Иностранцы обучали регулярному европейскому строю возникавшее в царствование Алексея Михайловича постоянное русское войско; иностранцам давались привилегии для учреждения фабрик и заводов и проч. По старинному воззрению, русские люди знание иностранных языков поставляли в тесной связи с верою, так что когда царь Борис Годунов хотел ввести в России не только училища, но и университеты, для преподавания разных иностранных языков, и с сею целью приглашал в Москву ученых людей из Германии, Италии, Испании, Франции, Англии, то духовенство, по словам Буссова и Петрея, представило царю, что если в России настанет разноязычие, то нарушится старое единоверие 128 . В цартвование Алексея Михайловича, не смотри на это предубеждение, некоторые начали учиться иностранным языкам. Знаменитый боярин Афанасий Ордын-Нащокин знал языки латинский, французский, немецкий и некоторые другие; у боярина А. Г. Матвеева сын, по словам Лизека, учился у иностранцев языкам и разным наукам. При п. Никоне уже существовали в Москве училища не только греческого, но и латинскоги языка. В посольском, иноземском и аптекарском приказах служили русские переводчики, которые также более или менее знакомы были с европейскими языками. Но вековой русской старине, в русских домах и семействах господствовали обычаи и правила Домостроя: и народ их свято чтил, как «закон христианского жительства»; перенимать «иноземские извычаи» или «немецкие скверные обычаи», как тогда выражались, считалось противным православию, грехом: кто перенимал иностранные обычаи, того называли поганым 129 . При Алексее Михайловиче, при дворе и в домах частных людей являлись новые, западные обычаи. – напр., украшение комнат картинами и портретами, театральные представления, оркестр музыки, танцы, большая простота, мягкость и непринужденность светского обращения и угощения, исключавшего прежнюю грубую восточную обрядность и формализм и т. п; дом А. С. Матвеева был в то время училищем нового европейского, велико-светского образования. – В XVI и XVII веке народ наш ни за что не хотел променять на немецкие или вообще иноземные свои старинные одежды: кафтаны, полукафтаны, кожаны, опашни, сермяги, ферязи, однорядки, кокошники, накидки, повойники и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Дом жилой – в Византии имел различные типы в зависимости от рельефа местности, климатических условий, социальной принадлежности его владельца. В IVVII вв. дома зажиточных горожан возводились в греко-римском стиле (перистиль) вокруг прямоугольных или квадратных дворов с глухой стеной, обращенной к улице. Стены и потолки украшались росписями, полы – многоцветной мозаикой. Аристократические дворцы-виллы с главной комнатой – триклинием и портиком имели во внутреннем дворе бассейны и нимфеи (павильоны с фонтаном), облицованные мрамором и украшенные мозаичными сценами. В городах возник новый тип многоэтажного здания (до 30 м высоты), в котором слились воедино резиденция аристократа и доходный дом, предназначенный для сдачи мастерских и квартир в наем. В домах знати внутренние помещения отделялись деревянными дверьми, украшенными резьбой и инкрустацией, или ткаными занавесями. Высокие потолки и капители колонн иногда покрывались позолотой, пол был вымощен мозаикой или плитами белого мрамора. Комнаты украшались драпированными тканями, коврами, статуями. Бедняки жили в каморках, спали на плетеных циновках, при отсутствии жилья – в портиках и на папертях церквей. В провинциальных городах дома лепились друг к другу и имели множество хаотичных пристроек. Комнаты в них были узкими, неправильной формы. В сельской местности были распространены стаси – крестьянские подворья с одноэтажным домом, крытым черепицей, тростником или соломой, и подсобными помещениями. В состав стаси входил сад, мельница, водоем. В Каппадокии жилища высекались в скалах. На западе Малой Азии стены домов делались из ивняка, обмазанного глиной. Все дома были ориентированы по странам света. В XIXII вв. с расцветом провинциальных городов стали возводиться двух- и трехэтажные дома с плоскими или двускатными крышами для знати и богатых горожан. В XIV в. получили распространение дома из белого камня с узкими фасадами, выходящими на улицу, выступающими балконами и полукруглыми окнами, под которыми выкладывался ряд из красного кирпича. Железные двери и ставни украшались гвоздями с крупными фестончатыми шляпками. Во дворе находились хозяйственные помещения, колодец, виноградный пресс. Владелец дома жил с семьей на верхнем этаже, на нижнем располагались комнаты для прислуги, кухня, склад. В домах не было печей, обогревались жаровнями с углями. Для сирот, нищих и деклассированных элементов существовали приюты, богадельни, дома призрения, для прокаженных – лепрозории.