В список не внесен ввиду неясности его канонических полномочий. 1948 По прот. А. Горскому (Горский A. В., прот. Историческое описание Троице-Сергиевой Лавры. M., 1890. С. 124), первая дата иная: 12.1758. Вторая дата – дата кончины. 1950 Митрополит с даты назначения. Вторая дата – дата кончины. Первый из Киевских владык стал именоваться также и «священно-архимандритом Киево-Печерской Лавры». 1959 Митрополит с даты назначения. По свящ. С. Петровскому (Ук. соч.), первая дата иная: 06.02.1882. Вторая дата – дата кончины. 1964 Епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии. Назначен указом Св. Патриарха Тихона (первая дата) после убийства митр. сщмч. Владимира до избрания его преемника (вторая дата). 1965 Митрополит с 28.11.1917. С 1919 г. находился на юге России, в эмиграции – с 1920 г. В апреле 1922 года в г. Сремские Карловцы (Югославия) возглавил оппозицию Патриарху Св. Тихону, оформившуюся в РПЦЗ. 1967 Митрополит с даты назначения. Завещательным распоряжением Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра Полянского от 23.11(06.12)1925 указан (2-м) в числе Заместителей Патриаршего Местоблюстителя на случай внезапного прекращения своей деятельности последним. (От принятия и выполнения данного послушания отказался, ссылаясь на плохое состояние здоровья.) Вторая дата – дата кончины. 1968 Епископ Богуславский, затем епископ Таращанский, викарий Киевской епархии; в/у периодически и кратковременно. 1974 Митрополит. Вторая дата – дата последнего ареста. Скончался 28.10(10.11) 1937 во время допроса в Лукьяновской тюрьме г. Киева. 1976 Митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины (и Белоруссии). Покинул Киев с приближением немецко-фашистских войск, с трудом добрался до Москвы осенью 1941 г. Далее – номинально. Именовался бывшим Экзархом Украины и Белоруссии с нач. 1942 г. 1977 Епископ Львовский, архиерей Украинской временной церковной автономии, признававшей юрисдикцию Московской Патриархии. В уважение прав митрополита Николая (Ярушевича) в Киев был определен только временно управляющий иноепархиальный архиерей, каковым и был епископ Пантелеимон (Рудык).Состав епископата Украинского Экзархата (Украинской временной автономии) времен оккупации, в 1941–1944 г., следующий: Алексий Громадский КРЕМЕНЕЦКАЯ 12(25)06.1940 12(25)11.1941 ЖИТОМИРСКАЯ 12(25)11.1941 25.04(08.05)1943 в/у КРЕМЕНЕЦКАЯ 12(25)11.1941 25.04(08.05)1943 Антоний Марценко КАМЕНЬ-КАШИРСКАЯ 15(28)10.1940 09(22)08.1941 ОДЕССКАЯ 09(22)08.1941 03.1944 Вениамин Новицкий ПИНСКАЯ 02(15)06.1941 08.1942 ПОЛТАВСКАЯ 08.1942 09.1943 в/у ХАРЬКОВСКАЯ 08.1942 09.1943 Дамаскин Малюта ЖИТОМИРСКАЯ 06(19)08.1940 ЧЕРНОВИЦКАЯ КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ Димитрий Маган РОВЕНСКАЯ 29.05(11.06)1942 07.1942 ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 07.1942 01.1943 ДОНЕЦКАЯ 01.1943 08(21)09.1943 Евлогий Марковский ВИННИЦКАЯ 10(23)07.1942 09.1943 Иоанн Лавриненко КОВЕЛЬСКАЯ 26.11(09.12)1941 (перешел в Белорусскую автономию 03.1944) БРЕСТСКАЯ Иов Кресович ЛУЦКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поселившись в Ворошиловграде, еп. Никон приступил к организации епархиального управления. В 1945-1947 гг. в Ворошиловграде работала епархиальная канцелярия, которой заведовали священники Николай Клебановский (1945-1947) и Николай Гаврилов (с 1947). Была введена должность уполномоченного ЕУ по Сталинской обл. В 1944-1945 гг. эту должность занимал прот. Гавриил Коханов, настоятель Никольского храма в Сталино-Заводском р-не г. Сталино, в 1945-1946 гг.