Но так как блаженному соединению с Богом препятствуют всем нам грехи наши и блаженному покою нашему в Господе полагают сильную преграду наши земные пристрастия, то надежда христианина, как добродетель, требует, чтобы мы в надежде на будущее блаженство всю жизнь боролись со грехом и побеждали его, призывая в помощь Господа Иисуса Христа, и упражняли себя во всякой добродетели, по слову Господа: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный [ Мф. 5, 48 ]. Таково свойство христианской надежды: надеяться на Господа, но и самому трудиться в духовном делании, в очищении себя. И вот свойства христианской надежды: терпение в борьбе со грехом, [понуждение] себя в продолжение жизни ко всякому добру и усилие отстать от всякого греха. Царство Небесное силою берется, говорит Спаситель, и употребляющие усилие восхищают его [ Мф. 11, 12 ]. До крови стоять противу греха. Но как грех, в нас живущий, проник всё наше существо, и от ног даже до главы нашей нет в нас целости [рус.: здорового места] [ Ис. 1, 6 ], а всё в нас – один цельный, злокачественный труп, так как грехом крайне заражено наше сердце, от коего постоянно исходят помышления злая... прелюбодеяния... [ Мф. 15, 19 ], то нам предстоит трудная борьба с собою и с виновником всякого зла диаволом на всю жизнь; в нас самих [...] должна совершаться упорная война. В чем состоит, возлюбленная братия, внутренняя, или сердечная, брань наша противу греха? Объясним. Вот вы, с Божиею помощию, решились исправиться в жизни и вести себя по заповедям Божиим. До сих пор вы жили без страха Божия и не давали себе отчета в своей жизни, не поверяли своих дел и зол (и всякий грех для вас был по вашему понятию), творяще волю плоти и помышлений своих [ Еф. 2, 3 ]. Вы давали себе простор во всем: думали, что хотели, желали, положим, чего хотели, говорили и делали без строгого разбора, что хотели; знали, что есть Закон Божий писанный, или Божии заповеди, но до них вам было мало дела, как до чего-то стороннего, – многие из вас их не знали и не знают; знали, что в вас есть совесть и что совесть есть глас Божий: что она одобряет, то хорошо, что осуждает – худо, но вы думали, этот глас в нас (у нас есть воля: можно и не послушать своего гласа, вопиющего в пустыне души нашей, и не слушались часто; знали, что и люди в свете одобряют добро и осуждают зло, но до суда человеческого опять дела вам было мало; вы думали: люди все во грехах, и грешнику грешника судить – пользы и успеха мало, потому что кто, говаривали вы, другого осуждает, тот сам то же делает: буду делать, что хочу, несмотря на пересуды подобных мне грешников).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Аминь. Речь в день празднования тысячелетия со дня блаженной кончины святого равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского, произнесенная после молебна на Ивановской площади в городе Казани, 6 апреля 1885 года. «Возведи окрест очи твои, Сионе»! До пришествия на землю Господа нашего Иисуса Христа один только Иерусалим, «град Сионский», с своим единственным тогда во всей вселенной храмом Богу истинному был городом святым, жилищем Божиим, и одни только Евреи, чада Авраамовы, как носители истинного Боговедения и Богопочтения, были народом избранным, достоянием Божиим, «чадами Сиона» и «семенем святым». С пришествием же Христовым, с установлением завета нового, Царство Божие распространилось по всей земле, открылось во всех концах вселенной. Из Иерусалима, как из центра, слово евангельское простерлось до конечных пределов земли, дошло и до язычников, которые, как не имевшие света истинного Боговедения, назывались дотоле народом, «седящим во тьме и сени смертней», но которые теперь, как просвещенные светом Христова учения, суть также «народ избранный, семя святое, семя Израилево». И «град святый» ныне уже не один только Иерусалим, а всякое место, всякий град и страна, где славится и призывается всесвятое имя Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и «храм Божий» ныне тоже не один на земле, а безчисленное множество: ими, можно сказать, усеяно все лицо земли, и «святое семя Израилево», достояние Божие, расширилось и разрослось теперь в народ великий и многочисленный, как песок