Сказано: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор.10:13 ). Святитель Григорий Великий , папа Римский, пишет: «Все добро нашей теперешней жизни, каким бы великим оно ни казалось, ничто в сравнении с воздаянием вечности. Верный раб ставится над многим после того, как преодолел все тяготы тления. И вот он прославляется вечными радостями его небесного обиталища. Он тогда окончательно входит в радость господина своего, когда обретает свою вечную родину и приобщается к Ангелам: такова внутри его радость от этого дара, уже нет ничего преходящего, что способно его огорчить» 466 . Говоря о мире Бога, мы не можем выразить и малой толики из того, что он реально собой представляет, но сам план домостроительства нашего спасения в своем осуществлении приближает нас к тайне грядущего блаженства. Сказано: «и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» ( 1Пет.2:5 ). Христианин как духовное существо, живя на земле, участвует в созидании Небесного Иерусалима, как и сказано: «как живые камни, устрояйте из себя дом духовный». Верующие также осознают себя причастными к высшему служению Богу по чину благодати каждого, как «священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу». Живя на земле, мы принадлежим уже жизни надмирной, Небесной, и хотя порою грех прорывается в реальность нашей жизни, мы отрешены от него своими внутренними побуждениями (см. Рим.7:22 ) и принадлежим Богу, а не своим прежним пристрастиям и склонностям. Сказано: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» ( Еф.2:19 ). И хотя Закон Божий требует немедленного наказания для каждого из нас, но «ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия» ( Рим.3:21–22 ). То есть высшая правда Божия, которая, действуя через Закон Божий, требовала наказания грешнику, ныне, раскрываясь «через веру в Иисуса Христа» как Агнца умилостивления, не делает между нами различия, не вершит суд –  «потому что все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим.3:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Таковые моления верных заканчиваются возгласом священника: Щедротами Единороднаго Сына Твоего... Смысл этого возгласа тот, что вся сила наших молений, приношений и благодарений зависит от всесильного ходатайства Единородного Сына Божия, принесшего Себя за нас в искупительную жертву, и даровавшего нам право все испрашивать от Отца во имя Его Единородного Сына Божия, и давшего обетование, что, о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам ( Ин.16:23 ). После этого священник возглашает: Мир всем, то есть настало время примирения и в знак оного взаимного целования. Диакон поддерживает это христианское чувство и возглашает: Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы, то есть чтобы нам единомысленно прославлять, – народ заканчивает слова диакона ответом: Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. После этого в церкви совершалось общее целование: мужчины с мужчинами, а женщины с женщинами. Ныне это целование совершается только в алтаре между священнослужителями. Таковыми словами и действиями исполнялась заповедь Христова: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой ( Мф.5:23–24 ). Без такого примирения молитва наша не будет услышана и жертва наша не будет принята. Поэтому никто имеющий вражду на ближнего или обидевший его и не примирившийся с ним да не надеется получить от Бога испрашиваемую милость – таковый напрасно молится. Приступающий к приобщению Святых Таин не примиренным с братом своим суд себе яст и пиет ( 1Кор.11:29 ). После выражения чувств взаимной любви диакон возглашает: Двери, двери, премудростию вонмем. В древние времена словами Двери, двери напоминалось стражам церковных дверей хранить их, чтобы никто из неверных не вошел в храм, а из верных кто-либо не вышел по лености, но чтобы все внимали премудрости Божией, которая провозглашается после этого, по отверстии завесы Царских врат, в Символе Веры . В настоящее время привратников в наших храмах не имеется, но слова Двери, двери каждый из предстоящих должен принять для себя как призыв, чтобы двери чувств – зрения и слуха – были закрыты для всего постороннего, дабы легче сохранить мир душевный и без рассеяния внимать тому, что будет после этого совершаться. После возгласа Двери, двери читается или поется Символ Веры . Это установлено для того, чтобы мы открыто исповедовали нашу веру – веру, что мы так веруем, как научила нас Святая Церковь через богоносных отцов, изложивших православное учение на Вселенских Соборах, и что мы ничего к изложенному ими исповеданию веры не прибавляем и ничего не убавляем. Вместе с тем мы выражаем и любовь ко Господу, воспоминая домостроительство нашего спасения, совершенное через пришествие на землю Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Третье упоминание Духа мы встречаем в описании Богоявления: и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него (Мф 3:16), и у апостола Марка: и когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него (Мк 1:10). Сравнение Духа Божия с голубем восходит к Быт 1:2, где мы встречаем причастие ‘трепетно парящая’ (носился Синодального перевода), которое обозначает высиживание яиц. В раввинистической литературе на основании этого места Дух Божий иногда сравнивался с голубем 7 , учители Закона уподобляли Духа Божиего, носившегося над водою при создании мира, птице, машущей крыльями над своими птенцами. В одном позднем таргуме на Песн 2:12 слова голос горлицы слышен в стране нашей толкуются как “голос Духа спасения” 8 . Согласно Златоусту, “Дух Святой сошел в виде голубя, чтобы обратить глас на Иисуса” 9 , и таково общее святоотеческое толкование (блаженный Иероним, преподобный Ефрем Сирин, Ев­фимий Зигабен): Дух нисходит на Иисуса, чтобы отличить Его от Иоанна и от других крестящихся и указать, что глас Отеческий относится именно к Нему; по мысли Отцов, Дух здесь выступает как свидетель Божественного Сыновства Иисуса. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола (Мф 4:1). В Синодальном переводе одна и та же конструкция в одном и том же предложении переводится почему-то различно, из-за чего теряется противопоставление ШрХ тоа pneЪmamoj — ШрХ тоа diabTloj. У апостола Марка: немедленно после того Дух ведет Его в пустыню (Мк 1:12). Глагол ‘ведет’ выражает сильное побуждение к действию 10 . Это уже четвертое упоминание Духа в Евангельском повествовании и, как и три предыдущих, оно также связано с Христом. В этом месте Дух Святой движет Иисусом, то есть Иисус описывается в некотором смысле как зависимый от Духа, если не сказать: подчиненный, как пишут некоторые западные исследователи 11 . Очевидно, что в представлении Евангелистов активное действие Духа в домостроительстве Сына было сопряжено с пониманием высокого значения Самого Духа Божия. Также понимал это и преподобный Ефрем Сирин: “написано так для того, чтобы никто из неверующих не имел предлога говорить, что Дух позднее и ниже Сына” 12 . Это и другие упоминания о Духе у евангелистов Матфея и Марка не оставляют никакого места для субординации или представления о умалении Духа в сравнении со Христом. Важно также отметить четко проводимое Евангелием отличие Духа Святого, Который ведет Иисуса в пустыню, от ангелов, которые приступили и служили Ему только после того, как Он прошел искушение (Мф 4:11).