- прот. Петр Сергеев, настоятель Никольского храма при железнодорожной станции Сталино. В 1946 г. еп. Никон образовал секретариат Ворошиловградской епархии по Сталинской обл.; глава секретариата, которым стал свящ. Гавриил Коханов, получил должность уполномоченного представителя епископа по Сталинской обл. Однако из-за протестов уполномоченного Совета по делам РПЦ архиерей в 1947 г. упразднил секретариат и с того времени работал непосредственно с благочинными. В 1947 г. был образован Ворошиловградско-Донецкий епархиальный совет. 6 мая 1947 г. указом еп. Никона организован епархиальный миссионерский совет. В 1947 г. в Ворошиловграде по инициативе еп. Никона были проведены 3-месячные богословско-пастырские курсы для духовенства, на к-рых преподавали архим. Нафанаил (Смердынский) и проф. богословия И. Г. Айвазов. К 1 окт. 1944 г. в епархии насчитывался 361 приход. В Ворошиловградской обл. имелось 128 приходов, служили 150 священников, в Сталинской обл. было 233 общины и 196 священников. В 1946 г. в Ворошиловградской обл. действовали 129 приходов (в 1945 открылся храм в с. Иллирия Успенского р-на), в Сталинской обл.- 215 приходов. Борьба прихожан за возможность зарегистрировать правосл. общину в пос. Боково-Антрацит увенчалась успехом, и постановлением Совета по делам РПЦ от 18 июля 1947 г. данный приход получил регистрацию. Тогда же был открыт новый храм в с. Щетинине Боково-Антрацитовского р-на. Еп. Никон добивался у властей разрешения на восстановление в Ворошиловградской обл. закрытых в 20-х гг. XX в. мон-рей: старобельского в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и Раздабаровского, указывая на тот факт, что группа монахинь бывш. старобельского Скорбященского мон-ря хочет легализоваться. Власти отказали и вскоре перешли к репрессиям в отношении тех, кого считали организаторами тайных монастырей или нелегальных приходских общин. Были арестованы свящ. Сергий Петров из Первомайска (1945), мон. Антония (Смирнова) из г. Кременная (1946).

http://pravenc.ru/text/2110759.html

Ansprache auf der Budapester Beratung der Christlichen Friedenskonferenz, in: StdO 1966,2,23–25. Eröffnungsansprache vor der Kommission «Ökonomie und Entwicklungsländer», in: StdO 1966,9,44–48. Rede für die Kommission «Ökonomie und Entwicklungsländer» der Christlichen Friedenskonferenz (8.7.1966), ebda 48–50. Der Dialog mit den römischen Katholiken über das gegenwärtige christliche Sozialdenken, in: StdO 1966,10,40–52. Rede an Bischof Michail von Tichvin, in: StdO 1967,2,8–11. Rede auf der dritten Friedenskonferenz katholischer Geistlicher in der SSR, in: StdO 1967,3,36–38. Grußwort an den Klerus und die Gläubigen der Gemeinden von Mariä Schutz und Fürbitte und des hl. Nikolaus in Helsinki, in: StdO 1967,6,9. Ansprache auf dem Empfang für Patriarch Kyrill, in: StdO 1967, 9,8–11. Gedanken zur Interpretation eines Textes (Joh 15,3), in: StdO 1967,9,35–42; in: Versöhnung (Witten 1967) (Studienheft 5) 93–101. Ansprache an den Arbeitsausschuß (Christliche Friedenskonferenz), in: StdO 1967,10,30–33. Schlußansprache in Sagorsk, ebda 33–35. Slovo v Pavlovskom sobore g. Gat iny (28.1.1968), in: MP 1968, 6,38–42. Intervju Šveckoj gazete, in: MP1968,8,50. Telegramm an den Generalsekretär des WRK E.C. Blake, in: StdO 1968,3,6. Ansprache zur Eröffnung der Konsultation von “Glaube und Kirchenverfassung“ in Sagorsk, in: StdO 1968,5,43–51. Festvortrag zum 50. Jubiläum des wiedererrichteten Patriarchats in der Russischen Kirche, in: StdO 1968,7,13–38. Die Aufgaben der Theologie der Gegenwart, in: StdO 1969,2,55–61. Ansprache auf der Religionskonferenz in Sagorsk, in: StdO 1969, 3 ,41–46. Gratulation für Jan Kardinal Willebrands, in: StdO 1969,7,48. Botschaft an das Friedensseminar in Genf, in: StdO 1969,10,4. Botschaft an die Bruderschaft des Panteleimon-Klosters auf dem Athos, in: StdO 1970,1,7–10. Otvety na voprosy korrespondenta gazety «Paeze sera” g-na Alberto Skandole, in: MP1970,3,2–4. Otvety na voprosy redaktora urnala “Christianskaja Mirnaja Konferencija d-ra Irzi Svobody, in: MP 1970,4,47.