Не должно быть нытья, уныния, отчаяния о том, что мы не спасемся, что напрасна наша жизнь. Это ложь, мы лжецы и обманщики перед Богом. Сегодня читали житие преподобного Никиты. Кем он был? Разбойник был, убийца, грабитель. И как Господь его чудесно обратил к Себе, и он стал еще, покаявшись, равный Ангелам – ангелом во плоти. Вот какое целебное свойство Господь дал нам всем – искреннее покаяние. И мы духовные разбойники, и мы духовные убийцы, и мы духовные отступники и отреченцы от Господа, но нам Господь также дал свойство: “Покайтесь, ибо (и для вас всех) приблизилось Царствие Небесное” . Всех нас ждет Господь, никого не отвергает. У Бога нет любимчиков, у Бога все одинаковы, все равны, все благодатны. Каждому Господь дает при зачатии бессмертную душу, и дай Господи, чтобы эта душа по греховности и по нерадивости нашей не погибла, но чтобы мы все спаслись и наследовали Царствие Небесное. Дай, Господи, чтобы и среди нас стояли скромные подвижники и угодники Божии, святые, от века Богу угодившие. Аминь. Со святым праздничным днем великим приветствую всех вас! И входящих в храмы, всех встречают все святые. На каждый день написан угодник Божий на древнем образе минейном, и постоянно должна лампада гореть перед ним, каждый день. Это праздничный образ. Там написаны лишь только особо главные подвижники, а неизвестных подвижников – их же несть числа, от века Богу угодивших. И у вас всех, у каждого, день Ангела есть. День Ангела Господь дает: при крещении – Ангела-Хранителя, и особый покровитель второй, тот угодник Божий, в честь которого вы крещены при крещении. Как два крыла птица имеет для полета, так и человек крещеный двух Ангелов-Хранителей имеет в жизни своей. Так что дорожите всегда и сегодняшним днем, и днем памяти Ангела-хранителя – праздник Архистратига Божия Михаила. Дорожите и своим небесным покровителем. День Ангела всегда как особый пасхальный праздник, всегда чувствовать эту пасхальную духовную радость. И радуется тогда, когда мы чтим день Ангела своего, и тот угодник Божий, наш защитник и Ангел-Хранитель, в честь которого мы крещены. Монашествующим еще один добавляется Ангел-Хранитель. А у меня уже их сколько? Аж четыре, или три? Три, хотел на четвертого заехать – не получилось. Аж три: Иоанн Креститель, Зосима и Савватий. Уже больше не дадут, все получил, что нужно, от Господа, дай Бог сохранить то. Так что, слава Богу! А может, из вас еще кого Бог призовет, постригем, еще нового Ангела-Хранителя дадим. Тайна сия велика – спасение. Думал ли Никита-разбойник, что он станет столпником, что он станет подвижником? Думал ли благоразумный разбойник, осужденный на смертную казнь, что он спасется, что он обратится к Богу?! Пришло время – Господь сотворил чудо, призвал. И над вами, всегда подчеркиваю, Бог творит чудо. Призвал вас к Себе – будьте верны этому чуду, будьте верны Господу до последнего издыхания.

