— Господин, отец мой — христианин и верный слуга Божий, матери моей нет уже в живых. Родитель мой, имеющий большое богатство, желает выдать меня замуж, чтобы не пропали все его сокровища, я же не хотела бы осквернять себя мирскою суетою, но боюсь ослушаться отца моего и потому не знаю, что мне делать. Всю предыдущую ночь я провела без сна, умоляя Бога, чтобы Он ниспослал мне милость Свою. А при наступлении утра захотелось мне позвать к себе одного из отцов подвижников, дабы услышать от него слово назидания и указания, как мне следует поступать. Умоляю тебя, отче, научи меня пути Господню, ибо я знаю, что ты мне послан от Бога. Тогда старец начал поучать ее так: — Господь говорит во святом Евангелии: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк.14:26). Не знаю я, что тебе сказать больше сего. Если ты можешь вынести борьбу с плотью, то оставь всё и беги от мира сего, как Израиль от работ фараона. А наследников богатства отца твоего весьма много: церкви, монастыри, больницы, странноприимные дома, сироты, вдовы, странники, заключенные в темницы и взятые в плен. Отец твой может раздать имение, кому захочет, сама же ты позаботься о душе своей. На сие девица сказала ему: — Я надеюсь на Бога и на твои молитвы, отче, ибо думаю, при помощи свыше, посвятить себя Богу. — Не медли с сим намерением, дочь моя, — ответил ей старец, — ибо кто отлагает совершение богоугодного подвига, тот, обыкновенно, потом раскаивается в таком замедлении; время и теперь покаяться. Святая Евфросиния сказала старцу: — Для того я и попросила тебя, отче, придти ко мне; я хотела, чтобы ты исполнил желание сердца моего, и, помолившись о мне, благословил и постриг меня. Тогда старец встал, помолился и постриг, по Божьему соизволению, Евфросинию в иночество, возложив на нее схиму. При сем он сказал ей: — Бог, даровавший спасение всем святым Своим, да хранит тебя от всякого зла. После того он отправился в свою обитель, радуясь и славя Бога. Между тем Евфросиния стала размышлять в сердце своем:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

§ 130. . Начинается перечень по группам грешников, которые подвергнутся возвещенному выше суду. Все эти группы лиц указываются именами с предл. – соответственно сказанному выше о сочетании имени . Прежде всех называются «чародеи». 1820 LXX перевели τς φαρμακος, но в некоторых минускульных кодд. и у Феодора М. – τους φ. 1821 Сирский правильно – «магов». Но бл. Иероним и тарг. – «злодеев». В законе есть положительное предписание истреблять таковых; им не место среди народа Божия. Ср. Исх.22:17 : «ворожея не оставляй в живых ( )»; Втор.18:9–13 : «когда ты войдешь в землю, которую даст тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать подобное мерзостям народов тех: не должен находиться у тебя никто, проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, и ворожея и чародей (), И обаятель, и вызывающий духов, и знахарь, и вопрошающий мертвых, ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим»; Лев.20:27 : «Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них». Какой именно вид волхвования обличает Иегова в Мал.3:5 , сказать трудно. Единственное реальное указание находится в Исх.7:11 , где именем называются волхвы фараона Египетского, в остальных же местах мы имеем лишь голое название. Правда, на ряду с в этих местах называются и другие классы этого рода деятелей, так что, исключивши их, мы могли бы составить хотя приблизительную гипотезу о занятии ». Но такое заключение едва ли будет верно, потому что Малахия мог лишь повторять термин, утративший к его времени свой точный первоначальный смысл. Да и вообще, по одному слову, без соответствующего описания, никак нельзя было бы с уверенностью решить, что именно делали «чародеи» Малахиина времени. Но это, в конце концов, и не нужно. Для правильного понимания угрозы Божией нам достаточно представлять вину угрожаемых в ее родовых свойствах (genus pro specie) и знать, что за нее по закону полагалась смертная казнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Быт.41:46 . Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице фараона, царя Египетского. 