Что касается до тех яко бы христианских обществ, или, лучше сказать, «христианствующих», которые думают видеть и иметь в Лице Иисуса Христа только Великого Учителя Веры и нравственности, только «Моралиста», а не Сына Божия, во плоти пришедшего для совершения спасения рода человеческого, – то таких «яко бы Христиан», или таких «христианствующих», – целых ли обществ, частных ли отдельных личностей в среде верующих сынов Церкви, – это уже безразлично, Святая Соборная, т. е. Вселенская, Апостольская Христова Церковь не знает и, по самому существу своей основы во Христе, не может знать не только как «своих», имеющих хотя бы самую отдаленную связь с нею, но и как таких из «внешних», которые не являются ее самыми опасными и губительнейшими из ее врагов. Эти «христианствующие» не могут быть уподоблены даже тому упоминаемому в Евангелии мужу, «именем Иисуса Христа изгонявшему бесов», о котором дано нам в слове Иисуса Христа следующее руководительное указание: «Учитель! – сказал однажды Апостол Иоанн Иисусу Христу, – мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, и не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Не запрещайте ему, сказал Иисус Христос: ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас» ( Мк.9:38–40 ; Лк.9:49–50 ; Сн. Флп.1:18 ). Оные «христианствующие» не могут быть, говорим, уподоблены сему упоминаемому в Евангелии мужу потому, что, «изгоняя именем Иисуса Христа бесов», этот муж, хотя не следовал за Иисусом Христом вместе с Апостолами, однако все же считал Его за Такое Лице с Божественным полномочием, именем Которого «изгоняемы были бесы» из людей, одержимых ими: тогда как «христианствующие», признавая Иисуса Христа только за Великого Учителя, а не за Сына Божия, во плоти пришедшего для совершения спасения рода человеческого, являются отрицателями самого существа дела Христова и Божия «домостроительства» в роде человеческом. Кто же суть эти «яко бы христиане», эти «христианствующие» для Христовой Церкви, если они, как мы выше выразились, более опасны для нее и более губительны, чем все ее «внешние» враги? Это суть те, идущие яко бы за Христом, которые в действительности отрицают Христа, – как воплотившегося Сына Божия и отрицают во имя же Христа Иисуса только Сына Человеческого, и не Сына Божия, и потому они первые блюдут «дух антихриста» и первые служат, отрицанием Божественного естества в Личности Иисуса Христа – Сына Человеческого, не только отрицанию дела спасения человеческого рода, затемнению его для сознания и для веры людей, низводя дело спасения рода человеческого в Лице Богочеловека в круг дел яко бы не приемлемых «сознанием, но и утверждению идеи о «человеке-боге», каковая идея, как увидим, и составляет содержание самой «тайны беззакония» в роде человеческом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

10:12). в) в писаниях нового завета изображается преимущественно домостроительство искупления нашего, как дело неизреченной премудрости Божией. мы проповедуем Христа распятого , говорит святой Апостол Павел в послании к Коринфянам, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость (1 Кор. 1:23,24); проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей (2:7). дабы ныне соделалась известною через Церковь , пишет он в другом месте, начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем ( Ε ф. 3:10,11). И наконец в третьем своем послании, после рассуждения о чудном плане тогоже великого домостроительства Божия, восклицает: о, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим. 11:33). Святые Отцы и учители Церкви, последуя Слову Божию, также указывали следы высочайшей премудрости Божией: а) в устройстве мира вообще: в устройстве солнца, луны и звезд, воздуха, воды и земли, камней, растений и животных, великих и малых, благородных и ничтожных, полезных и вредных, — и все это раскрывали с величайшей подробностью не только в некоторых местах своих писаний, но и в целых нарочитых сочинениях: «одна травка или одна былинка, говорили они при этом, достаточна занять всю мысль твою рассмотрением искусства, с каким она произведена;» б) в частности, в устройстве человека, и именно: в устройстве его глаз, ресниц, бровей, мозга, сердца, рук, ног и прочих частей и членов: «если мы обратим внимание даже на ногти, замечает святой Иоанн Златоуст, то и здесь усмотрим ясные следы премудрости Божией, как в самой форме ногтей, так и в веществе их и положении;» в) наконец в домостроительстве нашего спасения, когда рассуждали о целесообразности воплощения самого Бога для искупления людей, и воплощении именно Сына Божия, а не Бога Отца и не Бога Духа Святого, о причинах не скорого пришествия в мир Искупителя, о постепенном приготовлении людей к Его принятию, о целесообразности Его смерти, и смерти именно крестной и под.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

