Возглавила общину (1865-1867) Пелагея Николаевна Водолагина, переведенная из Дубовской общины (см. Дубовский в честь Вознесения Господня мон-рь ). При ней на средства Персидского был выстроен главный каменный 2-этажный келейный корпус (1867-1868), в к-ром проживало ок. 60 чел. С 1868 г. общину возглавляла инокиня Смарагда из рыбинского Софийского мон-ря, в 1869-1874 гг.- А. А. Виноградова, из крестьянок Тульской губ. 8 дек. 1873 г. имп. Александр II утвердил определения Святейшего Синода от 15 мая и 14 сент. 1873 г. об учреждении в с. Каменный Брод жен. общины. 16 янв. 1874 г. Синод сообщил Правительствующему сенату об учреждении общины и укреплении за ней недвижимого имущества. Сестрам вменялось в обязанность создание больницы, в которой нуждалось окрестное население. Земский врач должен был работать в этой больнице, но приемный покой (для местных жителей) почти не использовался по назначению за недостатком средств. В 1875-1879 гг. общину возглавляла М. И. Лобачёва, из крестьян Аткарского у. Саратовской губ. В 1877 г., во время русско-тур. войны, по ее инициативе был образован «отряд сердобольных монахинь» (10 чел.), к-рые изготовляли корпию, бинты и шили белье для отправки раненым солдатам; неск. насельниц работали в царицынском лазарете. В 1879 г. по распоряжению еп. Саратовского Тихона (Покровского) начальницей была утверждена инокиня Вера (Филиппова Марфа Николаевна; † 29 сент. 1893), бывш. насельница тульского в честь Успения Пресвятой Богородицы жен. мон-ря . С ее именем связана «смута» в общине, подорвавшая авторитет обители среди окрестного населения. Инокиня Вера закрыла приемный покой, уволила выборных сестер и ок. 20 монахинь. Помещики Персидские обвинили инокиню Веру в злоупотреблениях, растрате церковных средств и гонениях на сестер, но та вскоре была оправдана. В 1885 г. при поддержке епархиального начальства инокиня Вера была освобождена от суда и следствия, а насельницам запрещено заниматься «очернительством» начальницы. В 1886 г. ушедшие из общины сестры П. В. Акимкина и М. К. Лукьяненко подали жалобу на начальницу в Саратовскую консисторию. Но после рассмотрения жалоба была признана необоснованной. Как считалось, причиной разногласий послужило то, что вдова Персидского использовала нек-рых сестер (бывш. крепостных) в качестве домашней прислуги. В 1889 г. инокиня Вера приняла постриг в мантию с именем Афанасия, в общине был введен монастырский устав.

http://pravenc.ru/text/1470095.html

Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1894-1897) был построен по проекту Салько и освящен в 1897 г. Саратовским еп. Николаем (Налимовым) . Храм составлял с келейным корпусом единое целое, выдержан в скромных формах рус. стиля, крестообразный, 3-апсидный. Первоначально был перекрыт 8-лотковым сводом. Завершение храма утрачено, в наст. время заменено 4-скатной кровлей с небольшой главкой. Основные декоративные элементы - пучки полуколонок с капителями в виде кубов на углах храма и торцах рукавов, аркатура под карнизом фронтонов. Среди святынь Д. м. была местночтимая Тихвинская икона Божией Матери - дар П. Г. Ворониной и московского торговца Краюшкина. 8 февр. 1911 г. из Царицына (ныне Волгоград) в Д. м. была принесена чудотворная Смоленская Седмиезерская икона Божией Матери. В 1888 г. на пожертвования купчихи Дивеевой был построен 2-этажный игуменский корпус в стиле эклектики (совмещение древнерус. и классической архитектуры) с архиерейскими покоями и кельями для гостей. Основу декоративного убранства составляют ступенчатые кронштейны под карнизом, лучковые и килевидные наличники, ниши, рустованные лопатки. К нач. 90-х гг. в Д. м. были построены еще один 2-этажный монашеский корпус, дом священника, корпус для пекарни и ковровой мастерской, возведена ограда вокруг собора. В вост. части Д. м. находился корпус приюта для девочек-сирот. Главный его фасад обращен к соборной площади и широкими лопатками делится на ритмические группы. Декорация фасадов состоит из оконных наличников и прямоугольных филенок. Наличники 1-го этажа в виде лучка с гирьками на концах, 2-го этажа - легкие с перехватом лопаточки, поддерживающие многопрофильный лучок. В Д. м. были открыты богадельня для престарелых, странноприимный дом на 40-50 чел. В нач. XX в. в Д. м. была также построена больница для сестер, открыта школа грамоты. Территория мон-ря имела форму неправильного прямоугольника и была обнесена кирпичной стеной высотой более 2 м с круглыми башнями по углам. Главные ворота располагались в стене, обращенной на юг. Сев. часть комплекса занимала хозяйственная зона. Материальное положение

