Другой раннехристианский апологет Афинагор Афинский тоже видит в Римском царстве и монархии икону Царства Небесного, о чем пишет в своем «Прошении о христианах» адресованном императорам Марку Аврелию Антонину и его сыну Люцию Аврелию Коммоду: « Сравните вашу державу с Небесным Царством . Подобно тому, как у вас отцу и сыну все покорны, ибо царская власть дана вам свыше («Душа царя в руке Божией», - говорит Дух пророческий), точно так же единственному Богу и Слову Его, нераздельно мыслимому Сыну все подчинено » . В другом месте Афинагор Афинский свидетельствует, что христиане являются самыми ревностными подданными Римской империи и горячо молятся о росте её могущества: «Какие люди более заслуживают получить просимое, как не мы, которые молимся за вашу власть, чтобы сын, как требует справедливость, наследовал от отца царство, и чтобы ваша власть более и более утверждалась и распространялась и все вам покорствовало? Это полезно и для нас, чтобы нам вести жизнь тихую и безмятежную (1 Тим 2: 2) и охотно исполнять ваши повеления » . Об этом же пишет мученик Иустин Философ (кон. I/нач. II в. - 165): « Мы везде стараемся прежде всего платить подати и повинности поставленным от вас чиновникам, ибо такова Его заповедь... Поэтому хотя покланяемся единому Богу, но в других отношениях и вам охотно служим, признавая вас царями и правителями людей, и молясь о том, чтобы вы, при царской власти, были одарены и здравым суждением » До каких пределов готов повиноваться царям христианин говорит Татиан « Велит ли царь платить подати? я готов. Велит ли господин служить и повиноваться? я признаю себя рабом. Ибо человека нужно почитать по-человечески; но бояться должно только Бога » . О любви христиан к царю, как божьему ставленнику, признается мученик Аполлоний Римский « М ы любим также и императора и возносим молитвы за его величество... Согласно с учением Божиим, мы молимся Тому, Кто обитает на небе, и есть единый истинный Бог, чтобы (власти) право правили на этой земле, потому что мы с несомненностью знаем, что он (царь Коммод - А.Ч.) поставлен императором никем другим, как только тем единым Царем - Богом, который все содержит в Своей руке » .

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/23/...

2. Святая Церковь , которая с особенным вниманием следит за исполнением этой обязанности священником, угрожая небрежному страхом строжайшего наказания: «аще, говорит ставленная граммата, аще он иерей начнет жити безстрашно..., запрещение иерейства да приимет». 3. Самое существо служения священнического, служения высокого и страшно-ответственного. Надобно или совсем не понимать высоты священства, как ближайшего служения Богу, «страшнаго и самем небесным силам» 19 , или, понимая это, предстоять Богу со страхом и трепетом. Надобно, с другой стороны, не знать той страшной ответственности, какая лежит на каждом из священников, не иметь понятия о тех страшных казнях, каким каждый из них может подвергнуться в случае невнимательности к себе и своему долгу ( Зах.11:15–16 ; Ос.4:6 ; Иез.34:1–10 ; Иез.33:7–8 и др.), чтобы не бояться Бога и от лица имене его не устрашатися ( Мал.2:5 ). 