148 . Так как акиндиане пытались думать и утверждать, что тот Свет, который сиянием исходил на Фаворе от Спасителя, есть призрак и тварь, то, многократно изобличенные, но не переубежденные, они были подвергнуты письменному отлучению от Церкви и анафеме. Они хулят Домостроительство по плоти Бога и безумно утверждают, что Божество Его является тварным, низводя до уровня твари, насколько это им доступно, Отца и Сына и Святого Духа, ибо одно и то же Божество у Трех [Ипостасей]. А если они говорят, что почитают Божество нетварным, то [тем самым] ясно утверждают существование двух божеств у Бога: одного – тварного, а другого – нетварного. И здесь они упорно добиваются того, чтобы превзойти в нечестии всех древних еретиков. 149 . И в другой раз замышляя утаить свое зломыслие в этом деле, они утверждают, что Свет, сияющий на Фаворе, является нетварным, но при этом он есть сущность Божия. [Утверждая это], они изрекают еще более страшные богохульства. Ибо если тот Свет был видимым для Апостолов, то следовательно, согласно их зломыслию, и сущность Божия также доступна [телесному] зрению. Однако пусть они услышат глаголящего: никто не был в «сущности «Господни» ( Иер.23:18 ) и никто не видел и не поведал естества Божия» – и не только никто из людей, но и никто из Ангелов. Ибо даже шестокрылые Херувимы покрывают лица свои вследствие преизобилия сияния, ниспосылаемого оттуда. А поскольку пресущественность Божия никогда и никем не была видима, то акиндиане, говорящие, что она является тем Светом, [вопреки себе] свидетельствуют о совершенной недоступности видения этого Света. И даже избранные из Апостолов не сподобились на горе видения его, а следовательно, и обещание Господа относительно этого не является истинным. Тогда неправду изрекает говорящий: «мы видели славу Его... будучи с Ним на святой горе»; и «Петр же и бывшие с ним.., пробудившись, увидели славу Его» ( Ин.1:14 ; 2Пет.1:18 ; Лк.9:32 ). А другой [писатель] говорит, что Иоанн, особенно любимый Христом, «видел на горе Само обнаженное Божество Слова». Поэтому [избранные ученики Господа] видели, и видели доподлинно, то нетварное и Божественное Сияние, тогда как [Сам] Бог пребывал незримым в [Своей] пресущественной Сокрытости, хотя и отрицают это Варлаам, Акиндин и их единомышленники.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

16 ст. И в одном теле примирит обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. Т. е. примирил их между собой и с Богом, чрез крестные страдания своего тела, убив, т. е. уничтожив совершенно чрез свою крестную смерть ту вражду, которая существовала между Богом и человеком. Таким образом из двух враждовавших половин человечества чрез свои крестные страдания Господь Иисус Христос создал новое тело – Церковь , возглавивши ее Собой. 17 ст. И пришед благовествовал мир вам, дальним и близким. Об этом примирении людей с Богом возвестил и Сам Господь Иисус Христос и Его святые апостолы, как дальним – язычникам, так и ближним – иудеям. 18 ст. Потому что чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Т. е. при содействии и участии одного и того же Духа Божия. 19 ст. Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу. Итак, заканчивает апостол свою речь, вы, бывшие язычники, теперь узко не чужие и не пришельцы, т. е. не случайные посетители в дому Божием, в церкви Христовой, как вы были среди народа Израильского, но сограждане святым, т. е. вполне равноправные члены в Церкви Божией, наравне со всеми другими христианами из иудеев и свои Богу, т. е. близки Ему, как близки бывают отцу земному члены его семьи. 20 ст. Бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем. Церковь Божия, в которую вы вошли, как равноправные члены, имеет в своем основании апостолов и пророков, т. е. созидается, строится, как здание, имея своим фундаментом апостолов и пророков, т. е. вы в своей вере опираетесь на учение апостолов, подкрепляемое учением и словом пророческим. Вы, язычники, удостоились великой чести быть следующими рядами камней в церкви Божией. Это здание церкви Божией на земле покоится, стоит твердо, непоколебимо на краеугольном камне – Христе. Он глава Церкви, Он и основание ее. Все Им держится, все Им направляется, все от Него и к Нему: и пророчество, и апостольство, и вера. 21 ст. На котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе. Т. е. на этом краеугольном камне – Христе, на вере в Него, постепенно созидается стройное здание Церкви Божией на земле, т. е. она постепенно принимая в недра свои все новых и новых членов из разных народов земли увеличивается и расширяется сообразно плану домостроительства Божия, пока не закончится во всех частях этот план и Церковь Божия на земле не превратится в святой храм Господень, да будет Бог всяческая во всех. Храм свят, потому что верующие – камни, из которых он составлен, святы, освящаются Духом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

