Впрочем главный отряд Мадианитян успел переправиться через Иордан под начальством князей или царьков Зевея и Салмана 115 . Орив же и Зива были убиты Ефраимитянами, которые доставили их головы Гедеону за Иордан, признавая этим, – и самым негодованием своим за не призыв их, -главенство Гедеона. 3) Отдел 3-й войны против Мадианитян начинается с переправы Гедеона за Иордан, с передовым отрядом из трехсот отборных людей, с которыми он произвел ночное нападение на Ездрелонский лагерь Мадианитян (VIII, 4). По-видимому масса воинов ополченных колен шла неправильными отрядами в погоне за рассыпавшимся неприятелем, или как Ефраимиты, – поспешили занять берега Иордана и двинулись за Иордан позже передового отряда с Гедеоном во главе, и лишь потом присоединились к нему 116 , чтобы окончательно нанести поражение Мадианитянам под главенством Зевея и Салмана. Но когда Гедеон проходил мимо стен Сокхофа и Пенуела, то он шел еще только со своими тремястами воинов, как это ясно из стихов 4 и 5 главы VIII Судей. Гедеон с малою горстью людей, «усталый и голодный» (VIII, 4) преследуя врагов, останавливается сначала подле укрепленного стенами Сокхофа и несколько далее подле городка Пенуела 117 и просит (VIII, 5 –8) и в одном и в другом городе хлеба для своего маленького отряда, указывая, что он идет по пятам Зевея и Салмана, князей Мадианитских. Жители обоих городов, вероятно видя малочисленный отряд Гедеона, отвечают ему с иронией, что Зевей и Салман еще не в руках его, и потому они не намерены оказать ему никакой помощи, далее той ничтожной помощи, которую он от них просить. Угрожая им мщением Гедеон идет далее, и по-видимому в это время к нему присоединяются воины всех колен Израилевых, настигнувшие его за Иорданом. Усиленный ими, и по-видимому весьма уже значительный отряд, быстро идет с Гедеоном во главе «к живущим в шатрах на восток от Новы и Иогбеги (VIII, 11) 118 , оставляя за собою земли Гада и Манассии и углубляясь в пустыню, доходит до какого-то поселения Каркора, лежавшего в возвышенной местности, называемой Хереса. Военачальники Мадианитян так были уверены в своей безопасности, что стань Мадианитян «стоял беспечно» (ст. 11). Было ли нападение Гедеона нападение ночное – мы не знаем, но он «поразил стан; Зевей и Салман побежали; он погнался за ними и схватил обоих царей Мадиамских» (11–12)... И возвратился Гедеон, (ст. 13) сын Иоаса, с войны от возвышенности Хереса». Зевей и Салман были убиты Гедеоном на основании законов древнего мира о родовом кровомщении за братьев своих, убитых на Фаворе (ст. 18–21), иначе, как он сам сказал им, он бы оставил их в живых 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

" И посмотрят, " говорит, " на землю " , так что, вследствие совершенных грехов, они стали несмелыми. И " се скудость, теснота, " и " тма " и сокрушение, " якоже не видети " . Но Акила не говорит: " якоже не видети " , но нравы развращенные; другие же переводчики говорят, что они будут с открытыми очами видеть мрак, т.е. их затемненные очи лишатся способности видеть. " Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел " , т.е. эти бедствия имеют продолжаться определенный период времени, чтобы вы познали негодность идолов.   Объяснение св. Иоанна Златоуста на последующие главы книги пророка Исайи начиная с 11-й ст. VIII-й гл. до LXIV-й гл. включительно, на греческом языке не сохранились, по крайней мере учеными патрологами не найдено, но сохранилось на армянском языке и было издано в Венеции в 1887 г. мекитаристами в латинском переводе. По переводу и изданию мекитариство сделан и наш перевод в этой части объяснения св. Иоанна Златоуста на книгу пророка Исайи. На полях указаны соответствующие страницы латинского перевода мекитаристов. 11. Глава 9.   Ст. 1-2. Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую , части Иудеи. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет . Сперва, говорит, потерпи наказание; это получается до­рогой ценой Иерусалима. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий . Какой же это свет ?   3. Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою . Так как они были бег­лецами, то Христос пришел в их страну, и излил на них радость, не как на виновных в преступлении и постыдных беглецов. И правильно (пророк) сказал: Ты умножишь народ ; из числа их уверовало много язычников, ко­торые жили вместе с ними и вблизи их и также были объяты радостью. Смотри, откуда рождается свет: на каком же осно­вании язычники стали причастниками его? С пришествием Хри­ста, свет родился в Вифлееме, и отсюда воссиял языкам; с самого начала все гнали Его из Иудеи, и Он, удаляясь, перешел в Египет, так что свет заблистал языкам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Глава 12 1–7. Пленение Седекии и народа, представленное в символическом действии. 8–16. Объяснение этого символического действия. 17–20. Бедствия осады, представленные в символическом действии. 21–25. Неотменимость пророческих предсказаний. 26–28. Непосредственная близость их исполнения. Иез.12:1 .  И было ко мне слово Го­с­по­дне: Не указано даты ни для этого откровения, ни для целого ряда следующих до Иез.20.1 , где дата 7 год 5 месяц плена, т. е. царствования Седекии; след., все откровения XII-XIX глав должны падать на эти 11 месяцев 7–6 года Седекии (591–590 г. до Р. Х.). На этом основании речи этих глав объединяются в один (4-й) отдел книги, который имеет целью ближайшее обоснование и подтверждение описанной сначала в IV-VII, а затем в VIII-XI гл. катастрофы, обоснование, вызванное неверием народа в предсказания Иезекииля ( Иез.12.2, 22 ). Иез.12:2 .  сын человеческий! ты живешь среди дома мятежного; у них есть глаза, чтобы видеть, а не видят; у них есть уши, чтобы слы­шать, а не слы­шат; по­тому что они – мятежный дом. Начало главы перемещает нас в несколько позднейшее время: пророк как будто говорит под впечатлением новых горьких опытов, сделанных над пленниками; неудача прежней проповеди, по-видимому, и была поводом к новым откровениям; не только иерусалимлянам, но и мало расположенным к ним вавилонским колонистам не верилось как-то в близкое падение Иудеи. – «Среди дома мятежного». Намеренно без объяснения, как знакомое и многократно упомянутое ( Иез.2.5 и др.), не как в ст. 9, где объяснение менее нужно. LXX почему то: «посреди неправд», может быть по Лев. 16.16 . – «Есть глаза, чтобы видеть и не видят» и т. д. со Втор 29.4 стало любимым выражением у пророков: Ис 6:9 ; Иер 5.21 ; Мк 8.18 . Иез.12:3 .  Ты же, сын человеческий, изготовь себе нужное для пере­селе­ния, и среди дня пере­селяйся перед­ глазами их, и пере­селяйся с места твоего в другое место перед­ глазами их; может быть, они ура­зу­меют, хотя они – дом мятежный; «Нужное для переселения», слав. «сосуды пленнически», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Прп. Ефрем Сирин просто пишет об этом: И изыдет жезл: из корене Иессеева, т.е. от Давида; и отрасль от корене его, т.е. от позднейших потомков его, родителей Иосифа и Марии» Толк, на кн. пр. Исаии, 11, 1]. Св. Кирилл Александрийский , толкуя текст Ис. 11, 1–3 , говорит: Таким образом, жезлом от корене Иессеева наименовал он Христа по плоти; а кроме того еще и цветом [таков текст в LXX. – Г.Ф.]. И чрез жезл [так переведено «хотер», отрасль. – Г.Ф.], как это понятно, Он косвенно знаменуется, как имеющий царское достоинство; потому что жезл есть знамение царства... А Он есть еще цвет [так переведено «нецер, ветвь. – Г.Ф.], потому что естество человеческое в Нем процвело к нетлению, к жизни и к обновлению жития евангельского. Но и в ином смысле Он есть цвет, именно по причине мысленного благоухания; потому что Азъ, говорит Он, цвет польный, и крин удольный (Песн., 2:1). Соделался же Он и для нас как бы некоторою вонею познания Бога и Отца» Толк, на пр. Исаию, гл И, ст. 1–3]. Подобным образом толковали этот текст и другие отцы. 5.3. Место рождения Мессии и Его происхождение Откуда ждать Мессию? Где Он родится? Каково Его происхождение? Видимо, не раз задавали себе эти вопросы ожидавшие Мессию Иудеи. Когда волхвы с востока пришли в Иерусалим, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: Где должно родиться Христу? ( Мф. 2:3 ). Книжники ответили Ироду, ведь уже давно все изучавшие пророческие Писания обратили внимание на слова пророка Михея, изреченные еще в VIII в. до Р.