10. Тауфик Ибрагим. На пути к коранической толерантности. Нижний Новгород: Медина, 2007. 11. Прозоров С. М. Ашари//ПЭ. Т. IV. М., 2001. 12. Иджтихад//ПЭ. Т. XXI. М., 2009. С. 180-181. 13. Рощин М. Ю. Джинны//ПЭ. Т. XIV. М., 2006. С. 538. 14. Алексеев И. Л. Сунна//Религиоведение /Энциклопедический словарь. М., 2006. С. 1022. 15. Прозоров С. М. Бухари//ПЭ. Т. VI. М., 2003. С. 404. 16. Французов С. А. Варака//ПЭ. Т. VI. М. С. 654-655. 17. Французов С. А. Аравия//ПЭ. Т. III.M. 18. Французов С. А. Гассаниды//ПЭ. Т. X. М., 2005. С. 442-444. 19. Французов С. А. Ади ибн Зайд аль Ибади//ПЭ. Т. I.M., 2000. 20. Алексеев И. Л. Шариат//Религиоведение /Энц. словарь. М., 2006. С. 1194-1195. 21. Алексеев И. Л. Маликиты//Религиоведение /Энц. словарь. М., 2006. С. 605. 22. Бибикова О. П. Абу Ханифа//ПЭ. T.I. М., 2000. 23. Алексеев И. Л. Мазхаб//Религиоведение /Энц. словарь. М., 2006. С. 602. 24. Джафариты//ПЭ. Т. XIV. М., 2006. С. 523. 25. Иджма//ПЭ. Т. XXI. М., 2009. С. 180. 26. Жантиев Д. Р. Ханбалиты//Религиоведение /Энц. словарь. М., 2006. С. 1141-1142. 27. Кобищанов Т. Ю. Зиммии//ПЭ. Т. XX. М., 2009. С. 145-146. 28. Прозоров С. М. Зайд бен Али//ПЭ. Т. XIX. М., 2008. С. 527. 29. Прозоров С. М. Зайдиты//ПЭ. Т. XIX. М., 2008. С. 527-528. 30. Алексеев И. Л. Исмаилиты//Религиоведение /Энц. словарь. М., 2006. С. 431-432. 31. Алексеев И. Л. Шиизм//Религиоведение /Энц. словарь. М., 2006. С. 1200-1201. 32. Бибикова О. П. Али бен Аби Талиб//ПЭ. Т. II. М., 2000. 33. Кириллина С. А., Кобищанов Т. Ю. Друзы//ПЭ. Т. XVI. М., 2007. С. 287-288. 34. Кобищанов Т. Ю. Друзско-маронитский конфликт//ПЭ. Т. XVI. М., 2007. С. 286- 287. 35. Прозоров С. М. Зайд бен Али//ПЭ. Т. XIX. М., 2008. С. 527. 36. Прозоров С. М. Зайдиты//ПЭ. Т. XIX. М., 2008. С. 527. 37. Акимушкин О. Ф. Бистами//ПЭ. Т. V. М., 2002. С. 225-226. 38. Рыбалкин В. С. Вали//ПЭ. Т. VI. М., 2003. С. 534-535. 39. Силантьев Р. А. Ислам и Христианство. Попытки восстановления диалога в 2007 году [Электронный ресурс]/Центр информационных технологий МДА. - Электрон. дан. - Интернет-портал «Богослов.Ru», 2007-2009. - Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/persons/291123/index.html , свободный. - Загл. с экрана и др.