30 лет от роду, следовательно 13 лет спустя после невольного своего прибытия в Египет, вступает Иосиф в исполнение обязанностей своего поста. Быт.41:47–49 . Земля же в семь лет изобилия приносила из зерна по горсти. И собрал он всякий хлеб семи лет, которые были [плодородны] в земле Египетской, и положил хлеб в городах; в каждом городе положил хлеб полей, окружающих его. И скопил Иосиф хлеба весьма много, как песку морского, так что перестал и считать, ибо не стало счета. Стихи 47–49 изображают картину чрезвычайного плодородия в Египте в первые 7 лет, когда родилось «из одного зерна по горсти» (ст. 47), – грандиозную деятельность Иосифа по собиранию хлеба и всяких плодов по районам в городские магазины царские (ст. 48), причем город на время голода должен был стать житницей окружающих его селений; общее количество собранного хлеба не могло быть даже сосчитано вследствие множества (ст. 49). Рождение детей; начало голода Быт.41:50–52 . До наступления годов голода, у Иосифа родились два сына, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И нарек Иосиф имя первенцу: Манассия, потому что [говорил он] Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего. А другому нарек имя: Ефрем, потому что [говорил он] Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего. В годы плодородия, может быть, во вторую половину этого периода, у Иосифа от Асенефы родились 2 сына, потомки которых в последующей истории Израиля имели весьма большое значение: о рождении их священнописатель говорит здесь, держась хронологии событий и желая дать полные сведения о новом периоде жизни Иосифа в Египте (ср. Быт. 41:45 ). Знаменательны имена обоих сыновей Иосифа, поскольку они отображают его душевное настроение. Манассия (евр. Менаше) – «заставляющий забыть» именно все злоключения, пережитые им со времени оставления отеческого дома и даже еще во время пребывания его там; лишь постольку, поскольку воспоминание о доме отца вызывало в Иосифе горечь печали, он забыл его и все бедствия, вследствие милости Божьей к нему. Если, таким образом, имя первенца имеет более отрицательный смысл, хотя и заключает благодарение Богу со стороны Иосифа, то имя 2-го сына Иосифа – Ефрем (евр. Ефраим) – «двойное плодородие», указывает положительное следствие возвышения его в Египте: избавление от бедствий и прославление.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В Египте Иосиф был продан начальнику телохранителей фараона Потифару (см. Потифар ). Этот царедворец сначала сделал молодого еврейского невольника слугой в своем доме, а потом, увидев его честность, прямодушие и деятельность, доверил ему управление всем домом. И действительно, все, что ни делал Иосиф, оканчивалось успешно, и благословение Господне, видимо, почивало над всем, что имел египтянин в доме и поле. Иосиф же был красив станом и красив лицом, замечает свящ. бытописатель ( Быm. XXXIX, 6 ), и вот его красота и молодость прельстили сладострастную жену Потифара. Но Иосиф не поддался соблазну: как я сделаю сие великое зло и согрешу пред Богом? – говорил он. Не успев склонить Иосифа на преступление, она оклеветала его в покушении на ее честь. Разгневанный Потифар заключил Иосифа в темницу, где содержались царские узники ( Быm. XXXIX ). В самом начале заключение для Иосифа было очень строго и тяжело. Стеснили оковами ноги его, в железо вошла душа его ( Nc. CIV, 18 ), замечает по поводу сего Псалмопевец, но и в темнице Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех ( Nc.XXXIX, 23 ). Своим поведением он приобрел такую доверенность темничного начальника, что он отдал под его надзор всех узников, содержавшихся в темнице. Устроением Божественного Промысла, чудесно истолковав сны виночерпия и хлебодара, заключенных царем в темницу за провинности, Иосиф наконец был освобожден из заточения, продолжавшегося более двух лет, и затем, когда снова по Божественному внушению, объяснил фараону (царю династии Гиксов) два виденные им знаменательных сновидения о семи тучных и семи тощих коровах, о семи полных и семи тощих колосьях, то фараон, признав, что Иосифом говорит Дух Божий, сделал его правителем всего Египта и дал ему имя: Цафнав-панеах (открывающий сокровенное). В то же время, желая сблизить Иосифа с высшим сословием в государстве, он выдал за него в замужство Асенефу, дочь жреца илиопольского, от которой он имел двух сыновей – Манассию и Ефрема. Иосифу в это время было тридцать лет. Весьма замечательны подробности, сообщаемые бытописателем о почестях, оказанных в означенное время фараоном Иосифу. И снял Фараон перстень свой с руки своей, говорит он, и надел его на руку Иосифу; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц, и провозглашать пред ним: приклоняйтесь! и поставил его над всею землею Египетскою ( Быm.XLI, 42–43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

