все, сколько их ни приходило предо Мною, тати и разбойники; но не послушали их овцы. Я есмь дверь: Мною кто внидет, спасется, и внидет и изыдет, и пажить обрящет. Тать не приходит, разве для того, чтоб украсть и убить и погубить; Я пришел, да приимут жизнь, и избыток приимут. Я есмь пастырь добрый; пастырь добрый душу свою полагает за овец! а наемник – не пастырь, и не свои ему овцы; видит волка идущего, и оставляет овец, и бежит; и волк расхитит их, и разгонит овец; а наемник бежит, поскольку наемник, и нерадит о овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и знают Меня Мои; как Отец знает Меня, и Я знаю Отца; и душу Мою полагаю за овец. И иныя овцы есть у Меня, не от сего двора, и тех подобает Мне привести; и глас Мой услышат, и будет едино стадо и един Пастырь. Того ради любит Меня Отец, что Я душу Мою полагаю, да снова прииму ее; никто не возьмет ее от Меня, но Я Сам от Себя предаю ее; власть имею предать ее, и власть имею снова приять ее. Сию заповедь приял Я от Отца Моего. Ради слов сих снова распря произошла у Иудеев. Говорили многие из них: бесом одержим Он и неистовствует; что Его слушаете? Иные говорили: не бесноватого это речи; разве может бес отверзать очи слепым? Был же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. Окружили Его тут Иудеи и говорили Ему: долго ли Тебе души наши тревожить? если Ты Христос, скажи нам не обинуяся. Отвечал им Иисус: сказал Я вам, и не веруете; дела, что творю Я во имя Отца Моего, те свидетельствуют о Мне; но вы не веруете, от того, что вы не из овец Моих, как Я сказал вам; овцы Мои гласа Моего слушают, и Я знаю их, и они за Мною идут; и Я дам им жизнь вечную, и не погибнут вовеки, и не исхитит их никто из руки Моей. Отец Мой дал Мне, и Он более всех; и никто не может исхитить их из руки Отца Моего. Я и Отец – едино. И снова взялись за камни Иудеи, чтобы побить Его. Отвечал им Иисус: много добрых дел явил Я вам от Отца Моего; за какое из них дело камни в Меня метаете? Отвечали Ему Иудеи: не за доброе дело камни метаем на Тебя, но за хулу, что Ты, человеком будучи, творишь Себя Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Но эти самозванцы, как бы они ни были гениальны, как бы красиво ни говорили о жизни, какие бы блага ни сулили своим последователям, – не могут дать им истинной жизни, «жизни с избытком», т.е. жизнь переливающуюся за края временности, переходящую в вечность... А эту жизнь может дать только Тот, кто Сам есть Жизнь, кто одновременно есть и «Дверь» в жизнь вечную, и истинный Пастырь пасомых. Как верный пастырь не щадит своего покоя и жизни для сохранности стада, так Пастыреначальник – Мессия, – Христос «полагает жизнь свою» за словесное стадо. «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец, – сказал Христос, – «а наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их». Эти слова, о истинном пастырстве, относились к современным Иисусу Христу духовным вождям еврейского народа, книжникам и фарисеям, но они в такой же мере относятся и ко всем тем пастырям Христианской Церкви, которые за деньги и за всякие житейские выгоды пасут словесное стадо; они тоже суть «воры и разбойники» и «наемники», ибо без подвига самоотречения и без готовности для служения стаду Христову идти на все опасности, вплоть до смерти, – невозможно быть истинным пастырем Церкви. Это надо знать всякому епископу и священнику Церкви Христовой. «Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец». В этих словах Христа звучит уже не только объяснение символов рассказанной притчи, но и открытое свидетельство о неразрывном единстве Доброго Пастыря с Богом Отцом и с овцами Своего стада и о грядущей жертве за спасение людей. Фарисеи и книжники должны были понять символику и прямое свидетельство Христово о Пастыре и овцах дома Израилева. Они известны были им из книг ветхозаветных пророчеств. Но, увы, духовные очи этих вождей были закрыты и они не разумели Писания. В частности, они могли бы вспомнить пророчество Иезекииля: «Сын человеческий, изреки пророчество на пастырей Израилевых... и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих. Не стадо ли должны пасти пастыри?., вот Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец... Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их... буду пасти их на хорошей пажити и загон их будет на высоких горах Израилевых»... ( Иез. 34:1–14 ). Й у Иеремии: «Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей, – говорит Господь» ( Иер. 23:1 ), и многое другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

