В своих книгах 15 Эрман на основании гипотезы Бауэра отмечает антиадопционистские 16 , антисепарационистские 17 , антидокетические 18 и антипатрипассианистские 19 преднамеренные изменения текста. В рамках данного доклада предполагается рассмотреть первые два вида преднамеренных изменений текста Священного Писания . Антиадопциониские изменение текста Священного Писания При разборе антиадопционистских изменений текста Эрман исследует два места из Нового Завета – Мф. 1,18 и Ин. 1,18 . В первом случае существует два варианта прочтения. Первый вариант звучит так: «Το δ ησο Χριστο γνεσις οτως ν» ( Мф. 1,18 ). Второй вариант: «Το δ ησο Χριστο γννησις οτως ν». Барт считает, что вариант с «γνεσις» является первичным, прежде всего с точки зрения содержания. Второй вариант, по мнению Эрмана, описывает момент, когда Иисус становится Христом. Если рассмотреть другое место из Нового Завета, например Лк. 1,14 , то можно увидеть, что два слова (γνεσις и γννησις) используются в качестве синонимов. По этой причине неправильно делать вывод, что данное разночтение является преднамеренным изменением текста 20 . Другой случай антиадопционистского изменения текста Эрман видит в прологе Евангелия от Иоанна Ин. 1,18 . Он полагает, что первоначальным было чтение μονογενς υς. Чтение же μονογενς θες является вторичным и поэтому его можно считать антиеретическим изменением текста для доказательства Божественности Христа. Большинство рукописей (западные, кесарийские и византийские) содержат чтение μονογενς υς, только александрийские рукописи указывают на чтение μονογενς θες. Барт Эрман в своих выводах относительно данного отрывка исходит из того, что александрийское свидетельство по отношению к остальным численно уступает 21 . Современное критическое издание Нового Завета приводит чтение «единородный Бог» (μονογενς θες) 22 . На оригинальность версии, приводимой в критическом издании, указывает использование выражения «единородный Бог» (μονογενς θες) святыми Василием Великим 23 , Амфилохием Иконийским 24 , Григорием Нисским 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kritich...

3) Сходство речи первого послания Петра с его речами в книге Деяний (например, Деян. 2:32 и Деян. 3:15 с 1Пет. 5:1 ; Деян. 3:18 с 1Пет. 1:10 и под.) указывают на то же. Святой апостол Петр, называвшийся прежде Симон и от Самого Господа наименованный Кифа (то есть Петр, что значит – камень), был сын рыбаря Ионы из Вифсаиды Галилейской ( Ин. 1:42–44 ; Мф. 4:18 и парал.), брат апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Вскоре Петр стал самым преданным учеником Господа и одним из самых довереннейших у Него. Сильный, пламенный и решительный духом, он всюду является первым между учениками Господа (ср. Мф. 10:2 и прим. и парал.) как при жизни Его с ними, так и по вознесении Его. Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христом, то есть Мессиею ( Мф. 16:16 ); он первый особенно решительно действовал в распространении и утверждении Церкви по сошествии Святого Духа ( Деян.2 и далее); ему первому было откровение о принятии язычников в Церковь Христову помимо иудейства (Деян. гл. 10). Первая часть книги Деяний апостольских наполнена сказаниями преимущественно о его деятельности (гл. 1–12); но с того времени, как он, чудесно освобожденный ангелом из темницы, ушел в другое место ( Деян. 12:17 ), о нем в книге Деяний упоминается еще только один раз (при рассказе об апостольском соборе, гл. 15), и затем сведения о событиях дальнейшей его жизни заключаются в церковных преданиях (за исключением лишь немногих сведений в посланиях апостола Павла, например Гал. 1:18, 2:9 и далее), не очень, впрочем, полных, не всегда определительных и не во всем одинаковых. По этим преданиям, Петр предпринимал путешествия с проповедаю Евангелия и для утверждения Церквей по палестинскому, финикийскому и сирскому берегу Средиземного моря от Кесарии Стратоновой до Антиохии, отсюда – по Малой Азии (двукратно), потом – чрез Македонию и Ахаию – в Италию и Рим, затем – в Испанию, Карфаген, Египет, наконец – чрез Африку и Италию – в Британию и отсюда в Рим, где и принял мученическую смерть вместе с апостолом Павлом, или несколько прежде (см. Четьи-Минеи. Июнь, 29). 2. Первоначальное назначение послания, побуждение к написанию и цель