Х.: И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою во Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных ( Михей 5:2 ). Таргум, Талмуд, Мидраш на Плач также относят пророчество Михея к рождению Мессии. Это общепринятое понимание иудеев. Весь текст 5-й главы описывает картину Мессии и Его Царства. Мы рассмотрим только 2-й стих, указывающий: место рождения Мессии

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

16 ст. Жена судом Божиим наказывается болезнями чадорождения, которое с этого времени стало служить передачей по наследству греховной порчи людям, а затем она подвергается подчинению и зависимости от мужа. 17–19 ст. Наказание над мужем выразилось в проклятии земли, возделываемой человеком, в силу чего она должна была лишиться производительности своих сил и не вознаграждать тяжелый, изнурительный труд человека в достаточном количестве. Вместе с этим Господь наказывает человека, созданного для неистления, (Премудр. Сол. II, 23) смертью , и эта смерть сделалась уделом всего человечества ( Puмл. V, 12 ). Хотя прародители и нарушили заповедь Божию, расторгнув чрез это свой союз с Богом, но образа Божия, по которому они были созданы, не утратили в себе и потому вполне естественно они стремились к Богу и чувствовали в своем сердце потребность находиться в общении с Ним. Как слабые и обессиленные грехом, они нуждались в особых средствах приближения и примирения с Богом. Идя навстречу Своему созданию, всемилостивый Господь Бог изыскивает эти средства, научая людей закланию животных для жертвоприношения и приготовления из них кожаных риз, чтобы прикрывать греховную наготу тела (26 ст.). Жертвоприношения стали иметь очень большое значение для нравственной духовной жизни человека. Совершая жертвоприношения, люди чрез этот естественный дар Богу выражали любовь, самоотвержение, чувство виновности пред Богом до смерти и веру в грядущего Искупителя Сына Божия, имевшего принести Себя в жертву за грехи людей. Таким образом жертвы, сделавшиеся ветхозаветными священнодействиями, были еще в раю установлены Самим Богом и с этим значением они уже приносились первыми сыновьями Адама, Каином и Авелем (IV, 3–4 ст.). Глава IX-я В этой главе и в конце предшествующей VIII-й главы повествуется о том, как праведный Ной после прекращения всемирного потопа вышел из своего ковчега и в благодарность Богу за свое спасение устроил жертвенник и на нем принес жертву. Милостиво приняв жертву, Господь высказал Свое определение, что Он не будет более поражать землю за дела грешного человека таким всеобщим наказанием, каковым был всемирный потоп (VIII, 18–22 ст.). После этого Господь благословил Ноя и сыновей его на размножение (IX, 1 ст.), возвратил человеку владычество над тварями (2 ст.), позволил употреблять в пищу мясо животных, запретив только вкушать кровь их (3–4 ст.) и оградил жизнь человека угрозою равного возмездия убийце (5–6 ст.). Поставляя Свой завет с Ноем, как представителем обновленного мира, Господь дал обещание не наказывать более землю водами потопа (8–11 ст.) и видимым знаком этого завета поставил радугу (12–17 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

