922 Вопрос уже освещался в обстоятельных статьях Дэльгера и особенно Трояноса: Dolger F. Urkundenfalscher in Byzanz//Byzantinischc Diplomatik. Ettal, 1956. S. 384– 402; Troianos S. 1) Περ το γκλματος τς πλαστογραφας ν τ βυζαντιν δικα//EEBS. 1972/73. Τ. 39–40. Σ. 181–200; 2) Εγγραφα κα πλαστογραφα στ Βυζντιο// Αρχαιολογα, 1982. Τεχ 5. Σ 48–51; См. также: Pitsakis Κ. γκλημα χωρς τιμω ρα; Τ πλαστ στη βυζαντιν στορα// Εγκλημα κα τιμωρα στ Βυζντιο Αθνα, 1997. Σ. 337–381. 923 Будучи дополненными другими материалами, эти нормы содержатся главным образом в Феодосиевском кодексе (С. Th. 9.19), в Дигестах (D. 49.10) и Кодексе Юстиниана (С. 9.22–23). Ср.: Mommsen Th. Römisches Strafrecht. Graz, 1965. S. 668 ff.; Kunkel W. Untersuchungen zur Entwicklung des romischen Kriminalverfahrens in vorsullarischer Zeit. Munchen, 1962. S. 64. 925 Nov. 73 pr.; Cf.: Schminck A. und Simon D. Eine Synopsis der Novellen Justinians//FM. 1981. 4. P. 167. 927 Именно в каноническом праве католической церкви римское законодательство о подделках получило наиболее оригинальное претворение; вспомним только декреталии Иннокентия III с их каталогом критериев, с помощью которых следовало отличать подложный документ от подлинного, – кульминация папского законодательства о подлоге. Немало изобретательности папские декреталисты проявили, чтобы согласовать предусмотренную римским правом смертную казнь для подделывателей с церковным принципом «Ecclesia non sitit sanguinem». 929 SMB, Π 17, 1–7; Cf.: Νομικν Πρχειρον συνταχθν π Μιχαλ Φωτεινοπολου ες Βουκουρεστον (1765–1777)/ κδ. П. Ι. Ζπος, V. Α. Georgescu, Α. Σκρονου– Καραπς A­ θναι, 1982. Σ. 252–254 ( Β 55, 1–17). 930 Детальные ссылки на статьи Василик, так же как и на loci paralleli других памятников, мы считаем здесь излишними, отсылая к соответствующему разделу специального исследования Трояноса: Troianos Ν. Περ το γκλματος τς πλαστογραφας... Σ. 182–186. 932 Помимо таких технических терминов для обозначения подлога, как πλαστν, πλαστογραφα (и соответственно πλαστογρφος), а также заимствованного из латыни φλ ευμα или φαλσογραφα, в греческом языке византийского времени можно встретить еще немало обыденных слов, обозначавших подделку: παραποησις. νθευσις и т. д. Ср. такой «лингвистический бандерлог», как φευδοπλαστογραφα Actes dEsphigménou. Η 27. P. 163.1. 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

265 Kretschmar G. Early Christian Liturgy in the Light of Contemporary Historical Research//Studia Lit. 16 (1986/87). P. 31–53; Bradshaw P F. The Search for the Origins of Christian Worship. London, 1992; Wilson G. S. Related Strangers. Jews and Christians. Minneapolis, 1995. P. 222–257. 266 Reif S. Judaism and Hebrew Prayer. New perspectives on Jewish Liturgical History. Cambridge, 1993. 267 Bacchiocchi S. From Sabbath to Sunday: a Historical Investigation of the Rise of Sunday Observance in Early Christianity. Roma, 1997. 