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пребывание в отделении для новичков, во всяком случае, не должно продолжиться более одного месяца. Отделение для новичков, вместе с тем, служит и карантином Ст. 180. Несовершеннолетние в трудовых домах делятся на 2 категории: а) несовершеннолетние с признаками правонарушителей-рецидивистов и б) остальные несовершеннолетние правонарушители. Ст. 181. Каждая категория несовершеннолетних обособляется одна от другой как на работах и во время школьных занятий, так и в остальное время. Ст. 182 Несовершеннолетние всех категорий имеют право получать свидания лишь с лицами, относительно которых нет оснований опасаться вредного с их стороны влияния. Свидания происходят в особых помещениях в присутствии и под наблюдением воспитательского персонала. Ст. 183. Порядок предоставления несовершеннолетним правонарушителям права свиданий, выписки и передачи определяется для каждого из них специальными постановлениями педагогического совета. Ст. 184. Получаемым за работу вознаграждением несовершеннолетние могут распоряжаться лишь с разрешения педагогического совета и в пределах не свыше 3/4 его. Ст. 185. Отпуска на срок не свыше 2-х недель могут предоставляться несовершеннолетним 2-й категории, пробывшим в трудовом доме не менее 6-ти месяцев, по мотивированным постановлениям педагогического совета. Ст. 186. Кроме обычных мер педагогического воздействия, администрацией трудового дома может применяться в отдельных исключительных случаях, с согласия врача, изоляция в отдельную комнату на срок не более 7 суток. Ст. 187. Относительно несовершеннолетних, осужденных на определенный срок и не признанных педагогическим советом исправившимися, директор трудового дома входит в распределительную комиссию с представлением о необходимости ходатайства перед судом о продлении им срока пребывания в исправительно-трудовом учреждении, но не долее достижения несовершеннолетним 20 лет, если таковые несовершеннолетние не будут подлежать, согласно ст. 189 настоящего Кодекса, содержанию в трудовых домах для правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хозяин взял на руки Тетку и сунул ее на грудь, под шубу, где находился Федор Тимофеич. Тут было темно и душно, но тепло. На мгновение вспыхнули две тусклые зеленые искорки – это открыл глаза кот, обеспокоенный холодными жесткими лапами соседки. Тетка лизнула его ухо и, желая усесться возможно удобнее, беспокойно задвигалась, смяла его под себя холодными лапами и нечаянно высунула из-под шубы голову, но тотчас же сердито заворчала и нырнула под шубу. Ей показалось, что она увидела громадную, плохо освещенную комнату, полную чудовищ; из-за перегородок и решеток, которые тянулись по обе стороны комнаты, выглядывали страшные рожи: лошадиные, рогатые, длинноухие и какая-то одна толстая, громадная рожа с хвостом вместо носа и с двумя длинными обглоданными костями, торчащими изо рта. Кот сипло замяукал под лапами Тетки, но в это время шуба распахнулась, хозяин сказал «гоп!», и Федор Тимофеич с Теткою прыгнули на пол. Они уже были в маленькой комнате с серыми дощатыми стенами; тут, кроме небольшого столика с зеркалом, табурета и тряпья, развешанного по углам, не было никакой другой мебели, и, вместо лампы или свечи, горел яркий веерообразный огонек, приделанный к тумбочке, вбитой в стену. Федор Тимофеич облизал свою шубу, помятую Теткой, пошел под табурет и лег. Хозяин, все еще волнуясь и потирая руки, стал раздеваться… Он разделся так, как обыкновенно раздевался у себя дома, готовясь лечь под байковое одеяло, то есть снял все, кроме белья, потом сел на табурет и, глядя в зеркало, начал выделывать над собой удивительные штуки. Прежде всего он надел на голову парик с пробором и с двумя вихрами, похожими на рога, потом густо намазал лицо чем-то белым и сверх белой краски нарисовал еще брови, усы и румяны. Затеи его этим не кончились. Опачкавши лицо и шею, он стал облачаться в какой-то необыкновенный, ни с чем не сообразный костюм, какого Тетка никогда не видала раньше ни в домах, ни на улице. Представьте вы себе широчайшие панталоны, сшитые из ситца с крупными цветами, какой употребляется в мещанских домах для занавесок и обивки мебели, панталоны, которые застегиваются у самых подмышек; одна панталона сшита из коричневого ситца, другая из светло-желтого. Утонувши в них, хозяин надел еще ситцевую курточку с большим зубчатым воротником и с золотой звездой на спине, разноцветные чулки и зеленые башмаки…

http://azbyka.ru/fiction/detskaya-pravos...

