«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) История христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.) «История христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.) Поснова — классика церковной историографии, одна из лучших книг по истории Древней Церкви. «История христианской Церкви» Поснова характеризуется научной направленностью, стремлением изложить исторические факты, так как они были, выявить их истинные связи. Поснов пишет о сути истории христианской Церкви: «Изображению церковной истории подлежит все то, в чем выразилась и выражается жизнь общества Господня, именуемого Церковью, устрояющею вечное спасение людей. Задача истории не просто, так сказать, описать действительность и познать её без преследования каких либо побочных целей, при соблюдении полной объективности, но сделать понятным целое историческое развитие, все изменения и, насколько возможно, объяснить ход истории. Церковная история есть один из отделов, частей или сторон общего человеческого развития; уже в силу этого она не может быть изолирована от всеобщей истории. С другой стороны, есть и большое различие между ними. Если светская, гражданская история имеет в виду земное, политическое, культурно-просветительное развитие народов (человечества), то церковная история изображает стремление людей к вечной, небесной цели — спасению их душ». Михаил Эммануилович Поснов (1874-1931) История Христианской Церкви Часть I. Предисловие. Предварительные сведения. Источники церковной истории. Издания источников. Требования от историка объективности и аконфессионализма. Отношение церковной истории к другим наукам — светским и богословским. Границы истории христианской Церкви и разделение её на периоды. Церковная историография Период I-й. Период II-й. Вводная глава 1. Приготовление человеческого рода к пришествию Иисуса Христа. 2. Состояние языческого и иудейского мира ко времени пришествия Иисуса Христа. Религиозные верования иудейского народа в век Рождества Христова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

1. Наставление оглашенных в христианской вере Во время приготовления своего ко св. Крещению оглашенный обязан, согласно апостольскому наставлению, издревле принятому (Лаод. собора прав. 7) церковию в основание учения благочестия для вступающих в нее и указующему христианам в настоящей жизни преимущественно на веру в Бога, надежду на Него и любовь к Нему ( 1Кор. 13:13 ), изучить руководство в вере христианской – Символ, содержащий краткое изложение веры, необходимой всякому верующему; руководство к надежде христианской – молитву Господню или молитву верных и иные молитвы, особенно молитву ко Пресвятой Богородице, извлеченную из слов Архангела Гавриила, благовествовавшего Пресвятой Деве о воплощении Сына Божия; наконец, руководство к любви христианской – заповеди Божии, заключающиеся в десятословии. Начало обычая произносить пред Крещением исповедание или Символ веры вкратце указано Самим Спасителем, установившим Крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа, и апостолами, при которых крещаемый или призываемый в церковь Христову, «исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями» (Тим. 6:12). Так произнес пред Крещением исповедание веры евнух ( Деян. 8:37 ). Впоследствии в 364 г. 7 правилом Лаодикийского собора постановлено присоединять к церкви по изучении символа веры . Первоначально Символ веры пред Крещением произносили апостольский (Постановл. Апостол. кн. 7, гл. XLII. Тертул. в прещениях против еретиков, 13), а потом никео-цареградский, составленный первым и вторым вселенскими соборами в 325 и 381 годах. Отцы первого всел. собора, изложив Символ веры , говорили: «Как приняли мы от предшествовавших нам епископов и при оглашении и при восприятии Крещения, как научились божественных писаний: так веруем и теперь и представляем вам нашу веру» (Сократ, «Церковн. истор.», кн. 1, гл. 8). Об изучении молитвы Господней верующими свидетельствуют «Постановления Апостольские» (кн. VII, гл. 25, 45). Тертуллиян в книге своей о молитве (О молитве, IX), св. Златоуст (Златоуст в XIX беседе на Мф., 5), бл. Августин (Августин в 42 слове говорит, что молитву Господню оглашенные начинали учить за неделю до Крещения).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

