Феофанов разговор с Варлаамитом. «У коей оболочка отстала от переплету». 365 (366). Θηκαρα μοναχο εχα ες τ «Αγιον Πνεμα, κα θεοδολου μοναχο διγησις περ τν μνων. Фикара монаха молитвы ко Святому Духу, и Феодула монаха повест о песнех. «У коей книги оболочка и переплет ветхи». (По описи 472). 366 (367). Τυπιχν. Устав церковный. «У коего оболочка отчасти ветха, с одною застежкою». (По описи 429). 367 (368). «Ετερον. Другой. «У коего оболочка с переплетом ветхи и без застежек». (По описи 430). 368 (369). «Ετερον. Еще такой же. «У коего оболочка и переплет весьма ветхи и без начала». (По описи 431). Z. 369 (370). Πανοπλα δγματιχ ατοκρτορος " Αλεξου το Κομνηνο, κατ ϑνν κα αρετικν. Вооружение догматическое императора Алексиа Комнина на язычники и еретики. «Оная книга ветха и без начала». (По описи 628. На листе, приклеенном к переплету, помета Скиады: XVI в. По лл. 1–6 и 271–273 подпись Гедеона. 25,2 X 16 сант. На переплете приклеен лоскуток бумаги и надписью XVII в. (приведена в описании архим. Владимира». Из коей видно, что в ркп. тогда было 550 листов (страниц); столько листов в ней и сейчас). В четверть C . 370 (371. Л. 41). Ακολουϑεα το σχματος τν μονχν, κα το ξοδιαστιχν ατν. (По описи 313). Последование пострижения и погребения монашеского. «У оной книги переплет и оболочка ветхи». 371 (372). Καννες τν αγων ποστλων, οκουμενικν κα τοπικν συνδων, κα γιων πατρων. Правила святых апостол, вселенских и поместных соборовъ, и святых отец. «У коей книги листы некоторые, переплет и оболочка ветхи». (По описи 375). 372 (373). Βλαοτρεως σημειματα ες τος καννας. Властаревы примечания на каноны. «Оной книги переплет и оболочка ветхи и без конца». E. Другой рукой, не Гедеона: 374. Εαγγλιον κατ χρσιν eκκλησιαστικν. Евангелие по церковному употреблению. В досках, в коже красной, корень зашит крашениною, по листам скреплено дьяком Иваном Арбеневым. У оного евангелия листы, переплет, доски и оболочка в совершенную ветхость пришли. Того евангелия ящик резной вызолочен на четырем ножках с пуговки на закрышке Спасов образ седящей, по углам евангелисты, писанной на краске внутри выкрашен».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Рукоп. Кир. библ. 74–1313, л. 588 об.–569; Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 444 об.). 768 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 374 об.–375.; Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 445. – Позднейшие описи монастыря точнее указывают местонахождение квасоварни – именно на западе (по отношению к алтарям) от Введенской церкви, от трапезы и связанных с ними построек, как то «палатки естовной» (см. о ней выше) и других (т. е.=на плане Мартынова см. строение на левой стороне приложенного рисунка XXXIII). По словам описи 1732–1733 года, квасоварня помещалась недалеко от оружейной и летних погребов: «По другую сторону хлебни поварня каменная, к ней приделаны семь келей разных служеб, под теми кельями погреб теплой зимной, от той поварни поварня ж квасная, подле тое поварни полата оружейная, при ней две кельи о дву житьях, в ысподи погреб летней каменной же, оное все строение крыто тесом в зубец. По другую сторону погреб летней каменной, на верху сушило деревяное, прируб и крылцо