Знамения и чудеса, которыми сопровождалась проповедь апостолов, были свидетельством наступившего спасения во Христе. 5 . Апостолы были свидетелями этого спасения во Христе. «И будете Мне свидетелями (kai esesqe mou marturej)...». Они свидетели, облеченные силою Духа, Его воскресения ( 1Кор. 15,14 ). И здесь мы имеем полное совпадение понимания апостольства у Павла и у Двенадцати. «Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы свидетели (ou pantes hmeij esmen marturej) ( Деян. 2,32 ) – такова центральная мысль первой проповеди ап. Петра. Эта мысль постоянно повторяется: «Сего Бог воскресил, чему мы свидетели» (3,15). «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса» (4,33). «Бог отцов наших воскресил Иисуса, которого умертвили, повесив на древе... Свидетели Ему в сем мы и Дух Святой» (5,30,32; ср. 10,40–41). О том же говорил и ап. Павел объединяя себя в этом с остальными апостолами: «При том мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге (yeudomarturej tou Qeou), потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, которого Он не воскрешал» ( 1Кор. 15,15 ). Быть свидетелем воскресения Христа означает быть свидетелями исторического Иисуса, т. к., только при этом условии воскресение может иметь спасительное действие. Воскресение Христа было завершением Его земной жизни, начиная от рождения до Голгофы, а поэтому воскресение включало в себе все это. Свидетельство апостолов было свидетельством о том, что произошло в истории 190 . Апостолы – свидетели Христа в Иерусалиме, Иудее, Самарии и даже до пределов земли. Поэтому их свидетельство включает в себя миссию благовестия. «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в кого не уверовали? как веровать в Того, о ком не слыхали? как слышать без проповедующего? и как проповедывать, если не будут посланы?» ( Рим. 10,13–15 ). Павел знал, что дело его жизни есть благовестие ( Гал. 1,15–16 ). Как апостол языков, он стремился пронести слово Христа от одного края римской вселенной до другого ( Рим. 15,19–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

