(561, 1527) Об этом приготовлении написано: «Надобно, чтоб приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» [ Евр 11, 6 ] и ...дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» [ Мф 9, 2 ; Мк 2, 5 ], и еще: «Страх Божий изгоняет грехи» [ Екк 1, 27 ]; а также: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» [ Деян 2, 38 ], и еще: «Итак: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» [ Мф 28, 19–20 ] и «Расположите сердце ваше к Господу» [ 1Цар 7, 3 ]. Глава 7: Оправдание нечестивого и его причины (562, 1528) За этим расположением, или приготовлением, следует само оправдание, которое есть не просто прощение грехов [ХВ 593], но и освящение и обновление внутреннего человека добровольным принятием благодати и ее даров. Тем самым человек из неправедного становится праведным, из врага – другом, чтобы быть «по упованию наследниками вечной жизни» [ Тит 3, 7 ]. (563, 1529) Вот каковы причины этого оправдания: конечная причина – слава Бога и Христа и жизнь вечная; причина действующая – Бог, Который в Своем милосердии очищает и освящает даром [ 1Кор 6, 11 ], печатью и помазанием обещанного Святого Духа, Который есть залог нашего наследия [ср. Еф 1, 13 ]; причина заслуживающая – Единородный Возлюбленный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, Который, когда мы были врагами [Ему] [ Рим 5, 10 ], по Своей великой любви, которой Он возлюбил нас ( Еф 2, 4 ), заслужил наше оправдание [ХВ 592] Своими Пресвятыми Страстями на Древе Креста и воздал за нас удовлетворение Отцу Своему; причина творящая – Таинство Крещения, «Таинство веры» 346 , без которого никто не может получить оправдания. (564, 1529) Наконец, единственная причина неоспоримая [категорическая] – это праведность Божия, «не та, которой Он сам праведен, а та, которой Он делает таковыми нас» 347 [ХВ 592–593], праведность, полученная от Него в дар, который обновляет вплоть до самого сокровенного нашей души, та, которой мы не только считаемся праведными, но действительно являемся и называемся таковыми, принимая в себя праведность в той мере, в какой «Дух разделяет каждому особо, как Ему угодно» [ 1Кор 12, 11 ] и согласно расположению и личному соучастию каждого.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Ап. Иуда написал также соборное послание; он проповедовал Евангелие в Месопотамии и повешенный на древе скончался, пронзенный стрелами. Ап. Симеон (Симон) после св. Иакова Праведного был епископом Иерусалимским. Про Иосию, четвертого из братьев, не сохранилось никаких сведений. При императоре Римском Домициане (вступил на престол около 81 г.) возникло гонение на христиан, а иудеи, не вразумленные разрушением Иерусалима, продолжали производить смуты. Император, слыша, что они ожидают себе Мессию из дома Давидова, приказал вызвать в Рим всех потомков Давида. Привели двух внуков Иуды, брата Господня, людей бедных, с мозолистыми руками, почерневшими от работы. Увидев их бедность и услышав их речи о вечной жизни и о том, что тогда воздастся каждому по делам его, Домициан отпустил их с миром. Это – последняя историческая справка о родственниках Господа И. Χ. Сретение Господне Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, потому что их нет ( Иер.31:15 ). И они воззрят на Него, котораго пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце ( Зах.12:10 ). Когда в священном Писании говорится о великой скорби, или о великом плаче, то всегда эта скорбь помещается в материнском сердце. И горчайшие слезы льются только из глаз матери! Пока мир стоит, матери будут скорбеть и рыдать о своих детях, как ни одно живое существо не может рыдать и скорбеть. И всякая мать христианка будет находить себе утешение в своей скорби за детей у иконы Пречистой, Которой было предсказано о мече, рассекающем душу, в самом начале Ее материнства. Только 40 дней Пречистой Деве Матери была дана непомрачаемая радость о Чаде Своем. Но вот Она приносит Своего Первенца в храм и слышит от старца Симеона целый ряд тревожных предсказаний: “Сей лежит на падение и на восстание многих во Израиле и в знамение пререкаемо.” Приникните к душе молодой Матери, которая хранила со дня Благовещения такие слова Архангела: “Ты обрела благодать у Бога – и вот зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик и Сыном Вышнего наречется, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца.”