4. Наконец, значение самого страха Божия в жизни христианина. Священник лучше, чем кто-либо другой, должен знать и помнить, что страх Божий есть основание всех наших отношений к Богу ( Притч.1:7 ), опора веры и надежды ( Сир.2:8–9 ), ограда молитвы ( Сир.17:18 ), источник дерзновения в исповедании веры, преграда греховным увлечениям ( Притч.15:27 ; Сир.1:21 ), начало и конец всей вообще жизни благочестивой ( Притч.14:27 ; Сир.25:14 ). А зная и помня все это, он сам поймет, что ему, прежде всего и больше всего, должно держаться страха Господня со тщанием ( Сир.27:3 ). б) Любовь Богу Если страх Божий естествен в священнике, как плод сознания своего недостоинства и ответственности пред Богом, – необходим ему, как ограда от падений, – обязателен для него, как долг, предписанный Богом, то столько же обязательна для него, естественна в нем и необходима ему и любовь к Богу. Любовь к Богу требуется от пастыря, как необходимейшее условие принятия им высокого и страшного служения. Симоне Ионин, любиши ли мя? – троекратно вопрошал Господь св. Петра, снова, после падения его, возводя его в служение апостольства, и уже по троекратном уверении его в любви, вверил ему овец своих: урок, поучительнейший для каждого из пастырей Церкви! В этом призывании св.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

Душа священника должна блистать красотою Три святителя о высоте священства Великие отцы, учители и святители Церкви Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоустый сами прошли немалые искушения и испытания прежде, чем стать пастырями стада Христова. На своем личном опыте они познали высоту священнического служения и меру ответственности. Об этом – их слово к современным пастырям и служителям Престола Божия.      Не бойся земных вельмож Старайся, священник, быть безупречным деятелем, право правящим слово истины. Никогда не приходи на церковную службу, если с кем-нибудь находишься во вражде, чтобы Дух Святый не покинул тебя в день службы. Не судись и не ссорься в тот день, а, пребывая в церкви, молись и читай, пока не придет время совершить Божественное Таинство, и тогда сокрушенно и с чистым сердцем приступи к святому алтарю, притом не озирайся кругом, а с трепетом и страхом предстань пред Небеснаго Царя. Ради угождения людям не спеши и не сокращай молитв, не обращай внимания на людей, а обращай взор твой к присутствующему тут Царю и предстоящим вокруг небесным силам. Будь достойным исполнителем святых правил. Не служи с теми, которым это воспрещено. Смотри, перед Кем стоишь, как служишь и кого причащаешь. Не забывай Господней заповеди и заповеди святых апостолов, которая говорит: «не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиниями» (Мф. 7: 6). «Берегитесь псов» и пр. (Флп. 3: 2). Смотри, чтобы не пасть, боясь человека, и не давай Сына Божия в руки недостойныя. В тот час не бойся земных вельмож и даже того, кто носит диадему. Тех, кто достоин Божественнаго Причастия, причасти даром, как даром и сам получил; а тех, которым божественными правилами это воспрещено, не причащай, ибо они как язычники, и если не обратятся, горе и им, и тем, которые причащают их. Святитель Василий Великий Не оказаться худыми живописцами чудной добродетели Священство – это освящение мыслей, приближающее человека к Богу и Бога к человеку. Первое, чего… бояться должно, чтобы нам не оказаться худыми живописцами чудной добродетели, особенно же негодным подлинником для других живописцев, может быть, и не худых, но многих, чтобы нам не подойти под пословицу: беремся лечить других, а сами покрыты струпьями. Во-вторых, если бы кто из нас сохранил себя, даже сколько можно более чистым от всякого греха, то не знаю еще, достаточно ли и этого готовящемуся учить других добродетели (священнику). Кому это вверено, тот не только не должен быть порочным (этим гнушаются и многие из подчиненных ему), но должен отличаться добродетелью, по заповеди, повелевающей уклоняться от зла и делать добро (Пс. 36: 27). Он обязан не только изглаждать в душе своей худые образы, но и напечатлевать лучшие, чтобы ему превосходить других добродетелью больше, нежели насколько он выше их достоинством.