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Лукин Евгений Палович (1885–1967) – протоиерей. Член епархиального Совета, до 1952 г, секретарь Лениградского митрополита. С 1951–1962 настоятель Князь-Владимирского собора в Ленинграде. С 1962 г. за штатом. 1149 Сергий (Ларин С.И., 1908–1967) – архиепископ. В 1930 г. окончил Богословский обновленческий институт. С 1933 г. монах Тихвинского мон. Арестован ОГПУ в 1933 г., получил условное заключение. В 1935 г. служил в Пантелеймоновской церкви г. Ленинграда, вновь арестован и осуждён за дачу взятки к 3 годам заключения. Освобождён досрочно. Служил в московских обновленческих храмах. С 1941 г. занимал последовательно кафедры Звенигородскую, Ташкентскую. В 1943 г. принёс покаяние и принят в Московскую Патриархию монахом. С 1944 г. занимал различные кафедры, последняя из которых Ярославская и Ростовская. С 1962 г. магистр богословия. 1150 Вениамин (Федченков И.А., 1880–1961). С 1919–1920 г. еп. Белой армии и флота. Подготовил Карловацкий Собор. С 1927 г. включён в клир Московской Патриархии, с 1933 г. экзарх Патриархии в США. В 1946 г. получил советское гражданство. С 1947 г. занимал кафедры Рижскую и Латвийскую, Ростовскую и Новочеркасскую, Саратовскую и Балашовскую. В 1958 г. уволен на покой с пребыванием в Псково-Печерском монастыре, где и скончался в 1961 г. 1151 Иоанн (Лавриненко, 1899-?) – архиепископ. В 1920 г. эмигрировал с Белой армией в Турцию. Служил в Виленской еп. С 1931 г. магистр богословия Варшавского университета. С 1935 г. в юрисдикции Московской Патриархии. С 1941 г. занимал последовательно кафедры Ковельскую, Брестскую и Кобринскую, Полесскую и Брестскую, Карлсбадскую, Пермскую, Алма-Атинскую, Челябинскую, Костромскую. С 1961 г. проживал на покое в г. Херсоне. 1152 Ювеналий (Килин И.К., 1875–1958) – архиепископ. С 1896 г. послушник Белгородского монастыря. С 1916 г. архимандрит. В 1919 г. уехал на Дальний Восток и в 1920 г. эмигрировал в г. Харбин. Создатель и настоятель Казанско- Богородицкого мон. в Харбине. С 1935 г. еп. Синьцзянский, с 1941 г. еп. Цицикарский. В 1947 г. переехал в СССР. С 1947 г. последовательно занимал кафедры Челябинскую, Иркутскую, Омскую, Ижевскую. Перед смертью принял схиму с именем Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лидия Ивановна Соколова , секретарь Комиссии СПб епархии по канонизации святых Протоиерей Олег Миртов. «Влияние западничества на русскую историческую науку» «Вода живая» , 5, 2007. С. 38-41. А. Валентинов. Религия и церковь в СССР. М. 1960; И. Михалев. Церковь в прошлом и теперь, Казань. 1962. Кровью убеленные. Мученики и исповедники Северо-Запада России и Прибалтики (1940-1955). М. 1999. С. Бернев. Псковская Православная миссия – факты и документы. Журнал «Жизнь и безопасность» 3-4, 2003. см. приложение. М.В. Шкаровский. «Русский вопрос. Русская церковь и третий рейх», М. «Вече», 2010. С. 439. в 1961 он выступал как свидетель по делу Я. Начиса. Архив ФСБ по Псковской обл. А-21135. Л. 365. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945, Сб. документов. Васильева О.Ю., Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А. М. 2009. С. 10. Из отчета оперативной группы «А»… - о положении христианских конфессий в Прибалтике и Белоруссии за период с 16 октября 1941… Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Сб. документов. Составители: Васильева О.Ю., Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А. М. 2009. С. 554. митрополия. В нее вошли епархии Эстонии, Литвы и Латвии. М.В. Шкаровский. «Русский вопрос. Русская церковь и третий рейх», М. «Вече». 2010. С. 79. Прот. В.Виноградов – профессор МДА. Из Можайска, где он служил настоятелем местного храма, бежал с немцами. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Сб. документов. Составители: Васильева О.Ю., Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А. М. 2009. С. 48. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Сб. документов. Составители: Васильева О.Ю., Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А. М. 2009. С. 51. Сб. документов. Русская Православная церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг, с. 328. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Составители: Васильева О.Ю., Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А. М. 2009. С. 127-128. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Составители: Васильева О.Ю., Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А. М. 2009. С. 329.

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/22/...

Алексий (Пантелеев Александр Аполлонович) (1874–1948), архиепископ, Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. С 1906 года состоял в клире Алеутской и Северо-Американской епархии. Проживал и подвизался в США. В 1909 году переведен на Аляску в город Уналяска, где получил приход. В 1912 году переведен в Питтсбург (штат Пенсильвания). Окормлял также приходы в штатах Коннектикут и Нью-Джерси. В 1916 году возведен в сан протоиерея. Преподавал русский язык в Русском женском колледже в Бруклине и был профессором догматики и морального богословия в Свято-Платоновской семинарии в городе Теналфи. В 1917 году снова получил назначение на Аляску, где служил в Михайловском соборе в Ситхе. Овдовел в 1921 году, в 1925 году принял монашество и был возведен в сан архимандрита. В феврале 1927 года хиротонисан во епископа Сан-Францисского, викария Северо-Американской епархии. В 1931 году переведен на Чикагскую, а в ноябре 1932 года – на Питтсбургскую кафедру. С конца ноября 1934 года – епископ Алеутский и Аляскинский. В 1941 году он ушел на покой. В 1942 году назначен помощником ректора Свято-Тихоновской духовной семинарии, а затем ее ректором. В 1940-х гг. – секретарь Совета епископов и заместитель председателя Митрополичьего совета Северо-Американской митрополии. В январе 1946 г. принят в состав духовенства Московского Патриархата. В этом же году вернулся из США на Родину, и в 1947 году назначен Омским и Тарским архиепископом, затем титуловался Омским и Тюменским. Алексий (Сергеев Виктор Михайлович) (1899–1968), архиепископ. В 1919 г. окончил архитектурное отделение Московского училища иконописи. В 1923 г. поступил послушником в Смоленско-Зосимову пустынь, которую вскоре закрыли, и большинство братии перешло в Высоко-Петровский монастырь. Иеромонах (1927). Архимандрит (1932). Епископ Каширский (1935–1936), Серпуховской (1936–1937), Вологодский (1937), Егорьевский (1937), Ивановский (1937–1938). В 1938 г. отошел от митрополита Сергия (Страгородского) . В 1939 г. запрещен в