К числу ранних богословских произведений Амируци относится «Гимн Богу» – демиургу и творцу. Первый философский трактат ученого, написанный в форме ответа на вопрос византийского императора Uoahha VIII , почему Бог карает вечным наказанием слабого и немощного человека, был создан, как полагают исследователи, не раньше 1437 г. Опираясь на свойственную человеческой природе свободу воли, Амируци видит причину греховности человека не в его физической слабости, а в праздности, забвении божественных заповедей, следовании страстям, а не разуму. Поэтому главным средством спасения он считает рациональное начало и познание. Трактаты Амируци, созданные после участия в Ферраро-Флорентийском соборе («Опровержение веры», «Письмо о Флорентийском соборе»), отличаются официальным характером. Сохранился один из его последних трактатов, написанный при дворе турецкого султана и адресованный латинянам – «Диалог о вере в Христа с турецким султаном» (ок. 1470 г.), который рассматривают как попытку автора оправдаться и заявить о своей приверженности христианству. Философ скорбит о бедственном положении порабощенных греков, лишившихся не только свободы, но и возможности приобщаться к знаниям. Признавая недоступность божественного Предопределения для человеческого разума, Амируци тем не менее продолжает отстаивать идею о свободе воли человека, об обусловленности ряда явлений естественными причинами. В первые годы пребывания при турецком дворе Амируци написал шесть стихотворений, четыре из которых были адресованы Мехмеду II – «владыке и скиптродержцу всей вселенной». Поэт восхвалял султана как идеального правителя в традиционной для византийской риторики форме. Став влиятельным при султанском дворе человеком, Амируци пытался влиять на политику константинопольского патриарха после крушения Византии, что подтверждает его принадлежность к туркофильской партии. В последние годы он переписывался с итальянскими гуманистами Леонардо Бруни, переславшим ему свой трактат о Флорентийской республике, и Франческо Филельфо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Местные власти отнеслись к этим делам совсем не так, как естественно было ожидать униатам в виду нового направления религиозных дел в западной России. Генерал-губернатор Гудович приказал забрать всех зачинщиков этих волнений и предать их суду. Эти действия понравились Павлу Петровичу и он написал ему следующий рескрипт: «Получил я донесение ваше от 29 сентября, похваляю все ваши исполнении когда узнали, что некоторые селения волынской губернии, оставя православную греко-российскую веру, отошли к унии, и очень хорошо сделали предав всех совратителей законному суждению, для отвращения ж сего впредь употребляйте все возможное старание, чтобы узнавать о подобных соблазнителях, дабы поступать с ними по законам, касательно ж тех, которые приняли унию и не выходят из заблуждения, повелеваю вам не делав никакого притеснения, поступать с ними в силу изданного мною манифеста в 18 день марта 1797 года.» 1435 В Минской области униатская интеллигентная сила выступила еще явственнее, обнаружила даже в себе сильную способность к организации и вызвало местное правительство на столь же решительные меры. Минский архиепископ Иов доносил, что униаты отказались доставлять ему свои ведомости, что «униатские священники опять зачали в некоторых местах отвлекать людей» и что вновь назначенный брестский епископ Иосафат Булгак, 1436 (бывший викарным Пинской епископии до закрытия её) «в городе Пинске учредил свою викарную консисторию, в которую определил, как суррогата, Гречку, который имел приход в городе Пинске, да и прочих ему в помощь священников, кои имели приходы в Пинске ж или в близости оного, по присоединиться не пожелали, да притом, как в городе Пинске, так и в округе его нет ни одной униатской церкви, но все присоединенные, почему безместные униатские священники, а равно имеющие приходы, переезжая чрез помянутые присоединенные приходы в Пинск в свою консисторию, имеют способ отвлекать народ.» 1437 По поводу таких событий устроено было совещание между православным архиепископом Иовом, униатским епископом Булгаком и губернатором Карнеевым. Результатом этого совещания были такие постановления, которые ставили униатов, как бы, в осадное положение. Всякий униат, живущий в православном приходе, должен был иметь об этом записку от православного священника. Униатский священник не имел права въезжать в православный приход; если же настояла в этом необходимость, то он должен совершать требу в присутствии православного священника или по записке от него. 1438

