, что Святые Отцы уже давно расторгли узы своих земных жизней и переселились в иной мир. А о вневременной Вечности этого мира все узнаем, когда помрём. А если человек свят ещё при жизни, то пока он жив, он имеет много возможностей повредить своей душе и даже погубить её. Я это уже отмечал и не я это придумал. Это – действительно азы православной аскетики. 4. Ещё Ваша цитата: «Ну да ладно, блеснули. Только и в 25, и в 26, и 32 речь шла об авторитете. Что это такое, кто таковым быть может, и кто не может.

http://ruskline.ru/analitika/2015/03/11/...

И дальше… Если я тот сектантский период – шесть с половиной лет – охарактеризовал как кошмар, то время после Крещения по ощущениям – райская жизнь. Что я имею в виду? Когда я принял Таинство Святого Крещения, мне объяснили, что нужно прийти на ближайшую Литургию , чтобы причаститься. И я думал так: «Считаю себя православным, а сам даже некрещеный. Неправильно. Вот крестился. Мне сказали: “Надо тебе причаститься ”. Ну, хорошо, я причащусь…» Но я даже не думал, что это будет иметь для меня какие-то последствия. Я думал, что просто буду знать, что я крещеный, вот крестик у меня появился на шнурочке – все как положено. Принял Святые Дары на первом в своей жизни Причастии. Подходит воскресный день, я думаю: как-то рано утром в воскресенье не очень привычно вставать, а вот тянет, нужно. В результате я не стал пропускать ни одной воскресной Литургии. В храме, где меня крестили, знали, что я доцент университета, защитившийся по истории древней Церкви. И спросили: «А не хотите ли вы в воскресной школе для взрослых прочитать историю древней Церкви?» Я через неделю после крещения стал преподавателем воскресной школы при храме. Еще через месяц я стал алтарником в этом храме. И в результате год прошел после моего крещения, как я был рукоположен в сан диакона и начал свое служение. Я думал, что до конца дней своих буду преподавать в университете и служить по субботним и воскресным дням, по праздникам как диакон, и ни о чем другом не помышлял. А дальше, уже вне всякой моей воли, получилось так, что, когда создавался епархиальный миссионерский отдел, владыка решил назначить меня его председателем и рукоположить в священники. Я это воспринял как волю Божию. Был, конечно, потрясен. Это для меня было приятное, разумеется, потрясение, но я совершенно не считал себя достойным, готовым. Место скромного диакона меня вполне устраивало. Но вот получилось так, что уже более полутора десятков лет я в сане священника. Отец Георгий: Так Господь исполнил вашу юношескую мечту. Отец Лев: Спустя, без малого, 40 лет, когда мне было за 50… Отец Георгий: А расставание с вашим прошлым как происходило? Не пытались ли муниты вас удержать, провести какую-то разъяснительную беседу? Отец Лев: Когда я ушел из секты, была, конечно, целая полоса, которая длилась пару месяцев, когда руководители секты всячески пытались меня вернуть.

http://azbyka.ru/way/rasskaz-byvshego-vy...

