Многие ученики и учители иудейства могли бы узнать своего – ибо всемирного – Мессию в Иисусе из Назарета. Но они еще не решаются расстаться со своим «богатством» и отходят от Христа с печалью, которая видна в глазах всех идеалистичных, одухотворенных, но во Христа не верующих евреев. Истина сокрыта в этой печали. Человек призван верою увидеть великое древо нового, спасенного мироздания в малом «горчичном зерне» Сына Человеческого. «Зерно горчичное» кажется в этом мире «меньше всех семян, но, когда вырастает, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» ( Мф. 13:32 ). Таков и Мессия, униженный и распятый при Понтийском Пилате и воскресший в третий день. Многие, ожидающие Мессию, еще не имеют веры в этом смиренном Зерне видеть великое Древо спасения… Но в самое Древо – будущее – они готовы верить. Верующие сыны синагоги, ждущие Мессию, тем более близки ко Христу, чем более возвышен образ Мессии, которого они Ждут. Некоторые из них очень близки ко Христу, хотя очи их еще закрыты и лежит на них покрывало, как на лице Моисея ( 2Кор. 3:13 ). И про них, этих людей, сказал Христос, обращаясь к богатому юноше: они «недалеки от Царства Небесного». И еще сказал про них: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф. 12:32 ). Некоторые из них узнают Господа в свой час, когда покрывало спадет с их глаз и никакого земного величия им уже не будет нужно для украшения Мессии... А сейчас они еще не узнают Его в этом мире страдания и греха. Они еще думают, что Мессия должен быть магическим изменителем человеческой души, человеческой истории... Здесь соблазн, еще не преодоленный многими душами. Но земная история и жизнь человеческая несут Благодать спасения, как закваску. Благодать Христова в мире есть лишь закваска процесса, а не апофеоз его. И без этого процесса в глубине истории, в глубине жизни человеческой не может быть апофеоза бытия – «нового неба и новой земли».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Но, получая от Бога урок милости, мы с вами обязаны понимать, что милость эта не должна нас расслаблять. Когда Господь проявляет милость к нашей душе, тогда мы иногда, вместо того, чтобы полноценно воспользоваться этой милостью и идти по ступеням духовного совершенства, оказываемся в состоянии некоего духовного упокоения. Мы ощущаем в душе некий триумф и вместо того, чтобы восходить, усиливать ревность нашей души и продолжать идти узким и одновременно широким путем, который обещает нам Господь, оказываемся в состоянии человека, который неблагодарен, неразумен, беспомощен, иными словами, человека, получившего духовное сокровище и не могущего его сохранить и преумножить. В первой части сегодняшнего евангельского чтения говорится о садовнике и саде, или, по-славянски, вертограде, и о зерне горчичном, которое, будучи посажено в саду, возрастает в огромное древо, в листьях которого собираются птицы. «(Царствие Божие) подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его». 73 Вся наша жизнь похожа на некий сад, а Царство Небесное, которое всевается в него, представляется чем-то инородным, как древо горчичное. И мы с вами, дорогие братья и сестры, для того, чтобы сохранить и преумножить в себе радость Небесного Царствия, обязаны быть в хорошем смысле юродивыми, неотмирными, наша душа не должна соотноситься с реалиями этого мира, мы призываемся идти узким путем, не всегда всматриваясь в то, каков следующий шаг, но вверяя себя Божественному Промыслу. Господь призывает нас к тому, чтобы мы возрастили в себе спасительные дары Небесного Царства, к тому, чтобы мы восстановили в себе красоту Божественного образа, чтобы вопреки логике окружающего мира и собственному унынию, неразумию, самообольщению, нерадению, лености и недостоинству, получая от Бога драгоценный дар, взращивали его в себе и достигали преддверия Небесного Царства. Господь на вопрос: «Неужели мало спасающихся?» 74 – отвечает внешне строго, что тесна дверь, и когда она затворится, тогда души тех, которые стояли по одну сторону затворенной двери и видели блаженство находящихся по другую сторону, уже не могут перейти туда. " Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы». 75 Но в то же самое время Божественный пир, Божественное Царство и древо, которое вырастает в саду, – всё это является утешением для нашей души, чтобы она не отчаивалась, чтобы видела то новое, что может сделать в этой жизни, и совершаемый ею малый подвиг, могущий произрасти огромным древом Небесного Царствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Ответ, данный Ей небесным посланником, избавил Ее от смущения, вызванного приветствием: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (1:35). До искупительной Жертвы Господа нашего на Кресте этот главный символ христиан был известен лишь в виде прообразов и предызображений. 1. Когда во время 40-летненго странствия по пустыне евреи стали роптать на Бога, то в наказание они подверглись нападению ядовитых змей, которые жалили народ. Много людей умирало. Тогда Господь сказал Моисею: сделай себе змея и выставь его, и ужаленный, взглянув на него, останется жив ( Чис. 21:8 . Этот медный змей (евр. нехуштан) по преданию возвышался на крестообразном древке. Сам Господь наш указывает на него как на образ Своей крестной смерти: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:14–16 ). 2. Когда израильтяне воевали в Рефидиме с амаликитянами, Моисей, Аарон и Ор взошли на вершину холма. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой [стороны]. И были руки его подняты до захождения солнца ( Исх.17:10–12 ). Моисей, подняв руки, изображал собой крест. Есть еще символы креста в Ветхом Завете. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Этот честный крест прообразовало древо жизни, насажденное Богом в раю. Ибо так, как через древо вошла смерть (Быт. гл.2 и 3), то надлежало, чтобы через древо были дарованы жизнь и воскресение. Иаков, поклонившись на конец жезла Иосифова ( Быт.47:31 ; Евр.11:21 ), первый изобразил крест, и благословивши своих сыновей переменными руками ( Быт. 48:14 , весьма ясно начертал знамение креста. То же прообразовали: жезл Моисея, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, фараона же потопивший ( Исх. 14:16 ; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика ( Исх. 17:11 ; горькая вода, услажденная древом ( Исх. 15:25 ; скала, рассекаемая (жезлом) и источающая воду ( Исх. 17:6 ; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия ( Числ. 17:8–9 )» (Точное изложение православной веры. Кн.4, гл. XI). Почему в Ветхом Завете предсказывается рождение Мессии с именем Еммануил, а не Иисус?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

