Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Покровский ставропигиальный женский монастырь Россия, г. Москва, ул. Таганская, д. 58 (м. «Марксистская»). Царский Покровский монастырь был основан в пяти верстах от города царем Михаилом Федоровичем. В 1635 году он пожаловал на его на строительство обители 17 четвертей земли, владение которой было закреплено грамотой. Тогда монастырь назывался «Покрова на убогих домах». Однако шли годы, и только через двадцать лет по указу царя Алексея Михайловича монастырь был построен на его средства, снабжен церковной утварью и всем необходимым. По указу царя Алексея Михайловича Романова монастырь был построен «на комнатную его сумму и снабжен церковными утварями и др. потребностями». По сохранившемуся до наших дней преданию побуждением для основания этого монастыря послужили следующие обстоятельства. Прежде всего, это память о преставлении отца царя Михаила Федоровича патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова. Кроме того, строительством нового монастыря как бы восстанавливался древний Покровский монастырь, бывший в Москве еще при Иване III и полностью уничтоженный пожаром. Название монастыря «Покрова на убогих домах» также тесно связано с особенностями местности, в которой он был расположен. На земле, отведенной под монастырь, прежде находились так называемые Убогие дома. В самом начале XVII b. здесь, на пустом поле, среди рощ и садов за Покровскими, или Болванскими воротами, было кладбище для нищих и бездомных, которых сюда свозили со всех окрестностей Москвы. Убогие дома были сараями с ямниками, куда клали тела убогих, странников, застигнутых внезапной или насильственной смертью, которые оставались без напутствия Святыми Тайнами перед кончиной. Они оставались здесь без погребения до седьмого четверга по Пасхе, или до Покрова Божией Матери. Православная Церковь издавала особые правила, кого хоронить в Убогих домах. Так, Патриарх Филарет в 1619 году установил там хоронить без отпевания тех, «которые вина обопьются, или зарежутся, или с качелей убьются, или, купаючись, утонут, или сами себя отравят, или иное какое дурно сами над собою учинят». В Убогие дома нередко подкидывали незаконнорожденных младенцев, которые потом воспитывались сторожами этих усыпальниц – божедомами, или приемными родителями. Убогие дома прекратили свое существование во время Московской чумы, когда были учреждены особые кладбища и запрещено было хоронить при приходских церквях.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Православный храм в Париже не может быть модернистской стекляшкой! 27.01.2011 415 Время на чтение 9 минут По Центральному телевидению и телеканалу «Союз» прошла информация о том, что в декабре 2010 г. были подведены итоги первого тура конкурса на создание проекта Российского Духовно-Культурного Центра с кафедральным собором Живоначальной Троицы в Париже. К участию в конкурсе были допущены 109 работ, которые соответствовали условиям и требованиям жюри. Во второй тур прошли 10 работ, которые набрали большинство голосов. Окончательные итоги конкурса должны быть подведены не позднее марта этого года. Эта информация представлена в интернете на сайте управления делами президента РФ ( www.udprf.ru ) и проекты были опубликованы в одном из декабрьских номеров газеты «Труд» от 20 декабря 2010г.) В Париже Русская Православная Церковь за границей имеет 11 приходов, включая большой собор Александра Невского, построенный в конце XIX века на rue Daru. Корсунская епархия Московского Патриархата имеет в Париже только два приходских храма. Церкви находятся в простых домах. Кафедральный Собор Корсунской епархии РПЦ Трех Святителей - это небольшое одноэтажное здание на rue Pétel с плоской крышей, напоминающее домоуправление при большом современном доме, стоящем сзади. Сам храм - большая комната с высотой потолка 3м, причем комната вытянута вдоль алтарной преграды. Единственной художественной достопримечательностью этого непохожего на храм помещения являются фрески, выполненные в 30-х годах прошлого века иноком Григорием Кругом. Это замечательная живопись в духе Феофана Грека. Несколько