Давид стал подыматься на гору Элеонскую и плакал, покрыв одеждой грустное лицо; за ним восходили все люди на Элеон, и плакали также, оставляя за собой Иерусалим. Удар за ударом постигал Давида; он отражал их кротостью и смирением: ему пришли сказать, что бывший его советник в числе мятежников; он отвечал только: «Господь да разрушит совет Ахитофела!» На встречу Царя вышел первый друг его Хусий, в разодранной одежде, с пеплом на голове, и Давид сказал ему: «если пойдешь со мной, будешь мне только в тягость, но иди, предайся сыну, и разрушь совет Ахитофела, вместе с двумя Иереями, от которых буду ожидать вести.» – Повиновался Хусий, и в одно время с Авессаломом взошел в Иерусалим. Далее, за горой Элеонской, Сива, данный Давидом в услужение сыну Саулову, Мемфивосфею, встретил бегущего, с корзинами хлеба, фиников, гроздий, и с мехом вина для ослабевших в пустыне. «Где сын господина твоего?» спросил Царь, «в Иерусалиме, отвечал Сива, ожидает, что дом Израилев возвратит ему царство отца!» Тяжкой показалась Давиду такая неблагодарность; он отдал Сиве все достояние изменника. Но его ожидало в бегстве испытание, более горькое, от неприязненного дома Саулова. – Семей, один из рода бывшего Царя, вышел на дорогу в Вафуриме, и с проклятиями стал метать камни в Давида, хотя сильные мужи шли по сторонам владыки: «изыди, изыди, муж крови, муж беззакония, взывал безумный Семей, Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, ибо ты воцарился вместо него; Господь отдал царство в руки сына твоего Авессалома, а ты в озлоблении муж крови!» Исполнилось яростью сердце Авессы, брата воеводы Иоава: «как смеет мертвый пес сей проклинать моего Царя? Воскликнул он, пойду и отсеку ему голову;» но кроткий Давид остановил Авессу: «что мне и вам сыны Саруины? Сказал он, оставьте его, пусть проклинает, как внушил ему Господь проклинать Давида; кто скажет Господу, зачем допустил сие?» потом, обратясь к отрокам своим, говорил им: «вот сын мой, изшедший из моей утробы, ищет души моей! – кольми паче может искать её сын Вениаминов! Оставьте его проклинать меня, как внушил ему Бог; быть может призрит Господь на смирение мое и воздаст мне благое, вместо нынешней клятвы.» – Так говоря, продолжал путь с людьми своими, и шел дорогой, а стороной шел Семей по верху горы, не переставая проклинать и метать в него камни и прах, доколе утружденный Давид не достиг к ночи места упокоения.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Деян. 17:7 . Мудрое слово Господа понравилось Пилату (ср. Феофил. и Злат.). С этого, т. е. слова, по действию этого слова (ср. 6:66), и с этого времени Пилат искал отпустить Его. Так как и ранее сего Пилат изъявлял желание отпустить Господа, то выражение евангелиста означает, что с этого времени Пилат особенно решительно вознамерился и употреблял усилия отпустить Господа. В чём состояли эти усилия, евангелист не говорит, но они не привели к цели, и решимость оставила Пилата перед угрозами иудейского Синедриона. Обвинители, видя, что никакие обвинения их не действуют на прокуратора, решились прибегнуть к крайнему средству – угрозе обвинить самого прокуратора в измене римскому императору. Тогдашний император или кесарь римский Тиверий был жестокий и подозрительный деспот. Доносы в измене величеству были принимаемы им с большой благосклонностью (Тацит, Annal. III, 38), и таким доносом решились пригрозить Пилату обвинители Господа, если он отпустит Его. – Ты не друг Кесарю: т. е. неверен, изменник императору, если не присудишь к смертной казни того, кто выдаёт себя за царя (делает себя царём, ср. 10:33) и, следовательно, бунтует (якобы) против императорской власти. 13. Ин. 19:13 . Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Мф. 27:19, 24 ; Деян. 25:6 . 14. Ин. 19:14 . Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Ин. 19:31 ; Мк. 15п.; Мф. 27:45 . 15. Ин. 19:15 . Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Ин. 19:6 ; Лк. 23:18 ; Деян. 3:13 . 16. Ин. 19:16 . Тогда, наконец, он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. Мф. 27п., 27 п., 32 д. Услышав это слово: этой угрозой дело было окончено, твёрдость и решимость оставили римского чиновника, опасение за свою жизнь превозмогло, и – предание Господа на распятие было решено. Пилат формально и торжественно оканчивает суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Другой раз Господь через пророка Самуила повелел Саулу идти войной на амаликитян и истребить всех жителей и все их имущество. Но Саул выбрал все лучшее в стадах амаликитян и пощадил их царя. Когда пришел пророк, Саул сказал ему: «я исполнил повеление Господне». А Самуил спросил: «почему же я слышу блеяние овец и мычание волов?» – «Народ пощадил лучших овец и волов, чтобы принести их в жертву», – ответил Саул. Тогда Самуил сказал ему: «послушание лучше жертвы, а противление такой же грех , как и идолопоклонство. За то, что ты отверг повеление Господа, и Господь отверг тебя и отдаст царство ближнему твоему, который лучше тебя». 44. Помазание на царство Давида После отвержения Саула Господь сказал Самуилу: «наполни рог твой елеем и иди в Вифлеем к Иессею; между его сыновьями Я усмотрел Себе царя». Самуил пришел в Вифлеем и совершил торжественное жертвоприношение, к которому пригласил и Иессея с сыновьями. Первым пришел старший сын; он был красив лицом и высок ростом; Самуил подумал: «верно, этот–помазанник Божий». Но Господь сказал: «Я избрал не его, ибо смотрю не так, как люди. Человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце». Иессей подвел к Самуилу одного за другим еще шесть своих сыновей, но ни на одного из них не указал Господь. Тогда пророк спросил Иессея: «все ли твои дети здесь?» Иессей ответил: «есть еще меньший, Давид; он пасет овец». Самуил велел привести и его. Когда пришел Давид, Господь сказал пророку: «это избранник Мой, помажь его». Самуил возлил на Давида священный елей, и Дух Божий сошел на него. После отвержения Богом Саула, его стал мучить злой дух, повергая его в тоску. Приближенные посоветовали царю развлекаться музыкой и указали на Давида, как искусного в игре на гуслях. Саул пригласил Давида и сделал его своим оруженосцем. Когда на Саула нападала тоска, Давид играл на гуслях, и у царя становилось легче на душе. 45. Победа Давида над Голиафом Не мечом и копьем спасает Господь ( 1Цар. 17:47 ). В царствование Саула евреи часто воевали с филистимлянами. Во время одной из таких войн, когда войска стали друг против друга, из стана филистимского выступил великан, по имени Голиаф, и кричал евреям: «зачем вам всем сражаться? Пусть кто-нибудь из вас выйдет против меня, и если он убьет меня, филистимляне будут вашими рабами; если же я одолею его, то вы будете нашими рабами». Сорок дней, утром и вечером, выступал этот великан, смеялся над евреями и поносил имя Бога еврейского. Царь Саул обещал большую награду тому, кто победит Голиафа, но никто из евреев не смел выступить против великана.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Его полководцы, после множества кровавых и ужасных войн, среди которых погиб весь род александров и все связи родства подверглись самому бесстыдному осквернению, присвоили себе каждый какую-нибудь область его державы и сделали их независимыми царствами (см. подроб. об этом выше, при объясн. 