[свернуть] Ключевыми словами в этой главе мне кажутся эти: «и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мф 2:6). Здесь Христос называется и вождем и пастырем. Сразу же вспоминается 22-й псалом – «Господь Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться. Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим…» Мозаика северного люнета Мавзолея Галлы Плацидии (Равенна, Италия), вторая четверть V века В наши дни ощущение, что тебя кто-то ведет и как-то пасет, может вызывать протест. Поэтому я задалась вопросом: почему же это хорошо – когда Бог – пастырь? Когда Бог – пастырь, ты чувствуешь, что рядом всегда тот, кто любит тебя и заботится о тебе. Это полнота жизни. Поэтому такого состояния жаждешь. Летом я могла сказать, что у меня все прекрасно и наконец-то Бог покоит меня на злачных пажитях. Сейчас я иду долиною смертной тени и не очень вижу Бога и Его действие. Возможно, дело в том, что я не слушалась Его жезла, не обращала внимание на запретные и предостерегающие знаки. И теперь непонятно, куда идти. Остается надеяться, что Он как добрый Пастырь найдет меня, возьмет на плечи и вынесет из гиблого места. Или же я услышу Его голос и пойду на него. В любом случае даже просто вера в то, что Он рядом и Он ведет, делает ситуацию иной, в ней появляется свет и надежда. Израиль хорошо помнил время, когда его вождем был Господь. Это время выхода из египетского рабства. Бог вел Израиль в землю, где течет молоко и мед, защищал от египтян, посылал манну, дал заповеди… И дальше Бог руководил Израилем через судей, бывших пророками, знающих Бога. Вплоть до момента, когда Израиль захотел себе царя, чтобы «быть как прочие народы» (1 Цар 8:20). Бог предупредил их, что это чревато тем, что царь поработит их, и они восстенают, а Господь не будет им тогда отвечать. Потому что, захотев себе царя, как у прочих народов, они отвергли Бога как царя и вождя. И действительно, довольно быстро у Израиля начались неприятности. Только Давид был царем по сердцу Господа. И вот снова рождается истинный царь, который поведет Израиль на злачные пажити. Защитит от врагов и даст мир. Почему же эта перспектива совсем не радует Ирода?

http://blog.predanie.ru/article/chto-hor...

Так, устами пророков Иеремии и Иезекииля Бог обличает неверных пастырей: «вы рассеяли овец Моих и разогнали их, и не смотрели за ними. Израиль – рассеянное стадо, львы разогнали его» 371 . С обличением соединяется и утешение, в котором искупительная деятельность Мессии представляется под образом деятельности пастыря. Я сам отыщу овец Моих и осмотрю их. Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих. И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их 372 . Вот, Господь Бог грядет с силою. Он как пастырь будет пасти стадо свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных 373 . Эти-то обетования и предсказания имел в виду Иисус Христос, когда фарисеям и всему народу объявил: «Я пастырь добрый», и, когда в ответ на ропот фарисеев и книжников, что Он принимает грешников, предложил притчу о заблудшей и найденной овце 374 . Этим Он указал на исполнение на Нем ветхозаветных пророчеств. Благодаря именно этой внутренней связи образного представления ветхозаветного и новозаветного откровения, как предсказания и исполнения, образ доброго пастыря рано и живо вошел в сознание и жизнь церкви, и нашел широкое применение как в церковной литературе, так и в монументальной художественной деятельности древних христиан. В самом деле, уже в посланиях апостольских деятельность преемников Христовых обозначается выражением «пасти стадо Христово». Представление об Иисусе Христе, как добром пастыре, легло в основание известной книги Ерма , называемой «Пастырь». В известном гимне Климента Александрийского Иисус Христос воспевается как «царского стада пастырь, пастырь духовных овец». Известно также, как часто отцы церкви в своих проповедях занимались истолкованием притчи о заблудшей овце, напр. Ориген , Епифаний и др. 375 Образ доброго пастыря до сих пор живет в молитвах и песнях церковных. Христианские художники, вообще, охотно пользовавшиеся данными, какие предлагали священные книги, для украшения монументов всякого рода, естественно не могли не воспользоваться элементами, более чем достаточными для того, чтобы составить на основании их, хотя не независимо от всякой сторонней помощи, как полагает Мартиньи, один из самых прекрасных и дорогих образов. Художественное воспроизведение образа доброго пастыря, нужно полагать, весьма рано вошло в употребление в церкви, особенно в западной. По крайней мере, в Африканской церкви во время Тертуллиана существовали уже чаши с гравированным изображением доброго пастыря, и, судя по тону, каким говорит об этом Тертуллиан , изображение доброго пастыря на чаше было делом обыкновенным, следовательно, давним уже 376 . В римской церкви так же рано употреблялся этот образ: между изображениями в катакомбах св. Каллиста есть изображения доброго пастыря, которые относятся археологами к III и даже II веку 377 . В восточной церкви образ этот также был в употреблении: Евсевий упоминает об изображениях доброго пастыря, которые он видел.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

