в Писании повествуется: – о различном виде происхождении Адама и Евы: Адам образован из земли и от дыхания Божиего – Быт. 2:7 , а Ева – из ребра Адама – Быт. 2:22  или, по его выражению, – взята от мужа – Быт. 2:23 ; – о последовательном во времени происхождении Адама и Евы ( Быт. 2:7–22 . См. также 1Кор. 11:8, 12 ; 1Тим. 2:13, 14 ); слова апостола Павла о том, что «жена от мужа» ( 1Кор. 11:8, 12 ) ясно говорят, что Ева произошла от Адама мужчины, а не от Адама андрогина. Об этом же говорят и рассмотренные с ними в едином контексте стихи 1Тим. 2:13, 14 6 . Таким образом, идея андрогина не находит библейского основания и подтверждения ни в Синодальном, ни в церковно-славянском переводах Библии . Необходимо отметить, что в Библии повествуется о трех различных типах (видах) происхождения человека: Адам был создан (точнее преобразован) Богом из праха земного и в результате воздействия вдуновения Божьего ( Быт. 2: 7 ); Ева была преобразована Богом из ребра Адама ( Быт. 2:21–24 ); Каин был рожден Евой от Адама ( Быт. 4:1 ), то есть произошел, впрочем, как и все последующие люди, от родителей. Прп. Иоанн Дамаскин по данному вопросу пишет: «Адам, который – не рожден, ибо он – создание Божие, и Сиф, который – рожден, ибо он сын Адама, и Ева , которая вышла из ребра Адамова, ибо эта не была рождена, различаются друг от друга не по природе, ибо они суть люди, но по образу происхождения (96:91). 1.2. О значении семьи и брака §1. В «Православной энциклопедии» о семье и браке говорится следующее: « Брак, общественный, и в частности правовой институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц мужского и женского пола, составляющем основу семьи. История человечества знает разные формы брака: моногамный (брак одного мужа и одной жены), полигамный (многоженство) и полиандрический (брак одной жены с несколькими мужьями, случаи такого брака редки). Христианская традиция признает браком только моногамный союз. В “Дигестах” (XXIII 2. 1) содержится определение брака, принадлежащее римскому юристу Модестину (III в.): “Брак – это союз мужчины и женщины, соучастие в божеском и человеческом праве”. Данное определение вошло в канонические сборники православной Церкви и таким образом было адаптировано и санкционировано Церковью , приобрело церковный авторитет. Это определение включено в “Номоканон XIV титулов”, в “Алфавитную синтагму” Матфея Властаря , в “Прохирон” Василия I Македонянина, перевод которого составил 49-ю гл. слав. “Кормчей книги”. В “Кормчей” определение брака дано в следующей редакции: “Брак есть мужеви и жене сочетание, событие во всей жизни, божественныя и человеческия правды общение” [(П. Д: “Брак есть союз мужчины и женщины, соглашение на всю жизнь, общение в Божеском и человеческом праве” (Кормчая, гл. 48)].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