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Это видимое согласие ессейской клятвы с содержанием псалма вполне подтверждает наше мнение о том, что ессеи хотели быть только совершенными израильтянами, исполняющими весь закон, но в то же время вторая половина клятвы, говорящая нам о том, что ессеи, между прочем, давали обязательство ничего из дел секты не открывать людям сторонним и хранить книги секты и имена ангелов, показывает нам, что орден ессеев любил окружать себя таинственностью и что замкнутая, корпоративная жизнь ессеев привела их к мистицизму, возникшему под влиянием глубокого религиозного чувства, воодушевлявшего их. Ессеи верили, что они обладают высшим знанием сравнительно с окружающей их толпой и что, достигая посредством различных внешних средств экстатических состояний, они могут входить в непосредственное сношение с духовным миром и получать озарения свыше; отсюда у них получает особое развитие учение об ангелах, которое не сообщалось непосвященным и составляло тайну ордена 1436 ; отсюда же их претензии на пророческий дар; отсюда их фатализм; отсюда и ессейские врачевания, имевшие, по всем признакам, теософический характер 1437 . Но вообще теоретическое учение ессеев имело однако более практический, чем умозрительный характер, и ессеи хотя и любомудрствовали о бытии Бога и происхождении вселенной 1438 , но любимым предметом их изысканий были разного рода этические истины 1439 . Основные религиозные верования ессеев были заимствованы из ветхозаветного учения, но так как они доходили до крайности во всех вещах, то и из иудейской теологии они извлекали ее последние выводы; таким образом, благодаря постепенному внутреннему развитию, совершавшемуся в лоне ессенизма, ессеи, в конце концов, выработали мировоззрение с характером дуалистическим. Постоянная забота о соблюдении левитской чистоты, предписываемой обрядовым законом Моисеевым, проводящим строгое различие между чистым и нечистым, повседневная практика омовений и очищений, служащих средством от многораз-осквернении, часто происходящих от отправления телесных органов, постоянные препятствия в чувственных пожеланиях, в потребностях и искушениях телесной жизни, к богоугодному развитию своей духовной жизни, все это с течением времени привело ессеев к тому, что они воззрение о рабской зависимости души от тела довели до крайних выводов и стали считать плоть и материю вообще источником всякой нечистоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Правописание в этой грамоте не везд по единообразным правилам и даже кое-где ошибочно, как и во всех наших древних рукописях, хотя при великом князе дипломатическому писцу, кажется, надлежало быть исправнейшему прочих. Из этого следует заключить, что тогда не было еще постоянных граммотических правил правописания. Из строчных препинательных знаков здесь писаны только точки и не всегда в надлежащем месте. В древнейших наших пергаменных, а часто и в бумажных книгах и грамотах не употреблялось других, кроме этого, препинаний. Запятые, двоеточия и проч., показались уже c XUV века. Даже в завещании преподобного Дионисия Глушицкого, писанном около 1437 года на бумаге, ставлены только точки при каждом речении. В древнейших рукописях, как и в этой грамоте, точки писались больше при середине букв, а не при подошве. У римлян, по свидетельству Доната, писателя IV века 31 , местоположение точки в верху буквы значило нынешнюю кашу точку, в низу буквы – запятую, а в средине – двоеточие; но у нас не было этого различия. В конце грамот и статей в книгах писывалас не одна уже точка, но либо три, как в этой грамоте, либо две, либо четыре, c разными чертами, крестами, и