Вот, хотя бы в том Евангелии, которое только что читали. Христос, сказано, явился прежде Марии Магдалине, (Мк. 16:9). Можно, конечно, подумать что Он явился прежде всего Марии Магдалине и, явившись, из нее изгнал семь бесов. А вот греческий текст не дает возможности такой смысл придать, потому что в греческом тексте стоит — в прошедшем времени, а стоит в так называемом давнопрошедшем времени, которого нет у нас на славянском. Значит, раз давнопрошедшее, значить это действие было раньше. Следственно, бесы были изгнаны из нее не тогда, когда Господь явился к ней, как можно подумать, по нашему, славянскому тексту, а бесы были изгнаны раньше — она была одержима бесами и когда Божественный Учитель изгнал из нее этих нежелательных насельников, то тогда она возлюбила Господа, Исцелителя Божественного своего, всем сердцем, всей душою, всей крепостью и помышлением и сделалась вернейшей Его последовательницей. Другое место в этом же Евангелии. Господь говорит о том, что будет с теми, кто будет глубоко в Него веровать: (Мк. 16:17, 18) — это все понятно, но дальше: . Кто: недужные поправятся или они, возложат руки и останутся здоровыми? Можно и так и так понять, а оттенок греческого языка как раз и указывает, что можно только отнести к тем, на кого они руки возлагают. Это характерно, повторяю, для нашего славянского языка и для греческого. Греческий язык гораздо богаче славянского оттенками. Вот, например, вы знаете хорошо повествование о том, как Господь в одно из воскресений явился апостолам и про их чудесный улов рыбы. Потом, когда они уже сидели за трапезой, Господь спрашивает апостола Петра: (Ин. 21:15) Господь тактично, мягко, деликатно, но напоминает ему о том, что совсем недавно, на Тайной Вечере, когда Господь предупредил их о тех искушениях, о той скорби, которые их постигнут, он же говорил, что (Мф. 26:33)! Вот тут Господь ему и напоминает. Без упрека, мягко, тактично, с любовью, деликатно, но напоминает ! Апостол, как вы знаете из Евангелия, ответил: ! А в греческом тексте здесь разные слова. Господь спрашивает: любишь ли такой всецелой, глубокой любовью, которой апостол клялся на Тайной вечере. Ясно, что апостол понял, почему его Господь спрашивает, смирился и уже без всякой прежней самоуверенности, смиренно отвечает: ! Но любовь разная бывает! И вот, когда Господь спросил об одной любви, то апостол отвечает ответом о другой, чем и указывает, что он понял хорошо мысль своего Божественного Учителя. Конечно, когда Господь спросил его второй раз и третий раз, это понятно, что как апостол трижды отрекся с клятвой, так и Господь трижды восстанавливает его в его апостольском достоинстве. Господь ему, отрекшемуся от Своего Учителя, снова говорит: И еще опять: (Ин. 21:15—17)! Но в третий раз, как мы с вами знаем, апостол, со скорбью, а может быть со слезами, воскликнул: ! Конечно, потому со скорбью, что троекратный вопрос ему болезненно напомнил, конечно, о троекратном отречении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

Бог везде есть, все видит и все исполняет: Ходи пред Богом! Бог не только все видит, но и все исполняет существом Своим, – есть везде весь и видит, не внешнее только, но и внутреннейшее, и притом полнее совершеннее, нежели как видит себя тот, кого Он видит. Всякая разумная тварь обязана, как помнить сие вездеприсутствие и всеведение Божие, так и располагать дела свои, и внутренние и внешние, с чувством его, стоя как бы пред очами Бога, под Его взором, до того, чтобы все другое выходило из мысли и внимания, а был только он – действующий и Бог , видящий его и дело его; или – что тоже – ходить пред Богом, ибо настроение духа действовать как пред очами Божиими есть хождение пред Богом – в Богоугождении Ему. «Я Бог всемогущий, ходи предо Мною и будь непорочен», – сказал Бог Моисею ( Быт.17:1 ). Предзрех Господи одесную мене, – говорил царь и пророк Давид. Изумление, благоговейный страх, радостное Богохваление и хождение пред Богом объемлют собою по преимуществу жизнь в Боге, для которой необходимо отрешиться от всякой другой привязанности. 