I. Происхождение христианского образа Приводится по изданию: Л.А.Успенский. Богословие иконы Православной Церкви. I. Происхождение христианского образа К оглавлению Слово «икона» греческого происхождения. Греческое слово eikon означает «образ», «портрет». В период формирования христианского искусства в Византии этим словом обозначалось всякое вообще изображение Спасителя, Богоматери, святого, Ангела или события Священной Истории, независимо от того, было ли это изображение скульптурным монументальной живописью или станковой, и независимо от того, какой техникой оно было исполнено. Теперь слово «икона» применяется по преимуществу к моленной иконе, писанной красками, резной, мозаической и т.д. Именно в этом смысле оно употребляется в археологии и истории искусства. В Церкви мы также делаем известную разницу между стенной росписью и иконой, писанной на доске, в том смысле, что стенная роспись, фреска или мозаика, не является предметом сама по себе, но представляет одно целое со стеной, входи г в архитектуру храма, тогда как икона, писанная на доске, — предмет сама по себе. Но по существу их смысл и значение одни и те же. Разницу мы видим лишь в употреблении и назначении того и другого. Таким образом, говоря об иконах, мы будем иметь в виду церковный образ вообще, будь он писан красками на доске, исполнен на стене фреской, мозаикой или же скульптурный. Впрочем, и русское слово «образ», как и французское «image», имеют смысл очень широкий и относятся ко всем этим видам изображений. Прежде всего нам придется вкратце остановиться на тех расхождениях, которые существуют в вопросе происхождения христианского искусства и отношения к нему Церкви первых веков. Научные гипотезы о возникновении христианского образа многочисленны, разнообразны и противоречивы; противоречат они часто и точке зрения Церкви. Взгляд же Церкви на этот образ и его возникновение — один-единственный и неизменный от начала до наших дней. Православная Церковь утверждает и учит, что священный образ есть следствие Боговоплощения, на нем основывается и потому присущ самой сущности христианства, от которого он неотделим.

http://sedmitza.ru/lib/text/440323/

С приложением указания особенных церковных достопримечательностей Москвы 1. Понятие о церковной истории История – слово греческое и значит рассказ. Церковь тоже слово греческое н значит дом Божий 1 . Христианской Православной Церковью называется совокупность, или общество всех людей, которые православно, т. е. правильно, истинно веруют в Иисуса Христа, Спасителя мира. Общество истинно верующих в Иисуса Христа называется домом Божиим потому, что в этом обществе особенным образом живет Господь и управляет им, как хозяин управляет своим домом. Церковь называется христианскою потому, что люди, составляющие ее, веруют во Христа – Спасителя мира. Сами они от сей веры во Христа называются христианами. Церковь называется еще Православной потому, что христиане, составляющие ее, веруют во Христа правильно, т. е. так, как научил веровать Сам Иисус Христос и Его св. апостолы; так как есть христиане, которые веруют во Христа не совсем правильно, т. е. из учения Христова и апостольского нечто изменили они, иное прибавили, а иное убавили, отчего и называются неправославными. Рассказы об этой христианской Православной церкви, т. е. о том, как она началась, как по времени устраивалась и как за тем до настоящих времен продолжает свое существование, и составляют так называемую историю Православной христианской Церкви. Сошествие Святого Духа на апостолов и начало Христианской Церкви Иисус Христос, живя на земле, из своих верующих уже образовал христианскую церковь . И вот, когда Он после своего вознесения на небо, послал Духа Святаго на апостолов и прочих верующих, то этим уже утвердил и освятил ее, и с сего времени она начала более и более распространяться по земле. Иисус Христос обещал апостолам по вознесении своем на небо послать Духа Святаго на них, чтобы он научал их истине, укреплял в добре и помогал в деле распространения христианской веры на земле. И в 10-й день после Вознесения, и в 50-й после Воскресения Своего действительно послал Его на апостолов и других верующих. Был у евреев праздник Пятидесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Этот учебник, История Христианской Церкви, составлен по знаменитому учебнику Протоиерея Петра Смирнова, История Христианской Церкви, 1903 г. Наш учебник написан в 1989 г., для учеников " Русской Церковной Гимназии при Храме Всех Святых в Земле Российской Просиявших " в Бурлингейме, Калифорния. Книгой могут пользоваться и взрослые. Для них она будет конспектом по Истории Христианской Церкви. В конце книги помещен отдел библиографии, а также адреса откуда можно выписывать эти книги. Программа по Закону Божию в Бурлингейме, та же самая что и в " Русской Церковной Гимназии Св.