1. Истина о происхождении всего рода человеческого от Адама и Евы весьма ясно изложена в Слове Божием. Так - а) Священный Бытописатель повествует, что, до происхождения Адама на земле, не было человека для возделывания земли (Быт. 2:5), и, до сотворения Евы, для человека не нашлось помощника, подобного ему (20); что нарек Адам имя жене своей Ева, ибо она стала матерью всех живущих (Быт. 3:20). Вслед за тем и родословную книгу человеческого бытия Моисей начинает именно от этой первозданной четы (Быт. 5:1—2), благословенной Богом плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю (Быт. 1:28). б) Из последующий ветхозаветных писателей Товит в молитве своей к Богу говорит: Ты сотворил Адама, и дал ему помощницею Еву, подпорою жену его. От них произошел род человеческий (Тов. 8:6); а Премудрый называет Адама первозданным отцом мира (Прем. 10:1). в) Святой Евангелист Лука родословную Христа-Спасителя по человечеству возводит не дальше, как до Адама, а потом называет Иисуса Божиим (Лук. 3:38). г) Наконец, святой апостол Павел со всей раздельностью свидетельствует, что Господь от одной крови произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли (Деян. 17:26), и на этой истине основывает другую, важнейшую христианскую истину о распространении первородного греха от падших праотцев на весь род человеческий (Рим. 5:12). Согласно со Словом Божиим, и Церковь Христова постоянно веровала в происхождение всего рода человеческого от одной первозданной четы: -доказательство достаточно указать на то, что она всегда содержала догмат о прародительском грехе и распространении его от Адама и Евы на все человечество. Весьма замечательно, что в преданиях всех народов, как древних, так и новых, род человеческий производится от одной четы, и прародителей нередко называют почти теми самыми именами, какими и у священного Бытописателя. 2. Допускающие существование преадамитов, и следовательно, не признающие Адама праотцем человеческого рода, представляют следующие доказательства в подтверждение своего мнения:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

" ...Когда творческим актом Бог взывает к жизни Адама, он уже содержит в себе Еву - как составную часть, свою половину; Сотворение Адама... есть сотворение первоначальной человеческой клетки, сотворение человека андрогина, " мужчины-женщины " , т.е. мужского и женского элементов в их первоначальной слитости, нерасчленнености " (П.Н. Евдокимов) " Изначально человек создан как одно лицо (Адам), но с мужской и женской природой. Дарование бытия Еве представляется как взятие ее из Адама... женская природа уже была в Адаме, ибо взять можно только то, что уже есть " (С. Троицкий) Даже при таком осмыслении творения некоторыми богословами, остается сомнительным равенство Евы в творческом бытии с Адамом, до ее изведения. Когда Адам был еще один, его бытие было личным и индивидуальным. Если и признать, что Ева была в его существе, то никак нельзя признать ее индивидуальное и творческо-личное участие в жизни, ведь для нее не было еще жизни. Можно говорить только о некоем сущностном прологе, но не о самостоятельном бытии. Так что четвертый богословский аргумент против равенства остается в силе. Есть еще и пятый богословский аргумент: Господь создал Адама и Еву по-разному - одного Сам создал, другую " извел " . Вот как это осмыслялось в святоотеческом богословии: " ...Муж - от земли, и жена - от мужа " (Преподобный Исидор Пелусиот) " Адам один получил бытие от единого Бога через Слово, но пусть никто не говорит, что Адам имел поэтому нечто большее, чем [другие] люди, или отличался от тех, кто был после него, хотя он одним лишь Богом сотворен и образован, мы же все от Адама рождаемся " (Святитель Афанасий Александрийский) Адам один лишь не рожден, он создан принципиально иначе, чем Ева и чем все остальные люди. Ева рождена из Адама, " изведена " . Это рождение не таково, как у всех людей. Ева бессеменно рождена из Адама, что давало святым отцам повод говорить о подобии этого рождения рождению Иисуса: " Если тебе скажет иудей: " Скажи, как родила Дева без мужа " , скажи ему и ты: " Как родил Еву Адам без жены " (Псевдо-Златоуст)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