7:6, 8:5–8). От александровой монархии переходя к царствам, возникшим на развалинах её, откровение останавливается только на царствах Сирийском и Египетском и подробно предызображает их взаимную борьбу, между прочим, из-за первенства и господства над лежавшей между ними святой землёй. «И усилится, – читаем в этом откровении, – царь южный (египетский) и один из князей царя южного пересилит его и будет владычествовать, и велико будет владычество его. Но через несколько лет они (царь южный и северный – сирийский, бывший прежде князем царя южного) сблизятся», или вступят в союз между собой. Вступление в союз совершится через то, что «дочь царя южного придёт к царю северному (как супруга его, или иначе, выйдет за него замуж), чтобы установить правильные отношения между ними», на место хитрой и коварной политики во взаимных друг к другу отношениях царей северного и южного водворить между ними прямоту и правдивость отношений: «но она не удержит сил мышцы», или собственно сил руки. Рука есть образ помощи, содействия; и мысль в словах такая: она не будет иметь силы на то, чтобы оказать то содействие для дела, какое должен был доставить брак её с царём северным, она не в силах будет установить через брак свой искреннюю прямоту союза царей, – «не устоит и род её; но преданы будут как она, так и сопровождавшие её (вообще все содействование браку её с царём северным) и рождённый 77 ею и помогавшие ей в те времена» ( Дан.11:5–6 ). Исторически предсказание исполнилось таким образом: один из полководцев Александра Македонского, Птоломей Лагов, при разделении Греко-Македонской монархии на отдельные царства, получил себе в управление Египет и сделался основателем Египетского царства. Вскоре после этого, а именно в 312 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Засвидетельствовали греки и арабы истинность (сказанного) и признали, что они говорят правду. Но произошел также спор между ними. И сказали князья казарские: «Вот есть пещера в долине Тизул 736 . Достаньте нам книги, которые там находятся, и истолкуйте их перед нами». И они так сделали и вошли внутрь пещеры, и вот там (оказались) книги закона Моисеева, и истолковали их мудрецы израильские согласно первым речам, которые они высказали. И покаялись израильтяне вместе с людьми казарскими полным раскаянием 737 . И стали приходить иудеи из Багдада и Хорасана 738 и земли греческой и поддержали людей страны, и те укрепились в завете отца множества. И поставили люди страны одного из мудрецов судьей над собою. И называют они его на казарском языке каганом 739 ; поэтому называются судьи, которые были после него, до настоящего времени каганами. А главного князя казарского они переименовали в Савриила и воцарили царем над собою 740 . В нашей стране говорят, что предки наши происходили из колена Симеонова, но мы не знаем, верно ли это 741 . И заключил царь союз с нашим соседом, царем алан, так как царство алан (было) сильнее и крепче всех народов, которые (жили) вокруг нас, (и) так как сказали (себе) мудрецы: «Как бы не поднялись народы войною против нас и не присоединился также и он к нашим врагам». Поэтому [он заключил с ним союз, чтобы оказать помощь] в беде друг другу. И был ужас [божий на народах, которые] кругом нас 742 , так что они не приходили (войною) на казарское царство. [Но во дни царя Вениамина] 743 поднялись все народы на [казар] и стеснили их [по совету] 744 царя македонского. И пришли воевать царь Асии 745 и тур[ок] 746 ... и Пайнила 747 и Македона; только царь алан был подмогою [для казар, так как] часть их (тоже) соблюдала иудейский закон 748 . Эти цари [все] воевали против страны казар, а аланский царь пошел на их землю и нанес им [поражение], от которого нет поправления, и ниспроверг их господь пред царем Вениамином. Также и во дни царя Аарона воевал царь аланский против казар, потому что подстрекнул его греческий царь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заслуживает особой оценки тот весьма примечательный для библейской философии права, но редко цитируемый факт, что именно государственная и, естественно, языческая власть персидского царя Артаксеркса Лонгимана санкционирует Закон Моисеев. Оказав финансовую поддержку, перс поручает священнику Ездре принудить иудеев к выполнению Закона, а затем ставит его во главе народа: «Ты же, Ездра, по премудрости Бога твоего, которая в руке твоей, поставь правителей и судей, чтоб они