в) в писаниях нового завета изображается преимущественно домостроительство искупления нашего, как дело неизреченной пре­мудрости Божией. мы проповедуем Христа распятого, говорит святой Апостол Павел в послании к Коринфянам, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость ( 1Кор. 1:23,24 ); проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей (2:7). дабы ныне соделалась известною через Церковь , пишет он в другом месте, начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем ( Εф. 3:10,11). И наконец в третьем своем послании, после рассуждения о чудном плане тогоже великого домо­строительства Божия, восклицает: о, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! ( Рим. 11:33 ). Святые Отцы и учители Церкви, последуя Слову Божию, также указывали следы высочайшей премудрости Божией: а) в устрой­стве мира вообще: в устройстве солнца, луны и звезд, воздуха, воды и земли, камней, растений и животных, великих и малых, благородных и ничтожных, полезных и вредных, – и все это раскрывали с величайшей подробностью не только в некоторых местах своих писаний, но и в целых нарочитых сочинениях: 317 “одна травка или одна былинка, говорили они при этом, достаточна занять всю мысль твою рассмотрением искусства, с каким она произведена;” 318 б) в частности, в устройстве человека, и именно: в устройстве его глаз, ресниц, бровей, мозга, сердца, рук, ног и прочих частей и членов: “если мы обратим внимание даже на ногти, замечает святой Иоанн Златоуст , то и здесь усмотрим ясные следы премудрости Божией, как в самой форме ногтей, так и в веществе их и положении;” 319 в) наконец в домостроительстве нашего спасения, когда рассуждали о целесообразности воплощения самого Бога для искупления людей, 320 и воплощении именно Сына Божия, а не Бога Отца и не Бога Духа Святого, 321 о причинах не скорого пришествия в мир Искупителя, 322 о постепенном приготовлении людей к Его принятию, 323 о целесообразности Его смерти, и смерти именно крестной 324 и под.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Евангелие Апостола Павла и сам Апостол. Связь читателей послания с Апостольским преданием и обучение этому преданию, как подчеркивает 3. 1-13, опосредовано Апостолом Павлом и его благовестнической деятельностью. Павел изображен как Апостол, пострадавший и заключенный в узы за то, что он принес Евангелия язычникам: «Я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников» (3. 1; также 3. 13; 4. 1; 6. 19-20). Павлу было дано «разумение тайны Христовой»о Церкви, состоящей из иудеев и язычников (3. 4-6). Ему было дано знание о космическом значении Церкви и «открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, …дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (3. 9-10). Он претерпевает страдания ради христиан, к которым он обращается в послании, ради их спасения и эсхатологической славы (3. 13). Эти напоминания преследуют цель внушить читателям, что они, члены единой Церкви и участники объемлющего весь космос премудрого замысла Божия, – наследники Апостольского предания, принесенного им Апостолом Павлом. Но при этом нельзя забывать о том, что Апостол был только проводником благодати Божией, и, в конечном счете, своим благом читатели должны быть обязаны только Богу. Благодать Божия действовала «посредством благовествования, которого служителем сделался» Апостол Павел (3. 6-7). Благодать Божия дала ему силу «открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования» (6. 19). Это благовествование названо «благовествованием спасения», которое в свое время услышали ефесяне и поверили ему (1. 13). Спасение. О спасении послание говорит преимущественно как об освобождении через искупление. Так, в начальном благословении утверждается, что по причине щедрой и преизбыточествующей благодати Божией мы во Христе «имеем искупление Кровию Его» (1. 7-8). Жертвенная смерть Иисуса Христа освободила людей от их преступлений против Бога: «Бог во Христе простил вас» (4. 32). Дважды в послании упоминается традиционная формула «Христос предал Себя за нас» (5.

http://predanie.ru/book/219656-bogoslovi...