На этом основании можно и в учении о спасении человека говорить о восстановлении образа всей Св. Троицы. Через воплощенное Слово мы лучше познаем Бога Отца, образом Которого Слово является и воплощенное Слово становится Подателем св. Духа 866 . Св. Кирилл не разделяет взгляда Платона о теле, как о темнице души и учения Оригена о предсуществовании человеческих душ 867 . Выше было сказано о райском состоянии Адама, об его способности богопознания и богообщения и о вдуновении в него Духа Божия. Это дуновение, как «печать божественной природы» 868 , или как «сообщение Адаму особой совершенной красоты» 869 , понимается некоторыми католическими писателями, как сообщение Адаму особой божественной благодати, дополнительно к его природному состоянию 870 . Однако, совершенство Адама не безусловно, потому то он и называется «душевным», а не «духовным», что он «не вполне свободен от плотских похотей» 871 . Грехопадение Отклонение воли Адама от Бога было отречением от Бога, отпадением от связи со Св. Троицею, т. е. от «связи с Богом Отцем и с Его Сыном через Св. Духа» 872 . Адам потерял, благодаря этому, то, чего он не имел по существу своему, οσιωδς 873 . В духовном плане это наблюдается в потери добродетели; в телесном – потеря красоты, болезненность, тление. Важно, однако, не только это; в Адаме едином Сатана победил весь людской род 874 . Грех стал наследственным. И тут важно следующее: люди согрешили в Адаме. Сердце всех людей осквернилось преступлением в Адаме 875 . Мы растлились в Адаме 876 . Но это «в Адаме» надо оговорить. Как совершенно правильно замечает Тиксерон, в этом понимании наследственности греха Адама, очевидно, его различие от понимания латинского, августинского 877 . Для св. Кирилла люди повинны в грехе Адама, не потому, что они преступили заповедь вместе с Адамом, ибо они еще и не существовали тогда, но потому что они той же природы, что и та, которая подпала под закон греха» 878 . «Естество наше заболело грехом и мы повторяем грех Адама, подражаем ему. «Мы облекаемся в тление по подобию падения Адама 879 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/a...

Тертуллиан : «Благость и большие наслаждения дала человеку: чтобы он, овладев всей землей, пребывал в приятнейшем месте и был перенесен в Рай, то есть из мира в Церковь » [«Против Маркиона», цит. по: 9, с. 80]. Вдуновение Божие в Адама (Быт.2:7) – прообраз боговоплощения от Святого Духа Святитель Амвросий Медиоланский : «Первый человек получает жизнь от вдуновения в него жизни Божественной: Иисус Христос воплощается по наитию Святого Духа и осенению силы Вышняго; тако писано есть, – говорит Апостол, – бысть первый человек Адам в душу живу, последний Адам в дух животворящ ( 1Кор.15:45 ). Первый человек от земли и неба, Второй – от неба и земли. Сей от Бога и Марии земной; тот от земли и Духа небесного» [цит. по: 156, с.1]. Наречение Адамом имен животным (Быт.2:19) – прообраз господства Христа над всем миром Святитель Амвросий Медиоланский : «Владычество первого человека над животными, данное ему предварительным благословением Божиим и выразившееся в наречении имен животным, прообразовало духовное владычество Христа над всем миром, власть над небом и землею» [цит. по: 156, с. 2]. Сон Адама (Быт.2:21) – прообраз крестной смерти Христа Блаженный Августин : «Тот сон мужа (Адама) означал смерть Христа, ребра Которого, когда Он висел бездыханным на Кресте, были пронзены копьем, и из них излились кровь и вода» [«О граде Божием», цит. по: 9, с. 