Вопросишь: Для чего ж бы ты не обещал нам толковать десятословие? Отвечаю: Я не совсем отказываюсь, и ежели от нынешнего года время останется, то обещаюсь, ежели Бог похочет, и то толковать; а теперь наперед неотменно надобно толковать Символ веры ; понеже должно прежде веровать ( Евр.11:6 ) и потом уже творити добро. Вопросишь: Какая нужда и польза учиться Катехизису? Отвечаю: и превеликая нужда, и премногая польза. Первое: для того, чтобы твердо стоять в церкви, и не бояться, дабы другими какими учениями обольщен был ( Кол.2:4 ), то есть, известно знать истину своей церкви ( 1Кор.9:26 ) и причину своего в тую церковь призывания ( Кол.1:12 ). Второе: ради своего утешения, и спасения: понеже без познания Бога и сына Его Иисуса Христа, то есть, без веры спастись не возможно ( Ин.17:3 ), да и никто в того не верует, которого не знает, и про которого никогда не слыхал ( Рим.10:17 ). И так которые спастись хотят, те известно должны знать фундамент Христианской веры. Третье: всем и простым и малым надобно иметь нечто такое, чем бы себя разделить от неверного и поганого: ( 2Кор.6:17 ; Евр.8:11 ), а как отличиться, когда будешь столько же знать о своей вере, сколько и неверный? Четвертое: того требует конец нашего создания и искупления. Пятое: наипаче обучающимся в школах надобно учиться Катехизису, для того, чтоб, когда имеют быть других учителями и путеводителями, то могли бы простому народу кратко и ясно протолковать Христианское учение ( 2Тим.2:2 ), второе, понеже Катехизис есть краткая Богословия, то которые прилежными будут в слушании Катехизиса, те лучше поймут и самую Богословию. Вопросишь: Учение Катехизическое, как сказано, неотменно ли должно быть из Апостольских и Пророческих книг выбранное? Отвечаю: Неотменно. Первое потому что когда в Катехизисе, как сказано, учатся самым начальным Христианской веры догматам: то неотменно такому учению должно содержаться в книгах не человеческих, но Божиих, понеже человек не может новые в церкви определить догматы ( Мф.16:17 ; 1Кор.2:9 ), разве сам только Бог чрез писания, которые нам дал чрез Апостол и Пророк.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

«И всех ангелов его, и всего служения ему». Служить сатане и иметь связь с ангелами его – значит общаться с ними в колдовстве, магии, спиритических сеансах, при хождении к знахаркам и бабкам, в оккультных практиках, в увлечении астрологией и гороскопами. Также человек втайне остается слугой диавола, если боится его больше, чем Бога, и говорит о нем больше, чем о Боге. Кураев как-то рассказывал, что на вопрос «О Христе будем беседовать или об антихристе?» многие аудитории отвечают: «Об антихристе!» Действительно, у некоторых христиан ум больше занят антихристом и всякими чипами и карточками, чем Христом. Это уже некое мысленное служение падшим духам – когда постоянно думаешь о них и боишься их. Каким должно быть наше отношение к диаволу и его слугам, показывает далее последование Крещения. «Дунь и плюнь на него», – говорит священник крещаемому. Тот символически дует и плюет на диавола, выражая тем самым крайнее презрение к нему. Сатана не простит нам этого плевка, но нам не следует бояться его. «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4:4), – говорит Иоанн Богослов. Христос, Которому мы поклонились, лишил силы «имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2:14), – пишет апостол Павел. Сатана повержен Христом и скован, и способен вредить нам ровно настолько, насколько мы сами поверим ему и убоимся его вместо Бога; насколько мы дадим ему место в себе своими грехами и непослушанием Христу. Если же мы возлагаем все упование на Господа и по мере сил стараемся исполнять Его святые заповеди, бесы и их начальник ничем не могут угрожать нам. «И всей гордыни его». Гордость, тщеславие, высокомерие, самолюбование, эгоизм – это те качества, которые превратили светоносного Ангела в падшего духа. Отрекаясь от «всей гордыни его», мы отказываемся от гордого духа жизни, от бесовского превозношения над людьми и главным качеством духовной жизни полагаем смирение. «Сочетаешься ли Христу?» – спрашивает далее священник. «Сочетаюсь!» – отвечает крещаемый. Это второй обет Крещения.