священнослужении и предан суду архиереев. С декабря 1940 года, после принесения покаяния, прощен и назначен епископом Тульским. Епископ Тульский и Одоевский (1940–1941), Кишиневский (1941–1942), Уфимский (1942), Рязанский (1942–1943). Участник Архиерейского Собора 1943 года. Временно управляющий Тульской и Калужской епархиями (1943–1944). Архиепископ Ярославский (1944–1947), Курский и Белгородский (1947–1948), Челябинский и Златоустовский (1948–1950), Калининский и Кашинский (1950–1951), Великолуакий, временно управляющий епархией (1951–1954). В 1954 г. уволен на покой, однако в 1957 г. вновь назначается архиепископом Алмаатинским. В феврале 1958 г. уволен на покой. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1925 г. – в обновленческом расколе. В 1932–1943 гг. – на Новочеркасской (григорианской) кафедре. В 1943 г. принес покаяние, епископ Кубанский и Краснодарский. В 1944–1945 гг. – епископ Херсонский и Николаевский. С 1945 г. – архиепископ Орловский и Брянский. В 1945 гг. совершил поездку в Австрию и Чехословакию для ознакомления с положением местных церковных дел. С 1947 г. – архиепископ Херсонский и Одесский. В 1948 г. назначен архиепископом Виленским и Литовским с несением должности Экзарха Западной Европы. В декабре 1951 г. переведен на Львовскую кафедру. Франк Ханс (1900–1946), рейхсляйтер, генерал-губернатор оккупированной Польши. Харитон (Дунаев Хрисанф Николаевич (1872–1947), схиигумен. Окончил курс народного училища. Поступил в Валаамский монастырь (1894). Определен в послушники (1897). Пострижен в монашество (1908). Иеродиакон (1908). Иеромонах (1910). Эконом Валаамского монастыря (1917). Благочинный Коневского монастыря в Финляндии (1920). Наместник Валаамского монастыря (1927). Благочинный монастырей Финляндии (1932). В 1932 г. освобожден от должности по прошению и состоял на покое, проживая в Предтеченском скиту. На выборах большинством голосов избран в настоятели Валаамского монастыря (1933) и пребывал настоятелем монастыря до своей кончины. Игумен (1933). В связи с тем, что по подписанному 12 марта 1940 года мирному договору с Финляндией к Советскому Союзу отходил Валаамский архипелаг, вместе с братией монастыря по тающему льду Ладожского озера эвакуировался в Финляндию, где в местечке Паппиниеме, на берегу озера основал монастырь, названный впоследствии Новым Валаамом. Пострижен в схиму (1947). Хауз Фрэнсис Хэрри (1908–2004), англиканский священник. В годы между двумя мировыми войнами много путешествовал, исполняя обязанности секретаря сначала Студенческого христианского движения, а затем Всемирной студенческой христианской федерации. В 1943 году входил в состав делегации Церкви Англии, прибывшей в Советский Союз на переговоры с иерархами Русской Православной Церкви. По окончании войны работал в одной из благотворительных организаций в Греции, а затем возглавил отдел по делам молодежи только что созданного Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). Позже занял пост директора отдела религиозного вещания Британской вещательной корпорации (Би-Би-Си). Эту должность занимал в 1947–1955 гг., после чего вернулся в Женеву, где стал заместителем генерального секретаря ВСЦ по экуменическим вопросам. В 1962 году вернулся в Англию, где стал простым приходским священником. Христофор II (Даниилидис) (1876–1967), патриарх Александрийский и всея Африки (1939–1967).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После оккупации Македонии Болгарией летом 1941 г. М. переехал в Белград. 