В предупреждение же чего-либо подобного на будущее время Давид немедленно приказал Ванею, опытному военачальнику, Садоку-первосвященнику, Нафану-пророку привести Соломона к потоку Гион, помазать его миром и провозгласить его пред народом как будущего царя израильтян. Все это было исполнено в точности. И затрубили трубою и весь народ закричал: да живет царь Соломон. Радостные звуки труб, раздававшиеся в городе, скоро были услышаны Адонией и его сообщниками, которые немедленно в страхе разбежались, изъявили раскаяние и принесли присягу будущему царю. Приблизилось время умереть Давиду, и вот он, призвав к себе Соломона, убеждал его тщательно сохранить чистоту сердца и справедливость как в своем собственном лице, так и в управлении делами; сообщил ему подробные наставления относительно устройства храма Иегове, приказал ему наказать Иоава за убийство Авенира и Амессая, равно как Семея за жестокие проклятия, произнесенные им некогда на главу царя. Вскоре после того престарелый царь почил с своими отцами, и Соломон сделался единственным царем в Израиле. Строго исполняя завещание своего отца и в видах обеспечения мира для своего царства, юный царь прежде всего воспользовался случаем освободить свое царство от наиболее могущественных врагов: с этой целью Адония, Ависага, последняя наложица в доме Давида, Иоав и Семей были убиты, первосвящ. Авиафар был лишен своего сана и изгнан в Анафов, в город убежища, в колене Вениаминовом. Согласно с восточными обычаями, Соломон взял за себя дочь фараона, царя египетского, и ввел ее в дом Давидов – событие хотя и бывшее нарушением закона, но отпразднованное и тогда с необыкновенною роскошью ( I Цap. III, 3 , Nc. XLIV ). Соломон счел необходимым оставить на время нечестивые идольские богослужения некоторых из его подданных, которые даже до сего времени еще не совсем освободились от идолопоклонства, но приносили жертвы и курение на высотах. И хотя он сам возлюбил Господа и ходил по уставу Давида, отца своего, но и он приносил жертвы и курения на высотах ( III Цap. III, 2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

В это время у одного еврея из колена Левиина родился сын. Мать три месяца скрывала его от египтян, а когда дальше нельзя было скрывать, сплела из тростника корзинку, осмолила, положила в нее младенца и поставила корзинку в тростник, у берега реки, дочери же своей Мариами велела наблюдать издали, что будет с младенцем. В скором времени на реку пришла купаться дочь фараона, увидела корзинку и велела служанкам достать ее. При виде плачущего младенца, царевна сжалилась над ним и заметила: «верно, это еврейское дитя». В эту минуту подошла Мариам и спросила: «не позвать ли тебе кормилицу из евреянок, чтобы она вскормила младенца? Царевна согласилась, и Мариам позвала свою мать. Когда младенец вырос, мать привела его к дочери фараоновой; последняя усыновила его себе и назвала его Моисеем, что значит–взятый из воды. Моисей вырос при царском дворе и был научен всей мудрости египетской, но он не забывал, что он еврей, и любил свой народ. Раз он увидел на работах, что египтянин бьет еврея. Моисей вступился за еврея и убил египтянина. Об этом узнал фараон и хотел казнить Моисея, а потому он бежал из Египта в землю Мадиамскую, поселился у священника Иофора, женился на его дочери и пас его стада. 24. Призвание Моисея Однажды Моисей был со своими стадами у горы Хорива. Здесь он увидел терновый куст, который горел и не сгорал. Моисей подошел ближе и услышал из куста голос: «Я Бог Авраама, Исаака и Иакова. Я увидел страдания народа Моего в Египте и иду избавить его от руки египтян и ввести в землю Ханаанскую. Иди к фараону и выведи народ Мой из Египта». Моисей заметил со смирением: «кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести сынов Израилевых?» Господь ответил ему: «Я буду с тобою, и вот знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ Мой из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе». Моисей сказал: «вот я приду к сынам Израилевым, а они спросят: как имя Пославшему тебя?»-- Я есмь Сущий (Иегова). Вот имя Мое», ответил Господь. Чтобы сыны Израилевы поверили Моисею, Господь дал ему силу творить чудеса. По повелению Божию, Моисей бросил бывший в его руках жезл на землю, и жезл превратился в змея, так что Моисей в испуге побежал от него; но Господь велел ему взять змея за хвост, и змей обратился в жезл. Затем, по слову Божию, Моисей положил руку за пазуху, и она вся покрылась проказою; снова положил руку за пазуху, и рука стала по-прежнему здоровою.