551 См.: Зайде. Архиерейский Собор 1946 г. и его значение для Русской Православной Зарубежной Церкви. С. 163165. 553 Отчет Епархиального Съезда духовенства и представителей мирян Западноевропейской епархии РПЦЗ 1948 г. С. 6. Архив АС. Д. 53/38 («Евлогияне»). К. 1. 554 Антоний (Синькевич), архим. Письмо игум. Никону 28.09.1945. Архив РДМ. Д. 225-н «Архимандрит Никон». 555 Отчет Епархиального Съезда духовенства и представителей мирян Западноевропейской епархии РПЦЗ 1948 г. С. 3. 557 См.: Зайде. Архиерейский Собор 1946 г. и его значение для Русской Православной Зарубежной Церкви. С. 162, 165. 559 Зайде. Архиерейский Собор 1946 г. и его значение для Русской Православной Зарубежной Церкви. С. 162. 561 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1947. 1. С. 7. 562 См.: Зайде. Архиерейский Собор 1946 г. и его значение для Русской П равославной Зарубежной Церкви. С. 169170. 563 См.: Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей 25 апреля (8 мая) 1946. Церковная жизнь. 1947. 34. С. 15. 564 См.-.Аверкий, архиеп. К столетию со дня рождения. Блаженнейший митрополит Анастасий. Церковная жизнь. 1973. 57. С. 48. 565 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1947. 1. С. 67. 566 См.: Зайде. Архиерейский Собор 1946 г. и его значение для Русской Православной Зарубежной Церкви. С. 173. 567 Отчет Епархиального Съезда духовенства и представителей мирян Западноевропейской епархии РПЦЗ 1948 г. С. 7. Архив АС. Д. 53/38 («Евлогияне»), К. 1. 568 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1947. 2. С. 56. 569 См.: Положение о правах и обязанностях преосвященных, управляющих отдельными викариатствами в Германии. Церковная жизнь. 1947. 1. С. 23. 570 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1947. 2. С. 4. 571 См.: Нивьер. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции. С. 86, 122, 164, 179.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После возвращения на родину Г. старался избежать резкого обострения отношений с властями, к-рые в свою очередь стремились использовать его авторитет как борца против фашизма и патриота. После Собора Г. известил председателя Правительства ФНРЮ И. Б. Тито о возвращении на родину и вступлении на престол Сербской Церкви. 6 дек. 1946 г. Г. вместе с митр. Скопленским Иосифом (Цвийовичем) и еп. Зворницко-Тузланским Нектарием (Крулем) посетил Тито. 8-12 дек. 1946 г. в Белграде при участии Г. и Тито прошел Славянский конгресс, провозгласивший единство слав. народов. В янв. 1947 г. Тито посетил первоиерарха и обсудил проблемы Сербской Церкви. 25 янв. 1947 г. Г. в сопровождении митр. Иосифа и еп. Нишского Иоанна (Илича) посетил Президиум Народной Республики Сербии, а 31 янв.- председателя Правительства Народной Республики Сербии Б. Нешковича. После этих встреч 3 февр. 1947 г. председателю правительства было направлено представление с 9 пунктами для урегулирования отношений Сербской Церкви и гос-ва. Также Тито был направлен меморандум Свящ. Синода со списком деяний со стороны властей, негативно отразившихся на положении Церкви в гос-ве. В Пасхальном послании 1947 г. Г. подчеркивал, что «коммунистическая власть разными способами старалась воспрепятствовать нормальному течению церковной жизни, совершению церковных служб и обрядов... Я призываю вас,- обращался Г. к верным чадам Церкви,- проявить христианское мужество и твердость духа, которые смогли бы противостоять массовой антирелигиозной коммунистической пропаганде и организованной силе и власти безбожников» (Гласник СПЦ. 1947. 4. С. 135). 21 апр. 1947 г. состоялось заседание Собора СПЦ, на к-ром был принят новый Устав Церкви, учитывавший отделение Церкви от гос-ва и школы от Церкви. Но гонения на Церковь со стороны властей продолжались. 29 марта 1949 г. Г., несмотря на перенесенные заболевания и преклонный возраст до последних дней жизни управлявший Церковью, направил Тито письмо, в к-ром просил прекратить аресты и изгнания духовенства, разрушение храмов, экспроприацию имущества, ущемление прав на получение духовного образования. Но ответа на это письмо не последовало.