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-ile...

Бывший распутным, обратившись к целомудрию, отрицает умеренностью невоздержание. Робкий и боязливый, укрепившись мужеством, не узнает в себе прежнего. Криводушный, если следует правде, отрицает несправедливость. Глупый отрицает глупость, если исповедует Христа, Божью силу и Божью премудрость! Зная это, не только во время гонений и при неизбежности мученичества, но и во всех случайностях жизни, в делах, в помышлениях, в словах, отвергнемся себя таких, какими мы были прежде, и покажем такими, какими возрождены во Христе. Ибо для того Господь распялся на кресте, чтобы и мы, уверовавшие в Него и умершие для греха, распялись вместе с Ним, и сказали, как учил апостол: я сораспялся Христу ( Гал. 2:19 ) и я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира ( Гал. 6:14 ). Сораспявшийся Христу совлекает начала и власти, и торжествует победу над ними на древе ( Кол. 2:15 ). Почему в Евангелии от Матфея, во образ имеющих уверовать в Господа и распяться с Ним, и представляется Симон Киринейский несущим крест его, – крест, который по сказанию других евангелистов прежде нес Он сам. Глава IV Какое значение имеют слова, приводимые у того же Матфея: горе же беременным и питающим сосцами в те дни. И – молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу ( Мф. 24:19–20 )? Слова эти, очевидно, стоят в связи с предыдущими. Когда Евангелие Христово будет проповедано всем народам, и настанет кончина, и увидят мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте: тогда, повелевается сущим во Иудеи, да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои (подробнее об этом мы говорили в толкованиях на того же Матфея). Вслед за этим прибавляется: горе же беременным и питающим сосцами в те дни. В какие это дни? – В те, когда мерзость запустения будет стоять на месте святом. Нет никакого сомнения, что здесь буквально предсказывается пришествие антихриста, когда жестокость гонения заставит бежать, а бег беременных и кормящих грудью детей очень медленен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Быт. 3 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, Быт. 3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. Ответ Евы показывает, что первые человеки согрешили противу ясно понятой заповеди. Автор Записки на Кн. Бытия, указывая, что Ева повторяет заповедь с прибавлением слов «и не прикасайтесь к нему», думает, что мысль о строгости заповеди и страхе смерти уже начинала затмевать в ней чистое чувствование любви и благоговения к Богу-законодателю (стр. 92). Быт. 3 И сказал змей жене: нет, не умрете, Быт. 3 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. «Вторая речь искусителя, – говорил м. Филарет, – заключает в себе сколько слов, столько лжей, но сплетённых так, что богоотступлению дают вид действования по намерению Божию. «Примечая, что страх смерти держит Еву в послушании Богу, он отъемлет прежде всего сию опору: не умрёте. Но, дабы не показаться противоречащим слову Божию, он старается внести своё противоречие в самоё слово Божие и к сему обращает богонаречённое имя древа познания добра и зла. Изъясняя сие наименование, он уверяет, что со вкушением от древа познания Бог соединил совершенное ведение добра и зла, подобно как со вкушением от древа жизни совокупил жизнь бессмертную, и обещает в сём ведении новые очи, т. е. новую степень ведения и даже божественность. Такое понятие о древе познания он или приписывает самому Богу, или утверждает клятвою с именем Божиим: знает Бог». «Такое описание могло породить две мысли: или ту, что Бог по зависти возбранил его, дабы не иметь причастников своего естества, или ту, что Адам превратил истинный смысл Божией заповеди. Одна другой выгоднее была для искусителя, но в Еве удобнее предполагать можно последнюю». К этому прибавим, что основная мысль этого (и всех других грехов) есть гордость, самовозвеличение, желание независимости; человек не знал, что, действуя самостоятельно, вне любви и заповеди Божией, он терял свою разумную свободу (действовать для истины и добра) и, освобождаясь от уз заповеди, он весь отдавался рабом греху, плоти и её нечистым стремлениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В дальнейшем содержании Апокалипсиса ангелы представляются, как