И отошли фарисеи — откуда? От заповеди, от закона, от жизни. Кто замышляет смерть другому, сам первый лишается светоча жизни. « Фарисеи же, выйдя, имели совещание… » Писатель не сказал — чье (совещание) ( совет ), чтобы подвигнуть наш ум к исследованию. « Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его » — чье (совещание)? Ясно, что диавольское, человекоубийцы искони. « Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его ». Как, каким образом? Камнем, мечом, огнем, или водой? Советник их, диавол, повторяя исконное древо, которым он умертвил Адама, прибегает опять к нему, и советует распять Иисуса Христа на древе. Он не знал, что это древо имело уничтожить древнее преступление древа, и произвести жизнь людям. « Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его ». О, злейший совет, посеваемый завистью, и завистью изобличаемый! О, тщетный совет! Они не знают, что Бог не погубляется. Разрушают скудельный светильник тела, (но) не могут погасить негасимый светоч самого Божества. « Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его ». О, изумительное дело, и новая тайна! Пришел Иисус взыскать и спасти погибшее, а эти ищут погубить обретателя погибших. За какую вину, скажите нам, иудеи, совещаетесь против Него? Но они стыдятся говорить; мы этот стыд их всюду разгласим. «Зачем, — говорят, — воскрешает мертвых? Зачем исцеляет больных? Зачем хорошо говорит? Зачем хорошо поступает? Зачем хорошо учит?» За все эти вины они совещаются погубить Его. Как только дети вышли с вайями, предвозглашая вайями победу Его, и с хорошим предзнаменованием в словах: « осанна в вышних » (Мф. 21:9), — они уязвлялись завистью, (как бы) поражаясь стрелами; хвалы, кому завидуют — стрелы для завистников. Подходят к Иисусу и говорят Ему: « слышишь ли, что они говорят? » ( слышиши ли, что сии глаголют ) (ст. 16). И не знали они, что исполнялось написанное пророчески: « Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу » ( из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу ) (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Крест – знамение победы, победы над диаволом и темными силами зла, «оружие мира, непобедимая победа», как воспевает Святая Церковь . «Вас, – пишет Колоссянам святой апостол Павел, – которые были мертвы во грехах… (Бог. – Прим. авт.) оживил вместе с Ним (Христом. – Прим. авт.), простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» ( Кол. 2:13–15 ). И этому непобедимому оружию Божией силы, Кресту Господню, мы поклоняемся с радостью и любовью: «Днесь происходит Крест Господень, – поет Святая Церковь , – и вернии приемлют того желанием… Сего целуим радостию и страхом. Страхом – греха ради, яко недостойни суще, радостию же спасения ради, еже подает миру на том пригвоздившийся Христос Бог , имеяй велию милость» (праздник Воздвижения Креста, «Слава, и ныне, на хвалитех»). Крест – Божественная сила любви и самопожертвования, которою зиждется мир и которая освящает все концы вселенной: «Четвероконечный мир днесь освящается, четверочастному воздвизаему Твоему Кресту, Христе Боже наш» (праздник Воздвижения Креста, стихира на поклонение Кресту). Это – в порядке космическом. А в историческом и промыслительном – «Крест – хранитель всея вселенныя, Крест – красота Церкви, Крест – верных утверждение, Крест – ангелов слава и демонов язва» (светилен праздника Воздвижения Креста). Божественная сила крестная действовала извечно: само творение мира и человека невозможно было бы без неё. Крест начертан в самом телесном образе человека. В Ветхом Завете мы видим прообразы Креста в райском Древе Жизни, в благословении Иакова, в жезле Моисея и в простертых руках его во время битвы против Амалика, в медном змие и т.д. Но только на Голгофе, в добровольной Крестной смерти воплощенного Сына Божия полностью проявилась непостижимая и непобедимая сила любви Божией к человеку. Для нас, искупленных драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира ( 1Пет. 1:19–20 ), Крестная жертва Христа является началом новой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Они поставлены были вождями и уподоблялись крепким и весьма высоким деревьям дубравным, превосходя всех других мерою важности своей и стоя гораздо выше находившегося под их руководством народа. Но Ливан, то есть Иерусалим, сожжен был. Славные же и знаменитейшие в нем, и находившиеся на высоте славы восплакали между собою, падая и погибая, и подвергаясь действию как бы неких сильнейших дровосеков, полководцев римских. Но Господь наш Иисус Христос соделался «стеблию распущающеюся» для тех, которые будучи злыми «зле» погибли (ср.: Мф. 21:41). Ибо Он всегда услаждается непрестающими возношениями на высоту и распространяется, так сказать, по всей поднебесной. И это самое Бог ясно предвозвещал устами Иезекииля, так говоря: «и возьму Я с вершины высокого кедра, и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль и посажу на высокой и величественной горе. На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесет плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его. И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю» (Иез. 17:22—24). Понимаешь ли, что взяв избранное кедра, Бог и Отец насадил нам древо жизни, то есть Христа? Под избранным же кедра разумеет колено Иудино, всегда властвовавшее и славнейшее по сравнению с другими, из коего произошел и Иессей, и Давид, и Святая Дева, которая родила Иисуса. А что и на древе повешено было ради нас взятое от избранного кедра, и есть растение прекрасное и весьма цветущее, в этом как можно сомневаться? Возросли же по воле Отца и мы, древле сухие и не имевшие плода деревья, так как сухи были и увяли некоторым образом бывшие во влаге и жизни закона, то есть израильтяне. И они были высоки, мы же смиренны и отвержены. Но мы вознесены во Христе чрез веру. Они же лишились древней славы и стали смиренными. Итак, Бог есть всяческих Господь, своими мановениями смиряющий высокое и высоко возносящий смиренное, иссушающий древо земное и проращающий древо сухое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

Получается, послушный сын, то есть фарисеи и прочие мнящие себя праведниками и исполнителями Закона, рождены не от свободной? Они – не Исаак, а Исмаил? Они – вовсе не старший сын, не первенец по обетованию? Это скандал, это страшный соблазн! Но разве не полно все Писание сюжетами перехода первородства? Во Христе «Невозлюбленная» – грешная языческая дева-Церковь стала возлюбленной (Осия 2:23 и Рим. 9:25). И совершенно иным смыслом наполняются строгие слова Закона о первородстве. Если у кого будут две жены – одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, то, при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой; но первенцем должен признать сына нелюбимой [и] дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему принадлежит право первородства (Втор. 21:15-17). Сын нелюбимой, невозлюбленной – « он есть начаток силы его, ему принадлежит право первородства». Язычник и грешник, отпавший от Израиля по плоти, входит в Царство с Первенцем-Христом. И в этом – полнота Закона. «Меньший – больше в Царствии Небесном» (Мф. 11:11). Христос выше, чем все учителя, приходившие до Него. Иисус Христос, Сын Человеческий, Сын Божий. Не Тот ли, кто ел и пил с мытарями-свиньями и грешниками-псами? Не Тот ли, который разорил субботу? Не Тот ли, который нарушил весь Закон за год Своей проповеди? Не тот ли, который стал Проклятым, висящим на древе – потому что Он взял грех мира на Себя, «стал за нас грехом»? Не ведевшаго бо греха по нас грех сотвори, да мы будем правда Божия о Нем (2 Кор. 5:17). «Бог упал, а человек восстал» – так емко описывали это Отцы. Грех, отпадение человека от Бога и Его жизни, не могут помешать явлению Божией правды, явлению Царства Бога Живого – того Царства, той жизни божественной для человека, что обещана ему Богом и для чего человек Богом и создан. Какой вызов был брошен слушающим проповедь Иисуса Христа! Он говорил, что в Его грядущей смерти Бог примет Его, не оставит среди мертвых – и с ним не оставит всякого такого блудного сына, нечистого, проклятого, обреченного на вечную смерть.