2) Чувства и расположении к Богу – из созерцания Его творчества и промышления. Бог есть всеблагий, всемогущий, всеправедный и премудрый Творец и Промыслитель всего мира, в особенности рода человеческого и тебя. Следовательно: –Ты весь Его; покорствуй же Ему, как Владыке жизни, в чувстве всесторонней зависимости от Него. Начало жизни и сил, и их хранение от Бога, Он дал, Он и содержит: о Нем бо живем, движемся и есмы – ( Деян.17:28 ). Должно же знать и чувствовать, что мы в Его деснице. Уединись, отрешись от забот, обуздай плоть делом и мыслию; и оживет у тебя при сем родное духу нашему чувство зависимости от Владыки нашей жизни. Все твое от Него: способности и свойства души и тела, обстоятельства жизни, состояние и знание, место рождения, воспитание, служба, средства содержания, болезни и здоровье, скорби и радости, возвышение и понижение, возрождение, спасение, царство обетованное – все от Бога и касается нас по Его воле. Сознавая сие, благодари Бога о всем, сие бо есть воля Божия о Христе Иисусе Господе нашем ( 1Фес.5:18 ). Благодушествуй; терпи; всем посылаемым от Бога довольствуйся. Кто принимает все очищенным сердцем, у того только и бывают во всей силе сии чувства, – тот всегда говорит: «Слава Богу за все».Все, что будет с тобою, от Бога будет. Откажись от своей воли, от своих замыслов и способов: несомненно, Бог приведет тебя ко всему лучшему для тебя. Имей только – Преданность в волю Божию; успокойся в Боге на счет судьбы твоей и всего; а отсюда у тебя родится несомненная надежда на Бога во всем, и ожидание Божией помощи, ибо Сам Господь обетовал: «что ни попросят верующие с верою, – получат» ( Мф.21:22, 11:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Смотря со светлыми надеждами на новоустроенную дорогу, как на вернейший залог благосостояния края нашего, принесем прежде и паче всех глубочайшую благоговейную, общую нашу благодарность мудрому Руководителю судьбами отечества нашего Августейшему Монарху, явившему новый знак внимания Своего к насущным потребностям небогатой страны нашей; да будет за сим искреннейшая наша признательность высокоуважаемым здателям и всем содействовавшим успеху и совершенному окончанию необходимейшего сего и полезного для нас дела. От лица св. Церкви, все доброе благословляющей и освящающей, призываю молитвенно Божию благопоспешествующую помощь и благословение на дело сие, на ход и правильное движение нового пути сообщения отныне и всегда. Речь при прощании с Вологодской паствой, произнесенная 15 июля 1873 года Всем управляющая десница Всевышнего Промысла, через державную власть Благочестивейшего Самодержца и изволение правительствующего Священноначалия, указывает мне, возлюбленные братие, другое место служения св. Церкви. Не дерзаю что-либо помыслить вопреки определению свыше; с благоговением и покорностию приемлю новый жребий службы сея ( Деян.1:17 ). Мы все странники на земле и пришельцы, не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем ( Евр.11:13 , Евр.13:14 ), – и пастырям Церкви нередко приходится, на время отлагая пастырский жезл, опираться на посох страннический. Нынешний день – тот самый, приснопамятный для меня день, в который, несколько лет назад, последовало утверждение моего смирения на кафедру Вологодскую. Вы весте, яко от перваго дне, отнелиже приидох в страну сию, како с вами все время бых ( Деян.20:18 ). Се время отшествия моего наста ( 2Тим.4:6 ), – и вы собрались в этот престольный храм, чтобы, после напутственного богослужения и прилежной молитвы ( Деян.12:5 ), выслушать прощальное слово. Что убо речем ( Рим.6:1 )? Ныне предаю вас, братие, Богови и слову благодати Его, могущему наздати души ваши и дати вам блаженное наследие благ вечных со всеми праведными и освященными ( Деян.20:32 ). И вместе с тем, следуя заповеди небесного Пастыреначальника Господа нашего Иисуса Христа ( Мф.10:12 ) и примеру первых благовестников св. евангелия ( 1Пет.1:2 ; Рим.1:7 ), как по пришествии моем к вам благовестил я мир Христов и потом постоянно возвещал вам этот благодатный мир – и в богослужениях, мною совершаемых, и в слове церковной проповеди, так и теперь, разлучаясь с вами, мир оставляю вам ( Ин.14:27 ), мир Христов призываю на всех вас. Мир и благословение тебе, богоспасаемый град, осеняемый драгоценной святыней чудотворных икон и св. мощей; да преуспеваешь в вере и благочестии и возрастаешь в благосостоянии своем! Мир и благословение всем прочим градам и весям богохранимой страны сея! Мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумения ваша о Христе Иисусе ( Флп.4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