По полиелеи седален, глас 8. Подобен: Повеленное тайно: После полиелея седален, глас 8 Подобен: Повеление таинственное: В раи мя прежде древо обнажи,/о вкушении враг принося умерщвление,/Креста же Древо, живота одеяние человеком нося,/водрузися на земли, и мир весь исполнися всякия радости./Егоже зряще возвышаема,/Богу верою, людие, согласно возопиим:/исполнь славы дом Твой. В раю меня некогда обнажило дерево,/вкушением от которого враг приносит умерщвление;/но древо Креста, одежду жизни людям приносящее,/водружено было на земле,/и весь мip наполнился всякой радостью./Видя его возносимым, люди,/Богу с верою согласно воззовем:/“Полон славы дом Твой!” Слава, и ныне, тойже. Степенна, 1й антифон 4го гласа. Слава, и ныне: повторяем то же. Степенна, 1й антифон 4го гласа. Прокимен, глас 4: Видеша вси концы земли/спасение Бога нашего. Стих: Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь. Прокимен, глас 4 Увидели все концы земли/спасение Бога нашего. Стих: Воспойте Господу песнь новую, ибо дивное сотворил Господь. Пс 97:3 , 1А Таже, Всякое дыхание: Стих: Хвалите Бога во святых Его: Евангелие от Иоанна, зачало 42 от полу: Евангелие от Иоанна, зачало 42Б Рече Господь: Отче, прослави имя Твое. Прииде же глас с небесе: и прославих, и паки прославлю. Народ же стояй слышав, глаголаху: гром бысть, инии глаголаху: Ангел глагола Ему. Отвеща Иисус, и рече: не Мене ради глас сей бысть, но народа ради. Ныне суд есть миру сему: ныне князь мира сего изгнан будет вон. И аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе. Сие же глаголаше, назнаменуя, коею смертию хотяше умрети. Отвеща Ему народ: мы слышахом от закона, яко Христос пребывает во веки: како Ты глаголеши, вознестися подобает Сыну Человеческому? Кто есть сей Сын Человеческий? Рече же им Иисус: еще мало время свет в вас есть. Ходите, дондеже свет имате, да тма вас не имет. И ходяй во тме не весть, камо идет. Дондеже свет имате, веруйте во свет, да сынове света будете. Сказал Господь: «Отче, прославь имя Твое». Пришел же с неба глас: «И прославил, и снова прославлю!» Народ же, стоявший и слышавший, говорил: «Гром был». Другие говорили: «Ангел говорил Ему». Ответил Иисус и сказал: «Не для Меня был этот глас, но для вас. Ныне – суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И Я, когда вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». А это Он говорил, давая понять, какою смертью предстояло Ему умереть. Ответил Ему народ: «Мы слышали из Закона, что Христос пребывает вовек; а как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? Кто этот Сын Человеческий?» Сказал же им Иисус: «Еще малое время свет с вами есть. Ходите, пока имеете свет, чтобы тьма вас не объяла; а ходящий во тьме не знает, куда идет. Пока имеете свет, веруйте в свет, чтобы стать вам сынами света!» Ин 12:28–36А