http://pravmir.ru/otets-pobezhal-emu-nav...

Также Церковь проклинает и тех, которые верят в то, что и при малой помощи благодати, сугубо своими силами верующие смогли бы достигнуть совершенства в деле исполнения Божьего Закона (Правило Карфагенского Собора, 127-е). Первое проклятие можно отнести к протестантам с их неприятием врачующей силы благодати; второе – к католикам с их надеждой на собственные духовные подвиги, заслуги и добродетели. Никакими своими собственными делами, добрыми или худыми, мы не сможем сделать ничего, но все творит прощающая благодать Духа Святаго, исцеляющая нас независимо от наших добрых или злых дел. Равно как и все то, подлинно доброе, что мы и можем сотворить в нашей жизни, будет являться результатом работы Духа Святаго в наших сердцах, а не результатом нашей «врожденной порядочности». Неискупленный Кровью Иисуса Христа человек не обладает силою и свободою творить подлинное добро. Для не возрожденного человека его нравственность – это товар, который он всегда стремится с выгодою для себя продать. Такая порядочность и нравственность не обладает никакой ценностью в глазах Бога. И более того, когда человек ценою своих земных фрагментальных заслуг стремится купить, приобрести для себя жизнь вечную, подобное граничит с богохульством. Таким образом, мы, православные, видим оправдание и освящение в жизни нашей единой работой Духа Святаго. Мы творим добро, потому что возрождены; возрождены, потому что отвергли зло и избрали путь добра. И ничто ничему не предшествует, ибо нет праведности без благодати, и благодать не пребывает там, где грех . Все сие было совершено во Христе и со Христом еще прежде нашего рождения. Даже прежде сотворения мира, как и сказано: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» ( Еф.1,3–5 ). Да, жизнь христианина познается по плодам. Но плоды могут появиться только на древе, и только на таком, которое держат корни. Так и подлинное добро – оно не возможно без работы Духа Святаго в нашем сердце, без того преображения, которое возможно для души только во Христе и со Христом, как и сказано в Писании: «…вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя» ( Рим.11,18 ). Итак, кем-то или чем-то мы можем быть только во Христе, и мы ничто без Него, веровать так – и означает быть православным. ВОПРОС: Я нашел иконки в помойке. Можно ли взять их домой?

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

16 ст. открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, – я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью. Из предшествующей моей жизни до апостольства вы можете ясно видеть, что то, что я есмь, есмь по избранию Божию, а не сам от себя и человека. Избрание же Божие было не по моим заслугам, а так было угодно Богу. К этому великому и святому делу апостольского служения я избран от чрева матери моей, т. е. когда я еще не родился на свет. Избравши, Бог призвал меня в предопределенное к тому время, т. е. когда я стал более к тому годным, достойным, созрел как некий плод на древе и был оторван с дерева, на котором вырос, и был определен, как созревший плод, для другого назначения и употребления. Сосуд избран ми есть, сказал Анании Господь о Павле, пронести имя Мое пред языки и царьми ( Деян. 9:15 ), но все это, говорит ап. Павел, по благодати Божией. Благоволил во мне открыть Сына Своего. Избравши, призвавши, Господь Бог благоволил, т. е. удостоил меня особенного прозрения и просветления, так что я и сердцем и умом и всем моим внутренним существом познал Христа, как единородного Сына Божия, пришедшего на землю нас ради человек и нашего ради спасения, причем тайна Евангелия Божия о спасении людей стала мне ясной. Все это для того, дабы я и своим учением и делами явил Христа язычникам. Когда со мной все это совершилось, и я понял, чем меня избрал Господь, я не стал ни с кем из людей советоваться, что мне делать и с чего начать свою деятельность. 17 ст. И не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Я даже не заходил, говорит ап. Павел, в Иерусалим к прежде меня ставшими апостолами, главнейшим апостолам, а пошел прямо в Аравию. Зачем? Прямого ответа на этот вопрос нет. Возможно, что он там занимался проповедью Евангелия (Еп. Феофан), возможно, что ушел в Аравию, чтобы там в уединении сосредоточиться в себе самом и положить начало миссионерской деятельности (Розанов) и наконец, чтобы более спокойно пережить тот великий переворот, который совершился в нем (Еп. Никанор).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

