Абу-Назир уверял меня, что последняя дочь его очень хорошо говорит по ново-гречески и учит детей этому языку, что она в мужском платье читала псалмы в иерусалимской патриархии; что сын его учит турецкому языку, который он отменно хорошо знает, потому что был писарем у мусселима в деревне Джини. Мы с о. Григорием обрадовались, что можем поговорить с абу-Назиром без посторонних переводчиков, и по выходе его я составлял план именно дать почувствовать Назиру, чтобы он осторожен был в обращении с иноверными, что это навлечет на него общее негодование и что он не найдет от русских чаемого покровительства, о котором, как я догадывался, он хотел говорить со мною тайно. Мне также хотелось узнать: не продает ли он книжонок арабских, печатаемых и рассылаемых американскими миссионерами из Бейрута, также где училась знаменитая ученостью дочь его, – диво между безграмотными девушками Назарета! И зачем она жила у птолемаидского епископа Прокопия в мужском платье? Надеялся многое и другое узнать по ходу разговора. По возвращении с Фавора, как я ни утомлен был трудной поездкой, таки решился посетить Назира в начале темной ночи. О. Григорий и кавас сопровождали меня. Скоро мы дошли до желанного дома, и только что постучались в калитку, нам отворила ее дочь Назира и непрестанно приветствовала нас по гречески: καλς ρσατε – добро пожаловали! – до тех пор, пока мы спустились по (кладенным камням) узкой каменной лестнице в глубокий двор. Я дернул за полу о. Григория и сказал ему: отошлем назад каваса, он не нужен будет нам, ибо дочь Назира говорит по-гречески. Но (кавас, не знаю, как остался и) мы не успели отослать его, и он вошел с нами в дом. Абу-Назир встретил нас со всей радостью и почтительностью. У него были гости, – друзы с Ливана, человека четыре, и ужинали. При входе нашем сделалась общая суматоха в доме: друзы покинули ужин, встали и перешли на другое место в огромной избе; один из них, не знаю как, второпях пролил яурт, т. е. кислое молоко, другой уронил светец с деревянным маслом; мы остались впотьмах; покамест подавали нам огонь, дочь Назира непрестанно кричала: καλς ρσατε, а ребенок в зыбке плакал и выражал свое страдание общим наречием, свойственным всем зыбочным младенцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Общие требования ко всем друзам, определенные Гамзой, таковы: 1) правдивость, 2) забота об общественном благе, 3) отречение от прежней веры, 4) отрешение от дьявола или от всяких соблазнов, 5) признание Божественного единства, 6) довольство всем, что посылает Бог, 7) безусловное подчинение велениям Божиим. Друзы поселились на Ливане в конце XI столетия и существуют там и поныне. Число их во всяком случае нужно считать десятками тысяч. Как община, они представляют много привлекательных черт: они воздержны, трудолюбивы, гостеприимны, женщина у них пользуется большим уважением, многоженство, хотя и дозволенное законом, представляет редкое явление. Рядом с этим у них существуют и варварские черты: нравственные требования (напр., правдивость) считаются обязательными только по отношению к своей общине, кровная месть у них обязательна. Их подозрительные отношения к иноверцам обясняются, может быть, условиями их существования. У них было немало столкновений, особенно с половины XIX столетия, с маронитами (некогда монофелитская секта, теперь это община, подчиненная папе, но с некоторыми особенностями в быту и обрядах; у них, между прочим, белое женатое духовенство). Вмешательство европейских держав в эти раздоры подлило масла в огонь. Одним из ужасных проявлений этого раздора было убиение более 13 тысяч христиан в 1860 г. Теперь Ливан управляется автономным генерал-губернатором (Сирия, в состав которой входит Ливан, принадлежит Турции) и друзы занимают в ней особый административный округ. Секты, о которых доселе у нас шла речь, имеют преобладающий политический, а не религиозный характер. Но в исламе с самых первых моментов его существования начались движения на чисто религиозной почве, возникшие из стремления понять и осмыслить вероучение ислама. Во всякой религии, как только она возникает, образуется традиционное направление, защищающее понимание религии, соответствующее взглядам эпохи, т. е. именем религии освящающее свои обычаи и свой установившийся строй, причем на самом деле в религии может быть много положений, порицающих и отрицающих эти обычаи и этот строй.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