проч.; в конц строк при неоконченных речениях у древних не было также переносной черты, как нет ее и в этой грамоте. Из надстрочных знаков, кроме титлы и буквы т над ω, здесь замечательны точки, а кое где кавычки над некоторыми гласными и двоегласными буквами, а над буквой ω по две точки. Какое было у древних наших писцов правило в упошреблешй этих надстрочных точек и кавычек, неизвестно. В древних наших пергаменных книгах видно великое в этом несходство. В одних над всеми двоёгласными и над и и е в начале, а также и в средине густо произносимыми, и над когда оно употреблено вместо краткого й, ставлены по одной, либо по две точки; в других, часто и над тонкими гласными а, о, и, ставлены также по две точки, а в иных только над буквой о, когда она писана в предлоге отЪ. Титлы, заимствованнее от греков, находятся во всех наших древних рукописях. Но ч!чем старше книги, тем их меньше, и почти только над почетными именами. Ударееш во всех древнейших пергаменных рукописях не находится, как и в этой грамоте; они появились уже в бемажных. V. О признаках удостоверения этой грамоты

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Исидор (ЛЬВОВСКАЯ 08.1347) Исидор НОВГОРОДСКАЯ 06.02.1603 10.04.1619 Исидор Богоявленский ТАЛЛИННСКАЯ 09(22)06.1947 05(18)12.1949 Исидор Грек ВСЕРОССИЙСКАЯ 02.04.1437 09.04.1441 Исидор Кириченко в/у АРХАНГЕЛЬСКАЯ 29.05(11.06)1977 05(18)06.1977 АРХАНГЕЛЬСКАЯ 05(18)06.1977 29.04(12.05)1987 ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ 29.04(12.05)1987 в/у СТАВРОПОЛЬСКАЯ 13(26)12.2002 24.04(07.05)2003 Исидор Колоколов НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ 12.05.1902 04.11.1903 БАЛАХНИНСКАЯ 04.11.1903 10.11.1906 МИХАЙЛОВСКАЯ 10.11.1906 26.05.1911 ДМИТРОВСКАЯ 11.11.1834 05.06.1837 ПОЛОЦКАЯ 15.06.1837 19.04.1840 МОГИЛЕВСКАЯ 19.04.1840 12.11.1844 ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ 12.11.1844 01.03.1858 КИЕВСКАЯ 01.03.1858 01.07.1860 НОВГОРОДСКАЯ 01.07.1860 07.09.1892 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 01.07.1860 07.09.1892 в/у АМЕРИКАНСКАЯ Иувеналий Зиберт МОЖАЙСКАЯ, григ. ОМСКАЯ, григ. ТОМСКАЯ, григ. Иувеналий (в сх. Иоанн) Килин ЦИЦИКАРСКАЯ, заруб. 05.1941 13(26)10.1945 ЦИЦИКАРСКАЯ 13(26)10.1945 14(27)12.1945 (в/у?) ШАНХАЙСКАЯ 02(15)06.1946 01.1947 ЧЕЛЯБИНСКАЯ 29.04(12.05)1947 21.05(03.06)1948 ИРКУТСКАЯ 21.05(03.06)1948 08(21)02.1949 ОМСКАЯ 08(21)02.1949 18(31)07.1952 ИЖЕВСКАЯ 18(31)07.1952 15(28)12.1958 Иувеналий Корюков МИХАЙЛОВСКАЯ 06.10.1868 16.08.1871 АРХАНГЕЛЬСКАЯ 17.08.1871 25.12.1876 ОРЛОВСКАЯ 25.12.1876 31.12.1882 Сщмч. Иувеналий Масловский КАШИРСКАЯ 24.08.1914 29.07.1917 ТУЛЬСКАЯ 29.07.1917 23.09(06.10)1923 КУРСКАЯ 23.09(06.10)1923 02.1925 РЯЗАНСКАЯ 14(27)04.1928 09(22)01.1936 (Иувеналий Молчанов?) (КОЗЕЛЕЦКАЯ в/у ЧЕРНИГОВСКАЯ Иувеналий Мошковский (Машковский) ПАВЛОВСКАЯ 30.03(12.04)1920 08.1922 АРДАТОВСКАЯ 08.1922 АРДАТОВСКАЯ, обн. КИРОВСКАЯ, обн. в/у ЧЕРНИГОВСКАЯ, обн. ОДЕССКАЯ, обн. КИЕВСКАЯ, обн. БРЯНСКАЯ 22.02(06.03)1936 13(26)04.1936 Иувеналий Половцев БАЛАХНИНСКАЯ 25.10.1892 03.09.1893 КУРСКАЯ 03.09.1893 07.03.1898 ВИЛЬНЮССКАЯ 07.03.1898 12.04.1904 Иувеналий Поярков ЗАРАЙСКАЯ 13(26)12.1965 07(20)03.1969 в/у ЯПОНСКАЯ ПАЦ 03(16)09.1967 23.09(07.10)1967 ТУЛЬСКАЯ 07(20)03.1969 29.05(11.06)1977 Упр. ПАТР. ПРИХОДАМИ В США 28.03(10.04)1970

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.-е., объединившие множество групп монашествующих, быстро распространились по всей Зап. Европе. Уже в 1295 г. в Италии существовало 10 провинций, а также по одной - в Германии, Венгрии, Франции, Англии, Испании и Провансе. Ок. 1329 г. орден насчитывал 24 провинции. В XIV в. на фоне Схизмы в католич. Церкви , расколовшей орден на 2 иерархии, у А.-е., как и в др. нищенствующих орденах, наблюдалось падение дисциплины и благочестия. В это же время сформировалось движение за обновление ордена (см. Обсерванты ): реформированные конвенты объединялись в подчинявшиеся непосредственно генералу конгрегации (7 конгрегаций к 1492), крупнейшими из к-рых были Ломбардская (с 1431) и Саксонская (с 1437). В последнюю в 1505 г. вступил М. Лютер . Ок. 1410 г. был основан конвент А.