   95. Бог создал два века, один —настоящий, другой – будущий; один чувственный, дру­гой – духовный; один на опыте, другой – в надеждах; один для нас поприще, другойместо награды; в одном должно быть в борьбе, труде, подвиге, в другом – воздаются венцы и награды; один сделан морем, другой – пристанью. Чтобы наша надежда, и вера, и любовь к благам вечным удостоверялись, то Господь, приняв плоть, совершил чудеса и землю сделал небом.    96. Из Писания известно два царства Божия: одно явлено по сотворению, другое откры­вается по усмотрению. По сотворению Он царствует над всеми: над язычниками, иудеями, демонами, врагами, а по усвоению царствует над верующими, добровольно принявшими и последовавшими Его учению. Это царство благодатное имеет начало: Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли (Мф. 28:18), и конец, когда Сын предаст Царство Богу Отцу (1 Кор. 15:24), то есть устроит, да будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15:28). Поэтому не воображай двух начал безначальных.    97. Сшедый, Той есть и восшедый – через пространство вознес человека от ада до земли, также от земли до неба, потом от неба до неба горнего, вышнего, а от этого – до Ангелов, до Архангелов, до Самого Престола Царского.    98. Восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе (1 Фес. 4:17), и пред учениками облак подъят Его (Деян. 1:9). Значит и наше тело будет сообразно телу Иисуса Христа, также и преображение.    99. Чтобы наследовать Царствие Божие, недостаточно освободиться от греха, но нужно еще и утвердиться в добродетелях.    100. Жизнь земная временна и скорби в ней временны, а будущая жизнь вечна и блаженство. Сотница шестая    1. Спрашивают, почему Бог терпел грехи Адама и многих грешников? Предвидел Бог, что кроме грешников, будет большой сонм праведников – Авель, Енох, Ной, Авраам, про­роки, апостолы, мученики, исповедники, соборы монахов, процветание Церквей.    2. Для испытания послушания Адама другого запрета нельзя было дать. Не воруй? Не убивай? Не прелюбодействуй? Одно – не вкушай. Не было того склада жизни, какой в настоящее время существует.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Другое новозаветное истолкование отсрочки парусии (наиболее часто встречающееся) связано с представлением о " муках рождения " , разделяемым и древними пророками, а значит, с необходимостью тяжких испытаний, предшествующих наступлению мессианского Царства. Это представление, согласно Евангелиям, разделял и Иисус (Мф 24:8). Во многих местах Нового Завета Христос показан воскресшим и уже царствующим, но, тем не менее, продолжающим борьбу с силами тьмы. Например, в Первом послании к коринфянам говорится (15:24-26): " А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу; ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится - смерть " . Но это не столько борьба Христа и Его последователей, постепенно одерживающих победу, сколько наступление сил тьмы, как сказано во многих местах. Слово нечестивых " как рак, будет распространяться " (2 Тим 2:17); " придет антихрист " (1 Ин 2:18); должно свершиться высшее отступление (2 Фес 2:1-4). Шолем настоятельно подчеркивал тот факт, что в подлинной традиции еврейских учителей мессианское ожидание неотделимо от ожидания апокалиптического, к которому принадлежит идея " мук рождения " . " Представление о том, что спасение будет результатом имманентного исторического развития - это современное представление, возникшее из философии Просвещения " . Напротив, пророки и учители агады, пишет Шолем, смотрят на историю " с абсолютнейшим пессимизмом " . Для них история " двигалась к своему концу, и новая ситуация, которая должна была сложиться после наступления конца, никоим образом не являлась следствием естественной эволюции. Напротив, она представляла собой совершенно новую реальность, установленную Богом. В пророческих книгах эта эпоха зовется " Днем Господним " : этот день не такой, как все прочие дни. Это не последний член прогрессии, который означал бы для нас переход, мост от одного состояния к другому [...]. Чтобы перейти от одного состояния к другому, необходимо разрушение. Чтобы достигнуть освобождения, необходимо сломать нынешнее здание, освобождая место мессианской постройке, которая, согласно подлинной традиции, не есть дело рук человеческих. Напротив, все созданное человеком на протяжении истории должно быть разрушено, когда придет " День Господень " . Классическая еврейская традиция склонна подчеркивать именно катастрофический аспект спасения " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=988...

