Беседы на слова пророка Исаии Беседа 1. В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном ( Ис.6:1 ). Беседа 2. На слова пророка Исаии 2В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном» ( Ис.6:1 ). И о том, что не должно оставлять без внимания ни времени, ни даже единой буквы божественных Писаний. Беседа 3. На первую (чит. вторую) Паралипоменон, где говорится: возгордилось сердце Озии ( 2Пар. 26:16 ), также о смиренномудрии и о том, что добродетельному не следует быть самонадеянным, и о том, сколь великое зло – гордость. Беседа 4. На слова пророка Исаии «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном»; похвала городу Антиохии и вдохновенное обличение запрещающих брак. Беседа 5. На слова пророка Исаии «В год смерти царя Озии видел я Господа», и доказательство того, что справедливо наказан был проказою Озия, недостойно кадивший, что позволительно не царям, а священникам. Беседа 6. О серафимах. На слова пророка Иеремии «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» ( Иер.10:23 ). Объяснение того, что неясность пророчеств о Христе, язычниках и отпадении иудеев полезна. Еще о неясности Ветхого Завета и о человеколюбии Божием и о том, что не должно осуждать друг друга. ТОЛКОВАНИЕ НА ПРОРОКА ДАНИИЛА Глава 1. Глава 2. Глава 3. Глава 4. Глава 5. Глава 6. Глава 7. Глава 8. Глава 9. Глава 10. Глава 11. Глава 12. Глава 13. Беседа, сказанная в великой церкви после того, как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего» ( Ин.5:19 ). Беседа о Мелхиседеке. Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении. Беседа о воздержании. Об утешении при смерти Слово первое. Слово второе. Обозрение книг Ветхого Завета Введение. Обозрение книги Бытия. Обозрение книги Исход. Обозрение книги Левит. Обозрение книги Чисел. Обозрение книги Второзакония.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В квартире жителей Томска, пенсионеров Валентины Ивановны и Алексея Ивановича завелся домовой. На пол начала падать мебель, биться посуда. Кто-то неведомый начал портить вещи, на стенах появлялись и исчезали порой даже угрожающие надписи. В квартире побывали десятки различных специалистов, а две женщины, обладавшие экстрасенсорными способностями, вступили с духом в контакт. Этот пример довольно однозначно говорит о потусторонности феномена полтергейста. Дух, дающий экстрасенсорные способности, — это ведь тоже дух сатанизма. Два родственных духа узнали друг друга и вступили в контакт. Интересны в этом случае еще и надписи на стенах. В Библии мы тоже имеем описание одного появления надписи на стене. В книге пророка Даниила в пятой главе описан случай, когда Бог надписью на стене предупредил царя Валтасара о Своем суде над ним. «Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища Дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его, — пили вино и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных. В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала» ( Дан.5:3-5 ). Это явление привело царя в неописуемый страх. Он созвал всех своих мудрецов, обаятелен и гадателей и потребовал объяснения этого явления и толкование этой надписи. Но, кроме пророка Даниила, никто не смог этого сделать. Он известил царя о грядущем суде Бога. «И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего… За это и послана от Него кисть руки и начертано это писание» (5:22,24). Мы знаем, что сатана во всем пытается подражать Богу. Мартин Лютер назвал его «великой обезьяной Бога». Хотя его действия носят для человека непонятный и порой даже угрожающий характер. Если Бог известил когда-то царя Валтасара о Своем решении именно таким образом, то почему же сатане не сделать то же самое сегодня? Еще один особенно жестокий пример действия нечистой силы. Домовой под именем «Катька» поселился в доме семьи Егорченковых после Рождества. С хозяевами дома невидимая гостья объясняется посредством довольно безграмотных, чаще всего ругательных записок, которые материализуются прямо из воздуха. Она угрожает им, бьет стекла, швыряет предметы, зажигает спички. Измученные хозяева пригласили в дом даже местное начальство, но «Катька» поиздевалась и над ними. Такое имя ей дали не хозяева, она сама так подписывает свои послания.

http://sueverie.net/okkultizm-vzglyad-po...