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

Этим Спаситель показывает, что и Он, и Дух Святой, и Бог Отец суть Царство Небесное, Царство Божие; или, лучше сказать, Царство Небесное — это всё то, что Они даруют миру в Богочеловеческом домостроительстве спасения. Поэтому миссия Спасителя заключалась в проповедании «Евангелия Царствия» (Мф.4:23; Мк.1:14; Лк.8:1). Своим ученикам Господь заповедует проповедовать Царство Небесное, сопровождая свою проповедь Божественными делами: исцелением больных, очищением прокаженных, воскрешением мертвых, изгнанием бесов (см. Мф.10:7-8; Лк.9:2). Проповедь Евангелия по своей сути является проповедью о Божием Царстве. Поэтому Господь и возвещает: «Царствие Божие благовествуется» (букв. в сербск. тексте: «проповедуется Евангелием. — Примеч. пер.») (Лк.16:16). Как Свое Богочеловеческое призвание Спаситель отмечает: «Благовествовать Я должен Царствие Божие; ибо на то Я послан» (Лк.4:43). Проповедь Евангелия есть не что иное, как благовествование Божия Царства (см. Лк.9:60). Слово Спасителя гласит: «Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф.24:14). Не только прежде Своей крестной смерти, но и после Своего Воскресения Спаситель в течение сорока дней говорил ученикам о Царствии Божием (см. Деян.1:3).    Так как Евангелие Спасителя — это Евангелие о Божием Царстве, о Царстве Троичного Божества, то Спаситель и определяет искание Божия Царства как цель человеческой жизни на земле: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф.6:33; Лк.12:31). А все прочее, потребное человеку, прилагается к Царству Божию как некое добавление (см. Мф.6:33; Лк.12:31).    Драматична участь Небесного Царства на земле. Пользуясь небрежением людей, в нее со своим злом вмешался диавол, неустанно и лукаво трудящийся над тем, чтобы небесные истины не имели плода на ниве человеческих душ. И ему это отчасти удается, но конец ясен: в день Суда праведники, как солнце, воссияют в Царстве Отца своего Небесного, а грешники будут ввергнуты в печь огненную, где будет плач и скрежет зубов (см.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