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Мф.7:15–17 .  Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Это место может быть понимаемо и относительно всех тех, которые одно обещают по внешнему виду и на словах, а на деле обнаруживают другое. Но особенно это должно понимать в отношении еретиков, которые по воздержанию, целомудрию и постничеству кажутся одетыми как бы в некую одежду благочестия, а внутри имеют душу, как бы зараженную ядом, и обманывают сердца более простых братьев. Итак, по плодам души [своей], которыми они развращают невинность, они приравниваются к хищным волкам. Мф.7:18–20 .  Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам узнаете их. Спросим у еретиков, которые утверждают, что есть две противоположные природы: если согласно с их пониманием, хорошее дерево никогда не может приносить плодов дурных, то каким образом Моисей, – доброе дерево, согрешил у воды противоречия ( Втор.32:51 ). 134 и Давид, убив Урию, впал в прелюбодеяние с [женою его] Вирсавией (Bethsabee) ( 2Цар.11:15–27 ). Также и Петр отрекся во время страданий Господа, говоря: «Не знаю человека» ( Мф.26:72 ). Или каким образом (qua consequentia) Иофор (lethro) тесть Моисея, – дерево злое, – который, конечно, не веровал в Бога Израилева, дал Моисею добрый совет ( Исх.18:15–23 ) или Ахиор сказал Олоферну нечто полезное ( Иудиф.5:5–21 ) и Комик сказал (и слова его как нечто хорошо сказанное подтвердил апостол Павел): Нравы добрые были испорчены нечестивыми измышлениями в разговорах ( 1Кор.5 ). 135 . А когда еретики не найдут ответа, то мы напомним им, что и Иуда, некогда доброе древо, – принес плоды злые после того, как продал [или предал] Спасителя, и Савл, – древо злое в то время, когда преследовал Церковь Христову, принес после того плоды добрые, когда из гонителя обратился в сосуд избранный. Итак, дерево доброе до тех пор не творит плодов злых, пока непрестанно пребывает в упражнении в добродетелях; а злое дерево до тех пор остается в плодах греховных, пока не обратится к покаянию. В самом деле, никто, ведь, пребывающий в том состоянии, в котором был, не делается (incipit esse) тем, чем не начинал еще быть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Изволением Верховного Архиерея, Господа и Бога нашего Иисуса Христа, чрез благочестивого помазанника Его мне указано, братие, другое место пастырского служения. Не дерзаю испытывать судьбы Божии. Глава Церкви, Господь наш Иисус Христос, Коему дана всякая власть на небе и на земле ( Мф.28:18 ), не открывает нам ни причин, ни целей промыслительных действий в управлении Своею Церковию. Не знаю и того, буду ли я способен понести бремя, на меня возлагаемое, ибо это зависит не от нашей немощи, а от Его помощи. Сама десница Господня подает мне жребий и указует путь – кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу? ( Деян.11:17 ), то есть кто я такой, чтобы спорить с Богом? Обязанный творить волю Пославшего, иду в указанное место с упованием на милость Его, с готовностью трудиться на пользу Церкви Святой, насколько благоугодно будет Ему даровать мне разума и сил на предлежащем поприще высокого служения. Вот уже совершено мною последнее служение в этом святилище, и недалек уже час разлуки с вами. Не осудите, возлюбленные чада, если с откровенностью скажу, что чем ближе подвигается этот час, тем тяжелее становится на душе. Должно быть, справедлива та познанная опытом истина, что тогда только можно видеть, какими глубокими корнями дерево связано с почвою, когда его вырывают из нее и пересаживают на другое место, – тогда только мы чувствуем, как крепки нити, связующие нас с близкими нашему сердцу, когда приходится разрывать их. Недолго, только пять лет служил я у вас, но и в это короткое время я успел сжиться с вами и приобрести внимание и снисходительность одних, доверие и преданность других и