судили весь народ за рекою – всех знающих законы Бога твоего, а кто не знает, тех учите. Кто же не будет исполнять закон Бога твоего и закон царя, над тем немедленно пусть производят суд, на смерть ли, или на изгнание, или на денежную пеню, или на заключение в темницу» (Езд. 7: 25–26). Итак, мы видим, как государство, пускай и языческое, выполняет свою Богом установленную функцию – удерживать человека от зла. Материально бедное, духовно искалеченное пленом, но – главное – забывшее веру отцов, закон Моисеев, ставшее полуязыческим еврейское население Иерусалима и его окрестностей особо в этом нуждалось. После тщательного расследования Ездрой было обнаружено, что даже многие священники и левиты взяли себе в жены язычниц. Придя в ужас от увиденного в Иерусалиме, «плача и повергаясь пред домом Божиим» (Езд. 10: 1), властью языческого персидского царя он предпринял даже по ветхозаветным понятиям жестокие меры: был издан указ, согласно которому не отпустившие чужеземных жен в три дня лишались имущества и гражданства . Разумеется, божественный идеал государства был осознан евреями далеко не сразу, постепенно и промыслительно раскрываясь через поворотные исторические события сменяющих друг друга эпох. Однако Творец истории Господь открывал этот идеал и иным образом: через Своих харизматических вестников. Будучи «устами Божиими», пророки сформировали богословие Израиля , охватывающее все сферы личного и общественного человеческого бытия. По этой причине для познания образа идеального государства для нас особо важны писания пророков – ведь именно они, активно обращаясь к социуму и власти, по сути, становились общественными деятелями. В последних главах своей книги пророк Божий Иезекииль описывает Новый Иерусалим, который может считаться пророческим идеалом государства. Принципиальным в изображении пророка Иезекииля является то, что это будет по-прежнему монархия, однако в то же время царю указывается его место в теократическом полисе вне святой Сионской горы, в центре которой расположен храм. Это легко объяснимо: «В прежние времена Иерусалимский храм был, по сути дела, частью дворцовых построек; храм же Иезекииля расположен в сердце города и отделен от всего мирского. В этом прямое указание на центральную роль веры в жизни общества. Удаляя царский дом со святой горы, пророк тем самым обуздывает стремление кесаря завладеть Божиим. Даже усыпальницам монархов не место у стен святилища» .

http://pravoslavie.ru/71506.html

И мы должны объединить Русский народ, чтобы он не ушел из ограды Церкви искать другого объединения. Вот мы составили Собор Церковный, сильный и мощный. И этот Собор должен изыскивать и наметить путь объединения Православных Русских людей около Церкви Христовой. Этим путем объединения должно стать Братство Святой Христовой Руси имени Святого Владимира. Надо принять этот идеал, вложить его в умы и сердца и с верой осуществить. Тогда Братство действительно станет истинным нашим Центром, к которому мы придем не только сами, но и привлечем всех близких нам, подготовляя себя и друг друга к служению на спасение нашего святого Отечества для прославления и возвеличения значения нашей Православной Истинной Христовой Церкви на земле, а души наши приготовим к вечности. Человеческая слава и лилия. (Легенда о лилии) 485 «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут? Не трудятся, не прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них». Мф.6: 28–29 Древний мир превыше всех земнородных [чтит] иудейского царя Соломона. И действительно, царь Соломон прославил великою славою народ свой, он победил всех своих врагов, он был славен своим умом, прозорливостью и правосудием. Он прославился как мудрый царь вдохновенный поэт и философ. Его царский двор блистал великолепием и ослепительной роскошью. Во всем мире не было властителя, блиставшего такой славой, как царь Соломон, сын царя и пророка