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Верою зажжена была у него такая любовь. Представляя себе уже совершившимся то, что было обетовано, он тем более спешил выйти из отечества. " Пойди, – говорит, – из земли твоей». От бедр твоих, от тебя по плоти хочу Я родиться. Ничего тебе Я не обещаю, довольно с тебя и того, что ты назовешься Моим отцем: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» ( Мф. 1:1 ). Затем, изобразив то, как Авраам повиновался одному голосу божественного призвания, как Бог предсказал ему порабощение его потомства, осужденного на четыреста лет тяжкой работы в Египте, и то, как десницей Божией они будут освобождены от ига, и как заключил с ним Бог завет обрезания, (ст. Стефан) говорит наконец о необычайном рождении Исаака, и о том, что на восьмой день обрезал его отец, как было ему заповедано ( Деян. 7:8 ). Точно также сказал он и о рождении Иакова от Исаака и о том, что Иаков сделался отцом двенадцати патриархов. Сказал даже и о зависти к Иосифу его братьев и о продаже его братьями в Египет и о том, как нашел он благоволение своей мудростью у царя египетского и как после рабства сделался господином и мудрецом. Сказал и о том, как случился голод почти во всем мире и как жители Ханаана от недостатка пищи продавали все самое дорогое для себя, и как Иосиф в славе открылся братьям своим, и как переселил к себе в Египет патриарха Иакова, как в числе восьмидесяти пяти душ Иаков переселился туда, и как безмерно умножился Израиль в Египте, и как восстал другой царь, не знавший Иосифа, и какими ухищрениями озлобил он народ Израильский, и как новорожденных младенцев мужеского пола бросал в реку Нил. Сказал затем и о рождении законодателя Моисея и о том, как он был брошен родителями в корзине, и как взяла его к себе дочь фараона, царя египетского, и как он был обучен всей мудрости египетской, и как показался сильным в словах и делах, и как, по достижении сорокалетнего возраста, пошел он посмотреть народ свой и увидел израильтянина обижаемого и, вступившись за него, убил египтянина, и как стал мирить дравшихся израильтян и соплеменник укорил его в совершенном им убийстве, и как из-за этого укора он бежал в землю Мадиамскую и там сделался отцом двух сыновей, и как явился ему ангел в горей Синайской и он увидел мирное соединение огня и терновника и услышал божественный голос с неба, и как он трепетал не смея созерцать чудо, и как получил приказание сними сапоги от ног своих и услышал, что место, на котором он стоял, есть земля святая, и как при помощи чудес вывел народ из земли египетской и перевел Израиля через Красное море, как по суху.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Вторая встреча посвящена фундаментальным понятиям «Книги Притчей Соломоновых». Книга Притчей — является итогом нравственного учения Ветхого Завета, морального закона и мудрости. Если человек не усвоит эти понятия, то он не сможет понять своего отпадения от Бога и поэтому не будет способен воспринять благую весть прощения, посылаемого нам через любовь и благодать Господа. На встрече необходимо раскрыть и показать взаимосвязь таких понятий как: Страх Божий, Мудрость и Премудрость, Путь Жизни и путь смерти, добродетель, рассуждение, трезвенность, воздержание. А также и противоположные им понятия: глупость, нечестие, грех, разврат, а также образ праведника, добродетельной жены, разумного юноши. Все эти явления целостно раскрыты в Книге Питчей на самых разных уровнях и просто и сложно. Эти темы, выраженные библейским языком, одинаково сложно воспринимаются и профессором университета, и простым рабочим. Поэтому задача катехизатора выбрать язык, на котором оглашаемым будет проще понять эти глубинные категории Библии. Для этого катехизатор должен обладать культурной широтой и разбираться в различных мировоззренческих установках. Первое и основное понятие – Страх Божий. С первых строк Книги притчей дается определение Страха Божия, как доброго разумения в пути у всех водящихся им, а благоговение к Богу – начало разумения («Книга Притчей Соломоновых» гл. 1). Страх Божий, как свойство верующей души , мы можем видеть у всех библейских праведников. Необходимо привести примеры как Страх Божий действует и определяет поведение людей: является повествование о причине, которую назвал Иосиф, что не будет мстить братьям за то, что они продали его в рабство: « И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога » ( Быт. 50.19 ). «бабок повитух» во время египетского плена они отказывались выполнять приказание фараона, даже при угрозе смерти: « Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых » ( Быт. 1.15-17 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/kratkoe-iz...