http://pravoslavie.ru/119297.html

Еще сильнее Дух Святой поучает и показывает, что не должно бояться ополчения диавольского и что если враг поднимет против нас войну, то в самой войне по преимуществу заключается наша надежда, в самой этой стычке праведные достигают награды боЖествеиио-го жилища и вечного спасения. Говорится в Псалме: Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще востанет на мя брат; на Него аз уповаю. Едино просил от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего (Пс. 26, 3-4). Также в книге Исхода Священное Писание объявляет, что через угнетения мы тем более размножаемся и усиливаемся. Поелику, - сказано, - их смиряху, толико множайшии бываху и укрепляхуся зело зело (Исх. 1, 12). В Апокалипсисе обещается также божественное покровительство в наших страданиях. Не бойся, - сказано, - ничесоже, яже имаши пострадати (Откр. 2, 10). И это покровительство и безопасность обещает нам Тот, Который говорит через пророка Исаию: Не бойся, яко избавих тя, прозвах тя именем твоим: Мой еси ты. И аще преходиши сквозь воду, с тобою есмь, и реки не покрыют тебе; и аще сквозь огнь пройдеши, [не сожжешися] и пламень не опалит тебе: яко Аз есмь Господь Бог твой, Святый Исраилев, спасали тя (Ис. 43, 1-3). Он и в Евангелии обещает, что рабы Божий не будут лишены божественной помощи во время преследований: Егда же предают вы, не пецытеся, како или что возглаголете: дастбося вам в той час, что возглаголете: не вы бо будете глаголющи, но Дух Отца вашего глаголяй в вас (Мф. 10, 19-20). И опять: Положите на сердцах ваших, не прежде поучатися отвещавати: Аз бо дам вам уста и премудрость, ейже не возмогут противитися... вси противляющиися вам (Лк. 21, 14- 15). Потому-то и в Исходе, когда Моисей медлил и боялся идти к народу, Бог говорил так: Кто даде уста человеку? и кто сотвори нема и глуха, и видяща и слепа? Не Аз ли Господь Бог? И ныне иди, и Аз отверзу уста твоя, и устрою тебе, еже имаши глаголати (Исх. 4, 11-12). Да и нетрудно для Бога открыть уста человека, Ему преданного, вдохнуть в своего исповедника твердость и смелость говорить, - нетрудно для Того, Кто заставил ослицу говорить пред пророком Валаамом, как читаем в книге Чисел (22, 30). И потому во время гонений пусть никто не думает о беде, причиняемой диаволом, а лучше пусть всяк помышляет о помощи, даруемой Богом; да не ослабляет ума напасть человеческая, но да укрепляет веру покров божественный, потому что всяк по Господним обетованиям и по заслугам своей веры должен получить помощи Божией столько, сколько заслуживает, и нет ничего такого, чего не мог бы даровать Всемогущий, если только не изменяет непрочная вера получающего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/667/...

Поистине невозможно. (Кал. Игн. гл. 15-я)». Относительно избрания наставника духовного преп. Исаия отшельник пишет: «Не на того обращай внимание, кто преклонных уже лет, а на того, кто украшен духовным ведением, делами и опытностью, дабы вместо пользы не получить вреда к усилению страстей твоих» 11 . Св. Иоанн Лествичник советует: «если ты пришел к неизвестному врачу и в неведомую лечебницу, то будь в ней как бы мимоходом; а между тем тайно рассматривай жизнь и духовную опытность там живущих, и когда от сих духовных художников и служителей почувствуешь пользу в твоих недугах, а наиболее если найдешь между ними то, чего и должно искать, то есть врачевство против душевной надменности, тогда уже и приступи к ним и продайся на злате смирения, на хартии послушания (Сл. 4-е, § 94-й). – С радостию и страхом приступим к доброму сему подвигу: не будем бояться врагов наших, ибо они взирают на лицо нашей души, хотя сами и невидимы, и когда заметят, что оно изменилось от боязни, тогда сии коварные яростнее вооружаются против нас, зная, что мы устрашились. Итак, вооружимся против них благодушно, ибо с мужественным борцом никто бороться не смеет» (Сл. 1-е, § 22-й). Таковы советы святых Отцов подвижников, желающим отречься от мира и, в тишине монашеской жизни, стремиться к духовному совершенству и несомненно верному спасению души. Из этих изречений и советов мы видим, что желающий вступить в монастырь должен: 1) Прежде всего, много и усердно молиться Богу и просить Его помощи в этом деле. 2) Испытать себя: твердо ли решается на терпение всего прискорбного, до самой смерти? 