3 окт. 1941 г. был посвящен в чтецы в рус. ц. Св. Троицы в Белграде. Там же 9 окт. 1942 г. митр. Кишинёвским и Хотинским Анастасием (Грибановским) М. рукоположен во диакона, 14 окт. 1942 г.- во иерея, до 1947 г. служил в ц. Св. Троицы как сверхштатный священник. В апр. 1945 г. клир ц. Св. Троицы перешел в юрисдикцию Московской Патриархии, семья М., как и семьи др. священнослужителей этого храма, приняла гражданство СССР. В 1947 г. М. стал сотрудником Исторического ин-та Сербской АН и принял приглашение стать директором Архива Югославянской АН в Загребе. Как священнослужитель был причислен к клиру Преображенского храма в Загребе, выполнял различные церковно-адм. поручения, был членом комиссии по проверке знаний священнослужителей по каноническому праву и полемическому богословию, руководил церковным хором. 14 окт. 1951 г. митр. Загребским Дамаскином (Грданичким) возведен в сан протоиерея, 19 авг. 1952 г. стал ставрофорным протоиереем. М. придавал важное значение отношениям с СССР. Получив советское гражданство, он рассматривал приглашения о возвращении на родину, но отказался от переезда по причине невозможности совмещения в СССР научной работы со служением в церкви. Он поддерживал тесные контакты с коллегами из ИРЛИ (Пушкинского Дома) и Ин-та славяноведения и балканистики АН, с 50-х гг. XX в. часто бывал в Ленинграде и Москве, а его исследования регулярно печатались в советских научных журналах. В марте 1959 г. при Совете по культуре Народной Республики Сербия была образована Археографическая комиссия, куда М. был приглашен для работы по систематическому описанию кириллических рукописей, хранящихся в Югославии и за ее пределами. В 1961-1967 гг. он возглавлял археографическое отд-ние Национальной б-ки Сербии в Белграде, принявшее на себя функции расформированной Археографической комиссии. М. читал лекции по слав. палеографии на филологическом (1964-1965) и философском (1966-1967) фак-тах Белградского ун-та. С 1967 г. и до последних дней жизни М. работал в Гос. архиве Македонии в Скопье. В 1971 г. избран членом-корреспондентом Македонской АН.

http://pravenc.ru/text/2564256.html

И теперь все, знавшие Владыку Гурия, знакомы и дружны между собой. И в Ярославской епархии собралось четверо священно-служителей, которых так или иначе коснулось покровительство Владыки Гурия: архимандрит Михей (Хархаров), протоиерей Игорь (Мальцев), протоиерей Иоанн (Беляков)23 и автор этих строк. Ярославль 1980–1981 Яков Степанович Селютин, воспитатель детей Егоровых Ольга Александровна Селютина, воспитательница детей Егоровых Епископ Гурий Ташкент. 1947 год Епископ Гурий Ташкент. 1947 год Архимандрит Иоанн (Константин Николаевич Вендланд) Ташкент. 1947 год Епископ Гурий (в центре). Справа – иеромонах Михей, ныне – архиепископ Ярославский и Ростовский (Александр Александрович Хархаров) Ташкент. 1947 год Епископ Гурий (в центре). Справа–налево: иеромонах Михей, архимандрит Иоанн, Игорь Мальцев, ныне – митрофорный протоиерей Федоровского кафедрального собора в Ярославле Ташкент. Епархиальная трапезная. 1947 год. Епископ Гурий (в центре) с работниками Епархиального управления и студентами Московской Духовной Академии Ташкент. 1947 год Епископ Гурий и архимандрит Иоанн Ташкент. 1947 год Епископ Гурий Ташкент Часы за поздней Литургией в Светлое Христово Воскресение Ташкент. 29 апреля 1951 года Архиепископ Гурий и игумения Черниговского женского монастыря Анатолия Чернигов. 1955 год Митрополит Гурий (крайний справа), архимандрит Иоанн, протоиерей Федор Семененков Ташкент. 1956 год Митрополит Гурий Картина художника Аксенова Саратов. 