http://bogoslov.ru/article/740746

«Вы есте свет мира: не может град укрытися верху горы стоя: ниже вжигают светилника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине (суть)» ( Мф.5:14–15 ). Не остался инертным и незаметным для соседних народов и самый народ еврейский, населявший вместе с другими народами Палестину, а в силу своего исключительного признания и исторических естественных законов развития, даже не мог остаться таковым. История всего человечества, всех времен и народов ясно дает видеть, что всегда и везде, как только являлся человек, являлось и общежитие, являлась деятельность, направлявшаяся от избранного центра к перифериям. Там она невольно встречала подобную же деятельность со стороны другого народного организма и так или иначе сталкивалась с ней. Воля одного народа становилась уже до некоторой степени в зависимость от воли другого – сильнейшего в том или другом отношении, и это обстоятельство обусловливало не только самый факт международных сношений, но даже и характер их. И мы видим, что не по границам только этой страны текла бурная волна исторической жизни древнего мира и не по границам ее только двигались караваны и полки с берегов Евфрата к берегам Нила и обратно. «Отовсюду открытая и доступная каждому, страна эта уже очень рано сделалась естественной целью для всяких переселенцев, притекавших сюда массами с востока и запада, а позднее – полем великих битв, на котором сталкивались сыны юга и востока» 26 . «Центральное положение Палестины в срединном пункте старого света по необходимости легко могло поставить эту землю в зависимое положение от больших царств древнего мира и было причиной того, что с тех пор как с 8 столетия пред христианской эрой начала распространяться по западу ассирийская власть, покоряя мир и ведя почти непрерывную борьбу за верховную власть между тогдашними владыками мира, Палестина по самому своему положению почти неизбежно вовлечена была в эту борьбу» 27 . И «иудеи и язычники, сарацины, и христианские крестоносцы, египтяне, персы, друзы, турки и арабы, войска всех народов под небом раскидывали свои шатры на Ездрелонской равнине и проносили здесь свои знамена, покрытые росой Фавора и Ермона» 28 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дамасская резня ) стали предлогом для направления в Л. франц. военно-морской экспедиции и высадки десанта, призванного помочь османским властям в наведении порядка (авг. 1860 - июнь 1861). Международная комиссия в Бейруте в составе представителей Великобритании, Франции, России, Австрии, Пруссии и османского правительства выработала «Органический статут Ливана» - план учреждения в Горном Ливане автономной провинции (мутасаррифии) в составе Османской империи с конфессионально-пропорциональным представительством во властных структурах (июнь 1861). Губернатором (мутасаррифом) должен был быть католик неливан. происхождения. При нем действовал адм. совет с совещательными функциями, в к-рый должны были войти представители верующих различных конфессий, имевшихся в Л. В районах Эль-Батрун, Кесруан, Матн и Джаззин администрацию возглавляли марониты, в Эль-Куре - православные, в Захле - мелькиты-католики, в Эш-Шуфе - друзы. Создавались полицейские формирования смешанного состава. Все политические, юридические и фискальные привилегии феодальной знати отменялись. Тем не менее аристократические семейства Джумблат, Арслан, Хазин, Хубейш, Дахдах, Шихаб, Абу Лама и др. успешно инкорпорировались в администрацию мутасаррифии. По состоянию на 1862 г. в автономном Л. насчитывалось 115 тыс. маронитов, 28 тыс. православных, 24,5 тыс. друзов, 17,5 тыс. мелькитов-католиков, свыше 8 тыс. шиитов, 6 тыс. суннитов, неск. сотен протестантов и армян. Дева Мария Ливанская. Скульптура сантуария на горе Харисса. Кон. XIX в.— 1906 г. Дева Мария Ливанская. Скульптура сантуария на горе Харисса. Кон. XIX в.— 1906 г. Автономия находилась под коллективным протекторатом великих держав, к-рые, впрочем, мало вмешивались в ее дела. Собираемые налоги оставались в ведении местного правительства, в случае нехватки средств ливан. бюджет дотировался из имперской казны. В эпоху мутасаррифии Горный Ливан окончательно превратился в страну монокультуры шелка, ориентированную на текстильную промышленность Франции. До половины населения и такая же доля сельскохозяйственных земель были вовлечены в шелководство.