лет назад покойный Патриарх Алексий II посещая Париж, служил в этом храме и обратился лично к Президенту Франции Николя Саркози с просьбой найти достойное место для постройки кафедрального собора Живоначальной Троицы, достойного Русской Православной Церкви и России. Саркози обещал это сделать, и, уже при Святейшем Патриархе Кирилле, России было предложено участвовать в конкурсе на покупку здания и участка земли, выходящем на набережную Сены возле моста Альма и дворца, носящего то же название. Дворец занимает целый квартал, с огромным парадным двором и зданием манежа Наполеона III. На самом участке, вытянутом вдоль восточного фасада дворца находится сейчас Meteo-France, государственная метеорологическая служба. Предполагается переезд Meteo-France в новое здание. В конкурсе на покупку участвовали также Канада и Саудовская Аравия. Победила Россия и купила это здание. Одной из главных причин было именно то, что на этом месте Россия предполагала строить Кафедральный Троицкий собор.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Скачать epub pdf Когда молишься, не будь, как лицемеры... Помолись Отцу твоему, Который втайне... Молясь, не говорите лишнего… (Мф. 6:5–8) Научив милостыне, Господь поучает молитве.  И, КОГДА МОЛИШЬСЯ , когда возносишь свой ум и сердце к Богу, в благоговении прося у Него милости, благодаря Его за благодеяния, прославляя Его святое имя, –  НЕ БУДЬ, КАК ЛИЦЕМЕРЫ, КОТОРЫЕ ЛЮБЯТ В СИНАГОГАХ И НА УГЛАХ УЛИЦ, ОСТАНАВЛИВАЯСЬ  (нарочно останавливаясь на перекрестках улиц),  МОЛИТЬСЯ, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬСЯ ПЕРЕД ЛЮДЬМИ , чтобы быть на виду у всех.  ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ, ЧТО ОНИ УЖЕ ПОЛУЧАЮТ НАГРАДУ СВОЮ . «Эти лицемеры, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – притворяясь, будто молятся Богу, только смотрят на людей и, таким образом, представляют из себя человеков не молящихся, но смешных. Кто истинно желает молиться, тот забывает всех и взирает только на Того, Кто силен исполнить его прошение. Спаситель не сказал, что таковые не приимут мзды, но что «уже получают награду свою», разумеется от тех, от кого сами желают – от людей. Для Бога они ничего не сделали, ничего от Него и не получат». Мало того, они ставят Бога как бы ниже себя, делают самих себя идолами, которым люди должны кадить похвалами. Вот от таких-то нечистых расположений и предохраняет нас Спаситель, когда говорит далее:  ТЫ ЖЕ, КОГДА МОЛИШЬСЯ, ВОЙДИ В КОМНАТУ ТВОЮ , в уединенную комнату, какие бывали в домах благочестивых Иудеев для домашней их молитвы, а наипаче вниди в уединенную храмину души твоей, собери свои рассеянные помыслы, устреми все свои мысли и чувства к единому Богу, забудь все, тебя окружающее  И, ЗАТВОРИВ ДВЕРЬ ТВОЮ , – наипаче двери сердца твоего, или телесные чувства твои: зрение и слух, чтобы туда не проникало никакое земное, житейское попечение, никакое греховное пожелание, и таким образом –  ПОМОЛИСЬ ОТЦУ ТВОЕМУ  Небесному,  КОТОРЫЙ ВТАЙНЕ , Который присутствует везде, даже и там, куда не проникает глаз человеческий. К Нему возопий из глубины сердца твоего, как вопиял Моисей, как взывала мать Самуила пророка Анна, как взывал Давид: «из глубины воззвах к Тебе, Господи!» –  И ОТЕЦ ТВОЙ, ВИДЯЩИЙ ТАЙНОЕ , видящий все сокровенное, услышит твою молитву и соделает Себя должником твоим: не просто – дарует, но как должник –  ВОЗДАСТ ТЕБЕ ЯВНО .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

IX. Рост Церкви Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Chadwick; Шмеман, Исторический путь; Болотов. Между тем Церковь росла и распространялась. Даже для евангелиста Луки - автора Деяний апостольских - распространение Церкви видится чудом. По всем законам этого мира христианство должно было погибнуть. Как чудо воспринимали его и все ранние христиане. Цельс - автор противохристианского памфлета «Истинное слово» - попытался объяснить причины этого успеха. По его мнению, Церковь преуспевала благодаря своей жесткой структуре и социальной сгруппированности христиан. Цельс считал, что эта социальная сплоченность возникала не вследствие