269 По этому вопросу см.: Under A. The Jews in Roman Imperial Legislation/Edition with intr., transl. and comm. Detroit; Jerusalem, 1987; Gaudemet/. La condition juridique des Juifs dans les trois premiers siecles de l " Empire//Augustinianum 28 (1988). P. 338–359; Sanders E. P, Baumgarten A. I, Mendelson A. Jewish and Christian Self-Definition. Vol. I: The Shaping of Christianity in the Second and Third Century. London: SCM Press, 1980; Vol. 2: Aspects of Judaism in the Graeco-Roman Period. London, 1981; Pucci Ben Zeev M. Jewish Rights in the Roman World. The Greek and Roman Documents quoted by Joseph Flavius. Tubingen, 1998; Van der Kam J.C. An Introduction to Early Judaism. Grand Rapids, 2001. О древних источниках: Stern M. Greek and Latin Authors on Jews and Judaism. 3 vol. Jerusalem, 1974–1984. 270 Идет ли при этом речь об обитателях земли Израиля, или же о живущих среди других народов? Дискуссия о том, кто сегодня является «евреем», остается весьма актуальной и в среде самого еврейского народа. 271 Bocaccini В. Esiste una letteratura farisaica dal secondo Tempio?//R. Penna. Fariseismo e origine cristiane. Atti del VII Convegno di studi neotestamentari, Rocca di Papa, 12–15 settembre 1997//Ricerche Bibliche 2 (1999). P. 23–41; здесь р. 24. 272 Σταμολης Χ. А. γιος Γρηγριος Παλαμς στη σγχρονη λληνικ θεολογα// γιος Γρηγριος Παλαμς στν στορα και παρν. Πρακτικ διευνν πιστημονικν συνεδρων θηνν (13–15 Νοεμβρου 1998) και Λεμεσο (5–7 Νοεμβρου 1999)/ποπτεα Г. Ι. Μαντζαρδη. γιον ρος, Ι. Μ. Βατοπαιδου, 2000. Σ. 685–708

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

45 К примеру, во время восстания Ника (532 г.) восставшие вызывающе провозгласили сами себе многолетие: «Человеколюбивым прасинам и венетам многая лета», присвоив себе добродетель человеколюбия, считавшуюся исключительно царственной, свойственной начальствующим лицам, считавшим себя подражателями человеколюбивого Бога. См.: Χριστοφιλοπολου Α. Βυζαντιν στορα. Τ. 1. θναι, 1993. Σ. 268. 46 См.: Neophytus Inclusus. Πανηγυρικ ββλος 26, 3t//Πανηγυρικ Α/κδ. Θ. Γιγγου, Ν. Παπατριανταφλλου-Θεοδωρδη 47 Neophytus Inclusus. Orationes (e cod. Andrensi Αγας 13) 3, 2:22//Λγοι κ το κδικος 13 τς Μονς γας νδρου/κδ. Κ. Ν. Κονσταντινδης//γου Νεοφτου το γκλεστου Συγγρμματα. Πφος, 2005. Τ. 5. Σ. 250. 49 Nicolaus Cabasilas. Encomium in sanctum Nicolaum 2: Λγος ες τν ν γοις πατρα μγαν ερρχην, μυροβλτην κα θαυματουργν Νικλαον. 54 Первый святой с данным эпитетом, который встречается в заглавиях его подлинных или приписываемых ему сочинений. См., например: Gregorius Thaumaturgus.In Origenem oratio panegyrica 2//SC. 148. P. 98, 100; Gregorius Thaumaturgus. Ad Tatianum de anima per capita disputatio [Sp.]//PG. 10. Col. 1137:3. 55 См., например: Eusebius. Historia ecclesiastica III, 24, 3:9//SC. 31. P. 130. Евсевий же передаёт слухи смеявшихся над Христом и называвшим его «чудотворцем» в насмешку. Eusebius. Demonstratio evangelica III, 5, 110:4–5//Eusebius Werke: Die Demonstratio evangelica/hrsg. I. A. Heikel. Leipzig, 1913. Bd. 6. (GCS; Bd. 23). S. 131. 59 См., например: Joannes Chrysostomus. In laudem conceptionis sancti Joannis Baptistae [Sp.] (fort. sub auctore Proclo)//PG. 50. Col. 789:28. О евангелисте Иоанне Богослове. 60 Joannes Chrysostomus. Expositiones in Psalmos//PG. 55. Col. 285:15–17. «Поскольку же Он (Христос) заботится не только об этом, но и о более земных, почти что в каждом роде он постоянно чудотворит...». См. также: Joannes Chrysostomus. In epistulam I ad Corinthios (homiliae 1–44)//PG. 61. Col. 191:37–38: «Христос присутствует с ними (христианами) везде и во всем чудотворит».