Даже самый лучший переводчик иногда ошибается. Причём ошибка такого блестящего и святого переводчика, каким был блаженный Иероним, значительно страшнее, чем ошибка переводчика рядового Кому сегодня интересны старые переводы античных классиков на русский язык и какие-то непринципиальные ошибки и неточности, которые в них есть? Лишь узкому кругу специалистов. Другое дело – ошибка переводчика, на труд которого столетиями смотрели как на образец. Ошибка эта состоит в том, что слово исферо он перевёл как «вводить» ( induco ), тогда как на самом деле оно значит «ввергать». Здесь надо бы сказать «не ввергни, не брось нас во искушение», «не ввергни в пучину искушений, которые нам не по силам». В этом значении слово исферо употребляется в псалмах, когда говорится о водовороте, затягивающем человека. Не втягивай нас в нутро водоворота, но избави нас от лукавого (от искусителя). Спаси от того зла, которое действует в мире и засасывает нас в трясину. Это третье «тёмное» место в молитве «Отче наш», небольшой по объёму, но оказавшейся такой трудной и сложной для понимания. Потому и можно ею молиться всю жизнь, что будет она в нашем сердце сначала разбухать, потом прорастать, расти и приносить плод. Её нужно не просто выучить наизусть. Её нужно согреть сердцем, она должна прорасти из него. Эту молитву нужно прожить – тогда мы станем христианами. Молитва «Отче наш» не может не быть трудной. Если бы она была простой, мы бы её быстро и легко забыли, как забываются стихи средних поэтов. Молитва «Отче наш» потому и звучит до сих пор так же пронзительно, как звучала в тот день, когда в Нагорной проповеди Иисус в первый раз предложил её людям, что в ней так много сложного. И когда мы её проживаем, – а каждый христианин проживает эту молитву, – мы становимся и богословами, и настоящими христианами. Пост Иисус в Нагорной проповеди говорит, что нужно не только давать милостыню и молиться втайне, но и втайне поститься. Устами пророка Иоиля Бог наставляет: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши» (2:13), т. е. делайте пост своим внутренним состоянием. Поэтому Господь говорит: «Ты же, постясь, помажь твою голову и лицо твоё умой, чтобы показать себя постящимся не людям, но Отцу твоему, Который втайне» (Мф.6:17–18).

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

Первым таким местом, говорит епископ Феофан, является образ создания человека по образу Божию: «Образ сей не в теле, а в душе, ибо Бог не телесен. В душе же в чем именно образ Божий? Или в естестве души, или в ее стремлениях, или в том и другом. Но на чем не остановись из сего, должно душу признать духовною. Если образ Божий в естестве души, то она духовна, потому что Бог есть дух. Если образ Божий в высших духовных стремлениях, то, как духовные явления и действия не могут происходить от телесного существа, а должны происходить от существа духовного, душу опять должно признать духовною, чтобы можно было производить из нее духовные действия…» 17 . Епископ Феофан добавляет, что эта мысль была всеобщею и в роде человеческом, выражением чего являются слова Екклезиаста: «Возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, Иже и даде его» ( Еккл. 12, 7 ). Приводя слова из Нового Завета, епископ Феофан невещественность души видит в заповеди Господа не бояться «убивающих тело, души же не могущих убить» ( Мф. 10, 28 ) и в наставлении Иисуса Христа поклоняться Духу – Богу «духом и истиною» ( Ин. 4, 24 ). Замечательно нижеследующее рассуждение епископа Феофана. «На последнее место мало обращают внимания, между тем оно очень решительно в занимающем нас споре. Чтобы кланяться Богу духом, надобно быть духом. Если даже под духом разуметь здесь только одно духовное обращение к Богу, т.е. указание не на естество души, а на духовные действия от нее исходящие, подобно истине; то и в этом случае заключение будет одно и то же, что душа должна быть духом, ибо духовные действия, так обязательно Господом возлагаемые на душу, не могут исходить из тела, как ни будь оно тонко. Толковать это слово другим каким образом не позволяет сочетание, в каком оно стоит здесь. Оно приложено здесь и к Богу и к душе. Если в отношении к Богу оно означает дух чистый, невещественный и бестелесный, то по какому же праву, в отношении к душе, давать ему другое значение?» 18 ... Приведенное рассуждение епископа Феофана, проникнутое духом святоотеческого понимания и толкования Слова Божия, гораздо яснее и проще разъясняет его мысль о бесплотности духа, чем также приведенные выше доказательства епископа Игнатия в пользу его мнения о вещественности души.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