2. 1Тим. 2, 11 : Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью, а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем. 3. Притч. 5, 2–4 : Не внимай льстивой женщине; ибо мед источают уста блудной жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь. 4. Притч. 25, 20 : Якоже в древе червь, тако мужа погубляет жена злотворная. 5. Притч. 21, 19 : Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою [и язычною] 22 и сердитою. 6. Сир. 25, 18 : Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злою женою. 7. Свт. Василий Великий : Дурные внутренним устроением женщины губят слабые души живущих с ними. 8. Свт. Григорий Богослов : Глупейшие из жен, по недостатку собственной красоты, прибегают к румянам и честно, сказал бы я, выставляют себя на показ еще более некрасивыми благодаря прикрасам и еще более безобразными благодаря безобразию. 9. Свт. Иоанн Златоуст : Имеющий лукавую жену пусть знает, что уже получил расплату за свои беззакония. 10. Ужасно взять в жены нищую, ужасно – богатую. Первое для мужа – потеря имущества, второе – самостоятельности и свободы. 11. Климент: Не заслуживает подозрений в кознях та женщина, которая не красуется и не украшает себя сверх должного. 12. Секст: Дурной женщине подобает клеймо. 13. Демокрит: Быть под властью женщины для мужчины есть высший позор. 14. Солон: Солон, когда его некто спросил: «Какую брать жену?», ответил: «Если возьмешь некрасивую – будет в тягость, если красивую – будет общей». 15. Диоген: Увидев совещающихся женщин, заметил: «Змея у ехидны яд берет взаймы». 16. Пульхерия 23 : Когда Пульхерию спросили плывущие вместе с ней на корабле женщины, почему она одна среди них не носит украшений, она ответила: «Достаточное украшение для жены – доблесть мужа». 17. Пифагор: Одинаково есть попасть в огонь или к женщине. 18. Секунд: Секунд-мудрец, спрошенный о том, что такое женщина, ответил: «Мужу – кораблекрушение, для дома – ураган, для безопасности – помеха. Для жизни – плен, ежедневный убыток, добровольная битва, требующая страшных издержек война, живущий рядом зверь, сидящее рядом беспокойство, дерущаяся львица, украшенная Сцилла, дурное животное, неизбежное зло».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

32. Откуда же существо первозданного? От воли и от мудрости Божией, и от девственной земли. Ибо Господь Бог, – говорит Писание, – не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли (Быт. 2: 5). От этой земли, когда она была еще девственной, Бог взял прах и создал человека, как начало нашего человечества. Для вторичного создания этого человека Господь подчинил Себя порядку того же воплощения, родившись от Девы, согласно с волей и мудростью Божией, чтобы показать подобие Своего воплощения с воплощением Адама, и чтобы исполнилось написанное в начале: Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт. 1: 26). 33. И как через непослушную деву человек был поражен смертью, так и здесь Он также через Деву, Которая повиновалась Слову Божию, получил жизнь посредством вновь созданной в человеке жизни. Ибо Господь пришел, чтобы вновь найти потерянную овцу (см. Мф. 18: 12), а потерянным был человек. Поэтому не произошло нового творения, но Он принял подобие творения от Той, Которая была из рода Адама. Ибо было необходимо новое сотворение Адама во Христе, чтобы смертное было поглощено бессмертием (см. 1 Кор. 15: 53). Это же относится к Еве и Марии, чтобы Дева, ходатайствуя за деву, девственным послушанием разрушила и уничтожила девственное непослушание. 34. Также и преступление, которое было совершено через древо, было разрушено послушанием древа. Когда Бог услышал (такое ходатайство), Сын Человеческий был пригвожден к древу, чем разрушил познание зла, ввел же и дал усвоить познание добра. И зло есть неповиновение Богу, как добро – повиновение Ему. Поэтому Слово говорит через пророка Исаию, когда он предсказывает будущие муки, ибо они потому называются пророками, что сообщают будущее; так вот, Слово говорит через него следующим образом: Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (Ис. 50: 5–6). Послушанием, в котором Он был тверд до смерти, повешенный на древе, Он разрушил древнее, связанное с древом, непослушание. Ибо Он Сам – Слово всемогущего Бога, Которое невидимым образом распространилось в нас и во всем мире вообще, и проходит его долготу и ширину, высоту и глубину, ибо через Слово Божие поддерживается прочность бытия всей вселенной, и в ней Сын Божий распят, крестообразно на всем запечатленный. Ибо надлежало Ему, после того как Он стал невидимым, открыть крестное общение с Ним всех, чтобы показать то Свое действие в видимом посредством видимого образа. Ибо Он есть Тот, Который поставил во свет высоту, и продолжил глубину, лежащую далеко под землей, и длину простер от востока до запада, и прошел север и юг, и находящихся во всех концах земли созвал к познанию Отца .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

