И у пророка, поручение некогда избранного, а теперь погибавшего стада пасению доброго пастыря, действительно, представляется, как последнее дело благости Божией, по отношению к жестоковыйному народу. Ибо Я не жалею жителей сей земли, говорит Иегова, потому что употребил все средства к их нравственному исправлению – и напрасно. И вот, Я отдал людей в руки друг друга, и в руки царя их; и будут губить землю; и не избавлю от руки их ( Зах. 11:6 ), то есть, как толкует это место св. Ефрем Сирин , «священников, покупающих священство, предам в руки собратий их священников, чтобы каждый ближним своим лишаем был священства так же нечестиво, как нечестиво приобрел оное сам. В словах: в руце царю своему – пророк подразумевает или царей сирийских из дома Селевкова, или Кесаря (сравн. Ин. 19:20 ). Цари греческие разграбили землю иудейскую, римляне довершили сие разграбление, лишив ее жителей и обратив в пустыню» 241 . Впрочем, окончательное истребление овец заколения, по определению Божественному, должно будет случиться, как говорит пророк, уже тогда, когда и добрый пастырь не упасет испорченного стада. И буду пасти овец, говорит добрый пастырь, обреченных на заклание, овец поистине бедных. И возьму Себе два жезла, и назову один – благоволением, другой – узами, и ими буду пасти овец ( Зах. 11:7 ). Во исполнение воли Божией, добрый пастырь принял на себя управление нечестивым, достойным Божественного отвержения, народом 242 ; но и его управление обнаружило только глубину нравственного падения, недостойного именоваться Божиим, народа 243 . Средство, какое избрал добрый пастырь, чтобы управить, глубоко погрязший во зле, народ на путь истины, заключалось в обильных дарах благодати, которые он изливал на этот зачерствелый народ, чтоб сколько-нибудь умягчить его, и, таким образом, приблизить к Богу, сделав достойным того нового завета, который он от лица всего человечества имел заключить с Богом, и тем восстановить вечный союз Его с согрешившим человечеством 244 . Все, что можно было, сделано было с этой целью добрым пастырем: слепые – прозревали, хромые – ходили, прокаженные – очищались, глухие – слышали, мертвые – воскресали и нищие – благовествовали (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Об этой же полноте Иисус говорил Никодиму, когда утверждал, что не мерою дает Бог Духа ( Ин.3:34 ). Полнота духовных даров дается человеку через жизнь в Церкви, символически изображаемой двором для овец, со всех сторон окруженным крепкими стенами. Во-вторых, добрый пастырь полагает жизнь свою за овец. Здесь Иисус прямо говорит о предстоящей Ему смерти и о ее значении для Своих последователей. Он умирает за них, приносит Себя в жертву ради искупления их грехов. Он не боится диавола, но вступает с ним в рукопашный бой. Вся земная жизнь Иисуса сопряжена с борьбой против диавола, начиная от искушения в пустыне, включая многочисленные случаи изгнания бесов и кончая тем временным и кажущимся торжеством диавола, которое обернулось победой над ним: смертью Иисуса на кресте. Он принимает эту смерть добровольно, потому что чувствует Свою ответственность за овец и потому что никто другой не может спасти их от волка. В буквальном переводе с греческого слова Иисуса звучат так: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает душу свою за овец… Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и душу Мою полагаю за овец». Слово ψυχ («душа») в языке Иисуса обычно означает «жизнь» (например, в Мф.16:25 : Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее). Этим и обусловлен выбор слова «жизнь» в русском Синодальном переводе для передачи греческого ψυχ. В-третьих, Иисус знает Своих овец, а они знают Его: глагол γινσκω («знать») функционирует здесь в обоих направлениях, подчеркивая, что путь богопознания – это не улица с односторонним движением: по этому пути человек идет навстречу Богу, а Бог идет навстречу человеку. Знание Иисусом Своих учеников метафорически изображается в образе пастуха, зовущего овец «по имени». На языке Библии имя – не просто кличка: оно отражает внутреннюю суть человека. Звать кого-то по имени – значит проникать в его душу и сердце. В этом основной смысл истории о том, как первозданный Адам нарекал имена животным ( Быт. 2:19–20 ): давая им имена, он проникал в их внутреннюю суть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

11. Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных. (Аки пастырь упасет паству, и мышцею своею соберет агнцы, и имущыя во утробе утешит). Народ Еврейский, плененный многими врагами, стал подобен стаду, рассеянному зверями. Но Господь снова явится его пастырем бдительным и добрым: примет его под свое непосредственное водительство и приведет ко двору своему. Как неусыпно попечительный, Он «мышцею своею соберет агнцев», – не доверит наемнику или помощнику, но именно Сам соберет, так как ему одинаково дороги все овцы; Он соберет и агнцев, которые обычно слабы, пугливы, незаметно остаются сзади стада и легко теряются. Как нежно добрый пастырь, Он «и имущыя во утробе утешит»: овцы, имеющие в утробе детенышей, естественно с трудом и медленно ходят, легко падают, страдают от толчков и болезненно разрешаются. Щадя овец и детенышей, еще не родившихся, милосердый Пастырь поведет их осторожно, по ровным стезям, на злачные пажити – для верного спасения овец и агнцев. Так Господь – Пастырь добрый соберет в свое царство не только мужественных и бодрых, но и слабых, беспомощных, труждающихся и обремененных – ради спасения их. Таким Пастырем-Спасителем явил и нарек Себя Иисус Христос, который не только спасал всех труждающихся и обремененных, но и жизнь свою предал за спасение мира. 12. Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы? (Кто измери горстию воду, и небо пядию, и всю землю горстию? Кто постави горы в мериле, и холмы в весе?) Так как современники пророка не совершенно твердо верили обетованиям о спасении и, в виду предсказанного им бедствия – плена Вавилонского, неутешно скорбели; то пророк в сильных чертах изображает им беспредельное величие Бога-Спасителя, и, вместе с тем, показывает, что не только вавилоняне, но и боги их ничтожны перед Иеговой – Творцом мира. Рядом вопросов пророк научает, что могущество Господа неизмеримо в созданном Им мире, тем более – в Его существе. Человек, обыкновенно, все измеряет горстью и пядью; но ни количество воды под небом, ни протяжение самого неба над водой не могут быть измерены горстью и пядью. Тяжесть вещества человек обыкновенно измерял весом, полагая определенную тяжесть на мерило – на чашку весов; но таким способом он не может определить тяжесть гор и холмов. Так неизмерима сила всемогущества Божия, которым созданы и содержатся величайшие горы: она достаточна для того, чтобы разрушить и все укрепленные горы и холмы вавилонян и оградить благословенный Сион.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

А. Фрикен Часть третья Изображения Спасителя, Богоматери и Апостолов у первых христиан I Образ основателя новой веры – Спасителя, обещавшего жизнь вечную верующим в Него, разумеется, должен был появиться у последователей Его учений раньше всех других религиозных изображений, и при первой попытке христиан выразить фигуративно свои верования, надежды и стремления. Мы, в самом деле, видим, что идеальный образ Сына Божьего встречается у христиан уже в период апостольский, одновременно с самыми ранними их символическими знаками. Первоначально, христиане представляли Спасителя добрым Пастырем. Фигура пастуха долгое время, почти исключительно, напоминала им божественного Учителя и повторялась ими на, всякого рода, памятниках, всюду, где в первые века проповедовалось христианство: в Риме, в Италии, в Галлии, в римской Африке, в странах Востока, вообще, по берегам Средиземного моря. Мы встречаем ее во фресках подземных гробниц, в барельефах саркофагов, на дисках ламп, на стеклянных чашах, на разных камнях и т. д. В Евангелии Христос не раз сравнивает Себя с добрым Пастырем, так, например, Он говорит: «Я есмь Пастырь добрый; Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не Пастырь, которому овцы не свои, видит приходящого волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и не радит об овцах. Я есмь Пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора; и тех надлежит Мне привесть: и оне услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» ( Ин.10:11–16 ). В другом Евангелии, именно, св. Луки, Спаситель говорит: «Кто из вас, имея сто овец, и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне, и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А, нашедши, возьмет ее на плечи свои с