«Если ты лишишь себя молитвы, то сделаешь то же в душе, что делает в тебе пресечение нервов: она замрет; или, по другому сравнению, это будет то же, что рыбу вынуть из воды, ибо как для рыбы жизнь — вода, так для души твоей — молитва. Ею можно сквозь воздух, как сквозь воду, пронестись, на небеса взойти и стать близ Бога». Святитель Иоанн Златоуст «Дело молитвы есть первое дело христианской жизни. Если в отношении к обычному порядку дел верно присловье: “век живи — век учись”, то тем паче оно приложимо к молитве, действие которой не должно иметь перерыва и степени которой не имеют предела». Святитель Феофан Затворник «Молитва есть по преимуществу исполнение первой и главнейшей заповеди из тех двух заповедей, в которых сосредоточиваются закон, пророки и Евангелие ( Мф.22:37-40 ): Возлюби Господа Бога теоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Невозможно человеку устремиться всем помышлением, всею крепостию своею, всем существом своим к Богу иначе, как при действии молитвы, когда она воскреснет из мертвых (по выражению Иоанна Лествичника, слово 28е) и оживится, как бы душою, силою благодати». Святитель Игнатий Брянчанинов «Если хочешь молиться как следует, то потребен тебе Бог, дающий молитву молящемуся. Его и призывай в молитве, говоря: да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое». Преподобный Нил Синайский «По важному значению молитвы пред упражнением ею нужно приготовить себя к ней. Первое приготовление состоит в отвержении памятозлобия и осуждения ближних. Это приготовление заповедано самим Господом. Когда стоите на молитве, — повелевает Он, — прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших ( Мк.11:25-26 ). Дальнейшим приготовлением служат: отвержение попечений силою веры в Бога, силою покорности и преданности воле Божией, сознание своей греховности и истекающее из этого сознания сокрушение и смирение духа».

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

Если я забываю об этом своём величайшем достоинстве, о том, что Бог отдал Себя на смерть ради меня, из любви ко мне, если остаюсь слеп и глух к Его любви, если я не раскрываю Ему своё сердце, то и в самом деле мне остаётся только тосковать по чужим жёнам, а затем и по крыльям, и по жабрам и вот я уже на пути в наркодиспансер и в сумасшедший дом. Но Пустоту бесплодного, безнадёжного ожидания в моей душе заполняет мой Творец и Спаситель Бог, а вслед за Ним – Его создание, человек. «Один Бог и нет иного, кроме Него; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя больше всех всесожжений и жертв» ( Мк.12:32–33 ). Как видите, лечение душевного недуга основано на любви . Ответить любовью на любовь Спасителя, с Его помощью, своей свободной волей, возродить, усилить свою любовь к жене (мужу), детям, родителям, окружающим людям, отдать себя им, как Христос отдал Себя мне, – и уже не о чем больше скорбеть и тосковать. Да и некогда. – И что же, я вернусь к жене, принесу ей букет роз, поцелую в щёчку и тому подобное – и влюблённость в чужую жену испарится как не бывало? – Для начала вы вернётесь в Церковь и принесёте покаяние в тех грехах, которые совершили. Без Таинства Исповеди (примирения с Церковью) ваш букет роз, поцелуй и тому подобное окажется блужданием впотьмах: вылезши из одной канавы, вы тут же опрокинетесь в другую. А вот если ваш путь освещён светом покаяния и любви к Богу, если направлен по компасу Евангелия и православной веры, тогда вы непременно дойдёте до цели. И вы уже не будете бояться чужой жены. Нет, болезнь не «испарится как не бывало»; серьёзные болезни так не проходят. Боль останется, она будет исчезать постепенно, как уходит боль из вскрытого и очищенного от гноя нарыва. Она будет вас. беспокоить, но не будет Пугать скорбью и тоской; вы со смирением примете её как напоминание, как урок любви, и будете благодарить за него Господа. Вопрос в перерыве. Страх перед жизнью и воспитание чувств – Если влюблённость приходится лечить, как болезнь, то не лучше ли позаботиться о профилактике? Правы, наверное, те голоса, кто настаивает на раздельном обучении юношей и девушек, на строгом контроле родителей за детьми, на изоляции их от вредных воздействий мира. Упустишь огонь – не потушишь!