349 (Ст. 36–39). О пустыне Син и Кадесе см. пр. 9-е гл. XIII, и пр. 1-я гл. XX. О смерти Аарона на горе Ор см. пр. 9, 10, 11 и 12 той же XX главы. Перед фараоном стоял Аарон 83-х лет, по Ucx. VII, 7 и сорок лет провел в пустыне 350 (Ст. 40–41). Ср. гл. XXI, 1 – 3 прим. 1-е и 2-е, о нападении Арада. Салмон нам неизвестен; можно только предположить, что находясь к югу от горы Ор по направлению пути израильтян, которые шли огибать гору Сеир, он должен был лежать недалеко от залива Аккабы и, как думает Гейман, местность эту надо искать в ложбине Вади-Ифм, впадающей в долину Араба близ древней Елафы. Некоторые, как Раумер (ссылка Еспина) думали, что это Маан, местность близ древней Петры, но по-видимому это не согласуется с общим списком пути израильтян 351 (Ст. 42). Пунон. Мы говорили в прим. 23-м гл. XXXVI кн. Быт., что второй список старейшин идумейских этой главы есть по-видимому территориальное перечисление поселений Идумейских. Евсевий и бл. Иероним (ссылка Еспина), думали, что Пунон кн. Чисел есть Пинон ст. 41 гл. XXXVI кн. Быт., и что он же есть Фэно (Phaeno) город современный этим отцам церкви и известный, как место ссылки преступников, лежавший несколько на восток от Сеира, на римской дороге, следы которой и теперь видны (Irby and Mangles p. 115). Мы говорили в прим. 7-м гл. XXI, что Овоф по-видимому есть нынешнее урочище Ель-Ахса, поэтому и Пунон лежащий рядом (ст. 43) должен по-видимому соответствовать урочищу Калаат Анейзе, которое лежит по тракту Меккских пилигримов, между Ель-Ахса и Мааном ( Алам Маан, большая деревня па пути пилигримов в Мекку идущих из Дамаска, с обильной водой и виноградниками: так Раумер (ссылка Еспина)) 352 (Ст. 43–47). Смотри обо всех упомянутых местностях гл. XXI. Об Иам Аварим прим. 7-е. Об Дивон-Гаде и тождестве его с Вамофом прим. 14-е той же главы. Алмон Дивлафаим вероятно тождествен с Гаем XXI гл. (пр. 15-е). О горах Аваримских ср. прим. 15-е XXI гл. и 5-е прим. гл, XXVII. Израиль находится уже на востоке от Мертвого моря 353 (Ст. 48–49). Ср. пр. I гл. XXII Беф Иешимоф имеет значение «дом пустыни» и означает, кажется, бесплодную полосу около северного угла Мертвого моря и устьев Иордана; от этой пустыне стан израильский протянулся к северу по роскошному оазису, орошаемому ручьями с гор Аваримских до Аве Ситтима (или Абель Шиттима), т. е. до долины акаций, которую указывают на берегах ручейка, омывающего развалины известные ныне под именем Кефереин. Этот древний город считают тождественным с Абила, или Абилан, о котором упоминает Флавий Иосиф (Др. Ист. Иуд. кн. IV, гл. VIII в начале), и в котором по словам его Моисей произносил слова Второзакония. Думают, что город Абила получил свое название от долины. На север от стана был город Нимра. О горах Аваримских и Фасги ср. Второзак. III, 17; XXXII 49; XXXIV, 1

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

По выражению употребленному в ст. 15 и 16-м (см. прим, 2-е этой главы); на него опять находит вдохновение от Господа, он не прибегает к волхованиям, он пророчествует. В этих словах подобных произнесенным в ст. 3 и 4 есть одно только прибавление, которое еще возвышает значение, пророчества; он говорит о себе: « имеющий ведение от Всевышнего». Произнося самое пророчество (ст. 17-й) он видит далекое будущее Израиля: не те только события, который могут непосредственно следовать за настоящей минутой, но и то будущее « которое не близко». В нашем тексте слово Его, написанное большою буквой в стихе 17-м доказывает, что наши переводчики приняли толкование, признающее в словах Валаама Мессианское пророчество. Весьма вероятно, что пророческие слова Валаама, которых значение и для него самого было не понятно, рисовали будущее Израиля, и как царство земное, провидя величие царства Давида и Соломона но конечно заключали в себе и таинственное указание на ту «звезду на востоке» ( Mamф. II, 1 ), которая была высшим исполнением обетований от первого обещания семени жены, которое поразит змия ( Быm. III, 15 ) до пророчества Иакова о Примирителе ( Быm. XLIX, 10 ). Точно также поражение князей Моава и сынов Сифовых имеет двойное значение, и как возвеличение царства Израильского (О победах Израильтян над Моавитянами см. 2 Ц. VIII 11 – 12 при Давиде и 4 Ц. III 24 – 27 при Иораме царе Израильском; впоследствии они исчезают из истории), и как победа Слова Божия над языческими верованиями и учениями. По смыслу перифраз Онкелоса, а также и у позднейших раввинов, как например у раввина Шеломах бен Итцхаки, (более известного под именем Раши, или Иархи XI века), сыны Сифа обозначают все человечество, так