2 . Господь в Капернауме учит в субботу в Синагоге, и исцеляет беснаго. Мк. 1: 21–28 ; Лк. 4:31–37 . 3 . В доме Симона исцеляет тещу его, и вечером – многих. Мк. 1:29–34 ; Лк. 4:38–41 ; Мф. 8:14–17 . 4 . Утром по уединенной молитве идет с проповедью по Галилее. Мк. 1:35–39 ; Лк. 4:42–44 . 5 . Исцеляет прокаженного. Мк. 1:40–45 ; Лк. 5:12–16 ; Мф. 8:2–4 . 6 . Разслабленнаго в Капернауме. Мк. 2:1–12 ; Лк. 5:17–26 ; Мф. 9:1–8 . 7 . Призывает Матфея. У него в доме. Мк. 2:13–22 ; Лк. 5:27–39 ; Мф. 9:9–17 . Останавливаемся на срывании колосьев, хотя согласные сказания у Евангелистов Матфея и Марка идут далее, как может всякий видеть. Остановиться на сем сказании, заставляет замечание его, что срывание колосьев случилось в субботу второпервую, в первую субботу по втором дне Пасхи; следовательно, после Пасхи. Как исцеление 38-летняго расслабленного, о коем повествует Евангелист Иоанн, в 5-й главе, совершено, по мнению почти всех, во время Пасхи; то совершенно уместно сказание сие в ряду Евангельской истории поместить пред срыванием колосьев. – Что и делаем. – 8 . Пасха 2-я. Исцеление 38-летнего расслабленного. Ин. 5:1–15 . 9 . Учение Христа Спасителя о своем равенстве Богу Отцу. Ин. 5:16–47 . Опять обращаемся к течению событий, по согласному свидетельству Евангелистов Марка и Луки, которое от срывания колосьев идет до нагорной проповеди включительно. 10 . Господь оправдывает учеников, что срывают колосья в субботу. Мк. 2:23–28 ; Лк. 6:1–5 ; Мф. 12:1–8 . 11 . Исцеляет сухорукого в Синагоге в субботу. Мк. 3:1–5 ; Лк. 6:6–10 ; Мф. 12:9–13 . 12 . Фарисеи враждуют. Господь к – морю на гору. За Ним народ. Многие исцеления. Ночь в молитве. Мк. 3:6–12 ; Лк. 6:11–12 ; Мф. 12:14–21 . 13 . Утром избирает 12 Апостолов. Лк. 6:13–19 ; Мк. 3:13–19 . 14 . К ним и к народу – нагорная беседа. Мф. главы: 5, 6 и 7; Лк. 6:20–49, 11:33–36, 12:58–59, 16:17–18 . После нагорной беседы у Евангелиста Луки следует исцеление раба сотникова; после сей же беседы оно стоит и у Евангелиста Матфея (глава 8), пропустив исцеление прокаженного, которое уже взято. – За исцелением сотникова раба у Евангелиста Луки следует воскрешение наинского юноши, о коем только здесь и говорится, и которому, следовательно, отводить другое место нет никакого повода. Итак –

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

По особенностям изложения евангелие от Марка представляет «удивительное, редкое, почти единственное в истории» явление 1091 . Св. евангелист изображает преимущественно дела Христовы, царственное служение Христа, но изображает так, что вместе с идеею о «Льве Иудином» воспроизводится и образ Сына человеческого с Его психическими движениями 1092 , с Его жестами 1093 , даже со звуком слов Его 1094 , воспроизводятся окружающие Его люди, с их своеобразною восточною речью 1095 , иногда выражающею самые сокровеннейшие их душевные движения 1096 , иногда пред самим читателем открываются с ясностью происходящие в этих лицах перемены 1097 , вообще речи упоминаемых в евангелии лиц передает чаще всего ев. Марк 1098 . Место 1099 и время 1100 происшествий евангелист обыкновенно означает очень точно; даже чисто декоративная сторона факта не оставляется без внимания 1101 ; представление о количестве иногда уясняется чрез указание результата 1102 ; иногда указывается точная цифра там, где другие евангелисты выражаются неопределенно 1103 . С каким высоким искусством повествует евангелист Марк, показывает сравнение