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Диодор говорит о том, что θεωρα не противостоит στορα, а утверждается на ней, в отличие от λληγορα, разрушающей ее. «По мнению Диодора, в Писании нет иносказаний, – иначе говоря, Пи­сание не есть притча. Библейские рассказы и речения всегда реали­стичны, прямо относятся к тому, о чем идет речь. Поэтому библей­ское толкование должно быть «исторично», должно быть «чистым изложением о бывшем». Напротив, аллегоризм отрывается от пря­мого смысла, «меняет подлежащее», для аллегоризма об одном го­ворится, но другое подразумевается. Поэтому от иносказания нуж­но отличать «созерцание» [феорию – прим. ред.]. Созерцание в самой истории открывает высший смысл, – исторический реализм этим не отрицается, но предполагается». 44 «Созерцание, о котором говорит Диодор, есть, прежде всего, экзегетическая дивинация, рас­крывающая прообразы» – пишет далее прот. Г. Флоровский . 45 В противоположность александрийцам антиохийские экзегеты с особенной любовью занимались выяснением исторического смыс­ла Библии . Для них важно было открыть мысль, которую вкладывал в слова сам автор. Как было указано выше, они старались достиг­нуть этого исследованием особенностей языка священных книг, сти­ля, подлинного значения метафор, тропов и образов выражений, установлением контекста речи и логической связи, в которой стоят ее отдельные части, исследованиями в области истории, быта, гео­графии и археологии Палестины. «Они впервые почувствовали, ка­кой неисчерпаемый источник нравственного обновления, какой лу­чезарный свет содержится в просто и буквально понимаемом тексте Писания...». 46 В то время как александрийцы часто «совершенно произвольно связывали с местами Священного Писания духовный смысл, антиохийцы исходили из буквального, стремились опреде­лить его при пособии всех средств здравой экзегетики и потом по­казывали, что то или другое повествование есть сень грядущих, Бо­гом установленный тип, который нашел свое исполнение через Иисуса Христа». 47 Современные исследователи различными способами пытаются выразить разность «истории» и «феории».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

1080 ... το μετχοντος πιθυμα τ ορστ συμπαρατενουσα στσιν οκ χει (Vita Moysis I: GNO VII/1,4,14 ff). 1081 ... τελειτης ... ροις ο διαλαμβνεται, τς δ ρετς ες ρος στι τ ριστον (Vita Moysis I: GNO VII/1,4,17 ff). 1083 Τχα γρ τ οτως χειν ς ε θλειν ν τ καλ τ πλον χειν τς νθρωπνης φσεως τελειτης στι (Vita Mos. I: GNO VII/1, 5, 2 ff). Подобным образом Григорий завершает свое сочинение О совершенстве: «... Поскольку истинное совершенство заключается в том, что бы никогда не останавливаться в возрастании к большему и никогда не полагать границы совершенству» (GNO VIII/1, 214, 4 ff). Так, по мнению Григория, можно оценить необходимую и неизбежную человеческую изменчивость (GNO VIII/1,213,17 – 214,4). 1086 Cp. Vita Moysis I: GNO VII/1, 6,24–7,3. H. Musurillo (GNO VII/1) и J. Daniélou (SC 1bis, 1ter) также издали все сочинение в двух книгах; если согласно J. Daniélou предисловие предваряет первую книгу (см. SC 1ter, 44–54), Н. Musurillo понимает ее как часть книги (GNO VII/1, 1,1, 5 – 7, 3). 1088 Различия обоих сочинений, аллегорических методов, подчеркивает P. Mirri: если Филон в своей Vita Moysis обращается к аллегории стоического типа (отдельные элементы повествования представляют физические или душевные силы) и пифагорейского типа (аллегоризация численных данных), то Григорий понимает все повествование о Моисее как прообраз христианской жизни, причем στορα – лишь отправная точка для θεωρα (ср. P. Mirri, «La Vita di Mosè di Filone Alessandrino e di Gregorio Nisseno. Note sull’uso dell’allegoria»//Annali della Facoltà di Lettere e Filosofia, Università di Perugia, 6,1982/83, c. 29–53). 