радостью» ( Лк.15:4–5 ). Эти слова Евангелия вызвали среди первых христиан символическое изображение Спасителя, под видом доброго Пастыря, окруженного Своим стадом, но, всего чаще, несущего овечку на плечах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. Поздравляю вас, братья и сестры, с днем памяти святителя Игнатия (Брянчанинова), столь ныне почитаемого, в особенности людьми, ищущими духовной жизни. Чтение его сочинений в наше время так необходимо, и в первую очередь монашествующим, что по тому, любит ли монах читать творения святителя, можно узнать, живет он духовной жизнью или нет. Это не означает, что чтение других святых отцов таким образом упраздняется, но нужные для себя советы человек научится извлекать у них лишь постепенно, со временем, с опытом. Святитель Игнатий дает советы, как читать древних святых отцов, как к ним относиться. Это тоже очень важно. В наше время, когда живое наставническое слово либо вовсе оскудело, либо не вполне доставляет нам то, чего мы от него ожидаем, чтение творений святых отцов, начиная с сочинений святителя Игнатия, приобретает в монашеской духовной жизни первостепенное значение. От этого зависит все: спасется человек или погибнет, наследует он вечное блаженство или вечные муки. Поэтому всякий ищущий спасения вынужден в наше время обращаться по большей части к книгам, а из них ему необходимо в первую очередь прочесть святителя Игнатия. Миряне также пусть не избегают его сочинений, потому что они столь осторожны и столь детально разработаны, что запутаться в этих книгах, пожалуй, невозможно. Люди, увлекающиеся туманными рассуждениями, мечтательностью или наклонные к прелести, как правило, не любят читать святителя Игнатия.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Иисус Агнец и Пастырь Жертвенный Отрок в Исаие ясно не обозначен; у Него нет ни имени, ни времени, ни места, ни других признаков. Но есть дело смирения и величия, без которых Царство Божие не может быть совершено. И в конце мы понимаем, что это Логос, Слово в смысле Ин 1:1. Это Слово — Иисус Христос, Тот, о Ком было видение Исаии. Одно из самых глубоких толкований Иисуса как Отрока действительно содержится в Евангелии от Иоанна: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29) — слова Иоанна Крестителя, Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец и знаю Моих, и Мои знают Меня и жизнь Мою полагаю за овец (Ин 10:11,14,15) — слова Спасителя о Себе. Как образ в 22-м псалме одновременно агнец и пастырь, так и в этом Евангелии у Иисуса двойная роль: Он невинен, как жертвенный агнец и козёл отпущения, и Он Пастырь, отдающий Свою жизнь за овец. В Послании к Евреям (Евр 10) также даётся глубокое размышление о жертвенной смерти Иисуса как совершенном воплощении храмовых жертвоприношений: тогда как священники должны и многократно приносят одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов, Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога (Евр 10:11); и через Него мы смогли вступить в новые отношения с Господом и обрести мир. Мы смогли увидеть великий круг жертвоприношений, обнимающий весь мир, — невинные животные заняли место человека, а их место занял Сын Человеческий. Иисус принёс совершенную и вечную жертву, навсегда сделав совершенными освящаемых (см. Евр 10:14), а терпящие животные в своей простоте послужили приуготовлением Его пути и вечно пребывают в Его любви. В колеснице вельможи Крещение эфиопского вельможи — один из ярких эпизодов в Деяниях святых Апостолов (Деян 8:26–40). Вельможа возвращался из паломничества в Иерусалим и, сидя на колеснице, читал пророка Исаию. В это время Ангел Господень послал апостола Филиппа на пустынную дорогу в Газу и велел приблизиться к колеснице. Вельможа попросил Филиппа разъяснить ему непонятное место — о ком говорит пророк: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. Филипп, начав от этого места Писания, благовествовал ему об Иисусе. Вельможа, уверовав и исповедуя Иисуса Христа Сына Божия, попросил Филиппа крестить его и остановился у воды. Когда они вышли из воды, Дух