В грехопадении Адама преп. Марк выделяет преступление (παρβασις), которое совершили первые люди, и последствие, которое преподобный называет смертью 275 . Первые люди, которым Бог даровал всё сотворённое 276 , совершили преступление по собственному неверию 277 . Сластолюбие (δον) указало, что древо познания хорошо для пищи, приятно для глаз и вожделенно ( Быт.3:6 ), а тщеславие (κενοδοξα) пообещало, что «будете, как боги, знающие добро и зло» ( Быт.3:5 ) 278 . Преп. Марк также указывает на то, что падение первого человека было результатом обмана дьявола 279 . Полемизируя с мессалианами, преп. Марк особо подчёркивает, что потомки не наследуют преступление (παρβασις) Адама. Преступление есть только то, что совершается произвольно 280 . По мысли преподобного, наследование преступления означало бы, что потомки Адама совершали бы преступления по необходимости, и в таком случае не было бы никаких оснований для их обличения Богом 281 . Потомки Адама наследовали не преступление, а смерть 282 , под которой преп. Марк подразумевает не только смертность, но и состояние смерти во грехах, состояние отчуждения от Бога 283 . Смерть за преступлением Адама последовала не по особому определению, а естественно (φυσικς), по закону, установленному Творцом от начала. Преп. Марк обращает внимание, что Господь не сказал Адаму в раю: «Я умерщвлю вас», но сказал: «В день, в который ты вкусишь от него [древа познания], смертью умрёшь» ( Быт.2:17 ) 284 . Сходным образом о естественности смерти после грехопадения писал свт. Афанасий Великий . По его учению, люди, отвратившись от Сущего Бога, уклонились в не-сущее, во зло, истощив в себе тем самым вечное бытие, сами для себя став виновниками смерти и тления 285 . Последствия преступления Адама преп. Марк, помимо слова «смерть» (θνατος) называет также «праотеческим грехом» (πατρικς μαρτα) 286 , «праотеческой смертью» 287 , «праотеческим законом» 288 . В сочинении «Против несториан» отпадение потомков Адама от вечной жизни преп. Марк называет обвинением (γκλημα) 289 , не подразумевая, конечно, здесь того, что потомки виновны в грехе Адама, как о том учил блж. Августин 290 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Потомки Каина очень скоро вообще забыли Бога и занялись устроением своего земного быта: сам Каин «построил город», из его ближайших потомков один «был отцом всех живущих в шатрах со стадами», другой «был отцом всех играющих на гуслях и свирели», третий – «ковачом всех орудий из меди и железа» ( Быт. 4:17–22 ). То есть градостроительство, скотоводство, музыкальное искусство и, выражаясь современным языком, «производство орудий труда» – все это принесли человечеству потомки Каина как некий суррогат утраченного райского блаженства. Последствия грехопадения Адама распространились на все человечество. Это разъясняет апостол Павел: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим. 5:12 ). Этот текст Павла может быть понимаем по-разному: греческие слова «ef» ho pantes hemarton» можно перевести не только «потому что в нем все согрешили», но и «в котором все согрешили» (т.е. в лице Адама согрешили все люди). Если принимать первый перевод, речь должна идти об ответственности каждого человека за свои личные грехи, а не за преступление Адама: в этом случае Адам является лишь прототипом всех будущих грешников, каждый из которых, повторяя грех Адама, несет ответственность лишь за свои грехи. «Когда мы поддаемся воздействию злых помыслов, будем обвинять себя, а не прародительский грех», – говорит преподобный Марк Подвижник . 104 Грех Адама, согласно такому толкованию, не является причиной нашей греховности, потому что в грехе Адама нет нашего участия, следовательно, и его вина не должна вменяться нам. Однако если читать «в котором все согрешили» (так читал и славянский переводчик: «в немже вси согрешиша»), то можно говорить о вменении греха Адама всем последующим поколениям людей в силу зараженности грехом человеческой природы вообще: расположение к греху становится наследственным, а наказание за грех – всеобщим. Естество человека «заболело грехом», по словам святителя Кирилла Александрийского , 105 и, следовательно, мы все повинны в грехе Адама уже потому, что все – одной природы с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Во второй части 5й главы, начиная с 12-го стиха, мы читаем сравнительную характеристику Адама и Христа. Мусульмане верят в историю Адама, и нам не надо тратить время, чтобы убедить их в ее истинности. Тем не менее постарайтесь подчеркнуть, что грехопадение Адама было духовным и нравственным. Это было восстание против Бога. Причиной тому была гордыня. И это сказывается на всех потомках Адама. В этом месте мусульмане могут с ужасом воскликнуть: “Это несправедливо, что Господь так поступил с нами, согласно вашему Писанию». На это мы можем ответить, как апостол Павел: «Ты кто, человек, что споришь с Богом?» ( Рим. 9:20 ) Это не наша выдумка. Об этом говорит сам Бог в своем Слове. Вам надо будет сказать, что дело не только в самом Адаме. Он — не Благая весть, он — прелюдия к Благой вести. Если вы отрицаете, что Адам был вашим представителем, вы лишаете себя более значительного Адама, второго Адама, небесного Адама, который есть Мессия. Если Адам не мог вас представлять, то как мог представлять вас Иисус? Христос, умерший на кресте, представлял всех уверовавших в Него на протяжении всей истории. Не лишайте себя надежды, возражая против учения об Адаме как о нашем представителе. Любой верующий может теперь сказать, что там, на кресте, Иисус умер, представляя его. Теперь Он наш Посредник. Ходатай перед Богом. Мусульмане выдвинут много возражений против учения о Христе как нашем представителе перед Богом. Поскольку они не принимают учения о первородном грехе, они не принимают и учения Павла. Однако здесь мы не должны уступать. Это место в Послании к римлянам необходимо для истинного библейского понимания искупления. Это, можно сказать, одно из наиболее конкретных мест в Библии, которое в равной мере касается нашего отношения к Адаму и Господу нашему Иисусу Христу. «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни» ( Рим.5:18 ). В современной английской версии Библии этот отрывок передан так: «Итак, как один грех заклеймил весь человеческий род, так одно праведное дело сделало весь человеческий род свободным и даровало ему жизнь». Некоторые теологи понимали это место из Библии как утверждение о всеобщем спасении. Но мы не имеем права выдергивать из Библии отдельные места вне связи со всем тем, что говорится по данному вопросу. Я понимаю это место следующим образом: по природе все мы произошли от Адама, он наш праотец. Нравится нам это или нет, он наш отец. Но единственный путь быть во Христе лежит через веру. Если у человека есть вера во Христа, он может считать, что Христос освободил его и дал ему вечную жизнь.