1090 H. J. Sieben находит в построении второй книги последовательную структуру духовной жизни (параграфы согласно изданию SC 1): 1. начало духовной жизни до первого «опыта Бога» (II, 1–41); 2. искушение и причина падения (II, 42–88); 3. отражение искушения (II, 89–116); 4. помощь Божия и человеческое усердие (II, 117–129); 5. духовная поддержка на пути (II, 130–151); 6. второй «опыт Бога» (II, 152–217); 7. третий «опыт Бога», пороки, добродетели и последнее искушение (II, 218–304); 8. дружба с Богом как цель духовной жизни (II, 305–321). См. H. J. Sieben, «Die Vita Moisis (II) des Gregor von Nyssa – ein geistlicher Wegweiser: Aufbau und Haupthemen»//Theologie und Philosophie, 70,1995, c. 494–525.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

ТВ II. – La theologie byzantine et sa tradition. II. (XIIIe-XIXe s.)/Sous la direction de C. G. Conticello et V. Conticello. Tumhout: Brepols Publishers, 2002 (Corpus Christianorum). (ТВ I готовится к печати.) Theophanes Nicaenus. Sermo in Deiparam. – Theophanes Nicaenus. Sermo in Sanctissimam Deiparam/Textum graecum cum interpretatione latina, introductione et criticis animadversionibus ed. M. Jugie. Romae, 1935 (Lateranum; 1). TLG. – Thesaurus linguae Graecae, Versio post E cum addendis (http://www.tlg.uci.edu»). Windelband. Lehrbuch der Philosophic. – Windelband W. Lehibuch der Geschichte der Philosophic. 11 Tubingen, 1921. ВЕП. – Βιβλιοθκη των λλνων πατρων. A­ θναι. Цит.: Τ. 3 (1955); 30 (1962); 32 (1963). Γιανναρς . Ορθοδοξα και Δση. – Γιανναρς Χ . Ορθοδοξα και Δση στη Νετερη Ελλδα. Αθνα, 1 1992 ( 3 1999, 5 2005). [Имеется англ, пер.: Giannaras Ch. Orthodoxy and the West: Hellenic Self-Identity in the Modern Age. Holy Cross Orthodox Press, 2006.] ΓΠΣ. – Γρηγορου τον Παλαμ Συγγρμματα πιμελεα Π . Κ . Χρστου . Θεσσαλονκη. Цит. т.: 1 (1962), 4(1988) ΘΗΕ. – Θρησκευτικ κα θικ γκυκλοπαιδεα. A­ θναι. Цит.: Τ. 2 (1963) 3 (1963), 4 (1964) 7 (1965) 11 (1967) Κοκκου . Νικφορος Θεοτκης. – Κοκκου ( " Ελνη ). Νικφορος Θεοτκης (1731–1800). A­ θηναι, 1973 ( Εκκλησιαστικι κδσεις θνικς κατονπεντηκον– ταετηρδος; 13). Κρουμπχερ . Ιστορα. – Κρουμπχερ Κ . στορα της βυζαντινς λογοτεχνας. Τ. 1–2. 2 A­ θναι, 1955. [Пер. с нем., первое изд. оригинала 1891 г.] Μπρατσιτης . Εισαγωγ. – Μπρατσιτης Π . Εισαγωγ εις τν Παλαιν Διαθκην. A­ θηναι, 1937. Νικδημος " Αγιορετης . μολογα πστεως. – μολογα πστεως… το οιδμου διδασκλου Νικοδμου το Αγιορετου. ν Βενετςι, 1819. Перевод выполнен по последнему, 3-му изданию книги. По возможности проверены все ссылки на первоисточники и научную литературу, за исключением списков статей болгарских и сербских библеистов в конце работы (указанные там периодические издания были недоступны). Книги, цитированные хотя бы один раз, но с точными ссылками на конкретные страницы, мы поместили в отдельный список цитированной литературы (насчитывает 148 позиций, считая многотомные издания за один источник), проверив и уточнив библиографические описания и дополнив их ссылками на новые издания или имеющиеся переводы на другие языки (в ряде случаев дополнительно указывая внутреннюю рубрикацию книги, что позволяет работать с переизданиями или переводами независимо от пагинации).