3) Просить Бога от всей души, чтобы Он указал ему Обитель, как место подвига, и отца духовного – наставника и руководителя в жизни монашеской. 4) Спрашивать и узнавать, собирать необходимые о сем сведения от других людей, и 5) найдя искомое, предать себя в совершенное послушание своему наставнику, ибо эта добродетель – искреннее послушание – есть главная, необходимейшая и приносящая наилучшие плоды в жизни монаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Часть 2 Все эти призывы: " Бойтесь колдунов " , " Бойтесь порчи " - это еще и забвение заповеди Псалмопевца, обличавшего тех, кои " тамо убояшася страха, идеже не бе страх " (Пс. 13, 5). Душу, которая болеет страхом перед колдунами, должно повязать советом святителя Тихона Задонского: " Сатана, дух злобы и враг мой, невидимый мне, но присутствием злых своих советов мне познаваемый, страшен; но без воли Божией, не токмо надо мной, человеком, но и над скотами и свиньями власти не имеет (ср.: Мф. 8, 31), как и всяк человек, враждующий мне... Когда Бог попустит на мене беду, - уже ли я ее миную? Нападет она на мене, хотя бы я ее и боялся. Когда не хощет Он попустить, то, хотя вей диаволи, и вей злые люди, и весь мир восстанут, ничто мне не сделают. Понеже Он, един сильнейший всех, отвратит злая врагам моим. Огнь не пожжет, меч не посечет, вода не потопит, земля не пожрет без Бога: яко все, как творение, без повеления Творца своего ничего не сделает. Почто убо мне всего бояться, что есть, кроме Бога? Убоимся убо, братие, единого Бога, да ничего и никого не убоимся... Бог все, и, кроме Бога, все - ничто: и злоба всех диаволов и злых людей - ничто. Окаянен и беден, кто не боится Господа и Бога, ибо тот всего боится " [ 1 ]. Эти недолжные страхи и порождает апокрифическая литература. Не колдуны, а грехи привлекают к нам бесов. Поэтому не колдунов, а грехов надо бояться. Ни колдунов, ни бесов не надо бояться. Страх перед " порчей " есть уже первый шаг к тому искушению, которое в аскетической литературе именуется " бесовские страхования " . В житийной литературе (вспомним опять " Житие " преподобного Антония Великого) нередко описываются устрашающие видения недоброй силы. Если человек примет их всерьез и испугается, - значит, тем самым видение страха из его ума вытеснило память о Боге, Который силен любую нежить вернуть в ее изначальное небытие. А если из ума выкрадена память о Боге, - то он уже гораздо более доступен для влияний и внушений. Тварь встала на место Творца. Тварь, пусть даже не прельстительно-вожделенная, а отвратительно-пугающая, заслонила собою Небо.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1038...

В. Что значит почитать Бога? О. Значит: – 1) веровать в Бога; 2) бояться Бога, т.е. остерегаться чем-либо прогневать Его, 3) надяться больше всего на Бога; 4) любить Бога всем сердцем; 5) повиноваться Богу, т.е. исполнять Его святую волю; 6) усердно молиться Богу дома и в храме; и 7) не отрекаться от Бога, если бы пришлось принять за Него мучения и даже смерть. В. Кто грешит против первой заповеди? Ο. 1) Кто не верует в Бога, т.е. безбожник; 2) кто верит во многих ложных богов – многобожники; 3) кто искажает учение веры ложным учением – еретики; 4) кто отделяется от церкви из-за обрядов – раскольники; 5) кто не любит Бога и не боится Его; 6) кто не надется на Бога, а надется больше на людей и на свои силы; 7) кто заботится более об угождении людям, нежели Богу; 8) кто не молится Богу дома и не ходит в церковь ; 9) кто верит различным неосновательным приметам, напр., встрече с кем-либо, – суеврие; 10) кто приходит в отчаяние в горе или болезни, или ищет помощи не у Бога, а у гадателей и колдунов; и 11) богоотступники – кто отступает от веры в истинного Бога или из страха или ради каких-либо выгод. В. He запрещается ли первой заповдью почитать Пресвятую Богородицу, святых ангелов и