http://pravoslavie.ru/108873.html

Всякая власть, великая или малая, – от Бога, по Писанию: нет власти не от Бога ( Рим. 13, 1 ). Учинена же власть от Бога, как видим, с доброй целью: 1 . Для отвращения всякого неблагополучия, которое в обществе может произойти. 2 . Для усмирения бесчинства, нахальства и насилия дерзких людей; для защиты неповинности и незлобия добрых людей, как апостол Петр учит, что правители посланы от царя для наказания преступников и для поощрения делающих добро ( 1Пет. 2, 14 ). И Павел святой говорит: начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое ( Рим. 13, 3–4 ). 3 . Для снискания и хранения всякого благополучия, как телесного, так и душевного. Всякая власть, как голова в теле человеческом, в обществе своем. Всякое общество подобно человеку живому. Что в человеке, то в обществе власть. Голова в человеке как вместилище ума и рассуждения управляет всеми членами и о всех них промышляет. Так и власти должно всеми своими подчиненными управлять и о них промышлять. И как голова печется о добром состоянии всего состава телесного, так и власти подобает заботиться и стараться о всяком благополучии подчиненного себе общества, ибо именно для этого Богом и установлена... Всякий властелин избирается и поставляется не ради него самого, но ради пользы подчиненных, потому о пользе их и заботиться должен. Поэтому всякий благочестивый властелин, гражданский и духовный, должен быть своим подчиненным, как отец своим детям. Как отец благоразумный детей своих в страхе содержит и милует их, так и властям должно со своими подвластными поступать. Они в том высочайшей и безначальной Власти, Самому Небесному Отцу, подражать должны, Который нас согрешающих наказывает и милует, бьет и милости не отнимает, уязвляет и исцеляет, печалит и утешает. Средним путем идти должно властям и с подчиненными своими поступать: не давать им по своей воле жить, согрешающих наказывать, страхом обуздывать, и к добронравию приводить, и мучительства над ними не делать.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Ответ на возражение 2. Законные предписания Десятисловия относятся к первому обнародованию Закона, и потому среди прочих предписаний Десятисловия не было никакой необходимости помещать предписание надежды, но было вполне достаточно побуждать людей к надежде посредством включения некоторых обетовании, как это имеет место в первой и четвертой заповедях. Ответ на возражение 3. Что касается тех соблюдений, которые предписывались человеку в качестве обязательных, то в их случае было достаточно, чтобы он получил утвердительное предписание относительно того, что он обязан делать, что также подразумевало и запрет того, делания чего он обязан избегать. Так, ему было дано предписание почитать родителей, а не запрет унижать их, хотя согласно закону бесчестящие родителей подлежали наказанию. И коль скоро ради своего спасения человек обязан надеяться на Бога, он был, если так можно выразиться, утвердительным образом побужден к этому одним из вышеупомянутых способов, что подразумевало также и запрет противоположного. Раздел 2. ДОЛЖНО ЛИ БЫЛО ТАМ ЖЕ ПОМЕЩАТЬ ПРЕДПИСАНИЕ СТРАХА? Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что в Законе нельзя было помещать предписание страха. В самом деле, страх Божий относится к тому, что предваряет Закон, поскольку он суть «начало мудрости». Но то, что предваряет Закон, не подпадает под предписания Закона. Следовательно, в Законе не следовало помещать какое-либо предписание страха. Возражение 2. Далее, если дается причина, то дается и следствие. Но причиной страха является любовь, поскольку, по словам Августина, «всякий страх проистекает из одного из видов любви» 218 . Следовательно, сообщение предписания любви сделало распоряжение относительно страха излишним. Возражение 3. Далее, самонадеянность некоторым образом противоположна страху. Но в Законе нет никакого запрета самонадеянности. Следовательно, похоже, что не должно было быть дано и предписания страха. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего» (Вт. 10, 12). Но Он требует от нас того, что Он предписал нам делать. Следовательно, обязанность человека бояться Бога является предметом предписания.