88]. Святитель Иоанн Златоуст : «Сон первого Адама, наведенный на него Самим Богом, был прообразом происшедшей по воле Отца смерти Иисуса Христа – последнего Адама, источившего из ребра воду и кровь» [цит. по: 156, с. 2]. «Бог взял у Адама ребро не прежде, чем навел на него сон. Почему? Потому, что от ребра имел произойти грех, который вошел через жену. Пришел Спаситель, источая из ребра воду и кровь, – воду, омывающую от грехов, кровь, дающую нам таинство. Смотри на образ. Когда Адам уснул, было взято ребро, когда наступил сон для тела Христова, отверзлось, чтобы новою историею разрешить древнее печальное событие, – говорю о сне на кресте» с. 797]. Нагота Адама в раю (Быт.2:25) – прообраз наготы Христа

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Предпосылки к преступлению заповеди. Несмотря на усилия богословской мысли реконструировать целостную картину событий человеческой предыстории в раю эта священная предыстория, или, точнее, метаистория, человечества останется до конца не менее загадочной тайной, чем обетование о грядущем новом небе и новой земле. Первый человек носит имя Адама, «но имя еще не образ, или, что тоже самое, образ, сведенный к точке, оно обнаруживает его существование и присутствие» с. 79]. В книге Бытия явленность образа Адама ограничена его именем и «очень недалеко выходит за его пределы» [там же]. Священное Писание Нового Завета, содержащее концептуальное противопоставление Первого и Второго Адама, представляет миссию Адама в диалектической парадигме его всечеловеческой значимости и личной вины. Для святых отцов Церкви, богословов, религиозных мыслителей и искусствоведов «дело Адама» является исходным пунктом и неисчерпаемым источником для построения догматических, философских и антропологических теорий. «Библия и Гомер суть два облака, из которых любой художественно одаренный взгляд выпекал свои формы» с. 323]. Личность Адама стоит у истоков человеческой истории. Он – родоначальник всего человечества, и его судьба отразилась в судьбе каждого человека. По знаменитому замечанию святого апостола Павла, в Адаме «все согрешили». Адам – новый человек и родоначальник человечества. «Мы держимся за него, – поясняет С. Кьеркегор, – вовсе не силой эстетической красоты; мы причисляем его к себе отнюдь не силой великодушного чувства, чтобы, так сказать, не оставить его на произвол судьбы как того, кто во всем виноват; отнюдь не силой воодушевления симпатии и убеждения благочестия решаем мы разделить с ним вину, подобно тому, как ребенок желает быть виновным вместе с отцом, отнюдь не силой вынужденного сочувствия, которое учит нас обнаруживать себя там, где когда-нибудь придется себя обнаружить; нет, мы крепко держимся за него силой мышления» с. 133]. Как первый человек Адам «является моделью и парадигмой для последующих людей» с. 106]. По мысли Ф. Шуона, человек есть «поле манифестации» интеллекта, отражающего космическую тотальность – творение, Божественный Интеллект, универсальный Дух, Бытие Бога c. 260].

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

Когда Адам согрешил, он тотчас умер душою, ибо смерть души есть отпадение от Бога. Грехопадение и смерть Адама стали причиной греха и смерти для всех последующих поколений людей. Это разъясняет Апостол Павел: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим.5:12 ). Текст Апостола лег в основу учения Церкви о первородном грехе. Следует отметить, что слова «φ’ πντες μαρτον» допускают двоякое толкование. Выражение « φ’ » может быть понято как мужской род относительно местоимения; в этом случае « φ’ » будет относиться к «человеку» и должно быть переведено так: «в котором все согрешили». Именно в этом смысле понял выражение Апостола славянский переводчик: «в нем бо вси согрешиша». Во втором случае выражение « φ’ » понимается как союз причины: «потому что все согрешили»; по-славянски было бы – «понеже вси согрешиша». 