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Так в одном из Типиков, хранящихся в Патриаршей библиотеке в Иерусалиме (бывшей монастыря св. Саввы 305) XV века помещён в 138 главе устав проскомидии и литургии – περ διατξεως τς θεας προσκομιδς κα λειτουργας – изданный мною в Материалах для истории чиноноследования литургии (Казань, 1889, стр. 80–93), а вслед затем, в 140-й главе, στορα κκλησιαστικ с именем св. Кирилла Иерусалимского – το ν γοις πατρς μν Κυρλλου πισκ που τν Ιεροσολμων στορα κκλησιαστικ κα μυσταγωγα περ κκλησας 46 . В других Типиках στορα могла быть помещаема и без имени Кирилла или кого бы то ни было, и в таком случае, как составная часть устава, она не без основания могла быть приписана Софронию, особенно если имя Софрония стояло в общем заглавии Устава или Тиникона. По всей вероятности, упомянутый нами неизвестный компилятор пользовался этою статьёй, нашедши её в Типиконе с именем св. Софрония, и приписал её ему на основании общего заглавия. Впрочем, так как разные списки этой статьи носят имена разных отцов, то почему не предположить, что были списки и с именем Софрония, надписанные так по тем же самым, приведённым сейчас, соображениям. Мы доказали, надеемся, что в основе толкования, изданного Маи, лежит, несомненно, древняя στορα κκλησιαστικ. Но она лежит также в основе толкования Германа н других многочисленных компиляций этого рода. Отсюда легко понять, как в высшей степени важно бы было иметь под руками это сочинение в его древнейшем и наиболее в чистом виде. Так как из всех известных доселе редакций его, древнейшей и наиболее чистой, должна быть признана та, которую издал Миллезий и так как это издание в настоящее время составляет малодоступную редкость, то мы и решаемся воспроизвести здесь это издание с некоторыми весьма важными добавлениями. Миллезий в своём издании творений св. Кирилла Иерусалимского – Cyrilli Hierosolymorum archiepiscopi opera, quae supersunt Omnia. Edit. Th. Milles. 1703. Oxoniae, р .325 – 331, – напечатал στορα κκλησιαστικ под следующим заглавием: το ν γοις πατρς μν Κυρλλου πισκ που Ιεροσολμων στορα κκλησιαστικ κα μυσταγωγκ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Dositheus . Historia patriarcharum Hierosolymitanorum 3–4// Δοσιθου Πατριρχου εροσολμων στορα περ τν ν εροσολμοις Πατριαρχευσντων, λλως καλουμνη Δωδεκβιβλος Δοσιθου/κδ. . Δεληδμος. T. 2. Θεσσαλονκη: κδοτικς Οκος Βασ. Ρηγοπολου, 1982. Σ. 3–492. Dositheus . Historia patriarcharum Hierosolymitanorum 5–6// Δοσιθου Πατριρχου εροσολμων στορα περ τν ν εροσολμοις Πατριαρχευσντων, λλως καλουμνη Δωδεκβιβλος Δοσιθου/κδ. . Δεληδμος. T. 3. Θεσσαλονκη: κδοτικς Οκος Βασ. Ρηγοπολου, 1982. Σ. 9–452. Dositheus . Historia patriarcharum Hierosolymitanorum 7–8// Δοσιθου Πατριρχου εροσολμων στορα περ τν ν εροσολμοις Πατριαρχευσντων, λλως καλουμνη Δωδεκβιβλος Δοσιθου/κδ. . Δεληδμος. T. 4. Θεσσαλονκη: κδοτικς Οκος Βασ. Ρηγοπολου, 1983. Σ. 9–477. Dositheus . Historia patriarcharum Hierosolymitanorum 9–10// Δοσιθου Πατριρχου εροσολμων στορα περ τν ν εροσολμοις Πατριαρχευσντων, λλως καλουμνη Δωδεκβιβλος Δοσιθου/κδ. . Δεληδμος. T. 5. Θεσσαλονκη: κδοτικς Οκος Βασ. Ρηγοπολου, 1983. Σ. 9–681. Dositheus . Historia