Избежавшие переселения евреи были присоединены к новому обществу, но самарянам было отказано в их просьбе участвовать в построении нового храма, так как к почитанию их Иеговы примешивалось соблюдение многих суеверий. С этих пор разгорелась вражда между иудеями и самарянами, которые даже едва не воспрепятствовали построению храма, так как послали донос царю Персидскому, что под видом построения стен для храма иудеи сооружают стены для укрепления города против царя, от власти которого они задумали отложиться… Клевете этой поверил Камбиз, преемник Кира, и повелел отложить построение храма до его новых распоряжений, и только после перерыва работ в продолжение пятнадцати лет, в царствование уже Дария, было снова разрешено иудеям сооружение храма (520 год). В это время пророки Аггей и Захария возбуждали в иудеях угасавшее в них рвение к построению дома Господня. Они угрожали гневом Божиим за пренебрежение к построению храма, а вместе с тем и ободряли их. Пророк Аггей предсказал, что наполнится славой новый дом Господень и что «слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2, 9). Также и пророк Захария возбуждает общее усердие предсказанием будущей славы входа Спасителя в Иерусалим: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. И Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря и до моря и от реки до концов земли» (Зах. 9, 9, 10). Наконец, хотя и не без затруднений, была окончена постройка нового храма в Иерусалиме. Торжественно и при огромном стечении народа было отпраздновано освящение его и принесены обильные жертвоприношения, благодарственные и искупительные за все двенадцать колен Израилевых. В царствование Персидского царя Артаксеркса между евреями, оставшимися в Вавилоне, был священник Ездра, потомок первосвященника Сераии, книжник, сведущий в законе Божием, заслуживший полное доверие и благоволение Артаксеркса. Он попросил у царя позволения отправиться в Иерусалим для довершения устройства тамошнего Божиего общества, и не только получил Ездра это позволение, но и был снабжен еще и письмом царя следующего содержания:

http://pravoslavie.ru/2912.html

Иов.1:4 .  Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. Иов.1:5 .  Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их [и одного тельца за грех о душах их]. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни. Характеристика благочестия Иова восполняется новою чертою. Он заботится не только о личной нравственности, но и нравственности своих детей, выражая это в приношении жертвы всесожжения (замечание синодального текста о жертве за грех заимствовано из перевода LXX; еврейский текст упоминает только о жертве всесожжения) за возможные с их стороны грехи в дни пиршеств. Последние устроялись его сыновьями, «каждым в своем доме, в свой день» (ст. 4), т. е. или в дни рождения, как полагают некоторые, ссылаясь в подтверждение данного взгляда на Иов 3.1 : «проклял день свой» и Быт 40.20 (обычай праздновать дни рождения), или же ежедневно, как думают другие. Последнее понимание представляется более вероятным. Семь пиршественных дней, падающих, сообразно с днями рождения, на различное время года, и потому отделенных друг от друга такими или иными промежутками, едва ли могут быть названы «кругом» (ст. 5). Второй взгляд не требует непременно допущения той невероятной мысли, что дети Иова все время, круглый год проводили в пирах. После семидневного пиршества мог быть перерыв. Иов.1:6 .  И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. При благочестии Иова причина постигших его бедствий заключалась не в нем; она лежала вне его, – в клевете злого духа (ст. 9–11), давшей Божественному Правосудию повод доказать на примере Иова торжество правды и добра над злом. На поэтическом языке автора книги данная мысль выражена образно: им нарисована небесная картина явления пред лице Божие «сынов Божьих», т.е. ангелов ( Пс 28:1, 88:7 ; Дан 3.92 ), названных так по своей богосозданной и богоподобной природе, и вместе с ними сатаны (ср. 3Цар 22.19–22 ). Последнее имя, выражая идею злого, коварного существа, в смысле нарицательном обозначает вообще противника, клеветника ( Чис 22.22 ; 1Цар 29.4 ; 3Цар 5:18, 11:14, 23, 25 ; Пс 108.6 ), а в смысле собственном – злого духа ( 1Пар 21.1 ; Зах 3.1 ). «Гассатан» (с опред. членом) – враг в абсолютном смысле, – враг Божий, божественных планов и творений – людей, их спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, если говорить о Библии, то в ней написано: насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт 2 :8). Интересно, что упомянутое здесь некое место «Едем», которое книга Бытия условно располагает между Тигром и Евфратом, в районе верхней Месопотамии, похоже, имеет соответствие в «соседнем» шумерском языке, в котором слово eden означает «равнина, степь». А слово «ган» в еврейском тексте Библии, которое перевели понятным для всех славянских народов словом «рай», обозначает просто «сад». Кстати, при переводе книги Бытия на греческий слово было передано как «парадейос» (отсюда «парадиз») — что тоже означает «отовсюду огражденное место, сад» и является заимствованием еще из древнеиранского. Иными словами — о том, что рай, родина человека — место, специально отделенное от мира, освященное, говорят сами термины, которые имеются во многих языках. Из смысла этих слов мы можем сделать вывод, что, по представлениям древних, хотя человеку и был вручен весь мир, но особую часть этого мира Бог выделил для него как своеобразный сад — что полностью перекликается с библейским текстом. И самое главное, что происходило в этом раю с первыми людьми, — это постоянное общение с Отцом. Они могли слышать голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня (Быт 3 :8). Он был рядом, говорил с ними Сам, а они могли Его слышать! Можно лишь догадываться, как были счастливы Адам и Ева на заре  человеческой истории, в мире, в котором все хорошо весьма (Быт 1 :31)... Это была еще не религия — ведь религией мы называем поиски Бога, попытки восстановить с Ним утраченную связь (religare). Нет — это была сама жизнь с Богом. А еще в дар Своим юным созданиям Бог вручил весь мир, заповедав владычествовать над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт 1 :28). Но что значит «владычествовать» и как человек должен был возделывать и хранить (см. Быт 2:15) сад Эдема? Тут воображение порой рисует идиллическую картинку, на которой первые люди вдохновенно пашут землю и пропалывают грядки, а в перерывах праздно возлегают в кругу львов и диких зайцев. Но вряд ли вскапывание огорода или игры с животными — это предел того радостного творчества, что было доступно людям в раю. На самом деле можно предположить, что служение Адама и Евы заключалось совсем в другом.

http://foma.ru/raj.html

«Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» — кто смирит себя, сознает себя недостойным Царства Небесного, будет считать себя ниже других, тот только и окажется большим. Итак, кто отрешится от своего воображаемого величия, кто обратится от честолюбия и гордости к смиренномудрию и кротости и станет таким же малым, как это малое дитя, тот и будет иметь больше значения в Царствии Небесном. Одновременно Господь преподал ученикам Своим и урок о взаимоотношениях между Членами Царства Христова: «И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня примет,» то есть, всякий, кто с любовью будет относиться к таким малым детям или вообще людям кротким и смиренным, похожим на детей, во Имя Христово, то есть во исполнение Моей заповеди о любви ко всем слабым и униженным, тот сделает это как бы Мне Самому. Здесь речь Господа, излагаемая Ев. Матфеем без перерыва, по Ев. Марку и Луке, была прервана словами Ап. Иоанна о человеке, изгонявшем бесов именем Христовым. Именем Христовым творились чудеса (Марка 9:38-41 и Луки 9:49-50). Слова Господа о том, что приемлющий всякого слабого, робкого и смиренного приемлет Самого Христа, напомнили Апостолу Иоанну виденного ими человека, который именем Иисуса изгонял бесов, но так как не ходил с ними, то они возбранили ему делать это. Своим нежным чутким сердцем Ап. Иоанн, очевидно, почувствовал, что в данном случае Апостолы поступили вопреки учению Христову. Из того, что они, все оставив, последовали за Христом и были избраны Им в число 12-ти ближайших и довереннейших учеников Его и даже прияли благодать исцелений, они сделали повод к превозношению и считали себя вправе запрещать действовать именем Христовым человеку, который не принадлежал к их числу. Между тем, во время открытой вражды вождей еврейского народа небезопасно было быть явным учеником Христа и повсюду следовать за Ним. Поэтому у Господа было много тайных учеников, к числу которых, как известно, принадлежал, напр., Иосиф Аримафейский. Вероятно, одного из таких тайных учеников Христовых, не решавшихся открыто следовать за Ним, и встретили Апостолы, когда он именем Христовым изгонял бесов.