1955 год Митрополит Гурий (Вячеслав Михайлович Егоров, 1891–1965) Примечания 1.Архимандрит Лев (Леонид Михайлович ЕГОРОВ, 1888 – 1942). Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, где был учеником профессора Державина, занимаясь у него методикой русского языка. В 1915–1917 годах Леонид Михайлович преподавал в средних учебных заведениях. После университета поступил в Духовную Академию, принял монашество и священство, но не оставил преподавание в школе – тогда это дозволялось. Был одним из организаторов Александро-Невского Братства. Руководил Детским союзом, вел специальные детские богослужения. Для этой цели в Лавре была отведена Надвратная церковь . Дети прислуживали в алтаре, читали, пели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

После изгнания оккупантов в Вост. Белоруссии начались аресты священнослужителей. В числе первых в 1944 г. были арестованы благочинный Тереховского окр. свящ. Михаил Карнадудов, помощник архиеп. Николая (Автономова) свящ. Алексий Баженов. 25 янв. 1947 г. был осужден благочинный Гомельского окр. свящ. Николай Гейхрох. В нач. 1946 г. арестовали настоятеля приходской церкви в пос. Наровля свящ. Некрашевича, храм закрыли. В 1945-1946 гг. в крае закрывали церкви. В 1945 г. власти заняли храм: в пос. Василевичи под швейную артель. В Хойниках община РПЦ была снята с учета в связи с высылкой из края не пожелавшего подчиниться Московской Патриархии свящ.-обновленца Василия Цитовича. Местные власти до 1947 г. не позволяли общине приобрести новое помещение для богослужений. В 1945 г. были закрыты храмы в дер. Просмычи Брагинского р-на и в с. Лажин Наровлянского р-на, как отмечал уполномоченный, «по причине их нежизнеспособности». Попытка изъять у общины единственную в Турове кладбищенскую церковь не увенчалась успехом из-за того, что настоятель свящ. Порфирий Костко стал жаловаться в различные учреждения и объединил вокруг себя большинство прихожан. В 1946 г. были закрыты храмы в селениях Гажин Наровлянского р-на и Головчицы Копаткевичского р-на. В Головчицах вместо изъятой церкви общине передали часовню, при к-рой в 1947 г. был зарегистрирован приход. К 1947 г. на регистрации состояли 22 храма (11 церквей и 11 молитвенных домов), 2 кладбищенские часовни. В 1947 г. были зарегистрированы еще 3 приписные часовни. В марте 1947 г. прицерковный дом в Мозыре, где располагалось ЕУ, был занят отд-нием милиции. Несмотря на жалобы прот. Романушко в Минск и в Москву, помещение не было возвращено. В нояб. 1947 г. был закрыт храм в с. Ломыш Хойникского р-на, в то же время в Хойниках местной общине по просьбе свящ. Димитрия Пушко позволили вновь зарегистрироваться и получить временное молитвенное помещение. Попытки властей закрыть приписной кладбищенский храм в г. Петрикове не увенчались успехом, поскольку настоятель свящ. Илия Невмержицкий и прихожане выступили с активным протестом. В 1948 г. были изъяты под клубы храмы в селах Селец, Острогляды и Микуличи Брагинского р-на, Тульговичи Хойникского р-на. Протесты благочинного Брагинского округа прот. Феодора Проневича результатов не дали, однако власти позволили общинам обустроить храмы в частных домах и не стали снимать их с регистрации. В том же году зарегистрировались в качестве отдельных церковных двадцаток прихожане приписных храмов в селах Борисковичи Мозырского р-на и Горочицы Василевичского р-на, в итоге число учтенных в аппарате уполномоченного храмов возросло до 25.

http://pravenc.ru/text/2563944.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010