12:8–13). Это немногое из многого, быстро пробегая по свящ. Писаниям, Педагог предлагает ради примера своим чадам, с помощью этого исторгая из них, так сказать, с корнем зло и заключая грех в границы. Но есть в свящ. Писании множество заповедей, предназначенных для отдельных лиц: для епископов, пресвитеров, дьяконов, для вдов, о чем речь может быть поведена у нас в другой раз. Многое в Писании и символически выражено, многое — и в притчах; такие притчи очень полезны для тех, кто при случае на них наталкивается. «Но не Мое дело, говорит Педагог, еще и об этом беседовать; для изложения тех святых учений нужен Учитель, к которому теперь и предстоит нам обратиться (идти)» Задача Педагога теперь для меня окончена; предстоит теперь Учителя слушать. С вами, наставленными в добрых учениях Педагогом, теперь будет беседовать Учитель научным образом. Прекрасной же руководительницей в разумении сих духовных вещей состоит церковь, и единственным Наставником в них является ее Жених, (олицетворенная) воля Отца, истинная мудрость, освящение всех наших познаний. И Он есть грех за наши грехи, как говорит о Нем Иоанн. Он наш дух и тело исцеляет, целого человека. Это Иисус, (умилостивление) за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «Я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец и нет в нем истины. А кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась; из сего узнаем мы, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал (1 Иоан. 2:3–6). О, питомцы сладостной педагогики! Все больше, все теснее и полнее будем присоединяться к прекрасному этому телу Св. Церкви; побежим в нее, как малые дети бегут к своей доброй матери. Став слушателями Логоса, прославим домостроительство нашего спасения, нас блаженными делающее; им человек воспитывается до состояния чада Божия и освящается в него; через воспитание, получаемое на земле, становится он гражданином неба (Фил. 3:20); на небе получает он Отца, которого учился познавать здесь на земле. Логос есть всего Творец; и Педагог Он, и Учитель. Лошадью управляют посредством узды, волом — при посредстве ярма, дичь сетями ловят, а человеческая жизнь преобразовывается Логосом. Он дикого коня обуздает, животных, плавающих в воде, уловляет на прикормку, летающих по воздуху, очаровывает. Это Он образует узду для коня, ярмо для вола, уду для рыб, силки для птиц. Он сам гражданами Своего Царства управляет, но Он же и Земледелец; Повелитель Он, но и Министр; сам Он все творит.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

14). Бог устанавливает законы природы и после потопа: «Впредь во все дни земли сияние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (8. 21, 22; ср. 9. 9-17). Во власти Господа судьбы целых народов и жизнь отдельного человека (2. 17; 6. 3; 7. 18-19; 8. 1, 21). По воле Божией прежде неплодные рождают потомков (17. 17 и след.; 18. 10 и след.; 21. 1 и след.; 25. 21; 30. 33), Он устраивает семейное благополучие (24; ср. 30. 27), хранит человека на всех его путях и в опасностях (21. 17; 28. 15; 32. 11-12; 35. 3; 48. 15-16), внимает молитве праведника (20. 7, 17; 18. 23-32; 24. 12 и след.; 25. 21), наказывает грешников (9. 5-6; 4. 9-15), исполняет пророческое благословение патриархов в судьбе их потомков (27. 7, 27 и след., 37 и след.; 48. 13 и след.; 49) и т. п. Даже увеличивающиеся с усилением греха наказания суда Божия в мире (всемирный потоп, смешение языков, гибель Содома и Гоморры) являются благом, т. к. пресекают зло. Умножающиеся после потопа чудесные знамения и откровения Божии показывают праведникам попечение Божие об их судьбах. Из среды развращенного человечества перед потопом Господь усматривает праведного Ноя (7. 1) и Сам спасает его от вод потопа. После потопа Господь утверждает великий завет мира с Ноем и со «всякою душою живою» (9. 9-17). Он избирает праведного Авраама, ведет его в неведомую землю и утверждает вечный завет общения с ним и его потомками (17. 1-8). Обетования завета Божия и действия небесного промышления продолжаются в жизни Исаака, Иакова и Иосифа. Бог патриархов (26; 28) пребывает с праведниками и покровительствует им (39. 3, 23), испытывает их веру (22. 1), защищает в опасностях (15; 28. 13-15) и награждает долголетием и благами жизни (15. 15; 17. 2; 25. 8). Мессианское содержание кн. Б. В Бытописании встречаются некоторые ясные указания на спасение людей от власти греха и смерти как на буд. конечную цель домостроительства спасения человечества. Первое обетование (т. н. Первоевангелие) дано Богом сразу после осуждения прародителей: «...и вражду положу между тобою и между женою и между семенем твоим и между семенем ее, оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (3.