http://sedmitza.ru/lib/text/430493/

Как бы для усиления впечатления от падения Вавилона третий Ангел громким голосом обращается с угрозою ко всем поклоняющимся зверю и принимающим начертание его. Угроза, очевидно, обращена к тем самым людям, которые по изображению 8 ст. упивались и услаждались яростным вином вавилонского блудодеяния, т. е. роскошною антихристианскою жизнью. Теперь, в противоположность этому, им угрожается предстоящею необходимостью пить чаши гнева Божия. Будут пить вино неразбавленное, которое означает гнев Божий, нисколько не смягчаемый божественным милосердием. Грешники, поклонявшиеся зверю, будут мучимы в огне и сере, что является принадлежностью адских мучений. Выражение же, что мучения будут происходить пред Агнцем и пред святыми Ангелами, т. е. как бы ввиду их, указывает на особую силу мучений, горечь которых будет увеличиваться еще от того, что мучимые будут сравнивать свое мучение с блаженством святых и постоянно думать о тех, за вражду к которым они сделались достойны вечного наказания. Откр.14:9 .  И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, Откр.14:10 .  тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; Откр.14:11 .  и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. Мучения грешников будут постоянны; им не будет перерыва, и поклонявшийся зверю грешник, мучимый изо дня в день, не будет иметь ни одной минуты успокоения, ни малейшего времени, свободного от этих мучений. Откр.14:12 .  Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса. В угрозе грешникам страшными наказаниями святые должны почерпать для себя утешение и ободрение, преодолевать малодушие при своем постоянном исповедании христианской веры среди антихристианских гонений и питать твердую надежду, что эти гонения скоро кончатся.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как говорится: если эта дорога не ведет в храм, то зачем она? И продолжим: если жизнь не связана с Богом, то зачем она? Можно жить и не испытывать страха и быть уверенным, что договорился с Богом и людьми. Можно наслаждаться силой и славой зная, что из твоей руки вышли чудотворные иконы, родились прекрасные храмы, что пение твое сравнивают с пением ангелов и не иметь веры. Можно приобрести на службе Богу силу, власть, поклонение народа, капиталец, награды, панагии, разноцветный гардероб с уникальными вышивками и тканями, вершить судьбы людей и быть уверенным, что благословение Авраамово – сугубый дар именно тебе, и не иметь любви. Можно воображать себя трубой Божией, и не понимать глубину слов, проходящих твоими устами. И можно так хорошо прожить всю жизнь, наслаждаясь силой, славой и достатком, в перерывах между делами, вздыхая молчаливому и далекому Богу. Тому, что грешник бывает исполнен благ и принимает мирную смерть удивлялся и недоумевал еще праведный многострадальный Иов: … В день гибели бывает пощажен злодей, в день гнева отводится в сторону, кто представит ему пред лице его путь его, и кто воздаст ему за то, что он делал. Дети его пред лицом их, и внуки их перед глазами их. Восклицают под голос тимпана и весе­лятся при звуках свирели. Проводят дни свои в счастьи, и мгновенно исходят в пре­исподнюю. Внутренности его полны жира, и кости его напоены мозгом. Он умирает в самой полноте сил своих… А другой умирает с душою огорченной, не вкусив добра. Ответы на эти вопросы дает Христос в притчах о Богаче и Лазаре и в происшествии, бывшем с начальником синагоги. В самом деле, Господь иногда до самой смерти не трогает даже таких злодеев, как палача Кагановича, дожившего до маститой старости в покое и довольстве. Очевидно, что с такими людьми разговор будет продолжен после смерти. И чтобы там не было пререканий со стороны мертвого душой человека, его оставляют до суда в клинической форме греха. Но тех, кто хоть когда-то любил Бога, кто пришел на Его службу не по расчету, а по любви, и нечаянно утратил ее, Бог непременно взыщет, как Иаира.

