Поучение на страсти Господа нашего Иисуса Христа («Все проходящие путем, взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь» (Плач. 1:12)) Да остановится здесь всякий человек, проходящий путь болезненного сего жития, да посмотрит и видит, есть ли болезнь, подобная болезни Господа нашего Иисуса Христа, носящего наши болезни, о Котором пророк говорит: «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо» ( 1Пет. 2:24 ). Каждый купец, которому случалось проходить опасными дорогами, видеть много зла и попадаться разбойникам, остановись и посмотри, есть ли столь лютый варвар, столь немилосердный разбойник, как здесь, где раб Владыку, тварь Создателя, человек Бога так связывает, обесчещивает, обнажает, мучает и бесчеловечно умерщвляет: «Умертвили, повесив на древе» ( Деян. 5:30 ). Каждый, кто многими скорбями, тесным и прискорбным путем старается войти в небо, остановись здесь, посмотри и увидь, есть ли такая скорбь, как скорбь Того, Который говорит: «Душа Моя скорбит смертельно» ( Мф. 26:38 ; Мк. 14:34 ). О вы, проходящие по пути! Обернитесь и посмотрите на Того, у Кого «нет ни вида, ни величия» ( Ис. 53:2 ), примите во внимание, «как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его» ( Лк. 24:20 )! Обернитесь и посмотрите! Скажу словами Августа новыми: «Сын Божий ко Кресту ведется, тернием венчается пришедший уничтожить терния грешных, вяжется разрешающий на древе связанных, повешивается возводящий низверженных, уксусом напояется Источник жизни, Тот, Который определил некогда за совершенный в раю грех матери в болезнях рождать чад, Сам теперь, как мать, страдает, порождая нас кровью и водой: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» ( Гал. 4:19 ). В печали, в болезнях и муках рождает нас: «Когда у беременной женщины приближаются роды, она от боли кричит» ( Ис. 26:17 ), и от нестерпимой и тяжкой той болезни вопиет: «О вы, проходящие по пути, обратитесь и видите!» Как бы с многострадальных Иовом говорит: «Помилуйте Меня, помилуйте Меня, о други!» ( Иов. 19:21 ), – то есть соболезнуйте, состраждите Мне, сжальтесь надо Мной, все взирающие на Меня!

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Со словами Псалмопевца о “потоке сладостей” бесспорно связано еще одно, весьма символичное ветхозаветное событие — чудо с источником горьких вод в Мерре. В начале долгих своих странствий евреи, предводимые Моисеем, вступили в пустыню Сур. Три дня шли они здесь, мучимые жаждой. “Пришли в Мерру — и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя: Мерра [Горечь]. И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою” (Исх 15:23–25). Этот краткий библейский рассказ, свидетельствующий об одном из чудес, совершенных Богом для Своего народа в пустыне, имеет, по убеждению Святых Отцов, глубокий символический смысл. Например, свт. Григорий Нисский учит: “Слы­ша о древе Мерры, конечно, будешь разуметь Крест…” 11 Как некогда воды горького источника Мерры сделались сладкими благодаря брошенному в них дереву, так и горечь греха упраздняется Древом Креста, сменяясь — с пришествием Мессии — богопричастностью жизни во Христе. Богопричастность же эта достигается человеком именно через приобщение его к Церковным Таинствам Крещения и Евхаристии — иначе говоря, тем живительным источникам воды и крови, что истекают из прободенного на Кресте тела Спасителя — Иисуса Сладчайшего. Весь долгий и чаще всего печальный рассказ об эпохе людской богооставленности, содержащийся в истории Ветхого Завета, как бы отмечен, “ограничен” — равно и в начале и в конце — стволами двух древ: древа познания добра и зла и Древа Крестного. Безраздельная власть греха, возобладавшего над “ветхим” Адамом через первое древо, преодолевается на втором Древе Новым — небесным — Адамом. И тем яснее зрится подлинная значимость библейского эпизода с горьким источником Мерры, символизирующим то горестное и поистине горькое состояние скорби и греха, что овладело некогда всем человечеством. Но в народе Божием, хорошо помнившем о том моисеевом чуде, всегда жила надежда на то, что эти “горькие” воды духовных источников, “отравленных” непослушанием первого Адама, способны обратиться в тот самый “поток сладостей”, о котором вдохновенно пел Псалмопевец…

http://pravmir.ru/voda-zhivaya-opyt-isto...