http://pravmir.ru/referat-dzh-iton-krug-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Иисус называет Себя «Пастырем добрым»: чем это могло расстроить иудеев, ожидавших Мессию? 4 мин., 03.08.2023 Выражение «пастырь добрый» мы знаем, главным образом, из Евангелия. Так говорит о себе Иисус Христос: Я есмь пастырь добрый (Ин 10:11). Но что это выражение значило для иудеев, к которым были обращены слова Христа? Объясняем, что именно имел в виду Христос, именуя себя добрым пастырем. Скотоводство наряду с земледелием было одним из основных занятий в Древнем Израиле, поэтому образы, заимствованные из пастушеской жизни, были привычны и хорошо понятны людям. Иудеи знали, насколько трудной была жизнь пастуха. Его работа была сопряжена со многими опасностями: ему приходилось следить, чтобы стадо не разбредалось, чтобы овцы не сорвались с обрыва и не заблудились в горах. Пастух охранял стадо от диких зверей, оберегал его от воров. Бывали случаи, когда пастух жертвовал своей жизнью ради спасения овец. В библейском контексте образ пастыря или пастуха, который с любовью и ответственностью заботится о своем стаде, употреблялся по отношению к Богу или земному правителю. Так, например, Бог называется пастырем в ветхозаветной книге Псалтирь: Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя (Пс 79:2). Народ, со своей стороны, представлен здесь в образе стада: А мы, народ Твой и Твоей пажити овцы, вечно будем славить Тебя (Пс 78:13). Важно, что и о Мессии, Спасителе, в Библии тоже говорится как о Пастыре: Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных (Ис 40:11). SONY DSC В Книге пророка Исаии Господь устами пророка называет пастырем царя Кира II Великого, который вошел в историю как мудрый, справедливый правитель, позволивший иудеям вернуться из вавилонского плена на родину и восстановить Иерусалимский храм, разрушенный ранее вавилонянами: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: « ты будешь построен! » и храму: « ты будешь основан!» (Ис 44:28).

http://foma.ru/iisus-nazyvaet-sebja-past...

Я семь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. Поздравляю вас, братья и сестры, со вторым воскресеньем Великого поста, которое посвящено памяти святителя Григория Паламы . Каждое воскресенье Великого поста помимо собственно того, что это воскресный день, имеет еще и свой особенный смысл. Прошлое воскресенье было посвящено Торжеству Православия, а именно воспоминанию того события, когда при содействии необыкновенного чуда Православие окончательно восторжествовало и иконопочитание одержало победу над иконоборческой ересью. Сегодня же мы празднуем память святителя Григория Паламы и вспоминаем не только его благочестивое житие, но и, прежде всего, его возвышенное учение. Этот подвижник благочестия происходил из знатного рода. Его отец, министр при дворе византийского императора, будучи мирянином, необыкновенно преуспевал в умном делании. Надо думать, что и всех своих детей он наставлял соответствующим образом. Известно, что сам святой Григорий Палама — он упоминает об этом в своих писаниях, так же говорят и другие источники — был учеником митрополита Феолипта, знаменитого святителя и наставника умного делания. После смерти отца Григорий Палама, даже не окончив обучения (хотя он мог бы получить блестящее по тем временам образование), уговорил всю свою семью разойтись по монастырям. Он все оставил и ушел с братьями на Афон, а свою мать с сестрами определил в девичий монастырь. Казалось бы, этот человек, искавший только уединения, должен был так и окончить свои дни в покаянии. Почти сразу после своего пришествия на Афон он предал себя в послушание духоносным старцам и подвизался в отшельничестве. Но случилось так, что этому пустыннику и подвижнику понадобилось выступить на защиту Православия, а именно на защиту православных монахов-безмолвников от мирских мудрецов века сего, имевших ложные представления об умном делании.