http://pravmir.ru/profbolezn-iaira/

Как удивительно это событие, происходящее в доме Марфы, где сестра ее Мария являет для нас прообраз другой Марии — Божией Матери! Марфа тоже действует любовью. И она все делает ради служения Господу. Она пригласила Господа и устроила Его встречу со своей сестрой. Но потом она более занята не столько Самим Господом, сколько Его нуждами. И наступает момент, когда она не видит ничего, кроме своего служения, которое всецело совпадает с ее собственными желаниями. Сам Господь как бы совершенно исчезает. Она удаляется от Него. Марфа не понимает состояния своей сестры. Вначале, когда она пригласила Господа в свой дом, и Мария села у Его ног, все было в порядке. Теперь она хочет установить свой собственный порядок, как она сама его определяет. Она обращается ко Господу, но не для того, чтобы обратить внимание на Него, но для того, чтобы Он обратил Свое внимание на нее и на ее дела. Не Он уже решает, а она. Она принуждает Его сказать слова, которые желала бы услышать от Него: «Господи, или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне». Она не понимает, что заповедь Господня — любовь, и что Мария отвечает этой заповеди. Любовь для нее может быть только деятельной. И она хочет предложить ее всем, согласно своим понятиям. Если Господь присутствует здесь, Он должен оценить значение дел и потребовать, чтобы были дела. Господь говорит, и Мария слушает. Марфа прерывает слово Господа. Она перебивает молитву. Время молитвы должно быть всегда даром Господа. Он определяет меру, продолжительность и глубину молитвы. Слова, которые Он произносит, — слова любви. Они приводят к любви. Кто прерывает беседу Господа с Его избранными учениками, не почитает дело любви. Время, посвященное молитве, — время любви Господней. И Мария — вся слух. Она несома словом Божиим, в ней нет ничего, что требовало бы перерыва для общения с Господом. И Господь сказал ее сестре в ответ: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от нее».