http://pravoslavie.ru/2357.html

Вспоминаю день моего пострига. Я тогда учился на втором курсе Духовной академии, мне было 24 года. Ректор передал Патриарху Алексию Ι прошение благословить мой постриг и рукоположение во диакона. Святйший Патриарх наложил резолюцию – «Господь благословит». Стояли святые предпасхальные дни. Я отправился в Тбилиси, вошел к Святейшему и Блаженейшему Мелхиседеку III. Испытывая меня, он долго увещевал, чтобы я создал семью, наверное, видя во мне какую-то слабинку. Но я твердо сказал, что намерен принять монашество. Мне хотелось стать священником в самом маленьком селе и служить для крестьян. Увидев мою непоколебимую волю, Патриарх позвонил в собор святого Александра Невского владыке Зиновию (Мажуге) и благословил, чтобы тот меня постриг. Я очень ждал этого дня! Меня постригли во вторник Страстной седмицы. И так печально, что ни один грузин не присутствовал на моем постриге. В то время все было разрушено, люди не интересовались жизнью Церкви. Я переживал, как назовет меня владыка Зиновий. И вдруг слышу: «Постригается раб Божий Илия». В миру меня звали Ираклием. И мне почему-то стало не по себе, я привык к своему прежнему имени. После пострига я вошел в комнату владыки и думал, что меня оставят в церкви, но мне вызвали машину и сказали: «Теперь можешь поехать домой». У нашей семьи не было квартиры в Тбилиси, и я отправился к одному нашему родственнику. Увидев меня, тот удивился: «Что такое ты на себя надел?» Он не понял, что это монашеское облачение, хотя и был верующим человеком. Так началось мое монашество. Невероятно тяжелыми оказались первые искушения! Я думал, что не останусь в живых, столь нестерпимым было мое состояние! Внутренняя борьба меня истощала. Чувствовал я себя ужасно, хотя и осознавал, что все это – от лукавого. Меня постригли во вторник на Страстной. А на четверг, когда Патриарх совершает чин умовения ног, была назначена диаконская хиротония. Она состоялась в Сионском соборе. И свершилось чудо! Куда исчезли все мои искушения!? Я не ходил по земле, а буквально парил над ней! Не передать словами, сколь удивительная радость пришла на смену испытанию!

http://pravmir.ru/dumy-o-proshlom-i-grya...

Два слова нужно сказать о самом монастыре Ватопед. В иерархии двадцати афонских монастырей он занимает почетное второе место, уступая лишь Великой Лавре преподобного Афанасия Афонского. Большое количество насельников сразу бросается в глаза, особенно если вы обойдете весь Афон, и у вас будет с чем сравнивать, но б о льшая часть из них заметно смуглолицая. Это греки-киприоты, земляки старца Иосифа, также приехавшего в свое время на Афон с Кипра. Именно здесь, со Своей надвратной иконы, что висит над входом в монастырь, Матерь Божия в 422 году впервые сообщила византийской царевне Плакидии (дочери императора Феодосия Великого) Свою волю – никогда не появляться женщинам на земле Афона. В огромном перечне святынь, пребывающих в монастыре, – ковчег с поясом Пресвятой Богородицы, подлинники икон «Всецарица», «Отрада» («Утешение»), святые главы Иоанна Златоуста и Григория Богослова и многие-многие другие величайшие святыни православного мира! И вот я в третий раз за поездку направляюсь из Кариеса в этот известнейший монастырь. Пешком, с огромным рюкзаком за спиной. Основная автодорога «север-юг» проходит на полуострове почти строго по гребню горного хребта. В некоторых местах можно одновременно увидеть и Эгейское море на востоке, и залив Сингитикос на западе. Вскоре остановился попутный грузовой джип. «Сигноми. Евро охи!» – виновато развел я руками («Извините, евро нет»). Монахи улыбнулись и махнули рукой. Упав к ним в кузов, даже не стал отстегиваться от рюкзака. «Какие же добрые люди», – думал я, лежа на полу джипа и наблюдая за верхушками высоких деревьев, проплывающих над дорогой. Ангелос оказался понтийским греком. Вырос в СССР, на Черном море, и недавно со всей семьей переехал в Грецию На развилке машина остановилась, монахи указали мне рукой направление на Ватопед, а сами свернули влево, на Костамонит. Однако, пройдя пару километров по склону вниз, я услышал сзади шум другой машины. Водитель остановился. Оказалось, что Ангелос, так звали моего благодетеля, понтийский грек. Вырос в СССР, на Черном море, и недавно со всей семьей переехал в Грецию. Живут они напротив Афона – на «втором пальце» полуострова Халкидики, а здесь он просто «на вахте», работает водителем в русском скиту Ксилургу. Узнав все это, я ощутил некие добрые предчувствия: «Машина есть, – думал я, – водитель доброжелательный, знает и русский, и греческий, а значит, может быть переводчиком. Что тебе еще надо?».