-е. в Бресте-Литовском (совр. Брест), а в 1431 г. возникли польск., мазовецкий и российский округа ордена. Несмотря на удар, нанесенный А.-е. Реформацией и религ. войнами XVI в., орден прежде всего благодаря деятельности его генерального приора Д. Серипандо сумел преодолеть кризис. Движение за реформу орденов, инициированное кармелиткой св. Терезой Авильской , оказало влияние на испан. А.-е., в среде к-рых образовалась конгрегация реколлектов (1621), в 1912 г. ставшая самостоятельным орденом (Ordo Augustinianorum Recollectorum, OAR). С 1593 г. в Италии существует отколовшаяся от А.-е. конгрегация «босых», или дискальцеатов, к-рая в 1931 г. также обрела статус ордена (Ordo Augustinianorum Discalceatorum, OAD). К сер. XVIII в. А.-е. орден достиг апогея своего развития: он имел 43 провинции, 13 конгрегаций и насчитывал 20 тыс. членов, подвизавшихся примерно в 1500 конвентах. В кон. XVIII-XIX в. в результате Французской революции и секуляризации наступил упадок ордена. После третьего раздела Польши в 1795 г. польск. провинция А.-е. была поделена на российскую, галицкую и прусскую. В российской провинции имелось 2 конвента в Литве и 4 на Волыни, но к 1864 г. эти обители, а также все конвенты Царства Польского были закрыты российским правительством. Упадок А.-е. сменился в кон. XIX в. постепенным возрождением. По данным на 1997 г., орден действует среди 43 народов мира, на всех континентах, в т. ч. в Австралии (с 1838), и насчитывает 2895 новициев и монахов, в т. ч. 2216 священников, подвизающихся в 413 обителях преимущественно в Испании, Сев. Америке (с 1794) и Италии. Орден реколлектов имеет 208 домов, в к-рых подвизаются 1273 новиция и монаха, из них 987 священников. Орден дискальцеатов - 25 домов при 207 членах, из к-рых 86 - священники (Annuario Pontificio 1999. P. 1454-1455).

http://pravenc.ru/text/62636.html

Чингисиды стремились помешать отъезду ордынцев на службу в др. страны. Русские княжества в этом смысле не были исключением: так, в 1403/04 г. ханский посол царевич Ентяк «был на Москве да изобмолвил Микулу татарина» ( Присёлков. 1950. С. 456). Очередная «замятня» в О. в кон. XIV - 1-й трети XV в. побудила к подчинению (князья Мещерские) или отъездам в ВКЛ и в рус. княжества уже не только представителей титулованной знати (князья Меньские и Долголдатовы), но и самих Джучидов. Напр., в 1407-1408 гг. в Москве гостили сыновья хана Тохтамыша - царевичи Джелал ад-Дин и Керим-Берды. В 1437-1438 гг. хан Улуг-Мухаммед зимовал в Белёве и предлагал московским удельным правителям «даватися во всю волю князем руским» (ПСРЛ. Т. 27. С. 106), а в 1439 и 1445 гг. он находился в Н. Новгороде. Еще до Суздальского сражения 7 июля 1445 г. у Спасо-Евфимиева мон-ря царевич Бердедат, сын хана Худайдата, был принят на службу вел. кн. Московским Василием II Васильевичем Тёмным (ПСРЛ. Т. 25. С. 262). В кон. 1446 г., возможно из-за убийства Улуг-Мухаммеда его старшим сыном Мамутеком, младшие братья последнего, Касим и Якуб, укрывшиеся «в Черкасах», стали искать «службы» у московского великого князя» ( Флоря. 2001. С. 195. Примеч. 79). Служилые татар. царевичи вспоминали вел. кн. Василия II Васильевича «за преднее его добро и за его хлеб, много бо добра его до нас было» (ПСРЛ. Т. 25. С. 268). Согласно распространенной практике политические эмигранты из О. предлагали вел. князьям в заложники не только своих сыновей и др. родственников, но и князей, и «двор». Служба при дворе правителя Руси также была одним из условий договора. Бывш. цари и царевичи обязались охранять юж. границы Московского вел. княжества, отказываясь здесь от права сбора «выхода» до тех пор, пока не возвратят себе власть в О. (Там же. Т. 12. С. 24). Опираясь на поддержку Московских вел. князей Василия I Димитриевича и его сына, Василия II Васильевича, с окраин Руси и О. служилые «татары» и казаки стали вновь проникать внутрь страны: напр., в 1446 г. вместе с Московским вел. князем на Русь выехали на службу и для кормления, а также для сбора дани (выкупа за освобождение из плена Василия II) 500 ордынцев хана Улуг-Мухаммеда ( Худяков. 1991. С. 27).