Матерь Божия изображена как бы лишившейся Сына, во всем облике Божией Матери, в поднятых руках, еще как бы несущих Спасителя, неизъяснимая скорбь. В этом предзнаменовании материнского страдания Божией Матери, прореченного Симеоном. В движениях рук и всего стана Матери Божией предчувствие утраты Сына, утраты, которую понесла Матерь Божия, стоя при Кресте Заповедь посвящать Богу первенцев мужского пола была дана израильскому народу через Моисея после умерщвления Божиим Ангелом всех египетских первенцев (в результате чего фараон и разрешил израильтянам выйти из Египта) и до перехода через Чермное море. Характерно и обоснование данного действия: «Ибо рукою крепкою вывел тебя Господь [Бог] из Египта» (Исх. 13:9). Посвящение первородного Богу было выражением признательности за Его благодеяния Более подробно об этом обряде говорится в книге Левит. Родив младенца мужского пола, мать на восьмой день должна была обрезать его, а в сороковой принести в Храм. Вместе с новорожденным родители должны были «принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику» (Лев. 12:1-7). Установленный Богом Словом закон был соблюден и Им Самим, принявшим человеческую плоть, чтобы этот закон не был нарушен. Святитель Кирилл Александрийский говорит, что мы не должны соблазняться при мысли, что Христос исполняет закон, не должны почитать Его – свободного – за раба, но нам надо «более постигнуть домостроительства глубину». Как говорит свт. Григорий Палама, Христос не нуждался в очищении, поскольку оно в Ветхом Завете было установлено для рождавших и рождаемых, а Он был зачат бессемянно и рожден непорочно. Христос был принесен в Храм не из-за нужды в очищении, но «это было делом послушания». Подразумевается не только послушание закону Божию, но и совершенное послушание нового Адама в противопоставление непослушанию Адама ветхого. И если непослушание последнего привело к падению и порче, то послушание нового Адама – Христа возвратило «ослушавшуюся» человеческую природу к Богу и исцелило человека от ответственности за его непокорность Божия заповедь звучала четко: «освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна» (Лев. 13:2). Эта заповедь одновременно является и пророчеством о воплощении Сына и Слова Божия, что ни один ребенок, даже первородный, не открывает ложесна матери. Святитель Афанасий Великий

http://pravmir.ru/ikonografiya-sreteniya...

По велению Бога Гедеон ночью уничтожил идола Ваала и поставил жертвенник Богу. Жители были разъярены поступком Гедеона, но отец его сказал: – Если Ваал – Бог, то пусть сам вступится за себя. Орды захватчиков вновь пошли в наступление. Тогда охваченный Духом Божиим Гедеон послал гонцов к еврейским племенам, и они собрались к нему навстречу. Гедеон все же сомневался в том, что сможет победить, и дважды просил Бога о знамении. Он расстелил шерсть на гумне и просил, чтобы роса была только на шерсти, а вокруг сухо. Так и произошло: везде было сухо, а из шерсти Гедеон выжал чашу воды. Второй раз он просил, чтобы на всей земле была роса, а шерсть осталась сухой. Бог так и сделал: шерсть осталась сухой, а вся земля была покрыта росой. По толкованию святых отцов Церкви, роса, сошедшая на шерсть, означала Богородицу, принявшую во чреве Сына Божия . Также это чудо показывало пути домостроительства Божия: до Боговоплощения вся земля была лишена Духа Божия, и только на Израиле почивала благодать, а после Боговоплощения все народы приняли дар благодати через Христа, и лишь Израиль, отвергши Мессию, остался без благодати . Гедеон собрал весь народ, и оказалось с ним тридцать две тысячи человек. Бог сказал: «Народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: “моя рука спасла меня”» ( Суд. 7, 2 ). Тогда Гедеон отослал всех слабых и трусливых, и осталось десять тысяч человек. Но Бог сказал, что и их много. По повелению Господа Гедеон привел войско к воде и велел им пить. Все пили, став на колени и держа оружие в руках, а триста человек положили оружие на землю и пили из ладоней. Этих-то, самых нерадивых, Бог и велел взять с собой, чтобы стала очевидной сила Божия. Они взяли трубы и пищу у народа и пошли к стану мадианитян, которых было бесчисленное множество. Гедеон разделил свое войско на три отряда, раздал всем трубы и велел нести светильники в кувшинах. Глубокой ночью они окружили стан и по сигналу Гедеона разбили кувшины. Все держали светильники, трубили в трубы и кричали: «Меч Господа и Гедеона!» В стане началась паника, враги стали убивать друг друга, а отряд Гедеона только стоял и трубил. Все выжившие мадианитяне бежали, и тогда отряды Гедеона напали на них и истребили. Так Господь показал, что Он дает победу смиренным, а не сильным. Самсон (Суд. 13–16)