Кирилла и Мефодия " при Скорбященском Соборе в Сан- Франциско и в приходской " Св. Покровской Школе " при Храме Покрова Пресвятой Богородицы в Пало-Алто. Все три школы находятся в районе Сан-Франциско. Программа, с небольшими изменениями, в основном, такая же самая какая была в русских школах до 1917 г., а за границей она сохранилась до сих пор: Класс School Возраст Гимн. Grade 8 1 2 Во всех 3-х пр.классах: 9 2 3 Молитвы, Двунадесятые праздники и 10 3 4 Заповеди Закона Божия 11 1 5 Ветхий Завет 12 2 6 Новый Завет 13 3 7 Богослужение 14 4 8 История Христианской Церкви 15 5 9 История Русской Церкви 16 6 10 Катихизис 17 7 11 Апологетика 18 8 12 Нравоучение пр. - Приготовительные классы) Таким образом История Христианской Церкви преподается в 4-ом классе гимназии; после Ветхого Завета, Нового Завета и Богослужения. Эта программа была составлена для русских школ в православной России, где вся страна, молилась, ходила в церковь и постила. Правда, последнее время до 1917 г., были отступления, но все таки в основном, это была православная страна. Жизнь в такой стране создавала русских людей с христианскими качествами характера, с православным мировозрением и по духу православными. Закон Божий который дети проходили в школе, была только теория того, что дети уже знали из своего личного опыта и из своей жизни. Сейчас же все совершенно другое. Русские за границей живут в странах которые не православные и в некоторых случаях даже не христианские, и в которых православные в меньшистве. Сама жизнь требует добавления к этой программе. Поэтому, во всех классах, паралельно с программой ведутся еще разговоры на следующие темы: (1) Церковный год, (2) Жития святых и (3) Современная жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1884...

I. Происхождение христианского образа Слово «икона» греческого происхождения. Греческое слово eikon означает «образ», «портрет». В период формирования христианского искусства в Византии этим словом обозначалось всякое вообще изображение Спасителя, Богоматери, святого, Ангела или события Священной Истории, независимо от того, было ли это изображение скульптурным 1 монументальной живописью или станковой, и независимо от того, какой техникой оно было исполнено. Теперь слово «икона» применяется по преимуществу к моленной иконе, писанной красками, резной, мозаической и т.д. Именно в этом смысле оно употребляется в археологии и истории искусства. В Церкви мы также делаем известную разницу между стенной росписью и иконой, писанной на доске, в том смысле, что стенная роспись, фреска или мозаика, не является предметом сама по себе, но представляет одно целое со стеной, входит в архитектуру храма, тогда как икона, писанная на доске, – предмет сама по себе. Но по существу их смысл и значение одни и те же. Разницу мы видим лишь в употреблении и назначении того и другого. Таким образом, говоря об иконах, мы будем иметь в виду церковный образ вообще, будь он писан красками на доске, исполнен на стене фреской, мозаикой или же скульптурный. Впрочем, и русское слово «образ», как и французское «image», имеют смысл очень широкий и относятся ко всем этим видам изображений. Прежде всего нам придется вкратце остановиться на тех расхождениях, которые существуют в вопросе происхождения христианского искусства и отношения к нему Церкви первых веков. Научные гипотезы о возникновении христианского образа многочисленны, разнообразны и противоречивы; противоречат они часто и точке зрения Церкви. Взгляд же Церкви на этот образ и его возникновение – один-единственный и неизменный от начала до наших дней. Православная Церковь утверждает и учит, что священный образ есть следствие Боговоплощения, на нем основывается и потому присущ самой сущности христианства, от которого он неотделим. Противоречие этому церковному взгляду распространяется в науке с XVIII века. Известный английский ученый Гиббон (1737–1791), автор книги «История упадка и падения Римской империи», заявил, что первые христиане питали непреодолимое отвращение к изображениям. По его мнению, причиной этого отвращения было еврейское происхождение христиан. Гиббон думал, что первые иконы появились лишь в начале IV века. Мнение Гиббона нашло многих последователей, и идеи его, к сожалению, в той или иной форме живут и до наших дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