http://pravenc.ru/text/161343.html

Суббота 15/28 декабря 1946. На Дарю узнал, что еще в среду вечером скончался Михаил Михайлович Фирсов и что сегодня утром его похоронили, но ни мне, ни матери не удосужились дать знать, хотя знали, что нас связывает с ним 25-летняя дружба. [...] Покойному было 73 года, но он, в промежутках между сердечными припадками, продолжал регентовать, а два года назад был еще в цвете сил. Уроженец Тамбова, он, как земляк Тернова, попал рано в Петербургский митрополичий хор, потом был послан псаломщиком за границу в Веймар, где исполнял также должность секретаря миссии. В Париже он был с 1909 года. 1947 Среда 19 декабря 1946/1 января 1947. Год, который кончился, был одним из самых тяжелых и безнадежных. Во время войны все ждали мира и улучшений. Теперь ничего не ждут. Война кончилась официально, но ничего не устраивается, наоборот, все разваливается. Суббота 22 декабря 1946/4 января 1947. Заходил Сварчевский, сообщивший, что епископ Нафанаил переселился окончательно во Францию и избрал своим местом пребывания Медон (на рю де Капюсин, 15). На Шамперре видел Михаила [Слезкина], который настроен почему-то до чрезвычайности воинственно-нелюбезно. По его словам, ничего в Константинополе с Москвой не налаживается. Понедельник 24 декабря 1946/6 января 1947. Сочельник Рождества Христова. На всенощной в верхней церкви была такая давка, что мы со сбором едва продирались, а во многие места так и не проникли. Я держал тарелку для Института. О. Николай сказал несколько слов о высшей школе. Внизу собирал Леня Виноградов, а говорил епископ Никон. Собрали свыше 11 000 франков. Даже во дворе народ. В нижней церкви полно, но без давки. Штат самый полный, пришли все. Среда 26 декабря 1946/8 января 1947. На улице встретил Колю Полторацкого. Отъезд в Москву окончательно назначен на 20 января, но вместо о. Андрея Сергеенко и С.С. Оболенского 756 , как о том просил митрополит Серафим, [его] будут сопровождать о. Серафим Родионов и Николай [Полторацкий]. Четверг 27 декабря 1946/9 января 1947. О. Николай сообщил, что ему через судебного пристава вручена бумага от советского посольства, требующая объяснений, почему он и приход занимают помещения на рю Дарю. Отвечаем через нашего адвоката.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преставившийся святитель Божий с просветленным и строгим ликом, напоминавшим образ Николая Чудотворца, в современных условиях приближался к типу «Учителя Церкви» первых веков христианства», – писал в некрологе Патриарший экзархат Русской Православной Церкви в Америке после смерти митрополита Григория († 5 ноября 1955 г.) 23 . 1 Александрова-Чукова Л.К. Григорий (Чуков), митрополит Ленинградский и Новгородский (персона) http://www.bogoslov.ru/persons/482393/index.html. 2 Там же; Александрова-Чукова Л.К. Деятельность митрополита Григория Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) по воссоединению Финляндской Православной Церкви с Московской Патриархией. Раздел в статье 5 Григорий (Чуков), митрополит. Поездка на Ближний Восток.//ЖМП. 1946. http://www.orthlib.ru/JMP/46_12/02.html 6 Послание митрополита Григория опубликовано в газетах «Новая заря» – Russian Daily. – «Novaya Zarya», Русский Голос – Russky Golos – Russian Daily. Вторник 23 сентября 1947 г. и в др. газетах в Америке, а также в Журнале Московской Патриархии,1948. С.13–24. 7 Н.А.Полторацкий – церковный и общественный деятель. http://www.bfrz.ru/?mod=arhiv&fond_id=38; Архиепископ Серафим Родионов http://ricolor.org/europe/szveizaria/mp/ss/; М.И Печковский – юрисконсульт, из круга митр. Вениамина. 