http://pravenc.ru/text/2463663.html

Ливан Ливан (белый) ( Uc. XXXIII, 9 ) – название возвышенной цепи гор, в северной части Палестины, на границе между Иудеей и Сирией, тянущейся на в. от Акко ( Cyд. III, 3 ), до входа в Емаф ( Aм. VI, 14 ). Он называется так, вероятно, от снега, постоянно лежащего на вершине Ливанских гор. Ливанский хребет тянется более чем на 100 миль в длину и имеет около 20 миль в ширину. Высочайшая вершина оного возвышается на 10 000 футов над уровнем моря. Цепь Ливанских гор разделяется р. Литани на две части. Виды местностей среди этих гор нередко представляются дикими и величественными и почти ни с чем не сравнимы в своем живописном величии. Во многих долинах среди Ливанских гор живут в значительном количестве частью марониты-христиане, имеющие здесь много монастырей, частью магометанские друзы. Произведения почвы разнообразны, и труды земледельца, при благоприятных условиях, щедро вознаграждаются. Вино ливанское славится здесь еще доселе ( Oc. XIV, 8 ). Когда-то росли здесь громадные леса кедров, но в настоящее время все они почти истреблены, за исключением разве некоторых величественных вековых представителей оных, вечно зеленеющих доселе. Климат на горах разнообразный, смотря по возвышенности и положению местностей, большей частью очень здоровых и служащих любимыми убежищами для жителей в жаркое время. Мореплаватели издалека, уже от самого о. Кипра, на расстоянии 30 миль, видят как бы тянущиеся в облаках линии и вершины гор Ливанских, поднимающихся множеством террас одна над другой. Снег на Ливанских горах зимой лежит в большом количестве, и он, как мы уже заметили выше, постоянно остается на наиболее возвышенных частях гор. Вот почему здесь много источников и потоков, берущих свое начало на Ливане и большей частью впадающих в Средиземное море. Так, в кн. Песн. воспевается источник ( Nech.IV, 15 ) – колодезь живых вод, вытекающих с Ливана. Цепь гор под названием Антиливан (у арабов: Джебель-ешь-Шарки) в Библии часто называется Ермоном. Библейские указания на Ермон многочисленны и разнообразны. По завоевании земли Ханаанской Иисусом Навином часть территории Ливана была также покорена, но многие из древних жителей его, именно евеи, были оставлены здесь на жительство ( Cyд. III, 34 ), и всем хорошо известен тот факт, что финикияне владели значительной частью Ливанских гор, даже во времена Соломона. Этот царь заключил договор с Хирамом, ц. тирским, о доставке ему ливанских кедров для построения храма в Иерусалиме ( III Цap. V, 1–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

32 Относительно Аммонитян, Моавитян, Эдомитян и Амаликитян ср. Риттера а. а. О. XV, 1 стр. 124 и Раумера Palast. S. 233 ff.; Филистимлянах и их происхождении сравн. Кнобеля Volkertaf. стр. 215 и пр.; Куртца Gesh. d. А. В. 1. S. 125 ff. и Риттера XVI, стр. 168. 33 Один путь идет от Евфрата чрез Алеппо, Дамаск, Нову и Фейк по восточной стороне Иордана и Мертвого моря в Медину и Мекку (ср. Риттера XV, 1, стр. 13. 354 и XV, 2, стр. 807); другой, называемый дорогою Канейтра, от Дамаска чрез переправу Яббока, чрез верхний Иордан в Мегиддо (Ледшунь) в равнину Ездраилонскую и далее чрез Лидду и Рамлех в Филистимскую низменность, в Газу и далее в Египет (ср. Риттер. XVI, S. 592 ff.). 34 В славной гористой Палестине особенное внимание обращала на себя широкая равнина Иезреельская или Ездраилонская; в древнее и новое время на владениях этой земли происходили битвы. «Здесь при Магеддо (Мегиддо) сражался Иосия, царь иудейский с Нехао, царем египетским и был убит ( 4Цар.23:29 ; 2Пар.35:22 ). На этой равнине стояло с Олоферном войско Навуходоносора ( Иудиф.7:3 ); у подошвы Фавора сражались (по Иосифу) Веспасиановы войска с иудейскими; в этой же Иезреельской равнине (в 1799 г.) были побеждены 25,000 турок 3-мя тысячами французов под предводительством Бонапарта и Клебера». «Иудеи, язычники, сарацины, христианские крестоносцы и антихрист, французы, египтяне, персы, друзы, турки и арабы, войска всех народов под небом раскидывали свои шатры на Ездрелонской равнине и проносили здесь свои знамена, покрытые росою Фавора и Ермона» Клярке 502. Ср. К. Раумера Palàst. S. 36 f. и потом Риттера XVI, стр. 690. 35 «Кто станет отвергать, что свойства страны дают себя чувствовать своими специфическими особенностями какие только существуют в известном месте? Эти свойства всюду действовали образовательно на область являемого; отражение их необходимо должно замечаться в предании, истории, государственной и народной жизни, в народной вере и в народном учении. И если наша планета вращается в солнечной системе не как простой закругленный мертвый шар, и не как простой агрегат скученной массы, но как существующий в себе и для себя земной организм, какъ живое произведение божеского творчества, Владыка котораго еще не удалил от него своей промыслительной руки; то необходимо должна быть от начала глубочайшая связь как между телом и душою, так и между природою и историею, страною и народом, физикою и этикою. Именно немыслимо и невозможно было совершиться ходу развития Израильского народа в другом пункте нашей планеты, кроме Палестины. Нигде в другом месте не могла и не должна была развиться в таком виде священная история, какою мы видим ее ясно выступающею пред нашими глазами и для всех времен понятною, как на этом месте». Риттер Erdk. XV, 1, S. 6 f.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