полюбить вас тою христианскою любовью, которая долго терпит, всему верит ( 1Кор.13:4,7 ). Не естественна ли отсюда та внутренняя туга, которую испытываю я в настоящие дни разлуки? И что удивительного в том, если у меня является потребность высказать вам сейчас некоторые из своих личных чувствований и ощущений, причем само собою понятно, что личные чувствования я должен освятить словом Божиим и посредством его дать им правильное направление. В этом случае я не могу припомнить никакого другого изречения Священного Писания, которое так соответствовало бы всему, что наполняет сейчас мое сердце, как приведенное мною изречение апостола Павла к Филиппийцам. Чувство благодарности, которое в нем высказывается, есть и мое чувство к вам; уверенность и надежда на дальнейшее преуспеяние Филиппийской Церкви, высказываемое Апостолом, есть мое искреннее желание для вас. Оглядываясь назад, и я должен сказать: Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне; а заглядывая в будущее, и я могу сказать: будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Бог везде есть, все видит и все исполняет: Ходи пред Богом! Бог не только все видит, но и все исполняет существом Своим, – есть везде весь и видит, не внешнее только, но и внутреннейшее, и притом полнее совершеннее, нежели как видит себя тот, кого Он видит. Всякая разумная тварь обязана, как помнить сие вездеприсутствие и всеведение Божие, так и располагать дела свои, и внутренние и внешние, с чувством его, стоя как бы пред очами Бога, под Его взором, до того, чтобы все другое выходило из мысли и внимания, а был только он – действующий и Бог , видящий его и дело его; или – что тоже – ходить пред Богом, ибо настроение духа действовать как пред очами Божиими есть хождение пред Богом – в Богоугождении Ему. «Я Бог всемогущий, ходи предо Мною и будь непорочен», – сказал Бог Моисею ( Быт.17:1 ). Предзрех Господи одесную мене, – говорил царь и пророк Давид. Изумление, благоговейный страх, радостное Богохваление и хождение пред Богом объемлют собою по преимуществу жизнь в Боге, для которой необходимо отрешиться от всякой другой привязанности. 2) Чувства и расположении к Богу – из созерцания Его творчества и промышления. Бог есть всеблагий, всемогущий, всеправедный и премудрый Творец и Промыслитель всего мира, в особенности рода человеческого и тебя. Следовательно: –Ты весь Его; покорствуй же Ему, как Владыке жизни, в чувстве всесторонней зависимости от Него. Начало жизни и сил, и их хранение от Бога, Он дал, Он и содержит: о Нем бо живем, движемся и есмы – ( Деян.17:28 ). Должно же знать и чувствовать, что мы в Его деснице. Уединись, отрешись от забот, обуздай плоть делом и мыслию; и оживет у тебя при сем родное духу нашему чувство зависимости от Владыки нашей жизни. Все твое от Него: способности и свойства души и тела, обстоятельства жизни, состояние и знание, место рождения, воспитание, служба, средства содержания, болезни и здоровье, скорби и радости, возвышение и понижение, возрождение, спасение, царство обетованное – все от Бога и касается нас по Его воле. Сознавая сие, благодари Бога о всем, сие бо есть воля Божия о Христе Иисусе Господе нашем ( 1Фес.5:18 ). Благодушествуй; терпи; всем посылаемым от Бога довольствуйся. Кто принимает все очищенным сердцем, у того только и бывают во всей силе сии чувства, – тот всегда говорит: «Слава Богу за все».Все, что будет с тобою, от Бога будет. Откажись от своей воли, от своих замыслов и способов: несомненно, Бог приведет тебя ко всему лучшему для тебя. Имей только – Преданность в волю Божию; успокойся в Боге на счет судьбы твоей и всего; а отсюда у тебя родится несомненная надежда на Бога во всем, и ожидание Божией помощи, ибо Сам Господь обетовал: «что ни попросят верующие с верою, – получат» ( Мф.21:22, 11:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Лк.12:17 .  «И мысляше в себе, глаголя: что сотворю, яко не имам где собрати плодов моих?» Видишь ли, что рождает богатство? Мысли и заботы: «и мысляше в себе, глаголя, что сотворю?» Слышишь ли? вместо радости, доставляет сомнение и вместо покоя беспокойство: «что сотворю?» Таковое сомнение и беспокойство терпит и самый бедный человек. Таковое же слово, «что сотворю?» произносит и убогий; «что сотворю?» печется самый беднейший, яко не имам хлеба для пропитания моего, и жены и чад моих. Но богатый неправедно взывает так; «яко не имам»; ибо имеет такое место, где бы собрать плоды свои. Имеет алчущие утробы и пустые убогих домы, где собрав плоды свои, собрал бы сокровище на небеси, «идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкопывают, ни крадут» ( Мф.6:20 ). Бедный праведно болезнует: «что сотворю, яко не имам?» ибо самым делом не только не имеет, но ниже находит, по жестокосердию богачей. Как же богатый успокоевается от заботы своей, и чем решит сомнение? Внемли. Лк.12:18 .  «И рече: се сотворю: разорю житницы моя, и большия созижду, и соберу ту вся жита моя и благая моя.» Решил сомнение свое. «Се сотворю», сказал: разрушу житницы моя, и созижду другие моя, и созижду другие пространнейшие, где бы можно было мне поместить «вся жита моя и благая моя». Безумне! не есть сие решением твоего сомнения, ниже успокоение от беспокойства твоего, но составляет заботы, труды и попечения; ибо, если и в другое лето угобзится нива твоя: не паки ли должен ты разрушить здания твоя и создать большие? Но что сего труднее и беспокойнее: разрушить и создать, и паки, по прошествии малого времени, разорить и восстановить? Сие ли составляет покой богатого – имеет житницы свои наполненными, и тем не довольствуется? Таковое-то есть зло, любостяжание! Есть желание ненасытимое. Терпит любостяжательный болезнь, равную водяною болезнию одержимому. Водяною болезнию страждущий чем больше пиет, тем более жаждет: любостяжательный чем более собирает, тем паче желание в нем возрождается. Когда же разрушишь житницы твои и созиждешь большие, что сотворишь тогда?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Как это происходит? Давайте посмотрим, потому что нам это очень интересно. Потому что это связано с нашим спасением. Выслушаем евангельские слова: «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий» (Мф. 4: 16). Ходит Христос – Великий Свет – среди них. Это вижу я, это видишь ты, потому что Он ходит как человек. Но как ты это видишь? Ты понимаешь, что это? Ты это любишь? Ты помещаешь это внутрь себя? Ты позволяешь Ему изменить твою жизнь? Помните, что сказали гадаринцы Христу, когда Он исцелил их бесноватого соотечественника, который стал крайне опасен? «Уходи от нас, ступай в другое место. Ты нам в ущерб, потому что сделал так, что утонули наши свиньи». Кому они сказали: «Уходи»? Царству Божию! Тому, Кто пришел принести с Собой вечную жизнь, вечное Царство Божие. Нам. Чтобы спасти нас. Конечно, некоторые люди уразумели благодеяние Христа. Они возлюбили Его и прославили Его. И бывший бесноватый просил Его: «Позволь мне быть с Тобой» (см.: Мк. 5: 18). Но были и другие, которые сказали Ему: «Уходи от нас». Беседа Иисуса Христа с народом. Фреска Трапезного храма Троице-Сергиевой Лавры      Истинное разумение Но давайте оставим их. Нам-то что делать? Сказал Иоанн Предтеча , говорил это и Христос с самого начала Своей проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17). Что означает это « Покайтесь» ? Это значит: измените сознание, измените образ мышления, измените разум. То есть измените свое отношение к жизни, к Богу, к самим себе. Измените свое отношение к тому, как вы смотрите на жизнь. Для чего Бог дал нам жизнь? Чтобы мы лишь насыщали свои телесные потребности? Чем насытиться, благословенный мой? Едой? Грехами и плотскими наслаждениями? Машиной и домом? А что говорит Евангелие? Жил один богач, который не знал, куда деть свое добро. И когда наконец нашел ему применение, то сказал: «Душа, у тебя много добра. Ешь, пей и веселись хорошо во все дни твоей жизни. Покойся». Он умер в тот же вечер, как только сказал самому себе « покойся ». И сказал ему Бог: «А теперь, неразумный, кому это достанется? Зачем ты погубил свою душу? Что ты съешь теперь из этого? Чем насытишься?» (см.: Лк. 12: 16–20).