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Жуковского от преследований, от возможного ареста. Идет она как-то после большого перерыва к Старцу, а сама думает: «Да помнит ли он мои добрые дела, как я ему помогала?» Не успела она в дом войти, как Старец ей отвечает: «Варвара Михайловна! Я все помню» и начинает перечислять все ее добрые дела. Однажды он сказал ей: «Отправь-ка ты Константина (мужа) куда-нибудь подальше. Да поскорее!» Варвара Михайловна послушалась и отправила мужа на Дальний Восток. Только он уехал, пришли его забирать. Спрашивают Варвару, где муж, она только плечами пожимает. Так ни с чем и ушли. А тех, которые с ним работали, забрали без вести. Прошло много времени, пока Старец не известил, что опасность миновала. «Пиши, – говорит, – своему, чтобы возвращался». Константин вернулся и больше его никто не трогал. Старец Сергий, великий прозорливец, всегда видел козни бесовские и с силой, дарованной ему Богом, противостоял им. Мы знаем, что многие из его чад познакомились со Старцем, когда он был еще юношей. Открывшееся в нем по благословению Старца Амвросия Оптинского дарование стало быстро широко известно. И люди ехали к нему в Павшино, везли одержимых, бесноватых, некоторых привозили связанных (в соответствии с Евангельским рассказом о бесноватом). Этим действиям Старца, а также его борьбе с самыми тяжелыми пороками человеческими посвящается следующая глава повествования. XII «Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много». Мк.5:8–9 «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство». Еф.5:18 Самое подробное свидетельство борьбы Старца за человека, одержимого бесом, мы находим в семейной летописи Манаевых. Мы знаем, что дед ныне здравствующих сестер Манаевых, Михаил Васильевич Анисимов, познакомился с ним именно по этому поводу, когда возил к нему стр. 82 одержимую жену, Марию, Марьюшку, как звал ее потом Старец. Старец долго лечил ее, а потом велел уезжать из родной деревни, так как все его лечение было бесплодно: Старец исцелял, а соседка вновь «поселяла» бесов в Марьюшку.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Затем он описывает подъем, видение " безобразных существ " ( " Я сразу понял, что этот вид принимают на себя бесы " ) и появление света… ярче солнечного. " Всюду свет и нет теней " . Свет был так ярок, что он не мог ничего видеть. " Как во тьме. И вдруг сверху, властно, но без гнева, раздались слова: " Не готов " , и началось стремительное движение вниз " . Он вернулся к телу. Ангел-хранитель сказал: " Ты слышал Божие определение. Войди и готовься " . Оба ангела стали невидимы. Появилось чувство стеснения и холода и глубокая грусть об утраченном. " Она всегда со мной " . Он потерял сознание и очнулся в палате на койке. Врачи, наблюдавшие за Икскулем, сообщили, что все клинические признаки смерти ( " он отсутствовал " ) были налицо и состояние смерти продолжалось 36 часов. Доктор Муди и другие ученые описали много подобных случаев. Все они говорят о том, что за порогом не начинается новое существование, а продолжается бывшее прежде. Перерыва в жизни не происходило, и личность начинала жизнь там такой, какой она была в момент перехода. Видимо, жизнь человека на земле – это только начало, только подготовка к тому, что ждет нас всех после смерти тела. Начатое здесь будет продолжаться там; вероятно, ждут и какая-то ответственность и возмездие за сделанное во время земной жизни. Об этом говорят все великие религии. И, по-видимому, очень важно перейти порог в состоянии беззлобности, умиротворенности и покоя, не унося с собой ни одного темного пятна на своей совести. Христианство всегда знало это, поэтому и советовало каждому перед смертью исповедаться и причаститься. Состояние личности в момент смерти важнее всей предыдущей жизни человека. Об этом говорит и евангельское повествование от Луки (23, 32-33 и 39-43) о разбойниках. Вот оно: " Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону… Один из них злословил Его и говорил: " Если Ты Христос, спаси Себя и нас " . Другой же, напротив, унимал его и говорил: " Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал " . И сказал Иисусу: " Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое " . И сказал ему Иисус: " Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=783...