http://pravoslavie.ru/142731.html

Такое же уважение святые угодники имели и к постановлениям вселенских соборов. Когда царь, зараженный ересью Евтихия, думал склонить к тому и святого Феодосия, сей отвечал: «не только говорить, но и помыслить мы не можем, что не согласно с святыми вселенскими соборами. Пусть за это исповедание возжется на нас огнь, и изострится меч, предложена будет лютейшая смерть, мы и тогда не отступим от истинного благочестия, не обесчестим того, что прияли святые отцы, но да будет то твердо и непоколебимо у нас, как было у них.» 7 «Мы не смеем, писали царю по тому же случаю другие святые отцы, приложить что-либо к вере, кроме постановленного святыми отцами на вселенских соборах, ни переменить того; но готовы за то положить души свои и претерпеть все роды смертей.» 8 О символе веры Вера наша заключается в слове Божием, писаниях св. отец и постановлениях семи вселенских соборов. Но у нас много неграмотных людей, которые не могут читать священные книги; да и из грамотных много ли найдется людей, которые бы сумели высказать, в чем состоит вера наша. Надобно для этого перечитать все те книги и хорошенько понять их. Вот святые отцы I-ro и II-ro вселенских соборов, для удобнейшего наставления всех во святой вере, заключили все главные предметы веры в символе веры , в котором они излагаются кратко и точно, так что всякому христианину и неграмотному можно выучить его наизусть. Он читается так: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна, от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек, и нашего ради спасения, сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавши, и погребенна: И воскресшаго в третий день по писанием: И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца: И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки Во едину святую, Соборную и Апостольскую церковь Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых: И жизни будущаго века. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Самое необходимое — воспитывать детей по законам Божьим. Прививать им страх Божий. Ведь не мог раньше человек позволить какие-то грязные выходки, грязные слова при людях, при родителях! Теперь все иначе. — Скажите, батюшка, как правильно проводить православные праздники? — Прежде всего, человек на праздник идет на богослужение, исповедует грехи на исповеди. Мы все призваны присутствовать на литургии, принимать святые дары таинства Евхаристии. Как в свое время писал Н.В. Гоголь, человек, побывавший на литургии, заряжается, восстанавливает утраченные силы, становится немного другим в духовном отношении. Поэтому праздник — это не только когда телу хорошо. Праздник – это когда сердцу радостно. Главное в празднике — то, что человек приобретает мир, радость, благодать от Бога. — Батюшка, святые отцы говорят, что пост и молитва  — как два крыла. Как христианин должен проводить посты? — Господь сам постился 40 дней, пока был в Иудейской пустыне. Пост — это ни что иное, как наше обращение к смирению, к терпению, которое человек в начале утратил невоздержанием, непослушанием. Но строгость постов не безусловная для всех: пост — для тех, кто может его выдержать. Ведь он помогает нам в стяжании терпения и не должен идти во вред человеку. Большинство постящихся говорят, что пост только их укрепил, физически и духовно. — Эфирное время подходит к концу. Батюшка, хотелось бы услышать ваше пожелание телезрителям. — Мы должны ценить себя. Для чего? Чтобы нам научиться ценить других, чтобы вдруг ненароком не обидеть ближнего, не задеть его, не покоробить, настроение не испортить. К примеру, когда человек невоспитанный, эгоистический напивается, мало того, что он не учитывает свои нужды, он и разоряет мир в  семье, приносит горе родным. А если он думал бы о своем благе — и окружающим его было бы хорошо. Мы, как православный народ, наделены великим счастьем — для нас открыта вера. Уже на протяжении десяти веков Россия верит. Нам дана драгоценность нашей христианской веры, которая указывает нам истинный путь жизни. Во Христе человек приобретает твердый камень и незыблемые основания для своего спасения. В нашей вере православной есть все то, что необходимо для будущей вечной жизни. Непреложная истина состоит в том, что нам неизбежен переход в иной мир и что дальше нас ждет продолжение жизни. И этим мы, православные, счастливы.

http://pravmir.ru/starec-ilij-o-seme-mal...