святых? О. Нет. Их должно чтить не как Бога, а как служителей истинного Бога и молитвенников за нас. Наставление Счастливы мы, дети, что веруем и почитаем одного истинного Бога, Который любит нас и заботится о нас, как Отец о своих детях. Любите Бога, дети, всем сердцем и всею душею, надейтесь на Бога, исполняйте Его святую волю и молитесь Ему. Бойтесь оскорбить Бога каким-либо грехом. Бог постоянно заботится о нас, Бог и будет нашим Судьею и решит нашу судьбу на веки. Вторая заповедь He сотвори себе кумира, и всякого подобия, елика (что) на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им. He делай себе кумира (т.е. идола) и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не покланяйся им и не служи им.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Из этого очевидно, что хотя они называются праведными и непорочными, но если прокрадется небрежность, то могут падать, и что человек всегда поставлен в срединном положении, так что и с вершины добродетелей впадает в пороки и из пороков восходит к горнему, и что он никогда не может быть безопасен, и среди тишины должен бояться кораблекрушения, и что потому человек не может быть без греха, как говорит Соломон: несть человек праведен на земли, иже сотворит благое и не со грешит ( Еккл. 7:21 ) и о том же в книге Царств: яко несть человек, иже не согрешит ( 3Цар. 8:46 ) и блаженный Давид: грехопадения кто разумеет; от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба твоего ( Пс. 18:13 ) и еще: не вниди в суд с рабом твоим, яко не оправдится пред тобою всяк живый ( Пс. 142:2 ) и многое другое, чем полно святое Писание. А. Я сопоставлю равное с равным, и покажу, что небольшое послание Евангелиста, как ты понимаешь его, противоречит само себе. Ибо если всякий рожденный от Бога греха не творит, по елику семя Его в нем пребывает, и не может согрешать, так как от Бога рожден есть: то последовательно ли тот же Апостол в том же месте говорит: аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины нестъ в нас ( Ин. 1:9 )? Не знаешь основания, колеблешься и смущаешься. Послушай того же Евангелиста: аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наши и очистит нас от всякия неправды (там же 1, 8). Итак мы праведны тогда, когда исповедуем грехи наши, и праведность наша зиждется не на собственной заслуге нашей, а на милосердии Божием, как говорит святое Писание: «праведный есть обвинитель себя самого себя в начале речи» ( Притч. 18:17 ). И в другом месте: глаголи ты, беззакония твоя, да оправдишися ( Ис. 43:26 ), ибо «заключил Бог все под грехом, чтобы все помиловать» ( Гал. 3:22 ). И это высшая праведность человека, – все что он мог иметь доброго считать не своим, а даровавшего Господа. Итак, рожденный от Бога не грешит, пока семя Божие пребывает в нем и не может грешить, потому что от Бога рожден. Но так как на поле Господнем ( Мф. 13 ) во время сна домовладыки, враг человек сеет плевелы и среди доброй пшеницы, незаметно для нас, ночной сеятель досевает куколь и безплодные волчцы: то должно бояться этой притчи о евангельском домовладыке: очищающий гумно, собравши пшеницу в житницы, оставляет мякину для рассеяния ветрами и сожжения огнем. Поэтому и у Иеремии читаем: «что плевы к пшенице, глаголет Господь» ( Иер. 23:28 ). При кончине века мякина отделяется от пшеницы. Этим показывается, что пока мы находимся в этом теле смертном, мякина смешана с пшеницею. А если возразишь: почему же сказал: «и не может согрешать, потому что от Бога рожден», то получишь в ответ: а где же будет награда воли? Ибо если потому не грешитъ, что не может грешить, то уничтожится свободная воля и доброе никак не будет нашим делом, а делом природы неспособной ко греху.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Бож. наст. кн. 2 гл. 1. кн. 4 гл. 14: с. 100. 