patriarcharum Hierosolymitanorum 11// Δοσιθου Πατριρχου εροσολμων στορα περ τν ν εροσολμοις Πατριαρχευσντων, λλως καλουμνη Δωδεκβιβλος Δοσιθου/κδ. . Δεληδμος. T. 6. Θεσσαλονκη: κδοτικς οκος Β. Ρηγοπολου, 1983. Σ. 9–83. Eusebius . Commentaria in Psalmos//PG. T. 23. Col. 66–1396; T. 24. Col. 9–76. Eustaphius Thessalonicensis . Exegesis in canonem iambicum pentecostalem// Eustathii Thessalonicensis exegesis in canonem iambicum pentecostalem/ed. P. Cesaretti, S. Ronchey. Göttingen: De Gruyter, 2014. (Supplementa Byzantina; vol. 10). P. 7–264. Euthymius Zigabenus . Commentarius in Pauli epistulam ad Galatas// Euthymii Zigabeni Commentarius in XIV Epistolas Sancti Pauli et VII catholicas/ed. N. Kalogeras. Vol. 1. Athenis: Typis fratrum Perri, 1887. P. 496–560. Euthymius Zigabenus . Commentarius in Psalterium//PG. T. 128. Col. 41–1325. Gennadius Scholarius . De verbis patrum Latinorum de processu Spiritus Sancti//Oeuvres complètes de Georges (Gennadios) Scholarios/éd. M. Jugie, L. Petit, X. A. Siderides. Vol. 3. Paris: Maison de la bonne presse, 1930. P. 49–63.

http://new.mospat.ru/ru/authors-analytic...

Cyrillus Alexandrenus. De adoratione et cultu in spiritu et veritate//PG. T. 68. Col. 132–1125. Cyrillus Alexandrenus. Expositio in Psalmos//PG. T. 69. Col. 717–1273. Cyrillus Alexandrenus. Glaphyra in Pentateuchum//PG. T. 69. Col. 9–677. Cyrillus Alexandrenus.Commentarius in Isaiam prophetam//PG. T. 70. Col. 9–1449. [Doropheus Monembasiae]. Liber historicus (versio altera) (e cod. Mich. Ann Arbor. 215)//Ζαχαριδου . , πατριαρχεα το Διονυσου Β σ μα παραλλαγ το Ψευδο-Δωροθου//Θησαυρσματα, 1962, Τ. 1, σ. 144–155. Dositheus. Historia patriarcharum Hierosolymitanorum 3–4//Δοσιθου Πατριρχου εροσολμων, στορα περ τν ν εροσολμοις Πατριαρχευσντων, λλως καλουμνη Δωδεκβιβλος Δοσιθου,  κδ. . Δεληδμος, T. 2, Θεσσαλονκη, κδοτικς Οκος Βασ. Ρηγοπολου, 1982, σ. 3–492. Dositheus. Historia patriarcharum Hierosolymitanorum 5–6//Δοσιθου Πατριρχου εροσολμων στορα περ τν ν εροσολμοις Πατριαρχευσντων, λλως καλουμνη Δωδεκβιβλος Δοσιθου, κδ. . Δεληδμος, T. 3, Θεσσαλονκη, κδοτικς Οκος Βασ. Ρηγοπολου, 1982, σ. 9–452. Dositheus. Historia patriarcharum Hierosolymitanorum 7–8//Δοσιθου Πατριρχου εροσολμων στορα περ τν ν εροσολμοις Πατριαρχευσντων, λλως καλουμνη Δωδεκβιβλος Δοσιθου, κδ. . Δεληδμος, T. 4, Θεσσαλονκη, κδοτικς Οκος Βασ. Ρηγοπολου, 1983, σ. 9–477. Dositheus. Historia patriarcharum Hierosolymitanorum 9–10//Δοσιθου Πατριρχου εροσολμων στορα περ τν ν εροσολμοις Πατριαρχευσντων, λλως καλουμνη Δωδεκβιβλος Δοσιθου, κδ. . Δεληδμος, T. 5, Θεσσαλονκη, κδοτικς Οκος Βασ. Ρηγοπολου, 1983, σ. 9–681. Dositheus. Historia patriarcharum Hierosolymitanorum 11//Δοσιθου Πατριρχου εροσολμων στορα περ τν ν εροσολμοις Πατριαρχευσντων, λλως καλουμνη Δωδεκβιβλος Δοσιθου, κδ. . Δεληδμος, T. 6, Θεσσαλονκη, κδοτικς οκος Β. Ρηγοπολου, 1983, σ. 9–83. Eusebius. Commentaria in Psalmos//PG. T. 23. Col. 66–1396; T. 24. Col. 9–76. Eustaphius Thessalonicensis. Exegesis in canonem iambicum pentecostalem//Eustathii Thessalonicensis exegesis in canonem iambicum pentecostalem/ed. P. Cesaretti, S. Ronchey. Göttingen: De Gruyter, 2014. (Supplementa Byzantina; vol. 10). P. 7–264.