8 Митрополит Брюссельский и Бельгийский Александр (Немоловский) http://ricolor.org/europe/belgia/mp/15_02_2012/ 9 Поездка Святейшего Патриарха Алексия в Румынию//ЖМП. 1947. http://www.orthlib.ru/JMP/47_07/01.html; Архиепископ Ниццкий Владимир (Тихоницкий), епископы Иоанн (Леончуков) и Никон (де Греве) были викариями митрополита Евлогия; архиепископ Владимир – старший викарий. Архимандрит Никон в 1945 г. вместе с паствой митрополита Евлогия вошёл в подчинение Московскому Патриархату и, по указу патриарха Московского Алексия на основании положительной рекомендации митрополита Евлогия, 24 февраля 1946 года в Париже хиротонисан митрополитом Евлогием во епископа Сергиевского. Именно епископ Никон встречал Московскую церковную делегацию во главе с митрополитом Григорием 10 августа 1946 года в ле Бурже. После смерти митрополита Евлогия епископ Никон, вместе с архиепископом Владимиром и епископом Иоанном, отказался пребывать в юрисдикции Московского Патриархата, и примкнул к Константинопольскому. Епископ Иоанн скончался 27 декабря 1947 года в Париже, а епископ Никон выехал в Америку, где вошёл в русскую Североамериканскую митрополию. В сентябре 1947 года был назначен ректором Свято-Тихоновской духовной семинарии в городе Южный Ханаан, а 12 декабря 1947. второй раз попал под запрещение, теперь уже вместе с митрополитом Феофилом и его епископами. С 1962 года епископ Никон был помощником предстоятеля Северо-Американской Митрополии, митрополита Леонтия (Туркевича). В конце жизни владыка был хранителем архива Православной Церкви в Америке.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Воскресенье 22 сентября/5 октября 1947. Диакон (будущий) Светловский все не показывается. У нас на Дарю все говорят, что он будет учиться на прихожанах. Нельзя же в кафедральный храм назначать неопытного человека. Среда 25 сентября/8 октября 1947. Преп. Сергия Радонежского. Утром – на Подворье. Беспорядок достиг таких размеров, что я не выдержал и взял на время управление в свои руки. Часы никто не вышел читать, и все выходили не вовремя и толпились без толка. За литургией, которую служили три владыки (Митрополит, еп. Иоанн и еп. Кассиан), была хиротония во диакона Петра Светловского. Четверг 26 сентября/9 октября 1947. Получены из Москвы сведения, что архиепископ Сергий прибывает туда в субботу, и что ему будет предложено заменить митр. Серафима в Париже. Последний вызывается в СССР. Всего пришло 31 прошение записей студентом на Подворье, но пока прибыло 9 человек, из них – 7 сербов и только 2 русских. Все они хорошо выдержали испытания. На втором курсе, говорят, только 1 студент. В 5 совет кафедрального храма с перераспределением помещения и пересмотром жалованья. О. протодиакон представил ясный, точный и очень хороший проект, который был принят всеми единогласно в основу работы. Решено дать всем по одному месяцу за дороговизну. В.И. Сенютович ассигновал на мою работу по восстановлению приходской книги 2 000 франков. Воскресенье 29 сентября/12 октября 1947. Утром митрополит Владимир служил у галлиполийцев. Церковь – красивая и уютная. Кроме владыки были о. Виктор Юрьев, о. Савва и о. Алексей Князев и местный диакон, о. Н. Смирнов 808 . Прислуживали Мейендорф и Гансон. Понедельник 30 сентября/13 октября 1947. Днем был в «Русской мысли», ругал редакторов за помещение без совета со мной ряда церковных заметок. Подписка увеличивается, даже в Англии уже 150 подписчиков и покупающих регулярно газету. Плохо обстоит пока дело в Швейцарии, где продажа не налажена. Продается 6 000 номеров. Вторник 1/14 октября 1947. Покров Пресвятой Богородицы. Метро и автобусы забастовали окончательно, такси найти почти невозможно. К счастью, член нашего приходского совета Я.С. Журавлев 809 привез на своем такси Митрополита в Покровскую церковь , где было богослужение. Все прошло очень чинно и хорошо. Пел хор под управлением Людмилы Рапапорт, служили о. Савва, о. Виктор, о. Роман (которого Митрополит возвел в сан игумена), о. Николай Ижболдин и о. Александр Семенов-Тянь-Шанский. С ним случился характерный для его беспечности инцидент. Проходя за престолом, он опрокинул крест и, как ни в чем не бывало, встал на свое место, ничего не заметив. Все в алтаре переглянулись.