морской, – народ христианский. «И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли» ( Деян. 1, 8 ), говорил Господь Своим ученикам, указывая на всемирное распространение проповеди евангельской. Но так как до пришествия Господня только один Иерусалим был городом святым и свет христианского учения оттуда распространился по вселенной, то он и называется в церковных песнопениях Сионом святым, материю церквей, Божиим жилищем: «Радуйся, Сионе святый, Мати церквей, Божие жилище» (Стихира Октоиха, гл. 8). Провидя духом такое всемирно-историческое значение Иерусалима и созерцая повсюдное распространение Царства Христова, Царства Божия на земле, один из величайших ветхозаветных пророков восторженно взывал: «Светися, светися, Иерусалиме, прииде бо твой свет и слава Господня на тебе возсия. Се, тьма покрыет землю, и мрак на языки, на тебе же явится Господь, и слава Его на тебе узрится. И пойдут царие светом твоим, и языцы светлостию твоею» ( Ис.60:1–3 ). А святый песнописец христианский, видя исполнение сего пророчества во всемирном торжестве христианского учения и повсюдном его распространении радостно воспел это торжество словами пророческой же песни: «возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь, се бо приидоша к тебе, яко богосветлая светила, от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Многие, говорит святой Иоанн Богослов, пришли к Иисусу и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда. ( Ин.10:41 ). О последователях же своих Господь сказал в предсмертной беседе ученикам своим: Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне, а если не так, то верьте по самым делам. Истино, истинно говорю вам верующий в Меня, дела, которыя творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду ( Ин.14:11,12 ). И пред вознесением своим на небеса сказал апостолам: Знамение веровавшим сия последует: именем моим беси ижденут, языки возглаголют новы, змия возмут, аще и что смертно испиют, невредит их, на недужныя руки возложат и здрави будут ( Мк.16:17,18 ). Господи! Мы недостойны того, чтобы над нами совершались дивные силы Твои, как совершались и совершаются чрез истинно святых последователей Твоих; приложи нам веру в Твои дела, совершенные Тобою для нашего спасения и в чудеса святых твоих, исправи и спаси нас. Аминь. Беседа 10. Ветхозаветные пророчества об Иисусе Христе Исследуйте Писания; ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную: а они свидетельствуют о Мне, сказал Господь иудеям ( Ин.5:39 ) Во время прошедшего собеседования сказано было, что Божественные откровения и чудеса, свидетельствующие об истинности христианской веры, идут от начала рода человеческого до наших времен, так что и в этом отношении никакая религия не может идти в сравнение с христианской. Во времена Ветхого Завета Господь приготовлял людей к принятию Божественного Основателя нашей веры главным образом чрез пророчества о Нем. Еще в раю сказано было падшим прародителям нашим, что семя жены сотрет главу змия обольстителя; этим указывалось на то, что Избавитель рода человеческого родится от жены без мужа. Это было за 5500 лет до пришествия Спасителя. Когда после потопа народы отступили от Бога, и Господь решил произвести от верного Ему Авраама народ, от которого имел произойти Христос: тогда открыл Аврааму, что о его семени благословятся все народы земли ( Быт.22:18 ). Это было за две тысячи лет до Рождества Христова. У внука Авраамова патриарха Иакова родилось двенадцать сыновей, и патриарх, умирая, предсказал, по Божьему вдохновению, сыну своему Иуде, что род его будет царствовать над евреями, доколе не придет Примиритель, которому покорятся народы ( Быт.49:10 ). Это было за 1700 слишком лет до рождения этого Примирителя. Моисей пред своею кончиною предрек еврейскому народу: пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой; Его слушайте; т.е. Бог воздвигнет не простого пророка, но и великого законодателя, ходатая и основателя нового завета. ( Втор.18:15 ; Иер.31:31–35 ). Это было за полторы тысячи слишком лет до Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

