Ибо Ему во всем служит Его порождение и Его подобие, т. е. Сын и Дух Святый, Слово и Премудрость, Которым служат и подчинены все ангелы. Итак, суетны те, которые на основании слов: «никто не знает Отца, кроме Сына», вводят другого неведомого Отца. Глава VIII. Христос спас не только Авраама, но и его потомков, исполняя, а не разрушая Закон 1. Суетен Маркион и его последователи, исключающие от наследия Авраама, которому Дух чрез многих и особенно чрез Павла дает свидетельство, что он «поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» ( Рим.4:3 ): и Господь (дает ему свидетельство), во-первых, воздвигая из камней чад ему и делая семя его как звезды небесные и говоря: «что придут с востока и запада, с севера и юга и воссядут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» ( Мф.8:11 ), и потом говоря иудеем: «когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царстве Небесном, а себя изгоняемыми вон» ( Лк.18:28 ). Посему ясно, что отвергающие спасение его и выдумывающие другого Бога кроме Того, Который дал обетование Аврааму, остаются вне царства Божия и чужды наследия нетления, потому что уничижают и хулят Бога, Который чрез Христа Иисуса вводит Авраама в царство небесное и семя его, т. е. Церковь , на которую и переходит усыновление и обещанное Аврааму наследие. 2. Ибо Господь освобождал семя его, разрешая от уз и призывая ко спасению, как Он сделал относительно исцеленной Им женщины, ясно говоря тем, которые не имели веры подобно Аврааму: «лицемеры! не отвязывает ли каждый из вас в день субботний вола своего или осла, и не ведет ли напоить? Сию же дочь Авраамову. которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от сих уз в день субботний» ( Лк.13:15–16 ). Очевидно, что Он разрешил и оживил тех, которые, подобно Аврааму, веровали в Него, и ничего не сделал против Закона, когда исцелил в день субботний. Ибо Закон не запрещал людям исцеляться в день субботний, напротив, он даже обрезывал их в этот день и повелевал священникам совершать для народа службы, даже не запрещал врачевания бессловесных животных.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Когда мальчик подрос, дочь фараона взяла его к царскому двору и назвала Моисеем. Здесь он вырос и научен был всей египетской мудрости, но, живя при царском дворе, он не забывал своего бедного народа. Однажды Моисей пошел проведать своих братьев евреев и увидел, что египтянин бьет еврея. Он убил египтянина и зарыл его в песке. На другой день он опять пошел и видит, что два еврея ссорятся между собой. Он спросил у обижающего: «Зачем ты обижаешь своего ближнего?» А тот и говорит ему: «Кто поставил тебя начальником и судьей над нами? Не думаешь ли убить и меня, как убил вчера египтянина?» Моисей испугался, когда узнал, что о вчерашнем его поступке знают уже все и даже сам фараон. Чтобы спастись от смерти, он убежал из Египта и пришел в землю Мадиамскую. Здесь он остановился у священника Иофора, подружился с ним и женился на его дочери Сепфоре. Бог посылает Моисея вывести евреев из Египта В земле Мадиамской Моисей пас овец у своего тестя Иофора. Раз он был со стадом близ горы Хорив и увидел куст, который горел, но не сгорал. Он подошел ближе к кусту и услышал голос: «Моисей, Моисей! Не подходи близко, сними сапоги с ног твоих, потому что место, где ты стоишь, святое». Моисей снял сапоги. Тогда Господь сказал: «Я – Бог твоих отцов: Авраама, Исаака, Иакова. Я вижу бедствия Моего народа в Египте и хочу вывести его оттуда и ввести в прекрасную землю Ханаанскую, а ты поди к фараону и выведи Мой народ из Египта». Моисей начал отказываться. Он говорил: «Кто я такой, чтобы идти мне к фараону и вывести евреев из Египта?» На это Господь сказал ему: «Я буду с тобой». Потом Моисей спросил: «А что, если Израилевы сыны не поверят тому, что Ты послал меня вывести их из Египта?» Господь спросил у него: «Что это у тебя в руке?» «Палка», – отвечал Моисей. Господь сказал: «Брось ее на землю». Моисей бросил, и из палки сделался змей. Моисей испугался и хотел было бежать, но Господь сказал ему: «Возьми его за хвост». Моисей взял, и змей опять превратился в палку. Потом Господь сказал Моисею: «Положи руку за пазуху». Он положил, и рука покрылась проказой. Господь сказал ему в другой раз положить ее за пазуху. Он положил, и рука сделалась чистой, как прежде. Господь сказал ему: «Эти чудеса ты сделай, чтобы поверили тебе. Если же не поверят, то возьми воды из реки, вылей на землю и вода станет кровью». Но Моисей еще отказывался. Он говорил: «Я косноязычен, я не могу хорошо говорить». Господь на это сказал: «Я открою твои уста, а в помощь тебе дам твоего брата Аарона. Ты будешь говорить ему, а он – народу».