служебные духи и орудия Божественного правосудия, и вместе с верующими славословят Бога и Христа и падают «на лица свои» от видения божественной славы ( Откр.5:814, 7:11 ). Они возбраняют ( Откр.19:10, 22:89 ) поклонение себе, называя себя сослужителями Апостолу и братьям его пророкам, и соблюдающим слово Божие, и внушают «поклонение единому Богу». Отсюда, в противоположность тем, которые уклонялись к «самовольному служению ангелам» Апостол, говоря о данном ему через ангела Откровении, называет себя «рабом Божиим» и это название употребляет почти повсюду в Апокалипсисе для означения истинных слуг Божиих ( Откр.1:1, 22:6, 2:20 ; Откр.15 и 3 пр.). С другой стороны, в Апокалипсисе говорится о «трех духах нечистых», выходящих из уст дракона, зверя и лжепророка и творящих знамения, о лжепророке, что он в подражание истинным пророкам «творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю» и «чудесами своими обольщает живущих на земле» 62 . Сообразно с этим о Вавилоне любодеице говорится, что «волшебством ее введены в заблуждение все народы» и что она сделалась «жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу», и предвозвещается казнь «чародеев» вместе с лжепророком 63 . Чудо, которое совершилось силой дракона над зверем из моря и которое удивило живущих на земле и заставило их следовать и поклоняться дракону и зверю, это – что «одна из голов его как бы смертельно раненая исцелела» ( Откр.13:3, 12 ) указывает на врачевание лжепророками силой нечистых духов. В противоположность этому изображению является представление о древе жизни в раю, которое кроме плодов дает и «листья для исцеления народов» ( Откр.22:2 ). Затем мы находим в Апокалипсисе изображение первоначального падения дьявола и злых духов, последовавшей затем борьбы Михаила и ангелов его с драконом и ангелами его и низвержения последних с неба на землю. Это сказание, а равно как и упоминание о четырех ангелах, связанных при реке Евфрате ( Откр.12:34, 79, 9:14 ), не находится в ветхозаветных книгах и будучи заимствовано из преданий иудейского народа, направлялось против тех, которые из преданий иудейского народа создавали свои басни об ангелах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В ответ на это Петр решительно потребовал обращаться с ним, как с равным (см.: 3:12). Петр (и Симон кожевник) ранее в Иоппии оказал людям Корнилия гостеприимство, что вовсе не было необычным и не воспрещалось иудейским законом. Однако иудею воспользоваться радушием язычника представлялось совершенно другим делом. Но Петр уже сделал необходимый шаг и объявил собранию в доме Корнилия: …мне Бог открыл, чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым (28). Эту же мысль Петр воспроизвел в другой форме, после того как Корнилий повторил историю о явлении ангела, послужившую основанием для вызова апостола (истинно познаю, что Бог нелицеприятен), и ниже опять в проповеди об Иисусе Христе (Сей есть Господь всех). Насколько это ново для Петра и других христиан из иудеев, можно судить по той обстоятельности, с какой Лука передал смысл и серьезность слов Господа в гл. 11. Иисус повелел Своим ученикам «научить все народы» ( Мф. 28:19 ), но им думалось, что для этого прежде всего народы следует обратить в иудейство. Конечно, Петр, говоря, что Он [Бог] послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа, не предполагает, что его слушатели хорошо осведомлены об этих событиях (ср.: 2:22). Слова вы знаете (10:37) означают только «вы слышали», они призваны оттенить факт пребывания Петра в доме Корнилия: и мы свидетели всего, что сделал Он (39). И в самом деле, в этой проповеди Петра подробностей из жизни и служения Иисуса приводится больше, чем в любой другой проповеди в Книге Деяний. В пассивной конструкции Его убили подчеркивается не вина иудеев, а то, что Бог изменил осуждение Иисуса людьми: Его убили… Сего Бог воскресил (ср.: 2:23,24). Распятие вновь описывается словами повесивши на древе (см.: коммент. к 5:30). Ученики Иисуса с Ним ели и пили… по воскресении Его из мертвых – факт, который рассматривался в качестве свидетельства того, что Он воскрес в действительности (а не был только духом). Однако, как и в 1:4, эти слова указывают также на близость общения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