И.В. Кривушин Содержание Введение 1. Евсевий Кесарийский: «Церковная история» 2. Сократ Схоластик: «Церковная история» 3. Эрмий Созомен: «Церковная история» 4. Феодорит Киррский: «Церковная история» 5. Евагрий Схоластик: «Церковная история» Раздел I. Рождение церковной историографии: Евсевий Кесарийский Глава I. Предыстория христианской церкви в трактовке Евсевия Глава II. Концепция церковной истории Евсевия Кесарийского § 1. Бог и Сатана в христианской истории § 2. Первый период истории христианства: от Христа до смерти Иоанна Богослова § 3. Второй период истории христианства: от апостолов до Диоклетиана. Концепция преемств § 4. Третий период христианской истории: Великое гонение и переворот Константина Глава III. Евсевий и раннехристианская церковно-историческая концепция § 1. Трансцендентные силы в христианской истории § 2. История церкви как преемство § 3. Проблема христианской империи: новаторство Евсевия Раздел II. Церковно-историческая концепция в церковной историографии V века Глава I. Церковно-историческая концепция Сократа Схоластика § 1. Событийность и время в «Истории» Сократа § 2. Церковная история как история смут § 3. Христиано-имперская история и ее интерпретация у Сократа § 4. Внутрицерковная история и христиано-имперская история: автономность и взаимодействие Глава II. Церковно-историческая концепция Эрмия Созомена § 1. Торжество концепции Мелитона. Слияние церковной и христиано-имперской истории § 2. Интерпретация внутренней истории церкви Глава III. Церковно-историческая концепция Феодорита Киррского § 1. Внутрицерковная история в интерпретации Феодорита § 2. Императоры и христианская империя в труде Феодорита. Судьба концепции Мелитона Заключение. Церковно-историческая концепция у историков V века. Общее и различное Раздел III. Церковно-историческая мысль в церковной историографии VI века Глава I. Секуляризация церковной истории в труде Евагрия Схоластика § 1. Церковная история в труде Евагрия Схоластика § 2. Историографические взгляды Евагрия: связь с античностью и установка на светское § 3. Историческая концепция Евагрия Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К.Я. Паромов Епископ Феодор (Поздеевский) и «Кружок ищущих христианского просвещения»: по переписке участников Источник Личность последнего ректора Московской духовной академии предреволюционой поры еп. Феодора (Поздеевского) , архипастыря, богослова, педагога, администратора, чуткого к общественным настроениям, противника грядущих перемен, неоднозначно воспринималась современниками. Сотрудничество видных представителей культурной элиты и «ученого монаха», возглавившего старейшую духовную школу, состоявшееся благодаря «Кружку ищущих христианского просвещения», вызывает интерес в свете характерных для начала ХХ в. попыток диалога духовенства и интеллигенции. Ключевые слова : еп. Феодор (Поздеевский) , «Кружок ищущих христианского просвещения», Московская духовная академия, «Богословский вестник», имяславие, свящ. П.А. Флоренский, М.А. Новоселов, митр. Антоний (Храповицкий) . «Кружок ищущих христианского просвещения», всего лет десять просуществовавший в Москве (с 1907 примерно по 1917 гг.), представляется сейчас, век спустя, исключительным явлением церковной и общественной жизни того времени, богатого на разного рода объединения и союзы, отражавшие и формировавшие большинство политических, культурных и религиозных направлений, чье множество, казалось, только подтверждало верность расхожих идеологем индивидуализма, представительства, соперничества, рационализма. «Мы говорим мир1 когда все в человечестве разделено на партии, группы, мнения, классы, организации, кружки и все враждуют против всех, борясь самым грубым и бесцеремонным образом за «места под солнцем», за власть, за преобладание, за сытость, за высокие идеи. Мир же Божий есть категория внутренняя и абсолютная. Он идет своими путями, иногда совпадая с миром человеческим, иногда расходясь с ним до величайшего контраста и отрицания», – писал в канун 1915 г. близкий кружковцам философ В.Ф. Эрн 2 . Стремлением избежать пагубного расхождения и было вызвано к жизни новое объединение. Идея содружества владела П.А. Флоренским, сочинявшим незадолго до поступления в Московскую духовную академию 3 : «Мало-помалу из [лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Лекцией митрополита Волоколамского Илариона об отношениях с католичеством и протестантизмом в МИФИ продолжился спецкурс «История христианской мысли» 3 октября 2013 г. 14:29 В продолжение спецкурса «История христианской мысли» 1 октября 2013 года в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ лекцию о разделениях в христианском мире и различиях в вероучении между христианскими конфессиями прочел митрополит Волоколамский Иларион , глава Отдела внешних церковных связей , председатель Синодальной библейско-богословской комиссии , ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры , заведующий кафедрой теологии МИФИ. Слушателями лекции стали ректор университета М.