Некий александриец, по имени Феодор, издавна ослепший на оба глаза, был приведен в Мануфин к церкви и к многоцелебным мощам святых страстотерпцев; он молился здесь с усердием об исцелении своем от слепоты. Ему явились святые в видении и повелели идти и умыться из источника, протекавшего близ храма их. Тот пошел, умылся и когда отер полотенцем лицо свое, тотчас прозрел и почувствовал, что с глаз его отпали на полотенце бельма, как некая чешуя. Феодор возвратился с радостью к церкви, показывая всем на полотенце следы своей слепоты. Другой муж, по имени Калос, соответственно своему имени и житием прекрасный случайно упал с лестницы, раздробил голень ноги своей на многие части и страдал тяжко. Сей муж призывал на помощь многих врачей, но не мог получить от них никакой помощи. Тогда он обратился за помощью с твердою верой к сим безмездным врачам, Киру и Иоанну; помазав елеем от лампады их свою ногу, больной тотчас же получил исцеление. Некто Исидор из Маиюмы страдал болезнью печени, которая, начав гнить, обращалась в кровь, воспалялась и выплевывалась с кровью. Так как человек тот не мог получить облегчения ни от каких врачей, то обратился к многоцелебным мощам сих святых страстотерпцев. Святые явились ему и уже не в сонном видении, а явно, и дали ему вкусить часть лимона; принимая лимон из рук их, он не знал, от кого принимал: он думал, что это был кто-либо из числа народа, пришедшего на поклонение честным мощам мученическим. Когда больной съел данное ему, тотчас желудок его как бы возмутился и изблевал большого червя, угрызавшего печень его; святые же безмездные врачи стали невидимы. Исидор, став с того времени здравым, воздал благодарение Богу и Его святым угодникам. Некто Мина, начальник города Филопона страдал сильной лихорадкой; к сей болезни у него присоединилось еще затвердение желудка, так что прекратились его естественные отправления. Все лекарства, принимавшиеся больным в уста, не только не доставляли ему никакого облегчения, но еще более утруждали желудок его, оставаясь в нем. И страдал сей муж две седмицы; болезнь его была весьма люта, так что он отчаялся уже в помощи врачей. Вспомнив же о святых безмездных врачах Кире и Иоанне, Мина повелел нести себя с постелью в Мануфин к многоцелебным мощам их. В то время, как он, помолившись при мощах со слезами, задремал и уснул, явились ему святые и дали вкусить смокву. Пробудившись от сна, он нашел смокву на постели, близ себя; он съел ее, и тотчас разрешилась болезнь желудка его и он стал здравым.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Другой Мина, легкий и скорый ногами своими, как древний Асаил «как серна в поле» (2 Цар.2:18), столь сильно заболел ногами своими, что совершенно не мог ходить; и лежал он на постели долгое время, ибо ноги его весьма отекли. Сей Мина приказал нести себя вместе с постелью ко святым чудотворцам, Киру и Иоанну. И когда помазал свои ноги елеем от лампады, горевшей при честных мощах святых, тотчас встал здравым и мог ходить, ибо ноги его совершенно исцелились; за всё сие он возблагодарил Бога и святых угодников Его. Женщина некая, по имени Феодора, однажды пив воду, проглотила маленькую жабу, не заметив ее; жаба же та во чреве ее начала расти. Первоначально жаба доставляла Феодоре небольшое страдание, ибо была сама мала; когда же та жаба выросла и сделалась большой, то стала причинять столь великую боль, что женщина та совершенно не имела покоя ни днем ни ночью, по причине своих лютых страданий. Она сильно кричала, бросалась на землю, но никто не мог помочь ей и даже никто не мог узнать, какая была у нее болезнь; многие думали, что ее мучил бес. Наконец привели ее к сим святым чудотворцам, Киру и Иоанну; они же, явившись ей ночью, повелели, прежде чем принимать пищу, выпить большое количество воды. Женщина сделала так; тотчас ее желудок заволновался, — она изблевала большую жабу и сделалась здравой. Все, видевшие это, удивились и прославили Бога и святых угодников Его. После женщины Феодоры за помощью к святым обратился некий муж Феодор. Сей Феодор случайно принял данную злыми людьми отраву и сильно страдал, не получая помощи от врачей. В то время как сей Феодор молился со слезами об исцелении своем, явились ему в видении святые и повелели съесть некое животное, по-гречески называемое скопендрой Пробудившись после видения, Феодор оградил себя знамением креста, ибо думал, что то было демонское привидение; потом снова начал молиться святым, прося у них исцеления. На другую ночь снова явились Феодору святые и приказали сделать то же самое; но он и на сей раз не возымел веры к святым, ибо то животное считалось ядовитым, а не целебным. И в третий раз было то же явление святых, но и на сей раз Феодор не послушал их, думая, что то было демонское обольщение. Наконец, на четвертую ночь святые явились Феодору уже не в сонном видении, а наяву; святые выразили соболезнование Феодору и сказали ему:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Алексей 10 декабря 2011, 20:42 Спаси Господи за публикацию. Святые Царственные страстотерпцы, молите Бога о нас! Ольга 13 ноября 2011, 23:01 Помилуй нас Господи и прости.Согласна с Константином.С Царскими мучениками убили будущее всей Руси.Поэтому мы " бывшие " .Когда же будем теперешними,кто знает,кто?Хотя все по делом,за грехи наши. Анна 12 ноября 2011, 19:59 Причисление - это конечно, хорошо. Но так, мало, что мы может сделать. Если он стоит у престола Спасителя. Пусть просит прощения за нашу Русь. Сергей Николаевич 12 ноября 2011, 18:46 Я проходил военную службу в Сверловске ( учебка 77 ВПТШМС - ноябрь 1975 - май 1976 гг. ),но не слышал в совдеповское время, что убили Царскую семью именно в этом городе, по имени красного дьявола и сатаниста. Обязательно поеду в отпуск и помолюсь. Помилуй нас Боже. Кающаяся 11 ноября 2011, 22:49 когда я читаю что-то о царственных мучениках, кажется что они тут рядышком, вот читала про Алексия и словно он рядышком, секунда и он будет звенеть своим мальчишеским голоском!какой дивный ребенок. а посмотрите на молодежь нашего времени? у них нет тех финансов что были у Алексия у них нет влиятельности родителей, и между тем наша молодежь полюбила гордость кичливость, высокомерие...а этот мальчик он не такой, он чистый по сердцу своему...бедный мальчик вы только представьте сколько мучений он перенес и как ему горько было от осознания того что их всех убьют! бедный мальчик...как тяжело ему было видеть что надежды его отца рухнули о нем...ведь он понимал это, он понимал что отец возлагал на него надежду, как на царя, но в один момент все кончилось. и Алексий понимал это. и ему было больно за папу. бедный мальчик. сколько он ночью слез пролил...наверняка переживал и за то что думал что расстрваивает родителей...ведь дети очень и очень чувствительные... а тем более мальчики...это мои самые любимые святые...Они ушли ко Господу, чтобы молиться за нас, за Россию...здесь на земле им не дали бы сделать этого спокойно. им не дали бы править страной. Ему не дали бы править. его бы все равно убили. а так...так он может быть рядышком с Господом и Его Пречистой Матерью и молиться о всех нас.это величайшая милость к нам Господа, что у нас есть такие великие святые.Боже, милостив буди нам грешным. св. Царственные мученицы молите Бога о нас грешных и о стране нашей Российстей.