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пятница 1/14 марта 1947. Посетил Е. Брижатову, которая подробно рассказала о деятельности в Медоне еп. Нафанаила, который нанял просторное помещение, собирается организовать обитель и, даже если найдет дом в Париже, оставляет в Медоне свой центр. По словам митр. Серафима, патриарх Алексий, когда его спросили о нашей юрисдикции, сказал: «Все там – живые мертвецы, и никаких мер против них я предпринимать не желаю». Понедельник 4/17 марта 1947. Завтракал в Сен-Жорж. Потом работал над правкой воспоминаний Митрополита до самого вечера. Манухины поили меня чаем и накормили ужином. Много дат и имен приходится проверять и исправлять. Среда 6/19 марта 1947. Митрополит Серафим был у архиепископа Владимира, передал ему письмо от патриарха и убеждал его и еп. Никона поехать в Москву, где царствует полная свобода веры. Четверг 7/20 марта 1947. Днем пришел указ из Константинополя, в котором архиеп. Владимиру даются права экзарха, подчиненного непосредственно Вселенскому престолу. По этому случаю вечером был епархиальный совет, на котором решался вопрос о поминовении. Большинство стояло за прекращение поминовения патриарха Алексия, но Архиепископ с этим не согласен. По приходам будет послано распоряжение о том, что поминовения можно не делать, если это соответствует местным условиям, а в кафедральном храме оно будет продолжаться (особенно на этом настаивали о. А. Чекан и Н.П. Афонский). Понедельник 11/24 марта 1947. Завтракал у Головиных, у которых был еп. Никон. Он живописно рассказывал о посещении Дарю митрополитом Серафимом и о том трудном и нелепом положении, в котором он сейчас сам находится: без дела, без квартиры, без содержания. Надо как-то наладить это дело. Самое естественное было бы ему стать настоятелем Сергиевского подворья. Четверг 14/27 марта 1947. В сегодняшнем номере «Русских новостей» – очень странные сообщения по церковным вопросам. Во-первых, печатается постановление Синода и патриарха от 24 декабря, в котором вина о несоглашении с Константинополем перелагается с плеч митрополита Николая на плечи митрополита Евлогия, который-де заявил, что Константинополь освободил его от полномочия. Это уже превосходит все меры неправды. С другой стороны, грамота Константинопольского патриарха подвергается сомнению, а ее перевод – критике, хотя достаточно зайти в канцелярию и прочитать подлинник.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Были предложены и вопросы для общего обсуждения: о выработке общей линии по борьбе с Ватиканом об отношении к экуменическому движению о созыве Вселенского Собора. А в марте 1947 года Совет Министров СССР утвердил и сроки работы Предсоборного Совещания – октябрь 1947 года. Совету по делам Русской Православной церкви рекомендовалось представить план проведения Совещания к 1 июля 1947 года, обязав Патриархию отправить соответствующие приглашения главам Автокефальных Церквей. И если до 1947 года иерархи Русской Православной Церкви не осознавали всей глубины государственного замысла по использованию Церкви во внешнеполитических планах, то с весны 1947 года иллюзий не осталось. Нельзя без волнения читать письмо Патриарха Алексия Вселенскому Патриарху Максиму, в котором он пытается объяснить причину готовящегося властью мероприятия: «Православная Русская церковь никогда не переставала, по заповеди Господней, блюсти единение духа в союзе мира и любви с достижимою Великой церковью, и всегда в важнейших делах церковных прибегала к содействию своих досточтимых братий – Святейших и Блаженнейших патриархов. И ныне она обращается к Вашему досточтимому Святейшеству по нижеследующему важному поводу. За истекшие десятилетия перерыва непосредственного общения между братскими церквами в каждой из них накопились вопросы, решать которые необходимо взаимным согласием всех их Предстоятелей. Эти вопросы – общие для всей Православной церкви. Таков вопрос о практической враждебности инославия, превращающего святое миссионерское дело в чуждую Христовой заповеди антиправославную пропаганду, иногда трудно отличаемую от политических акций. Таков вопрос об отношении к расколу в русской церкви в духе полного единодушия между братскими церквами. Таков вопрос, поставленный перед православием всего мира и, в частности, обращенный к нам в письме Вашего Святейшества от 4 февраля 1947 года, – принять ли, и в какой форме, участие в так называемом экуменическом движении, охватившем собой все прочие христианские общины мира, кроме Римско-Католической церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Berdiaev, Nikolai. The Meaning of History. NY: Charles Scribner’s Sons, 1936. x, 224 p. Translation of Smysl istorii. “Projected and first delivered as a series of lectures in Soviet Russia 1919–1920 ”-Translator’s note. Boojamra, Joh n Lawrence. Church Reform in the Late Byzantine Empire: A Study for the Patriarchate of Athanasios of Constantinople. Thessalonica: Patriarchal Institute for Patristic Studies, 1983. 