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Когда Моисей родился, мать сначала скрывала его чтобы не убили Египтяне, потом видит, что уже нельзя более скрывать, положила младенца в осмолённую корзину и отнесла на реку – в то место, куда приходила дочь Фараона купаться. Пришла царевна и увидела корзину. В ней младенец плачет. Она сжалилась над ним, взяла к себе и воспитала его как сына. Моисей жил при царе сорок лет и научился всей премудрости Египетской. Но он не радовался своему счастью. Он скорбел о своём родном народе и думал как бы помочь ему. Раз на работах он увидел – один Египтянин жестоко бил Еврея. Моисей заступился за него и убил обидчика. Опасаясь наказания, Моисей ушёл из Египта в чужую землю. Там он женился на дочери священника Иофора и пас овец его. Однажды Моисей в поле далёко зашёл с овцами и увидел – терновый куст горит, а не сгорает. Он подошёл ближе к кусту и услышал голос с неба: Я Бог отцов твоих. Я знаю скорби народа Моего и иду избавить его. Пойди ты к Фараону и скаж, чтобы он отпустл Евреев из Египта в землю Ханаанскую (им обетованную). Моисей отговаривался: ни Фараон, ни народ не поверят что я послан от Бога. Тогда Бог дал Моисею чудную силу поражать Египтян страшными казнями и велел идти к Фараону вместе с братом Аароном . „Он выйдет навстречу тебе – сказал Господь. – Возьми жезл твой, им будешь творить знамения“. Моисей повиновался воле Божьей. Он и брат его Аарон пришли к Фараону и десятью казнями 8 заставили его отпустить Евреев из Египта. Особенно страшная была последняя казнь. (О народе, который произошёл от сынов Иакова. Как он назывался и как ему жилось? За что Бог наказал их? как помиловал? О Моисее. Бегство его из Египта. Как Господь призвал его освободить Евреев от рабства?) 11. Пасха и исход Евреев из Египта Исх. 12:1–38 После девят казней Господь повелел, чтобы Евреи в каждой семье ночью закололи лучшего ягнёнка, кровью его помазали косяки дверей в домах своих, а мясо съели с пресным хлебом и горькими травами. Господь сказал: «в эту ночь я поражу всякого первенца у Египтян, а ваши дома, где увижу кровь пройду мимо». Тогда же Бог повелел чтобы Евреи каждый год в этот день праздновали – закалали агнца и как сказано, ели его, – это в память избавления своего от рабства. Праздник этот назван Пасхой .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Моисей простер над ними свой жезл, отвязал их и пошел в комнаты царя; львы, ласкаясь, пошли за ним, как собаки за своим господином. Фараон был глубоко поражен этим, равно как и тем, что лица Моисея и Аарона блистали, как лица ангелов Божиих. Чего вы хотите, спросил он их? Иегова, Бог еврейский, отвечали они, послал нас сказать тебе: отпусти народ мой совершить служение мне в пустыне. Попуганный фараон велел им прийти на другой день. Когда они ушли, фараон позвал волхва Валаама и двух сыновей его, Ианния и Мамврия, и рассказал им о случившемся, Валаам сказал: эти люди такие же волхвы, как и мы; позови их, и мы испытаем их. Далее следует рассказ о состязании волхвов с Моисеем и Аароном в чудесах и проповедь Моисея пред фараоном о Едином Боге. Фараон приказал принести список, в котором были записаны имена всех богов египетских; он искал в них имени Иеговы, о котором говорил Моисей, но не нашел его. Моисей сказал, что Иегова есть Бог богов и это есть имя Его, и просил отпустить евреев в пустыню для совершения служения Ему; но фараон не послушал Его, и Бог наказал Египет страшными казнями. При рассказе о побиении первенцев египетских в Яшар замечено, что даже картины и статуи первенцев, умерших прежде этого дня, уничтожались, падали на землю и разбивались; а тех первенцев, которые были погребены в домах, собаки вырывали и волочили их кости на глазах египтян. Дочь фараона, воспитавшая Моисея, ночью вместе с фараоном пришла к Моисею и сказала ему: это ли благодарность за все, что я для тебя сделала, что ты навел такое бедствие на меня и на дом отца моего?... Но коснулась ли тебя, заметил ей Моисей, хотя одна из тех казней, которыми Бог поразил Египет, а между тем ты перворожденная у своей матери? Он представил ей, что фараон и египтяне сами навлекли на себя это бедствие, потому что противились Иегове. – Видя Моисея непреклонным, фараон отпустил народ еврейский. В то время, как евреи, собираясь в путь, забирали у египтян разные золотые и серебряные вещи, Моисей думал только о том, чтобы