71 От различного толкования текста зависит и различное понимание участия всех людей в грехе первого человека. Если принять первое толкование, то можно говорить о вменении греха Адама всем людям в силу зараженности грехом человеческой природы вообще: «расположение ко греху и все последствия греха, включая смертность, стали наследственными». 72 Согласно святому Афанасию, «диавол утвердил в естестве человека и закон греха, и смерть, царствующую через грех» (). Люди, таким образом, повинны в грехе Адама потому, что все они одной природы с ним. «Естество наше заболело грехом, и мы повторяем грех Адама, подражаем ему», по словам святителя Кирилла Александрийского (PG 74, 785 А). Преподобный Макарий Египетский говорит о греховной «закваске», причастными которой стали по преемству все потомки Адама (В.Е.П., τ. 41, ομ. 24, σελ. 265). «Какая-то тайная нечистота (скверна) и какая-то преизбыточувствующая тьма страстей» через преступление Адама вошла в человечество вопреки первоначальной чистой природе человека (В.Е.П., τ. 42, σελ. 205). Вместе те с Адамом попала в плен и вся тварь, потому что через него смерть стала царствовать над всякой душой (В.Е.П., τ. 41, ομ. 11, σελ. 200). Грех так глубоко укоренился в человеческой природе, что ни один из потомков Адама не изъят из наследственной предрасположенности к нему: «Когда человек уклонился от заповеди.., грех взял его в свое подданство, и сам, как некая бездна горечи, тонкая и глубокая, вшедши внутрь, овладел пажитью души до глубочайших ее тайников... Грех... обратился в привычку и предрасположенность, в каждом он с младенчества возрастает и воспитывается и учит его злу» (В.Е.П., τ. 41, σελ. 325).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Для того Он и положен был во гроб, чтобы мертвостью Своего тела сделать прежде усопшие тела участниками вечной жизни и Воскресения. Посему Израиль, ставший Божьим наследием и провозглашенный Его частью, Он по справедливости назвал виноградником и поставил ограду вокруг него , словно вокруг некоего нового Рая, из которого вновь был изгнан Адам, т. е. потомство тела его – народы. Ангел вместо огненного меча хранил этот виноградник, не допуская язычникам войти в него, виноградарем же был Бог . Как Ева, будучи частью целого тела Адама, первой беседовала со змеем и первой сама ему открыла заповеданное Богом, и первой приняла всеянное змием и преступила заповедь, вкусив от древа в отсутствие Адама, а позже, сама прислуживая ему, дала вкусить от древа, вот точно так же впоследствии случилось и с Израилем. Как и Ева, он отверг веру и любовь Бога, избравшего его из всех народов, отступив от служения Ему, стал приносить жертвы и возлияния идолам, ел и пил от них. Бог же, предвидя это, ибо Он Бог и знает все, вновь берет от них часть, жребий, тот самый остаток из ребра Адама, то есть из колена Иудина, и сохраняет для Самого Себя. И поскольку все остальные были заключены в неверие , Пресвятой Бог, взяв от них остаток, претворил его в жену, Пренепорочную Марию, а плоть, произошедшую из святой Богородицы и Приснодевы Марии, имея ее в Себе в качестве семени веры в Бога, воссоздал в Свой святой храм, став мужем Богочеловеком . Но поскольку плоть, воспринятая от самой чистой Богородицы, была не от жены, но была взята от Адама и претворена в жену, то говорят, что Христос несет Адама, и написано, что Он и стал, и называется вторым Адамом, взятым от первого , будучи Сыном Божиим и сыном Адама, а не жены. Где же это написано? В Евангелии от Луки сказано, и если хочешь, поищи и найдешь, как он составил родословие. Сказав о Нем, что именуется сыном Иосифа, добавляет: «Илии, Матфана»и далее, перечисляя  остаток, доходит до: «Еноса, Сифа, Адама, Бога» . Восходя в обратном порядке от Иосифа к Адаму, евангелист совсем не упоминает о жене, но оставляет это в совершенной тайне.