http://azbyka.ru/bibliya-i-islam

Экзегет, толкуя это, не остается в неведении относительно того, что Адам и Ева постигаются [как образы] Христа и Церкви. Еще раз приведем слова преподобного отца, характеризующие ипостаси первобытного человечества: 1. Адам — образ Отца: без (вещественной, тварной) причины, не рожден; 2. Сын Адама и Евы — образ Сына Божия: рожден; 3. Ева — образ Святого Духа: не рождена и не беспричинна, а по восприятию, по исхождению неизреченным образом приведена в бытие от сущности беспричинного Адама. Заметим сразу, что некоторые смыслы образа Божия в человеке раскрывается не сразу, а постепенно и даже после грехопадения прародителей. Об этом мы будем рассуждать еще неоднократно.  Архимандрит Киприан (Керн) утверждает, что мысль о прикровенном начертании в трех ипостасях первобытного человечества образа Триипостасного Божества преп. Анастасий почерпнул у свт. Григория Нисского , и приводит в доказательство слова, в удивительной точности совпадающие с русским переводом преп. Анастасия: «Адам, не имеющий тварной причины и нерожденный, есть пример и образ не имеющего причины Бога Отца, Вседержителя и Причины всего; рожденный сын Адама предначертывает образ рожденного Сына и Слова Божия; а происшедшая от Адама (но не рожденная от него) Ева, знаменует исходящую Ипостась Святого Духа». Данное, явно ошибочное утверждение отца Киприана основано на неправильной атрибуции первого «Слова» Нисскому святителю. Кстати, мысль преп. Анастасия исключает всякий намек на возможность учения об исхождении Святого Духа и от Сына (учения о «Filioque»). Ева получает свое бытие только от Адама, а их сына, который соотнесен с Сыном Божиим, еще не было на момент ее появления. Образ Святого Духа в Еве св. Анастасий видит и в том, что ей, в отличие от Адама , не было вдунуто Богом дыхание жизни: Поэтому Бог и не вдунул в Еву дыхание жизни (см. Быт. 2, 7), поскольку она есть изображение Святого Духа — дыхания и жизни… (I, 1, 5) Это не значит, что в Еве не было души и образа Божия (в других смыслах, о чем речь пойдет позже). Душу с запечатленным в ней образом Божиим Ева получила, так как произошла от сущности Адама. Также и сын Адама и весь остальной человеческий род имеют образ и подобие Божие, так как единосущны Адаму.