http://pravenc.ru/text/180524.html

Обителью управляла переведенная из Бежецка рясофорная послушница Виталия, с 1876 г. мон. Виталия II (с 1892 игумения; 1907), с 1906 г. мон. Августа, 21 мая 1909 г. возведенная в сан игумении. Для вручения ей посоха Д. м. посетил еп. Саратовский сщмч. Ермоген (Долганёв) . 10 янв. 1911 г. игум. Августа и монастырский свящ. Ф. Никольский были награждены серебряными медалями. К 1891 г. в общине проживало 182 чел. После преобразования общины в мон-рь 10 дек. 1892 г. первые 14 сестер были пострижены в мантию, 23 апр. 1894 г. состоялся постриг еще 12 сестер. В 1914 г. Саратовский еп. Палладий (Добронравов) постриг 4 монахинь в схиму и 4 послушниц в мантию. К 1 янв. 1915 г. в мон-ре проживали 60 монахинь и 289 послушниц. Храмы и другие постройки Летом 1866 г. Саратовский еп. Иоанникий (Руднев) освятил место под постройку мон-ря. Одновременно на средства Покровского был построен 2-этажный кирпичный келейный корпус (длина 69,4 м). Декор фасадов сосредоточен на оконных проемах и нишах в виде сандриков и пилястр с арочными архивольтами. Осенью 1866 г. в вост. части корпуса была освящена ц. во имя св. Иоанна Предтечи (расписана саратовским худож. Г. И. Смирницким). 1-м настоятелем храма стал свящ. К. П. Орлов. В 1870 г., во время пожара, кельи и храм пострадали, в 1876 г. были восстановлены, церковь освящена Саратовским еп. Тихоном (Покровским) в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Ковчег с останками прот. Иоанна Покровского в ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери Дубовского мон-ря. Фотография. 2007 г. Ковчег с останками прот. Иоанна Покровского в ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери Дубовского мон-ря. Фотография. 2007 г. Собор в честь Вознесения Господня был заложен 29 мая 1880 г. еп. Тихоном (Покровским), освящен 19 сент. 1891 г. Саратовским еп. Авраамием (Летницким) . В 1910 г. в соборе были освящены приделы в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя вмч. Пантелеимона. 5-главый храм был выстроен в русско-визант. стиле и выделялся среди построек мон-ря не только крупным объемом, но и монументальностью архитектурно-художественной трактовки. Автор проекта - саратовский губернский архит. А. М. Салько. Собор строился на средства крестьянки Расторгуевой, купчихи Ф. И. Дивеевой и др. жителей Дубовки.