вошла в состав Государства Алеппо. В самом городе Алеппо проживала огромная христианская община, составлявшая треть городского населения и являвшаяся крупнейшей на Ближнем Востоке, помимо общины ливанских христиан. При этом христиане Алеппо не были едины — они включали приверженцев самых разных церквей, среди которых наиболее многочисленными были последователи Армянской и Сирийской православных церквей. Проживала в Алеппо и значительная иудейская община, численность которой до начала массовой эмиграции в Израиль составляла не менее 10 тысяч человек. Но большинство населения Государства Алеппо составляли мусульмане — сунниты, хотя на территории региона были шиитские и алавитские селения. Южная и менее развитая в экономическом отношении часть Сирии вошла в состав Государства Дамаск, центром которого стал собственно город Дамаск. Здесь преобладало арабское суннитское население. На севере Сирии, на сирийско-турецкой границе, в 1921 г. был выделен санджак Александретта, в котором, помимо арабов и армян, проживало многочисленное турецкое население. В 1936 г. вместо санджака Александретта было образовано Государство Хатай, которое в 1939 г. аннексировала Турция. На юго-востоке Сирии, для обеспечения интересов этноконфессиональной общности друзов, было выделено государство Джабаль ад-Друз. Друзы — очень замкнутая группа населения на территории современных Ливана, Сирии, Иордании и Израиля, говорящая на арабском языке, но имеющая значительные культурные отличия от окружающей массы арабов, вызванные принадлежностью друзов к особой ветви ислама. Еще в Средние века друзы откололись от шиитской секты исмаилитов, сформировав в XI в. собственное учение, в основу которого легли взгляды проповедника Мухаммеда бен Исмаила Наштакина ад-Дарази, по имени которого и получили свое название. Как и в ряде других ближневосточных религиозных сект, переход друза в другую религию невозможен, как и принятие религии друзов представителями других этнических общностей. Друз должен быть рожден от отца и матери — друзов и исповедовать религию друзов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Свободная личность человека так многообразно изменяет отдельные понятия религиозные и характер богов, населяющих народное небо, что исследователь должен с величайшей осторожностью входить в разбор подробностей, и при этом разборе постоянно иметь в виду общую систему верований. Иначе он неизбежно попадает в грубейшие ошибки. Должно всегда помнить всю прихотливость воображения, всё разнообразие страстей человеческих, всю склонность дикаря полу-просвещённого заменять произвольным суеверием недостаток своей веры, и при этом всю строго-логическую последовательность, с которой развивается какое-нибудь ложное понятие, принятое случайно, – чтобы объяснить себе пестроту и бестолковое богатство древних мифологий. Одно и то же божество весьма часто переходило из благого в злое или из злого в благое, вследствие самого простого хода мысли. Тот, кто может отстранить беду, властен и насылать её; тот, кто может карать бедой, может также и миловать. Аполлон-целитель по своему коренному свойству доброго духа: из этого же следует, что он может и наказывать той болезнью, которую он исцеляет. Вот простой смысл мифа, которому нашли пропасть толкований. Аполлон-де насылает чуму на Эллинов: это значит, что лучи солнца, нагревая сырую землю, производят вредные пары и болезни и пр. и пр. Быть может, есть что-нибудь и похожего на правду в этом объяснении; но сперва надобно бы доказать, что Гомер считал Аполлона богом солнца, а это ещё под сомнением. Известны нам народы, которые поклоняются духу зла (Курды и даже отчасти Друзы). Они ему молятся, чтобы его умилостивить. Ещё шаг, и они могут счесть его своим покровителем. Пройдут века, и он, при счастливом обороте народной жизни, поступит в начальники добрых духов. Страх и благодарность изменяют все первоначальные понятия, особенно в тех верованиях, которые, приняв антропоморфизм, обоготворили не разумную свободу, но страстный произвол. Человекообразие и отсутствие жреческой касты, хранящей учения и предания древности, отняли