В добрый час! В неисчерпаемом богатстве духовного оружия, которым обладает церковь и целые тысячелетия побеждает врагов своих, найдутся средства для ниспровержения таких в сущности слабых и рыхлых материалистических идей, которые в истории философии всегда считались крайними и самыми унизительными произведениями ослабевших умов человеческих. Если они в последнее время возобладали в христианском мире, то потому только, что потворствуют господствующим в обществе заблуждениям и порокам. Известно из учения о душе человеческой, что благие мысли порождают благие дела, а злые мысли порождают преступления и пороки. Господь Иисус Христос сравнивает мысль с древом, а порождаемое ею дело с плодом: всяко древо доброе плоды добры творит: а злое древо плоды злы творит. Не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити ( Матф. 7, 17. 18 ). Поэтому размножение в человеческом обществе преступлений и пороков есть ясное указание на то, что в нем рассеяно множество лжеучений и чем больше распространяется мыслей враждебных божественной истине, тем больше надобно ожидать новых преступлений и пороков. С другой стороны, как бы ни были мелки и, по-видимому, ничтожны бродящие в человеческом обществе ложные мысли, соответствующее им зло непременно плодится, потому что они разносят в себе зародыши зла, а не добра, по слову Спасителя: „собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» (Мат. 7, 16). Но философам известно, что как ложные мысли, как бы ни были они раздроблены, непременно держатся на каких либо общих началах: так и пороки, как бы они ни были мелки, непременно держатся на крупных и главных страстях, как болезненных искажениях природы человеческой. Наконец, всем таким противоестественным и гибельным явлениям в жизни человеческой, как заблуждениям, так и порокам, должна быть одна общая причина, или одно начало. Это начало указывает нам древний церковный учитель: „начало греха – гордость и обладаемый ею изрыгает мерзость“ ( Сир. 10, 15 ). Гордость в слове Божием и в писаниях отцов и учителей церкви изображается как величайший из пороков и источник всех грехов, растлевающих род человеческий. Особенно в 72 псалме гордость представляется в чертах резких и возмутительных. „Я позавидовал безумным, говорит Псалмопевец, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их; выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце; над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока; поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле “. Но, прибавляет Псалмопевец, обращаясь к Богу, „на скользких путях поставил Ты их, и низвергаешь их в пропасть. Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли с ужасом! “ ( Пс. 72, 3–9, 18. 19 )“.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Слова об исцелении народов от листьев древа жизни Андрей Кесарийский объясняет, как «тончайшее, превысшее и пресветлое разумение Божественных судеб... Эти листья будут во исцеление неведения тех народов, которые стоят низшими в делании добродетелей». То есть здесь, в этой земной жизни, народы болеют неведением, различными грехами и слабостями, а также и буквально телесными болезнями и недугами. От всего этого в будущем веке народы исцеляются через листья древа жизни. Если питание от плодов древа жизни будет всегдашним (двенадцать раз в год новые плоды), то исцеление листьями древа жизни будет одноразовым событием. Однажды совершится это, чтобы навечно исцелить народы от всех их телесных и душевных болезней. С другой стороны, в этой земной жизни под исцеляющими листьями древа жизни можно разуметь листья книги Священного Писания, от которых бывает великое исцеление читающим. Андрей Кесарийский дает еще другое значение древа жизни, плодов и листьев. Он пишет: «Река напояет насажденных при ней святых, названных древом жизни по образу Древа Жизни – Христа». Этому особенно будет соответствовать мысль о том, что дерев было много, но все они одного рода. О таком блаженном муже пел святой Давид: «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет» ( Пс. 1:3 ). Святой Давид говорит здесь о тех же признаках святого человека: древо при потоке воды, плоды, листья. Андрей Кесарийский пишет так: « Древо жизни – двенадцать апостолов по причине их причастия истинного древа жизни. Плоды их– суть принесшие 100-кратный плод, листья – 6-кратный, народы – 30-кратный. По разным плодам и слава будет разная. То, что древо в единственном числе, говорит о единстве святых в сопребывании и разумении». Так последней страницей Писания завершается учение его первых страниц: о реке, древе, плодах и листьях рая. Изгнанный из рая возвращается в него. Потерянное возмещается сторицей. Слава Богу! Аллилуйя! Откр.22:3 И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Христос нигде не упоминает ни о древе жизни, ни о древе познания добра и зла, ни о грехопадении прародителей. Это уже говорит о том, что для Него древние библейские тексты были ясны не «по букве», а по их внутреннему смыслу. Начнем с «буквы». В Книгах Ветхого Завета слово дерево иногда употреблялось в смысле образа жизни ( Иов 19:10; 24:20 ; Пс. 1:3 ; Притч. 