О бедах христиан – устами западных СМИ Ну, а о бедах, которые приходится переживать сегодня христианам в Сирии, лучше всего скажет недавний репортаж агентства " Ассошиейтед пресс " , которое в антизападных склонностях обвинить не легче, чем госдепартамент. Цитируем без комментариев: " Сами Амир привык к грохоту орудий сирийской армии, бомбардирующей позиции повстанцев на окраинах Дамаска. Его до смерти пугает другой звук – уханье минометов, которые начинают обстреливать его район с территории соседнего пригорода, контролируемого исламистами. Оттуда прилетают мины и снаряды, которые за последние две недели убили не менее 32 человек в районе, где проживает Амир – районе с преимущественно христианским населением под названием аль-Кассаа. " Мы никогда не знаем, когда они начнут стрелять и в какую точку будут целиться, – отмечает Амир, 55-летний христианский бизнесмен. – Жизнь становится слишком трудной " . При обстрелах Дамаска повстанцы меньше всего щадят христианские кварталы, особенно населенный сирийским средним классом аль-Кассаа с его широкими пешеходными улицами, зелеными парками и многолюдными ресторанами... Христиане считают, что в них целятся умышленно – частично из-за антихристианского настроя в среде исламских экстремистов, а частично – из-за их предполагаемой поддержки правительству Асада. И хотя некоторые христиане первоначально стояли в оппозиции к жестокому подавлению мятежа Асадом, а сама община постаралась остаться в стороне от конфликта, используемая повстанцами исламистская риторика и растущая роль исламских экстремистов толкает христиан на сторону правительства. Христиане составляют примерно 10 процентов от населения Сирии, насчитывающего 23 миллиона человек. " Когда вы ставите христианина перед выбором между Асадом и организацией " Исламское государство в Ираке и Леванте " , связанной с аль-Каидой, ответ христианина вполне ожидаем " , – считает Хилал Хашан, преподаватель политических наук в Американском университете в Бейруте. Похожую позицию занимают и друзы с алавитами и курдами – вместе с христианами эти меньшинства составляют около четверти населения Сирии.