Видение первое. «И было в год смерти царя Озии: видел я Господа, сидящего на престоле высоком " 34 [И было в год смерти царя Озии: видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и дом полон славы Его. И серафимы стояли вокруг Его; шесть крыл у одного и шесть крыл у другого: двумя закрывали лица свои, двумя закрывали ноги свои и двумя летали. И взывали они друг к другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его! И поднялось наддверие от голоса восклицающих, и дом наполнился дымом. И сказал я: о, я окаянный, я огорчен, потому что я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами, и глазами моими видел Царя, Господа Саваофа! 35 ] 36 I. Пока царь Озия был жив, пророк Исаия не мог увидеть видение. Ведь Озия был грешником, он совершил зло перед очами Господа 37 и преступил веление божественного закона. Он вошел в храм 38 и Святая Святых, но его изгнали оттуда во двор из-за этой проказы, так что ему пришлось выйти из города и оказаться в числе нечистых. Значит, такой правитель души должен умереть, чтобы мы могли видеть видение Божие, – ведь не зря написано: «В год смерти 39 царя Озии видел я Господа» 40 . В каждом из нас живет Озия, он же Фараон, и мы не можем [спокойно] вздохнуть, трудясь на египетских работах 41 . Когда же он умрет, тогда вздохнем спокойно, как написано в Исходе. Пока жив Озия, мы не увидим славу Божию 42 , но со смертью Озии увидим ее – сразу, как только он умрет. Именно это нужно для того, чтобы в нас воцарилось Его Слово, сказавшее: «Он поставил Меня царем " 43 , – и не воцарился гнев. Ведь есть и царь греха 44 . Зная это, апостол сказал: «Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле» 45 . Несчастен человек, которым правит грех , человек, который такому себя предает царю, презирая царство Бога и подчиняя себя удовольствию. Поэтому любитель удовольствия не любит Бога, и о таких говорит апостол: «Более сластолюбивы, нежели боголюбивы». Притом это сказано не про совсем неверующих, а про тех, кто, хотя и пребывают внутри [Церкви] (intrinsecus commorantur), «более сластолюбивы, нежели боголюбивы 46 , имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Возвращаясь к речи Рабсака, мы видели, что он вызывал на ответ или спор жителей Иерусалима, но.... 21 . Но они молчали и не отвечали ему ни слова, потому что от царя было приказание: не отвечайте ему. Это молчание народа очень торжественно; оно настолько было знаменательно, и значение его настолько было понятно посланному Ассирии, что он не продолжал далее ни своей речи, ни переговоров.... „и возвратился Рабсак“.... ( Ис. 37:8 ). Зловещее молчание означало, что в случае осады, город будет защищаться до последней крайности. – Во время исхода, когда Израильтяне находились в безвыходном положении, между колесницами приближающагося фараона и Чермным морем, Господь приказал сказать народу: „Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны“ 1220 . Один Господь знает те пути, которыми Он спасет тех, кого хочет спасти. Так и в то время, когда Рабсак, а позже в письме своем Сеннахерим произносили хулы на Вечного и хвалились своею силою, кто мог знать, что армия погибнет в одну ночь? Вера знала только одно: „Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны“. Народ по приказанию царя молчит, соединенный в эту минуту одною общею мыслию с царем и одною верою в помощь Всевышнего. Другого рода протест против хулы совершают действием посланные царя. 22 . И пришел Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Севна писец, и Иоах, сын Асафов, дееписатель, к Езекии в разодранных одеждах и пересказали ему слова Рабсака. Если не вся эта глава, то уже наверное этот стих выписан буквально из подлинной ежедневной записи царей Иудейских. Приведенные в 22 стихе оффициальные титулы лиц свидетельствуют, что мы имеем дело с подлинным документом. Перед царя можно было приходить лишь в праздничной одежде; разодранная одежда знаменовала бедствие и горе: в данном случае, слышавший хулу, чтобы не быть причастным этому преступлению, раздирает одежды свои в знак того, что горе и отчаяние безсилия овладели им, – так как он сам не может отомстить за слышанную им хулу на имя Бога своего. 