3. А чтобы ты, слыша, что Он принял заповедь от Отца, не подумал, что это дело чуждое Ему, Он уже наперед сказал: " пастырь добрый полагает жизнь свою за овец " (Иоан.10:11), показывая тем, что овцы принадлежат Ему, что все последовавшее было Его делом и что Он не имеет нужды в заповеди. И если бы имел Он нужду в заповеди, то как бы мог сказать: " Я Сам отдаю " ? Кто полагает сам по себе, тот не имеет нужды в заповеди. Притом Он указывает и причину, почему поступает так. Какая же это причина? Та, что Он пастырь и пастырь добрый; а добрый пастырь не имеет нужды, чтобы другой побуждал его к такому делу. Если так бывает у людей, то тем более должно ожидать этого от Бога. Потому и Павел говорит, что Он " уничижил Себя Самого " (Фил.2:7). Итак слово заповедь – означает здесь не что другое, как только единомыслие Его с Отцом. Если же здесь говорится так уничиженно и по-человечески, то причина этому – немощь слушателей. " От этих слов опять произошла между Иудеями распря. Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его? Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым " (Иоан.10:19-21)? Так как слова Его были выше человеческих и выходили из ряда обыкновенных, то называли Его бесноватым, отзываясь о Нем так уже в четвертый раз. И прежде говорили: " не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя " (Иоан.7:20)? И опять: " не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе " (Иоан.8:48)? Также и здесь: " Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его " ? Впрочем вернее, что и не четыре раза, а чаще Он слышал такой отзыв. Слова: " не правду ли мы говорим, что бес в Тебе " – служат знаком, что они не два и не три раза, но часто говорили это. " Другие " , сказано, " говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым " ? Так как не могли заградить уста, ссылаясь на слова, то, наконец, заимствуют доказательство от дел. И самые слова, (говорят), очевидно, не приличны бесноватому; но если вас не уверяют слова, то убедитесь делами. Если это не дела бесноватого, и между тем они выше человеческих, то очевидно, что они – действие какой-то силы божественной. Понял ли умозаключение? Что дела были выше человеческих, видно из слов их: " Он одержим бесом " . А что Он не имел беса, то доказал Своими делами. Что же Христос? Ничего не отвечает на это. Прежде Он отвечал: " во Мне беса нет " , а теперь не отвечает. Представив уже доказательство от дел, Он теперь молчит. Да и не достойны были никакого ответа называвшие Его бесноватым за то, чему следовало удивляться и за что должно было признавать Его Богом. И нужны ли были еще с Его стороны какие-либо обличения, когда сами они восставали друг против друга и обличали одни других? Поэтому-то Он молчал и все переносил с кротостью. Впрочем не только по этой причине, но и для того, чтобы нас научить кротости и всякому долготерпению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

б) Но мы не будем предаваться отчаянью в бедствиях, когда Иисус Христос, наш Пастырь, предшествует нам на пути страданий и ведет нас к миру и блаженству. Если в борьбе с горькой участью колеблется наша вера в Божественный Промысел, если в бурях жизни исчезает покой из нашего сердца, то будем взирать на нашего Пастыря, Который с величайшим терпением и преданностью воле Божьей переносил всякие страдания и умер на кресте. Будем тогда внимать Его словам, полным утешения: « Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается » (Иоан. 14:27)! в) Если даже наши страдания заслужены, если наша совесть уязвлена грехами и мы не дерзаем возноситься с сокрушенным сердцем к престолу святого и правосудного Бога, то и тогда Он утешает нас тем, что Он взял на Себя грехи наши и примирил с Богом. Как верный пастырь предает жизнь за свое стадо, так Иисус Христос умер за нас, дабы мы в Нем и посредством Его обрели мир и покой. Страх смерти Он превратил в надежду вечной и блаженной жизни у Бога, к Которому Он отошел, чтобы приготовить место нам. Будем верно и постоянно следовать за нашим добрым Пастырем по пути к истине и добродетели, и Он приведет нас к Богу и блаженному бессмертию (Псал. 22 и сл.). Разум, озаренный Христианством, должен быть нашим добрым пастырем « Я есмь пастырь добрый .» Спаситель называет себя добрым пастырем, и Он поистине, есть добрый пастырь. Он знает своих овец, ведет их на злачные пажити и полагает за них душу Свою. Добрыми пастырями должны быть священники, о которых сказано: « Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно » (Евр. 13:17). Добрыми пастырями должны быть родители, учителя, домовладельцы и все, облечённые какой-либо властью и должностью. Особенно же добрым пастырем должен быть наш, озаренный Христианством, разум. Он имеет великую и трудную задачу.