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vozdvizhe...

   Это очень важный момент в духовной жизни человека, потому что он — начало осознания, которое, когда доходит до абсолютной ясности, полностью меняет жизнь человека. Ему становится совершенно очевидно из собственного опыта, что человек предстоит Богу всегда, где бы он ни был и что бы ни делал, независимо от того, знает ли он об этом или нет ( 3. На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых ). Исцеляющее сердце    Так начинается для человека путь праведности. Только начинается — потому что впереди еще много всего и разного. С Богом надо еще научиться жить. Жить так, чтобы не вытеснять Его из своей жизни — а если вытеснить, Он уйдет и вернется лишь тогда, когда сочтет нужным. Не случайно Книга Притчей говорит об «исцеляющем сердце», которое жизнь для тела. ( 30. Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей ; в оригинале лев марфе , что вернее перевести как «исцеляющее», а не просто «кроткое»).   Поскольку «от избытка сердца говорят уста», дальше кроткое, исцеляющее сердце превращается в «исцеляющий язык» ( 4 Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа ). Слова, сказанные с любовью, слова ободрения, утешения, доброго совета — и даже слова обличения, сказанные с любовью и кротостью — исцеляют. Здесь язык, произносящий такие слова, назван древом жизни, что отсылает нас к первым главам книги Бытия и к древу жизни, которое росло в Эдемском саду. Человеку после грехопадения был прегражден доступ к нему: « 22. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. 23. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. 24. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».  (Книга Бытия 3:22–24). Нет ничего прискорбней грешного человека, живущего вечно. Адам утратил связь с Богом через грех и лишился древа жизни. Однако, когда человек живет с Богом и следует за Ним, его сердце и его слова становятся исцеляющими и он вновь получает доступ к древу жизни. В третьей главе Книги Притчей древом жизни названа сама мудрость: « 18. Она — древо жизни для тех, которые приобретают ее, — и блаженны, которые сохраняют ее!»  (Притчи 3:18).

http://bible.predanie.ru/vypusk-dvadtsat...

из жизни праведников: – Иисуса Навина: « Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал ». ( Нав.5:15 ); – пророка Моисея: особенно когда Господь дал Десять Заповедей; – псалмопевца Давида: история его покаяния; – царя Соломона: построение Храма и его открытие и т.д. Мудрость показывается в Библии как навык предвидения последствий от возможных поступков. Премудрость – умение видеть себя в Промысле Божьем, а также видение мира Божия в его разумном устроении: « Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его; утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его; сотворил светила великие, ибо вовек милость Его; солнце – для управления днем, ибо вовек милость Его; луну и звезды – для управления ночью, ибо вовек милость Его » ( Пс. 135 ). На второй встрече очень важно повторить библейское учение о Пути на примере «Книги Притчей Соломоновых» ( Притч. 4,10 ). Необходимо его углубить и показать, что с самого сотворения человека Господь показал эти два пути: Древо Жизни и Древо Познания добра и зла. Для полноты раскрытия образа можно прибегнуть к древним христианским текстам, например «Дидахе или Учение 12 апостолов», «Послание Варнавы» и др. Развитие Библейских постулатов духовной жизни через произведения Мужей Апостольских, помогают оглашаемым понимать непрерывность православной апостольской святоотеческой традиции. В анализе этих текстов важно акцентировать следующие моменты: а) постановка и достижение духовной цели в своей жизни; б) сопереживание и сотрудничество с Богом; в) объяснение обетов святого Крещения, которые оглашаемым предстоит принять; г) наш Путь – Христос: « Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня ». ( Ин.14:6 ). 3я беседа. Тема : О Смысле жизни. Отвержение ложных путей и открытие вечного Смысла. Для раскрытия вечного Смысла человеческой жизни сначала необходимо показать ложные смыслы, то есть те смыслы, которые ведут к смерти и безысходности в нашей жизни, при этом в большинстве своем это безобидные и, в общем-то, часто необходимые и позитивные вещи. Любой человек ищет комфорта, хочет быть счастливым, иметь семью, детей, и быть нужным и успешным человеком « Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее » ( Еф.5.29 ). Но когда эти «безобидные» вещи становятся целью жизни, они начинают разрушать его т.к. в самих себе не имеют источника жизни. Они могут быть лишь задачами в жизни, но задачи не могут быть исполнены без цели христианской жизни.