вытащить из Нила гроб Иосифа и взять с собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Однажды им приснились сны. Иосиф истолковал их. Предсказание исполнилось: виночерпий был помилован, а хлебодар повешен. Через два года загадочный сон приснился фараону. Он стоял у реки. Из нее вышли семь тучных коров и стали пастись в тростнике. После них вышли из реки семь худых коров и стали рядом с тучными. Худые коровы съели тучных. Фараон проснулся и вновь заснул. Видит другой сон. На одном стебле поднялось семь колосьев тучных и хороших. После них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром. Семь тощих колосьев пожрали семь тучных колосьев. Фараон был смущен снами. Он призвал всех своих волхвов и мудрецов, но никто не смог истолковать сны. Тогда виночерпий вспомнил об Иосифе. Он сказал о нем фараону, тот распорядился привести узника и просил истолковать сны. Получив вразумление от Бога, Иосиф истолковал их. Семь тучных коров и семь полных колосьев — это семь лет обильного урожая. Семь худых коров и семь тощих колосьев, иссушенных восточным ветром, символизировали семь лет голода в земле Египетской. Сон фараона о семи тучных колосьях и семи тощих колосьях. Собор Святого Марка, Венеция      Сны, которые видел фараон, имеют чисто египетскую специфику. В Египте корова считалась символом плодородия почвы, а также олицетворением самого Египта. Река, из которой вышли коровы, скорее всего Нил. Он благодаря своим периодическим разливам был главным источником плодородия страны. Иосиф дал совет поставить надзирателей и в течение семи изобильных лет собирать пятую часть урожая в житницы. Фараон поставил Иосифа над всей землей Египетской. В знак вверенной ему власти он снял со своей руки перстень и надел его на руку Иосифа. Фараон дал Иосифу новое имя — Цафнаф-панеах, которое в переводе с египетского значит: «Бог говорит: Он живет». Фараон дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца илиопольского. Иосифу было тридцать лет. Еще до наступления голодных лет жена его Асенефа родила ему двух сыновей: Манассию и Ефрема. Значения этих еврейских имен соответствовали обстоятельствам жизни Иосифа и пережитым им чувствам: Манассия — дающий (возможность) забыть , Ефрем — плодородный .

http://pravoslavie.ru/103644.html

Однако евреи остаются твёрдыми в своей религиозной вере, в своих национальных воспоминаниях; они не смешиваются со своими властелинами; они страдают, не противодействуя; они не думают о самоосвобождении, но они не перестали верить в своего Бога и ожидают освободителя. Моисей был спасен из реки Нила дочерью самого фараона. Он был воспитан в Гелиополисе среди пышностей двора и научен всем знаниям египетских жрецов. Все это, казалось, должно было сделать Моисея истым египтянином. Но он остаётся верным израильтянам, верным вере и судьбе своих братьев. Их угнетение приводит его в негодование; увидев, что египтянин бьёт одного еврея, он поразил обидчика. Но угнетённые братья опасаются его и отрекаются от него вместо того, чтобы поддерживать его. Моисей бежит из Египта и скрывается в пустыне среди одного племени кочующих арабов, мадианитян, происходящих, как и он, от Авраама. Их глава, Иофор, отечески принимает его и выдаёт за него дочь свою Сепфору. Ревностный израильтянин, не хотевший остаться египтянином, делается арабом и в продолжении многих лет разделяет кочующую жизнь гостеприимного племени. Он кочует по Синайскому полуострову с слугами и стадами своего тестя; в центре этого полуострова, некогда провинции царства фараонов, но отошедшего во владение арабов-пастырей, возвышается гора Синай, с которой с незапамятных времён у окружного населения соединяются священные предания, как с горой Арарат в Армении и с Гималаями в Индии. В этом священном месте перед пылающим кустом Моисей, исполненный веры, слышит Бога, Который призывает его и повелевает ему идти и вывести Свой народ, детей Израиля, из Египта. Как некогда Авраам, Моисей смиряется и в сомнении о своих силах говорит: «Кто я, мне ли идти к фараону и мне ли вывести из Египта сынов Израилевых?... Вот я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бои отцов ваших послал меня к вам. А они мне скажут: как Ему имя? Тогда Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И ещё сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» ( Исх.3:11, 13, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/razm...