деревянное, крыто все тесом в зубец. Подле тех погребов и оружейной две кельи деревяные крыты тесом в застрех» (Рукоп. Кир. библ. 100–1336, л. 585–586). Более поздняя опись 1773 года, кроме квасоварни упоминая и о пивоварне, как находившееся в одном с первою здания, также указывает на положение их между хозяйственными постройками, примыкавшими к трапезе и оружейной (см. ниже об оружейной): «От предписанных в 3 статьи под 11 (см. выше прим. 759) показанных двух келей и кладовой (в коей хранятця съестные припасы) полаты на западную сторону пивоварни и квасоварня каменные, по наружной мере в длину восемь сажен два аршина, в ширину шесть сажень; в оных пивоварне и квасоварне с полденную и с полуночную сторон в стенах трещины; на них крыша тесовая весма ветха. При оной пивоварне и квасоварне с полденной стороны рубленой в углы, а к полуночной стороне зобранной в столбы бревенной сарай; оной сарай и на нем желобяная крыша ветха» (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 65 и об.). Из числа этих строений «квасоварня» и «пивоварня» существует, и по настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Да два пояса нитяных. Пелена отлас черчат, опушена дорогами зелеными; крест на пелене круживо кованое золотное. Пелена ж ветха, камка желтая; крест и около шито золотом и серебром волоченым. Пелена дороги осиновой цвет, опушена дорогами двоеличными; крест на пелене круживо кованое золотное. (Л. 92) У пелены шестнатцеть кистей шелк розной.   Да от ветъхих образов в казне Четыре ряски жемчюжные, в них камешки зеленыя, по концам плащики серебряны. Да две ряски жемчюжные ж, посреди их камешки виниски. Да два ожерелейца низаны жемчюшком : одна в шахмат, а другая во рефидь. Да две поднизи низаны жемчюгом. Две жемчюжины бурминъския. Да три жемчюжинъки простых.   (Л. 92 об.) Да в казне жь от образов Серешки двойчатки невелики, на них десять жемчюшков да два королька с каточки серебряными. Серешки невелики одиночки, на них два жемчюшка с копейками . Серешки маленькия одиночки: на одной королек да два жемчюшка, а на другой виниска, а жемчюшков нет; 134 с каточки . Серешки одиначки невелики ж: на одной виниска, а на другой простой камешек; с каточьки . (Л. 93) Да два каменя лазоревы: один баус с ыскрою, а другой достокан — да камень бечета желт. Два каменя баусы на водяной цвет. Три прониски сердолишныя. Три виниски вишневы. Две подвесочки с серег, на них два жемчюшка. Три ширинки, шиты шелком и золотом: одна в них накищена шамахейским шелком, а две без шелъку. В казне жь ендова медная луженая. Да три сковоротки 136 белыя медныя ж , 137 с трубками, ветхи . (Л. 93 об.) Да ставъчик медной луженой ветх. Десять блюд оловянных больших, и средних, и малых; иные в них ветхи . Братина медная леженая чеканная. Три стопы оловянные, у одной отломлена рукоятка. Оловеничек невелик оловянной. Две кандеи: одна ветха, булатная, а другая медная лощатая.   Да вновь прибыло при игуменье Анисье Крест напрестольной, обложен сребром, золочен чеканью; на нем Распятие, (Л. 94) а по сторонам Пресвятая Богородица да Марфа, а по другую сторону Иоан Богослов да Логин сотник, над главою ангели, в подножие глава Адамля и великий князь Владимир; и созади обложен сребром же.