некоего внутреннего принципа, а была результатом преследований: «Их согласие просто поразительно, тем более что, как я покажу, оно не основывается ни на чем истинном. Истина в том, что их единство основывается на социальном протесте и тех преимуществах, которые он дает, а также на страхе внешних - эти два фактора укрепляют их веру». Цельс также знал, что христианские богослужения проводятся в тайне - из-за страха ареста. Конечно, чрезмерная открытость была опасной, и арест - весьма реален. Самые ранние церкви - это комнаты в частных домах, они изменялись и перестраивались по мере роста числа христиан. Лишь в IV в. церкви начали использовать публичные формы архитектуры и стали узнаваемы снаружи. Тем не менее было бы заблуждением считать, что преследования загнали христиан в катакомбы и что таинства должны были совершаться в «пещерном виде». Преследования не только не загнали Церковь в подполье, но имели обратный эффект. Когда во II в. правитель одной из малоазийских провинций начал гонения на христиан, все христианское население региона прошло перед его домом как свидетельство своей веры и протест против несправедливости. С самого начала христиане были чрезвычайно чутки ко внешнему мнению. Врагами, которых они должны были побороть, служили предрассудки и клевета. Конечно, причины обращения были настолько же разными, как и сегодня. Мы уже говорили о главной из них - христианство вошло в мир в полноту времен и отвечало самым сокровенным чаяниям человечества.

http://sedmitza.ru/lib/text/434679/

А.В. Попов Глава 3. 1901 год § 1. Инспекция преосвященным восточных приходов 4/17 апреля 1901 г. В среду Светлой седмицы епископ Тихон и кафедральный иеродиакон Илия (Ярош) 303 выехали из Сан-Франциско в Хьюстон для совершения освящения Галвестонской церкви в честь Константина и Елены. 7/20 апреля 1901 г. В субботу в 4 часа дня Тихон и Илия уже были в Галвестоне. «В Галвестоне Преосвященный был уже однажды, два года тому назад, и в нынешнее посещение нашел немалые перемены в состоянии города. Страшная катастрофа в Августе прошлого года, внесшая столько опустошения в город, причинившая столько зла его обывателям, значительно обезлюдила Галвестон: до десяти тысяч погибло, столько же почти оставило город под впечатлением пережитых ужасов и вследствие материальных банкротств. Население уменьшилось таким образом почти наполовину. На улицах еще и поныне немало следов страшного разрушения; некоторые дома еще не исправлены и своим видом живо переносят мысль зрителя к страшному несчастью, а иные места, где еще недавно красовались веселые домики, совсем заброшены. Америка с обычною в таких случаях отзывчивостью пришла на помощь пострадавшим, но даже самые щедрые пособия не скоро изгонят отсюда призраки пережитых ужасов... К великому утешению православной колонии местный храм, не избежавший общей участи – повреждений, уже исправлен и даже улучшен благодаря помощи добрых людей со стороны, самих пострадавших, а главное, – энергии и пожертвованиям настоятеля миссии О. Архимандрита Феоклита 304 . Еще до несчастья О. Феоклит прикупил на свои средства (за 370 долл.) поллота соседней земли, отчего церковный участок значительно расширился, и явилась возможность после погрома переставить церковь на более удобное место. В самом храме не только все исправлено, но многое улучшено: поднят иконостас, и покрашены стены внутри, пол покрыт клеенкой, ризница церковная пополнена; на все это собранных на ремонт денег не хватило, и уплачено до 500 долларов из личных средств О. Архимандритом, который терпеливо будет ожидать, пока церковь совершенно оправится и окажется в состоянии постепенно выплачивать ему этот долг. Благодарные ему прихожане собрали до 250 долларов и купили за эти деньги готовый домик для причта Галвестонского, – но и тут О. Архимандрит пошел навстречу их доброму делу, расширил дом пристройкою двух комнат, заново его отделал, на что затратил до 700 доллароВ.