http://azbyka.ru/katehizacija/kratkoe-iz...

«Вода жизни» есть таинство жизни, которое совершается чрез причащение духовно-телесного источника и имеет возрастать в силе и действенности. В святом граде отсутствует храм, как отсутствует он и в раю, и божественная благодать преподается помимо него, в прямом богообщении. Таким непосредственным всетаинством жизни и является вода жизни. Но кроме этой воды и в связи с её действием здесь подаётся ещё и благодатная пища во вкушении плодов и листьев древа жизни: «среди улицы его, по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой, и листья древа для исцеления народов» (22: 2). Это «древо жизни» подобно (райскому «древу жизни посреди рая Божия» (ср. 2: 7: «побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия»). Не отсутствует здесь и хилиастический образ плодоносящих ежемесячно деревьев, как и у Иез. 47:12: «вода для них течет из святилища, плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание». Кроме плодов подаётся ещё вкушение листьев для исцеления, в явное свидетельство того, что болезнь, а следовательно, и смерть, ещё не является здесь побеждённой и требует против себя особого врачевства. (Отсюда явствует, что эсхатологический текст 21:4: «смерти не будет уже..., ни болезни уже не будет» не относится к хилиастическому образу). Стихи 22:3–5, как уже сказано выше, очевидно, могут относиться не к тысячелетнему царству, но только, к будущему веку, пророчество о котором, начавшись в 21:1–5, прерывается отступлением, относящимся к граду нынешнего века. По смыслу, здесь оно продолжается. Само это отступление и перерыв в связном изложении остаётся, как мы сказали, загадкой для экзегетики, но для восстановления связи существует явная смысловая очевидность. Пророчество 22:3–5 не может быть без явного противоречия применено к тысячелетнему царству и к небесному Иерусалиму нынешнего века, поскольку наряду с ним остаётся место для «нечистого и преданного мерзости и лжи» (21:27). Между тем, пророчество о «новом» Иерусалиме будущего века начинается словами: «и ничего уже не будет проклятого» (22:3).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Псалом станет звучать по-новому, если в его содержании отражается контекст пребывания человека в раю и его грехопадение ( Быт 2.4 – 3.24 ). После грехопадения Адама путь к древу жизни охранял Херувим с пламенеющим мечом, чтобы человек не смог вкусить от плодов древа жизни. Но в Псалме приоткрывается возможность возвращения человека к вечной жизни с Богом: доступ человека к древу жизни изображается уподоблением человека вечнозеленому древу. Если самоволие человека было причиной нарушения согласия с Богом и привело к изгнанию Адама из рая, то вникание в закон Господа, ведущий к согласию человека с волей Божией, предлагается в Псалме как путь возвращения в райское состояние. О возможности возвращения для человека в блаженное райское состояние говорится в Притч. 3:13–18 : «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум… Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее!» Образ вечнозеленых листьев древа, распространяющих вокруг себя благоухание вечной жизни, созвучен с Притч. 11:30 , где говорится, что плод праведника – древо жизни, и мудрый привлекает души. Далее, эта мысль подхватывается в Иез. 47:12 , где говорится, что листья дерева будут служить для исцеления, и еще раз повторяется в Откр. 22:2 . В повествовании Быт 2.4 – 3.24 ничего не говорится о природе воды из реки, которая поит рай. Но в Псалме имеется в виду, что источник оазиса, из которого ручьями направляется вода для питания дерева, является Сам Законодатель, в Чей закон вникает Псалмопевец. Так, в изображении новой святой земли в Иез 47 определенно говорится, что из-под порога храма течет вода, и куда войдет этот поток, все будет там живо, и что у потока по берегам его будут расти всякие деревья, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться, потому что вода для них течет из святилища: плоды их будут употребляемы в пищу, а листья – на врачевание. Различные мысли и образы Священного Писания приходят в согласие с идеями Псалма и начинают звучать вместе, придавая им глубину. Такое унисонное звучание не обозначается в Псалме прямым цитированием других мест Писания, как бы формальными знаками нотного письма, но начинает быть слышимым лишь при живом исполнении. Отношения между мыслями Псалма и всего Писания возникают не только по правилу симфонии, но и по правилу контрапункта: Псалом имеет в виду содержание Быт. 2:4 – 3.24 , принимает его, но отвечает на него своим мотивом, не совпадающим с первым, и развивая тем самым единую богословскую тему. Общее течение мысли от одного места Писания к другому, наподобие живых токов, пронизывает все Писание и связывает его в единый организм. Такое многоголосие (полифония) в согласии (симфония) делает Писание единым хором, состоящим из множества лиц, каждое из которых слышит всех и отвечает каждому. В результате такой многоипостасный диалог сплетает из отдельных живых токов единую соборную душу Священного Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/bogosl...