Давида. Из пустынной Аравии приехала в Иерусалим царица Савская, чтобы подивиться неслыханной славой царя Соломона. Когда вошла царица Савская в зал пышного дворца Соломонова, то она была ослеплена необыкновенной роскошью: Соломон сидел на богато украшенном троне из слоновой кости, усыпанном драгоценными камнями. По сторонам трона стояли золотые изваяния львов. Трон окружала блестящая свита царских телохранителей. Сам царь Соломон сиял красотой и был одет в златотканые пурпуровые одежды. Полуденное солнце Палестины своими лучами заполняло тронный зал, где стены, потолок и пол – все играло драгоценным блеском алмазов и других камней, коими был украшен весь зал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

И он тотчас же дал писания Дионисию, архистратигу его войска, который тоже боялся Бога, и тот послал их из Антиохии новым комитам и игемонам из всех епархий его царства. Они сделали . . . согласно повелению царя Константина во второй день тобе и отпустили исповедников-мучеников, мужчин и женщин, вдов, сирот и остальных, епископов, и пресвитеров, и диаконов, и монахов, начальников, воинов, в общем, всех, кто был заключен во имя Иисуса Христа. Они вышли из своего мучения и принесли первую просфору второго числа месяца тобе во всем его царстве, согласно тому, как царь повелел Дионисию, его архистратигу. И прославилось имя нашего Господа Иисуса Христа. Аминь. Он же, царь, еще не принял крещения. После прославления Христа пришел к нему Михаил, архангел небес, наставив его: «Пошли в Египет за святыми, семьюдесятью двумя числом, чтобы они пришли, и окрестили тебя, и наставили в вере твоего спасения». Сделал царь согласно всему, что повелел ему ангел Господень. Он послал и доставил их, и они научили его и всех его домашних, и крестили его со всеми его (присными), и совершили вместе с ним приношение просфоры спасения. Они благословили его, и он отпустил их, чтобы они отправились в свою страну . . . Каждого он послал на его престол с миром. Царь Константин воссел на престол своего царства и боялся Бога, воздавая Ему славу. Услышали цари персов о тех (событиях) , которые произошли с Диоклетианом, и каким образом он умер. Они исполнились безумия, потому что Диоклетиан давал им дары каждый год для славы их богов. Когда же Константин овладел царством, он не давал им ничего и их богов не искал (т. е. не желал снискать их милости путем жертвоприношений), но только веры в нашего Господа Иисуса Христа, потому что был праведным. Встали же цари персов, собрались со всем их войском и пришли на реку Тигр. Встал и Константин, собрал свое войско из воинов, которых нашел в Антиохии, потому что надеялся на Господа своего Бога. Он переправился – он и его войско с ним – через Тигр реку и вошел в страну персов. Они (т. е. римляне и персы) стали, чтобы сражаться друг с другом. Когда же увидели римляне великое войско Персии, они испугались, и побежали, и бросили царя одного. И окружили его колесницы персов, чтобы убить его. Тотчас же вошел ангел Бога с облаком светлым в среду персов, схватил его колесницу и его лошадь и принес его в Константинополь порывом своего духа. Царь, увидев, что Господь сотворил с ним, повелел, чтобы написали облако и коня, на котором он сидит, всем в его царстве в память о чудесах Господних, которые Он сотворил с царем Константином, (слишком) чудесные, чтобы их рассказывать. И повелел царь Константин построить стены Константинополя и воздвигнуть их вместе с домом царя. Он нарек ему имя «Город Спасения».