Светлана Строганова — Когда ребенок с инвалидностью перемещается в ПНИ, это система, даже если он интеллектуально сохранен — по какой-то неведомой причине считается, что он все равно требует интернатного содержания, — объясняет сотрудник фонда «Арифметика добра» и многодетная мама Светлана Строганова . До 3–4 лет дети находятся в домах ребенка, это подведомственные Минздраву учреждения. Потом их «этапируют» дальше, где они будут жить до 18 лет, — либо в детские дома (сейчас они чаще называются центрами содействия семейному воспитанию, центрами помощи семье и детям), либо в детские дома-интернаты (ДДИ). Если у ребенка инвалидность, чаще всего его отправляют не в детский дом, а в ДДИ. — Считается, что там для него есть вся система ухода. Но четких, законодательно закрепленных критериев здесь нет, распределяют произвольно. Поэтому интеллектуально сохранные дети часто оказываются там, где они теряют остатки навыков и система их инвалидизирует все больше и больше, — рассказывает Светлана Строганова. После детских домов и ДДИ дети с инвалидностью попадают в психоневрологические интернаты. Лида Мониава писала , что в детских домах-интернатах — 21 тысяча детей, обреченных после 18 лет оказаться в ПНИ. Если ребенок не хочет в ПНИ, отказаться он не может. Его законный представитель — руководитель учреждения, который действует по отработанной за десятки лет схеме. — К тому же развитие ребенка целиком и полностью зависит от взрослого, и дети, которые вопреки системе как-то развиваются, — скорее исключение, чем правило, — добавляет Строганова.   Клинический психолог, член Межведомственной рабочей группы по реформе ПНИ Мария Сиснева в своем докладе сообщала, что около 30% людей попали в ПНИ из детских домов-интернатов без психиатрического переосвидетельствования.   Сотрудники детского дома, в том числе социальный педагог, объясняли Вове и его друзьям, что в психоневрологическом интернате будет хорошо. — Мы, конечно, поддакивали, но уже понимали, что это не так, — рассказывает Вова. — Больше всего пугало, что там в основном живут дееспособные люди и оттуда обычно не выходят. Непонятно, с кем ты окажешься в одной комнате и что будет. У нас мальчика после 18-ти отправили в ПНИ, к нему ездил наш воспитатель. Очень строгие посещения. Их загнали в какую-то стеклянную комнату, за ними наблюдали и чуть ли не подслушивали разговоры…

http://pravmir.ru/menya-zovut-vladimir-y...

Жилье в Риме поэтому стоило дорого, за него приходилось платить в несколько раз больше, чем за аналогичные квартиры или комнаты в других городах Италии или в провинции. Аренда просторной многокомнатной квартиры в Риме стоила 30 тысяч сестерциев в год, дешевое жилье в столице снимали за 12 тысяч; в то же время на эти деньги можно было купить домус в одном из  италийских городов, а  аренда комнаты в  италийском или провинциальном городе могла обойтись в 500 сестерциев за год. Римский сестерций можно приблизительно сопоставить по покупательной способности с двумя современными евро. Большая часть жилых помещений в Риме и Италии не отапливалась. В  зимнее время люди грелись у  угольных жаровен, но  в  роскошных домусах и  виллах в  конце республиканской эпохи устраивались гипокаусты – системы центрального отопления с печью в подвальном помещении или на нижнем этаже, теплый дым от которой распространялся по дому по трубам, проложенным под полом или внутри стен. При отсутствии подпольного обогрева даже в богатых домах, отделанных мрамором и с мраморными полами, ногам, обутым в сандалии, было порой нестерпимо холодно. Окна в домах состоятельных людей изготавливались из полупрозрачных алебастровых пластин; использовались также деревянные ставни, так что в домах не хватало света, а удовлетворительное освещение его восковыми свечами обходилось чрезвычайно дорого и было не по карману не только бедняку, но и человеку со средним достатком, так что люди предпочитали отходить ко сну с заходом солнца. Водопроводы и  канализация устраивались лишь в  домах состоятельных собственников и  в  инсулах с  дорогими квартирами. Как пишет романист Ф. Коуэлл, обитателям дешевого жилья «приходилось носить воду из  фонтана и  пользоваться общим туалетом на нижнем этаже или публичными отхожими местами на улицах, а также публичными банями (местом, где можно было согреться зимой). Помои и нечистоты, выплескиваемые из  окон верхних этажей вниз на  улицу, были неприглядной стороной повседневной жизни в  Древнем Риме, что также, добавляет историк, практиковалось в Лондоне или Эдинбурге до относительно недавнего времени… Жизнь небогатых римлян сопровождалась известной долей риска в четырех стенах их жилищ, по большей части обветшавших; и в Риме многие из них имели вошедшую в легенду краткую жизнь изза шаткой конструкции… Боязнь обрушения зданий зачастую превращалась в навязчивую идею.