http://pravoslavie.ru/100347.html

2 . Господь в Капернауме учит в субботу в Синагоге, и исцеляет беснаго. Мк. 1: 21–28 ; Лк. 4:31–37 . 3 . В доме Симона исцеляет тещу его, и вечером – многих. Мк. 1:29–34 ; Лк. 4:38–41 ; Мф. 8:14–17 . 4 . Утром по уединенной молитве идет с проповедью по Галилее. Мк. 1:35–39 ; Лк. 4:42–44 . 5 . Исцеляет прокаженного. Мк. 1:40–45 ; Лк. 5:12–16 ; Мф. 8:2–4 . 6 . Разслабленнаго в Капернауме. Мк. 2:1–12 ; Лк. 5:17–26 ; Мф. 9:1–8 . 7 . Призывает Матфея. У него в доме. Мк. 2:13–22 ; Лк. 5:27–39 ; Мф. 9:9–17 . Останавливаемся на срывании колосьев, хотя согласные сказания у Евангелистов Матфея и Марка идут далее, как может всякий видеть. Остановиться на сем сказании, заставляет замечание его, что срывание колосьев случилось в субботу второпервую, в первую субботу по втором дне Пасхи; следовательно, после Пасхи. Как исцеление 38-летняго расслабленного, о коем повествует Евангелист Иоанн, в 5-й главе, совершено, по мнению почти всех, во время Пасхи; то совершенно уместно сказание сие в ряду Евангельской истории поместить пред срыванием колосьев. – Что и делаем. – 8 . Пасха 2-я. Исцеление 38-летнего расслабленного. Ин. 5:1–15 . 9 . Учение Христа Спасителя о своем равенстве Богу Отцу. Ин. 5:16–47 . Опять обращаемся к течению событий, по согласному свидетельству Евангелистов Марка и Луки, которое от срывания колосьев идет до нагорной проповеди включительно. 10 . Господь оправдывает учеников, что срывают колосья в субботу. Мк. 2:23–28 ; Лк. 6:1–5 ; Мф. 12:1–8 . 11 . Исцеляет сухорукого в Синагоге в субботу. Мк. 3:1–5 ; Лк. 6:6–10 ; Мф. 12:9–13 . 12 . Фарисеи враждуют. Господь к – морю на гору. За Ним народ. Многие исцеления. Ночь в молитве. Мк. 3:6–12 ; Лк. 6:11–12 ; Мф. 12:14–21 . 13 . Утром избирает 12 Апостолов. Лк. 6:13–19 ; Мк. 3:13–19 . 14 . К ним и к народу – нагорная беседа. Мф. главы: 5, 6 и 7; Лк. 6:20–49, 11:33–36, 12:58–59, 16:17–18 . После нагорной беседы у Евангелиста Луки следует исцеление раба сотникова; после сей же беседы оно стоит и у Евангелиста Матфея (глава 8), пропустив исцеление прокаженного, которое уже взято. – За исцелением сотникова раба у Евангелиста Луки следует воскрешение наинского юноши, о коем только здесь и говорится, и которому, следовательно, отводить другое место нет никакого повода. Итак –

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Различие в состоянии праведников и грешников и невозможность по своей воле перейти из одного состояния в другое имели место еще в ветхозаветную эпоху – до пришествия Христа. Тогда в аду (древнеевр. šôl) пребывали и праведники и нечестивые (см.: Пс.88:49 ; Иов.30:23 ), но находились они в различных состояниях. После сошествия Христа во ад праведники были Им оттуда изведены (см.: 1Пет.3:18–20 ). Грешники в аду также общаются между собой и друг друга узнают. Так, в Священном Писании говорится о сошествии во ад царя Вавилонского, где его узнали (см.: Ис.14:9–10 ), царя Ассирийского (см.: Иез.31:16–17 ), царя Египетского (см.: Иез.32:21 ). Но это общение не приближает их к Престолу Божию. 