6 ст. Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа. И я уверен, что ваше участливое отношение к делу распространения веры Христовой в вас не ослабеет, и вы, с Божией помощью, останетесь такими же до дня Иисуса Христа, т. е. до дня 2-го пришествия Господа, а по отношению к каждому верующему, – до дня его смерти, когда он предстанет пред лице Господа. 7 ст. Как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати. Да я иначе и думать о вас не могу; я всегда ношу вас в сердце моем, т. е. всегда помню о вас и, нахожусь ли я в узах или держу ответ пред судом, проповедую ли и защищаю учение Христово среди неверующих, я всегда вспоминаю о вас, как моих соучастниках в деле благовествования. 8 ст. Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа. Т. е. люблю вас любовью чистой, бескорыстной, самоотверженной, готов положить за вас жизнь мою. 9 ст. И молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве. И я молюсь Господу, чтобы вы все более и более усовершались в христианском боговедении, в познании христианских истин, и во свете их усовершались во всяком добром христианском чувстве, чрез что возрастала бы и усовершалась в вас и самая любовь ваша. 10 ст. Чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов. Любовь и добрые христианские чувства вернее всего научат вас познавать лучшее в нравственной жизни и деятельности человека, отличать то, что ведет ко спасению и поставит вас чистыми и безупречными в день суда Божия. 11 ст. Исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию. Кто преисполнен любви и усовершился в ней, тот приносит только плоды праведности, т. е. творит добрые дела, и не сам по себе, не своими силами, а благодатной помощью Господа нашего Иисуса Христа. Он, ничего себе не приписывая, все это творит во славу Божию и в прославление Бога. Всего этого желает ап. Филиппийцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

I век Рождение христианской Церкви Вот уже две тысячи лет прошло со времени Рождества Христова, которое разделило всю историю человечества на две части – до Рождества Христова и после него. Именно с Рождества Христова многие начинают отсчет истории христианства. Однако когда мы говорим о христианстве, то имеем в виду не христианство вообще. Говоря о христианстве, мы прежде всего подразумеваем христианскую Церковь . Согласно евангельскому повествованию, Иисус Христос на протяжении трех лет осуществлял Свое общественное служение. Он учил, творил чудеса, предвозвещая людям начало новой жизни. Христа слушало множество людей. Толпы собирались посмотреть на человека, в Котором многие видели долгожданного Мессию. Но это еще не была Церковь . Вокруг Спасителя сформировалась группа из двенадцати самых преданных учеников – будущих апостолов. Но и они до определенной поры еще были маловерны, духовно слабы. В последний период Своей жизни на земле Иисус Христос неоднократно повторял ближайшим ученикам о том, что скоро Его близкое общение с учениками закончится. Скоро вместо Христа к ученикам придет Утешитель, Дух истины. Он не только напомнит им учение Христово, но и научит их всему. Уже после Распятия и Воскресения из мертвых и незадолго до Своего Вознесения Иисус Христос дал такое повеление ученикам: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым ( Деян. 1, 4–5 ). И добавил: вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме… и даже до края земли ( Деян. 1:8 ). Единственный рассказ об основании Церкви Христовой сохранила Книга Деяний апостольских. Без осмысления того, что произошло в тот день, как это событие было воспринято религиозным сознанием очевидцев, иерусалимских христиан, нельзя понять дальнейшей истории спасительного служения Церкви. Возвратившись после Вознесения Спасителя с Елеона в Сионскую горницу, апостолы единодушно пребывали в молитве ( Деян. 1:14 ). Так продолжалось еще десять дней, пока не наступил праздник Пятидесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Беды чаще постигают земной круг и имеют служить указателем на близость конечного разрушения судеб мира, ибо появляются в такой же последовательности, как болезни у рождающей. Таково, может быть, значение Евангельского изречения: «начало болезней». «Как у беременной женщины (говорится в 3 книге Ездры), когда в девятый месяц настает ей пора родить сына, часа за