http://pravenc.ru/text/180524.html

часть построек Д. м. была возвращена Церкви. Решением Свящ. Синода РПЦ от 30 авг. 1991 г. Д. м. был возрожден. В нояб. того же года в нем появились первые насельницы, начались богослужения. К 2007 г. отремонтированы 2-этажный игуменский корпус и 2-этажный келейный корпус с ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери, построены звонница, новый келейный корпус, хозяйственные службы, баня, ведется строительство надвратной часовни во имя св. Иоанна Предтечи. В 1992 г. был открыт склеп прот. И. Покровского, к 2007 г. ковчег с его останками находился в Тихвинской ц., перед ним ежедневно совершаются заупокойные службы. В 1994 г. мон-рю была подарена икона ап. Иоанна Богослова и прп. Афанасия Афонского, написанная на Св. Горе Афон. В иконе находятся частицы Креста Господня, камня Гроба Господня и мощей прор. Исаии, сщмч. Игнатия Богоносца, святителей Василия Великого, Амвросия Медиоланского, мч. Протасия и неизвестного святого. Д. м. принадлежит подворье в Волгограде - каменный храм во имя св. Иоанна Предтечи с деревянной часовней. В Д. м. проживает более 40 насельниц, настоятельница - игум. Анна (Ерофеева). Арх.: РГИА. Ф. 835. Оп. 3. Д. 494; ГАВО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 6; Ф. 37. Оп. 1. Д. 520; Ф. 129. Оп. 3. Д. 8; Ф. 342. Оп. 1. Д. 50; ГА Саратовской обл. Ф. 135. Оп. 1. Д. 3136, 3854, 6060; Ф. 407. Оп. 2. Д. 876. Ист.: Извлеч. из отчета обер-прокурора Св. Синода за 1871 г. СПб., 1872. С. 96; 1878. С. 28. Лит.: Посохин П. М. Краткий ист. очерк возникновения и развития Вознесенского жен. мон-ря при посаде Дубовки Царицынского у. Саратовской губ. Саратов, 1916; Борьба. Царицын, 1919. 22 мая; 1922. 6 окт.; Дубовский Вознесенский жен. мон-рь. Волгоград, 1994; Серебряная В. В. Культовое зодчество Волгоградской обл. Волгоград, 2002. С. 103-107, 275-277; Очерки по истории Волгоградской епархии РПЦ. Волгоград, 2003; Иванов И. Св.-Вознесенский Дубовский мон-рь//Русские мон-ри: Средняя и Нижняя Волга. Новомосковск; М., 2004. С. 484-495. А. В. Дубаков, В. В. Серебряная Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/180524.html

При учреждении общины Дубовское посадское об-во пожертвовало 1271 дес. земли, мещанин М. Ф. Посохин - кирпичный завод, расположенный на 10 дес. земли. От прот. Покровского перешло обители ок. 5 дес. сада. В 1891 г. дубовский купец Д. К. Шестаков пожертвовал 938 дес. пахотной и луговой земли. В 1904 г. потомственной почетной гражданкой Ю. Д. Репниковой пожертвован сад на 10 дес. в Дубовке. К нач. XX в. мон-рю принадлежали 2 хутора: близ с. Песковатка со 120 дес. земли с водяной мельницей и близ дер. Оленья с 938 дес. земли. При с. Городище Царицынского у. обители принадлежало 25 дес. земли, пожертвованной царицынским купцом С. Кирилловым. К нач. XX в. Д. м. построил в Дубовке 5 домов с дворовыми службами и баней, а в Царицыне на пожертвованной Репниковой земле на углу улиц Надеждинской и Екатерининской было открыто подворье. В хозяйстве Д. м. было 25 коров, 20 быков, 10 лошадей, 6 верблюдов и др. Капитал составлял более 15 тыс. р., годовой доход мон-ря превышал 11 тыс. р. 1918-2007 гг. Церковь св. Иоанна Предтечи и часовня. Подворье Дубовского мон-ря в Волгограде. Фотография. 2007 г. Церковь св. Иоанна Предтечи и часовня. Подворье Дубовского мон-ря в Волгограде. Фотография. 2007 г. В 1918 г. Дубовским отделом народного образования в Д. м. был открыт детский городок «Коммунист», ок. 1920 г. настоятельница игум. Августа и 14 монахинь были расстреляны. В 1922 г. Д. м. был закрыт, сестры объявлены вольными гражданами. С 1923 г. в зданиях мон-ря размещалась сельскохозяйственная религ. коммуна «Новый труд», с нояб. 1925 г.- колония для подготовки воспитанников детских домов к сельскому хозяйству и ремеслу, затем - школа-интернат для умственно отсталых детей и др. учреждения. К кон. 30-х гг. были разрушены Вознесенский собор, келейные и хозяйственные постройки, в 70-х гг.- ограда и центральные ворота; в Тихвинском храме находился клуб, затем склад. В 1991 г. по инициативе Волгоградского еп. Германа (Тимофеева) распоряжением исполкома Волгоградского обл. совета народных депутатов от 17 июля 1991 г.