К приезду Преосвященного дом был уже совершенно готов. Приятно, что теперь есть возможность в Гальвестоне останавливаться во время поездок по Епархии в причтовом помещении, тогда как раньше приходилось искать себе приюта у американцев в их частных домах. Владыка благодарил О. Феоклита за его труды и заботы по церкви и приходу и обещал выдать на Галвестонскую церковь пособие во 100 долларов из казенных сумм 305 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Астрахань. Кремль. Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Архиерейских (Митрополичьих) палатах. Крестовая церковь Карта и ближайшие объекты " Крестовыми назывались домовые храмы русских архиереев. Устраивались они обычно в архиерейских палатах, где для них выделялись особые комнаты с иконостасом и небольшим алтарём с престолом за ним. Почему эти домовые церкви назывались крестовыми? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к историческим письменным памятникам. Уже в XVI веке появляется выражение «служить у крестов», которое фигурирует вплоть до XVIII века, относясь к домовым царским или боярским храмам. Здесь, в домах русских государей или знатных русских семейств, в особых моленных комнатах веками накапливались различные святыни, как-то: в виде частиц от святых мощей, почитаемых икон и других святынь, чаще всего привезённых с православного Востока и из Святой Земли. Святыни чаще всего благоговейно вкладывались в особые кресты-мощевики, ставшие обязательным предметом этих молельных комнат или домовых храмов. Присутствие этих крестов со святынею, как главных атрибутов домашних церквей, и придало им название крестовых, которое со временем закрепилось только за архиерейскими домовыми храмами. Появление Крестового храма в Астрахани можно отнести ко времени учреждения здесь самостоятельной епархии в 1602 году. При первом Астраханском архиепископе Феодосии были выстроены рядом с Успенским собором в кремле деревянные архиерейские палаты. Возможно, что в этих палатах была устроена и домовая архиерейская церковь. Первое достоверное упоминание о ней относится ко времени митрополита Иосифа (1666 – 1671 гг.). В известной летописи Петра Золотарёва, повествующей о страдании и мученической кончине святителя Иосифа, говорится, что когда в ноябре 1670 года прибыла к митрополиту царская милостивая грамота, призывавшая мятежников разинцев к прекращению бунта, то он, митрополит, благословив сделать с неё три списка, один повелел положить «в домовой церкви у Спаса». То есть это известие подтверждает существование в это время в архиерейских палатах домовой крестовой церкви в честь Нерукотворного образа Спасителя.

http://sobory.ru/article/?object=34552

Вифлеем. Церковь Рождества Христова. Базилика Рождества Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:Между 327 и 535. Адрес: Израиль, Вифлеем, пл. Яслей (Manger Sq). Координаты: 31.70431, 35.20762 Проезд:По Хевронскому шоссе в Иерусалиме до южного выезда из города через КПП-300 Далее прямо, а на развилке налево. Из Иерусалима от Шхемских (Дамасских, Наблусских) ворот (Шаар Шхем, Баб эль-Амуд) автобус 124 арабской автобусной компании. Изменить описание объекта Восточный фрагмент мозаики южной стены клеристория. Слева Первый Никейский Собор 325 г. (фрагментарно) и Второй (I Константинопольский) Собор 381 г. (сохранился полностью). Снизу предки Христа согласно родословию в Евангелии от Матфея (имена см. в статье). Круг мастера Ефрема. Около 1170 г. Серж 9 апреля 2008 Карта и ближайшие объекты К базилике Рождества Христова с юга примыкает женский монастырь Георгия Победоносца . История церкви Рождение младенца Иисуса описывается в Евангелии от Луки: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». (Лука, 2:1-7.) Ясли эти, по представлениям современных исследователей, находились в нижнем этаже обычного вифлеемского дома. Нижний этот этаж служил хлевом, в отличие от верхнего этажа, использовавшегося в качестве жилого помещения. Общая комната в верхнем этаже и могла быть той «гостиницей», в которой Иосифу и Марии не хватило места. В некоторых сохранившихся старых домах в Вифлееме нижний ярус полностью или частично вырублен в мягком камне Иерусалимских гор. Это объясняет, почему место рождения Иисуса именовали пещерой или вертепом, хотя в самих Евангелиях пещера не упоминается.