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Рейтинг: 10 Голосов: 2 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Валерий 27 декабря 2011, 10:46 Во многом прав Ярослав... Так все хитросплетено в нынешнем мире.. Что порой нам так тонко подменяют закон божий, законом человеческим, любовь - этикой и моралью... а это от того что сами мы в основной массе не сведущие даже в своей собственной вере - еще и пытаемся рассуждать о других... и вот в этом разрезе и стоит посмотреть на статью иеромонаха Макария. Давайте научимся смотреть внутрь, а не наружу... со своей душой не знаем как быть, как со своими страстями совладать и тут же пытаемся поправить все мироустройство... нашего ли ведомства замашки?? Елена 22 декабря 2011, 07:43 Отец Макарий, спасибо за эту и другие статьи и за ваше служение Богу и людям! Ярославу: Где в статье отца Макария вы увидели призывы к " явному нечестию " ? Кравец Ярослав 21 декабря 2011, 14:19 Интересно, отче, что вы скажете св. Екатерине, когда увидитесь с ней лицом к лицу? А что скажете всем мученикам, от " традиционных религий " пострадавших, начиная от св. Стефана аж до наших дней(от иудеев, магометан, язычников пострадавших). Что скажете всем Отцам 7 Вселенских соборов, которые тоже могли с Арием да с Несторием " традиционные ценности " отстаивать как то: борьба с блудом, алкоголизмом. непочитанием старших и т.д.. Что скажете? Что скажете св. Иоанну Златоустому, который говорил " Подлинно, целомудрие еретиков хуже всякаго распутства " А св. Григорию Богослову? : «Да не подумают, однако же, будто бы я утверждаю, что всяким миром надобно дорожить. Ибо знаю, что есть прекрасное разделение, и самое пагубное единомыслие; но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом ... Но когда идет дело о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей и вообще на все, нежели приобщаться лукаваго кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее – бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем учения веры и истины»

http://pravoslavie.ru/50491.html

72. 1) Как спасительны епитимии, и другие меры исправления? Они путь в рай. – 2) Да вообще наша послушническая в общежитии жизнь спасительнее всех. 81] 4. Сколь лучше здесь немного попечалиться нам, а там радоваться, здесь побыть под наказанием, а там в веселии, здесь в тесноте пожить, а там пространно?! Нам должно охотно подчиняться наказаниям и любить исправляющих нас: ибо когда уклоняемся мы от пути Божия, то не должны ли принимать спасительные врачевства от причиненного тем зла? По сей-то причине, как мне кажется, святые и человеколюбивые отцы наши, движимые божественным сердоболием, употребляли то такие, то другие, строгие меры, во спасение питомцев своих: налагали епитимии, отлучения и даже телесные наказания, – что имея в виду? спасение не только подвергавшихся сему, но и тех, кои бывали свидетелями сего, и современные и последующие; потому что многие и из-за человеческого страха возвращаются на лучшее. Почему, если перетерпите тяжелость мою, уверяю вас пред лицом живого Бога, что спасетесь в царстве небесном, откуда отбеже болезнь, печаль и воздыхание; если перенесете иго подчинения, то освободитесь от греховных страстей и востечете к усыновлению Божию, – угасите жжение похоти и сподобитесь пить прохлаждающую и животворящую воду в животе вечном, – добре совершите путь послушания и получите победные венцы от великого Царя. 5. Так велико и славно общежитие наше. Иго его тяжело и легко, как и Христово иго, которое таково же, по слову Его. Об этом свидетельствует самое дело, сама истина показывает сие. И никто не ублажай и не называй истинным послушником ни столпника, ни затворника, ни пустынника. Я сказал истинным, потому что истинный послушник есть только тот, кто душу свою предал настоятелю и пребывает в воле его даже до крови. Улучив же такое благо, должны мы радоваться и торжествовать; ибо оно очень дивно. – Тому же, кто особно живет, нечего дивиться, хотя он и исправно живет. Будем же чтить наше жительство и блюсти искреннее послушание до смерти. На то, как другие хвалят нас или поносят, смотреть не будем. Если боимся Бога, людей бояться не станем и их нападками побеждены не будем. Имея в виду свою высокую цель, будем тещи к ней путем Господним, и Он управит течение наше.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Присовокупляет другий довод, которым удостоверяет себя, что никакого страха бояться не должно. Ибо Господь, глаголет, не токмо просвещает и исцеляет, но и просвещеннаго и исцеленнаго не оставляет, и непрестанно покрывает щитом промысла и благоволения Своего. От кого убо устрашуся? Аще Бог по нас, кто на ны? ( Рим. 8:31 ). И аще царь, полком смертных воинов окруженный, не боится: то раб ли Божий, сопровождаемый покровительством всемогущаго и безсмертнаго Владыки, убоится? Пс.26:2 . Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Описывает действие и силу защищения Божия, повествуя о прошедших победах, одержанных над врагами, и тем воодушевляя себя благою надеждою на будущее время. Аки бы сказал: при помощи защищения Божия бывало то, что когда враги, злобствующие на меня, аки псы или голодные львы приближалися ко мне, дабы растерзать и пожрать плоть мою, тогда сии самые враги вдруг изнемогали, и бездыханны пред ногами моими падали: а таким образом усилия их не мне, но им самим во вред обращались. Сию истину доказывают примеры не токмо Давида, но и Христа, и мучеников, и всех святых. Пс.26:3 . Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое: аще востанет на мя брань, на него аз уповаю. Дабы показать крепкую надежду и непоколебимое упование на Бога, присовокупляет к вышереченным и сие, что не токмо не боится врагов, в малом количестве сущих, но и в великом ополчении готовых на брань, аки бы рекл: понеже защищение Твое безчисленными опытами изведал я, то хотя бы целый полк врагов устремился на меня, не убоится сердце мое; и понеже Господь, крепкий во бранех, покровительствует мне, и Сам вооружается против врагов: то хотя бы все смертные согласились на погибель мою, на Него аз уповаю. Ибо сила Божия, которая с моей стороны стоит, превыше силы их. Пс.26:4 . Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый его. Сими словами показывает Давид, что он, будучи изгнан из отечества, удален от жены, разлучен с сродниками, и наконец всего имения лишен, не столько сожалел о сих, сколько мучился печалию о том, что удален был от святилища Божия. Едино, глаголет, просих от Господа, то взыщу. Аки бы сказал: не почитаю за велико урон временных вещей, точию едино стяжати да удостоюся. Сего ради о сем едином пекуся, сего единаго просил, сего единаго прошу, еже жити ми в дому Господни. Не богатства и власти у благодетеля моего ищу, ниже царства и славы, но чтоб непрестанно святому храму приседеть, и тамо на Божественную красоту его взирать, и вся творимая по закону Его созерцать.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Хотя и не желаем себе, чтобы случилось с нами что-либо страшное, однако же вразумляемся случившимся, потому что душа страждущая близка к Богу, – говорит где-то чудноглаголивый Петр, – и у всякого избегнувшего опасности сильнее привязанность к Спасителю. Поэтому не станем огорчаться тем, что участвовали в бедствии, а, напротив, возблагодарим, что избежали бедствия, и не будем перед Богом одними во время опасностей, а другими после опасностей. Но живем ли на чужой стороне, ведем ли жизнь частную, отправляем ли общественную службу, одного будем желать (об этом должно всегда говорить и не переставать говорить), будем желать, чтобы последовать Тому, Кем мы спасены, и принадлежать к Его достоянию, не много заботясь о том, что малоценно и пресмыкается по земле. И тем, кто будет жить после нас, оставим такое по себе повествование, которое бы много служило к славе нашей, а много и к пользе душевной. Но это и есть урок самый полезный для многих, что опасность лучше безопасности и бедствия предпочтительнее благоденствия. Если до страха принадлежали мы миру, то после страха стали уже принадлежать Богу (2). Если не вразумит тебя страх Божий, то мало сделают или вовсе ничего не сделают слова. Потому что и железом легко выводить черты на воске, но трудно на железе, а на алмазе не выведешь ничем и самым твердым по жесткости его состава (2). Что для нас страшно? Ничто, кроме уклонения от Бога и от Божественного. А прочее, как Бог управит, так и да будет! Устрояет ли Он дела наши с оружием правды правыми и милостивыми или левыми ( 2Кор. 6, 7 ) и тяжкими для нас, – причины тому знает Домостроитель жизни нашей. А мы будем бояться того единственно, чтобы не потерпеть чего-либо противного любомудрию. Питали мы нищих, упражнялись в братолюбии, услаждались псалмопениями, пока это было можно. А если отнята на это возможность, посвятим себя другому роду любомудрия. Благодать не скудна. Изберем уединение, жизнь созерцательную, станем очищать ум Божественными видениями, а это, может быть, еще выше, нежели исчисленное прежде. Но мы поступаем не так: как скоро не удалось одно, думаем, что уже лишились всего. Нет, всмотримся, не осталось ли для нас еще какой благой надежды. И не допустим, чтобы с нами случилось то же, что бывает с молодыми конями, которые, не свыкнувшись со страхом, свирепеют при всяком шуме и сбрасывают с себя всадников (2). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Григория Богослова/[ред.-сост.: Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 608 с. - (Духовное наследие).; ISBN 978-5-485-00194-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