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Пастырь имеет у себя духовную аптеку пластыри, примочки, чисти­тельные и смягчающие масла, подсушивающие и заживляющие порошки, дезинфицирующие жидкости, укрепляющие средства, хирургический нож (для пользования им только в самых крайних случаях). Врачебным лекарством для паствы истинный пастырь избирает от­крытие им истины о том, как хорошо у Небесного Отца, у Которого они найдут всеблаженство, мир, покой и вечную жизнь. И тогда грешник сам раскрывает язвы своей души и получает исцеление их. «Новозаветные священники, – говорит св. Иоанн Златоуст , – получили власть не свиде­тельствовать минувшую проказу, но совершенно отгонять нечистоту души. Они примиряют детей своих не с начальниками и царями, но с Самим раз­гневанным Богом» 249 . Но есть немало пастырей-наемников, которые ограничивают пастырские скорби хлопотами во время совершения треб и покоятся на ложе беспечно­сти. Такому пастырству Господь угрожает наказанием через пророка: «Горе пастырям, которые пасли самих себя!. а стада не пасли. Слабых не укрепля­ли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали. И рассеялись они и стали пищею всякому зверю» ( Иез.34, 2–5 ). Отличительной чертой доброго пастыря является любовь к пастве. Без любви к ней он не может быть пастырем, он может быть только наемником. Добрый пастырь, по притче Спасителя, о том только и заботится, как бы на­питать Своих овец. «Пастырю дается благодатная сострадательная любовь к пастве, дающая способность переживать в себе скорбь борьбы и радость о нравственном совершенствовании своих пасомых, способность чревоболеть о них. Такое свойство пастырского духа и выражает самую сущность пастыр­ского духа» 250 . Истинные пастыри Христовой Церкви всю жизнь посвящали пастырскому деланию, кротко обличая паству в проступках, убеждая в добре, ободряя в несчастьях. «Вы знаете, – пишет апостол Павел, – как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли» ( 1Сол.1,11–12 ). Добрый пастырь всецело живет любовью к пастве. Способность к любви, как особый дар, дается пастырю в хиротонии, однако усвоение и поддержание его в себе зависит от стремлений человеческого духа. Эту Христову любовь и имел св. Иоанн Златоуст . Он говорил: «я ношу все в сердце моем, вы занимаете все мои мысли, у меня нет другой жизни, кроме вас и попечения о вашем спасении» 251 . Эта благодатная любовь, данная пастырю в хиротонии, в процессе истинной пастырской деятельности все более и более развивается. «В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» ( 2Кор.11,27 ) вырабатывается жертвенная пастырская любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

   Да, если бы мы почаще беседовали со своей совестью, если бы чаще внимали голосу этого нашего, хотя строгого, но верного друга, то сознавали бы живее свои недостатки. В нас исчезла бы самомечтательность. Мы бы увидели себя во всей своей малости. А это сделало бы нас кроткими, покорными, богобоязненными, терпеливыми.    Проще живите, проще одевайтесь, проще говорите — и вы будете любимы Господом. Чтобы вразумить слепую надменность людей, Господь устами пророка сказал: «Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:1, 2). «Что гордится земля и пепел?» — спрашивает премудрый у гордых мира сего (Сир. 10:9).    Пусть же в минуты приступа самолюбия каждый из нас предложит себе этот вопрос. Правильный ответ способен дать на него только тот счастливый человек, тот раб Божий, которого Сам Спаситель провозгласил нищим духом и которому Самим Спасителем указано и безвозбранно отверсто небесное царство. Аминь. Поучение о Христианской нравственности...     Пастырь добрый жизнь свою полагает за овец    (Ин. 10:11)    Вот что говорит Иисус Христос в евангельской притче нам, приготовляющимся встретить благоговейным воспоминанием подвиги и благочестивые труды святителя и чудотворца Николая.    Если глубже вникнем в притчу, повествующую о добром Пастыре, то увидим здесь светлое изображение доброго, т. е. честного человека, каким везде должен быть христианин.    Да, пастырь добрый есть каждый христианин. Есть у него своего рода овцы, есть и двор овчий; есть волк, угрожающий овцам, есть и страж, стерегущий двор. Что же это за овцы? Это нежные, добрые способности и дарования души. Это наше стремление к знанию и наклонность к добру; это разум и воля. Пасти — значит образовать их в училище веры и воспитывать в правилах закона Божия. Кто ищет сердцем истины и добра, кому дорога правда, честь и честность, тот и есть добрый пастырь, о котором говорится в притче Христовой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Как страшно звучит это прещение Божие, изреченное на недостойных пастырей, еще в Ветхом Завете.    