3:18 ; Иер. 17:8; 48:6 ; Иез. 17:24; 31:5–9 ; Дан. 4:7–11 ). В Новом Завете, Иоанн Предтеча, обличая грешников за бездушие и формализм, сравнивал их с деревом, при корне которого уже лежит секира ( Лк. 3:9 ). Иисус Христос, в Своих притчах, также часто сравнивал грешников с деревьями, не приносящими никакого плода. «Всякое дерево познается по плоду» ( Лк. 6:44 ). То же и в притче о смоковнице ( Лк. 13:6–9 ). Но все это только лишь образы и сравнения, но не символы. Понять символическое значение двух деревьев Книги Бытия можно только, если помнить уже известное нам из Ветхого Завета учение Моисея ( Втор. 30:15, 19 ) о двух путях жизни, о которых постоянно учил и Господь. Господь был послан на Землю от Отца Небесного, чтобы спасти падшего человека и вернуть его к вечной жизни. Поэтому Его образ жизни должен был послужить образцом для всех, стремящихся войти в вечную жизнь. А путь Его жизни нам известен. Это великий и ни с чем несравнимый подвиг любви и смирения, закончившийся крестной смертью. Подвиг этот был настолько велик, что Своею смертию Христос разрушил в Себе Самом силу смерти: смерти уже невозможно было удержать Его ( Деян. 2:24 ). Он смертию смерть попрал и тем самым открыл всем уверовавшим в Него и следующим за Ним тем же путем двери жизни вечной. Такова глубокая связь уже не «по букве», а по духу и смыслу между древним символом древа жизни и учением Христа о вечной жизни. Православная Церковь , в своем богослужении, всегда связывает древо жизни с Древом Крестным, на котором был распят Господь. В общем и целом все Евангелие Христово было обращено к тому, чтобы научить человека спасительному пути и вечной жизни. В своих речах, обращаясь к народу, Он говорил: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» ( Мф. 16:24–25 ; Мф. 10:38–39 ; Лк. 9:23–24 ; Ин. 12:24–25 ). Итак, условием для вхождения в вечную жизнь может служить только крестный подвиг по образу и подобию того крестного подвига, который совершил Сам Христос 79 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Слово 43 (фрагмент). О победе Креста Господня. (CCSL 9а Supplementum. Spicilegium ad Chromatii Aquileiensis opera. P.616–617) Когда цари мира сего возвращались с победой от покоренных народов, они возводили трофей победы по образу креста, на который вешали захваченную у врагов добычу в знак вечной памяти. И хотя уже тогда в каждой войне образ креста указывал на победу, однако победа Креста намного выше. Ведь, как мы видим, победа тех царей сопровождалась гибелью народов, пленением несчастных; а в победе Креста Господня – спасение для всех народов, искупление для грешников, надежда на воскресение, гарантия вечной жизни. Что же есть признак большей силы: победить в телесной схватке варварские народы, или одолеть легионы духовной скверны? Выходит, велика победа того Креста Господня, которая принесла миру столько благ: познание Бога, откровение имени Христова, почитание правой веры, попрание ложного суеверия, триумф над диаволом, победа над грехом, спасение жизни от смерти во проклятии... ...Так что поэтому не без справедливой причины Крест Христов именуется «древом жизни», ведь Крестом Христовым даруется жизнь верующим. Это то древо жизни, о котором говорит Иоанн в Откровении, когда рассуждает о Церкви и спасительном крещении: «По ту и по другую сторону реки, – говорит он, – древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов» 717 . И что это древо жизни посажено на берегу реки, указано потому, что там, где Крест Христов, там и вода спасительной благодати; там и двенадцать плодов в двенадцать месяцев, то есть апостольские проповеди, которые делают лето Господне приятным 718 разнообразием вкуса у плодов их веры. От этого древа жизни некогда пожелал вкусить Адам в раю, однако ему было запрещено прикасаться к нему. Ведь человек, уже ставший грешником, не мог прикасаться к плоду жизни, не смыв сначала вину греха наказанием смерти. И поэтому мы читаем, что написано в Откровении: «Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» 719 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