В полдень тьма опустилась на землю, и три часа было темно. И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине ( Лк.23:45 ). После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду ( Ин.19:28 ). Он жаждал скорее сразиться со смертью и адом и освободить людей. Но солдаты поняли Его слова буквально, как телесную потребность, желание попить. Воины взяли губку, наполнили её уксусом (прокисшим вином), одели на трость и поднесли к устам Христа. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух ( Ин.19:30 ). Богочеловек умер на Кресте. Но это не поражение, а путь к победе! Наступала пасхальная суббота, великий праздник для евреев. Надо убрать с крестов тела казненных. По просьбе иудеев Пилат разрешил воинам добить распятых. Двум разбойникам перебили голени — кости ног. И они, не имея возможности опираться на ноги при вдохе, умерли от удушья. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода ( Ин.19:33–34 ). Сбылось пророчество о Пасхальном Агнце — Жертве: Костей ее не сокрушайте ( Исх.12:46 ). Тайный ученик Господа, Иосиф, добился у Пилата разрешения снять Иисуса с Креста и похоронить. Иосиф купил плащаницу — длинный кусок холста. В нее положили мертвое Тело. Другой тайный ученик, Никодим, принес ароматические вещества. Ими умастили Тело и плащаницу. Рядом была недавно вырубленная пещера для погребения. Там положили Иисуса ( Ин.19:42 ). Закрыв вход в пещеру большим камнем, все удалились. Наступил вечер пятницы. Начинался еврейский праздник пасхи. Вопросы: 1. Кто помог Иисусу нести Крест? 2. Где распяли Иисуса Христа? 3. Какая надпись была на Кресте? 4. Кто из разбойников попал в рай и почему? 5. Как похоронили Господа? 41. Икона Распятия Икона Распятия Господа нашего Иисуса Христа изображает самое трагическое событие из земной жизни Богочеловека. Это битва, решающая судьбу всех людей, — битва с грехом человеческого рода. Всю тяжесть греха взял на Себя Господь в водах Иордана, принимая Крещение от Иоанна. Он — Тот Пасхальный Агнец, кровию Которого для потомков Адама приобретается свобода от власти греха и смерти. «Сегодня повешен на древе Тот, Кто на водах утвердил землю (Сотворивший землю); на Царя Ангелов надевается терновый венец, в одежду поругания облекается Покрывающий небо облаками; принимает удары Очистивший в Иордане Адама от греха; гвоздями пригвождается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы» (15й антифон утрени Великой Пятницы в русском переводе).

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

В третий Бог от отделил воду от земли – явились моря, озёра реки, а земле повелел произвест растения. В четвёртый сотворил солнце, луну и звёзды. В пятый – водяных животных, всяких рыб и птиц. В шестой – земных животных и после всего – человека. Тело человека Бог создал из земли и вдунул в него душу. Душа человека сотворена по образу и по подобию Божию она бессмертная, разумная и свободная Имя первого человека – Адам 2 . Бог ввёл Адама в рай, т. е. прекрасный сад и отдал ему во власть всю землю и всех тварей. В раю было мною всяких дерев и плодов но особенно замечательны были два дерева. Плоды с одного имели силу сохранять человека от смерти. Оно и называлось древом жизни . Другое называлось древом познания добра и зла . Об этом древе Бог сказал Адаму: «не ешь от него плодов, а если вкусишь, то смертию умрёшь». Такова была заповедь Божья. Потом Господь сказал: «не хорошо быть человеку одному», и навёл на Адама крепкий сон. Когда он уснул, Бог взял у него ребро и создал ему из этого ребра жену. Имя первой жены – Ева . Господь благословил их и сказал: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею». В седьмой день Бог почил от всех дел Своих , то есть перестал творить. День этот Он повелел праздновать, чтобы люди проводили его во славу Божью, в память сотворения мира. Адам и Ева ни в чём не имели нужды, не было тогда ни болезней, ничего вредного. Были оба наги и не стыдились как малые дети, они не знали никакого греха. Всё радовало Адама и Еву. За всё они должны были только прославлять и любить Творца своего. (Для чего и как сотворён мир? Какой мир сотворён прежде всего? Во сколько дней Бог сотворил видимый мир и в каком порядке? Как сотворён человек и какова душа его? Где жил Адам? Что в раю было особенно замечательно? Какая была заповедь Божья? Как создана первая жена? Какое было благословение Божие Адаму и Еве? О седьмом дне. Какова была жизнь людей в раю и какие были их обязанности к Богу?) 2. Грехопадение прародителей; обетование Спасителя; наказание за грех