http://sedmitza.ru/lib/text/10239024/

Но прием, какого держится исправитель, тот же самый что и в подготовительных работах для иоакимовского издания типика. Дополнения и поправки выносятся на поля рукописи, в затруднительных случаях делается замечание; доложить, приводятся указания на печатный устав, на печатное евангелие, упоминаются потребник и устав Хутынский харатейный. На основании этих данных, а также в виду замены названия архиепископ словом патриарха, видно, что исправление имело место в XVII веке и производилось с ведома патриарха. В этом уставе мы имеем лишь небольшой отрывок из цельной работы по исправлению устава, веденной для какого-либо из его изданий. Оно простирается лишь на небольшую его часть и доведено до недели сыропустной. В сравнении с типографским экземпляром, это была лишь слабая попытка справы. Она ведена без плана с большими пробелами и весьма вероятно, была задумана для какого-либо издания устава ранее 1682 г. Но так или иначе, во всяком случае, Волоколамский список может служить значительным дополнением к известным уже материалам для истории книжной справы и особенно для знакомства с той работой, которая была ведена в XVII веке по исправлению устава. Приложение А Расход, книги печат. двора 44, л. 62 и след. 158 г. Черных кавычных розных полных и неполных, и в россыпи драных и гнилых печатных и письменных, и харатейных книг, которые были в переводе у справщиков прошлых лет и те все книги в продажу не годятся. Две книги евангелия напрестольного в десть в тетрадях печатные, ветхи и неполны в россыпи одно евангелие гнило и драно. Книга устав меньший в тетради печатной неполна и подрана. Две книги триоди постные в десть в тетрадях старые печатные ветхи и неполны. Книга трефолой в десть печатной в тетрадях с декабря месяца по март. Книга апостол в десть в тетрадях старой печати гнила и неполна. Книга минея общая старой печати в десть, в тетрадях большой бумаги, неполна. Книга апостол в десть старой печати в переплет в досках ветха. Книга апостол печатный в десть в тетрадях неполна ветха и подрана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Топография и планы группы построек, находившихся подле хлебни не могут быть в настоящее время восстановлены с желательною точностью вследствие позднейших переделок и замены деревянных строений каменными. Но приблизительно местоположение их определяется чрез сопоставление с планом 1720 года и позднейшими описями. Так палатка, в которой держали хлеб, в 1601 году находилась, очевидно, под тою частью трапезы, которая была обращена к Сиверскому озеру (ближе к квасоварне, т. е. по компасу – на северозападе; возле сеней палатки начинались деревянные мучные амбары, о местоположении которых см. ниже. С этой стороны у палатки были сени, т. е. выход на так называемый впоследствии хлебенный двор, – см. план 1720 года, л). Как видно из монастырской описи 1773-го года, «хлебенная келья» помещалась с той стороны хлебопекарни, которая была наиболее удалена от существующего ныне домика с проходными воротами (т. е. от 5 по плану Мартынова, об этом домике см. далее). В 1773 году, сзади хлебопекарни, начиная от этого домика, находилась вопервых «келья», затем «кладовая палата», наконец, хлебенная келлия: «От тех келей (т. е. здания с проходными под ним воротами, находившегося между Введенскою и Преображенскою церквами, см. на плане Мартынова 5) при вышеписанной в 2-й статье под 12 (см. прим. 639) хлебопекарне с полденной стороны келья и з сенми, по наружной мере вдоль шесть сажен с четвертью аршина, в ширину две сажени два аршина и два вершка, в ней три окошка без оконниц, печь кирпичная розвалилась. От оной кельи и сеней на западную сторону кладовая полата, по наружной мере в длину сажен два аршина в ширину две сажени два вершка. При оной кладовой полате от полденной стороны хлебенная келья с чюланом каменным в длину четыре сажени три четверти аршина, в ширину и з сенцами две сажени два аршина, в келье и в чюлане три окошка с оконницами слюдными ветхими, печь кирпичная ветха, на оных кельях, кладовой полате и сенях крыша тесовая ветха» (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 63 и об.) – Возможно, что приблизительно на том же месте находилась хлебенная келлия и в 1601 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