А далее Сам Господь указывает на эту сущность пастырского служения, состоящую в заботе пастыря о каждой отдельной душе:     «Я буду пасти овец Моих, и Я буду покоить их; говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде  (там же 15—16).    В Новом Завете древне-еврейскому слову «рое» соответствует греческое слово «пимин», которое обычно производят от корня «по» — «питать», родственное слову «поу» — стадо от корня «по» — защищать. Примечательно, что слово «пу» означает стадо именно мелкого скота, которое по слабости и беззащитности особенно нуждается в заботе, тщательном уходе за ним, в том, чтобы кормить и защищать его. Классическим местом Нового Завета, где употребляется именно это слово «пимин», является 10-ая глава Евангелия от Иоанна, излагающая притчу Господа Иисуса Христа о «добром пастыре». «Пастырь добрый зовет своих овец по имени», овцы «за ним идут, потому что знают голос его», «пастырь добрый знает своих овец, и овцы знают его» (Ин.10:1—15) и так самоотверженно любит их и заботится о них, что готов душу свою положить за них. Другое замечательное место Нового Завета, трактующее об истинном пастырстве, это — «притча об овце заблудшей» (Лк.15:4—6), которая подчеркивает именно индивидуальную заботу пастыря о каждой отдельной овце: потеряв одну из своих овец, пастырь добрый оставляет 99 овец в пустыне и идет искать заблудшую, пока не найдет ее, а нашедши, возьмет ее на плечи свои и, пришед домой, радуется о ней больше, нежели о 99-ти незаблудших.    Из всего вышесказанного, на основании Священного Писания, ясно видно, что пастырское служение это не есть только чисто-формальное исполнение совокупности известных прав и обязанностей, возложенных Церковью на одного человека-пастыря, чисто-внешное отбывание ряда повинностей, чисто-административный труд, но нечто несравненно-большее, недоступное обыкновенным естественным силам рядового грешного человека, не освященного, не просветленного, не укрепленного на этот поистине сверхъестественный, сверхчеловеческий труд силою благодати Божией.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Вот что говорит Спаситель: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (ст. 9–11). Несколько странные слова: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет». Кто через Господа Иисуса Христа входит в Церковь, тот через Него восходит к высшим духовным состояниям и как бы обретает пастбища, подобно тому как как овцы, поднимаясь в горы, находят там богатые травами луга. «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы». И таким добрым пастырем, даже, можно сказать, такой дверью, для своих словесных овец явился святитель Григорий Палама. Он выступил на подвиг защиты православного учения о Божественных энергиях, когда был еще священником и отшельничал на Афонской Горе. Как кажется, он не должен был иметь какого-либо отношения к тому, что происходило в миру и волновало умы людей в больших городах. Но он не смог остаться безразличным к тому, что попирается Истина, и выступил на ее защиту. Казалось бы, какое отношение к спасению людей и вообще к жизни большинства православных христиан имело то учение, те догматы, которые защищал святитель Григорий? Ведь они по большей части касались жизни безмолвников. И предметом обсуждения в тех богословских спорах являлся опыт только немногих из безмолвников (по-гречески «исихастов»). Однако, как говорит святитель Василий Великий , если мы исказим веру в чем-то малом, то потом незаметно дойдем и до искажений в самом главном. А богословские споры велись совсем не о малом предмете, речь шла о принципах христианской жизни. Пусть даже и немногие достигают тех возвышеннейших духовных состояний, о которых спорили Варлаам и святитель Григорий Палама, но принципы духовной жизни одинаковы для всех: и для обыкновенного мирянина, живущего как будто бы в суете, и для подвижника-безмолвника. Дело происходило следующим образом. Некий Варлаам Калабрийский, итальянский грек (на юге Италии в то время проживало множество греков), приехал как некий ревнитель Православия из Италии в Грецию. Он сумел войти в доверие к византийскому императору, с некоторыми его дипломатическими поручениями ездил в Италию и мечтал прославиться как философ. Но образованность византийской интеллигенции (если можно здесь употребить это современное слово) в то время была, конечно же, неизмеримо выше, чем образованность людей на Западе. Пытаясь блеснуть на философском поприще в Константинополе, Варлаам потерпел поражение перед другим знаменитым византийским философом.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010