1190 Так Роулинсон, Шрадер, Опперт и друг. По поводу чтения имени Син- акхи-ириб, которое до времени (хотя неуверенно) предложено Ассириологами, (так Шрадер и Опперт), мы заметим, что оно близко подходит к чтению Геродота: Санахарибос. Что же касается замены буквы б, буквою м, то она сделана Греческим переводом семидесяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Грех идолопоклонства, то есть нарушение второй заповеди Декалогия, Бог не мог простить даже Своему любимцу царю Соломону. Под старость люто согрешил Соломон Господу Богу, пойдя на поводу у своих жен-язычниц: поставил по их желанию на вершинах гор капища идолам Хамосу и Молоху, Астарте и Милхому, и его жены стали кадить пред своими богами ладаном и приносить этой мерзости жертвы. Из-за этого пришло наказание Господне, причем удивительное наказание, осуществившееся на сыне Соломона Ровоаме. Царство Соломоново разделилось, но не поровну. За Ровоамом осталось всего два племени, а остальные племена израильские подпали под власть Иеровоама, бывшего слуги царя Соломона. Разделенный таким образом на два царства народ на протяжении тысячелетия находился в состоянии междоусобных войн; люди ненавидели и презирали друг друга, пока не пропали оба этих царства. Кара за убийство – самоубийство. Некий Замврий, слуга израильского царя Илы, восстал против господина своего, убил его в царских покоях и провозгласил себя царем. Однако недовольный народ назвал царем своим военачальника Амврия. Узнав об этом, Замврий вошел... и запалил за собою царский дом огнем и погиб за свои грехи, в чем он согрешил, делая неугодное пред очами Господними ( 3Цар. 16:18–19 ). Кара за отпадение от Бога – засуха и голод. Царь Ахав и супруга его Иезавель отпали от истинного Бога и стали немилосердно преследовать верующих в единого Господа. Пророк Илия предрек, что в Самарии не будет дождя три с половиной года. От засухи и голода пострадало много народа, пало множество домашнего скота. И все эти беды случились по причине страшного греха царя Ахава. Таким образом, исполнилась угроза Господа: И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобой железом ( Втор. 28:23 ). Кара за обращение за излечением к диаволу – смерть. Случилось так, что царь Охозия упал с верхней террасы дворца и слег в постель. Болезнь не отступала, и тогда царь послал своих людей в Аккарон к Веельзевулу, чтобы спросить, поправится ли он. По пути встретил посланцев царя пророк Илия и гневно спросил: Разве нет Бога в Израиле, что вы идете вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское? ( 4Цар. 1:3 ). А царю Охозии пророк Илия предрек: с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь ( 4Цар. 1:4 ). Так и было. Летописец записал: И умер он по слову Господню, которое изрек Илия ( 4Цар. 1:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Еврейское слово пророки, то есть nebeim LXX перевели лжепророки, чтобы более уяснить смысл; но в настоящем месте сказано пророк, то есть nebia, а не лжепророк. Было же это слово Господне при царе Седекии, в четвертый год его царствования, в пятый месяц (когда пророк Иезекиль еще не пророчествовал в Вавилоне к переселенным вместе с Иехониею). Анания в храме Божием смело говорит против пророка, так как обещает народу благоприятное, а ложь, особенно обещающая приятное, слушается охотно. Иеремия говорил, что и прочие оставленные Навуходоносором сосуды как храма, так и дома царского и всего народа, будут перенесены в Вавилон; а этот, напротив, обещает, что и перенесенные будут возвращены. Ст. 3–4. Которые взял Навуходоносор, царь Вавилонский, с места сего и перенес в Вавилон, и Иехонию, сына Иоакима, царя Иудейского, и всех переселенных Иудеев, пришедших в Вавилон, Я возвращу на место сие, говорит Господь; ибо сокрушу ярмо царя Вавилонского. Вместо этого LXX перевели: Иехонию и переселенцев Иудейских; ибо Я сокрушу ярмо царя Вавилонского, кратко излагая более смысл, чем выражения еврейского подлинника. Анания, казавшийся тогда народу пророком, обещает, что не только сосуды, но и царь Иехония будет возвращен в Иерусалим, и что ярмо царя Вавилонского будет сокрушено, то есть царство его будет разрушено и что все это произойдет в течение ранее двух лет, – чтобы близостью исполнения обещания увеличить силу радости. Ст. 5–6. И сказал Иеремия пророк Анании пророку в глазах священников и в глазах всего народа, стоявшего в доме Господнем. И сказал Иеремия пророк: аминь! да сотворит так Господь, да исполнит Господь слова твои, которые ты пророчествовал о возращении сосудов в дом Господень и всего переселения Вавилонского на место сие. Иеремия желает, чтобы исполнилось то, что ложно предсказывает лжепророк; ибо это обозначает слово аминь, которое часто употребляет Господь в Евангелии, говоря: аминь, аминь, глаголю вам ( Иоан. 5, 19 и друг.) По благоприятности предсказываемого, Иеремия желает, чтобы лучше оказалось справедливым предсказание Анании, чем его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Елисей, объявляя эту милость Божию о спасении Самарии, будит в сердце царя язычника веру в милосердие истинного Бога, Бога завета, Иеговы, настоящего Царя народа обетования. Но и в эту минуту, когда сердце царя начинает раскрываться надежде и вместе с тем вере, один из приближенных к царю сановников