два, за три до рождения боли охватывают чрево ее и, при выходе младенца из чрева, не замедлят ни на одну минуту, – так не замедлят прийти на землю бедствия и люди того времени восстенают; боли охватят их» ( 3Ездр. 16:38–40 ). Участь осажденного в 70 г. по Р. Х. Иерусалима с превосходящими всякое описание ужасами внутри его разразится над всем земным кругом только в самом конце времен. Частные же проявления грозного суда Божия совершаются и будут совершаться в известной постепенности. И вот четвертый период, как видим из Откровения, охватывает редкими болями еще не всю землю, а только четвертую часть ее. Откуда же начинается наступление на земной круг ада преисподнего? На это есть (для желающих принять) отдаленное указание в только что упомянутой апокалипсического характера книге, не имеющей, впрочем, канонического авторитета, хотя и прилагаемой к Библии, как душеполезной в смысле назидательного чтения. Это третья книга Ездры. «Вот видение грозное (говорит о последних временах Ездра) и лице его от востока. Выходят порождения драконов Аравийских. Вот облака от востока и от севера до юга, и вид их весьма грозен, исполнен свирепости и бури. Они столкнутся между собой, и будет кровь от меча до чрева и помет человеческий – от седла верблюда: страх и трепет будет великий на земле» ( 3Ездр. 15:28–29, 34–36 ). Думается, что здесь (для желающих принять) в коротких словах очерчены военные события начала болезней земного круга в течение четвертого периода последних времен. Остановим внимание на значении слов: «выступят порождения драконов Аравийских». В собственном смысле это, быть может, аравийские мавры. Нашествия их в VIII и последующих веках на области христианского мира и истребление восточной части Христианской Церкви огнем и мечом хорошо известны из всеобщей истории. Повторения сего возможно ожидать в будущем, как с их стороны, так и со стороны подобных им по происхождению языческих обитателей Срединной империи. Известно, что несметные массы их (ныне находящиеся под игом Манджуров) как бы связаны чем-то до времени в проявлении своих кровожадных инстинктов против христианского рода. Но вот, наконец, выходят порождения драконов Аравийских. Можно полагать, что это и есть начало болезней земного круга в четвертом периоде последних судеб. Эти новые Аравитяне родственны по происхождению древним Аравитянам, Маврадянам, родственники им, ибо как те, так и другие одного и того же семитического происхождения от Сима, старшего сына Ноя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Воскресение Христово Спасительные плоды воскресения Христова Воскресение Христово есть основа нашей веры христианской, православной. Воскресение Христово есть та первая, важнейшая, великая истина, возвещением которой начали свое благовестие после сошествия Святого Духа апостолы. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его воскресением дарована нам вечная жизнь. Поэтому воскресение Христово есть предмет постоянного торжества Церкви, не умолкающего ликования, достигающего своей вершины в празднике святой христианской Пасхи. Спасительными плодами воскресения Христова являются: А) победа над адом и смертью; Б) блаженство святых на небесах и начало бытия Небесной Церкви; В) ниспослание Духа Святого и создание Христовой Церкви на земле. Победа над адом и смертью Человеческое существование после потери рая имеет две формы: а) земная – телесная жизнь и б) загробная жизнь. Земная жизнь заканчивается телесной смертью. Душа и после телесной смерти сохраняет свое бытие, но состояние ее за гробом, по слову Божию и по учению Отцов Церкви, бывает разное. До пришествия на землю Сына Божия и до Воскресения Его из мертвых – души умерших находились в состоянии отверженности, в удалении от Бога, в мрак, в ад, в преисподней (евр.: шеол, Быт. 37:35 ). Пребывание в аде было подобно духовной смерти, как это выражено в словах ветхозаветного псалма: «Во гробе кто будет славить Тебя?» ( Пс. 6:6 ). В ад заключены были и души ветхозаветных праведников. Эти праведники жили на земле верой в грядущего Спасителя, как это разъясняет ап. Павел в 11 гл. послания к Евреям, и по смерти томились в ожидании искупления их и освобождения. Так продолжалось до