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

«Пришел час прославиться Сыну человеческому, – сказал в ответ апостолам Своим Иисус, и затем продолжал: истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» ( Ин.12:23–24 ). Ответ показывает, что время допустить язычников ко Христу еще не приходило до прославления Его чрез страдания, смерть и воскресения; по в словах: «пришел час прославиться Сыну человеческому» тотчас же влагается обетование, что язычники должны пождать еще немного, чтобы получить доступ; так как с прославлением, имевшем скоро, в самом ближайшем будущем совершиться, – с прославлением именно Сына человеческого непосредственно связывается их соединение со Христом, почему целая речь Спасителя, высказанная Им по этому случаю, заключается словами: «и когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин.12:32 ). Эти изречения Господни, показывающие, что смерть и прославление Господа-Мессии необходимы для того, чтобы разрушить преграду, отделявшую до сих пор язычников от царства Божия (см. Ин.10:15–16 ), научают нас прежде всего признать миссию Ионы как важный, знаменательный момент в развитии Божия домостроительства нашего спасения. Когда Ассириане достигли всемирного владычества и когда должна была начаться отдача Израиля во власть язычников; тогда Иегова посылает пророка Своего в Ниневию, чтобы проповедать этой столице всемирной монархии Его всемогущество, правду и милость ко всем, имевшие раскрыться в наступавших великих событиях пленения народа Божия чуждыми народами; потому что это пленение, отяготевшее над Израилем как наказание за его идолослужение должно было в то же время, по Божию определению, проложить путь к распространению царства Божия над всеми народами. Язычники должны были научиться бояться Бога, Владыки неба и земли и, научившись, не только приготовить освобождение из-под своей власти народа Израилева, очищенного наказанием, но и себя самих убедить в ничтожестве своих идолов и искать спасения у Бога Израилева.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Связь читателей послания с апостольским Преданием и обучение этому Преданию, как подчеркивает ( Еф.3:1–13 ), опосредовано апостолом Павлом и его благовестнической деятельностью. Павел изображен как апостол, пострадавший и заключенный в узы за то, что он принес Евангелия язычникам: «Я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников» ( Еф.3:1 ; также Еф.3:13, 4:1, 6:19–20 ). Павлу было дано «разумение тайны Христовой» о Церкви, состоящей из иудеев и язычников ( Еф.3:4–6 ). Ему было дано знание о космическом значении Церкви и «открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге,... дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» ( Еф.3:9–10 ). Он претерпевает страдания ради христиан, к которым он обращается в послании, ради их спасения и эсхатологической славы ( Еф.3:13 ). Эти напоминания преследуют цель внушить читателям, что они, члены единой Церкви и участники объемлющего весь космос премудрого замысла Божия, – наследники апостольского Предания, принесенного им апостолом Павлом. Но при этом нельзя забывать о том, что апостол был только проводником благодати Божией, и, в конечном счете, своим благом читатели должны быть обязаны только Богу. Благодать Божия действовала «посредством благовествования, которого служителем сделался» апостол Павел ( Еф.3:6–7 ). Благодать Божия дала ему силу «открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования» ( Еф.6:19 ). Это благовествование названо «благовествованием спасения», которое в свое время услышали ефесяне и поверили ему ( Еф.1:13 ). Спасение О спасении послание говорит преимущественно как об освобождении через искупление. Так, в начальном благословении утверждается, что по причине щедрой и преизбыточествующей благодати Божией мы во Христе «имеем искупление Кровию Его» ( Еф.1:7–8 ). Жертвенная смерть Иисуса Христа освободила людей от их преступлений против Бога: «Бог во Христе простил вас» ( Еф.4:32 ). Дважды в послании упоминается традиционная формула «Христос... предал Себя за нас» ( Еф.5:2,25 ). Жертвенная любовь Иисуса Христа и Его отношение к Церкви представлены как архетип отношений супругов в браке. И в этом контексте Христос тоже назван «Спасителем тела» ( Еф.5:23 ), освятившим Церковь , очистив ее в Крещении от всякого нравственного порока ( Еф.5:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010