II. Что нам проповедуют свв. ныне прославляемые мученики? Они проповедуют живым примером своих страданий, закончившихся мучительною смертию, ту истину, что истинный христианин не должен бояться смерти. Смерть может казаться страшною для человека с трех сторон. Она устрашает человека, во 1-х, неизвестностию продолжения бытия человеческого за гробом; во 2-х, известностию того, что если наше бытие продолжается за гробом, то мы должны впасть в руки правосудия Божия; наконец, смерть может устрашить человека тем, что лишает его наслаждения благами, свойственными настощей жизни. а) Смерть устрашает человека неизвестностию продолжения его бытия за гробом. Христианин совершенно свободен от этого страха, будучи совершенно уверен, что гроб не есть конец бытия его. И можно ли не быть уверенным в сей истине, будучи христианином? Что значит вся совокупность христианских истин, как не единое и вместе многообразное доказательство бессмертия, доказательство столь же твердое, сколь твердо основание христианства? Христиане не должны страшиться мучителей, которые повергают их в темницы, предают мучениям, самой смерти; почему? потому что они убивают токмо тело, и лишнее что не могут сотворити ( Лyk. XII, 4 ). Это предполагает бессмертие. Христиане не суть окаяннейшие из всех человеков; почему? потому, что они уповают на Христа не в сем токмо животе. И какою же крепкою печатию запечатлена истина учения христианского о бессмертии? Зная, что учение, не соединенное с примером, мало трогает грубыя сердца человеческия, Начальник веры нашея Сам благоволил войти во гроб, дабы изнести из него уверение в бессмертии. Можно ли не поверить о бессмертии свидетельству воскресшего человека? Сколь же убедительно должно быть свидетельство о бессмертии воскресшего Иисуса! Иисус сказал нам, что мы бессмертны: сего довольно для моего успокоения: Бог Иисусов не может быть Богом мертвых. б) Будучи свободен от страха уничтожения, человек, оставленный самому себе, впадает еще в больший страх правосудия Божия, которому смерть предает его. Страх этот столь естествен человеку грешнику, и столь силен в нем, что все народы, не зная Бога Израилева, подобно Израилю приносили жертвы о живых и мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

— Какие программы можно услышать на радио «ВЕРА»? — Насколько мне известно, программы будут разные: и просветительского, и исторического характера. Конечно, с помощью этого радио можно будет узнать чем живет сегодня Русская Православная Церковь от простого прихожанина до Патриарха. Будут, конечно, и программы, связанные с вероучением, с объяснением церковного календаря, с трактованием Евангелия. Но вопрос не в тематике и не в формате программы, а в финальном исполнении, в элементе творчества, который позволит говорить о том, что проект состоялся. — Какая музыка будет звучать в эфире станции? — Надеюсь, что хорошая. Поскольку одним из девизов радио «ВЕРА» является то, что это радио о смыслах, я думаю, что и музыка будет соответствующей. Сложно представить на этой радиоволне тяжелый рок с утра до вечера. Хотя иногда, наверное, можно (смеется). — Радиоволну, как, пожалуй, никакое другое СМИ, легче всего взять и переключить, если слышишь что-то неинтересное, не завлекающее. Как Вы считаете, какие существуют опасности на пути к привлечению аудитории для православных радийщиков? — Ну, во-первых, я считаю, что не надо бояться опасностей; волков бояться — в лес не ходить. Вообще христианину, знающему текст Священного Писания, должно быть известно, что бояться нужно Бога, и тогда ничего не страшно. Радио — это поле для поисков и экспериментов. Я думаю, что вряд ли человек, который осознает ответственность, обладает вкусом и чувством такта, будет использовать в работе какие-то недопустимые вещи. А недопустимо то, что разрушает человека. Мне очень нравится определение, которое будет звучать в эфире: радио «ВЕРА» — «светлое радио». Назвав себя так, они сами ставят определенные рамки: на светлом радио не должно быть ничего, что может разбудить темные чувства. Беседовала Дарья Баринова Рейтинг: 5.5 Голосов: 8 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Сергий 16 сентября 2014, 00:10 Слава Богу! Давно молился, чтобы Господь управил радио в нашей местности. Однажды нашел чтение Псалтири в радиоэфире.

http://pravoslavie.ru/73619.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010