как только потомство этого сына Адама сохранено в лице Ноя и его сыновей. По поводу пророчеств об Едоме и горах Сеира, в которых они обитали, мы напоминаем что хотя у Едома (Исава) и был сын Амалик ( Быm. XXXVI, 12 ), но не следует смешивать потомство его с Амалекитянами, которые гораздо ранее его рождения упомянуты в кн. Бытия XIV, 7, и которые вероятно были кочевое ханаанское племя (ср. прим. 8-е гл. XXXVI кн. Быт.). Ниже в пророчестве на Амалика (ст. 20) ему пророчествуется гибель, но не так об Едоме, ему грозит пророчество лишь подчинением Израилю, что и исполнилось при Давиде (2 Ц. VIII, 14) и Соломоне (3 Ц. IX, 26) (Хотя в 3 Ц. XI, 16 и сказано Иоав военачальник Давыдов жил шесть месяцев в Идумее, чтоб избить весь мужской пол в Идумее, но восстание царя Адара (рассказанное вслед за сим) против Соломона доказывает, что племя это было еще сильно). Но пришествие Мессии обозначилось тем еще, что исполнилось пророчество Иакова и «отошел скипетр Иуды», и на престол Иудеи под влиянием Рима восходит потомок Едома Ирод I. О погибели Амаликитян см. ниже ст. 20-й прим. 7-е (в начале).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Исход 23:15,17; 34:20,23; и кн. Второзаконие 16:16; 31:11. Значит, во времена пророка, в VIII в., названные книги уже существовали, были известны всему народу, и постановления их были исполняемы, хотя и несогласно с духом закона. Замечательно, что выражение: «являться пред лице Мое (Господне)», употребленное пророком в рассматриваемом стихе, представляет собой лишь буквальное воспроизведение слов, находящихся в постановлении кнн. Исход и Второзакония о трех великих праздниках народа Израильского. Наконец, упоминая в ст. 13 о праздновании новомесячий и суббот, пр. Исаия тем самым указывает, подобно пророку Амосу, на существование и выполнение в его время законоположений, находящихся в кнн. Исход и Числа. Таким образом в VIII в. до Р. X. среди сынов избранного народа не только существовал закон вообще, на что мы уже указали в предшествующей главе (III) своего исследования, но существовало и все Пятикнижие Моисеево в его настоящем объеме, включая в себе и исторические повествования кн. Бытия о временах древних и обрядовые законы кнн. Исход, Левит и Числа, относимые критикой ко временам послепленным, и Второзаконие, которое, по утверждению той же критики, появилось частью при царе Иосии, частью еще позднее. Но было ли известно Пятикнижие избранному народу в века, раннейшие VIII? Да; и не только в IX и X, но и XI и XII вв., вообще в период Судей, когда, по утверждению новейших критиков, сыны Израилевы не имели не малейшего понятия о законе Моисеевом и вообще о Пятикнижии. Чтобы доказать это, мы не станем, постепенно шаг за шагом, подвигаться в глубь веков, но прямо перейдем от VIII к XI и XII вв., к тем временам, когда в Израиле не было еще царя, и им правили Судии или, как выражаются критики, народные «герои». Правда, неоспоримых источников, которые бы знакомили нас с положением дел во времена Судей, в те отдаленные времена, очень немного. В кн. Судей, в ее настоящем виде, современные критики признают достоверными далеко не все главы и стихи; а в этих достоверных отделах нет, говорят они, ни малейшего указания на Второзаконие и вообще Пятикнижие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

По поводу выражения «в шатры свои» мы напомним, что и в 3 Ц., VIII, 66 сказано, что народ возвратился «в шатры свои» вместо в дома свои. По всей вероятности позже как и при Моисее это было вошедшее в язык выражение, которое конечно восприняло свое начало в продолжении кочевой жизни народа точно так как некоторые восточные народы до с их пор не имеют другого выражения для понятия об отечестве как «кочевья отцов наших». 