http://pravenc.ru/text/180524.html

17 сент. 1895 г. Н. в сослужении прот. Иакова Ивановского, благочинного прот. Владимира Веселовского и др. освятил 5-главый Свято-Троицкий собор в Каменнобродском во имя Святой Троицы монастыре , 28 сент. 1897 г.- домовый храм равноап. Марии Магдалины в перестроенном корпусе Мариинского ин-та благородных девиц в Саратове, в 1897 г.- храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1894-1897) Дубовского в честь Вознесения Господня монастыря , 25 июля 1898 г.- Никольский собор саратовского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . В 1894 г. Н. инициировал в Царицыне строительство нового Казанского храма, который был заложен в 1896 г. и освящен 23 авг. 1899 г. уже еп. Саратовским и Царицынским Иоанном (Кратировым) . 28 мая 1895 г. Н. совершил закладку собора во имя арх. Михаила в Сердобске. В 1898 г. по ходатайству Н. в Саратовской епархии было возобновлено Вольское викариатство , к-рое возглавил бывш. ректор Владимирской ДС архим. Никон (Софийский). 16 янв. 1899 г. по настойчивым просьбам генерал-губернатора Финляндии Н. И. Бобрикова Н. назначен на Финляндскую кафедру с возведением в сан архиепископа и стал преемником митр. Антония (Вадковского) , с к-рым «был связан тесными дружескими отношениями» ( Богословский. 1914. С. 572). 12 февр. прибыл в Выборг. При Н. в епархии было возведено много храмов. Ген.-губернатор Финляндии Бобриков лично жертвовал значительные суммы на церковное строительство. 24 окт. 1899 г. Н. освятил храм во имя блгв. кн. Александра (Невского) в Таммерфорсе (Тампере), 22 окт. 1900 г.- ц. во имя св. блгв. кн. Александра Невского в г. Тавастгус (Хямеэнлинна), 28 окт. 1901 г.- ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в Вильманстранде (Лаппеэнранте), 4 авг. 1902 г. совершил закладку каменного храма свт. Николая Чудотворца в Куопио и 21 дек. 1903 г. в присутствии ген.-губернатора освятил это здание, вмещающее 250-300 чел. 25 июля 1904 г. Н. освятил каменную Александро-Невскую ц. в Германовском скиту Валаамского монастыря, построенную по проекту архит. Н. Д. Прокофьева. 3 июня 1901 г. Н. осуществил закладку храма свт. Николая Чудотворца в Хави (ныне в черте Выборга).