239 p. (Analecta Vlatadon; 35.) Bibliography: p. 223 –234. Brock, Sebastian P. Syriac Perspectives on Late Antiquity. London: Variorum Reprints, 1984. 1 v. (Variorum reprint; CS 199.) Browning, Robert. The Byzantine Empire. Rev. ed. Washington, DC: Catholic University of America Press, 1992. xxii, 310 p. Bibliographical references: p. 299–312. Byzantine Studies Conference. Abstracts of Papers (Chicago: Byzantine Studies Conference). 1st (24–25 Oct. 1975)-. Annual. Chadwick, Henry. The Early Church. Harmondsworth, England: Penguin, 1967. 304 p. (The Pelican history of the Church; 1.) Bibliography: p. 290–295. “First published 1967, reprinted . . . 1976.” Charanis Studies: Essays in Honor of Peter Charanis. Angeliki E. Laiou-Thomadakis, ed. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, 1980. ix, 328 p. Clark, Elizabeth A. Women in the Early Church. Wilmington, DE: Michael Glazier, 1987. 260 p. (Messages of the Fathers of the Church, 13.) Cunningham, James W. A Vanquished Hope: The Movement for Church Renewal in Russia, 1905–1906. Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 1981. 384 p. Bibliography: p. 363–372. Dumbarton Oaks Bibliographies. (London: Published by Mansell for the Dumbarton Oaks Center for Byzantine Studies, Washington) Ser. 1 (1973)-. “Based on Byzantinische Zeitschrift.” Dumbarton Oaks Papers. (Washington: Dumbarton Oaks Center for Byzantine Studies). No. 1 (1941)-. (NY: Johnson Reprint Corp., 1967-.) A reissue of the original edition published in Washington by the institution (vols. for 1941–67 issued under its earlier names: 1941–61, Dumbarton Oaks Research Library and Collection; 1962–67, Harvard University’s Dumbarton Oaks Center for Byzantine Studies).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

Император Николай II, и в силу своих личностных качеств, и в силу общего положения России, понимал всю опасность великой европейской войны и предпринял титанические усилия, чтобы не втянуть Россию в нее. Та легкость, с какой эта война началась в августе 1914 года, лишь скрывает за собой все то напряжение, все те усилия, какие предпринимались лично Царем и русским правительством накануне войны. Достаточно посмотреть переписку Государя Николая II и кайзера Вильгельма, действия министра иностранных дел С. Д. Сазонова, чтобы понять это. Наше заступничество за Сербию и проведенная в связи с этим мобилизация, не имели ничего общество с бездумным романтизмом, или бездумным самопожертвованием. В первую очередь Россия защищала себя, свои национальные интересы, хотя, конечно, Сербия воспринималась как братская православная страна, а русский Царь был защитником всех православных славян. Отступи Россия тогда, в августе 1914 года и война неминуемо началась тем же 1914-м годом, только в гораздо худших для России условиях. По существу разница между началом Первой мировой войны и 22-м июня 1941 года заключается чисто в технической и тактической составляющей. У кайзера Вильгельма в 1914 году еще не было танковых клиньев, бомбардировочной авиации и моторизированных колонн, а у Гитлера в 1941 – они были. Кайзер Вильгельм в 1914-м собирался сначала раздавить Францию, а потом разделаться с Россией, а Гитлер в 1941-м уже раздавил Францию и все силы бросил против СССР. Но и в 1914, и в 1941-м война против России была предрешена Германией. Кстати и в 1914-м, и в 1941-м годах войне с Россией предшествовало нападение на Сербию (Югославию). В первом случае Россия немедленно выступила на стороне Сербии и начала наступление в Восточной Пруссии, во втором – Сталин решил пожертвовать Югославией, надеясь, что она задержит продвижение вермахта и оттянет срок его нападения на СССР. И первый, и второй вариант не изменил ровным счетом ничего: и в 1914-м, и в 1941-м Германия предприняла агрессию против России. Проводя аналогию между событиями 1914-го и 1941-го годов В. А. Андреев справедливо пишет: «И в августе 14-го, и в июне 41-го Германия хотела войны и добилась бы ее любыми средствами. Ничего здесь от воли Николая II и Сталина не зависело».