– Зеркало. – В том-то и секрет. Огонь уважение любит. А мы, как видишь, не поленились. Постучав, вошел батюшка Илья: – Я слышу, у вас перерыв. Пойдемте со мной, я буду освящать церковь. Два дня осталось до Вербного воскресенья. – Посмотрел в печь. – Грех утерять этакое искусство. Евгений, дружочек, ты перенимай. Со всем своим старанием и радостью перенимай. Церковь была почти такая же, как всегда: алтарь очистили от завалов, да бригада кровельщиков успела сделать крышу над престолом. Но все так же под куполом гулькали горлицы, купался в земляной ямке воробей, пола еще не было. А вот престол сиял белизной, на алтарной стене висели две иконы, напечатанные на картоне: Иисус Христос и Богоматерь. Батюшка Илья освятил воду, окропил стены храма. Стены, изуродованные давними взрывами, долгой разрухой, не преобразились, но свет, бьющий из пустых окон, из проломов, из зияющих дыр кровли, сотворил праздник. Женька чувствовал – свет праздничный, горлицы гулькали громко, звучно. Даже ветка березы, которая проросла через окно в храм, изумрудно сияла крошечными листочками. Отец Илья показал на эту ветвь: – Жизнь. Наш храм воскрес для жизни. Еще один урок Трубу Дядька Хлебушек выводил с помощью Женьки. Женька по лестнице поднимал по два, по три кирпича, а вот завершение старый печник отдал ученику. Сам на землю спустился, не захотел проверить – хорошо ли Женька кирпичи положит. Сел на крылечке, а Женька, потея от небывалой ответственности, выкладывал последний ряд. Сделал дело и увидел – не один на крыше. На коньке сидела очень строгая птица. – Дядька Хлебушек, кто это? – А ведь сокол! – обрадовался печник. – Сокол твою работу принял. Путешествие, не сходя с места “Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Виффании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из Учеников Своих. И говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвяжите его, приведите. И если кто скажет вам: что вы это делаете? – отвечайте, что он надобен Господу.” Женька читал Евангелие по словечку – пусть ни одно мимо души не пройдет. Он видел перед собой Иерусалим, вместе с учениками Иисуса Христа шел в селение за молодым ослом… И вдруг испугался. Это ведь Евангелие! Святая книга. Грех ставить себя рядом с апостолами.

http://azbyka.ru/deti/s-moego-kry-lechka...

И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием. ( Иер. 3:15 ) Господь наш Иисус Христос трижды спрашивал у апостола Петра: Любишь ли Меня? – и трижды слышал утвердительный ответ. Мне вспоминается эта евангельская история ( Ин. 21:15–17 ) в связи с тем, что и в настоящей книге, и в этом вступительном слове речь идет о пастырстве и о пастыре. И мне хотелось бы обратить внимание на то, какие разные интонации слышатся в формулировках вопроса Спасителя о пастырском достоинстве, всякий раз открывая в нем новую смысловую грань: Любишь ли ты Меня больше, нежели они? – то есть больше всех остальных последователей. Любишь ли ты Меня? – другими словами, любовь ли движет тобой в отношении ко Мне или что-то другое? Любишь ли ты Меня? – именно ты, и никто иной... И только при условии утвердительных ответов, идущих из таких глубин сердечных, которые неведомы и самому апостолу, но не скрыты от Бога: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя, – Спаситель произносит Свое благословение: Паси овец Моих. Всей своей жизнью Высокопреосвященный Антоний, митрополит Сурожский , утвердительно ответил на вопрошание Господне о его готовности к принятию на себя пастырского бремени и о его несении вплоть до последнего дыхания. Владыка Антоний учился быть пастырем каждую минуту в течение всей своей долгой и многотрудной жизни. Мне кажется, что при всем бесценном опыте ревностного священнослужителя, мудрого архиерея, добродетельного монаха, внимательного духовника, проникновенного проповедника и неутомимого миссионера, которым знает его православный мир, сам Владыка никогда не признал бы того, что он является выдающимся пастырем нашего времени. И дело не только в его скромности: пастырство он понимал как состояние, которое следует поддерживать постоянно, без сна и отдыха, без условий и без перерывов. Сурожский архипастырь оставил Церкви бесценное наследие. Свидетель жизни и духовный руководитель русской диаспоры в Северо-Западной Европе, он проводил в путь всея земли поколение эмигрантов из царской России и ввел в храм Божий тех, кто родился и вырос в послереволюционной России, со временем покинув ее, а также и тех, кто сегодня свободно выбирает, где бы еще пожить, кроме дома в своем Отечестве... Пастырь добрый, он создал Сурожскую епархию, силой своего личного примера раскрыв богатство Православия и перед сынами и дочерями Альбиона, и перед соотечественниками, оказавшимися за пределами Родины. Собранное митрополитом Антонием духовное сокровище не положено после его кончины под спуд: оно продолжает жить и обильно плодоносить, приводя ко Христу читателей книг и слушателей бесед незабвенного проповедника.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