http://religare.ru/2_102798.html

Затем фанатичная толпа мусульман стала истреблять христиан. В первые же дни было убито до пяти тысяч христиан, без различия звания, пола и возраста, многие христианские женщины и девицы были взяты в турецкие гаремы, до двухсот человек насильно должны были принять ислам . Православная патриархия и церкви были ограблены и разрушены. В патриархии была истреблена целая библиотека древних рукописей и книг, церковная утварь и одежды похищены, скевофилакия с древними драгоценными предметами (митры, панагии, кресты, сосуды) была разграблена. Общий убыток патриархии от этого разорения простирался до миллиона рублей. Положение оставшихся в живых христиан было весьма печально: они не имели ни крова, ни пищи, скрывались в садах близ города, оплакивая погибших родных. И в других городах христиане погибали тысячами от руки изуверных своих гонителей, без всякой личной вины, без малейшего со своей стороны повода для бесчеловечной над ними расправы. В течение одного лишь месяца, с 24 мая до конца июня 1860 года, турки и друзы умертвили в Антиохийском патриархате до 17.000 христиан-мужчин, сожгли около 10.000 детей, изрубили 7.000 женщин. Вся Европа была возмущена ужасною сирийскою резнею. По соглашению западно-европейских держав, в Сирию было отправлено французское войско, которое и оккупировало страну в течение года и предотвратило совершенное истребление местных христиан. Но бедствия и лишения православной патриархии, духовенства и народа были в 1860 году настолько ужасны и разрушительны, что и в настоящее время они и не забыты, и не устранены всецело по своим последствиям... После кровавых событий 1860 года, в Сирии, вследствие защиты и покровительства христианам со стороны России и других европейских держав, сравнительное спокойствие не прекращалось до конца XIX века. Лишь изредка на Ливане вспыхивали междоусобия мусульман и христиан, сопровождавшиеся убийствами и грабежами слабой и беззащитной стороны – христиан. Но Порта принимала все меры к прекращению этих внутренних движений и предотвращала вмешательство европейских держав.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/a...

Поскольку Д. считают, что количество душ постоянно, а души умерших Д. вселяются только в тела рождающихся единоверцев, община закрыта для приема новых членов. За рядом исключений, этот запрет соблюдается с 1043 г., когда «закрылись врата проповеди», до наст. времени. Для социальной организации Д. характерно унаследованное от исмаилизма разделение на посвященных (уккаль, т. е. вразумленных) и непосвященных (джуххаль, т. е. неведающих), причем посвящаться могут лица обоего пола. Высшее духовное руководство Д. осуществляют т. н. совершенные (аджавид) во главе с учителем мудрости (шейх аль-акль). Догматическая лит-ра и уединенные культовые сооружения (хальва) доступны лишь посвященным, а основная масса Д. знакомится с нравственными основами веры и допускается лишь в специальные места собрания (маджлис); от иноверцев же друзское учение должно скрываться тщательнее, чем «след муравья, ступающего темной ночью по куску черного мрамора». Собрания Д. проходят по четвергам после захода солнца (поскольку проповедь друзского учения началась при заходе солнца в четверг 30 мая 1017). Основные праздники (общие с мусульманами): ид аль-адха (праздник жертвоприношения, см. ст. Курбан-байрам ) и ашура (траур по шиитскому имаму аль-Хусайну). В отличие от мусульман у Д. отсутствуют пищевые ограничения и обрезание, запрещена полигамия, признается полное равноправие женщин с мужчинами. На протяжении всей истории Д., следуя принципу такийи (сокрытие веры в неблагоприятных обстоятельствах), часто выдавали себя за правоверных мусульман или христиан, иногда добровольно крестились. Д. всегда были земледельцами; ремеслом и торговлей до нач. ХХ в. они почти не занимались. В наст. время свыше 400 тыс. Д. проживает в Сирии (Дамаск и обл. Хауран, Джебель-Друз (Эд-Дуруз)), ок. 300 тыс.- в Ливане (районы Шуф, Метн, Алей и др.), ок. 85 тыс.- в Израиле (В. и Зап. Галилея, район горы Кармель), ок. 15 тыс.- в Иордании (Амман, Эз-Зарка). Имеются большие друзские эмигрантские общины (всего свыше 80 тыс.), преимущественно в Сев. и Юж. Америке, Европе (прежде всего во Франции), Австралии и Зап. Африке. Периодические издания:       (Druze bulletin, c 1958), Our Heritage (с 1980), Journal of Druze Studies (с 2000).