у религии Эллинской и Римской всякий нравственный смысл, дозволив народной прихоти изменять беспрестанно первобытный тип каждого отдельного божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Довольно сложным представляется вопрос об уровне жизни и имущественном положении ближневосточных православных XVI–XVIII вв. Тема эта требует особых изысканий, имеющиеся данные разрознены и не репрезентативны. Вряд ли будет большой ошибкой утверждать, что в целом уровень жизни мелькитов был сопоставим с положением мусульманских податных сословий, хотя степень эксплуатации христиан была, конечно, выше за счет подушной подати. Имущественные различия внутри православной общины определялись, среди прочего, и географическим фактором, наличием областей с динамичной экономикой (Халеб до конца XVIII века, Горный Ливан, Средиземноморское побережье) и застойных районов (Внутренняя Сирия, Заиорданье, значительная часть Палестины). Христианские хроники говорят о богатстве или бедности жителей тех или иных местностей, 563 однако все это – субъективные суждения, и трудно сказать, что конкретно авторы их понимали под «бедностью» и «богатством». Существуют любопытные цифры, свидетельствующие об имущественной дифференциации в среде плательщиков джизьи (делившихся на три категории) в областях Иерусалима и Сайды. По состоянию на 1720-е – 1730-е гг. среднюю ставку налога уплачивали 80% не мусульман, высшую и низшую – по 10%. К 1804 г. произошло размывание «среднего класса», доля которого упала примерно до 60%, небольшое сокращение прослойки богатых (7–8%) и увеличение доли бедняков (32–34%). 564 Антиохийский патриарх во второй четверти XVI века установил фиксированные суммы выкупа за невесту, который подразделялся на 4 разряда (от 12 до 48 пиастров), 565 что может свидетельствовать о примерно четырехкратном разрыве в уровне доходов дамасских христиан. В реальности, видимо, этот разрыв был больше. Если расходы на свадебный обряд являются одноразовым актом, более-менее посильным даже для бедняков, то высшая и низшая ставка ежегодного сбора в пользу епископа, по данным К.М. Базили, в 1840-х гг. различалась в 25 раз в зависимости от доходов христиан. 566 Бейрутская летопись конца XVIII века упоминает, что местные христиане (одни из самых зажиточных в Сирии) ходили в парчовых платьях и вышитом кашемире; друзы, грабившие в 1772 г. дома и лавки бейрутских христиан, били дорогостоящую фарфоровую посуду и стекло, которые не могли унести с собой. 567 И. Лукьянов рассказывал, как живший в Рамле «греческой веры подьячий арап» угощал у себя всех православных паломников, шедших с караваном в Иерусалим, «а нас гостей было человек двести». 568

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одним из ужасных проявлений этого раздора было убиение более 13 тысяч христиан в 1860 г. Теперь Ливан управляется автономным генерал-губернатором (Сирия, в состав которой входит Ливан, принадлежит Турции) и друзы занимают в ней особый административный округ. Секты, о которых доселе у нас шла речь, имеют преобладающий политический, а не религиозный характер. Но в исламе с самых первых моментов его существования начались движения на чисто религиозной почве, возникшие из стремления понять и осмыслить вероучение ислама. Во всякой религии, лишь только она возникает, образуется традиционное направление, защищающее понимание религии соответствующее взглядам эпохи, т. е. именем религии, освящающее свои обычаи и свой установившийся строй, причём на самом деле в религии может быть много положений, порицающих и отрицающих эти обычаи и этот строй. Суннитское направление в Коране скоро стало освящением традиционных арабских устоев жизни, за исключением некоторых, которые Коран постепенно уничтожал (убийство девочек, употребление вина, кровавая месть). Как реакция против такого понимания вероучения возникали многие секты. Сектой, примыкающей к предыдущим, но заключающей в себе уже много и иных элементов, возникших из стремления удовлетворить чисто религиозные потребности, являются носавриды. Они – оппозиция антропоморфного понимания Корана, они – вместе с тем алиды и. именно сам Алий является для них боготворимым имамом. В положительном их учении много индийских —420— элементов, как, наоборот, элементы их учения проникли в