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Но остерегайся; ты прежде солгал, не греши вперед, да не горше ти что будет ( Иоан. 5,14 ). И так сказав, он взял воды, и омыл свои руки и ноги связанные. И сказал ему: «иди, окропи его, как и прежде». И пошел этот мусульманин с радостью, я нашел свою жену и сына и людей дома своего, лаявшими по-собачьи друг на друга. И сталь он у входа в свой дом и сначала воззвал: «во имя Отца и Сына и Святого Духа, в которого верует Филипп и я верую, выйдите из дома моего духи нечистые». И так говоря, окропил всех. Тогда убежали бесы из нихи стало спокойно в доме. Потом взял мусульманин людей дома своего, и всех детей своих, и всех людей дома своего и пошел к отцу нашему Филиппу. И придя к нему, они уверовали в Господа нашего, и он крестил их всех, и повелел приобщиться телу и крови Христовой. И приобщившись, вернулись в мире в свои дома, и прожили до дня смерти своей в вере Христовой. Потом повели его на остров оз. Зевай. И когда исполнилось 6 месяцев с тех пор, как он был связан, f.191. послал царь слуг привести отца вашего Филиппа, и привели его. И сказал ему царь: «И теперь ты не соглашаешься со мной?» Он сказал: «из-за чего мне соглашаться с тем, что ты сказал: «вкушайте в среду и пяток? Если я соглашусь с тобой и буду поступать так, то лучше мне умереть». Услышав это, царь разгневался и сказал относительно Филиппа и всех православных людей, которые были согласны с отцом нашим, и повелел разлучить их и сказал: «пусть отойдут мои воины от тех людей, которые согласны с этим монахом, чтобы нам сразиться с теми людьми, которые противны, и пребывают в решении этого монаха». И тогда спустились православные, увенчанные корой дерева, говоря: «мы – народ Божий», тогда как воины царя спустились, увенчанные merwäja, говоря: «мы воины царя». И было число людей Божиих 1,000 мириад, а воинов царя 300 мириад. И приказал царь привести ему коня, чтобы ехать на битву. Тогда встала царица и побежала в его палатку, растерзала одежды свои, схватила его и сказала: «правда ли, что ты сказал: «я сражусь с людьми Божиими»? Нехорошо это».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Об этом нам очень мало известно. Место пребывания грешников после частного суда Евангелие называет, во-первых, " адом " (Лк. 16, 23, Деян. 2, 51). " Ад " (греч. — ades) буквально означает " место, лишенное света " . В Писании оно также называется " преисподними местами земли " (Еф. 4, 9), просто " преисподней " (Флп. 2, 10), " тьмой кромешной " (Мф. 22, 13; 25, 30), наконец, " темницей духов " (1 Пет. 3, 19). В православном исповедании (Чл. 68) сказано, что грешники пребывают " в местах осуждения и гнева Божия " . Как описывает это состояние Свщ. Писание? Прежде всего, это состояние удаления от Бога. Господь говорит грешникам: " ...отойдите от Меня, делающие беззаконие " (Мф. 7, 23). Грешники, в отличие от праведников, не имеют покоя: " ...червь их не умирает, и огонь не угасает " (Мк. 9, 44). Причиной этих мучений являются угрызения совести и неудовлетворимая страсть. Ап. Павел говорит об этом состоянии: " Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое... " (Рим. 2, 9). Скорбь и теснота усиливаются ведением о блаженном состоянии праведников, сознанием невозможности выйти из места мучения, ибо " ...утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут... " (Лк. 16, 26). Это различие в состояниях между праведниками и грешниками и невозможность по своей воле перейти из одного состояния в другое было уже в ветхозаветном шеоле. Хотя в шеоле пребывали и праведники, и нечестивые (Пс. 88, 49; Иов. 30, 23), тем не менее находились они в различном состоянии. После сошествия Христа во ад праведники были Им из шеола изведены (1 Пет. 3, 18-20). Грешники в аду также общаются между собой и друг друга узнают. Например, в Ис. (14, 9-10) говорится о сошествии во ад царя вавилонского, где его узнали. Аналогичное повествование имеется в Иез. (31, 16-17) — сошествие во ад царя ассирийского и в Иез. (32, 21) — сошествие во ад царя египетского. Но несмотря на то, что общение возможно и для грешников, это общение, в котором нет Бога, не приближает их к Престолу Божию. 1.4. Молитвы Церкви за усопших

http://sedmitza.ru/lib/text/443344/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010