http://sobory.ru/article/?object=14202

Даугавпилс. Церковь Николая Чудотворца Гривская. Daugavpils Grvas Svt Nikolaja Brnumdartja pareizticgo baznca Карта и ближайшие объекты 11 сентября 1924 года была освящена православная церковь Николая Чудотворца на Гриве. Первый гривский храм, построенный в 1882 году, сгорел в 1919 годупо вине польской артиллерии. Есть и другая версия уничтожения этой церкви. Так, по версии издания „Православная жизнь”, храм мог быть уничтожен тремя годами позже изначально указанной даты и при более трагических обстоятельствах: «...Архимандрит Кирилл (Леонид Начис), уроженец г. Грива, вспоминал, что «в году в 20-м или 22-м, во время польской оккупации сожгли церковь, дом сторожа, убили псаломщика» („Православная жизнь”, август 2011 г.). Не имея храма, священники гривского прихода стали совершать богослужения в домах прихожан. Для этих богослужений отводились отдельные комнаты. Но все понимали – Гриве нужна своя православная церковь. Отец Савва Трубицын предпринимал самые активные действия для того, чтобы ее построили. В 1924 году нашлось другое решение проблемы – в город Гриву была перенесена летняя госпитальная, которая стояла на берегу озера Шуню (в данное время там находится старый крепостной парк). Летнюю госпитальную церковь, отданную православной общине военным ведомством уже независимой Латвийской республики, поставили точно на том месте, где ранее находился первый сгоревший храм. Перенос был осуществлен с сохранением внешнего вида. Гривская православная церковь св. Николая отличается уникальной резьбой по дереву, в храме хранятся иконы, датированные началом XVII века. В 2012 году в рамках конкурса «Сакральное наследие Латвии» церковь получила финансирование для своей реконструкции. Источник информации   Летний госпитальный храм: версии и предположения Нынешняя гривская церковь святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, ранее стояла на берегу озера Шуню. Проведенные недавно исследования позволяют с высокой долей вероятности говорить о том, что бывшее местонахождение храма располагается в старом парке на ул. Цесу.