И в сем отношении Царство Небесное является сходным с земным раем. Ибо и в Царстве Небесном или в царстве славы есть древо жизни. Тайнозритель Иоанн Богослов, описывая царство славы, свидетельствует, что он видел по обе стороны исходящей от престола Агнца реки «древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой и листья дерева для исцеления народов» ( Апок. 22:2 ). Под древом жизни здесь, как и под водой реки, разумеется благодать Божия. Действие ее будет состоять в том, что насыщаемые ею будут блаженствовать вечно по душе и по телу. Они не будут умирать и испытывать оскудения сил, потому что сама благодать не будет оскудевать: каждый месяц таинственное древо жизни будет приносить плод свой. Самыя листья древа жизни будут «для исцеления народов». Это значит, что благодать Божия будет предохранять причастников ее от болезней, от истощения духовных и телесных сил. В небесном раю не будет болезней, и усладительное чувство здравия будет присуще обитателям его на веки вечные. Бессмертие есть удел и праведников и грешников; но для последних бессмертие мучительно, ибо вечно жить значит для них вечно мучиться в аде. Для обитателей же небесного рая вечная жизнь есть вечная радость. Она не будет умаляться с течением времени, скорее же будет возрастать. Скука, свойственная в настоящей жизни людям праздным, незнающим куда девать время, не может иметь места в раю. Пред взорами обитателей его постоянно будут раскрываться все новые и новые явления совершенств и действий Божиих, и увлекаемые зрелищем их, они не будут чувствовать, как идет время: тысяча лет будет казаться им одним днем. Таково же было бы положение обитателей земного рая, если бы они не согрешили. Каждому христианину желательно сподобиться райского блаженства, и все мы призваны к райской жизни. Милосердый Господь всем хощет спастися и для спасаемых уготованы многие обители в дому Отца небесного. Не всякому однако дается место в них. «Рад бы в рай – грехи не пускают». Грех изгнал человека из рая.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

О животворящей реке веры говорится в Евангелии и Откровении Иоанна Богослова. Снова повторяем только недавно приведенный нами текст из Апокалипсиса: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет... И показал мне (Ангел) чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его (Нового Иерусалима – то есть рая), и по ту и по другую сторону реки, древо жизни... Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» ( Откр. 21:1; 22:1, 2, 17 ). Итак, река истекает от престола Бога и Агнца. Престол Бога и Агнца, или обитель, в которой пребывают Отец и Сын ( Ин. 14:23 ), есть сердце человеческое. В Книге Притчей говорится: «Сын мой! отдай сердце твое мне» ( Притч. 23:26 ). Господь учил: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим...» ( Мф. 22:37 ). «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин. 14:23 ). Сердце человеческое и есть эта обитель. В контексте всей речи Иисуса Христа слова реки воды живой означали беспрерывное течение духовной жизни и силу веры. Слово река очень подходило для иллюстрации духовной жизни человека – состояния вечно подвижного, стремящегося. Оно удобно для характеристики динамики и активности человека, возрожденного верой, могущей, по словам Господа, двигать горами. Отсюда вполне понятно, почему хорошо знакомое народу слово река употребляет Иисус Христос, когда говорит о внутреннем душевном состоянии и о Царствии Божием. Всю эту речь можно понимать только как символическую, ибо каждому ясно, что не о настоящих реках, истекающих из человеческого чрева, и не о чреве, а о сердце говорил Господь 80 . Реки эти означают силу веры, которая не только утоляет жажду души человека, наполняет внутренность – чрево уверовавшего, но и истекает из глубины его души, его сердца. Вера есть сила. Это – струя или мощный поток: «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» ( 1Ин. 5:4 ). Вера может творить чудеса, может возрождать человека к новой жизни. И эта вера истекает из глубины возрожденного человека, утоляя духовную жажду не только самого уверовавшего, но и возрождая других.