высказывает явное неверие в Господа и всемогущество Его. «Если бы, говорит он, – Господь и открыл окна на небе, и тогда может ли это быть?» Елисей отвечает ему на эти слова сокрытым пророчеством о смерти его за его неверие и за то, что он колеблет веру царя и других присутствующих. При этом замечательно, что самое исполнение пророчества, которое увидит сановник, будет причиною его смерти. «И сказал Елисей: вот увидишь глазами своими, но есть этого не будешь» (VII, 2). В это время вот что происходило в стане Сирийском: В стихе 6 этой главы мы читаем, что «Сирийцам послышался стук колесниц и ржание коней, шум войска большого». При этом указано, что «Господь сделал то, что стану послышался»... этот шум. Страх внезапного нападения подсказал им и – очень впрочем правдоподобное по политическим обстоятельствам того времени – объяснение появления войска для освобождения Самарии: «И сказали они друг другу: верно нанял против нас царь Израильский царей Хеттейских и Египетских, чтобы пойти на нас. В это время 970 царствовала в Египте династия Бубастидов, всегда враждебная Иудее, но с самого начала царствования Иеровоама I покровительствовавшая ему и дружественная царству Израильскому. Резиденция царей этой династии, тяготевших к Ассирии, была в нижнем (северном) Египте, и потому сношения их с Палестиной могли быть часты. Во время событий, о которых мы говорим, царем в Бубастисе, или Пи-Басте 971 , был Такелат II, и к нему на помощь вероятно приходили Ассирияне (как указывает Бругш) против Эфиопов. Но тем не менее царство Бубастидов начинает при нем распадаться на мелкие владения в нижнем Египте. С другой стороны Хета, или Хеттеи, всегда составляли союз мелких царьков к северу от Целе-Сирии. Хотя покоренные Ассириянами, они долго сохраняли свою национальность и устройство, платя дань сильнейшему государству. Мы думаем, что именно это положение вещей и изображено в 6 стихе главы VII четвертой кн. Царств, в котором Сирийцы говорят о многих царях Хеттейских и Египетских, которые – как все мелкие владетели – по всей вероятности с охотою продавали свои услуги могущему уплатить известную сумму за нанятое войско. Поэтому страх Дамасских Сирийцев, осадивших Самарию, имел основание, и ими овладевает паника; «и встали, и побежали в сумерки, и оставили шатры свои, и коней своих, и ослов своих, весь стан, как он был, и побежали, спасая себя» (ст. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И апостол говорит «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» ( Еф. 5, 11 ). И еще «Извергните развращенного из среды вас» ( 1Кор. 5, 13 ), «ибо какое общение праведности с беззаконием?» ( 2Кор. 6, 14 ) И еще говорит апостол: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» ( Тит. 3, 10 ). И много сказано об этом в Священном Писании. Вот как следует кланяться друг другу. Еретику же не то что кланяться, но следует отворачиваться от него. Если ты поклоняешься или служишь царю, или князю, или начальствующему, то следует поклоняться и служить потому, что это угодно Богу – оказывать властям покорность и послушание: ведь они пекутся и думают о нас. Ибо написано «Начальника в народе твоем не поноси» ( Исх. 22, 28 ). И апостол говорит: «Бога бойтесь, царя чтите» ( 1Пет. 2, 17 ), – и: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом» ( Еф. 6, 5 ), – как людям, которым Бог оказал предпочтение и наделил их властью и которые могут благодетельствовать и мучить тело, но не душу. Поэтому следует поклоняться и служить им телом, а не душой, и воздавать им честь как царю, а не как Богу, ибо Господь говорит: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» ( Мф. 22, 21 ). Если ты так поклоняешься и служишь, это не будет для тебя в погибель души, но ты таким образом еще более научишься бояться Бога: ведь Царь «есть Божий слуга» ( Рим. 13, 4 ), для милости и наказания людям. Если же некий царь царствует над людьми, но над ним самим царствуют скверные страсти и грехи: сребролюбие и гнев, лукавство и неправда, гордость и ярость, злее же всего – неверие и хула, – такой царь не Божий слуга, но дьяволов, и не царь, но мучитель. Такого царя, за его лукавство, Господь наш Иисус Христос называет не царем, а лисицей: " Пойдите, – говорит Он, – скажите этой лисице» ( Лк. 13, 32 ). И пророк говорит: «Царь надменный погибнет, потому что пути его темны» (Ср.: Иез. 28, 17–19 ; Дан. 5, 20 ) 52 . И три отрока не только не покорились повелению царя Навуходоносора, но и назвали его врагом беззаконным, ненавистным отступником и царем злейшим на всей земле ( Дан. 3, 32 ). И ты не слушай царя или князя, склоняющего тебя к нечестию или лукавству, даже если он будет мучить тебя или угрожать смертью. Этому учат нас пророки, апостолы и все мученики, убиенные нечестивыми царями, но не покорившиеся их повелению. Вот как подобает служить царям и князьям. И довольно об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