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вера в чудотворную силу Христа, именем Которого Апостолы исцеляли больных, была так велика в народе, что больных выносили на улицу и клали на постелях и кроватях с тем, чтобы хотя тень проходящего Петра осенила их. Несли в Иерусалим и из окрестных городов больных и одержимых нечистыми духами; и исцелялись все, и число верующих возрастало с каждым днем. Религиозное движение росло; Апостолы привлекали к себе общее внимание народа; и порождения ехиднины не могли, конечно, спокойно смотреть на все происходившее в Иерусалиме. И вот, опасаясь окончательно утратить власть над обманутым ими народом, первосвященники захватили всех Апостолов и заключили их в народную темницу, а к дверям ее приставили стражу. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их из нее, сказал: «Идите и, ставши в храме, говорите народу все сии слова жизни». Они пришли утром в храм и учили народ. Тем временем собрался Синедрион, и послали в темницу за Апостолами; когда же узнали, что их в темнице нет и что они проповедуют в храме, послали за ними в храм. Апостолы сами пришли в Синедрион, без принуждения со стороны начальника стражи. Влияние Апостолов на народ было так велико, что сам начальник стражи побоялся взять их силой: он боялся, что народ заступится за них и побьет стражу камнями ( Деян.5:12–26 ). Пришли Апостолы в Синедрион, и первосвященник Каиафа сказал им: «Не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека» ( Деян.5:27–28 ). Так робко говорил теперь с Апостолами Каиафа, дрожавший за свою жизнь. Он боялся, что народ, вовлеченный им обманом в страшное преступление, раскается в своем грехе, а его, как виновника всего происшедшего, побьет камнями; и вот, он упрекает Апостолов в том, что они хотят навести на него и на его сподвижников кровь Того Человека, Которого они убили, распяв на кресте. Но Петр и остальные Апостолы ответили ему: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесивши на древе.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Весть о чуде с Лазарем зажгла в людях веру в то, что наконец-то должны начаться изменения. Тот, перед Кем отступает сама смерть, должен сделать что-то такое, что перевернет жизнь людей. И на самом деле именно для того, чтобы раз и навсегда в корне изменить жизнь всех, живших когда-либо на земле от Адама, и всех, кто когда-либо родится, Христос стал Человеком. И для того чтобы завершить Свою миссию, Он и отправился в Иерусалим. От «Осанна!» к «Распни!» Но «Осанна сыну Давидову!» сменилась криком: «Распни, распни Его!», радость — злобой. Почему так произошло? Люди ждали Мессию, но видели в нем земного царя, который вернет процветание и благополучие, освободит от плена. Они ошиблись только в одном: Христос действительно — Царь, только другой. Он царствовует не во дворцах и вершит власть не силой армии и оружия. Царство Христово не земное — Небесное, «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Пилат, осудивший Господа на смерть, несколько раз спрашивает: «Ты Царь Иудейский?» (Ин. 18, 33, 37), но в ответ слышит: «Ныне Царство Мое не отсюда… Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин. 18, 36–37). Царство Христа – в истине. Истина же в том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Христос царствует на Кресте. Простирая Свои руки на древе Креста, Он зовет всех к Себе, раскрывает Свои объятия, чтобы принять каждого «труждающегося и обременного», чтобы «успокоить» его (Мф. 11, 28). Христос «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Господь спасает нас не силой оружия, не гениальными реформами общественного устройства или экономики. Господь спасает силой Любви, дошедшей до Креста. Для верующих Страстная седмица, которая следует после праздника Входа Господня в Иерусалим, становится воспоминанием спасительных страданий Господа Иисуса Христа (церковно-славянское слово «страсть» переводится в данном случае как страдание). Каждый день седмицы посвящен определенным событиям из жизни Спасителя.

http://pravoslavie.ru/78375.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010