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Обратимся к тексту Откровения: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов» ( Откр.22:1–2 ). А теперь вернемся к ветхозаветному тексту: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая» ( Быт.2:9 ). В обоих текстах древо жизни предстает как плодоносное, питающее народы. В византийской литературе «древо жизни» – это метафора Божественной любви, от которой отпал ветхий Адам 217 . Исследователь христианской символики А. С. Уваров утверждает: «В «Откровении» «дерево жизни» – это одно из явлений царства небесного. Одинаковое почти описание райского сада находится в сочинениях отцов церкви, и в самих молитвах рай называется местом зеленым... Христианская символика изображала рай под видом деревьев и роскошных растений» 218 . Далее исследователь, сопоставляя различные иконографические изображения живого и высохшего дерева, делает вывод, что образ зеленеющего дерева ассоциировался у первых христиан с «возрождением к новой духовной жизни» 219 . И все же нам представляется, что в анализе полифонической семантики дуба в «Святой Троице» символ Божественной любви, райского «отечества» ветхозаветного Адама, воплощенный в образе древа, подразумевает и тему любви к Богу связанную с сюжетом повествования О чуде рождения сына у престарелых праотцев. Из этого сюжета становится очевидным, что любовь к Богу послушание и смирение как духовно-нравственные смыслы, связующие в христианской традиции Ветхий и Новый заветы, заложены Андреем Рублевым в полифоничной семантике мамврийского дуба. Данный вывод получает дополнительное обоснование в раскрытии семантики чаши, изображенной мастером на трапезном столе. Чаша символизирует предначертанную жертву: в мольбе, с которой Иисус Христос обращался к Богу-Отцу, пребывая ночью в Гефсиманском саду, звучит смиренная просьба: «Пусть минует Меня чаша сия». Ученики Христа, еще не ведая о предначертанной крестной Жертве, предавались сну в этот тяжкий для Учителя ночной час, не сумев удержаться в сосредоточенном бдении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой» – это древо жизни в сотериологическом понимании, Крест Господень. Иными словами, этот стих из Апокалипсиса говорит нам о том, что все блага, которые мы можем приобрести в будущей райской жизни, дарованы нам благодаря страданиям Сына Божия на Кресте. Наше спасение куплено очень дорогой ценой, ценой Крови Сына Божия. Мы об этом никогда не должны забывать. Единственное, что мы можем предложить Богу от себя в удовлетворение Его правосудия – это то прощение, которое мы сами получаем в Иисусе Христе. Поэтому Августин Блаженный говорил: «Весь Закон исполнен только тогда, когда прощены все грехи». Какие прекрасные слова! Ведь именно исполнившие Закон будут живы. Но у нас с вами не получается самим это сделать. Зато мы оказываемся исполнителями всего Закона тогда, когда Божье милосердие омывает все наши грехи. Поэтому блаженный Августин и говорит: «Весь Закон исполнен только тогда, когда прощены все грехи». Андрей Кесарийский пишет: «Река напаяет святых, насажденных при ней, названных иносказательно “древом жизни” за причастие и подражание Древу жизни Христу». Здесь Андрей Кесарийский говорит о тайне сораспятия со Христом, и обожении когда заслугами Креста Христова, и сам верующий становится иносказательно частью «древа жизни». Древо жизни – это Крест Господень. Когда мы крестимся в христианство, то мы сочетаемся со Христом, то есть мы сораспинаемся с Ним. Не в том смысле, что мы можем сделать то же, что сделал Он, но только в том смысле, что Он, взяв на себя все наши грехи, ввел наши проблемы в Свою внутреннюю духовную жизнь, и нашел для нас их разрешение. Именно поэтому Церковь называется Телом Христовым. Мы, причащаясь Его Крови, Его Тела, как бы сродняемся с Ним. Апостол Павел однажды воскликнул: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). Он не имел в виду то, что он подменил своим существованием Христа, но он имел в виду то, что он бы не существовал, если бы не Христос. Поэтому надо прямо сказать, что и мир до сих пор не погибает только потому, что милосердие Божие распространяется на всех. Как солнечный свет светит на праведных и на неправедных, точно так же и милость от Бога изливается на всё творение. Иногда люди говорят:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