http://pravenc.ru/text/153739.html

15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал 16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; 17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; 18 но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; 19 и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови. 20 В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да примет другой. 15–20. В промежуток времени между вознесением Господа и сошествием Святого Духа на апостолов одно только особенное событие совершилось среди общества Христова: избрание двенадцатого апостола на место отпавшего Иуды. Начинание дела здесь принадлежит апостолу Петру. Когда при жизни Иисуса Христа, сообразно своей пламенной, быстрой, стремительной душе, он всегда первенствовал пред прочими апостолами и в слове (напр., Мф. 16, 15–16 ), и в деле (напр., Мф. 14, 28 и далее), так и теперь. В речи своей апостол Петр прежде всего доказывает из Священного Писания , что отпадение от Христа Иуды не было явлением, противоречащим плану домостроительства Божия о спасении человеков, не было событием, совершившимся против воли всемогущего Бога, приводящего в исполнение предвечные решения воли Своей о людях. Оно, напротив, было предвидено и предуказано Богом и, следовательно, стояло в зависимости от того же Промысла Божия, направляющего все, даже и людское противление и нечестие, к благой цели спасения людей. В псалмах Давида апостол находит предсказание об Иуде, его деле и его наказании (ст. 16). Потом апостол припоминает сначала печальную историю Иуды. Он описывает это печальное прошлое языком оживленным и потому несколько фигуральным. Вследствие этого при буквальном понимании ст. 18 дается такая мысль, что земля крови, купленная на 30 сребреников, которыми оценен был Спаситель, была приобретена самим Иудою пред его смертию и что Иуда совершил самоубийство чрез падение с какой-нибудь высоты, после чего расселось чрево его, и выпали внутренности его, тогда как евангелист Матфей сообщает, что Иуда удавился, а земля крови куплена после его смерти первосвященниками (27, 5–8).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

16). И если смерть царствовала посредством одного, множае паче избыток благодати и дар правды (τς χριτος α τς δωρες) приемлюще в жизни воцарятся единым Иисусом Хрустом (ст. 17). Как чрез преступление, непослушание одного все люди осуждены, и сделались многие грешными, так праведностью, послушанием Одного всем человекам дано оправдание жизни и праведны будут многие (ст. 18–19). Грех приумножился с привхождением закона, по «идеже приумножися грех, преизбыточествова благодать. Да якоже царствова грех во смерть, такожде и благодать воцарится правдою (δι δυαοσνης) в жизнь вечную И. Христом (δι Χρστο) Господом нашим (ст. 20–21). Здесь противопоставляются с одной стороны прегрешение Адама, гнев Божий (ст. 9), вражда с Богом (ст. 10), виновность наша (18), смерть (21), с другой – любовь Божья (ст. 5). смерть Сына Божия (ст. 10), примирение (ст. 10–11), праведность и послушание Христовы (ст. 18–19), новая жизнь наша во Христе (ст. 10, 18, 21). Но для краткости, в ст. 15, 16, 17, 20, 21 противопоставляются только с одной стороны преступление и осуждение с другой – благодать Христова и ее дар – оправдание. При этом очевидно, что под благодатью разумеется все дело искупления со всеми его плодами 35 . Впрочем, так как искупление есть дело не только любви к нам воплотившегося Сына Божия, но и милости, благоволения Бога Отца, от вечности предназначившего нас к избавлению во Христе, и не только милости Его, но и правды, то апостол, созерцая в целом все дело нашего спасения во Христе и рассматривая Его, как дело благодати Божьей, включает в объем этого понятия все домостроительство спасения нашего, начиная от вечности. В этом смысле благодать он возводит к вечному предопределению Бога Отца, «спасшего нас и призвавшего званием святым не по делам нашим, но по своему благоволению и благодати, данной нам о Христе Иисусе прежде лет вечных, явишеся же ныне просвещением (πιφανεας – явлением) Спасителя нашего И. Христа» ( 2Тим. 9 ). Он (Бог Отец) «избра нас в Нем (И. Хр.) прежде сложения мира...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