Со словами Псалмопевца о «потоке сладостей» бесспорно связано еще одно, весьма символичное ветхозаветное событие – чудо с источником горьких вод в Мерре. В начале долгих своих странствий евреи, предводимые Моисеем, вступили в пустыню Сур. Три дня шли они здесь, мучимые жаждой. «Пришли в Мерру – и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя: Мерра [Горечь]. И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою» ( Исх 15:23–25 ). Этот краткий библейский рассказ, свидетельствующий об одном из чудес, совершенных Богом для Своего народа в пустыне, имеет, по убеждению Святых Отцов, глубокий символический смысл. Например, свт. Григорий Нисский учит: «Слыша о древе Мерры, конечно, будешь разуметь Крест…» 11 Как некогда воды горького источника Мерры сделались сладкими благодаря брошенному в них дереву, так и горечь греха упраздняется Древом Креста, сменяясь – с пришествием Мессии – богопричастностью жизни во Христе. Богопричастность же эта достигается человеком именно через приобщение его к Церковным Таинствам Крещения и Евхаристии – иначе говоря, тем живительным источникам воды и крови, что истекают из прободенного на Кресте тела Спасителя – Иисуса Сладчайшего. Весь долгий и чаще всего печальный рассказ об эпохе людской богооставленности, содержащийся в истории Ветхого Завета, как бы отмечен, «ограничен» – равно и в начале и в конце – стволами двух древ: древа познания добра и зла и Древа Крестного. Безраздельная власть греха, возобладавшего над «ветхим» Адамом через первое древо, преодолевается на втором Древе Новым – небесным – Адамом. И тем яснее зрится подлинная значимость библейского эпизода с горьким источником Мерры, символизирующим то горестное и поистине горькое состояние скорби и греха, что овладело некогда всем человечеством. Но в народе Божием, хорошо помнившем о том моисеевом чуде, всегда жила надежда на то, что эти «горькие» воды духовных источников, «отравленных» непослушанием первого Адама, способны обратиться в тот самый «поток сладостей», о котором вдохновенно пел Псалмопевец…

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос. ( Ин.4:5–42 ). В читанном сегодня Евангелии заключается повествование о том, что Господь Иисус Христос , томимый жаждой, просил у жены самарянской напиться воды из колодца, к которому пришла эта женщина с почерпалом. За эту воду Господь обещал ей дать (и действительно дал) воду живую, текущую в жизнь вечную. В этом событии обращает на себя внимание любознательность женщины – любознательность на этот раз похвальная. Видя в Собеседнике не простого иудея, а пророка, знающего тайны ее жизни, она обращается к Нему с просьбой разрешить ей религиозный вопрос: где богоугоднее поклоняться Богу – на горе, где стоял храм самарянский, или в Иерусалиме? Заслуживает внимания в этом повествовании любознательность самарянки, как черта, особенно свойственная женщине нашего времени по преимуществу. В силу этой любознательности современная женщина усиленно стремится к высшему образованию и служебной деятельности наравне и совместно с мужчиной. Такое стремление современной женщины обратило на себя внимание читающей, рассуждающей и пишущей части нашего общества. Так как вопрос о женском образовании, о правах и обязанностях женщины обсуждался с разных сторон, то нам прилично осветить его с религиозной стороны и дать соответствующее по нему заключение. Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною ( 1Кор.6:12 ). Это изречение Апостола языков нужно иметь в виду при решении вопроса о правах, обязанностях и образовании женщины. Все, что врожденно человеку, что естественно, – то позволительно. Но не все, что возможно, в то же время и полезно. Есть вещи возможные, но не полезные. Даже и в Эдеме, где все создания были добры зело ( Быт.1:1 ), нашлось нечто такое, что прародителям нашим было запрещено употреблять. Это было запретное древо познания, притом познания не одного зла, но и добра ( Быт.2:17 ). Знаем, какие печальные последствия были по нарушении заповеди о запретном древе. Да извлекут из этого урок для себя люди, стремящиеся к познанию разного рода, без разбора. Заслуживает при этом внимания в истории первозданных людей то обстоятельство, что первой нарушительницей заповеди о древе познания явилась жена ( Быт.3:6 ). Да послужит это назиданием для современной женщины, стремящейся к высшему образованию, соединенному с познанием не только добра, но и зла, и увлекающейся иногда больше злом, чем добром, более отрицательным, чем положительным направлением науки.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