http://pravoslavie.ru/49784.html

Все святые отцы всегда опирались, во-первых, на Священное Писание, во-вторых, на опыт предыдущих святых отцов. А чем дальше по времени мы живем от источника апостольского учения, тем больше, к сожалению, оскудевает благодать учения и тем с большей осторожностью мы должны говорить. Более того, существуют церковные правила, согласно которым епископ обязан учить пасомых в пределах, начертанных святыми отцами, чтобы, говоря что-то от себя, он нечаянно не ошибся. Для меня всегда бывает большой радостью, когда я, прочитав у святых отцов какие-либо мысли, нахожу совпадение с тем, до чего я как будто бы додумался сам. Я не огорчаюсь, что до меня, так сказать, это всё уже открыли, а, наоборот, радуюсь, что я, оказывается, правильно думал. Мне кажется, что это самое наилучшее и для всех необходимое. А оригинальность, из которой сейчас делают культ, – это просто от гордости. Каждый хочет показать, что он представляет собой нечто особенное, что у него особенный опыт, особенное видение мира и прочее, и прочее. А какое может быть особенное видение, когда мы все одинаковые? Ничего особенного на самом деле и быть не может. Если только считать за великую особенность то, что у одного волосы русые, а у другого каштановые или у одного нос крючком, а у другого – картошкой. В последнее время особенно сильно мучают хульные помыслы. Почему? Что с этим делать? Почему они мучают? А почему бы им не мучить? Мы хотим, чтобы в нас одна за другой возсиявали добродетели: любовь, мир, смирение, покаяние, милосердие, и далее все лучше, лучше, лучше. А когда же брань будет? Святые отцы говорят: «Кто не в борении, тот в прелести». Отсутствие внутренней борьбы означает, что человек либо прельстился, либо впал в такое глубокое нерадение, что демоны его не искушают. Когда приходят хульные помыслы, нужно ими пренебрегать, презирать их, как учат святые отцы. Если мы будем обращать на них внимание, размышлять о них, разбираться в них, то они будут только усугубляться и в конце концов совсем нас измучают. Иногда такие помыслы бывают от гордости. Но даже в этом случае необходимо относиться к ним пренебрежительно. Таково лекарство против них.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010