Почему же мы остаемся там? Потому что наше «я» уязвлено оттого, что мы пали и наш имидж в наших же глазах испортился; наше идеализированное представление о собственном «я» рухнуло, ведь мы всё время думали, что мы замечательные, пушистые, сильные, могучие, самые хорошие, самые святые. И сейчас ты не можешь согласиться с тем, что совершаешь такие грехи, и начинаешь зацикливаться на оплакивании своего греха. Эгоизм застревает в этом, потому что если бы наша душа действительно плакала во Христе, то ты пошел бы ко Христу, а не копался во зле, которое тебе дорого обойдется, если будешь всё время копаться в нем. Поэтому не надо допускать, чтобы всё это нас напугало. Вы можете увидеть, что мы часто повторяем нрав и поведение своих родителей, реагируем на проблемы, болезнь так, как реагировали наши родители. А что это значит? То, что в нас крутятся какие-то кассеты, которые нам в какой-то момент нужно стереть и переписать заново во Христе, чтобы автоматически не повторять чьих-то нравов. Когда ты маленький, ты говоришь: «Вот вырасту, ни за что не буду делать как папа, и как мама не буду, которая была такой малодушной, неуверенной и всё чего-то боялась», – а делаешь точно так же, если не еще хуже. Потому что в тебе записана эта кассета, этот механизм, эти реакции. Если изменишь их, ты изменишься и сам. Прочту вам отрывок из моего любимого старца Емилиана Симонопетрского , который сказал нечто замечательное по этому поводу. Говоря о том, чего нельзя предвидеть, он пишет: «В нашей жизни всегда будет происходить что-нибудь неожиданное. Уходишь в монастырь, чтобы проводить духовную жизнь, а в монастыре находишь плохих людей. Ты этого не ожидал. Идешь в церковь и видишь там трудных людей. Ты этого не ожидал. Ты думал, что все эти пространства окажутся совершенными. А вышло что-то неожиданное. Хочешь получить келью в том крыле монастыря, где нет сырости, поселяешься там и обнаруживаешь, что море вызывает у тебя аллергию. Идешь и просишь: “Я хочу другую келью, геронда”. И так не можешь порадоваться ничему ни днем, ни ночью. Помысл тут же подсказывает тебе: “Встань и уйди”. И это тоже что-то неожиданное. Или я подхожу к тебе с той мыслью, что ты хороший человек, а в итоге вижу, что ты совсем не таков».

http://pravoslavie.ru/126552.html

Ныне мы стоим лицом перед великим праздником Рождества Христова, живем в его атмосфере, чтобы проверить себя, совершить суд над собой, критерием которого является все то, что Господь совершил ради нашего спасения. Ведь мы знаем, что Господь ничего не делал случайно и не поступал по стечению обстоятельств, но все было направляемо Им, все произошло по Его воле, и даже до последней мелочи. Его волей было родиться в это время, таким способом и в этом месте. Христианином является человек, который старается подражать Христу, а то, в чем не удается подражать, восполняет через покаяние Тот факт, что благодаря празднику Рождества Христова мы подвергаем себя суду, отражен в житиях святых угодников Божиих. Мы видим, что всякий раз, когда что-то происходило в их жизни, они сопоставляли себя и свою жизнь с жизнью Христовой. Нередко от людей Божиих, оказавшихся в затруднительной ситуации, можно услышать, как они вспоминают события из жизни Христа, пытаясь понять, насколько их действия соотносятся с тем, как поступал Сам Господь. Ведь мы хотим верить, что христианином является тот человек, который старается подражать Христу, в меру своей человеческой природы, конечно же, а то, в чем не удается подражать, он восполняет через покаяние, смирение или скорбь, через всю ту духовную работу, которую он творит внутри себя. В эти святые дни, когда наша Церковь воспевает великое снисхождение Господа к человеку и через дивные песнопения раскрывает глубочайший богословский смысл этого праздника, добродетельнейшие мужи, старцы, стоят в алтаре как осужденные, взирая на события Рождества Христова. Помню, когда старец Ефрем Катунакский вернулся из Иерусалима, мы пошли к нему порасспрашивать о святых местах. Мы ожидали, что он скажет, как его взволновало посещение мест избиения Христа и Голгофы, однако больше всего его поразила пещера Рождества Христова в Вифлееме, потому что, находясь там, он поставил себя перед теми событиями, что произошли в этой пещере две тысячи лет назад. Он сказал нам, что раньше думал, что, живя в этом небольшом домике отшельника в Катунаки, у него было ощущение, что он что-то значит, что он что-то сделал в этой жизни, раз живет в пустыне. Но с того момента, как он увидел, где родился Христос, он по-настоящему замолчал, он почувствовал, как его «я» стало разрушаться. «Там Христос закрыл мне уста», – сказал отец Ефрем. Ведь Христос родился в пещере, гонимый и презираемый всеми людьми, не имея даже где главу преклонить. Никто, кроме простых пастухов и персидских волхвов, не знал, что в ту ночь произошло величайшее событие в истории человечества – воплощение Бога, которое совершилось в крайней нищете, в крайнем смирении и тишине и в совершенной безызвестности.