510 (Ст. 9–12). О праздниках вообще и ср. Ucx. XIII, 14 – 19 и пр. 12-е, о празднике седьмиц в особенности, там же под § II; Лebum XXIII, 15–21 пр. 5-е, и Чucл. XXVIII, 26 . Мы говорили в пр. 5, гл. XXIII Лев., что праздник, который впоследствии назывался Пятидесятницей, нигде не назван так в Пятикнижии, а назывался праздником жатвы, праздником седьмиц или просто «адзерет», священное собрание, потому что в Левите XXIII, 21 особо упомянуто о священном собрании, долженствующем иметь место в этот день. Хотя тоже приказание дается и для первого и седьмого дня Пасхи ( Лeb. XXIII 7, 8), по этот праздник конечно удерживал за собою важнейшее название, воспоминающее событие исхода из Египта и сохранение первенцев израильских от «губителя» (Ср. Ucx. XII , пр. 9, 10, 11 и 22). В пр. 4-м на Лeb. XXIII, 9–14 мы говорили о снопе потрясания, который приносился 16 Авива, т. е. на второй день Пасхи: на этот именно обряд указывает 9-й стих наст. главы, говоря о времени «как появится серп на жатве». Жатва начиналась после принесения первого снопа и продолжалась до праздника жатвы (Пятидесятницы), когда приносили кроме опресноков и квасные хлебы из новой муки. 512 (Ст. 16–17). Ср. указанная выше примечания главы XXIII Исх. и XXXIII Лев. Заметим, что во Второзаконии не говорится ни о празднике труб в первый день седьмого месяца (Тисри), ни о великом дне очищенияˆ начинавшегося вечером девятого числа того же месяца ( Лeb. XXIII, 24–32 ). Но мы уже говорим, что речь Моисея направлена к народу, и он говорит только то, что необходимо исполнять всем израильтянам, которые должны обязательно были собираться по стиху 18-му (Ср. ст. и 7-й) на один только первый день Пасхи, на один день праздника жатвы (Пятидесятницы), и на семь дней праздника кущей. Остальные же церемонии возлаались на обязанности Первосвященника и священников, которые представляли собою народ перед Иеговою. Надо полагать однако, что дни эти соблюдались как субботы в жилищах израильтян если они и не ходили на них в место центрального Богослужения народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

I, 283; cp. Ebers в Riehm Handwort. d. Bibi. Alterthum. II, 1212). 332 Description de l’Egypte t. XVII, p. 126. Мистрисс Пуле следующим образом описывает падеж скота 1842 г., свирепствовавший в течении последней половины этого года и весны следующего и продолжавшейся целые 9 месяцев: «ужасный падеж скота, невольно вызывающий воспоминание о море, бывшем в дни Моисея, свирепствовал впродолжение последних трех месяцев – письмо обозначено 18 октября 1842 г. – и жестоко дал почувствовать себя обнищавшим поселянам, особенно тем немногим из них, которые владели скотом. Богачи этой страны понесли ущерб невознаградимый. Во время нашего путешествия по Нилу в июле месяце мы встречали множество трупов коров и быков, лежащих в реке; а многие из наших друзей, следовавшие за нами спустя два месяца, видели много таких же трупов, валяющихся на берегу» (Smith’s Dict. of Bible vol. II p. 885). Но и эта страшная эпидемия, похитившая до половины октября около 40 тысяч одних только быков (Лепсиус в письме из Александрии от 16 окт. 1842 г. Briefe aus Aegypten, Berlin 1852 S. 14), ограничилась только рогатым скотом, не распространяясь на верблюдов и лошадей, даже на тех из них, которые находились в ближайшем соприкосновении с зачумленными экземплярами рогатого скота. Кроме указанных случаев моровой язвы в Египте известен еще падеж 1863 г., начавшийся в ноябре и достигший высшей своей степени в декабре (Speaker’s Comment. I, 283). 333 ’Eχρν εδνα: τι α τ πωλλ τν π Μωυσως ατ τς Αγπτου τεραστων, ο ντα ξ ορανο, σαφς ν το θεο (Origeni Comment. in Mat. t. XII; Migne Patr. gr. t. XIII p. 977). 334 Исх.9:6 : и вымер весь скот египетский; по снесении этого выражения с ст. 19 той же главы и с 5 ст. гл. 11 нельзя однако понимать его в буквальном смысле: казнь ограничивалась только скотом, бывшим в поле, как это ясно видно и из ст. 3. Бедность еврейского языка служит в данном случае, как и во многих других, причиной употребления слов, не вполне соответствующих по своему буквальному значению тем понятиям, для выражения которых эти слова употребляются: здесь нет слов для выражения ограничений (Geikie, Hours with Bible II, 145 note 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010