http://bogoslov.ru/article/4791059

Все тексты свт. Кирилла, которые мы приводим ниже, взяты из его «Толкования на Послание к Римлянам». Комментируя фрагмент Рим. 5:12 , свт. Кирилл воспринимает грех Адама как часть трагедии вселенского масштаба: в его понимании это была, прежде всего, победа Сатаны над человеком, и Сатана отождествляется с адом и смертью. Эта персонифицированная смерть поглощает Адама, а с ним и всех людей, ибо стали подражателями Адамова греха. Змей, изобретатель греха, одержав своей порочностью победу над Адамом, нашел доступ к разуму человека, ибо все уклонились, сделались равно непотребными ( Пс. 13:3 ; ср.: Рим. 3:12 ) . И смерть поглотила нас в своей победе, по слову пророка: преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою ( Ис. 5:14 ). В действительности, поскольку мы стали подражателями греха, который совершил Адам ( τς ν A­ δαμ παραβσεως γεγναμεν μιμητ!) – ибо все согрешили ( καθ’ о πντες μαρτον), – мы подпали под то же проклятие 269 . В данном случае φ’ передано в пересказе через καθ’ и совершенно четко истолковано в смысле подражания греху Адама. Для свт. Кирилла смерть, в той мере, в какой она – наказание за грех, может карать в нас только наши личные грехи. Однако в том же сочинении – всего лишь несколькими абзацами ниже – выражено менее законническое и не столь внешнее понимание нашей связанности с грехом Адама: Но нам могут сказать: да, Адам был обезоружен и, не посчитавшись с божественной заповедью, приговорен к тлению и смерти. Но как из-за него сделались многие грешными ( Рим. 5:19 )? Какое отношение имеем мы к его грехам? Как мы, еще не родившись, были осуждены вместе с ним, хотя Бог сказал: Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление ( Втор. 24:16 )? Как мы ответим на это возражение? Итак, умрет тот человек, который согрешил, но мы 270 стали грешниками через непослушание Адама. И вот каким образом. Адам был сотворен для нетления и жизни. В раю он вел святую жизнь: весь его разум был постоянно обращен к созерцанию Бога, его тело пребывало в невредимости и покое, без всяких дурных наслаждений; его не смущали дурные устремления, но когда он впал в грех и подпал тлению, удовольствия и нечистота проникли в природу плоти; в наших членах появился животный закон (ср.: Рим. 7:5, 23 ). И тогда природа стала больной грехом из-за непослушания одного – Адама (ср.: Рим. 5:19 ). Таким образом, сделались многие грешными не потому, что разделили грех Адама – ведь их тогда еще и на свете-то не было – но оттого, что восприняли его природу, подпавшую под закон греха (ср.: Рим. 7:23; 8:2 ). Таким образом, как в Адаме природа человека стала больна тлением ( ρρστησεν την φθορν) вследствие непослушания (ибо через это в нее проникли страсти), так во Христе она была освобождена, стала воистину послушной Богу и Отцу и не совершила греха (см.: 1Пет. 2:22 ; ср.: Не. 53:9) 271 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Адам, по своей свободной воле уклонившись от пути, по которому Бог предопределил ему идти, стал смертным и неспособным своими силами достичь бессмертия. Его грех не являлся «вертикальным» падением из состояния совершенства, которое он только должен был достигнуть, но «горизонтальным» отклонением, или отступлением, от пути к совершенству, так как Адам был еще ребенком, и ему только предстояло достигнуть этого совершенства . Через грех Адама зло овладело всем человечеством и грех взял человека в плен . Из некоторых фрагментов трактата «Против ересей» можно сделать вывод, что из-за грехопадения человек, созданный по образу и подобию Божию, потерял их. Но на основании другого фрагмента можно предположить, что сщмч. Ириней также допускает потерю подобия и сохранение образа, что указывает на то, что повреждение человека, безусловно, произошло, но оно не было всецелым. На это также указывают слова, что «Адам никогда не выскользнул из рук Божиих» . То есть Сын и Дух Святой, которые есть руки Отца , сохраняли Адама в бытии даже после его падения . Все люди унаследовали от Адама как от своего родоначальника состояние отчуждения от Бога . И таким образом, хотя Ириней Лионский считал Адама конкретной человеческой личностью, он видел в нем символ всего человечества, в отношениях Адама и Бога – символ отношений с Богом всех потомков первого человека, а в падении Адама – символ греховности всех людей .    