воскресения Христова, до наступления Нового Завета: «Все эти свидетельствованные в вере не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.» ( Евр. 11:39–40 , по русск. переводу). Наше избавление было и их избавлением. Христос, после Своей крестной смерти, сошел душою Своею и Своим Божеством в ад, в то время, как Его тело находилось в гробе, благовествовал пленникам ада спасение и извел оттуда всех ветхозаветных праведников в светлые обители Царя Небесного (Правосл. Исповедание, ч. 1). Об этом изведении праведников читаем в послании ап. Петра: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал.» ( 1Петр. 3:18–19 ) – «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, – читаем там же далее, – чтобы они, подвергшись суду по человеку плотью, жили по Богу духом.» ( 1Петр. 4:6 ).– О том же говорит и ап. Павел, а именно: приведя стих псалма: «Восшел на высоту, пленил плен и дал дары человекам,» апостол продолжает: Посему и сказано: «Восшел на высоту, пленил плен и дал дары человекам.» Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» ( Ефес. 4:8–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Мы же, для краткости, разделим Историю Церкви на две части, из которых в первой будет изложена общая церковная история, от сошествия Св. Духа на Апостолов до отпадения западной Церкви от союза с восточной, а во второй–история Русской Церкви, от начала христианства между племенами славянскими до учреждения Святейшего Синода (863–1721). Часть 1. От сошествия Св. Духа на апостолов до отпадения западной Церкви от союза с восточной (34–863) Глава 1. Первоначальное основание и судьба Христовой Церкви 1. Сошествие Св. Духа на Апостолов и первые успехи Христовой веры в Иерусалиме Первое основание Христианской Церкви положил Господь наш И. Христос, Он собрал около Себя первых учеников и последователей и соединил их в одно религиозное общество, новым законом веры и деятельности, вновь установленными Им таинствами и священноначалием. Завершение этого основания должно было последовать через ниспослание обещанного от Господа ученикам Св. Духа. Без помощи Св. Духа Апостолы не могли бы надлежащим образом ни уразуметь учения своего Божественного наставника, ни исполнить данных Им заповедей, ни сделаться раздателями благодатных даров в св. таинствах; самое совершение св. таинств не могло иметь места без присутствия в них Св. Духа. Посему-то и Христос, заповедав ученикам Своим идти с проповедью во весь мир и совершать таинства, в то же время, перед Своим вознесением на небо, запретил им приступать к возложенному на них служению, пока они не получат обещанного Св. Духа и не облекутся силой свыше. Возвратившись с горы Елеонской, Апостолы, согласно с повелением Иисуса Христа, неразлучно пребывали в одной горнице и проводили время в молитве и ожидании Св. Духа 1 . С ними находились: Мария, Матерь Иисуса, братья Его и многие из учеников, всех около 120 человек. И вот, в 50-й день по вознесении Христовом, поутру, в третьем, часу (по нашему в 9-м), внезапно сделался слышен с неба шум как-бы от несущегося сильного ветра, и наполнил дом, в котором находились Апостолы и ученики Христовы. Явились разделяющиеся языки, как-бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Св. Духа и начали говорить на других языках, как Дух давал им провещевать. Сбежавшееся на шум Иудеи, между коими много было (приехавших в Иерусалим на праздник Пятидесятницы) уроженцев Аравии, Персии, Египта, крайне изумились, услышав, что простые галилейские рыбари говорят на разных языках о великих делах Божиих. Апостол Петр возвестил, что сей дар получен ими от Св. Духа, ниспосланного распятым и воскресшим Господом. Слушавшие речь Петра умилились сердцем и сказали Апостолам: «братия, что нам делать?» Петр же отвечал им: «покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог . Действие чуда было так поразительно, что немедленно до трех тысяч уверовали во имя Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