индуизм. Божество для них абсолютная потенция, сила, энергия. Эта сила, удовлетворяя своё стремление к деятельности, создаёт мир. Это творение мира есть выход Бога из покоя в движение. Но по исполнении времени Бог из движения перейдёт в покой, и мир исчезнет. Мир управляется не Богом, он есть самораскрытие Бога, а пирами. Пиры – святые ислама. Древнейшие и важнейшие пять пиров: Магомет, Алий, Фатима, его жена, их дети – Гуссейн и Гассан. В честь пиров зажигаются лампады, им посвящаются цветы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В шиитском исламе сильно развился мистицизм и общины монашеского типа. Этому благоприятствовало то, что в районах Средней Азии (некогда областях Византийской империи) осело много сект христиан-монахов, которых привлекали неоплатонические идеи и тайные религиозные античные течения. Мистицизм в исламе выражается в попытке человека соединиться с Богом посредством изучения Корана, подчинения старейшинам и применения экзальтированной практики «зикр». «Зикр» является тщательно разработанными ритуалом и техникой страстной молитвы, сопровождающейся перечислением «имен» Бога. Используя специальные позы и движения, регулируя дыхание и концентрируя сознание, входя в экстаз, молящийся должен был устранить свое «я» и приблизиться к постижению Аллаха. Мистики в исламе называются суфиями или дервишами (в переводе – нищими), а их учение – суфизмом. Суфизм – это третье, мистическое и очень разнообразное направление в исламе. Цель суфиев – отречься от мирских привязанностей, научиться видеть во всем только Бога и достичь слияния с Его бесконечным существом. На протяжении IX–XIV веков образовались 12 главных братств, отличающихся особенностями устава и молитвенной практики. Во многих братствах коллективный «зикр» обязательно включал в себя и экстаз, достигаемый в своеобразном танце. Последователи известного философа-суфия и поэта Джалаледдина Руми назывались крутящимися дервишами. Вращение вокруг себя при сопровождении музыки приводило их в возбужденное состояние, которое они трактовали как соединение с Богом. Суфии существуют и поныне, в том числе и в нашей стране на Северном Кавказе. Некоторые направления суфизма смыкаются с демонизмом и местными формами язычества. Кроме того, есть еще более мелкие мусульманские направления, например: ваххабиты (Саудовская Аравия), друзы (Ливан, Сирия и Северный Израиль), алавиты (Сирия) и ахмадия (Пакистан). Наконец, ислам сыграл заметную роль в появлении двух новых религий: сикхизма и бахаизма. 2.1.5. Вероучение и предписания ислама Термин «ислам» означает « подчинение », покорность (воле Бога), а того, кто подчиняется, называют муслимом (отсюда «мусульманин»). Религию ислама можно разделить на вероучение (иман) и предписания (дин).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

87) Когда демоны увидят, что мы презираем вещи мера сего, не желая за них ненавидеть людей и отпасть от любви: тогда воздвигают на нас клеветы, дабы мы, не перенося огорчения, возненавидели клеветников. 88) Нет для души тяготы тягостнее клеветы; веру ли оклевещут, или поведение: и никто не может презреть сего, кроме того, кто, как Сусанна, на Бога взирает, единого сильного и от бед избавить, как ее избавил, и людям показать удостоверительно истину, как и о ней показал, и душу утешить надеждою. 89) Соответственно тому, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог удостоверительно открывать будет истину о тебе соблазнившимся. 90) По существу благ Един Бог; по настроению же души один Богу подражатель: ибо главная у него цель злых совокупить с благим по существу, чтобы и они сделались добрыми. Для сего будучи поносим, благословляет; гонимый, терпит; хулимый, утешает, убиваемый, молится за убивающих (1 Кор. 4, 12. 13). Все делает он, чтобы не отпасть от главной цели своей – любви. 91) Заповеди Господни научают нас благословно пользоваться вещами средними. Благословное же пользование средними вещами чистым делает состоянье души; чистое состояние души рождает рассудительность; рассудительность же рождает бесстрастие, от которого рождается совершенны любовь. 