И потому нимало не смущайся своей недостаточной на первых порах опытностью в новом служении, всечасно уповая на укрепляющее нас обетование Господа Иисуса Христа, обращенное ко всем Его ученикам и последователям: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9). Однако как теперь, так и в дальнейшем не уклоняйся от глубокого христианского осознания своего недостоинства, ибо и с архиерейским жезлом в руке твоей ты продолжаешь оставаться монахом, чей жизненный подвиг определяют молитва и труд, любовь и самоотвержение, ревность по Бозе и непамятозлобие. Во всецелом согласии с научением Апостола, всегда «будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12), пребывай «святым, непричастным злу, непорочным, отделённым от грешников» (Евр. 7:26), «старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15). Ныне Господь призвал тебя к архиерейскому служению словно бы в увенчание твоих предшествующих трудов в ограде церковной, без перерыва продолжающихся на протяжении последних сорока лет, начиная с твоего первого послушания псаломщика в московском храме и позже корректора в «Журнале Московской Патриархии». Будучи впоследствии наместником монастыря и благочинным ряда монастырей и монастырских подворий, руководителем епархиального Отдела благоустройства и социального служения и преподавателем кафедры теологии Тверского государственного университета, ты приобрел на столь различных поприщах церковного служения необходимый опыт, который будет насущно необходим тебе в новом архиерейском делании. Почитай же главным своим делом заботу о спасении и о нравственном преображении народа Божия. Памятуй о том, что повседневная жизнь многих людей в российской глубинке продолжает быть трудной и горестной, так что для обездоленных, немощных, болящих и одиноких наших братьев и сестер поддержка со стороны Православной Церкви подчас остается последней и единственной реальной надеждой. Не забывай и о том, что наша нынешняя юная паства есть завтрашний день Русского Православия, и потому от успеха молодежной работы в Церкви напрямую зависят и грядущий образ отеческой веры, и будущее Отечества.

http://patriarchia.ru/db/text/1628324.ht...

И у Матфея, и у Марка поучение из лодки предваряется красочным зачином, позволяющим увидеть происходившее как на картине. Крупнейший специалист по Евангелию от Марка Дж. Маркус отмечает, что в начале 4-й главы этого Евангелия внимание читателя трижды переключается с Иисуса на толпу и обратно: [%И опять начал учить при море; [%и собралось к Нему множество народа, [%так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря. [%И учил их притчами много, [%и в учении Своем говорил им: слушайте… ( Мк. 1:1–3 ) 91 . Это переключение внимания читателя с Иисуса на его слушателей подобно действию видеокамеры в документальном фильме, наезжающей то на лектора, то на его аудиторию: «туда и сюда, взад и вперед – камера движется между Иисусом и толпой» 92 . В Евангелии от Матфея мы видим аналогичную картину: выйдя из дома, Иисус сел у моря; к Нему собралось множество народа, так что Он должен был войти в лодку ( Мф. 13:1–2 ). О том, что Иисус учил людей из лодки, упоминают только Матфей и Марк; Лука ничего не говорит ни о лодке, ни о море ( Лк. 8:4 ). При этом у Матфея слушателями Иисуса являются χλοι πολλο («большие толпы»), у Луки χλος πολς («большая толпа»), у Марка же χλος πλεστος («еще бльшая толпа», чем та, о которой упоминалось прежде). У Матфея Иисус поучал людей много притчами, у Марка учил их притчами много, а у Луки начал говорить притчею. Употребление множественного числа в первом и втором случае указывает на то, что читателю будет предложена серия притч; в третьем же случае приводится только одна притча и другие не следуют за ней без перерыва. Указание Марка на еще бльшую толпу связывает поучение из лодки с двумя предшествующими эпизодами. В одном из них множество народа следует за Иисусом из Галилеи, Иудеи, Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана, а также из окрестностей Тира и Сидона. Иисус же говорит ученикам, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его. Марк далее поясняет, что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его, а бесноватые падали перед Ним и кричали: Ты Сын Божий ( Мк. 3:7–11 ). В другом эпизоде Иисус представлен учащим внутри дома, где было так тесно, что ученикам невозможно было и хлеба есть ( Мк. 3:20 ). Картина огромной толпы, окружавшей Иисуса повсюду, неотступно следовавшей за Ним по пятам, образы бросавшихся к Нему людей, вопли бесноватых – все это резко контрастирует с той обстановкой, в которой начинается поучение из лодки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И чтобы тебе не показалось, что это утверждение, что человек создан по образу одного Бога Отца, послушай, что без перерыва прибавляет апостол: Где нет язычника и иудея, обрезания и необрезания, варвара и скифа, раба и свободного, но Христос есть все и во всем (Там же, 11). Вот, блаженный апостол в этом месте, когда желал показать нам, кем и по чьему образу создан человек, говорит, что Христос есть все и во всем. Но если ты хочешь приписать образ Христов только человеку, то смотри, что ты ответишь на тот отрывок, где сказано: Сотворим человека по образу Нашему и подобию (Быт. 1:16). Ибо сказано: если ты хочешь присвоить Личности Отца или Сына, если говоришь, что человек не создан по образу Отца и Сына, то необходимо, чтобы ты либо ложно исповедовал Отца, либо Сына. Признай же в человеке не только Отца, ни Сына одного, ни одного Духа Святого, но один образ Святой Троицы; чтобы ты истинно исповедовал Саму Троицу, Три Лица, единого Бога. Известно также, что Моисей благословил народ Израиля, повелев самому Богу научить тайне Троицы Единого Бога: Да благословит тебя Господь и сохранит тебя. Пусть Господь осветит тебя лицем Своим и помилует тебя. Да поднимет Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир (Числ. 6, 24-26). Вот, о Господе говорится три раза, чтобы можно было познать различие Лиц и единство природы Святой Троицы. Таким образом, мы должны верить и исповедовать через пророка Исайю, что Сама Троица, которая едина, есть истинный и благой Бог, как учил он; Серафимы взывают друг другу трижды: Свят, Свят, Свят: и один раз: Господь Бог Саваоф: вся земля полна славы Его (Ис. 6:3). Посему из сей проповеди небесных сил познай святого Отца, святого Сына, святого Параклета Духа; и веруй, что есть один Бог, Отец, Сын и Святой Дух: слушай трижды Свят, Свят, Свят, чтобы ты узнал, что есть три Лица; слушай однажды, Господь Бог Саваоф, чтобы ты мог понять единство Божества. Это подтверждает и блаженный апостол, который говорит о благости Лиц: Один Бог Отец, из Которого все, и мы в Нем; и один Господь Иисус Христос, через Которого все, и мы через Него (1 Кор. 8:6). И он сказал, что верные созидаются в жилище Божием Духом (Еф. 2:22). Но показывая, что един Бог в Троице, говорит: высота богатства премудрости и познания Божия (Рим. 2:33)! И немного позже: Ибо все из Него, и Им, и в Нем, Ему слава во веки (Там же, 36). Блаженный Иоанн Апостол ясно говорит: И три суть одно (1 Иоан. 5:7); то, что было сказано об Отце и Сыне и Святом Духе, как мы показали выше, требуя разума.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

" Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный " (Мф. 6:14). Стань огнём Аббат Лот пришёл к Аббату Иосифу и сказал: - Отец, я стараюсь жить по совести, соблюдаю посты, молюсь, провожу время в медитациях и молчаливых размышлениях. Я очищаю своё сердце от греховных мыслей настолько, насколько могу. Скажи мне, что ещё я должен делать? Старик привстал в ответ. Он вытянул свою руку в небо, и его пальцы стали похожи на десять факелов. Он произнёс: - Вот что нужно: нужно полностью стать огнём. Столяр и капризные заказчики Столяр-умелец делал прекрасную мебель, и у него было много заказчиков. Однажды он услышал, как люди говорили, что его образцы устарели и не так современны, как хотелось бы. Столяр перешёл на новые образцы мебели, но и в них многие усматривали старомодность. Мастер стал пользоваться самыми современными материалами, но люди всё меньше и меньше покупали его мебель, говоря, что она всё равно не соответствует современным требованиям. Столяр стал придумывать собственные образцы, но неожиданно услышал от клиентов, что он отстал от жизни, потому что сейчас в ходу изделия под старину и из настоящего дерева. - Как ни стараюсь, а людям не угодишь! пожаловался разочарованный мастер одному из своих старых клиентов. - Не надо было подстраиваться под заказчиков, - ответил тот. - А так ты и под старину работать разучился, и новую мебель делать уже не можешь. " И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная " (Рим. 12:2). Столяр, спящий в гробу В мастерской работал столяр-умелец. Жители посёлка часто делали ему заказы. Однажды в мастерскую, во время обеденного перерыва, зашел заказчик, но не прошло и минуты, как он выскочил оттуда, сильно напуганный. Рабочие, сидевшие под навесом, спросили его, - что случилось? - Как что случилось? Ваш столяр умер! - Не может быть! - засомневались столяры. - До обеда он был совсем здоров! - Не знаю, что с ним было до обеда, - возмутился заказчик, - но сейчас он лежит уже мёртвый в новом гробу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1836...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010