http://pravoslavie.ru/2965.html

Богоносный апостол пишет: «Посему, как одним человеком» (то есть Адамом ) «грех вошел в мир», и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим.5:12 ). Это значит: Адам – родоначальник человечества и как таковой он – родоначальник всеобщей человеческой греховности; от него и через него вошла во всех его потомков μαρτα, греховность естества, наклонность ко греху, которая, как греховное начало, живет в каждом человеке (см. Рим.7:20 ), действует, производит смерть и проявляется во всех личных грехах человека. Но если бы наше рождение от грешных прародителей было единственной причиной нашей греховности и смертности, то это было бы несогласно с Божиим правосудием, которое не может допустить, чтобы все люди были грешными и смертными лишь оттого, что согрешил и стал смертным их праотец, без личного их участия и согласия. Но мы проявляем себя потомками Адама, то есть всеведущий Бог предвидел, что воля каждого из нас будет подобна воле Адама и что каждый из нас согрешит, как и Адам. Это подтверждают и слова христоносного апостола: φ πντες μαρτον ­ «поскольку, потому что, ибо» все согрешили. Оттого-то, по словам блаженного Феодорита , каждый из нас подлежит смерти не за грех праотца, а за свой собственный грех. А святой Иустин Философ говорит: «Род человеческий от Адама подпал под власть смерти и прельщения от змия по той причине, что каждый человек творил зло». В соответствии С этим смерть, происшедшая и унаследованная от греха Адама, простирается на всех потомков Адама еще и по причине их личных грехов, которые Бог от вечности предвидел в Своем всеведении. На генетическую и причинную зависимость всеобщей греховности потомков Адама от греха Адама указывает святой апостол, сравнивая Адама и Господа Иисуса Христа. Как Господь Иисус Христос – Источник правды, оправдания, жизни и воскресения, так Адам – источник греха, осуждения и смерти: якоже единаго прегрешением во вся человеки вниде осуждение (ατριμα), такожде и единаго оправданием во вся человеки вниде оправдание жизни (διαωσιν ζως).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Христос, потомок Адама, обещанный Богом, приходит на место жилища Адама, место его слез, молитв и чаяний, здесь Сын Божий возвещает миру, что Рай возвращается людям, и Царство Божие приходит в силе. Большинство иудеев не приняли долгожданного Мессию, и Христос говорит им: " Се оставляется вам дом ваш пуст " (Лк. 13, 35) – светило ветхозаветного храма закатилось, а Богу стали поклоняться " в духе и истине " везде – по всем концам земли. Были ли открыты Адаму тайны будущего? Преподобный Серафим Саровский говорит: " Адаму после падения, а равно и Еве вместе с ним были открыты многие тайны, относившиеся до будущего спасения рода человеческого " . " Адам сотворен был не подлежащим действию ни одной из сотворенных Богом стихий, так что его ни вода не топила, ни огонь не жег, ни земля не могла пожрать его в пропастях своих, ни воздух не мог повредить как бы то ни было своим действием. Все покорено было ему, как любимцу Божию, как царю и обладателю твари " . " Когда же вдунул Господь Бог в лицо Адамово дыхание жизни, тогда-то, по выражению Моисееву, Адам стал душой живой, во всем Богу подобной и такой, как Он, на веки веков бессмертной. От этого дыхания Жизни из уст Всетворца и Вседержителя Бога Адам стал настолько мудрым, что не было никогда, да и едва ли будет на земле человек премудрее и многознательнее его " (Из беседы преп. Серафима с Мотовиловым). Но все, что касается жизни Адама и общения его с Богом, сокрыто навеки, и Библия не говорит об этом ничего. Прежде, чем рассмотреть с археологической точки зрения вопрос – была ли обитаема территория будущего Иерусалима в первое тысячелетие существования человечества, во время жизни Адама – рассмотрим вопрос, почему об этом ничего не сказано в книге Бытия. Моисей не указывает места жительства Адама в течение всей его девятисотлетней жизни, сказав только, что после изгнания из Рая он поселился поблизости от него. Моисей не указывает, где жил Ной, и где был погребен Адам. Предположим, что Господь открыл бы Пророку-Боговидцу, как и многие другие тайны, местонахождение могилы Адама, но мог ли Моисей указать эту могилу? Ведь в таком случае отцу человечества была бы построена монументальная гробница, и на этом месте никогда бы не совершилась искупительная Жертва – распятие Христа Спасителя. Не могла сохраниться память о могиле Адама и естественным путем, гибель человечества при Потопе была причиной потери этой памяти. Новое человечество после Потопа уже не знало точное место погребения Адама.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2425...

человеком тленным и смертным, не по причине собственного своего греха, а по причине преслушания прародителя нашего Адама, от семени которого происходим; так опять каждый из нас бывает Христом, нетленным бессмертным, не ради добродетелей своих, но ради послушания второго Адама, который есть Христос, Господь наш, сошедший с неба, соделываясь кость от костей Его и плоть от плоти Его. И как тление и смерть из рода в род переходят от ветхого Адама, так нетление и бессмертие переходят в христиан от нового Адама. Как то, что мы причастники естества праотца Адама, падшего, познаем мы по тому признаку, что и мы грешим и преступаем заповеди Божии; так и то, что мы бываем причастниками божественной благодати второго родоначальника нашего Христа Господа, познаем по тому признаку, что не грешим более, коль скоро получаем божественную благодать сию. Мы почерпаем от полноты Христовой, подобно тому, как из какого-либо источника огня возжигались бы мириады лампад... " . " Не по причине собственного своего греха, а по причине преслушания прародителя... " и " не ради добродетелей своих, но ради послушания второго Адама... " , " тление и смерть из рода в род переходят от ветхого Адама... мы причастники естества праотца Адама... так и то, что мы бываем причастниками божественной благодати второго родоначальника нашего Христа Господа... " - все это: и мысли, и дух, и терминология взяты преп. Симеоном из бл. Августина... Но нет противостояния, в духовном состоянии Симеона: Августин и каппадокийцы идут рука об руку... Так бы и остаться на этом уровне! Но, увы, расходятся эти пути в полную потом друг другу противоположность!.. И забываются каппадокийцы!.. А с ними уходит из сознания человеческого сила личности, подавляемая необходимостью судьбы и предопределения. Научная литература о каппадокийцах " Научная литература о каппадокийцах... за исключением специальных трудов... преследует более популярную, чем научную цель (о свт. Василии. - Авт.)... Относительно Григория Богослова дело обстоит еще хуже...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/188/...