92) Тот еще не имеет бесстрастия, кто в случае искушения, не может оставить без внимания погрешность друга, в самом ли деле она есть за ним, или только кажется, что есть. Ибо скрывающиеся в душе такого страсти, возбуждаясь, ослепляют ум и не дают усмотреть лучи истины и различить доброе от худого. Не следует ли положить, что таковой не стяжал еще и совершенной любви, изгоняющей вон страх суда (1 Ин. 4, 18). 93) Верну другу несть измены (замены) (Сир. 6, 15): он несчастия друга почитает своими и подъемлет их вместе с ним, страдая даже до смерти. 94) Много друзей, но во время благоденствия во время же искушений едва найдешь и одного. 95) Всякого человека от души любить должно, упование же возлагать на одного Бога, и Ему единому служить всею крепостью. Ибо пока Он хранит нас: то и друзы все нам благоприятствуют, и враги все сделать нам зла не сильны. А когда Он нас оставит: то и друзья все от нас отвращаются и враги все берут силу над нами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/6...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости В пригороде Дамаска погибли 34 человека в результате взрывов в христианском квартале 29.11.2012 12:42 Версия для печати Дамаск, 29 ноября. По меньшей мере, 34 человека погибли 28 ноября в результате серии терактов в пригороде сирийской столицы – Джарамане, большинство жителей которого составляют христиане и друзы. Не менее 83 человек получили ранения, сообщает «Седмица» со ссылкой на kipa/apic и на проправительственный телеканал Addounia. Два начиненных взрывчаткой автомобиля взорвались в 6:40 по местному времени. Вскоре после этого в городе сработали еще 2 взрывных устройства. Ответственность за взрыв пока никто на себя не взял. Предполагается, что за терактами стоят мусульмане-сунниты, воюющие против режима Асада, т.к. в города проживают его сторонники. Последний теракт стал уже, как минимум, третьим за ноябрь в Дамаске. Предыдущие 2 нападения унесли из жизни более 20 человек, были ранены около 130 человек. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 08.06.2023 13:57

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Общность человеческого рода, по исламским верованиям, в первую очередь основана на религиозных началах, даже общее происхождение всех людей от праотца Адама не является главным условием родства. Общность вторична по отношению к событию первого богообщения, имевшему место до рождения потомков Адама. Об этом повествует довольно таинственный аят Корана: «И вот, Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и заставил их свидетельствовать о самих себе: “Разве не Господь ваш Я?” Они сказали: “Да, мы свидетельствуем…” Чтобы вы не сказали в день воскресения: “Мы были небрежны к этому”» (7: 171 (172). Далее в указанном отрывке объясняется, что в день Суда никто из людей не сможет оправдаться происхождением или иными условиями, препятствующими им веровать в Аллаха, поскольку еще до их рождения был заключен некий договор, который предполагает, что в человеке заложена монотеистическая религиозность: «“Душа по природе мусульманка”, – сказали бы мы, перефразируя Тертуллиана » 114]. Суфии, а также ряд ответвлений шиизма (исмаилиты, друзы, алавиты и др.) толкуют указанное место из Корана и ряд других аятов в пользу исповедуемой ими теории переселения душ («танасух») 27 . Официальные течения исповедуют однократность земной жизни человека, за которой последует смерть, воскресение и последний Суд. Основная проблема современной исламской антропологии – разработка понятия личности. В исламе отсутствует идея о творении человека по образу и подобию Бога, поэтому обоснование уникальности человеческого существа утверждается с иных позиций, чем в христианстве. Современные публицисты, выступающие с точки зрения ислама, считают, что основными, исконными антропологическими категориями, данными человеку при творении, являются сознание, воля и совесть. Они создают антропологию личности с опорой в основном на два понятия – воля и сознание, которые отличают человека от животного, делают его способным к созданию культуры, преображению мира. Совесть, несмотря на признание ее в качестве общечеловеческого свойства, уходит скорее на второй план, потому что в исламе человек не моральное существо, как в китайской культуре, а в первую очередь разумное, волевое и созидающее (государство, правовые нормы, общину, технику, культуру и т. д.).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010