1.4. Молитвы Церкви за усопших Мздовоздаяние после частного суда не является окончательным, это лишь ожидание блаженства или мучения. Изменение участи тех, кто умер в покаянии, но во время земной жизни не принес достойных его плодов, возможно. Православная Церковь с древнейших времен верует, что Божественная литургия, молитва , милостыня, различные подвиги, например посты, которые приносятся за усопших, исхищают от уз ада их души 1335 и помогают им в достижении блаженного воскресения 1336 . В возможности изменения загробного состояния нас убеждает то, что грешники принадлежат вместе с нами одному и тому же Телу Христову. И хотя сами они не могут освободиться из ада, освобождение их возможно по молитвам Церкви, т. к. Господь сказал: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю... ( Ин.14:13 ); И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф.21:22 ). Христос имеет ключи ада и смерти ( Откр.1:18 ). Поминовение усопших имело место уже в ветхозаветные времена: в Втор.26 и Исх.16 говорится об обряде преломления хлеба на гробах в память об умершем. В Вар.3:4–5 приводится молитва о прощении грехов усопших: Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою... Не вспоминай неправд отцов наших. Иуда Маккавей так молился о воинах, которые присвоили себе вещи, посвященные иамнийским идолам, и по причине этого погибли: ...да будет совершенно изглажен содеянный грех... ( 2Мак.12:42 ). По распоряжению Иуды было собрано 200 тысяч драхм серебра, которые были отправлены в Иерусалим, чтобы принести за этих воинов жертву, – да разрешатся от греха ( 2Мак.12:45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Об этом нам очень мало известно. Место пребывания грешников после частного суда Евангелие называет, во-первых, " адом " (Лк. 16, 23, Деян. 2, 51). " Ад " (греч. — ades) буквально означает " место, лишенное света " . В Писании оно также называется " преисподними местами земли " (Еф. 4, 9), просто " преисподней " (Флп. 2, 10), " тьмой кромешной " (Мф. 22, 13; 25, 30), наконец, " темницей духов " (1 Пет. 3, 19). В православном исповедании (Чл. 68) сказано, что грешники пребывают " в местах осуждения и гнева Божия " . Как описывает это состояние Свщ. Писание? Прежде всего, это состояние удаления от Бога. Господь говорит грешникам: " ...отойдите от Меня, делающие беззаконие " (Мф. 7, 23). Грешники, в отличие от праведников, не имеют покоя: " ...червь их не умирает, и огонь не угасает " (Мк. 9, 44). Причиной этих мучений являются угрызения совести и неудовлетворимая страсть. Ап. Павел говорит об этом состоянии: " Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое... " (Рим. 2, 9). Скорбь и теснота усиливаются ведением о блаженном состоянии праведников, сознанием невозможности выйти из места мучения, ибо " ...утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут... " (Лк. 16, 26). Это различие в состояниях между праведниками и грешниками и невозможность по своей воле перейти из одного состояния в другое было уже в ветхозаветном шеоле. Хотя в шеоле пребывали и праведники, и нечестивые (Пс. 88, 49; Иов. 30, 23), тем не менее находились они в различном состоянии. После сошествия Христа во ад праведники были Им из шеола изведены (1 Пет. 3, 18-20). Грешники в аду также общаются между собой и друг друга узнают. Например, в Ис. (14, 9-10) говорится о сошествии во ад царя вавилонского, где его узнали. Аналогичное повествование имеется в Иез. (31, 16-17) — сошествие во ад царя ассирийского и в Иез. (32, 21) — сошествие во ад царя египетского. Но несмотря на то, что общение возможно и для грешников, это общение, в котором нет Бога, не приближает их к Престолу Божию. 1.4. Молитвы Церкви за усопших

http://sedmitza.ru/lib/text/443344/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010