" И Всечеловеку-Адаму, всем нам в нем была дана жизнь вечная неумирающая - в древе жизни. Древо жизни Древо Жизни " - не только символ, но и образ, икона. " Древо жизни " невозможно понимать буквально, как просто растущее посреди сада дерево, хотя и это - часть образа, но лишь часть его. Впервые " Древо жизни " упоминается в Священном Писании в самом начале книги Бытия (Быт.2:9). Вновь возникает оно в самом конце Библии, в книге Откровения св. Иоанна Богослова - Апокалипсисе (Откр.22:1-2). " И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его (горнего " Нового Иерусалима " , символа Рая), и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов " . После падения, разрыва, полета в бездну, спасительного обратного процесса - к утерянному совершенству, и, наконец, победы, " нового творения " : " се, творю все новое " - " Новый Иерусалим " . Но это - все тот же Рай: та же чистая река со святой водой жизни, светлой, растекающейся во все четыре стороны, обращающейся в четыре реки, и по обеим ее сторонам, среди четырех ручьев - победительное Древо Жизни, впитывающее в себя святую воду жизни - благодатной, исходящей от " престола " Бога и Агнца - Духа Святаго. Древо жизни упоминается и в следующих местах Писания. В притчах Соломона: " [...] (Премудрость) - древо жизни для тех, которые приобретают ее, - и блаженны, которые сохраняют ее... " (Притч.3:18). " Плод праведника - древо жизни, и мудрый привлекает души... " (Притч.11:30). " Исполнившееся желание - древо жизни... " (Притч.13:12). " Кроткий язык - древо жизни... " (Притч.15:4). У премудрого царя Соломона " Древо Жизни " - тоже образ, образ Премудрости Божией и мудрости человеческой, плод ее и добрые дела ее. Апостол Павел говорит, что Премудрость Божия - Христос, Сын Божий, Божественное Слово Его, " Логос " , о котором вдохновенно пишет в Прологе к своему Евангелию св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/188/...