49. Слово в Неделю 2-ю Великого поста 129 «Подобает нам лишше внимати слышанным, да не когда отпадем» ( Евр. 2, 1 ). Поистине особенно внимательными должно было быть евреям, которым «вверена быша... словеса Божия» ( Рим. 3, 2 ). Израиль избранный народ Божий, братья апостола по плоти, за которых апостол хотел бы быть отлученным от Христа, лишь бы они получили спасение ( Рим. 9, 3–4 ), и к ним-то теперь, написав много посланий к Церквам, образовавшимся из язычников, святой апостол обращает свое слово. Им многократно и многообразно возвещалось слово Божие чрез пророков, а в последние дни они увидели своими очами Самого Сына Божия, Ипостасное Слово и Премудрость ( Евр. 1, 1–2 ). Они видели, что дело Христово не погибло после того, как они повесили на древе Начальника жизни, Которого вменили с беззаконными, напротив, «во всю землю изыде вещание апостолов и в концы вселенной глаголы их» ( Рим. 10, 18 ). Они знали из писаний, что Христос Иисус есть Бог, Которым в начале основаны были небеса и Который «носит всяческая глаголом силы Своея», Бог вечный и неизменный, «лета Которого не оскудеют» и престол Его Божественного Царствия пребудет во веки ( Евр. 1:3, 12 ), что если и «умален Он малым чим от Ангел», сделавшись «причастным плоти и крови», то потому, что надлежало «приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершить чрез страдания» ( Евр. 2:7, 10, 14 ), чтобы сделаться Ему истинным «Первосвященником вовек, по чину Мелхиседекову» ( Евр. 6, 20 ). Они, когда впервые уверовали, выдержали великий подвиг страданий, служа примером подражания для других. Им давно, судя по времени, надлежало быть учителями других, но вот их снова нужно учить началам слова Божия, питать молоком, а не твердою пищею ( Евр. 5, 12 ), некоторые из них близки к тому, чтобы отпасть от веры во Христа, которую восприяли чрез слышание апостольского слова. Как многое из этих слов апостола, сказанных евреям, имеет отношение и к нам, братие, находящимся в этом духовном училище! Ибо, происходя от духовного корня и из рода священнического по плоти, не представляем ли мы как бы Израиля по отношению к прочим людям, призванным в Церковь Христову? Не нам ли по преимуществу вверены словеса Божии, чтобы тщательно изучать их и чрез разумение «слова Божия живого и действенного, ...судящего помышления и намерения сердечные» ( Евр. 4, 12 ) быть способными противостоять лжеучениям мира, чуждым Христу. И, однако, как часто совершается среди нас отпадение от Христа! Как часто на тех, которые здесь в годы юношества, будучи побуждаемы самою природою, показывают пример ревностного и одушевленного осуществления своих возвышенных мыслей, вскоре затем начинают исполняться слова Господа, сказанные о худых пастырях чрез пророка Иезекииля: «Вы слабых не укрепляли, больной овцы не врачевали, пораненной не перевязывали, угнанной не возвращали, потерянной не искали.., пасли... самих себя, а овец Моих не пасли!» ( Иез. 34:4, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010