http://sobory.ru/article/?object=19196

Закрыть itemscope itemtype="" > Икона в творчестве Пушкина 07.06.2011 649 Время на чтение 51 минут Александр Пушкин . Икона работы о. Зинона (Теодора) "/> Святитель Филарет Московский и поэт Александр Пушкин. Икона работы о. Зинона (Теодора) Общеизвестно, какую большую роль играет икона в православном искусстве, в православном богослужении, в быту православного человека. Красный угол был и является важной и обязательной приметой как простой избы, так и самых роскошных апартаментов. Фактически вся жизнь человека с рождения и до кончины проходила под и перед иконами. Во многих домах были отдельные «образные», т.е. комнаты, где находились семейные иконы, и там совершались утренние и вечерние молитвословия, служили молебны приглашенные на дом священники. Как сообщает А.П.Арапова, «в роде бояр Пушкиных с незапамятных времен хранилась металлическая ладанка с довольно грубо гравированным на ней всевидящим оком и наглухо заключенной в ней частицей ризы Господней. Она - обязательное достояние старшего сына, и ему вменяется в обязанность 10 июля, в день праздника Положения ризы, служить перед этой святыней молебен. Пушкин всю свою жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое, а когда наступит время, вручить ее старшему сыну, взяв с него обещание никогда не уклоняться от семейного обета» (Пушкин 1996:113). Иконы были на всех квартирах Пушкина в Петербурге и Москве, в селах Михайловском, в Болдине, в Петровском и Тригорском, в которых он жил или которые многократно посещал. Поэт постоянно видел их в храмах как в детстве, так и позже в Лицее, во время богослужений. И позже в ссылке в Кишиневе и Одессе он по обычаям того времени регулярно посещал богослужения и даже приглашал с собой в церковь друзей, как свидетельствуют об этом их воспоминания. Проживая в Михайловском, Пушкин, как известно, посещал богослужения в находившемся в нескольких верстах от Михайловского Святогорском монастыре, который по словам сестры Пушкина Ольги «сделался как бы родовым кладбищем» (Воспоминания 1985:1,38).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Преображение - работа тонкая 17.08.2010 361 Время на чтение 4 минуты Одиннадцать лет назад в маленьком посёлке возле Луги - Толмачёве сгорел местный Спасо-Преображенский храм. Сгорел быстро, как свечка, - и всё-таки местным жителям помог Господь спасти кое-что из горящей церкви: успели вынести несколько икон, кое-какую утварь... Особенно отличились в этой «спасательной операции» ребята из местного детдома. Где они теперь, эти дети? Как обошлось с ними наше нелёгкое и нечистое время? Душою веришь, что Бог не оставил ребят: они спасали Его храм - неужели Он их не спасёт? Душою веришь, а умом понимаешь, что, хоть Бог-то их не оставит, а всё-таки потерпеть ребятам придётся... Одно несомненно: за их старания, за их молитвы (пусть и наивные, не очень правильные) Господь устроил так, что Преображенский храм в Толмачёве возродился быстро. Быстро и, если можно так сказать, с блеском: новый деревянный храм, стоящий на месте старого, поражает красотой и ко всему привыкших петербуржцев. И теперь в нём молятся новые воспитанники всё того же толмачёвского детского дома. - Ребята удивительные, - рассказывает помощник председателя приходского совета Преображенского храма Михаил Владимирович. - С таким интересом слушают мои рассказы по истории Ветхого и Нового Заветов - я просто мечтать не мог ни о чём подобном. И вот что интересно: они ничего за мной не записывают, никаких учебников у них нет, а спроси любого, о чём мы говорили на наших занятиях месяц назад, тут же подробно всё расскажут. Вы скажете - память хорошая. Это, конечно, верно, но, думаю, кроме памяти важно и то, что сердца у этих детей чистые, ничем мирским ещё не замусоренные - Божье слово ложится в их души, как солнце освещает чистые, прибранные комнаты. Очень хорошие ребята, очень открытые, вежливые не по воспитанию, а по душе - и всё-таки... Мы-то с вами знаем: пусть будут двадцать замечательных детей и только один плохой - эти двадцать хороших будут подчиняться одному плохому. Такое постоянно видишь в детских домах, и не только там... Почему? Может быть, хорошие боятся плохого? Вероятно. А может быть, всё объясняется особенностями детской психологии: чтобы сделать что-то плохое, нужна смелость, нужно не бояться наказания - а кто же из детей согласится признать себя трусом?.. Как тут быть? Я не психолог, и из педагогического образования у меня только Иоанно-Богословские курсы при Александро-Невской Лавре, но я думаю так: надо показать детям, что настоящее добро требует смелости не меньшей, а подчас и большей. Как это сделать? На примерах наших подвижников, конечно. А кто из святых станет детям дороже всего? Ну, разумеется, тот, чьё имя они носят. И я взял за правило: каждое занятие начинать с рассказа о святых покровителях моих учеников. Какой эффект вышел!.. Едва я в класс захожу, тут же со всех сторон кричат: «А когда о моём святом будете рассказывать?!»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/a...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010