http://pravenc.ru/text/2581481.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ (ок. 1407, София - 26.03.1437, Адрианополь (совр. Эдирне, Турция)), болг. мч. Адрианопольский или Софийский старший (пам. болг. 26 марта). Повествование о мучениях Г. содержится в единственном греч. сборнике XVI в. (Marc II 50; 235а - 242а) и было составлено анонимным свидетелем событий не позже июня 1439 г., когда умер восхваляемый в эпилоге К-польский патриарх Иосиф II. Автор хотя не отличается образованностью, но хорошо знает церковную лит-ру и старается подражать ее стилю. Текст не предназначался для богослужебных целей и не является житием как таковым, что подтверждается частым повествованием от лица автора и его просьбой к Г. о заступничестве. Несмотря на это, рассказ представляет собой самостоятельное лит. произведение. Язык оригинала неизвестен. Греч. текст из-за механического копирования грешит пропусками слов, орфографическими ошибками. В 2-3 местах текст не подлежит восстановлению. Впервые греч. текст был издан Х. Г. Патринелисом в 1964 г., хотя был известен ранее ( Delehaye H. Catalogus codicum hagiographicorum graecorum bibliothecae D. Marci Venetiarum//AnBoll. 1905. Vol. 24. P. 209-210; BHG, N 2160). В 1971 г. греч. текст был издан А. Михайловым и сопровожден переводом на болг. язык ( Михайлов. С. 407-411). Рассказ повествует о муже 30 лет с красивым лицом, но «с более красивой душой», рожденным в Софии, по делам военной службы находившемся в Адрианополе. Услышав хулу на Христа от местного лучника-мусульманина, к к-рому он пришел починить оружие, Г. стал защищать свою религию, за что был схвачен разъяренной толпой, жестоко избит и подвергнут издевательствам. Его отвели к судье и за отказ отречься от своих слов бросили в темницу. На следующий день, во вторник Страстной седмицы, Г. был приведен к правителю города, к-рый, не сумев ни угрозами, ни дорогими дарами уговорить Г. отречься от веры, предложил толпе выбрать способ его казни, бичевание или сожжение, и отдал мученика на растерзание. Когда Г. подвели к костру, один турок ранил его мечом в спину. Мусульмане еще раз предложили ему отречься от правосл. веры. Твердость Г. разозлила мучителей, и они в корзине поставили его в костер. Когда тело мученика стало гореть, один из палачей пронзил его мечом, и внутренности Г. выпали в огонь. Чтобы христиане не смогли объявить останки мощами, палачи набросали в костер собак.