http://pravoslavie.ru/37662.html

Шептицкого от 24 янв. 1941 г. и утверждены папой 18 апр. 1942 г. Создание экзархатов держалось в тайне от гражданских властей, поэтому объединение униат. приходов Волыни и Холмщины в юрисдикции еп. Чарнецкого именовалось как «апостольская визитатура УГКЦ для Волыни, Холмщины, Полесья и Подляшья». В 1939-1941 гг. значительная часть неоуниатского духовенства перешла в православие. В частности, с правосл. Церковью воссоединились свящ. Андрей Викторовский в с. Дубечно (ныне Старовыжевского р-на), игум. Гамалиил (Перчеклей) из с. Краска Ратновского р-на, игум. Илиан (Гук) из с. Озютичи (ныне Локачинского р-на) и др. Отдельные неоуниат. храмы (в Ровно, в с. Гумнище Гороховского р-на, в Любешове Волынской обл.) в 1939-1941 гг. во избежание закрытия регистрировались в советских органах власти как римско-католич. костелы, хотя их настоятели продолжали служить по вост. обряду. С началом войны бывш. неоуниат. духовенство возвращалось под власть еп. Чарнецкого, уже в УГКЦ, хотя прежний адм. порядок в ряде регионов, особенно на Волыни и на Холмщине, сохранялся. В июле-авг. 1941 г. еп. Чарнецкий находился в Ковеле, где начал восстанавливать Юрьевский храм бывш. мон-ря редемптористов, пытаясь создать епархиальный центр для управления униат. приходами Волыни (ГА Волынской обл. Ф. Р-2. Оп. 1. Л. 118). Восстановленный в 1941-1942 гг. храм являлся кафедрой Чарнецкого. В 1941-1942 гг. в унию перешли священники Зиновий Бачинский (с. Овлочин, ныне Турийского р-на), Леонтий Тиховский (с. Добрятин Млиновского р-на), Николай Гарвасюк (с. Онишковцы Дубенского р-на), Кондрат Лавренчук, ставший настоятелем прихода в с. Гнойном (ныне Красностав Владимир-Волынского р-на). Из лат. обряда в унию вернулись бывш. неоуниат. клирики: игум. Нифонт (Медведь) из с. Жджары (ныне Заставное Иваничевского р-на), свящ. Иосиф Гадуцевич из с. Заставье Корецкого р-на, свящ. Серафим Яросевич из с. Жабче Гороховского р-на. На Холмщине и Подляшье власть еп. Чарнецкого признавали свящ. Николай Сыроед, настоятель униат. прихода, открытого в 1941 г. в Холме (ныне Хелм, Польша) и свящ. Александр Никольский, настоятель униат. прихода в Тересполе (ныне Люблинского воеводства, Польша). Приходы бывш. Полесского воеводства (Торокань, Бобровичи) перешли в новообразованный Белорусский экзархат. Не все волынские униаты признавали власть Чарнецкого. Так, униат. приход в Луцке, к-рый возглавлял неоуниат. свящ. Василий Артемьев, продолжал числиться как община греко-слав. обряда и в 1942 г. подчинялся непосредственно римско-католич. еп. Шелёнжеку (Там же. Оп. 2. Д. 228. Л. 60).

http://pravenc.ru/text/2458999.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010