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Магомет запретил своим последователям занятие живописью и скульптурою. Оттого и в мечетях стены или совсем голы, или испещрены стихами корана. Пол в комнатах покрыт или войлоками, или циновками, или коврами. Вдоль стен расположены топчаны: это – очень низкие диваны, на которых положены тюфяки, покрытые разноцветным ситцем, или коврами, а на тюфяках прислонены к стене большие подушки, набитые шерстью, или соломой или ветошью. Мебели нет никакой; ни стульев, ни табуретов, ни скамеек: татары обыкновенно сидят, поджав под себя ноги. – Только вместо стола – дощатый круг (софра) не более 1 ¼ аршина в диаметре, на очень низких ножках. Сидя вокруг него, татары обедают, а в некоторых домах нет даже и такого стола: вместо него служит большой поднос, ставимый прямо на пол. Повыше топчанов приделаны к стенам полки для помещения посуды и вышитых полотенцев, которые в дело не употребляются, а только висят на показ. Среди посуды стоит особый глиняной кувшин с очень узким горлом для омовения пред началом молитвы: он называется куман. Платье же и белье хранятся в сундуках или вешаются в комнатах, на открытых балках. Для нагревания комнаты устрояется мангал – чугунный котел или жаровня с раскаленными углями, а для приготовления пищи – очаг с трубою. Мангал приносится в комнату только в холодное время. Угар от него для татар нечувствителен: они сидят на полу. Иногда для печения хлебов ставится печь на дворе. В некоторых домах есть и голландские печи, но они не топятся никогда, а стоят только на показ гостям. В кухне, где очаг, находятся: огромная, смазанная глиною, корзина для муки, бочки с провизией и разные хозяйственные принадлежности. Топливо – большею частью кизяк – высушенный скотский помет, смешанный с мелкою соломою. 308 – Не смотря на тесное помещение, в татарском доме довольно чисто и опрятно, особенно на дворах: здесь весьма часто площадь вымощена камнем и снабжена водостоками для стока нечистот со двора; здесь разведены цветники и палисадники. Здесь же хранятся и экипажи татарские: мажара – длинная телега на 4 толстых колесах и таких же осях, которые никогда ничем не смазываются, и оттого сильно скрипят, тахта-арба – телега, покрытая сверху войлоком или парусиной и употребляемая для возки хлебного зерна, и кукерек – повозка на 2 колесах, употребляемая для выездов в гости или на прогулку.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Над крышей раскидывались полотняные навесы для прохлады. Она была местом уединенных занятий, тайных совещаний, молитвы, также служила, после наступления вечерней прохлады, для отдохновения, для освежения, для прогулки, для собраний, частью использовалась как гостиная, спальная, больничная комната и как комната для покойников. На кровлю вели лестницы со двора и иногда с улицы. Что касается внутренней отделки домов, то двери большей частью делались низкие, верхние косяки дверей украшались надписями библейских изречений, окна не имели рам со стеклами, а решетки, и завешивались прозрачными завесами. Дверные косяки, двери, оконные решетки и лестницы делались из смоковничного дерева, а в лучших домах – из масличного, кипарисового, кедрового и сандалового. Стены домов большей частью строились из кирпичей, обожженных или просто высушенных на солнце, а также из известкового камня, и только дома богатых и дворцы – из обтесанных камней, а иногда даже из белого мрамора. Снаружи и внутри стены покрывались штукатуркой, дворцы – цветной блестящей краской. Внутренние стены в богатых домах украшались столярной работой, резьбою, а местами слоновою костью; пол выстилали простым камнем или цветными мраморными плитами 383 Над аммонитянами Давид исполнил грозный суд Божий за их нечестие, за их постоянную вражду и злобу к израильтянам и другим народам 384 Избавившись от всех врагов своих, Давид воспел Богу псал. 17: «Возлюблю тебя, Господи, крепость моя! Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня. Я развею их, как прах перед лицом ветра, как уличную грязь попираю их» 385 Оказалось в десяти коленах Израилевых 800000 человек, в колене Иудином 500000 человек; всего 1300000 человек, способных к войне, а с пришельцами 1600000 человек 386 Давид избрал моровую язву потому, что это наказание могло погубить и его, тогда как погибели от голода и войны он мог избежать, как царь (блаженный Феодорит) 387 Иосиф Флавий приписывает наказание Божие тому, что при исчислении народа не внесена была в Святилище подать.