805 Башня эта на плане Мартынова (см. 27, а также в альбоме рисунков его 38) несправедливо названа хлебенной (у Бороздина она именуется «угловою», см. 4). Такое наавание принадлежало башне, показанной на плане Бороздина под 6 и ошибочно названной в объяснении к Бороздинскому плану «поваренною» (Ср. Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 25 об.). – В описи 1732–1733 года угловой башне, стоявшей на мысу, вдающемся в Сиверское озеро, справедливее усвоено наименование «свиточной», так как «свиточная» эта еще в 1601 году помещалась в самой башне, и на плане 1720 года подле нее обозначен еще «амбар свитошной» (см. – Башня эта существует и в настоящее время, но пришла в большую ветхость, о чем засвидетельствовали уже писцы 1773 года: 8) «При восточной и полденной стенах на углу четвероуголная башня от полночи на полдень, в длину четыре сажени три четверти аршина два вершка, в ширину четыре сажени. По(?)опой башни в восточной полденной и западной стенах сверху до низу трещины великие, а снутря монастыря близ фундаменту в стене сквозь вывалилась великая скажня. Оная башня вся ветха, на ней крыша тесовая ветха ж» (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 25). Сравн. рисунок XXXVII. – Эти трещины и великая скважня в текущем столетии еще более увеличились, и если не будут приняты меры, башне предстоит скорое разрушение. Внутри ее внизу (над бывшею свиточною) видны остатки коробового свода с осью от (юго-)запада на (северо-)восток (по компасу). Толща стены (2 арш. 3 вершков) нижнего этажа с внутренней стороны разделана рядом небольших арочек, глубоко вдающихся в стену. Остальные этажи уже не имеют потолков, которые, очевидно, были настланы на балки. Внутренний план и разрез при современном состоянии башни снять затруднительно и потому приводим лишь ее наружные измерение. (См. рисунок XXXVIII.). 806 В «расходных книгах Кириллова монастыря» сооружение «свиточницы» отнесено к февралю 1569 года, но это была деревянная постройка, а не каменная, о которой упоминает опись 1601 года. (В феврале 1569 года «свиточницу Колупай поставил и нутро зделал и покрыл, дал полтину», – Рукоп. Кир. мон. 2–602, л. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В сем же году велено было расписать по золоту и серебру разными красками клиросы живописцу Леонтию 123 , а в 1681 году живописец Дорофей Ермолаев расписал красками три ступени, амвон и печь 124 . В последующие годы XVII в. в сей церкви производились лишь незначительные поделки. Как и в главном храме, в Предтечевской церкви, уже в двадцатых годах XVIII в. было немало ветхостей. Так, при осмотре церкви в 1722 г., было найдено, что 4 окна с железными решетками и слюдяными окончинами, вышиною – по пол-3 аршина, а поперек – по 2 арш., двери деревянные, обитые зеленым сукном, пол, выстланный аршинными плитами, и печь ценинная, сырчатая, были ветхи 127 . При новом осмотре церкви в 1730 г., были замечены прежние ветхости увеличившимися и еще новые. Так, сень столярной работы над престолом, с резными украшениями, была настолько ветха, что требовала замены её новою. В алтаре, в двух окнах слюдяные окончины и два вставня также нуждались в полном возобновлении. Печь муравленая в трапезе была ветха, и сквозь своды шла течь. Устроенная над сводами трапезы храма площадка та же, что у Верхоспасского собора, и выложенная лещедью нуждалась в исправлении, а своды – в разборке и новом устройстве. Деревянный косящетый пол в трапезе и окно в свою очередь следовало заменить новым, печь переложить, в двери устроить внутренние замки и, наконец, стены и своды в алтаре выбелить 128 . Во время пожара 1737 г. под железной кровлей истлела деревянная крыша, выгорело одно окно и сгорели два деревянных затвора 129 . После сего, вместо деревянной кровли, была сделана железная 130 . При осмотре храма в 1756 г. архитектором Мичуриным было признано необходимым исправить пол в алтаре, стены и своды выбелить, в трапезе – своды пробрать и починить, наружные стены и прочее местами подмазать и выбелить. Все расходы по ремонту храма были определены в сумме 126 руб. 131 . Прошло 6 лет, и оказались ветхими жертвенник и столбы у сени над престолом, на горнем месте – две иконы, в алтаре – печь, предъалтарный иконостас с иконами местными и других ярусов и царскими дверями, пол в алтаре и трапезе, а в последней еще – и стенное письмо. Из церковной утвари требовалось починить евангелие, кресты, чашу, кадило и ковш, и вновь сделать 2 аналоя и завесу к царским дверям 132 . О каких-либо возобновлениях в пределе в последующее время в XVIII в. не сохранилось сведений. Можно только предполагать, что Салтыкова, благолепно украсившая главный храм, не оставила без внимания и предельный. При нашествии французов, иконостас в храме хотя и уцелел, но оклады с икон были все содраны 133 . В XIX в. некоторые возобновления в Предтечевской церкви были произведены в связи с реставрацией в главном храме 134 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