http://new.mospat.ru/gr/authors-analytic...

Cyrillus Alexandrinus. Expositio in Psalmos//PG. T. 69. Col. 717–1273. Dionysius Areopagita. De ecclesiastica hierarchia//Corpus Dionysiacum II: Pseudo-Dionysius Areopagita. De coelesti hierarchia, de ecclesiastica hierarchia, de mystica theologia, epistulae/ed. G. Heil, A. M. Ritter. Berlin; Boston: De Gruyter, 2 2012. (PTS; Bd. 67). S. 61–132. Δωδεκβιβλος Δοσιθου Α–Β [libri 1–2]//Δοσιθου Πατριρχου εροσολμων στορα περ τν ν εροσολμοις Πατριαρχευσντων, λλως καλουμνη Δωδεκβιβλος Δοσιθου: ν τ./κδ. . Δεληδμος. τ. Α. Θεσσαλονκη: κδοτικς Οκος Βασ. Ρηγοπολου, 1982. σ. 35–519. Δωδεκβιβλος Δοσιθου Γ–Δ//Δοσιθου Πατριρχου εροσολμων στορα περ τν ν εροσολμοις Πατριαρχευσντων, λλως καλουμνη Δωδεκβιβλος Δοσιθου: ν τ./κδ. . Δεληδμος. τ. Β. Θεσσαλονκη: κδοτικς Οκος Βασ. Ρηγοπολου, 1982. σ. 3–492. Δωδεκβιβλος Δοσιθου Ε–//Δοσιθου Πατριρχου εροσολμων στορα περ τν ν εροσολμοις Πατριαρχευσντων, λλως καλουμνη Δωδεκβιβλος Δοσιθου: ν τ./κδ. . Δεληδμος. τ. Γ, Θεσσαλονκη: κδοτικς Οκος Βασ. Ρηγοπολου, 1982. σ. 9–452. Δωδεκβιβλος Δοσιθου Ζ–Η//Δοσιθου Πατριρχου εροσολμων στορα περ τν ν εροσολμοις Πατριαρχευσντων, λλως καλουμνη Δωδεκβιβλος Δοσιθου: ν τ./κδ. . Δεληδμος. τ. Δ, Θεσσαλονκη: κδοτικς Οκος Βασ. Ρηγοπολου, 1983. σ. 9–477. Δωδεκβιβλος Δοσιθου Θ–Ι//Δοσιθου Πατριρχου εροσολμων στορα περ τν ν εροσολμοις Πατριαρχευσντων, λλως καλουμνη Δωδεκβιβλος Δοσιθου: ν τ./κδ. . Δεληδμος. τ. Ε, Θεσσαλονκη: κδοτικς Οκος Βασ. Ρηγοπολου, 1983. σ. 9–681. Gregorius III Patriarcha. Responsio ad epistulam Marci Ephesii (ex variis sanctorum sententiis)//PG. T. 160. Col. 111–204. Gregorius Palamas. Epistulae//πιστολα/ed. N. A. Matsoukas (Γρηγορου το Παλαμ συγγρμματα/ed. P. K. Chrestou. T. 2. Θεσσαλονκη, 1966. σ. 315–547). Epiphanius. Panarion (=Adversus haereses)//Epiphanius. Ancoratus und Panarion: in 3 Banden/hrsg. K. Holl. Bd. 3. Leipzig: Hinrichs, 1933. (GCS; Bd. 37). S. 2–229, 232–414, 416–526.

http://mospat.ru/gr/authors-analytics/90...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010