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Ректор, инспектор и эконом живут в особом деревянном доме, где теснится и правление, а прочие учителя в монастыре. Почти все они жалуются на неудобство своих жилищ. Епархиальный преосвященный намеревается исправить настоятельские в монастыре комнаты и, что конечно пристойнее нынешнего помещения, поместит в нём ректора, а его нынешние комнаты отдать учителям. Местное начальство находит также нужным построить новый дом, который бы имел на нижнем каменном этаже верхний деревянный, но для жилых ли или для учебных комнат его назначить, ещё не решено. Вероятно, что в нём же нужно будет дать комнаты инспектору. Сумма на сие должна быть испрошена от Коммисси Духовных Училищ и должна быть испрошена по необходимости. Казеннокоштных Правление не находит возможности удовлетворять согласно со всеми требованиями устава; на своекоштных бедных учеников предположенная монастырская сумма ещё не собрана; своекоштные терпят недостаток в квартирах. Одни теснятся в малых домах у монастырских служителей, другие живут в ближнем селе Владимирской епархии, отдалённом от семинарии небольшою рекой. Для уменьшения обременительного числа учеников можно бы отпустить по принадлежности 55 иноепархиальных учеников, но некоторые из них родились неподалёку от Вифанской, вдали от епархиальной семинарии и, будучи даже сиротами, соглашаются нищенствовать на своём коште, только в Вифанской семинарии. Трудные местные обстоятельства Вифанской семинарии могут привести к мысли искать для неё иного места в епархии. Но здесь она имеет ту выгоду для своего благоустройства, что находится под, ближайшим надзором Академии, как Перервинская семинария под надзором епархиального преосвященного». После ревизии семинарское правление, по предложению преосвященного Августина, представило свои предположения о постройке нового корпуса для семинарии и об исправлении старого, но эти предположения не скоро осуществились. Между тем Платонов семинарский корпус всё более приходил в ветхость. В вакацию 1815 года начальство произвело в нём кое-какие исправления и для более удобного размещения своекоштных учеников испросило у преосвященного дозволение поместить их в монастырском богаделенном дом, а тех, которые жили в монастырской конюшенной, поместить в домах штатных служителей на неводном двор.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

   «Свеча» — маленькая масляная лампада, которая помещалась на ладони и давала мало света, здесь приносила больше пользы, чем небольшое окно (если оно было вообще) в стене. Каменные полы в бедных домах были сделаны грубо, и в щели между камнями падало много осколков керамики и монет, по которым археологи часто могут определять время, когда люди проживали в этих домах. Подметая комнату, она надеялась услышать звон монеты при ударе ее о каменный пол.     15:9,10. О смысле этой притчи см. в коммент. к 15:6,7. В еврейских преданиях говорится, что ангелы на небесах обычно проявляют большой интерес к действиям Бога на земле; у каждого человека есть по меньшеймере один ангел-хранитель.     15:11—32 Блудный сын     15:11,12. В древности было неслыханным делом, чтобы сын потребовал свою долю наследства у отца заранее; это фактически означало: «Отец я хочу, чтобы ты скорее умер». Подобное заявление не встретило быпонимания даже в наше время, а в еврейском обществе, где повиновение отцу было священной обязанностью сына, эти слова могли рассматриваться как прямой мятеж (Втор. 21:18—21), заслуживающий принятия самых строгих мер со стороны отца. Тот факт, что отец откликается на просьбу сына, заставляет слушателей воспринимать его как безвольного и неразумного родителя, который потакает прихотям своего безнравственного сына.    Старший сын всегда получал двойную долю наследства; в данном случае он должен был получить две трети, а его младший брат — одну треть общей доли.     15:13. Еврейский закон позволял отцу определять, какая собственность (особенно на землю) отойдет во владение сыновьям; но вступать в наследство они могли только после его смерти: отец был управляющим своими владениями и сам получал доходы с них. Таким образом, сын знал, какое наследство он получит, но официально не мог распоряжаться им, например продать; в данном случае это произошло вопреки всем обычаям и общепринятым нормам.    Многие палестинские евреи эмигрировали в поисках лучшей доли в другие страны с менее жесткими экономическими законами. Младшему сыну, предположительно, было не более 18 лет (он был не женат), и у него был старший брат; таким образом, он не имел опыта управления финансами. Растрату в те времена многие считали страшным злом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010