http://pravenc.ru/text/180497.html

– Нравственность в исламе. Её темные и светлые стороны. – Суеверие. – Шия. – Вопрос об имамате. – Исмаилитская пропаганда. – Ассассины, Друзы, Нуссарии. – Бессилие ислама по отношению к чуждым идеям. – Умеренный шиитизм. Уяснив себе происхождение и сущность ислама, мы можем снова возвратиться к вопросу о влиянии его на жизнь его последователей, поставленному в начале нашего исследования. Прежде же всего займемся вопросом, какого рода благочестие и нравственность вырабатывались исламом; так как, независимо от того, что при оценке достоинства всякой религии вытекающая из неё религиозно-нравственная жизнь личности должна быть принята во внимание прежде всего прочего, мы тогда только будем в состоянии составить себе правильное заключение об исламе и о влиянии его во всех прочих областях жизни, когда исследуем ту особенную, специфическую религиозность, которую он производит. Каждая религия занимает свое особое определенное положение по отношению к миру, к естественным и духовным благам жизни и к указанным природой жизненным распорядкам. Мы должны поэтому задаться вопросом, в каком именно положении по отношению к благам и распорядкам этим стоит ислам? Умеет ли он ценить их и давать им средствами своими более высокое освящение? Или же он производит в исповедниках своих настроение, которое только препятствует бодрой деятельности в естественных жизненных отношениях разного рода: в семействе, в гражданском обществе, в государстве, в пользовании благами мира и в особенности в занятии наукой и искусством? Дает ли он достаточный простор свободному развитию всех сил, вложенных в человеческую природу, или же иные из сил этих им подорваны? Могут ли религия и государство в странах ислама действовать единодушно, помогая друг другу, или они враждебны друг другу по силе самой внутренней необходимости, или же, наконец, они так тесно связаны между собой, что обоюдно стесняют друг друга в своём развитии? Дает ли религия эта место появлению на свет идей, вызывает ли она движения, которые дают новое возбуждение всему культурному развитию, или же проявления религиозной идеи в исламе действуют на культурную жизнь лишь подавляющим образом?

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

На левой стороне этой площади еще ясно можно было различить основания декоративной экседры в форме буквы П, далее угол здания, совершенно разрушенного и разобранного, остатки древнего водопровода и наконец великолепный большой (фот. 382, кат. 220) храм Юпитера. Он принадлежит (рис. 12) к разряду prostylos, и его портик стоял на возвышенной террасе, производящей необыкновенное впечатление красотою декоративной постановки, пропорциями карниза и баз колонн. Колонны частью упали, но стоят еще только четыре, стены целлы стоять совершенно целыми, и равно сохранились базы других колонн, образовывавших внутри храма три нефа, и колоссальная четырехугольная экседра для идола. В самом городе, расположенном по краю ущелья, оказалось мало древностей, за исключением дома шейха, быть может, прежней базилики (фот. 383, кат. 231) и тех надписей и орнаментальных плит, которыми друзы украсили окна своей (фот. 386, кат. 234) новой молельни. Любопытно, что и здесь вкусы каменотеса, украсившего карнизы меандрами и в них масками, птицами, гроздями, сошлись с пресловутым стилем скульптур в Сиахе (см. ниже). За городом, в западной стороне, на склоне в долину находится на возвышенной террасе (фот. 388, кат. 236, 389–390, кат. 238) большой периптеральный храм, с сохранившимися семью колоннами, которых коринфские капители отличаются особенною пышностью в резьбе листвы и чашечек завитковых усиков, хотя, по характеру аканфов, упирающихся остриями лопастей один в другой, вполне подходят к обычному типу капители III столетия. Некогда все ущелье Кенавата было разделано не только дорожками, террасами, водопроводами, бассейнами и фонтанами, но даже башнями, театрами и декоративными сооружениями разного рода. И теперь следы этих сооружений еще видны (см. план Гильома Рея) в особенности на отлогой, противоположной (от города) стороне ущелья, где в ряд расположены: театр Одеон, с известною пышною надписью, идущею по стенке арены, и Нимфеон, над вытекающим обильным источником (фот. 387, кат. 235), в виде четырехугольного здания, с нишами и экседрами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010