http://pravenc.ru/text/2565994.html

Дубовка. Вознесенский женский монастырь. Часовня иконы Божией Матери " Живоносный источник " . Карта и ближайшие объекты На территории Свято-Вознесенского женского монастыря у города Дубовка Дубовского района Волгоградской области есть святой источник, обретенный в конце XIX века, по молитве святого Иоанна Покровского. Чудесное явление источника питьевой воды на территории монастыря описывается П.М. Посохиным. Во время начала строительства монастыря будущая обитель нуждалась в чистой питьевой воде и ходить за которой надо было очень далеко. Отец Иоанн (протоиерей Иоанн Алексеевич Покровский, основатель Дубовского монастыря) встав на колени и воздев руки к небу долго, слёзно молился, а затем приподнялся и повис в воздухе. От вскрика очевидца батюшка очнулся и повелел отметить это место. Вскоре в том месте вырыли колодец со вкусной водой. Это было первое чудо в святой обители, которую так и назвали – Свято-Вознесенский монастырь. Источник был почитаем всегда и даже в советское время к нему продолжались паломничества. По воспоминаниям А.П. Агарковой (1913 г. рождения), которая в детстве видела у колодца 8-10 монашек, кормивших паломников, а после Победы в Отечественной войне в 1945-46 гг. сюда приходило до 700 человек, возглавляемых священниками и монашками. В годы хрущёвского гонения на Церковь источник был ликвидирован. Но люди приходили сюда по ночам и понемногу откапывали его и набирали воды. Но со временем колодец был заброшен, а его местоположение утеряно. Вновь отыскать его удалось в 1994 году при активном участии паломницы из Москвы, однако источник был настолько замусорен, что вода в нем была непригодна для питья. Второе обретение источника отца Иоанна состоялось в 2000 году, когда по благословению Владыки Германа новый колодец был вырыт рядом с историческим. Восстановлен колодец трудами монахинь и живоносная влага теперь утоляет жажду верующих и гостей монастыря. В 2018 году в Свято-Вознесенском женском монастыре Дубовки у колодца Иоанна Покровского открыта вновь построенная купальня с купелями. Первые паломники могли погрузиться в воды святого источника в праздник Крещения Господня. В закрытой купальне два отдельных помещения – для монашествующих и для мирян. Купели оборудованы поручнями и наполняются водой из источника батюшки Иоанна. В помещениях утепленные полы, что особенно актуально при погружениях в зимнее время. Перед праздником Крещения совершено освящение купальни и расположенной рядом вновь построенной часовни в честь иконы Божией Матери «Живоносной Источник». Вместе с колодцем батюшки Иоанна Покровского они составляют единый комплекс, где паломники могут помолиться, набрать святой воды в колодце и искупаться в живительной и цельбоносной воде для здоровья духа и тела.

http://sobory.ru/article/?object=50160

Дубовка. Вознесенский женский монастырь. Собор Вознесения Господня. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Существовавшая ранее Вознесенская церковь в Вознесенском женском монастыре близ посада Дубовки построена была в 1891 г. на средства доброхотных жертвователей, освящена преосвященным Аврамием, епископом Саратовским и Царицынским, 19 сентября 1891 г.; каменная, холодная, крепкая. Престолов в ней, кроме главного, два; освящен пока один только главный. Зданий, принадлежащих церкви, нет. При монастыре с 1 сентября 1893 г. открыт приют-школа для десяти безродных девочек. Церковной земли не имеется; на юго-восточной стороне монастырского подворья отведено место под кладбище, обнесенное каменною оградою. Кроме того, в монастыре имеется другая каменная церковь, построенная в 1868 г.; она теплая и состоит в одной общей связи с главным монастырским корпусом. Престол в этой церкви один – в честь явления иконы Божией Матери, нарицаемой Тихвинской. Дом для священника устроен от монастыря в г., каменный. Священнику от монастыря выдается жалованье 540 руб. в год и некоторая часть из провизии натурою, в воспособление к содержанию священника, и, кроме того, священник пользуется процентами с принадлежащего церкви капитала. Священник Феодосий Никольский. «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» 8–11, 17–24 за 1895 г. В посаде имеется 5 каменных церквей, в том числе одна единоверческая и одна кладбищенская церкви. В З-х верстах от посада, в районе Царицынской уездной полиции, расположен Дубовский женский монастырь, в котором 230 сестер под управлением игумении матери Виталии. Дружным содействием общины по сбору пожертвований, а также неусыпными трудами игумении Виталии, сооружен роскошный храм Вознесенья, стоющий болиее 100,000 рублей, который и освящен покойным преосвященным, епископом Саратовским и Царицынским Аврамием 19 сентября 1891 года. Минх А.Н. Историко-географический словарь Саратовской губернии. 1898 г.