(л. 192) Убрусец тафта червчата, по концам низано жемчугом по таусинным дорогам, с дробницами с мелкими золочеными, гладкими, поверх каем по 6 репьев. Убрусец тафта червчата, по концам низано жемчугом по таусинной камке, поверх каем по 3 круга низано жемчугом с дробницами, а по досмотру по концам низано в 2 нитки. Убрусец тафта червчата ветха, по концам низано жемчугом с дробницы серебряными золочеными, гладкими, по тафте вишневой. Убрусец тафта бурская червчата, с дробницами мелкими гладкими, жемчуг спорот. Убрусец тафта червчата, по концам было низано по коричневой тафте жемчугом, без дробниц, жемчуг спорот. Убрусец тафта китайка червчата, по концам было низано жемчугом по тафте багровой, жемчуг и дробницы спороты. (л. 193) Убрусец тафта бурская червчата, по концам низано жемчугом по камке багровой, дробницы резные листьем золочены, по 2 листочка, обнизано жемчугом мелким, поверх каем по тафте низаны травы, в травах дробницы резные, а по осмотру у одного конца веревочки жемчужной кругом нет. Убрусец тафта червчата, по концам низано жемчугом по атласу вишневому, дробницы серебряны золочены, чеканные, поверх каем по тафте низано травы и листья жемчугом большим и мелким, с дробницы с большими и мелкими резными, золочеными, тафта ветха. Убрусец тафта бурская, по концам по тафте таусинной низано жемчугом, дробницы мелкие золочены, гладкие, поверх концов по 6 кругов низано жемчугом в 2 нити. Убрусец тафта бурская червчата, по концам низано жемчугом, с дробницы серебряными золочеными, гладкими, земля отлашена, шелк червчат лазорев желт, поверх каем по 6 репьев низаны жемчугом мелким, с дробницами. Убрусец тафта бурская червчата, по концам низано по атласу лазоревому жемчугом, дробницы серебряные золочены, гладкие, поверх каем по 6 репьев нашиваны, тафта разных цветов, низаны жемчугом. Убрусец тафта бурская, по концам низано жемчугом мелким по тафте разных цветов дробницы гладкие мелкие серебряны, золочены, поверх каем по 6 репьев нашивано тафтой желтою лазоревою, обнизано жемчугом дробницы ж гладкие серебряны золочены.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

  Да в олтаре большем на престоле индития сопреди камка черчата мелкотравная, сторонь дороги зелены; крест на индитие белой миткалинной; индития ветха. Да в олтаре жь большем на престоле индития камка зеленая мелкотравная, созади дороги зеленые; ветха. На престоле Евангелие печатное, обложено (Л. 63) бархотом золотным по черчатой земле, Распятие и евангилисты серебряны золочены басемныя. У того ж Евангелия застешки серебряны литые. Другое Евангелие напрестольное печатное, обложено бархотом рытым по рудожелтой земле; на нем Распятие и евангилисты серебряны золочены басемные; у Евангелия застешки серебряны выбиты; в том же Евангелие прокладка тъкана в крушки шелковая, кляпыши у прокладки обшиты золотом. Третие Евангелие напрестольное жь (Л. 63 об.) печатное, обложено камкою цветною; на Евангелие Распятие и евангилисты серебряны золочены басемные. Крест на престоле воздвизальной, обложен сребром басмою, золочен; на нем Распятие Господне литое серебряное ж; у креста во главе и в ручьках деветь каменев: четыре бирюзы да пять винис. На престоле покров тафта двоеличная черчат да лазорев шелк, опушена тафтою ж двоеличною шелк белой с черчатым; на покрове крест миткалинной. А тот покров ветх. Другой напрестольной покров выбойка турская. (Л. 64) На жертвенике покров кумач черчат да киндяк зеленой полосами, на покрове крест отлас желт; а покров ветх. На жертвенике сосуды: дискос, и потир, звезда, и блюдца — дорные оловянные; на сосудех два покровца камка черчата, обложена камкою зеленою мелкотравною. Третей покровец дороги двоеличные, обложен дорогами зелеными. Да у царских дверей запон выбойка турская. В олтаре кадило серебряное четвероугольное; у него чепи серебряны, в средине чепей херувими (Л. 64 об.) и серафими серебряны золочены. Четыре кадила медных. Укропник медной с кровлею. Восмь свечь поставных больших и средних восковых, на них писаны травы красками; на свечах насвещьники жестяные. Да две свечи поставныя большия восковыя перед месными образами: перед Владимерскою Богородицею да перед Успением 93 Пресвятою Богородицею — писаны травы красками; на свечах насвещьники оловянныя лощатыя.