Слова об исцелении народов от листьев древа жизни Андрей Кесарийский объясняет, как «тончайшее, превысшее и пресветлое разумение Божественных судеб... Эти листья будут во исцеление неведения тех народов, которые стоят низшими в делании добродетелей». То есть здесь, в этой земной жизни, народы болеют неведением, различными грехами и слабостями, а также и буквально телесными болезнями и недугами. От всего этого в будущем веке народы исцеляются через листья древа жизни. Если питание от плодов древа жизни будет всегдашним (двенадцать раз в год новые плоды), то исцеление листьями древа жизни будет одноразовым событием. Однажды совершится это, чтобы навечно исцелить народы от всех их телесных и душевных болезней. С другой стороны, в этой земной жизни под исцеляющими листьями древа жизни можно разуметь листья книги Священного Писания, от которых бывает великое исцеление читающим. Андрей Кесарийский дает еще другое значение древа жизни, плодов и листьев. Он пишет: «Река напояет насажденных при ней святых, названных древом жизни по образу Древа Жизни – Христа». Этому особенно будет соответствовать мысль о том, что дерев было много, но все они одного рода. О таком блаженном муже пел святой Давид: «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет» ( Пс. 1:3 ). Святой Давид говорит здесь о тех же признаках святого человека: древо при потоке воды, плоды, листья. Андрей Кесарийский пишет так: « Древо жизни – двенадцать апостолов по причине их причастия истинного древа жизни. Плоды их– суть принесшие 100-кратный плод, листья – 6-кратный, народы – 30-кратный. По разным плодам и слава будет разная. То, что древо в единственном числе, говорит о единстве святых в сопребывании и разумении». Так последней страницей Писания завершается учение его первых страниц: о реке, древе, плодах и листьях рая. Изгнанный из рая возвращается в него. Потерянное возмещается сторицей. Слава Богу! Аллилуйя! Откр.22:3 И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В Апокалипсисе Иоанна Богослова говорится, как «Держащий семь звезд в деснице Своей и Ходящий посреди семи золотых светильников обращается к нему со словами: «Ангелу Ефесской церкви напиши... побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» ( Откр. 2:1, 7 ). Об этом древе жизни говорится и в заключительных главах Апокалипсиса, когда Иоанн видит Новое Небо, и Новую Землю и святой город Иерусалим, сходящий от Бога с Неба.., и чистую реку воды жизни,., исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую стороны реки, древо жизни ( Откр. 22:1–2 ). Может ли натуральное дерево стоять по обе стороны реки? А ведь символ тот же самый, что и в Книге Бытия. Следовательно, и там говорится не о натуральном дереве. Это и есть провозвестие о сходящем с Неба на Землю Царствии Божием, о том рае, куда Христос вводит раскаявшегося разбойника, то есть все уверовавшее в Него и отвратившееся от своих грехов человечество. И древо жизни в этом раю дает плоды всегда и листья его – для исцеления народов ( Откр. 22:2 ). И времени уже не будет.., и ночи не будет там, ибо вошедшие в него вошли в вечность ( Откр. 10:6; 22:5 ). 7. Библейский текст о реках и землях в свете Нового Завета В свете Нового Завета перед нами раскрылся истинный смысл основного ветхозаветного Откровения о рае в Едеме на Востоке. В том же ключе мы должны искать смысл и дополнительного текста о реке (Нагар), истекающей из Едема и дробящейся уже потом (мишам) на четыре начала (рашим), а также и об омываемых этими реками землях. Поскольку древний текст говорит о реках и о воде, то параллельным местом к нему может быть беседа Иисуса Христа у колодца с Самарянкой, а главное – приводимая в Евангелии от Иоанна Его речь на празднике Кущей о реках воды живой. Но прежде скажем о символике воды, как необходимого условия жизни. Многим европейцам, в особенности современным людям, оторванным от природы и от добывания хлеба насущного своими руками, символ воды менее сроден, нежели жителю Востока, для которого вода – символ жизни. Вода – то, что животворит природу, вода – то, без чего невозможно жить. Поэтому иудейские пророки часто говорили, что утоление духовной жажды так же необходимо человеку, как утоление телесной жажды для жизни организма. Вода была символом духовной жизни и упоминается в этом смысле у многих пророков ( Ис. 1:30; 21:14; 43:20; 44:3; 55:1 ; Иер. 2:13; 17:13 ; Иез. 19:10; 36:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

О древе жизни говорится и ближе к концу новозаветной книги Откровение, где описывается образ пребывания спасенных в Царствии Божием: И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов ( Откр.22:1–2 ). Следует подчеркнуть: древние святые отцы понимают этот новозаветный образ именно как обетование о реальном и обоживающем приобщении святых Самому Христу и спасительным, животворящим плодам Его Крестной Жертвы и Крестной славы. Потому-то, по убеждению древних святых отцов, под апокалиптическим древом жизни следует подразумевать не только Самого Христа, но также и Его Крест. Подобную мысль развивает в «Слове о победе Креста Господня» святитель Хроматий Аквилейский: «Крест Христов именуется „древом жизни“, ведь Крестом Христовым даруется жизнь верующим. Это то древо жизни, о котором говорит Иоанн в Откровении…: По ту и по другую сторону реки , – говорит он, – древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов ( Откр.22:2 )…» Тем самым древо жизни воспринимается святоотеческой традицией именно как некая – таинственным образом – триединая реальность. Оно – насажденное некогда Богом посреди Рая; и оно же – Древо Креста, дарующее нам начало вечной жизни в Боге; и оно же – то самое древо жизни, древнее и одновременно вечно новое, благодатными плодами которого станут питаться святые в Небесном Иерусалиме. Ветхозаветные прообразы Креста: святоотеческая интерпретация В Ветхом Завете помимо образов древа познания добра и зла и древа жизни были открыты и иные прообразы Креста. Святые отцы перечисляют их в своих праздничных гомилиях на день Воздвижения, а также в прочих проповедях, посвященных изъяснению богословского, спасительного и нравственного значения для христианина Креста Господня. В частности, автор приписываемого Златоусту «Слова на поклонение Честному Древу» настаивает на том, что Крест Христов является не только «дорогой жемчужиной Евангелий», но и представляет собой «сокровище Ветхого Завета».