http://sobory.ru/article/?object=41191

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУБОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Дубовский в честь Вознесения Господня мон-рь. Фотография. 2007 г. Дубовский в честь Вознесения Господня мон-рь. Фотография. 2007 г. Дубовский в честь Вознесения Господня женский монастырь (Волгоградской митрополии), в 3 км от г. Дубовка Волгоградской обл., на правом берегу р. Волги. Основан в 1871 г. первоначально как жен. община, преобразованная в 1892 г. во внештатный девичий общежительный мон-рь. Община была организована по инициативе прот. Иоанна Алексеевича Покровского, благочинного Дубовского окр., клирика Успенского собора посада Дубовка. После кончины супруги и гибели в С.-Петербурге единственного сына Покровский вел монашеский образ жизни, окормлялся у старцев иером. Адриана Югского и свящ. Петра Томаницкого . Последний, по преданию, благословил о. Иоанна организовать жен. мон-рь близ Дубовки, мн. жители к-рой принадлежали к старообрядцам, молоканам и др. сектам и толкам. После ходатайства прот. Иоанна и владельца кирпичного завода мещанина М. Ф. Посохина еп. Саратовский и Царицынский Иоанникий (Руднев) благословил основание общины. Летом 1864 г. Покровский купил у мещанки А. И. Шишлянниковой усадьбу с 2 прудами, на землях к-рой и была основана обитель. Дубовское посадское управление также передало общине землю. В сент.-окт. 1865 г. на месте будущего мон-ря был построен флигель, в к-ром поселились 5 девиц, 1-ю всенощную в строящейся обители 7 нояб. того же года отслужил прот. Иоанн, ставший духовником насельниц. В 1872 г. в обители начались нестроения: нек-рые сестры оклеветали о. Иоанна и Саратовский еп. Тихон (Покровский) запретил ему совершать богослужения в общине. Лишь вмешательство в 1876 г. имп. Марии Александровны помогло водворить мир. По свидетельству монахинь Д. м., о. Иоанн стяжал дар прозорливости: предсказал дату своей смерти (ночь с 28 на 29 окт. 1876) и погребение в обители. Прот. Покровского отпевал Саратовский еп. Тихон (Покровский), испросивший прощение у подвижника за несправедливые прещения. Основатель Д. м. был погребен напротив алтаря монастырской Тихвинской ц. Насельницы

http://pravenc.ru/text/180524.html

И я вознесенный (устремлением духа своего – ср. 14 ст.) пришел к пленникам, обошел живущих на р. Ховар и пробыл там семь дней, вращаясь среди них» (15 ст.). При таких то обстоятельствах началась пророческая деятельность пр. Иезекииля. Поидох вознесен во устремлении духа моего (14 ст.) – «под духом здесь мы должны разуметь не Духа Святого, как выше в словах: Дух воздвиже мя, но дух человеческий» (бл. Иероним). Мысль такая: пророк до сего времени был в некотором нерешительном состоянии, не чувствовал в себе достаточно мужества, колебался и медлил идти на проповедь; но потом под воздействием Духа Божия в нем совершается некоторый подъем его собственного духа, в душе его возникает возвышенное стремление – идти на проповедь, под влиянием которого он и отправляется с проповедью: поидох вознесен во устремлении духа моего, говорит о себе пророк, т. е. я пошел увлекаемый собственным стремлением моего духа. – Рука Господня бысть на мне крепкая (14 ст.), – рука Господня на мне (или со мною), укрепляющая меня, или иначе: я чувствовал на себе воздействие всемогущей руки Божией (ср. выше 1:3). – Внидох в пленники вознесен (15 ст.) – эти слова, по снесении с вышесказанным: поидох вознесен во устремлении духа моего (14 ст.) – следует дополнить так: я пришел к пленникам, увлекаемый (вознесен) собственным стремлением моего духа. 16–17 ст. После семидневного пребывания своего среди пленных (см. 15 ст.), пророк получает новое откровение (16 ст.), в котором он узнает от Самого Бога, что на нем, как на пророке, лежат обязанности, подобные обязанностям сторожа (17 ст.). «После семи дней было ко мне откровение от Господа следующее (16 ст.): сын человеческий, – Я поставил (дах) тебя стражем для народа Израильского, чтобы ты принимал (да слышиши) слова от уст Моих и воспрещал им от Моего имени» (17 ст.). Сторожей в древности ставили на городских стенах и башнях для того, чтобы они всякий раз, когда заметят приближение неприятеля, звуком трубы предупреждали граждан об этой опасности и тем давали последним возможность вовремя принять меры предосторожности (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010