Пока египтяне помнили Иосифа, евреям жилось у них хорошо; но скоро они стали бояться, что евреев становится слишком много, и начали их преследовать. Они приказали убивать всех новорожденных еврейских мальчиков. В это время в колене Левия родился мальчик. Родители три месяца прятали его, а потом положили в осмоленную корзину, которую спрятали в тростнике на берегу реки, надеясь, что Господь спасет его. Случилось, что дочь фараона – купаясь, нашла ребенка. Она взяла его к себе, назвала Моисей (взятый из воды) и воспитала его как сына. Хотя Моисей жил во дворце, он знал, что он еврей и не забывал о страданиях своего народа. Однажды он увидел, что египтянин обижает еврея, заступился за него и нечаянно убил обидчика. Бегство Моисея и его призвание Фараон узнал об этом и хотел его казнить. Тогда Моисею пришлось бежать в Аравию. Он поселился у одного священника, женился на его дочери и пас его стада. Но и в чужой стороне он помнил свой народ. Однажды, когда Моисей зашел со стадом далеко в пустыню, он увидел терновый куст, который горел огнем и не сгорал. Он подошел посмотреть ближе и услышал голос из куста: – Моисей, не подходи – здесь место святое. Я Бог Авраама, и Исаака, и Иакова. Я вижу мучения Моего народа в Египте и хочу избавить его и возвратить в землю Ханаанскую. Ты теперь иди со старшинами еврейскими к фараону и скажите ему: – Бог евреев велит тебе отпустить их из Египта. Он не послушается, но Я заставлю его послушаться Меня. Моисей стал говорить: – А что, если сами евреи не послушаются меня и скажут, что это за Бог , Который тебя послал? Как Имя Его? Господь сказал: – Я – Сущий. Скажи им: Сущий послал меня к вам. Это Имя, которое Сам Бог дал Себе, и Имя это есть великая святыня. Евреи так уважали Имя Божие, что никогда не позволяли себе его произносить. Мы вместо него говорим: – Господь. Этим именем Господь хотел показать евреям, что Он – единственный, настоящий Бог и что они могут, ничего не боясь, слушаться Его, потому что Он для них будет и наставником, и кормильцем, и защитником: одним словом, будет заботиться о них. Такая забота Бога о людях называется: Промысел Божий .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Покоренные народы и пленники, по общему обычаю востока, употреблялись на оброчные государственные работы. Поэтому всех хананеев Соломон употреблял для бессменных тяглых работ ( 3Цар.5:15 ). Природные же евреи от таких работ были освобождены или, по крайней мере, поставляемы на подобные работы в нарочитых случаях, как при построении храма ( 3Цар.5:13 ) или при реставрации городской крепости ( 3Цар.11:27 ), когда рабочими были евреи из колен Ефремова и Манассиина (ст. 28), что и послужило поводом к восстанию Иеровоама. 3Цар.9:23 .  Вот главные приставники над работами Соломоновыми: управлявших народом, который производил работы, было пятьсот пятьдесят. О неодинаковом числе приставников по указанию данного стиха, ( 3Цар.5:16 ), а также ( 2Пар.2:18,8:10 ); см. примеч. к ( 3Цар.5:16 ). Разность цифр, вероятнее всего, объясняется действительно неодинаковым количеством приставников Соломона в разное время, в зависимости от неодинакового числа и стоявших на работе в то или другое время рабочих. 3Цар.9:24 .  Дочь фараонова перешла из города Давидова в свой дом, который построил для нее Соломон; потом построил он Милло. Сн. ст. 15 и ( 3Цар.3:1 ). Побуждением для поселения жены Соломона, дочери Фараона, в особом дворце в ( 2Пар.8:11 ) указано благоговейное опасение Соломона, как бы не оскорбить святости дома Давидова, лежавшего близ храма, поселением женщины. 3Цар.9:25 .  И приносил Соломон три раза в год всесожжения и мирные жертвы на жертвеннике, который он построил Господу, и курение на нем совершал пред Господом. И окончил он строение дома. Из ряда обыденных жертв Соломона выделяются жертвы, приносившиеся им три раза в год, т. е. в великие праздники древнееврейского церковного года: Пасхи, Пятидесятницы и Кущей, ( 2Пар.8:12–13 ). 3Цар.9:26 .  Царь Соломон также сделал корабль в Ецион-Гавере, что при Елафе, на берегу Чермного моря, в земле Идумейской. 3Цар.9:27 .  И послал Хирам на корабле своих подданных корабельщиков, знающих море, с подданными Соломоновыми; 3Цар.9:28 .  и отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Прем.18:5 . Когда определили они избить детей святых, хотя одного сына покинутого и спасли, в наказание за то Ты отнял множество их детей и самих всех погубил в сильной воде. 5 . С пятого стиха начинается новый отдел, в котором проводится новая параллель между египтянами и евреями. За бесчеловечное решение египтян умерщвлять еврейских детей они сами лишились своих первенцев, евреи же со своими детьми не только сохранили жизнь, но и спаслись от рабства. «…определили они избить детей святых…» (ср. Исх. 1:15–16, 2:1–3 ). «…хотя одного сына, покинутого и спасли…» Речь идет о Моисее, которого спасла из воды дочь Фараона. Писатель делает эту оговорку не для того, чтобы смягчить жестокость египтян в отношении к еврейским детям, а чтобы показать, что по определению Промысла Божия единственное спасенное ими дитя стало для них впоследствии орудием Божественного наказания. «…самих всех погубил в сильной воде». О потоплении египтян в Чермном море писатель подробнее говорит в XIX гл., здесь же он только попутно замечает для получения контраста: Моисей один подвергался опасности от воды и был спасен, а египтяне все погибли в воде. Прем.18:6 . Та ночь была предвозвещена отцам нашим, дабы они, твердо зная обетования, каким верили, были благодушны. 6 . «Та ночь была предвозвещена отцам нашим…» Это не ночь необычайного мрака, о которой писатель говорил в предшествующей главе, а та ночь, в какую были умерщвлены египетские первенцы, и о которой Моисей возвестил евреям наперед ( Исх. 11 , с 4 ст.). Для этого предвозвещения писатель указывает не только ближайшую цель, подготовить евреев к наступавшему событию, но и дальнейшую, утвердит их веру во все прочие обетования и поднять тем народный дух. Прем.18:7 . И народ Твой ожидал как спасения праведных, так и погибели врагов, 7 стих вытекает из предшествующего. Освобождение из рабства и гибель египетских первенцев не были неожиданностью для евреев, потому что через Моисея они знали об этом заранее. Прем.18:8 . ибо, чем Ты наказывал врагов, тем самым возвеличил нас, которых Ты призвал.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

ПРИЗВАНИЕ МОИСЕЯ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ЕВРЕЕВ. Живя в Мадиамской земле, Моисей пас овец своего тестя и постоянно думал о несчастных евреях. Однажды он привел стадо далеко в пустыню, к горе Божией Хорив, и увидел терновый куст, который горит и не сгорает. Моисей подошел ближе, чтобы посмотреть на это чудо. Вдруг из куста послышался голос: Я – Бог отцов твоих, Бог Авраама, Исаака и Иакова; Я вижу страдание народа Моего в Египте и знаю скорби его. Поди к фараону, царю египетскому, и выведи народ Мой. Моисей сказал: Господи, мне не поверят, что Ты послал меня. Господь дал ему силу творить различные знамения и чудеса Моисей отправился в Египет и пересказал фараону волю Божию. Но фараон не послушал Моисея и не согласился отпустить евреев. Тогда Бог поразил Египет десятью различными казнями последней из которых было истребление всех первенцев египетских, от человека до скота. Бог хранит избранных Своих и нередко орудием спасения избирает самих врагов. В то время как по повелению фараона избивали еврейских детей, его дочь спасла от смерти Моисея, воспитала его как сына и таким образом приготовила вождя для еврейского народа. Злоба людей бессильна, если не отступит от нас Господь. Глава 9. Пасха и исход евреев из Египта Перед последней казнью Моисей велел евреям в каждом доме заколоть однолетнего ягненка, его кровью помазать косяки и двери своих домов, а мясо испечь на огне и съесть с горькими травами и пресным хлебом, не ломая костей. Евреи так и сделали. В полночь Ангел смерти поразил всех первенцев египетских. Он прошел мимо тех домов, где был сделан знак кровью. По всему Египту поднялся плач. Фараон, испугавшись гнева Божия, призвал Моисея и велел ему немедленно уходить из Египта со всем еврейским народом. Евреи в числе шестисот тысяч человек, не считая женщин и детей, ушли из Египта. Господь шел перед ними, показывая путь: днем – в столпе облачном, а ночью – в столпе огненном. Избавление евреев от горькой жизни в Египте произошло в четырнадцатый день марта. День этот навсегда остался памятным для них. По повелению Божиему они установили в этот день праздник и назвали его Пасхой, что значит «прохождение мимо». Каждый год вечером этого дня евреи приготовляли пасхального агнца и ели его с горькими травами и пресным хлебом. Праздник этот у евреев был самый большой и продолжался семь дней. Глава 10. Переход евреев через Чермное (Красное) море

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010