Воплощение Для сщмч. Иринея воплощение является краеугольным камнем всего богословия. В его богословиивоплощение и искупление неразрывно связаны между собой . Священномученику приходилось отстаивать реальность воплощения в полемике с гностиками, одни из которых отрицали Божество Христа, в то время как другие – Его вочеловечение . Для восстановления и преображения человека было необходимо воплощение Слова Божия, вследствие чего человеку были сообщены свойства божественной жизни . Само Слово, воплотившись, становится субъектом рекапитуляции . Творение Адама было началом истории человечества, Христос же, напротив, пришел в ее конце: «Пришествие Сына Божия [совершилось] в последние времена (in nouissimis temporibus)» . Он, вечно существующий Логос, через Которого все сотворено, Который всегда пребывал с человеком, уча его и открывая ему будущее , стал Сыном Человеческим, «перевозглавляя Свое творение в Себе Самом (suum plasma in semetipsum recapitulans)» . Сщмч. Ириней указывает на кенозис, или умаление, Сына Божия, совершающего рекапитуляцию: «[Он] в Себе перевозглавил человека, [будучи] невидимым, сделавшись видимым, [будучи] неуловимым, сделавшись уловимым, [будучи] бесстрастным, [сделавшись] страстным, [будучи] Словом, [сделавшись] человеком» .

http://bogoslov.ru/article/4278505

280 Господь – пастырь, иже во адамов кож болкс воистинн (глас 1, канон богородичен, песнь 7, тропарь 2). 281 Да адамов потребиши клтв, плоть наш кром скврны... ч. 1] (неделя Крестопоклонная, 2-я стихира на «Господи, воззвах» малой вечерни). 282 Хот адама первозданнаг ти до конца всеболзненное члвколюбче, к создатель адамовъ, гвоздьм пригвоздис, безгршне хрт, и тво ребра оузвивъ насъ ради, возбранеши слове пламенном, не бранити намъ входа твоимъ рабмъ. тмъ же славословще т, поемъ держав твою, и кртъ твой чтимъ, и воспваемъ члвколюбче, имже вско брте неболзненное и млть. (глас 5, вечерня вторника, 4-я стихира на «Господи, воззвах»). Если бы не существовал первозданный Адам, но род человеческий вырастал как отрасль эволюционного древа из животного мира, то была бы совершенно напрасна и безсмысленна искупительная Голгофская жертва Христа. Если бы первый Адам не был создан безсмертным и не жил в Раю – как мог бы Христос вернуть ему то, чего он не имел: жизнь вечную и райское достоинство? Богослужебная традиция Православной Церкви на страницах Октоиха, Минеи и Триоди изящно и глубоко раскрывает значимость связи Иисуса Христа, Сына Человеческого с Адамом первозданным – эту догматическую вероучительную тему. Эволюционистское же мировоззрение несовместимо со святоотеческим прочтением Библии. Эволюционисты отрицают существование перстного Адама. Церковь , напротив, не только признает его историчность, но также исповедует реальную связь между ним и его Небесным Спасителем. Вера в эволюционное происхождение человека несовместима с литургическим наследием нашей Церкви. Добавим к сказанному, что весьма значимым в православной иконографии является образ Воскресения Христова, именуемый «Сошествие во ад». На Пасху и во всякий воскресный день эта икона является в каждом храме центральной. На ней изображен Иисус Христос, изводящий из преисподней воскрешенных праотца нашего Адама и праматерь нашу Еву (и вместе с ними других ветхозаветных праведников и пророков). На этой иконе связь Адама и Христа выражена наиболее наглядно. Создатель Адама за руку выводит его из ада. Если бы не воскрес Христос, Адам бы навеки остался во мраке. Если бы не было Адама как реальной исторической личности – кого бы вывел из преисподней Иисус? Кому бы Он протянул Свою спасительную руку? Кому была бы польза от жертвы Богочеловека и чуда Его Воскресения? Адам спасен благодаря Христу. Господь является Спасителем потому, что, как сказано в Катихизисе, Он действительно спас потомков Адама «от греха, проклятия и смерти» с. 42].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010