«Рассказ о мучениках свидетельствует не только о мужестве иудеев, которые были готовы умереть за свои отеческие традиции, но и о том, что вера в Воскресение мертвых была широко распространена в еврейском народе задолго до пришествия Христа». Начиная Слово, посвященное Маккавеям, Григорий Богослов говорит о том, что немногие христиане чествуют этих мучеников, так как они пострадали до Христа. По убеждению св. Григория «Есть некое мистическое и сокровенное учение, весьма убедительное для меня и для многих Боголюбивых людей, согласно которому никто из достигавших совершенства прежде пришествия Христа не мог достичь этого без веры во Христа. Ибо Слово, хотя явно открылось лишь в известные последние времена, было и прежде известно тем, кто чист разумом, как это явствует из (примера) многих, прославленных до Христа». Не смотря на то, что Маккавеи что пострадали до крестной смерти Христа — они пострадали «согласно Кресту», а потому, несомненно, заслуживают особого почитания со стороны христианского мира. Несомненно, одним из наиболее ярких примеров христианского подвига в этом повествовании является мать, которая не только стала свидетельницей смерти своих детей, но и сама вдохновляла их на мученический подвиг: «Я не знаю, как вы явились во чреве моем; не я дала вам дыхание и жизнь; не мною образовался состав каждого. Итак, Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы теперь не щадите самих себя за его законы». Святой Григорий, очевидно пораженный ее поступком, сравнивает ее подвиг с подвигом Авраама, готового, из послушания Богу, принести в жертву своего сына: «Мать, мужественная и благородная, любящая и своих детей, и Бога, переносит в сердце своем сверхъестественные страдания. Не жалеет она страдающих детей, напротив, она боится, что они не пострадают. Она не столько скорбит об отшедших, сколько желает, чтобы присоединились к ним оставшиеся… О, мужественная душа в женском теле! О, чудная и великодушная жертва! О, жертва Авраамова и, если не дерзко сказать — большая Авраамовой! Ибо он одного, хотя и единородного, приносит с готовностью, она же посвятила Богу целый народ сыновей, превзойдя и матерей, и священников числом жертв… Она приводила в пример свою седину и старость для большей убедительности увещаний не для того, чтобы спасти детей от смерти, но чтобы побудить их к страданиям».

http://pravmir.ru/medovyj-spas-i-uspensk...

Августейшее имя Ее – с одной стороны, и с другой – имя чтимого во всей России пастыря о. Иоанна Кронштадтского , устроившего один из первых и лучший, прочно поставленный дом трудолюбия, служат нам ручательством того, что в новом направлении общественной благотворительности не будет подавлено чисто-религиозное, нравственно-христианское начало, искони присущее милосердию нашего народа. Благотворительность ни в каком случае не может быть поставлена вне всякого влияния Церкви, не может быть лишена религиозного характера, – иначе она будет лишена и нравственного значения 110 . Только при таком направлении учреждение домов трудолюбия восстановит истинное христианское значение милостыни, источник которой – теплое сострадательное чувство, а цель – уничтожение нужды, нищеты и страдания; только при таком направлении новое дело обратится в орудие нравственного воспитания и благотворителей, и нуждающихся. Замечательно в этом отношении воззрение древнего богооткровенного законодательства, которое также стремилось соединить вместе и труд и благотворение: «Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай; и виноградника твоего не обирай до чиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу» ( Лев. 19:9–10 ). Так неимущий получал милостыню, но взять ее должен был собственным трудом и усилиями. Взгляд этот глубоко был усвоен Ветхим Заветом. «Каждому человеку, – говорит премудрый Соломон, – назначен труд по мере его» ( Еккл. 6:7 ); «человек рождается на труд, как птица на летание», сказано в книге Иова 5:7. Христианство, восполнившее и завершившее древний богооткровенный закон, начинает новую эпоху в истории труда, в корне изменив отношение к нему. До христианства знали только подневольный труд раба и считали его презренным, несовместимым с достоинством человека. Известный римский поэт только повторяет убеждение своих современников, когда говорит: «Ненавижу я этот простонародный (чернорабочий) сброд и держусь от него как можно дальше»...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010