http://pravenc.ru/text/164181.html

1356 Аргелеб I гибнет в битве с Рудауром. Примерно в это же время Хваты покидают Седонну, и некоторые возвращаются в Ровенион. 1409 Король-Чародей вторгается в Арнор. Гибель Арвелега I. Форност и Тирн Гортад защищаются. Крепость Амон Сулл разрушена. 1432 В Гондоре умирает Король Валакар, и начинается междоусобица. 1437 Сожжен Осгилиат, Палантир утрачен. Эльдакар бежит в Ровенион, его сын, Орендил, убит. 1447 Эльдакар возвращается и изгоняет узурпатора Кастамира. Битва у Бродов Эруи. Осада Пеларгира. 1448 Мятежники бегут и захватывают Умбар. 1540 Король Альдамир гибнет в войне с Харадом и умбарскими пиратами. 1551 Хиармендакил II побеждает харадримов. 1601 Многие перианы уходят из Брыля, и Князь Аргелеб II дарует им земли за Берендуином. около 1630 Из Дунгара и ним переселяются Хваты. 1634 Пираты разоряют Пеларгир и убивают Короля Минардила. 1636 Великий Недуг опустошает Гондор. Смерть Короля Телемнара и его детей. В Минас Аноре умирает Белое Древо. Недуг захватывает северные и западные области, население их вымирает. Перианы за Берендуином выживают, но терпят большие потери. 1640 Король Тарондор переносит королевский дворец опять в Минас Анор и сажает семя Белого Древа. Осгилиат превращается в руины. Мордор не охраняется. 1810 Король Телумехтар Умбардакил отвоевывает Умбар и изгоняет пиратов. 1851 Первые нападения кочевников на Гондор. 1856 Восточные владения Гондора захвачены врагами. В сражении погибает Король Нармакил II. 1899 Король Калимехтар наносит кочевникам поражение в битве при Дагорладе. 1900 Калимехтар возводит в Минас Аноре Белую Башню. 1940 Заключен союз Арнора и Гондора. Арведуи женится на Фириэль, дочери Ондогера Гондорского. 1944 Ондогер погибает в битве. Эарнил выбивает врагов из Южного Итилиена, потом выигрывает Битву в Лагере и сбрасывает кочевников в Гиблые Болота. Арведуи притязает на корону Гондора. 1945 На престол вступает Эарнил II. 1974 Конец Северного Княжества. Король Чародей опустошает Архедан и захватывает Форност. 1975 Арведуи гибнет в Форохельском Заливе. Палантиры Ануминоса и Амон Сула утрачены. Эарнур приводит флот в Линдон. Король-Чародей разбит при Форносте. На севере его больше нет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

После Эарендура Короли не брали имен на Высоком Эльфийском наречии. 5 После Мальвегила Короли Форноста снова начали требовать власти над всем Арнором, и в знак этого брали имена с приставкой Ар(а) - Прим. автора. 6 за ним следуют четыре «Морских Короля» 7 он был первым бездетным Королем, и ему наследовал сын его брата Таркириана 8 при нем Гондор достигает вершины своего могущества 9 Он был вторым бездетным Королем, и ему наследовал младший брат. 10 Коронован в 1304 году под именем Ромендакила II 11 При нем в Гондоре разразилась междоусобица. 12 Сын Валакара (сначала звавшийся Винитариа) был свергнут в 1437, затем вернулся на престол. 13 (второй сын Эльдакара) 14 Телемнар и его дети умерли от Черного Недуга; ему наследовал племянник, сын Минастана, второго сына Минардила. 15 Ондогер и двое его сыновей пали в битве. Через год, в 1945, корону получил не знавший поражений полководец Эарнил, наследник Телумехтара Умбардакила. 16 Дом Хурина. Он правил год по смерти Короля Ондогера и посоветовал Гондору отвергнуть притязания Арведуи на корону 17 Первый из наместников-правителей. Его наследники перестали пользоваться именами Заморских Эльфов. 18 В его дни рохирримы пришли в Каленардон. 19 Он был последним из правящих наместников, и ему наследовал его второй сын. 20 Я отдала свою Надежду дунаданам и ничего не оставила себе ( эльф.) 21 Адорн впадает в Изен западнее Белых Гор - Прим. автора 22 Даты рождения и смерти указаны по гондорскому летоисчислению Третьей Эпохи. - Прим. автора 23 Левая рука Йовин была сломана ударом булавы Короля-Призрака, но и сам он был обращен в ничто; так исполнилось давнее провидение Глорфиндейла. Когда-то он сказал Королю Эарнуру, что Чародею суждено пасть не от руки воина. Песни Рохана хранят память и об оруженосце Теодена, полурослике из далекой страны, которой помог Йовин одолеть страшного врага. Йомер, воздав полурослику великие почести, нарек его Холдвайном (это был наш Мериадок Великолепный, хозяин Заскочья) - Прим. автора. 24 ???!!! Байн см. диалог на пиру у Элронда - Прим. spellchecker 25

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010