2) Для постоянного подкрепления и освежения телесных сил первозданного человека, для поддержания жизни его навсегда, Бог «насадил посреди рая древо жизни» ( Быт.2:9 ), плодами которого питаясь, человек и телом был бы безболезнен и бессмертен. Посему-то Священное Писание свидетельствует, что «Бог смерти не сотворил» ( Прем.1:13 ), что Он «создал человека в нетление» ( Прем.3:23 ). Равным образом свв. отцы единогласно учат, что человек создан был бессмертным или для бессмертия; и православная Церковь на Карфагенском Соборе определила: «Если кто скажет, что Адам, первозданный человек сотворен смертным, так что хотя бы согрешил или не согрешил, умер бы телом, т. е. вышел бы из тела, не в наказание за грех , а по необходимости естества: да будет анафема» (правило 123). Но, с другой стороны, из Писания же видно, что это бессмертие человека даже по телу зависело не от свойства самого тела его, созданного из земли, а от Божественной благодати, и орудием этой благодати было насажденное в раю древо жизни: «и теперь», сказал Господь по падении нашего праотца, «как бы не простер он руки своей, и не взял от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» ( Быт.3:22 ). Древние учители Церкви также разумели под бессмертием Адама даже по телу не то, будто он не мог умереть по самому свойству своей телесной природы, а то, что он только предназначен был для бессмертия, что он мог не умирать по особенной благодати Божией, если бы оставался верным Богу, в награду за свою покорность, и что проводником этой благодатной силы Божией служило в раю древо жизни. 3) Для раскрытия умственных способностей человека, и особенно для наставления его в истинах веры, Бог удостаивал его Своих непосредственных Откровений, и с этой целью являлся нашим прародителям Сам, беседовал с ними, открывал им Свою волю, как видно из сказания священного Бытописателя ( Быт.2 ), и как свидетельствует премудрый сын Сирахов: «исполнил их проницательностью разума и показал им добро и зло... Он приложил им знание и дал им в наследство закон жизни; вечный закон поставил с ними и показал им суды Свои» ( Сир.17:6,9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Непрерывность блаженства членов небесной Церкви изображается в ряде символов. Первый символ — это " светлая, как кристалл, чистая река воды жизни. Эта река, непрерывно истекающая от престола Бога и Агнца, символически изображает благодать Животворящего Духа, которая наполняет стогны св. города, то есть все множество его обитателей, " увеличившееся " , по псалмопевцу, " паче песка " (Пс. 138:18). Это — благодать и милость Божия, которая неистощимо будет изливаться всегда на жителей небесного града, наполняя сердца их неизреченным блаженством (ср. Ис. 35:9-10). Второй символ — это " древо жизни " , по подобию того, которое было некогда в земном раю, до грехопадения прародителей. " Древо жизни " в небесном Иерусалиме будет обладать особенными превосходнейшими качествами: оно двенадцать раз в году будет произращать плоды, и листья его будут служить для исцеления народов. Св. Андрей считает, что древо жизни знаменует Христа, разумеваемого в Духе и о Духе Святом: ибо в Нем Дух, и Он поклоняем в Духе и есть Податель Духа. Через Него же и двенадцать плодов апостольского лика даруют нам неоскудевающий плод Богоразумия. Листья древа жизни, то есть Христа, означают тончайшие, превысите и пресветлые разумения Божественных судеб, а плоды его — совершеннейшее знание, открываемое в будущем веке. Эти листья будут в исцеление, то есть очищение неведения народов, низших других в совершении добродетелей. Потому что " иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд " (1 Кор. 15:41), и " многие обители у Отца " (Ин. 14:2), для того чтобы по характеру дел одного удостоить меньшей, а другого — большей светлости. — " И ничего уже не будет проклятого " — всякое проклятие навсегда будет снято с обитателей этого небесного града, " но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему, и узрят лице Его, и имя Его будет на челах их " — сподобившиеся стать обитателями этого города узрят Бога лицом к лицу, " не в гаданиях, но, как свидетельствует великий Дионисий, в том самом виде, в коем был зрим святыми апостолами на горе Святой. Вместо золотой дщицы, которую носил древний первосвященник (Исх. 28:36), будут иметь начертание имени Божиего, и не на челах только, но и в сердцах, то есть твердую, непреложную и дерзновенную любовь к Нему. Ибо начертание на челе означает украшение дерзновения " (св. Андрей). " И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их, и будут царствовать во веки веков " — всеми этими чертами указывается на непрерывное и самое полное общение членов небесной Церкви с своим Владыкою, соединенное даже с лицезрением Его. Это и будет для них источником неиссякаемого блаженства (ср. Иез. 47:12) (ст. 1-5).

http://sedmitza.ru/lib/text/430727/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010