http://moral.ru/kaluzhskaya_icona/

«Когда ты идешь с соперником к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу» – на эти слова много раз обращал мое внимание. И хоть сам был судьей, убежден был, что в самом начале любого человеческого противостояния, ссоры, конфликта надо простить обидчика, виноватого, друг друга. «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих, и ты не захотел!» – перечитывал Толя и удивлялся: – Почему они не верят? Когда он начинал службу военного судьи, то, конечно, рассчитывал сделать карьеру. Ему нравилось, когда его поощряли, замечали. Безусловно, главной причиной того, что он остыл к карьере, была болезнь. Но не только. В какойто момент пришло осознание тщетности всякого стремления к возвышению: – Люди кладут жизнь, достигают намеченных вершин и в конце концов оказываются в тупике. А однажды сказал: – Как хорошо, что меня не взяли в высшую инстанцию (в окружной суд. – Э. М.). Тогда бы у меня были смертные приговоры! В тот последний вечер мы долго сидели у Владыки. На следующий день после долгого перерыва, связанного с болезнью, Толя должен был участвовать в судебном процессе. Прощаясь, сказал: «Если вечером не приду, то вообще не приду». Утром вся группа собралась у здания областной прокуратуры. Ожидали машину. Толя был очень веселый, все время шутил. Председатель военного суда на этот раз поехал с ними. Еще ехал адвокат – бывший военный прокурор, народные заседатели. Проходившей мимо сотруднице, у которой недавно родилась дочь, Толя крикнул: – Света, когда будешь Катю крестить? Накануне он подарил ей крестик. А сейчас, увидев, еще раз повторил: – Ты смотри, все сделай как надо! Приехали на место, и процесс начался. Толя с заседателями ушел в совещательную комнату. Меньше чем через минуту оттуда раздался телефонный звонок: нужна помощь! Толя два раза очень глубоко вздохнул и потерял сознание. Через десять минут, не приходя в себя, он умер. Земная жизнь подошла к своему концу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Когда человек надевает эту одежду? Белоснежная одежда, которая дается крещеному человеку, – это символ незаслуженной милости, которая дается каждому человеку от Бога в силу заступнической Крови Сына Божия. То есть даже в самые тяжелые дни, в самые тяжелые времена мы должны помнить о том, что мы куплены дорогою ценою – ценою Крови Сына Божия. Посему мы не должны делаться рабами человеков, ибо мы куплены Кровью Иисуса Христа. Мы выкуплены из прежней греховной жизни для того, чтобы нам быть детьми Божьими. «чтобы не ходить ему нагим , и чтобы не увидели срамоты его» – вот как должен жить христианин. Он не должен ходить «нагим», чтобы не увидели его «срамоту». Что это значит? Это значит, что ты должен верить, что твои грехи тебе прощены. А некоторые люди годами исповедуют один и тот же грех. Ну зачем?! Это же кощунство, это же оскорбление Таинства исповеди. С тебя священник снял этот грех, когда ты его исповедовал в первый раз. Второй раз ни в коем случае нельзя исповедовать один и тот же грех. Мы должны верить в то, что Церковь обладает властью прощать грехи. Эту власть Церковь получила от Самого Иисуса Христа, когда Он воскрес из мертвых, дверями затворенными пришел к апостолам и сказал: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:21–23 ). Это же аксиома, это очевидная истина, мы должны с ней согласиться, – иначе, если мы не признаем это спасение во Христе – мы наги. И мы будем носиться со своими срамотами всю жизнь. А когда мы говорим: – Всё, наш грех смыт Кровью Иисуса Христа, – мы уже стараемся не возвращаться к такому греху. Потому что мы себя не отождествляем с этим грехом. Любой грех, как я вам часто говорю, фрагментарен. Человек не может говорить о себе, что он всецело блудник, всецело вор. Что такое «всецело блудник»? Что он, без перерыва, что ли, блудит? Или что такое «всецело вор»? Он постоянно ворует, что ли? Или «всецело пьяница» – он разве пьет без остановки? Нет, грех фрагментарен.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Луки: «и исхождаше глас о Нем во всяко место страны» ( Лк.4:37 ). И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам. Слух и глас обозначают молву о Нем. Ту страну, которую Матфей назвал Сирией, другие назвали страною Галилейскою. Молва о Нем распространилась, потому что Он учил тому, чего никогда не слышали, слова Свои подтверждал чудесами и со властью учил и творил чудеса, как ты можешь найти об этом яснее у Марка. Мф.4:24 .  И приведоша к Нему вся болящыя различными недуги и страстьми одержимы, и бесны, и месячныя, и разслабленныя (жилами): и изцели их. ...и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. После слов: «различными недуги», нужно сделать остановку. «Страстьми» называет страдания от болезней. Болезнь лунатиков обусловливается состоянием гнилых жидкостей. Так как луна, во время полнолуния, имеет свойство притягивать силою своего света жидкости, находящиеся в телах, то они тогда возмущаются; поднимающееся от них густое и дурное испарение терзает мозг и доставляет мучение человеку. Так как люди терпят это от луны, то и называются лунатиками. Но почему ни у кого из этих прежде исцеления не требует веры, как впоследствии от многих других? Потому, что Он еще не дал очевидного доказательства Своей силы. С другой стороны, то самое, что они пришли и привели, было делом не случайной веры. Мф.4:25 .  И по Нем идоша народи мнози от Галилеи и Десяти град, и от Иерусалима и Иудеи, и со онаго полу Иордана. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана. «Со онаго полу Иордана», т.е. с той области, которая была по ту сторону Иордана. Глава V Изъяснение нагорной проповеди Мф.5:1 .  Узрев же народы, взыде на гору... Увидев народ, Он взошел на гору… Господь изложил блаженства, взойдя на гору; этим Он показал, что желающий достигнуть блаженства должен отвлекаться от всего земного и подниматься к высокому. Взошел на ближайшую гору, отчасти уклоняясь от шума толпы, отчасти желая преподать учение без перерыва. От врачевания тел переходит к врачеванию душ. Таким образом Он всегда поступает, переходя от одного к другому, и от этого опять к тому, чтобы доставить разнообразную пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010