его рассказа о насыщении 5.000 человек (6:30–44) или об исцелении бесноватого отрока (9:14–27) с параллельными у Матфея (14:12–21, 17:14–18) и Луки (9:10–17). Эта живость рассказа, точность, обилие деталей, невольно располагают к мысли, что все это повествует очевидец, и при том человек живой, впечатлительный; но – повествование о смерти Иоанна Крестителя, живое и подробное (ср. Мк.6:17–29 с Мф.14:1–12 и Лк.9:9, 3:19–20 ), заставляет быть особенно осторожным в выводах: ведь едва ли возможно сомневаться в том, что ни один апостол не был очевидцем пира Иродова. Другим характером отличается евангелие от Луки. Подробностей здесь можно встретить немного; достаточно заметить, что, зная только евангелие от Луки, мы не могли бы себе представить характерной наружности Иоанна Предтечи (3:2–18). Отвлеченные выражения, (как 5:17: «сила Господня являлась в исцелении»), форма обозначения цели и повода того или другого изречения (14:7. 18:1–9.), сокращенное (18:15–17 ср. Мк.10:16 ) изложение, а иногда и пропуск ( Лк.17:3–4 ср. Мф.18:21 ) обстоятельств, при которых произнесено то или другое слово,– показывают, что факты для евангелиста Луки имеют значение только как форма обнаружения той или другой идеи, как повод к нравственному назиданию. Поэтому трудно предположить, чтобы евангелие от Луки написано было под руководством очевидца, которому каждый факт, как факт собственной жизни, представляется с его подробностями и ценен сам в себе, по соединенным с ним воспоминаниям.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Позднее преподобный Иоанн Лествичник сравнивает с воинами монахов: «Изъясним в этом слове и сам образ воинствования сих мужественных ратников: как они держат щит веры к Богу и своему наставнику, отвращая им всякий помысл неверия и перехождение (в другое место), и, всегда вознося меч духовный, убивают им всякую собственную волю, приближающуюся к ним, и, будучи одеты в железную броню кротости и терпения, отражают ею всякое оскорбление, уязвление и стрелы; имеют они и шлем спасения – молитвенный покров своего наставника» 17 . А святитель Николай Сербский упоминает срочную службу как метафору отношения христианина к земной жизни: «Истинные христиане всегда считали свою жизнь военной службой. И как солдаты считают дни своей службы и с радостью думают о возвращении домой, так и христиане постоянно помнят о конце своей жизни и возвращении в свое Небесное Отечество» 18 . Воинское служение не препятствует спасению Переходя от образов к самой воинской службе, нужно заметить, что святые отцы Церкви никогда не считали ее несовместимой с христианским образом жизни или препятствием для спасения. Напротив, многие из них прямо опровергали такое мнение. У святителя Иоанна Златоуста читаем: «Ты выставляешь предлогом военную службу и говоришь: я – воин и не могу быть набожным. Но разве сотник не был воином? А он говорит Иисусу, что я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой ( Мф.8:8 ). И, удивившись, Иисус говорит: Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры ( Мф.8:10 ). Военная служба нисколько не послужила для него препятствием» 19 . Святитель Василий Великий приводит и больше примеров из Писания, говоря: «Неужели воинский чин лишен надежды на спасение? Неужели нет ни одного благочестивого сотника? Припоминаю первого сотника, который, стоя при кресте Христовом и по чудесам сознав силу, когда еще не остыла дерзость иудеев, не убоялся их ярости и не отказался возвестить истину, но исповедал и не отрекся, что воистину был Божий Сын ( Мф.27:54 ). Знаю и другого сотника, который о Господе, когда был еще во плоти, познал, что Он Бог и Царь сил и что Ему достаточно одного повеления, чтобы чрез служебных духов посылать пособия нуждающимся. О вере его и Господь подтвердил, что она больше веры всего Израиля (см.: Мф.8:10 ). А Корнилий, будучи сотником, не удостоился ли видеть ангела и напоследок через Петра не получил ли спасение?» 20 .

http://azbyka.ru/svyatye-otcy-cerkvi-o-v...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010