61. " Адам соделался лично виновным перед Богом, а мы лично не согрешили с Адамом, но соделались в нем и чрез него грешниками (непослушанием одного человека сделались многие грешниками, Рим.5:19), получая от него греховное естество, и являемся на свет по природе чадами гнева Божия (Еф.2:3) " (21:493). " Толкуя выражение апостола Павла: как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим.5:12), он (Иоанн Златоуст - а.к.) раскрывает его этический смысл: смерть, войдя в жизнь людей через грех одного человека, Адама, распространилась на всех людей, которые, хотя и не согрешили, но унаследовали от Адама смертность (то есть, все подверглись следствию этого греха - смертности - П.В.) " (75:163). " Православию чуждо представление о том, что потомки Адама несут личную ответственность за грех прародителей, как за свой собственный грех Православному Востоку всегда был чужд западный юридизм, и первоначальный грех рассматривался прежде всего как порча природы, а не как грех, в котором повинны все люди. Однако и восточные отцы не отрицали, что мы несем наказание за преступление Адама, хотя и не так, как за свои личные грехи " (2:249,251). " Но потомки Адама не участвовали своим сознанием и свободою в греховном действии Адама и потому наследственный грех в потомках Адама должно полагать не в греховном действии Адама и вменении им в вину этого действия, а в греховном состоянии природы, с которым и в котором рождаются все люди, или в наследственной греховной порче и растлении природы, в которой обитает грех как некоторое живое начало, с силою влекущее к совершению личных грехов, вместе с виною или осуждением его в Адаме " (23:328. Книга 1). " Итак, естество заболело грехом из-за преслушания одного, то есть Адама; и многие оказались грешниками не потому, что они совершили преступление вместе с Адамом (ибо их тогда не было), но потому, что им свойственно его естество, подпавшее закону греха " (святитель Кирилл Александрийский. Цит. по 68:34).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

Сергей Денисов. Жена ево Фекла Андреева дочь. Петра Иванова сына Старкова сельца Коптева дворовой человек Дементей Максимов. Жена ево Ульяна Козмина дочь. Капитана Ивана Степанова сына Неелова крестьяне деревни Езерова: Еремей Яковлев. Жена ево Катерина Мартьянова дочь. У него сын Борис. Жена ево Устинья Михайлова дочь. У него, Бориса, брат родной Михайло. Жена ево Катерина Никифорова дочь. Иван Семенов. Жена ево Татьяна Титова дочь. Деревни Ларионцова. Дмитрей Иванов. Жена ево Наталья Никифорова дочь. Козма Остафьев. Жена ево Грикерья Гаврилова дочь. У Козмы брат родной Иван. Жена ево Ирина Никитина дочь. Все исповедывались и причащались марта 22 числа. Всего вышеписанном Ильинском приходе сверх выше явленных чинов никого тутошних жителей и пришлых людей под укрывательством не обретается и противящихся Святыя Церкви раскольников нет. Исповедовавшихся и причастившихся: шляхетства – 1 жен., дворовых людей – 3 муж., 3 жен., обоего – 6, крестьянства – 7 муж., 7 жен., обоего – 14; итого: 10 муж., 17 жен., обоего – 21 человек.   13 1737 г. – Исповедная роспись священников Николаевской церкви на Стану Василия и Андрея   Роспись Вологодской епархии Вологодского уезду церкви Николая Чудотворца, что на Стану, попов Василья да Андрея Ивановых приходским всяких чинов людем, которых в том приходе в одном селе да во шти сельцах да в двацати дву деревнях, а в сороке трех дворах обретаются семьсот восемь человек, да из других приходов священнослужителей один человек Звание обывателей Кто скольких лет Объявлении кто в 737-м году во святую Четыредесятницу исповедовался и святых таин приобщился, и кто тож неисповедался В которых месяцех и числех исповедывались и святых таин приобщались Мужеска Женска Вышеозначенной церкви диакон Василей Алексеев Исповедался и святых таин приобщался Февраля 27 числа жена ево Елисавета Иванова дочь Исповедалась и святых таин приобщалась дети их: Гаврило Исповедался и святых таин приобщался Исповедался и святых таин приобщался Татьяна Исповедалась и святых таин приобщалась

http://sedmitza.ru/lib/text/10190257/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010