Гл. 2, 15 Услыша же фараóн глагóл сéй и искáше убити Моисéа. Отиде же Моисéй от лицá фараóнова и вселися в земли Мадиáмстей: пришéд же в зéмлю Мадиáмскую седе при клáдязе И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и [придя в землю Мадиамскую] сел у колодезя «Переправился из земли Египетской в Мадиамскую Моисей – равным образом и Христос перешёл из Иудеи в Галилею» (св. Кирилл Александрийский тв. ч. 5, стр. 27). Гл. 2, 16 Свящéннику же Мадиáмскому беша сéдмь дщéрей, пасýщих óвцы отцá своегó Иофóра: пришéдшя же чéрпаху, дóндеже напóлниша корыта, напоити óвцы отцá своегó Иофóра У священника Мадиамского [было] семь дочерей, [которые пасли овец отца своего Иофора]. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего [Иофора] Гл. 2, 17 Пришéдше же пáстырие изгнáша я. Востáв же Моисéй избáви их, и налия им и напои óвцы их И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, [и начерпал им воды] и напоил овец их «Как Моисей защитил дщерей Иофора от обиды пастухов и напоил их стада, так и Христос отогнал беззаконных лжепастырей и напоил водою живою, т. е. Божественною Своею и небесною проповедью» ( Ин.4:10, 14, 7:37 ) (ibid, стр. 29). Гл. 2, 21 Вселися же Моисéй у человека: и дадé Сепфóру дщéрь свою Моисéю в женý Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору «Моисей женился на иноплеменнице, потому что он был образом Владыки Христа, Который, происшедши по плоти от иудеев, в невесту Себе наименовал Церковь из язычников» (бл. Феодорит тв. т. 1, стр. 104). Гл. 3, 1 Моисéй же бяше пасый óвцы Иофóра тéстя своегó, свящéнника Мадиáмска: и гнáше óвцы в пустыню, и прииде в гóру Бóжию Хорив Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провёл он стадо далеко в пустыню и пришёл к горе Божией, Хориву «Моисей, пасший стада Иофора, – по объяснению св. Кирилла Александрийского , – предызображал собой Иисуса Христа как пастыря словесных овец ( Ин.10, 11–15 )» (тв. ч. 4, стр. 279).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Глава 36 (ср. 4Цар.23:30,24:1–20,25:1–30 ) 1–3. 17-й царь иудейский Иоахаз, трехмесячное его царствование и низложение фараоном. 4–6. Одиннадцатилетнее нечестивое царствование 18-го царя иудейского Иоакима и отведение его в Вавилон. 9–10. Трехмесячное царствование 19-го царя – Иехонии. 11–20. Одиннадцатилетнее нечестивое царствование последнего, 20-го, царя иудейского Седекии, отложение от Навуходоносора; ограбление и сожжение храма и Иерусалима и переселение иудеев в Вавилон. 21–23. Семидесятилетний плен иудеев и указ Кира о возвращении их на родину. (Молитва Манассии). 2Пар.36:1 .  И взял народ земли Иоахаза, сына Иосиина, [и помазали его] и воцарили его, вместо отца его, в Иерусалиме. 2Пар.36:2 .  Двадцати трех лет был Иоахаз, когда воцарился, и три месяца царствовал в Иерусалиме. [Имя матери его – Амитал, дочь Иеремии из Ловны. И сделал он лукавое пред Господом по всему, что сделали отцы его. И оковал его фараон Нехао в Девлафе, в земле Емафской, чтобы не царствовать ему в Иерусалиме.] 2Пар.36:3 .  И низложил его царь Египетский в Иерусалиме [и привел его царь в Египет], и наложил на землю пени сто талантов серебра и талант золота. Другое и, вероятно, первоначальное имя Иоахаза, было Саллум, евр. Шаллум ( Иер.22:11 ). Поставление его царем, помимо старшего брата его Иоакима (ср. ст. 5), объясняется, вероятно, тем, что народ считал Иоахаза в каком-то отношении более достойным первенца Иосии, что, однако, решительно не оправдалось (см. Иер.22:11–17 ). А между тем, может быть, именно это нарушение со стороны иудейского народа порядка престолонаследия «подало фараону Нехао благовидный предлог снова вмешаться в дела Иудеи» (проф. Гуляев, «Исторические книги священного писания Ветхого Завета», с. 586). На возвратном пути своем из пределов Ассирии (см. И. Флавий, «Иудейские Древности», кн. X, 5, 2) Нехао вытребовал Иоахаза к себе в Сирию, в г. Ривлу (( 4Цар.23:31–33 ); см. «Толковую Библию», т. II, с. 574) причем, как можно заключить из аллегорического изображения Иоахаза у пророка Иезекииля ( Иез.19:3–4 ) – под образом львенка, пресыщенного кровью жертв, израненного, пойманного и отведенного в Египет, Иоахаз не добровольно отдался в руки египетского фараона, не без борьбы, напротив, после отчаянной, но бесплодной попытки вооруженного сопротивления египетскому войску.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010