http://sedmitza.ru/lib/text/10239024/

«Как станешь Бога бояться, так все будешь разуметь и без книг премудр будешь» (62). А бояться Бога-значит не что иное, как жить по его заповедям, и Аввакум подробно и проникновенно разъясняет их в своих трактатах и посланиях. Глубоким человеческим теплом, неподдельной любовью ко всем людям, включая и своих гонителей и тюремщиков, дышат Аввакумовы страницы, посвященные нравственным заповедям (ЖА 168–170). Желаешь быть помилован, напоминает Аввакум, сам милуй других, желаешь быть в почете-сам почитай, желаешь есть-корми других, желаешь взять-дай другому, себе желай худшее, а ближнему-лучшее. «Богатому поклонись в пояс, а нищему в землю». Много внимания уделяет Аввакум важнейшему принципу христианской этики-любви к ближнему, которая выражается прежде всего в заботе о нищих, больных, обездоленных, вдовах и сиротах, о томящихся в темницах, о грешниках и всех сошедших с пути истинного, но также и в заботе о своих близких-детях, супруге, братьях и сестрах, о престарелых родителях. «Чти отца твоего и матерь твою, -разъясняет он известную, но далеко не всегда выполняемую заповедь, -любезне и сердечне, яко ко святым, к стопам ног их главу приклоняй благоговейне, изведших тя от своея утробы; тебя ради утроба материя болезнь претерпе, отец же, болезнуя о тебе, воздыханием и печалию снедаем всегда. Сего ради старость его поддержи, болезнь его уврачюй, гной его своима руками омой, ризы мягкие на плоть его возложи, седины его облобызай, пищею сладкою напитай… Такоже и матери твори… Аще ветха деньми на руку своею поноси; чрез грязь на плещу принеси; прежде ея напитай-потом сам вкуси; со гласом хваления главу свою к персям ея преклоняй и облобызай корень рождения своего Воздохни о старости ея и, пад, поклонися родителю своему… Яко же бо ты отцу своему и матери сотворишь, такожде и тебе чада твоя сотворят» (168–169). Так же подробно и проникновенно разъясняет Аввакум на страницах своих многочисленных сочинений и другие этические заповеди и принципы, например важнейший в христианстве и трудновыполнимый принцип «смиреномудрия» как антитезу гордыни. Последняя, как страшная болезнь, особенно активно, по мнению Аввакума, распространилась в его время. Она-характернейшая черта никониан, нарушающих строй и уклад веками складывавшейся жизни. Не что иное, как гордость привела Никона и его сторонников к «сатанинской» реформе. Всех истинно верующих Аввакум призывает к смирению, ибо «смирный и негордый, аще и падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку его» (МдИР 8, 49–50). Мир наполнен гордыми, и смиренный живет в нем, как овца среди волков. Гордые «умышляют о нем, как бы уловить; а он к ним, ко псам, хлебом да солью противится, да любовию Христовою, не помня их коварства и злобы к себе, единако помышляет и скорбит об них, како бы их спасти и в разум истинный привести… А гордые смиреннаго всегда грызут» (50–51).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010