16. Но это есть предреченное пророком Иоилем: 17. И будет в последние дни, говорит Бог , излию от Духа моего на всякую плоть; и будут пророчествовать сыны ваши и дщери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. Но это есть предреченное и пр.: устранив таким образом насмешливое и злобное предположение, что они пьяны, апостол вслед за тем объясняет удивлявшимся и недоумевавшим, что значит видимое и слышимое ими. Он объясняет, что это событие есть не иное что, как исполнение древнего пророчества пророка Иоиля, изреченное по вдохновению от Духа Св. лет за 800 с лишком до сего. Пророчество приведено из книги пророка Иоиля ( Иоил.3:1–5 ; по LXX и славянскому переводу 2, 28–32), с некоторыми изменениями против подлинника и LXX, как то нередко делают сам Господь и апостолы. В этом месте Бог устами пророка дает обетование о обильном сообщении даров Духа Св. всем верующим людям, с чем вместе соединяется угроза судом на нечестивых и обетование спасения праведным. – В последние дни: в подлиннике и у LXX – после сего. Ап. Петр, указывая исполнения пророчества в новозаветное время, заменяет слова после сего употребляющимся у других пророков, когда они говорят о царстве Мессии, выражением в последние дни (ср. Ис.2:2 ; Мих.4:1 и др.). Этим выражением обозначается окончание ветхозаветного царства Божия и начало новозаветного, и не только начало, но и все продолжение его, так как весь период новозаветного царства Божия на земле или царства Христова есть, по всему библейскому воззрению, последняя эпоха домостроительства спасения человечества, за которой последует всеобщий суд и царство славы. Посему под выражением в последние дни пророки говорят не только о таких будущих событиях, которые совершатся при конце ветхозаветного времени и начале новозаветного, но и о таких, которые будут совершаться и в продолжение всего новозаветного времени, или даже только в конце его. Заменяя сим выражением подлинное неопределенное выражение – после сего, апостол, таким образом, очевидно исключает отношение пророчества сего к какому-либо ветхозаветному времени, а относит исполнение его только ко времени новозаветному.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

17 ст. И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, 18 ст. зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, 19 ст. но драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, 20 ст. предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, 21 ст. уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога. К святости жизни апостол побуждает христиан страхом суда Божия. Хотя мы и называем Бога Отцом, но из сего вовсе не следует, что Бог будет к нам особенно милостив и снисходителен, даже если бы мы и не радели о нашем спасении. Он Отец, но не забывайте, что Он в тоже время и нелицеприятный Судия, а посему со страхом проводите время странствования вашего, т. е. время вашей земной жизни, Судия воздаст каждому по делам его. Суд будет тем более строгий и нелицеприятный, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, т, е. не серебром или золотом вы искуплены, т. е. выкуплены от греховной, бесплодной для спасения, унаследованной от отцов жизни, но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца, Который предназначен был ко спасению человека еще прежде создания мира, т. е. в предвечном совете Божием, но явившегося в последние времена для вас, но Который явился только в последние времена, т. е. в конце ветхозаветного домостроительства Божия; явился только ради вас уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и прославил Его, чрез что дал нам возможность укрепиться не только в вере в Бога, но и в уповании на Него. (Паремии из новозав. кн. Еписк. Виссарион.) 22 ст. Послушанием истине чрез Духа, очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, 23 ст. как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего в век. С верою и надеждою на Бога необходимо соединяется любовь к ближнему, посему апостол дает своим читателям наставление о братолюбии. Для сего, говорит он, послушанием истине, т. е. Евангельскому закону, чрез Духа Святаго. е. силою, действием и наитием Св. Духа в таинствах церкви очистим наши души, и только тогда мы будем способны к нелицемерному братолюбию, постоянно любить друг друга от чистого сердца. Тем более, что основанием нашей любви является нс плотское родство, от тленного семени, а родство духовное, рождение всех нас от Бога, от нетленного семени, чрез слово Божие, живое и пребывающее в век.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010