http://pravoslavie.ru/118460.html

7 . В 1630 году посетил однажды киево-печерского архимандрита Петра Могилу 221 некто Александр Музеля, по происхождению грек, по занятиям же – врач, известный в то время во всем киевском и волынском воеводствах. В разговоре, между прочим, он заметил архимандриту, что ему очень часто приходилось слышать от многих, будто киево-печерские монахи обманывают богомольцев, выдавая простые, обыкновенные черепа за святые мироточивые главы, тогда как на самом деле они каким-то хитрым образом изливают в эти черепа обыкновенный елей и помазуют им богомольцев, называя его миром, истекающим из св. глав. При этом Музеля откровенно сознался архимандриту, что, наслушавшись таких рассказов, он вполне верил им, но однако, желая своими собственными глазами убедиться в истине, он в 1621 году во время Великого поста посетил Лавру и, по благословению бывшего тогда печерским архимандритом Елисея Плетенецкого, вошел в пещеру пр. Антония Печерского, где в церкви Введения Пресвятой Богородицы выслушал божественную литургию. По окончании литургии, Музеля, мучимый сомнением, обратился к пещероначальнику иеромонаху Исаии (впоследствии бывшему архиепископом Смоленским) с просьбою показать мироточивые главы. Исаия указал ему на две сухие главы, положенные на стеклянных блюдах. И вот, когда сомневающийся врач взял в руки одно из блюд с главою, чтобы получше рассмотреть ее, вдруг он увидел, как из верхней части главы, до того совершенно сухой и не имевшей там никакого отверстия, стало истекать св. миро и с необыкновенною быстротою наполнило весь сосуд, так что не только Музеля, но и все присутствовавшие были сильно поражены и удивлены. После этого миро стало истекать небольшими каплями, на подобие росы. Теперь Музеля уже более не сомневался и, возблагодарив Бога, сподобившего его быть свидетелем великого чуда, он наполнил св. миром три сосудца и отправился в обратный путь, сказав на прощание пещероначальнику и братии: «Простите мне, отцы святые, что я, пока не увидел сам этого чуда, не верил в его истинность и даже возможность; я думал, что все это делается хитростью вашею, в чем обличают вас ваши противники; но ныне вижу исповедую, что это не хитрость человеческая, но сверхъестественное дарование Бога, прославляющего святых Своих, и прославляю Его, меня уверившего и изобличившего несправедливо оскорбляющего святых Его». Взяв сосуды с миром, Музеля возвратился домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Наконец часы окончились. Духовенство окружило престол: четыре священника, два диакона и посреди них сам отец Иоанн. Все они были в белых ризах, а на отце Иоанне сияла голубая митра. 12 «Благослови, Владыко», – возгласил диакон, выйдя на амвон. 13 «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа...», – торжественно начал отец Иоанн. «Аминь», – ответили певцы, и литургия началась. «Христос воскресе из мертвых», – запели в алтаре, литургия совершалась вскоре после Пасхи. И эта песнь Воскресения лилась каким-то благодатным, освежающим дождем в мое сердце, точно я никогда прежде не слышал ее такой торжествующей и могучей. «Христос воскресе из мертвых», – понеслось с правого и левого клиросов. О Боже! Можно ли описать то состояние, в каком находился я во время этой литургии? Это было что-то поистине необыкновенное, невыразимое, что можно было только чувствовать и воспринимать непосредственно душой. Порой, когда можно было заглянуть в храм через Царские врата, я видел, что церковь была полна народу. Вот началась та часть литургии, которая называется литургией оглашенных. 14 Диакон сказал великую ектению. 15 Вслед за ней пропели антифоны, или избранные стихи из псалмов, и песнь «Единородный Сыне». После этого я услышал прекрасное пение Заповедей Блаженства. «О, если б в наше сердце проникли эти великие заветы Самого Бога!» – подумал я... Вот вынесли из алтаря святое Евангелие с преднесением свечей. Отец Иоанн благословил Малый вход, 16 и на клиросе запели: «Приидите, поклонимся». Вскоре прочли Апостол и Евангелие. Диакон произнес сугубую ектению, и послышалось: «Оглашеннии, изыдите». Литургия оглашенных окончилась. Началась литургия верных. 