289). До какого бедственного положения дошел разум смертных! Если бояться мертвых крайне глупо: то что сказать о боящихся того, что хуже мертвых? Ибо идолов (языческих) не должно причислять и к разряду мертвых, потому что они никогда не жили; а надобно считать их даже худшими мертвых, которые, хотя ныне и мертвы, однако некогда жили; между тем как почитаемые вами (язычниками) никогда не проводили жизни даже худшей жизни лягушек и коров. Но к чему много говорить об этом, когда поклоннику их достаточно сказать: не видишь ли, что тот, кому покланяешься ты, не видит? Не слышишь ли, что тот, кому кланяешься ты, не слышит? Не разумеешь ли, что он не имеет смысла, как дело руки смертного, которое не имеет смысла необходимо? Итак, ты кланяешься бесчувственному, тогда как каждый смыслящий знает, что не должно кланяться созданиям Божиим, даже имеющим чувства, каковы: солнце, луна, звезды и все, что на небе и на земле; ибо справедливо думает, что почитать надобно не то, что создано на служение миру, но Творца всего мира. Само созданное на служение миру радуется, когда Ему кланяются и Его почитают, и неохотно переносит, когда честь, подобающая Творцу, воздается твари. Почитание принадлежит единому Богу, который один не сотворен, а все прочее есть творение Его. Как Ему свойственно быть Богом, потому, что Он один не создан: так и все созданное не есть Бог воистину» (св. Клим. рим. Пам. зап. кн. 5 гл. 16: – с. 550). 828 Евс. Церк. ист. кн. 4 гл. 25 с. 217. Спб. 1848. Бл. Авг. Слов. 273 и Прот. Фавст. кн. 20 гл. 21: тв. т. 5 ч. 1 с. 771. т. 8 с. 246. 247. Антв. 1700. 831 «Судья (Емилиан) сказал ему (диакону Евлогию, пострадавшему вместе с еп. Фруктуозом): Неужели и ты почитаешь Фруктуоза? Фруктуоза, отвечал он, я не почитаю, но почитаю Бога, которого почитает и Фруктуоз. Как научил он нас и чествовать мучеников и вместе с мучениками почитать Бога? Ибо мы не должны быть такими, какими были язычники. Сии почитают умерших людей, так что назвали и признали их богами, строили им храмы, как богам, молились им, как богам, воздвигали им жертвенники, как богам, учреждали им священников, как богам, приносили им жертвы, как богам.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Рейтинг: 8.3 Голосов: 714 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Дмитрий 8 июня 2020, 15:02 Однако, в плане понимания процессов " конца времён " , кажется, важно понять не только содержание терминов " печать " , " зверь " , которые пока не открыты, но, возможно, готовятся уже сейчас. На этом как-то обычно зацикливаются. Важно понять содержание терминов " тайна беззакония " , которая по апостолу Павлу " уже в ходу " , и " отступление " . И где должно произойти это отступление? Не в народе ли Божием? И что есть " удерживающий теперь " ? И окажется, что эти термины описывают не однократное событие, а совершающийся процесс, завершающийся приходом антихриста и готовящий его. 2-е послание ап. Павла к Солуняном об этом говорит. И не идёт ли этот процесс уже сейчас, да и начался он не вчера.. slava-stalker 8 июня 2020, 11:22 Господи, спаси Россию. Ольга 7 июня 2020, 23:19 Бога надо бояться! И Его одного ждать! И верить , что Он не оставит , потому что любит! Наталия 6 июня 2020, 00:19 Господи, помилуй! Дмитрий пишет ниже: " Сейчас еще мериют температуру тыча в лоб каким - то прибором, также смущая простых верующих. Мы все время падаем.. Не попадемся ли и на хитрую ложь, когда речь пойдет об отречения от Христа? " Полностью согласна. Иоанн Богослов и писал, что многие примут печать и отрекутся. А как это можно совершить, если не соблазном,приучением и обманом лукавого? Что если будет шаг, где обратно пути нет? Мы сейчас буквально над пропостью во ржи,только с Божьей помощью сможем сделать правильный выбор. А выбор сейчас на каждом шагу и всё торопят с ним, как будто Земля стала вращаться быстрее.А где нет выбора там алгоритм решает,который не от Бога, явно...Мудрости нам. Валентина 6 июня 2020, 00:01 Очень хотелось бы чтобы церковь в такие сложные времена не отрекалась от прихожан, а помогала им, не закрывала свои двери перед страждущими духовной поддержки, а наоборот распахивала их перед всеми нуждающимися. Сейчас церкви начинают открываться, а идти в них уже как-то не хочется, чувствуется дух антихриста в православной церкви.

http://pravoslavie.ru/131594.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010