Н. Стриханов, проректоры и деканы вуза, преподаватели и студенты. Предварил ее показ пятого фильма из документального цикла митрополита Илариона «Церковь в истории». В нем повествуется о случившемся в XI веке расколе между Римом и Константинополем, последствия которого христианский мир испытывает до сих пор. Затем владыка Иларион рассказал слушателям об основных различиях между Православием, католицизмом и протестантизмом. Чтобы понять всю значимость произошедшего в XI веке события для истории христианства, нужно вспомнить об эпохе Вселенских Соборов, о догматах, о Символе веры, отметил архипастырь: «Символ веры — это краткое изложение всех основных догматов, то есть вероучительных истин христианской Церкви. Он читался как присяга каждым человеком, который приходил к Таинству крещения, причем крещение в те времена воспринималось не как малозначащий ритуал, как это часто, к сожалению, бывает в наше время. Многие приходили к крещению в сознательном возрасте, и этому предшествовало оглашение: люди приходили в церковь, встречались со священником или епископом, и он объяснял им основные истины христианской веры. Как правило, эти огласительные беседы строились в форме толкований на Символ веры. И Символ веры в итоге зачитывался самим крещаемым в момент Таинства крещения. Естественно, что слова Символа веры были отточены на протяжении веков. Они были приняты на одном Вселенском Соборе, дополнены на другом Вселенском Соборе, и предположить, что в эти слова можно внести хотя бы какое-то дополнение или изменение, было совершенно невозможно. Поэтому та добавка, которая появилась на Западе, — а появилась она не внезапно, но в результате определенного развития богословской мысли — на Востоке была воспринята с недоверием.

http://patriarchia.ru/db/text/3277221.ht...

М.В. Лодыженский Глава четырнадцатая. Путь христианского подвижничества «Луч солнечный, проникнувший через скважину в дом, просвещает в нем все, так что видна бывает и тончайшая пыль, носящаяся в воздухе; подобно сему, когда страх Господень приходит в сердце, то показывает ему все грехи». Иоанн Лествичник . Краткая история подвижничества. Вильям Джемс и А. Бе­зант о влиянии подвижников. Подвижники «Добротолюбия» о подвижничестве. Элементы подвижнического пути. Страх Божий, покаяние, смирение, вера в благодать, терпение, молитва , воздержание, милостыня, послушание. Сводка этих элементов в путь христианского подвижничества по «Добротолюбию». Искушения на пути. Характерные черты русского христианского подвижничества. «Покаяние есть великое горнило, которое принимает в себя медь, и претворяет ее в золото; берет свинец и отдает серебро». Ефрем Сириянин. Прежде чем приступить к детальному изучению подвижнического пути, разработанного авторами Добротолюбия, считаем не бесполезным сказать несколько слов о том, как возникло самое подвижничество, создавшее этот путь, и в каких формах оно явилось в эпоху расцвета подвижнической жизни, а именно во время от III до XV века. 574 В своей книге «Апостолы» Ренан, излагая историю возникновения и развития христианства, говорит, что христианство с первых шагов своих организовалось в небольшие общины – церкви не только по теологическим, но и по социальным причинам. Эти церкви являлись собраниями верующих и были вместе с тем ассоциациями взаимопомощи, отличающимися от современных нам коммун тем, что они имели религиозную основу, которой нет у современного социализма, создающего сообщества без основного связующего людей элемента – любви христианской – сообщества, в коих чуткая душа иной раз оказывается жестоко изолированной. В маленьких кружках, носивших название церквей, говорит Ренан, господствовала теплая приятная атмосфера. Все жили вместе одной и той же верой, одними надеждами. 575 Но очевидно, что эти условия были неосуществимы в большом обществе. Когда целые страны приняли христианство, организация первых церквей стала утопией, и соответствующий ей порядок укрылся в монастыри. По мнению Ренана, в этом смысле иночество является лишь продолжением первобытных церквей. Монастырь, как утверждает Ренан, есть необходимое последствие христианского духа. Христианство не может быть совершенным без монастыря, так как только в нем может осуществляться евангельский идеал.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010