17 Пропели Херувимскую песнь, Святые Дары 18 перенесли с жертвенника на престол, Царские врата закрылись. Началась важнейшая часть литургии. Все возгласы отец Иоанн делал в это время, полуобратясь к народу, как бы приглашая его к участию в Святом Жертвоприношении. «Вот она, – думал я, – истинная молитва , вот так же молились и совершали литургию и святые отцы Церкви в первые века христианства!» «Что же будет, когда наступит момент пресуществления Святых Даров? Можно ли сомневаться, что столь пламенная молитва будет услышана и Господь пошлет Святого Духа на Жертву!» И, глядя на молящегося отца Иоанна, мне казалось, что если он сейчас скажет стенам этого здания: «Пойдите передвиньтесь туда или падите», – то они не посмеют ослушаться, а двинутся и падут.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Распутинцы утверждают, что у Григория Ефимовича был двойник, который и безобразничал в то время, когда сам Распутин занимался богоугодными делами. Вполне вероятно это и было, дабы дискредитировать Царскую Семью и Самодержавие как таковое. Но даже по свидетельству людей, близких к Распутину или нейтрально к нему относящихся, он и сам был не дурак выпить и победокурить. Как один аргумент святости, приводится восторженное мнение Царицы о Распутине. Мол, как же так? Святые люди не могут ошибаться. Могут. И кто-то ошибался, если Александра говорила о Распутине одно, а Елизавета - прямо противоположное. Я прекрасно понимаю Александру Любой, окажись на месте, думал бы и поступал также. Давайте представим себе чувство матери, у которой родилось четыре девочки, а после них - смертельно больной мальчик - наследник Престола. Любая царапина, любой ушиб могли привести к мучительной смерти. Ежедневно бояться за жизнь своего сынишки, видеть его мучения? Это такой тяжкий крест для матери! И когда появился человек, способный облегчить эти страдания, она, как и любая другая мать, увидела в праведника. Любопытно мнение о Распутине начальника Петроградского охранного отделения, который по долгу службы отвечал за охрану и наблюдение за Распутиным. Он не был ни почитателем, ни врагом Распутина и считал его " простым умным мужиком, попавшим в случай и потому пользовавшимся своим положением " . По его мнению Государыня верила в Распутина, как молитвенника и охранителя сына, а также полагала, что приблизив Распутина, она сближается с народом. Я очень хочу достучаться до умов и сердец наших усердных " распутинцев " . Поймите, братья, вопрос исторической реабилитации - это одно, а канонизация - другое. И в первом случае мы - ваши друзья и союзники. Если говорить о царе Иоанне Грозном, отношение к нему уважительное. Без сомнения, это выдающийся государственный деятель, оболганный иудеями и масонской печатью. Мы уже писали о том, что сведения об убийстве им своего сына оказались вымышленными, не говоря уже о лжи в исторической и художественной литературе. Ложь эта имеет логическое объяснение: Иван Грозный был патриотом, государственником и глубоко верующим человеком, находящимся в кругу злейших врагов, отравивших не только его первую жену, но и убивших его сына - царевича Димитрия. Был ли при этом царь святым? Не знаю. Не мне решать. Знаю лишь, что изображение его с " нимбом " и надписью " благоверный царь " - не признак святости, а манера изображения царских особ, перенятая из Византии, такие элементарные вещи надо бы знать тем, кто хочет канонизировать Ивана Грозного. Все надгробные эпитафии от Ивана Калиты и до царевича Александра Петровича содержат слово " благоверный " , хотя далеко не все погребенные с этим титулом были святыми. Много также говорится о том, что Иван Грозный - местночтимый Московский святой. При этом никаких документов или иных доказательств никто не приводит. Ни один из известных документов этого не подтверждает.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010