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Второй, и главный, образ, относящийся в притче к Самому Христу – Пастырь добрый: «Аз есмь пастырь добрый» ( Ин. 10: 11 ). Смысл этого образа для иудеев был прозрачен. Ветхий Завет знает много примеров, когда отношения Бога и Израиля уподоблялись отношениям Пастыря и паствы. Иисус к Себе относит хорошо известный иудеям из Писания образ Бога как Пастыря доброго, и прежде всего мессианское обетование о Пастыре у пророка Иезекииля: «Это говорит Господь Бог: О пастыри Израилевы! Не пасут ли пастыри самих себя? Не овец ли пасут пастыри? Вот, молоко едите, и шерстью одеваетесь, и откормленных закалаете, а овец Моих не пасете! Ослабевших не укрепляли, больных не врачевали и пораненных не перевя зывали, заблудившихся не отыскивали, а крепких изнуряли трудом! И рассеялись овцы Мои, ибо нет пастырей, и стали пищею для всех зверей диких, и рассеялись овцы Мои по вся кой горе, и по всякому холму высокому, и по лицу всей земли, и не было отыскивающего, ни возвращающего. …Так говорит Господь Бог: вот Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от рук их, и отставлю их от пасения овец Моих, и не будут уже их пасти пастыри, и отниму овец Моих из уст их, и уже не будут им в пищу. …И восставлю над ними пас тыря единого, и будет пасти их, и раба Моего Давида, и будет их пастырем, и Я Господь буду им Богом, и Давид начальник посреди их. Я Господь изрек. И завещаю Давиду завет мира, и уничтожу зверей злых с земли, и будут обитать в пустыне, и будут спать в дубравах. И дам им вокруг горы Моея, и дам дождь вам, дождь благословения. И деревья полевые дадут плод свой и земля даст плод свой» ( Иез. 34: 2–6, 10, 23–27 ). Здесь пророком возвещено и оставление от начальства фарисеев над народом и что после них подлинным пастырем над словесными овцами станет Мессия – происшедший по плоти от Давида Христос. Кроме приточного, но ясного откровения Иисуса о Себе как о Боге и Мессии тут важна и другая, сопутствующая первой мысль: отношения Бога и Израиля вступают в новую фазу отношений, отныне союз, завет заключается кровью Пастыря. Время жертв-прообразов прошло, добровольной и настоящей жертвой за овец становится Сам Пастырь: «Пастырь Добрый душу свою полагает за овцы» ( Ин. 10: 11 ). Господь акцентирует добровольность этой жертвы: «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» ( Ин. 10: 18 ). Таким образом Иисус показывает, что Он – Начальник Жизни (ср.: Ин. 1: 4 ): в отличие от других людей, Христос не мог бы пострадать без Своего на то желания, соизволения, но добровольно приняв смерть, Он воскреснет. В Воскресении Христос явит Себя как источник жизни, которую Он может дать и верующим в Него – тем, кто дверью входит во двор: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» ( Ин. 10: 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Желаю, возлюбленные, праздновать, хочу торжествовать; это – священный день света, и печать праздника, и дверь торжества. Он (праздник) запечатывает вифлеемскую пещеру, где ветхий денми, как грудной младенец, возлежал в яслях; но открывает иорданские источники, где опять Он крестится с грешниками, даруя миру отпущение грехов Своим пренепорочным телом. Но когда изшел из утробы на землю, Он явился детям как дитя, человекам как человек, матери как сын, пастырям как пастырь: «Я... пастырь добрый», положивший душу «свою за овец» ( «аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый душу свою полагает за овцы»), – говорит божественное Писание ( Иоан. 10:11 ). Теперь Он намерен придти к источникам иорданским, (источникам для) мытарей и грешников, из желания омыть с них грехи. И велико чудо этого торжества. Мудрейший Павел возглашает словами: «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» ( «явися бо благодать Божия спасительная всем человеком») ( Тит. 2:11 ), и во всем мире преизобилует радость. Радуется небо, так как первым слышит исходящий голос; освящается воздух парением Духа; водное естество научилось омывать души вместе с телами. И вся тварь совершает праздничное веселье; скорбит только диавол при виде приготовленной купели, давящей лишь его. Что же говорит (евангелист)? «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» ( «Тогда приходит Иисус... на Иордан ко Иоанну креститися от него. Иоанн же возбраняше ему, глаголя: аз требую тобою креститися, и ты ли грядеши ко мне?») ( Мф. 3:13–14 ). Кто видел, что владыка стоит перед рабом? Кто видел, что царь склоняется главой к воину? Кто видел, что подвигоположник награждается борцом? «Мне надобно креститься от Тебя». Ты сам, Владыко, дай мне, говорит, то, что намерен даровать миру, крещение. «Мне надобно креститься от Тебя», потому что я подвержен прародительскому греху, ношу в себе яд змея; мне нужно смыть нечистоту древнего преступления, а Ты за какие грехи пришел для крещения? У Тебя есть свидетельство пророка о Тебе: «Он...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010