Сын Божий для того стал Человеком, чтобы людей вернуть к Богу. Теперь Бог открыт для человеческих исканий и доступен для людей. Что такое «древо жизни»? Что такое «древо жизни», о котором говорится в Библии, и может ли человек есть его плоды? Богочеловек Иисус Христос совершает спасение мира Своей Крестной смертью и Воскресением. Наше личное спасение совершается в Его Святой Православной Церкви через духовное обновление и соединение со Христом нашей души и всей нашей жизни. Именно Причащение является той личной встречей с Воскресшим Спасителем, Пасхой Христовой, когда жизненные силы Воскресшего Христа укрепляют нашу ослабевшую духовную жизнь. Как переливание крови здорового человека несет жизнь изнемогающему от болезней, так принятие Тела и Крови Христовой оживляет душу, тело и всю жизнь православного христианина. Такое общение с Сыном Божиим было установлено и предусмотрено еще в первоначальном райском мире. Сотворенный Богом человек жил в раю, который на языке Библии назван садом Едемским. Он утолял свой телесный голод теми плодами, которые там произрастали. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла ( Быт.2:9 ). Вкушая плоды дерева жизни, человек мог жить вечно, находясь в полном расцвете сил и душевном мире. Однако произошло грехопадение, и люди вместе с райским состоянием потеряли и рай. Накануне Великого поста в Неделю сыропустную Православная Церковь вспоминает величайшую трагедию – Адамово изгнание из рая в результате грехопадения. В богослужении с разных сторон осмысляется это событие, описанное в последних стихах третьей главы книги Бытия: И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни ( Быт.3:22–24 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/o-nashej-v...

Другой аспект образа Божия в человеке — это единство в множественности. Три Лица Божества — Один Бог; человечество едино во множественности лиц. Образ, рассматриваемый таким способом, совершенно ясен в Боге, — в Нём Три Лица Едины в тайне отдающей и принимающей жертвенной любви. Этот образ затуманен в нашем человеческом мире тем, что грех исказил то, как мы отдаём и принимаем, и жертвенная любовь умалилась, хотя и не исчезла. С такой точки зрения любовь есть полнота жизни, и смерть в этом контексте превзойдена жертвенной любовью. Мне кажется, об этом говорит апостол Павел в одном месте Послания к Римлянам: Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим 5:1–5). Любовь — вот тайна Святой Троицы, но любовь также составляет тайну этого единства во множественности, этого многоединства в тайне всечеловека, то есть человечества. И только если любовь проявляется как дар, как способность принимать и способность отдаваться совершенной жертвой, этот образ просиявает перед нашими глазами. Но когда это произошло, этот “данный” нам образ становится подобием, и бессмертие, даруемое и предлагаемое, становится бессмертием, полученным в тайне приобщённости Богу. Древо жизни, о котором говорится в книге Бытия, — символ бессмертия: и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно (Быт 3:22). Но это дерево жизни — не только символ бессмертия, своего рода механического, таинственного бессмертия, как может показаться при первом поверхностном чтении; оно также символ этой харизматической жизни в Боге. Если обратиться к книге Откровения, мы читаем: Среди улицы его [нового святого Иерусалима], и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов (Откр 22:2).

http://pravmir.ru/o-poslednih-predelah/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010