И вдруг видят царя уже по сю сторону Иордана во главе могущественного колена, почти не нуждающегося в их соизволении на занятие временно покинутого престола. Разочарование их перешло в подозрение и досаду на колено Иудино. Чтобы выразить свое неудовольствие, они жаловались царю: «зачем братья наши, мужи Иудины, похитили тебя и проводили тебя и всех людей твоих через Иордан»? Царь ничего не отвечал, потому что дело это не было его распоряжением, он имел здесь только пассивное участие. Мужи же Иудины, к которым, собственно, и относился вопрос, обидевшись отвечали далеко не в умеренном тоне: «затем что царь ближний нам. И из-за чего сердиться вам на это? Разве мы что-нибудь съели у царя или получили от него подарки, или от податей освободил он нас»? Указание на родство с царем и перечисление царских благостынь, как будто колено Иудино имело право на них и только не пользовалось – было неосторожностью. Представители северных колен тотчас возвысили тон, они сказали: «мы десять частей у царя и более, нежели вы, мы первенец, а не вы. Зачем же вы унизили нас? Не нам ли принадлежало первое слово о том, чтобы возвратить нашего царя»? Таким образом произошел горячий и опасный спор, разбудивший дремавшее соперничество, которое сдерживалось до сих пор только отсутствием поводов к его решительному обнаружению. Разгоряченные стороны забыли всякую осторожность и думали только о том, как бы почувствительнее уязвить друг друга. Но, в конце концов, «слово мужей Иудиных было сильнее, нежели слово израильтян», замечает дееписатель. Самолюбие представителей северных колен было задето так чувствительно, что они, вместо покорности Давиду, на изъявление которой были уполномочены народом, подняли знамя бунта. Некто Савей из колена Вениаминова воспользовался моментом раздражения, чтобы нанести вред Давиду, к которому большинство Вениаминян никогда не питало расположения. Он затрубил в трубу, как вождь противного лагеря, собрал вокруг себя всех раздраженных на колено Иудино и провозгласил: «нет нам части в Давиде и нет нам доли в сыне Иессеевом.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Ибо никто из иудеев, кроме антихриста, никогда не царствовал над всею землею. И он будет иметь замыслы против самых твердых помышлений святых, и все будет совершать до времени, пока воля Божия попустит ему совершать это.    Ст. 25—26. Потом возбудится сила его и сердце его с многочисленным воинством против царя южного. И царь южный будет вызван на войну со многими и чрезвычайно сильными подкреплениями; но не устоят, потому что против него направят умыслы. И евшие хлеб вмести, с ним погубят его, и войско его будет разбито и надет много убитых.    Это Порфирий объясняет в отношении к Антиоху, который с большим войском отправился против Птоломея, сына сестры своей. Также и царь южный, то есть вожди Птоломея, выступили на войну со многими и чрезвычайно сильными подкреплениями, но не могли противустоять коварным планам Антиоха, который прикрывался миром с сыном сестры и ел вместе с ним хлеб, а после того захватил Египет. Наши же соответственно предшествующему объяснению все истолковывают в отношении к антихристу, который родится из народа иудейского, и придет из Вавилона и прежде всего победит царя египетского, то есть один из трех рогов, о которых мы уже прежде говорили.    Ст. 27—28. Но оба царя будут иметь на сердце совершение зла, и за одним столом будут говорит ложь, но не будут иметь успехи, потому что конец еще [отложен] до другого времени. И возвратится он в землю свою со многими богатствами.    Никто не сомневается в том, что Антиох заключил мир о Птоломеем и был участником трапезы его и замышлял козни, но не имел успеха, потому что не мог овладеть царством его, но был изгнан вождями Птоломея. Но так как Писание теперь говорит, что были два царя, сердце которых было коварным, так что они стремились делать зло друг другу, то это не может быть доказываемо по историческому способу толкования. Ибо Птоломей был малолетним и, будучи обольщен коварством Антиоха, какое зло он мог замышлять против него? Поэтому наши утверждают, что все это относится к антихристу и к царю египетскому, которого тот первого победил.    Ст. 28—30. И сердце его против святого завета, и он исполнит [свои планы] и возвратится в землю свою. В определенное время он опять пойдет на юг, но последний [поход] не такой будет, как прежний. И придут на него корабли и римляне, и он потерпит поражение (percumiemur), или, как другой перевел: и пригрозят ему.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010