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

Равным образом в другом случае, в речи к язычникам, св. апостол так изобразил пред слушателями течение Христовой жизни: Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним... Наконец Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день ( Деян. 10:3840 ). К иудеям евангельская история была обращена со стороны чудес Христовых, которыми они были ожесточены, так что распяли Его ( Ин. 12:3741 ). Верующие же участвуют в жизни Христа чрез Его смерть и воскресение. С тех пор как ученики Господа, исповедав Его Сыном Божиим, выделились из народа как верующие из неверующих, – со времени исповедания Петра при Кесарии Филипповой Христос постепенно приучал их к мысли о Своей смерти, воспитывал в них ожидание Его смерти и воскресения, неустанно и настойчиво учил их, что Ему должно умереть и воскреснуть: этому именно учил Он их как Своих учеников, для этого уединялся с ними ( Мф. 16:21; 17:2223; 20:1819 пар.). И по воскресении Своем Он разъясняет им не что иное, как то, что Ему надлежало пострадать и войти в славу Свою ( Лк. 24:26 ). Законченность в воспитании апостолов и их приготовленность к всемирному проповеданию Христа свидетельствуются у евангелиста тем, что они сроднились с воскресшим Господом и постигли разумом смысл смерти и воскресения Христа ( Лк. 24:46 ). Венец евангельской истории и ее последняя цель есть жизнь чрез смерть, победа над смертью в воскресении. Оживотворение смерти есть центральный пункт в благовестии Христовом. Он призывал людей стать сынами Божиими, т. е. сынами воскресения ( Лк. 20:36 ). Он основал царство Божие, т. е. царство сынов воскресения. Дело Христа отвечает действительной нужде людей, так как все горе наше, все наше зло обнимается смертью: она есть наше срединное зло, она есть самое острое орудие греха и ада. Как дело Христа побеждает сердцевину нашего зла, так и смерть потому есть центральное зло нашей жизни, что она поражает и отравляет самую сердцевину нашего существования, – нашу привязанность к жизни. Люди жадны до жизни, привязаны к ней: в этом именно сказывается человеческий образ существования, в этой жажде характеристическое определение нашей жизни, ее отличие от образа существования других существ. Жажда жизни открывается в нас чрез наше стремление к счастью и совершенству. Жизнь для нас это безграничный порыв к счастью и безграничное совершенствование.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

      " Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца " . Понимаете теперь, почему мы именуем Церковь Христову - Град великого Царя - Апостольской?       " Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями " . Далее святой Иоанн перечисляет наименования этих камней, на каждом из которых начертано имя одного из двенадцати Апостолов. Среди камней - яспис, сапфир, топаз, гиацинт, аметист... Смогли бы вы поразмышлять, на каком камне имя какого Апостола начертано? В толковании Апокалипсиса святым мужем древности Андреем Кесарийским есть об этом упоминание. Любознательнейшие из наших читателей найдут эту замечательную книгу.      А что можно узнать об упомянутом святым Иоанном древе жизни? " И показал (Ангел) мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его (града), и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем (во граде), и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их " .      Если кто из нас возжелал прикоснуться к чудному древу жизни, на земле должен с любовью почитать и носить на себе малое подобие этого древа - нательный крестик. И не только носить его, но и иметь в сердце своем крест Господень, который дает нам силу побеждать грехи и сокрушать все козни лукавого.      Осмелимся же задать тайнозрителю Иоанну еще одно вопрошение: дозволено ли будет рабам Божиим вкусить от этой светлой, словно кристалл, реки? " Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром " .      Вот такова милость и любовь нашего Владыки! Ибо нам с вами, чадам Его непорочной Невесты, Церкви Христовой, сказано это. И каждый из читателей да употребит все усилия веры, чтобы еще здесь на земле напитать свою бессмертную душу водой живой - благодатью Святого Духа. Слышите! Христос подает ее даром - всякому, кто верует в Него и творит дела правды: приняв святое крещение, кается, молится, причащается и в простоте сердца любит тех, кого любит Бог - людей, созданных по Его образу и подобию.

http://zavet.ru/book/07deti/001/025.htm

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010